Влияние китайской торговой интернет-платформы на развитие электронной коммерции в России: социологический анализ
Работа посвящена влиянию китайской торговой интернет-платформы на развитие онлайн-торговли в России. Представлены основные понятия и концепции электронной торговли, история развития электронной коммерции в мире, состояние рынка интернет-торговли в России и Китае. С целью изучения поведения потребителей Aliexpress был проведен анкетный опрос российских пользователей. Был сделан вывод, что Aliexpress пользуется спросом в России, занимает прочное место на рынке.
В начале XXI века, с появлением эпохи web 2.01, Интернет стал использоваться все более и более широко. Электронная коммерция постепенно стала крупной бизнес-структурой, у которой есть свои социальные черты и особенности. Google, Amazon, Alibaba и другие мировые гиганты расширяют свое влияния, в результате которых происходят новые изменения в обществе.
В настоящее время экономика Китая продолжает демонстрировать уверенный рост темпов развития, но международная торговля продолжает сохранять невысокие показатели. Интернет и электронная коммерция повышают эффективность рынка Китая, информация о товарах стала распространяться намного быстрее, а торгово-таможенные барьеры постепенно сокращаются. Трансграничная электронная торговля внесла новые изменения в структуру торговли, и экономические связи между странами и регионами по всему миру становятся все более тесными. Цифровая экономика и искусственный интеллект оказывают глубокое влияние на человеческое общество и экономику.
За последнее десятилетие мировой рынок электронной коммерции быстро вырос, и эта тенденция продолжается. В 2012 году,
1
O’Reilly Т. Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know.
O’Reilly Media, Inc. 2009. С. 22.
3
AliExpress вышёл на российский рынок. В 2014 году, AliExpress стала крупнейшей платформой электронной коммерции в России, ежедневно из Китая в Россию отправляется более 500 000 посылок. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году из 290 млн трансграничных отправлений 91% пришелся на посылки из Китая. Сейчас AliExpress.com является самой популярной интернет-площадкой с китайскими товарами у россиян — доля маркетплейса составляет 86,8%. Статистика сервиса SimilarWeb показывает, что ежемесячно на сайте AliExpress.com с российских IP- адресов совершается 147,7 млн посещений, а количество уникальных пользователей в месяц составляет 36,9 млн. С 11 сентября 2018, Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФон» и РФПИ создали AliExpress Russia, а с 20 февраля 2019, «ВКонтакте» начал продавать товары с AliExpress.
«AliExpress Россия» (входят маркетплейсы AliExpress, Tmall и Pandao) раскрыл результаты ежегодной распродажи: за 11 и 12 ноября 2019 года заказы на площадке оформили пять миллионов россиян, которые купили не менее 30 млн товаров. Общая сумма покупок составила 17,2 млрд рублей — в среднем россияне покупали товаров на 350 млн рублей в час, отметил ритейлер. Более 15% оборота пришлось на российских продавцов — это рекордный показатель для
4
«AliExpress Россия».2
Несомненно, развитие AliExpress повлияло на российскую и китайскую экономику и, оказало другие влияния на совершенствование электронной коммерции в России и Китае.
Объект исследования: электронная коммерция в России и Китае.
Развитие AliExpress в России.
Предмет исследования: проблемы социально-экономического развития, который AliExpress привносит в общество в России и Китая.
Гипотезы исследования
1. AliExpress имеет значительное влияние на российский рынок электронной коммерции.
2. AliExpress способствует развитию российской и китайской экономики.
3. AliExpress создал больше рабочих мест в России и Китае.
Цель исследования: провести анализ развития электронной коммерции и влияние AliExpress на российские и китайские
2 Посыпкина А. AliExpress впервые раскрыла результаты своей главной распродажи по России // [Электронный ресурс ] // РБК 2019. URL: https://www.rbc.ru/business/13/11/2019/5dca6f789a7947b747aec877 (дата обращения: 10.02.2020).
5
социально-экономические проблемы с точки зрения социологии.
Задачи исследования:
1. Изучить концепцию электронной коммерции и ее мировое развитие;
2. Рассмотреть направление развития и основные показатели китайско-российской электронной коммерции;
3. Изучить развитие AliExpress на мировых рынках и прогнозировать его перспективы развития в России;
4. Раскрыть принятую в России систему развития платформы AliExpress;
5. Изучить причины, по которым потребители российского рынка выбирают AliExpress, и их уровень оценки товаров AliExpress.
Теоретико-методологической основой работы являются исследования ученых о рынке и потребительском поведении в сетевой среде, а также исследования, посвященные развитию и функционированию платформ электронной торговли.Для решения поставленных задач в работе проводилось анкетирование интернет- пользователей, покупающих товар на AliExpress.
Эмпирическая база исследования состоит из результатов проведенного анкетирования пользователей AliExpress в России.
6
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены для продвижения платформ электронной торговли в России.
Новизна работы заключается в изучении влияния AliExpress на развитие российской интернет-торговли
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В результате проведенного исследования были получены
нижеследующие выводы:
Всё-таки электронный рынок по сравнению с традиционным рынком
всё ещё недостаточно силен. Его потенциал реализовывался не до
конца по таким причинам, как:
1. Темпы роста коммерции в электронной торговли опережают
темпы принятия актуальных законодательных актов.
В следствие этого возникает проблема защиты права
интеллектуальной собственности на товар или услугу, которые
реализуются в рамках электронной коммерции, такие проблемы
финансового и характера договорного. В связи с чем, возникает некое
недоверие со стороны инвесторов и возможных покупателей;
2. Также, по-прежнему существуют проблемы, которые связаны
с глобальной концепцией электронной коммерции. К таким
типам относятся:
a. Нет уверенности в том, что в другой точке мира реально
будет существовать компания – партнер, которая
предлагает товары или услуги;
b. Разница в традициях и правилах по ведению бизнеса в
этих компания, в том числе присутствие языкового
барьера;
3. В сфере безопасности электронной коммерции имеется
оправданная угроза. Для сведения таковых к минимуму
необходимо использовать надежные и эффективные
механизмы, которые гарантировано бы предоставляли
конфиденциальность, авторизацию и идентификацию – в
настоящий момент это не представляется возможным.
4. Также, есть необходимость в представления наличия
универсальности и стандартизации взаимодействия и
совместимости сетей.
Это необходим для того, чтобы все участники данной электронной
торговли могли и имели доступ к необходимым сайтам
организаций не имели бы значения географические положения,
особенности интернет-сети;
Кроме вышеизложенного, также, стоит добавить, что по
результатам проведенного исследования можно сделать вывод –
Китай – это безусловный лидер Интернет-коммерции по
абсолютному большинству товарных групп в России. Так, Китай стал
абсолютным лидером по сбыту на Российский рынок электроники,
одежды и продуктов для личных и бытовых нужд за счёт правильного
размещения на страницах платформы сети интернет AliExpress
Group.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!