Влияние коренного населения на политические процессы в «Карибской Амазонии»
Целью данной работы является выявить степень влияния политической активности коренного населения в “Карибской Амазонии” на состояние их уровня жизни, их вовлеченность в политический процесс в регионе, а также определить те трудности, с которыми сталкиваются данные объединения в процессе взаимодействия с государственными институтами. Для достижения поставленной цели автор изучает международное законодательство в сфере прав коренного населения, выявляет исторические предпосылки активизации коренного населения, анализирует коренные движения и степень их вовлеченности в политические процессы в регионе, рассматривает мобильность индейского населения на примере каждой из трех стран и рассматривает современные проблемы коренного населения в регионе. Сценарий тройной границы позволил представить формы, с помощью которых коренные народы стали главными действующими лицами, мобилизуясь на то, чтобы требовать внимания к своим потребностям и заставить Кооперативную Республику Гайану, Федеративную Республику Бразилию и Боливарианскую Республику Венесуэла соблюдать свои юридические обязательства перед коренным населением.
Оглавление
С 1970-х годов в большинстве стран Латинской Америки происходит процесс развития политической активности у коренного населения. За этот короткий период права коренных народов и их политическая активность мало изучены в международных отношениях, хотя этот процесс протекает в обоих Америках. Для исследования был выбран регион «Карибской Амазонии», в котором будут исследоваться три страны: Бразилия, Венесуэла и Гайана. С геополитической точки зрения Карибская Амазония – это регион поздней оккупации, колонизированный четырьмя различными европейскими державами, поэтому в нем прослеживается различная динамика развития. Кроме того, он имеет общие факторы, такие как этнические группы, проживающие на приграничной территории. Коренное население региона организует и создает союзы для усиления своей политической активности, чтобы быть услышанным, признанным и уважаемым.
Благодаря международной политике в области прав человека, конституционной реформы, которая произошла в Латинской Америке в последней половине двадцатого века и демократическим режимам в странах, коренное население получило возможность создания объединений, с целью защиты своих прав и свобод. Этот процесс стал способствовать появлению на международной арене новых акторов в лице коренных народов. Эта политизация коренного населения привела к тому, что индейское население стало открыто заявлять о своих проблемах и отстаивать свои права. Конституции Гайаны, Бразилии и Венесуэлы были приняты в 1980 г., в 1988. г. и в 1999 г. соответственно. Каждая из них уделила значительное внимание состоянию коренного населения, пытаясь соответствовать международным стандартам в отношении них. Однако на сегодняшний день большинство старых проблем остаются нерешенными, более того к ним присоединяются новые. Коренное население по прежнему рассматривается, как граждане “второго сорта”, острой остается проблема образования, здравоохранения и уровня жизни в целом. Также на международный уровень выходить экологически нестабильная ситуация в регионе. Отсюда становится необходимой научное изучение моделей поведения этнических малых народностей в условиях современной реальности
В качестве объекта исследования рассматривается роль индейских организаций в общественно-политической жизни “Карибской Амазонии”. Предметом исследования являются специфика формирования, структурирования и развития этнополитических процессов в данном регионе.
Исходя из этого, целью данной работы является выявить степень влияния политической активности коренного населения в “Карибской Амазонии” на состояние их уровня жизни, их вовлеченность в политический процесс в регионе, а также определить те трудности, с которыми сталкиваются данные объединения в процессе взаимодействия с государственными институтами.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучение международного законодательства в сфере прав коренного населения
рассмотрение степени согласованности правовых систем трех стран с новым международным порядком в сфере прав коренных народов
характеристика специфики термина “самоопределения” для коренного населения
выявление исторических предпосылок активизации коренного населения
анализ коренных движений и степень их вовлеченности в политические процессы в регионе
рассмотрение мобильности индейского населения на примере каждой из трех стран
рассмотрение современных проблем коренного населения в регионе
Источниковая база работы разделена на несколько групп документов.
В первую группу отнесены документы международных организаций, такие как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция МОТ 107 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (1957 год), Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966, Конвенция МОТ 169 о народонаселении коренных народов и племен в независимых странах (1989 год); Всеобщая декларация культурного разнообразия 2002 г.. и Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 год), Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Всеобщая декларация народов (Алжир 1974 года), Декларация о праве на развитие народов Организация Объединенных Наций (1986 год), Конвенция ООН по биоразнообразию (1992 год), Повестка дня на XXI век (Рио-де-Жанейро 1992 года) и Йоханнесбургская декларация (2002 год).
Ко второй группе относятся ключевые национальные документы, затрагивающие данный вопрос (Бразилии, Венесуэлы и Гайаны), такие как Конституции стран, а также “Закон о коренном населении”, приняты в Гайане в 2006 г.
К третьей группе относятся декларации индейских организаций, такие как Декларация Кито: «Коренные народы бассейна Амазонки в защиту своих прав и их территории и их вклад в глобальное изменение климата».
К четвертой группе относятся выступления индейских лидеров, например, Дэви Копенгава.
Вместе с процессом колонизации в начале XVI века, а также добычи природных ресурсов, развивающийся после колонизации региона европейцами, произошел процесс включения “карибского” человека в заморские социальные системы.
Что касается местного населения, у которого на доевропейской фазе был свой образ жизни, оккупация их территорий и контакты с поселенцами, какими бы ни были их планы, имели глубокие последствия, оставляя след в культурной, демографической, санитарно-экономической сфере.
Основными действующими лицами, которые составляли европейские кадры, были торговцы и миссионеры, те, которые действовали от своего имени и короны; во имя Бога и Рима. В этих рамках Карибская Амазонка и ее народы стали свидетелями прожорливого и беспорядочного разграбления.
Группы были разделены и более четырехсот лет лишены условий определения их судьбы. Они неизменно оставались в трех странах, подчиняющихся монокультурным и индивидуалистическим правовым порядкам и, следовательно, непригодным для получения и разрешения их дифференцированных требований. Эта реальность начала меняться только в период после двух мировых войн, которые вызвали разработку международного режима прав человека, применимого без различия для всех людей, основанного на принципе достоинства человеческой личности.
Первоначально нечувствительная к изменчивости и, следовательно, неэффективная для коренных народов, система не сопротивлялась ни внутренним стимулам, вытекающим из ее принципиальной основы, ни внешним стимулам, возникающих в результате мобилизации исключенных меньшинств. Эта система начала набирать силу и расширять свой охват с помощью ряда правовых документов, не только призванных осуждать виновных за разрушительные результаты колониализма и геноцида перед мировым сообществом, но также содействовать новым правам и призывать все страны уважать множество исторических национальных процессов.
Для индейцев это представляло собой начало нового исторического момента, в той мере, в какой гегемонистский порядок берет на себя принципы демократии и прав человека как быстрые рельсы мирового развития, что приводит к волне конституционных изменений во всем мире. В Континентальной Амазонии все восемь государств способствовали пересмотру своих конституций в период с 1980 по 2008 год, особый акцент делался на коллективные права и участие коренных народов.
Процесс структурной перестройки в Бразилии, Венесуэле и Гайане, который произошел соответственно в 1988, 1999 и 1997-2002 годах, привел к инкорпорации демократических ценностей и прав человека на международном уровне, созданию нового коренного гражданства, который стал новой структурой политических возможностей чувствительной к потребностям коренных народов. Однако, несмотря на достигнутый официальнo прогресс, было отмечено, что фактически это все воплощается неравномерно правительствами Бразилии, Гайаны и Венесуэлы. В любом случае это не означало немедленного расширения гражданства для индейцев, поскольку изученные государства демонстрировали ограниченную готовность действовать в ответ на требования этих групп.
Другими словами, факторы, общие для конституций, которые в настоящее время действуют в этой регионы, в которых подчеркивается признание присутствия прав и особых гарантий для коренных народов или общин, фактически не представляют реальной безопасности эквивалентной социально-юридической позиции в отношении их коллективных прав. Исследование показало, что признание существования коренных народов и их особенности в значительной степени затрудняются государственными аппаратами, сформированными институтами монокультурных традиций, индукторами асимметричных межкультурных диалогов, обусловленными антагонистическим давлением олигархов и традиционно антииндихенистских секторов , что препятствует его консолидации. Отсюда следует, что полная гарантия коллективных прав не была достигнута.
К числу причин, которые приводят к правовой незащищенности, относится неолиберальная модель, в которой происходит сокращение роли участия государства и непрекращающиеся попытки внедрения в мировую экономику, которые поглощает большую часть правительственной энергии при планировании и реализации государственной политики, которые обычно неэффективны в обращении к требованиям этих групп населения, которые по своей природе являются антагонистами гегемонистской модели. Таким образом, несмотря на формальный прогресс во всех трех государствах, было сокращено условие действий для реагирования на эти дифференцированные потребности, что увеличивает хроническое неравенство, которое характеризует регион на протяжении всей его истории, и которое влияет на коренные народы.
Исследование продемонстрировало, что эффект этнофикации конституционных текстов означает конец длительного периода «невидимости» коренных народов, в то же время это привело к появлению институциональных стимулов, которые узаконили признание коренных коллективных идентичностей в интерьере трех государств и достоинство их требований. Учитывая это, можно сделать вывод о том, что в этом новом конституционном порядке существует прогрессивное подкрепление мобилизации индейцев и их политической активности в Бразилии, Гайане и Венесуэле.
Также создание коренных движений влечет за собой тенденцию к организованности и массовости в борьбе за свои права. Спонтанные вспышки недовольства сменяются разработкой политической программы, заключением союзов с другими организациями и структурированию организационной системы в регионе.
Резкая активность коренного населения Бразилии, Венесуэлы и Гайаны связана с ухудшением их социально-политического статуса из-за неолиберальной экономической деятельности правительства в регионе, которая увеличила социальную изоляцию индейцев. Также мобилизация была результатом ухудшения экологической ситуации в регионе.
Проблема коренных народов проявилась в различных процессах, неизменно связанных с другими вопросами, чувствительными к восприятию международного сотрудничества, такими как окружающая среда. Это результаты успешного альянса, поскольку экологи считают, что группы коренных народов имеют значительный вес не только из-за их способности к артикуляции, регионального присутствия и глобального прогноза, но и потому, что они населяют и традиционно используют экологически безопасным способом ресурсы региона Карибской Амазонии.
Эта стратегическая связь обеспечивает достаточную наглядность для учреждений международного развития, требующих от правительств трех стран более пристального внимания и защиты своего коренного населения. По этой причине и в связи с ухудшившимся положением определенных групп в результате предыдущих проектов финансовая поддержка была связана с исследованиями социально-экологических воздействий.
Это было связано с приостановлением проекта системы национальных охраняемых районов Гайаны, финансируемого Всемирным банком / Глобальным экологическим фондом, и рекомендаций, вынесенных по случаю ущерба, причиненного правительством Ваймири-Атрари, произведенного бразильским правительством при строительстве шоссе BR 174 и Периметрального Норта.
Исследование фокусировалось на нескольких новых темах коренных народов с уделением особого внимания лесным службам и биоразнообразию. Невозможно ставить этот вопрос на повестку дня без учета земель Амазонии и коренных народов. Этот регион представляет собой природный комплекс, наполненный природными ресурсами, и культурное пространство, которые позволяют воспроизводство коренных форм жизни, адаптированных к присущему многообразию тропических лесов.
Таким образом, в преобладающем социально-экологическом видении на международном уровне присутствие коренных народов является совместимым и полезным для поддержания лесов и баланса экосистем, которые обеспечивают основные экологические услуги. Это привлекло внимание коренных народов, правительственных и неправительственных организаций и частных учреждений, которые видят возможность осуществления проектов по сокращению выбросов углеродов.
Сценарий тройной границы, позволил представить формы, с помощью которых коренные народы стали главными действующими лицами, мобилизуясь на то, чтобы требовать внимания к своим потребностям и заставить Кооперативную Республику Гайану, Федеративную Республику Бразилию и Боливарианскую Республику Венесуэла соблюдать свои юридические обязательства перед их коренным населением. Он также позволил визуализировать состав его повесток о присутствии коренных жителей в политических пространствах и их местных, региональных и наднациональных связях.
Законодательные акты:
Венская декларация и Программа действий от 25 июня 1993 года / Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена – Официальный сайт ООН – URL: (Дата обращения: 22.12.17)
Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2 ноября 2001 / Прията на Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры – Официальный сайт ООН – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (Дата обращения: 22.12.17)
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года / Принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи – Официальный сайт ООН – URL:(Дата обращения:
Декрет 4.339 / 200241 по биоразнообразию, принятый 22 августа 2002 / Сайт правительства Бразилии.- URL:(Дата обращения: 21.11.17)
Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах от 27 июня 1989 / Принята Генеральной конференцией Международной организации труда – Официальный сайт ООН – URL: (Дата обращения: 22.12.17)
Конституция Боливарианской республики Венесуэлы, принятая 15 декабря 1999 – Ст. 169 / Сайт правительства Боливарианской республики Венесуэлы – URL: f (Дата обращения: 28.12.17)
Конституция Бразилиии, принятая 5 октября 1988 / Сайт правительства Бразили – URL: (Дата обращения: 11.11.17)
Конституция Кооперативной Республики Гайаны, принятая в 1980 г. – Официальный сайт правительства Гайаны – URL: http://www.parliament.gov.gy/constitution/ (Дата обращения: 25.12.17)
Резолюция 59/174 “Второе Международное десятилетие коренных народов мира” от 20 декабря 2004 / Принятая Генеральной Ассамблеей ООН – Официальный сайт ООН – URL:(Дата обращения: 11.10.17)
Устав Организации Объединенных Наций 26.06.1945 / Сан-Франциско – Сайт ООН – URL: (Дата обращения: 12.11.17)
– URL: (Дата обращения: 26.12.17)
DECLARACIÓN DE QUITO PUEBLOS INDÍGENAS DE LA CUENCA AMAZÓNICA EN DEFENSA DE SUS DERECHOS Y SUS TERRITORIOS – – 19 Marzo, 2018- URL: (Дата обращения: 10.05.18)
PORTARIA Nº 534, O MINISTRO DE ESTADO DA JUSTIÇA, URL: (Дата обращения: 20.04.18)
Литература:
а) на русском языке
Гончарова Т.В. Индейские движения в Латинской Америке 70-80-х гг.: идеология и практика / Гончарова Т.В – М.:1993, – С. 26
Налобин С.Н. “Индейская” составляющая “Боливарийской революции” / С.Н. Налобин // Латинская Америка – 2005. №2- С.82-92.
Шинкаренко А.А. “Индейские движения и организации в политических процессах Перу иЭквадора” / А.А. Шинкаренко – Москва – 2010. 180 с.
б) на иностранных языках
Grijalva, A. Sánchez C. Povos Indígenas: Constituições e reformas políticas na América Latina/ A.Grijalva, C.Sánchez// Brasília: INESC. – 2009. – P.124.
Roldan, R. Manual para la formacion en derechos indígenas: territorios, recursos naturales e convenios internacionales / R.Roldan – E: Abya-Yala, 2005 – pp. 58-64
Fany, R. Terras Indígenas & Unidades de Conservação da natureza : o desafio das sobreposições / R.Fany – SP: Instituto Socioambiental, 2004 – pp.78-92
Martí i Puig, S. Pueblos indígenas y política en América Latina. El reconocimiento de sus derechos y el impacto de sus demandas a inicios del siglo XXI / S,Martí i Puig – B: Fundació CIDOB, 2007 – pp.324-331
Souza Filcho, C. O renascer dos povos indígenas para o direito / C. Souza Filcho – C: Juruá, 1998 – pp.157-164
Seitenfus, R. Manual das Organizações Internacionais./ R. Seitenfus – A: Livraria do Advogado, 1997 – pp.257-263
Clavero, B. Las Declaraciones más Vinculantes de Derechos Humanos: 1960 e 2007 / Clavero, B. – URL:(Дата обращения: 11.10.17)
Ortega, R. Manual para la formacion en derechos indígenas: territorios, recursos naturales e convenios internacionales / R. Ortega – E: Abya-Yala, 2005 – pp.295-307
Barie, C. Pueblos Indígenas y derechos constitucionales: un panorama / C. Barie – B: Abya-Yala, 2003 – pp.359-369
Santilli, J. A política nacional de biodiversidade: o componente intangível e a implementação do artigo 8 (j) da Convenção da Diversidade Biológica / J. Santilli – SP: ISA, 2004 – pp.54-56
Bello, L. El Estado ante la Sociedad Multiétnica y Pluricultural: Políticas Públicas y Derechos de los Pueblos Indígenas en Venezuela (1999-2010) / L.Bello // IWGIA. – 2011. – P.285
Political theory and the rights of indigenous peoples / D. Ivison [et al.]. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – P..216-236.
Barth, F. Grupos étnicos e suas fronteiras. / F. Barth – SP: Editora Fundação da UNESP, 1998. – pp.152-161
Silva Barros, P. A Ilha das Guianas é América do Sul URL: (Дата обращения: 14.01.18)
Povos Indígenas do Brasil: 2001-2005 / R. Beto [et al.] – SP: ISA, 2006. – P.156
Reis, A. A Amazônia e a cobiça internacional / A. Reis – RdJ: SUFRAMA, 1982. – pp.53-58
Farage, N. As Muralhas dos Sertões: os Povos Indígenas do Rio Branco e a Colonização / N. Farage – RdJ: Paz e Terra, 1991. – pp.64-67
Menck, J. A Questão do Rio Pirara (1829-1904) / J. Menck – B: Fundação Alexandre de Gusmão, 2009. – pp.36-43
Perrone-Moisés, B. Indios livres e índios escravos: os princípios da legislação indigenista do período colonial (séculos XVI a XVIII) / B. Perrone-Moisés // História dos índios no Brasil / ed.: M. Cunha. – São Paulo: Companhia das Letras/FAPESP, 1992. – P. 115-131.
CDIR – Centro de Informação Diocese de Roraima. Índios de Roraima: Makuxi, Taurepang, Ingarikó Wapixana. Boa Vista: Coronário, 1989.
Clastres, P. A sociedade contra o Estado – pesquisas de antropologia política / P. Clastres – SP: Cosac & Naify, 2003. – pp. 152-155
Brysk, A. From Tribal Village to Global Village: Indian Rights and International Relations in Latin America / A. Brysk – Stanford, CA: Stanford University Press, 2000. – XXV. -pp.370-371
Martí Puig, S. Sobre la emergencia y el impacto de los movimientos indígenas en las arenas políticas de América Latina. Algunas claves interpretativas desde lo local y lo global / S. Martí Puig – B: Fundación CIDOB, 2004. – pp.58-62
Procopio, A. Amazônia – ecologia e degradação Social / A. Procopio – SP: Alfa-Omega, 1992. – pp.89-92
Stavenhagen, R. Los movimientos indigenas en America Latina Os Movimentos Indigenas na America Latina / Stavenhagen R. URL: http://www.novamerica.org.br/revista_novamerica/anteriores/r0117/rev_sumario.asp (Дата обращения: 23.12.2017)
NIEZEN, Ronald. The Origins of Indigenism: Human Rights and the politics fo identity.California: University of California Press, 2003.
MONTANARI JR, Isaías. Cooperação internacional ambiental e política demarcatória de terras indígenas.Tese de Doutorado em Relações Internacionais.Brasília: Universidade de Brasília, 2011, 172p.
Sobre o CIR- официальный сайт SIR. – URL:(Дата обращения: 20.04.18)
ISA. Instituto Socioambiental, Povos Indígenas do Brasil: 2001-2005.São Paulo: ISA, 2006.
URL:(Дата обращения: 5.05.18)
URL:(Дата обращения: 5.05.18)
ALBERT, Bruce, e Alcida Rita RAMOS. Pacificando o branco: cosmologias do contato no Norte-Amazônico.São Paulo: UNESP, 2002.
MOGIANO, Aldo. Roraima entre a profecia e o martírio.Tradução: Bruno Schizzerotto. Boa Vista: Diocese de Roraima, 2011.
A COMISSÃO PRÓ-YANOMAMI E SUAS AÇÕES URL: (Дата обращения: 10.05.18)
A speech by HRH The Prince of Wales titled The Rainforest Lecture for Friends of the Earth, the Royal Botanic Gardens, Kew.- URL:(Дата обращения: 9.05.18)
Fiona Watson, A Survival International publication.- 2000.- – 150p. URL: (Дата обращения: 13.05.18)
HAROLDO EURICO. AMORAS DOS SANTOS “BRASIL E VENEZUELA – COOPERAÇÃO E INTEGRAÇÃO ECONÔMICA Corredor de Integração Regional Amazonas” – Roraima – Bolivar – Orenoco.-Brasília.-2011
Bruce Albert.Florestas Nacionais na Terra Indígena Yanomami um cavalo de Troia ambiental ?.- A. Bruce, François-Michel Le Tourneau.- URL:(Дата обращения: 25.04.18)
Roselaine Wandscheer “A Terra está brava com o homem branco”, diz líder yanomami Davi Kopenawa URL: (Дата обращения: 28.04.18)
VAN COTT, Donna Lee. Movimientos indígenas y transformacion Constitucional en los Andes. Venezuela en perspectiva comparativa.Revista venezolana de Economia e Ciencias Sociales, vol 08 nº 3, 2002.
PINTO, Simone Rodrigues. Reflexões sobre pluralismo juídico e Direitos inìgenas na América do Sul.Revista Sociologia Jurídican 06, 2008
Bautizaron el libro “Hugo Chávez y los pueblos indígenas” URL: (Дата обращения: 26.04.18)
Situación de los Yanomami y Yekuana en Venezuela: Derechos a la Tierra, Salud y Educación. Por /José Antonio Kelly Comissão Pró-Yanomami – CCPY y Wataniba Deciembre de 2007.
BELLO, Luis Jesús. El Estado ante la Sociedad Multiétnica y Pluricultural: Políticas Públicas y Derechos de los Pueblos Indígenas en Venezuela (1999-2010).Copenhage: IWGIA, 2011
REPETTO, Maxim. Ascensão dos Movimentos Indígenas na América do Sul e Possíveis Reflexos para o Brasil: o caso da Venezuela.Reunião de estudos: Ascensão dos Movimentos Indígenas na América do Sul e Possíveis Reflexos para o Brasil. Brasília: Secretaria de Acompnhamento de Estudos Institucionais, 2004.
KELLY, José Antonio. Situación de los Yanomami y Yekuana en Venezuela: Derechos a la Tierra, Salud y Educación.Diagnóstico, CCPY – Wataniba, 2007.
LIMA, Erick Linhares. Política externa do vizinho distante: estudo de caso da República Cooperativa da Guiana. Tese de Doutorado em Relações Internacionais. Brasília: Universidade de Brasília, 2011.
RILEY, Mary. Indigenous intellectual property rights.California: Rowman Altamira, 2004.
FOREST PEOPLES PROGRAM.The Guyana National Protected Areas System Project.Workshop on Indigenous Peoples, forests and the World Bank: Polices and Practice, Washington, 20
PROCÓPIO, Argemiro. Amazônia – ecologia e degradação Social.São Paulo: Alfa-Omega, 1992.
NYT: Membros de tribo da Amazonia são dados como mortos no Brasil.–11/09/2017.-URL:(Дата обращения: 15.05.18)
Oswaldo Braga de Souza,Temer ataca direitos indígenas para tentar se livrar de denúncia no Congresso .- ISA – 19/07/17 URL: (Дата обращения: 15.05.18)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!