Влияние политической коммуникации в сети Интернет на информационную безопасность Российской Федерации

Неаронов Аким Андреевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации – коммуникационная сеть Интернет являются самостоятельным пространством политических коммуникаций всех стран, на территории которых она функционирует. В современной системе «мирового баланса сил», государство, обладающее превосходством в информационном пространстве, посредством данного лидерства, получает глобальный информационный контроль над мировым сообществом и может навязывать свои ценности другим, менее информационно-развитым государствам, наращивать свое военное, политическое, геополитическое и экономическое влияние во всем мире. Выпускная квалификационная работа ставит цель исследовать вопрос информационной безопасности государства, в условиях осуществления политической коммуникации при глобальном информационном обмене в сети Интернет.

В настоящее время, обеспечение информационной безопасности государства, является одним
из важнейших аспектов его внешней и внутренней политики. Что обосновывает значимость исследования проблематики взаимосвязи политической коммуникации
в информационной сфере и информационной безопасностью государства.
Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации – коммуникационная сеть Интернет являются самостоятельным пространством политических коммуникаций всех стран, на территории которых она функционирует. В современной системе «мирового баланса сил», государство, обладающее превосходством в информационном пространстве, посредством данного лидерства, получает глобальный информационный контроль над мировым сообществом и может навязывать свои ценности другим, менее информационно-развитым государствам, наращивать свое военное, политическое, геополитическое и экономическое влияние во всем мире. Страны, производящие и передающие информацию, которую воспринимает большинство населения планеты или же государства, осуществляющие контроль за материально–техническими ресурсами сети Интернет получают этим возможность по изменению баланса сил. Все участники глобального информационного обмена обеспечивают безопасность своих стран от угроз информационного воздействия. Особое значение исследованиям направлений информационной безопасности уделяют те страны, которые уже оказывают, или претендуют на оказание значительного влияния на глобальные политические процессы. Полностью это утверждение относится к Российской Федерации.
Актуальность исследования: Процесс сильнейшего развития коммуникаций в сети Интернет, являющийся закономерным последствием стремительного развития технологий, сформировал в мире единое информационное пространство, создание, которого, повлекло за собой тотальную унификацию информационных средств воздействия. Вышеописанные процессы указывают на глобализацию информационного пространства и развитии в нем новых форм политической борьбы и механизмов манипуляции общественным сознанием, а также на усложнение подсистем внутри политической системы каждого государства. Данные изменения, определяют приоритет проблемы в качестве задачи для политической практики и обосновывает актуальность научной проблемы. Стоит также отметить, что предмет исследования показывает устойчивые показатели по охвату аудитории на территории всех государств, при развитии технологий с тем же темпом, что и на данный момент, через 10 лет доступ к глобальному информационному обмену будет повсеместно на планете.
Аудитория Интернета на Май 2019 год составляет 4,39 миллиарда человек, на 9% больше, чем на год раньше. Согласно пакту отчетов о состоянии глобальной сети на 2019 год, подготовленный агентствами «We Are Social» и сервисом «Hootsuite», аудитория сети Интернет растет со скоростью 1 миллион новых пользователей каждые 24 часа.
На сегодняшний день информационно-коммуникационная сеть Интернет и объем генерируемой, хранимой и передаваемой информации, вкупе с мгновенной скоростью распространения увеличивают интенсивность её воздействия на аудиторию. Так же сетевые технологии дают обширное подспорье для социального контроля и реализации механизмов манипуляции.
Обладая влиянием на все области жизнедеятельности любых без исключения социальных групп всепроникающее информационно-коммуникационное поле, формируемое сетью Интернет, своим наличием, позволяет указать на угрозу манипуляции в нем общественным сознанием, что в контексте его глобализации и унификации, является прямой угрозой информационной безопасности государства, которая в свою очередь является угрозой национальной безопасности. Все ведущие страны и неправительственные акторы мировой политики и международного взаимодействия включили информационную угрозу в разряд основных, на ряду, с угрозами ядерной и экономической безопасности государств. Политическое руководство Российской Федерации, осознает важность и необходимость развития информационной безопасности. Основными векторами были выбраны: развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктура, улучшение информационной среды, обеспечение безопасности в информационном обществе.
Степень научной разработанности проблемы: Информационное воздействие обладает высокой эффективностью, неограниченным количеством конечных адресатов и в контексте развития информационно-коммуникационных технологий – мгновенной скоростью передачи информации. Вышеуказанные факторы стали причинами интереса ученых и исследователей, как зарубежных, так и отечественных к проблематике взаимосвязи политической коммуникации в информационно-коммуникационной сети Интернет и информационной безопасностью государства. Автор обращается к работам Соловьева А.И, Пуначева В.П, Прокофьева В.Ф, анализу также подвергаются работы Расторгуева С.П и Попова Г.Н, обращаясь к зарубежным исследователям, автором были изучены работы следующих исследователей: Xin.Z, O.V.Lankin, а так же Nikishin K, Jensen K. Процесс глобальной информатизации, начался менее полувека назад и на данный момент прогресс его развития увеличивается с каждым днем. Именно по этой причине, невозможно точно спрогнозировать на долгосрочную перспективу угрозы, с которыми столкнется мировое сообщество, если одно из государств монополизирует право над управлением глобальной сетью мировой информаций, но данная тематика раскрывается в научных работах и исследованиях ученых на протяжении последних тридцати лет. В последние два десятилетия, аспекты воздействия сети Интернет на политическую коммуникацию и проблематика глобального информационного взаимодействия рассматривается более обширно и позволяет констатировать формирование отдельной области политических исследований.
Причем формирование более детальной темы исследований можно отметить не только в политической науке, но и в сфере юриспруденции и правотворчества, а также в области социологии и культурологии. В направлении современного политического знания – феномен политической коммуникации и горизонтальные связи данной проблематики является одним из приоритетных направлений.
Среди отечественных исследователей понятие «политической коммуникации» рассматривается в научных трудах Серебрянникова В.В, поднимающего проблематику «избыточности» информации, Зиновьева П.В и Г.Почепцова, в своих исследованиях политическую коммуникацию рассматривают как область обращения информации.
Задачу изучить и оценить информационно-коммуникационную сеть Интернет в своих научных работах перед собой ставят Д. Моррис, Л.Гроссман, С.Блэк, М.Г.Анохин, в то же время исследователи Проценко Е.В и Василенко Л.А,утверждают, что политическая коммуникация в сети Интернет, выводит политический процесс на новый уровень.
Нормативно-правовую базу исследования составляет: Доктрина информационной безопасности РФ (1996,2000,2009 гг), Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Федеральная целевая программа «Электронная Россия», Программа «Информационное общество 2011-2020 г).
Предметом исследования является содержание государственной политики в области информационной безопасности Российской Федерации при политической коммуникации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Основными методами исследования, в рамках данной исследовательской работы стали: наблюдение, анализ, экспертная оценка и логическое моделирование.
Цель исследования состоит в определении основных направлений оптимизации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности политической коммуникации.
Задачи исследования
– выявить приоритетные направления по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации
-рассмотреть роль информационно-коммуникационной сети Интернет в системе безопасности государства.
– выявить основные проблемы, ведущие к отставанию в информационном поле от лидирующих в этой области государств.
– проанализировать новейшие угрозы в области информационного взаимодействия.
Объем и структура работы. Диссертация состоит их трех глав, десяти параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы и источников.

В данной исследовательской работе, был проведен анализ системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в условиях осуществления политической и других видов коммуникации во всемирной сети Интернет. На основе данного анализа, можно сделать вывод, что именно данное направление государственной, как внешней, так и внутренней политики Российской Федерации, является на сегодняшний день, одним из приоритетных. От реализации данного направления зависит в дальнейшем, и внутренние благополучия, и внешний престиж нашей страны. Эффективность обеспечения информационной безопасности в современном мире, предопределяет роль государства в мировой политике. С амбициями Российской Федерации на внешнеполитических фронтах реализации государственной политики, подобному вопросу опасно уделять недостаточно внимания. Реализация мер по усилению системы информационной безопасности в нашей стране началось с первой половины 2000-х годов, на тот период российская внешняя политика осуществила наиболее значимые изменения, причиной к которым, стало трансформация постсоветского пространства и нарастающее давление со стороны внешнеполитических соперников.
В этих условиях Российская Федерация начала реализовывать политическую стратегию по укреплению присутствия в мировом информационном пространстве. В данной работе был проведен анализ подобных действий, позволяющий сделать следующие выводы.
Во-первых, документальное закрепление государственной информационной политики Российской Федерации, на данный момент находится в не завершенном этапе. Впереди еще множество кардинальных реформ и преобразований. Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, озвучивалась неоднократно. Многие вопросы требуют закрепления в законодательном пространстве. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, стала основой для реализации задач и целей внешней политики России, связанных с защитой внутреннего информационного пространства нашей страны и распространением достоверной и открытой информации за пределами России
Данный документ не является всеобъемлющим, но развитие доктринальных оснований обеспечения информационной безопасности, несомненно происходит, это наглядно показывает различия между Доктриной информационной безопасности 2000 и 2016 года. Разработка подобных обширных и основополагающих нормативно-правовых актов, является признаком позитивного развития всей системы, обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Помимо вопросов, затрагивающих внутреннее информационное пространство страны, Доктрина информационной безопасности может обеспечить усиление формирование единого информационного пространства с союзными государствами. Указанная доктрина может быть использована в качестве примера и модели для формирование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности Республики Беларуси, Казахстана и Киргизии, учитывая немаловажное обстоятельство, что внешнеполитические стратегии наших стран имеют многие общие векторы развития.
Во-вторых, впервые за много лет, государственная политика обращает внимание на безопасность личности. Информационно-коммуникационные связи, не могут и не должны угрожать ценностям и правам закрепленным в Конституции Российской Федерации. А неприкосновенность личной информации и личной жизни, несомненно относится к таковым. До настоящего времени у нашего государства попросту не было необходимых технических и человеческих ресурсов для всеобъемлющего и полного обеспечения личностного уровня информационной безопасности. Полными потенциалами Россия не обладает и сейчас, но обращение к данной проблеме, поиск путей оптимизации и решения её, уже говорят о стабилизации ситуации в области защиты прав и свобод внутри нашего государства.
В-третьих, угрозы и опасности в области обеспечения информационной безопасности страны, ставят задачи перед научно-техническим и военно-промышленным комплексом страны. Отставание в информационно-техническом обеспечении Российской Федерации, мобилизует все мощности для наращивания производства средств информационно-коммуникационной связи, обмена и перехвата.
В-четвертых, информационная политика Российской Федерации в настоящее время нацелена на формирование благоприятного имиджа нашего государства за рубежом. Для этого используется структуры внешнеполитического и внешнеэкономического государственного аппарата. Подобная деятельность связана с обескураживающим уровнем анти-российской пропаганды и дезинформации как в Средствах массового информирования, так и в информационно-коммуникационной сети Интернет. К сожалению, на данный момент
анти-российские настроения, с подачи США, звучат все чаще и громче. Особой задачей при противостоянии подобной информационной экспансии, стоит недопущение искажения исторического наследия нашей страны. Уже сейчас во многих европейских учебных заведениях формируется заведомо ложная историческая действительность, молодежь не знает кто одержал победу в Великой Отечественной Войне и какой ценой. Роли Союзников преувеличиваются, а Советского Союза преуменьшается. Подобная динамика при бездействии со стороны Российской Федерации, может привести к исчезновению упоминаний о героическом прошлом нашей страны со страниц учебников, что будет еще одной информационной победой Соединенных Штатов Америки. Решение подобных проблем является задачей для современной российской дипломатии. Необходимость поддержки использовании русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также изучении российской истории в различных государствах. Осуществление подобных задач наталкивается на проблемы связанные с недостатком финансирования за рубежом.
В-пятых, необходимость формирования конкурентоспособной информационно-технической базы в Российской Федерации, озвучено еще в первой Доктрине информационной безопасности, а вопросам необходимости формирования профессионального кадрового состава в сфере обеспечения информационной безопасности государства, уделяется крайне мало внимания. Между тем именно человеческий ресурс предопределяет успех прогнозирования и раскрытия информационных опасностей на раннем этапе. Вопросу подготовки и квалификации кадров информационной безопасности необходимо уделить как можно больше внимания, поскольку формирование производств информационно-технических средств и подготовка специалистов, в той же области неразрывно связаны.
На основе сформированных выводов, можно выделить основные направления, требующие особого внимания в системе обеспечения информационной безопасности:
Использование всех ведомств и структур государственного аппарата в пропаганде российского образа жизни, достоверном и открытом освещении традиций, истории и культуры Российской Федерации за пределами нашего государства.
Использование новых информационных технологий с целью воздействия на общественное мнение, как в целях внутренней, так и внешней государственной политики Российской Федерации.
Формирование новых и реорганизация старых производственных мощностей, с целью сокращения разрыва в техническом оснащении нашей страны.
Использование новых информационных технологий для недопущения несанкционированного доступа и проникновения в информационное пространство Российской Федерации.
Анализируя вышеизложенное, можно сформировать заключение.
С появлением новых информационных технологий, вызвавших усложнение информационного обмена между людьми, внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества, повсеместное использование средств информационно-технического обмена и сетей информационно-коммуникационного направления, ставит нас перед фактом, что обеспечение информационной безопасности если не сегодня, то в ближайшем будущем станет первостепенным вопросом системы безопасности любого государства. Количество информационных потоков растет, а качество падает. Присутствие источников и потребителей информации с каждым днем увеличивается, что увеличивает угрозу информационного терроризма в разы. Один квалифицированный хакер способен нанести ущерб, сопоставимый с боевой операцией, реализуемой целым военным ведомством отдельной страны. При это препятствие для подобной операции, которым в прошлом являлось территориальное расположение государств, больше не имеет значения. Для производства информационного оружия не требуется государственного финансирования, построения заводов и военно-промышленной поддержки. Производство информационного оружия, даже совместными усилиями всех государств невозможно поставить под контроль.
Следовательно, перед Российской Федерацией стоит задача сформировать организационно-правовую систему, способную по своей технической и материально-ресурсной составляющей, координировать развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры внутри нашей страны, подробный анализ и разработку направлений отражения угроз и опасностей информационной безопасности страны

Источники:
Концепция национальной безопасности России, утвержденную Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
Указ Президента Российской Федерации № 260 от 22 мая 2015 года «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации».
Приказ Россвязькомнадзора № 996 от 05 сентября 2013 г. «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных»; Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
Указ Президента Российской Федерации № 170 от 20 января 1994 года «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. Указов Президента РФ от 26.07.95 № 764, от 17.01.97 № 13, от 09.07.97 № 710).
ФСБ России. «Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утв. ФСБ РФ 21 февраля 2008 г. №149/6/6-622).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями от 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (часть I). Ст. 3448.
Концепция государственной информационной политики Российской Федерации.
Концепция формирования информационного общества в Российской Федерации.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
The Global Enabling Trade Report 2008. World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2008
The Research and Discussion on Effectiveness Evaluation of Software Protection // 12th International Conference on Computational Intelligence and Security (CIS). 2016

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету