Влияние российских и китайских СМИ на взаимоотношения России и Китая
В XXI веке влияние средств массовой информации на общественное сознание является неоспоримым. Идеологические установки государства формируются и распространяются с помощью СМИ, более того, инструменты информации являются одним из основных регуляторов общественной мысли и социального настроения. В данной связи, роль СМИ в жизни государств имеет глобальное значение.
В контексте международных отношений, Россия и Китай представляют интерес не только для мировых стран-игроков, но и для прессы. Однако в рамках российско-китайских отношений гораздо большее значение имеет место средств массовой информации в развитии партнерских отношений между Россией и КНР. Актуальность данной диссертационной работы заключается в том, что динамичное развитие российско-китайских отношений не обходится без внимания СМИ, в результате чего возникает необходимость в анализе деятельности СМИ России и КНР и их влиянии на стратегическое партнерство между государствами.
На фоне современной международной ситуации, а также обострившихся отношений между Россией и Западом, особое значение приобретает тот факт, в каком контексте описывается Россия в китайских СМИ. Тот же вопрос возникает и в отношении дружбы с Китаем, которая представляет собой востребованную тему для российских СМИ. Исходя из этого, комплексный анализ средств массовой информации двух стран позволяет определить и сравнивать информационный подход двух стран в отношении друг друга.
Новизна работы заключается в выявлении специфики деятельности средств массовой информации России и Китая, а также их влияния на российско-китайские отношения. В научный оборот были введены новые фактологические данные, основанные на анализе событий последних лет.
В XXI веке влияние средств массовой информации на общественное сознание является неоспоримым. Идеологические установки государства формируются и распространяются с помощью СМИ, более того, инструменты информации являются одним из основных регуляторов общественной мысли и социального настроения. В данной связи, роль СМИ в жизни государств имеет глобальное значение.
В контексте международных отношений, Россия и Китай представляют интерес не только для мировых стран-игроков, но и для прессы. Однако в рамках российско-китайских отношений гораздо большее значение имеет место средств массовой информации в развитии партнерских отношений между Россией и КНР. Актуальность данной диссертационной работы заключается в том, что динамичное развитие российско-китайских отношений не обходится без внимания СМИ, в результате чего возникает необходимость в анализе деятельности СМИ России и КНР и их влиянии на стратегическое партнерство между государствами.
На фоне современной международной ситуации, а также обострившихся отношений между Россией и Западом, особое значение приобретает тот факт, в каком контексте описывается Россия в китайских СМИ. Тот же вопрос возникает и в отношении дружбы с Китаем, которая представляет собой востребованную тему для российских СМИ. Исходя из этого, комплексный анализ средств массовой информации двух стран позволяет определить и сравнивать информационный подход двух стран в отношении друг друга.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении сведений касательно роли СМИ в современных международных отношениях, а также влияния средств коммуникации на массовое сознание.
Практическая значимость данной диссертационной работы состоит в возможности использования полученных результатов в органах государственного управления, в целях формирования положительного имиджа государства, а также применения каналов коммуникации.
Цель исследования заключается в рассмотрении влияния средств массовой информации на взаимоотношения России и Китая.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проследить развитие российско-китайских отношений на протяжении истории и сравнить с динамикой их развития в XXI веке;
Охарактеризовать российско-китайское сотрудничество в рамках международных объединений;
Определить медиаобраз России и Китая в международных СМИ;
Проанализировать освещение перекрестных годов в СМИ России и КНР;
Охарактеризовать деятельность китайских СМИ по отношению к России, и российских СМИ по отношению к КНР;
Выявить роль СМИ в российско-китайских отношениях.
Объектом исследования являются российско-китайские отношения в рамках современных информационных реалий.
Предмет исследования – специфика работы китайских и российских СМИ в контексте стратегического партнерства между странами.
Новизна работы заключается в выявлении специфики деятельности средств массовой информации России и Китая, а также их влияния на российско-китайские отношения. В научный оборот были введены новые фактологические данные, основанные на анализе событий последних лет.
Степень разработанности. Специфику российско-китайских отношений в контексте исторического прошлого и современности в российской науке рассматривали: А. Воскресенский, Ю. Галенович, Р. Мировицкая, И. Ряснов, В. Совастеев, Е. Старовойтова, Ф. Тринич. Среди китайских исследователей, данный вопрос изучали: Гочэн Чжао, Джао Хуашенг, Джонг Гуакси, Жинри Ксиншидай, Итох Шуачен.
Давая определение понятию «медиаобраз», российский исследователь Е. Богдан говорит следующее: «это выраженный в медиапространстве образ страны, созданный средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности».
Анализ русскоязычных СМИ Китая представлен в работах: А. Давыдовой, Н. Кошкаровой, О. Монастырёвой, Е. Соловьёва, Л. Фещенко.
Основную базу исследования составили материалы из средств массовой информации России, Китая и зарубежных стран. Среди российских СМИ были изучены сводки: Вести.ru, деловой газеты «ВЗГЛЯД», Иносми.ру, РИА Новости, Российской газеты, ТАСС, информационного портала «Это Китай, детка» и информационного агентства Russia Today. Также нами были проанализированы ведущие китайские СМИ: газета «Жэньминь Жибао», информационное агентство «Синьхуа», CCTV, China.com и People.cn. Среди западных СМИ стоит выделить: BBC News, British Petroleum, Deutshe Welle и Le Temps.
Документальную базу исследования составили: Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, Китайско-российская совместная декларация, Меморандум между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области модернизации экономики, План российско-китайского инвестиционного сотрудничества и другие.
Методологическая база диссертации обусловлена целью и темой исследования. В частности, мы использовали сравнительно-исторический метод, метод анализа и синтеза. В рамках работы с данными средств массовой информации, мы применяли системный метод.
Структура работы. Данная диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается историко-теоретический аспект российско-китайского сотрудничества. Определяется историческая база и сферы взаимных интересов между Россией и Китаем в XXI веке. Во второй главе анализируется деятельность средств массовой информации двух стран, а также место СМИ в российско-китайских отношениях. Все главы сопровождаются выводами, в которых излагаются результаты исследования.
Таким образом, в данной работе было рассмотрено влияние российских и китайских СМИ на взаимоотношения России и Китая. Процесс гармонизации российско-китайских отношений претерпевал ряд подъемов и спадов. Кризисные проявления во взаимоотношениях между странами, равно как и достижением компромиссов, активно освещалось в СМИ. В целом, в рамках информационной эпохи, средства массовой информации играют колоссальную роль в жизни общества. С помощью массовых коммуникаций государства задают тон своих отношений в международной среде. Довольно ярко данная тенденция прослеживается в России и КНР, СМИ которых транслируют предрасположенность стран друг к другу. Тем не менее, прежде чем проанализировать роль СМИ в международных отношениях на примере России и КНР, возникает необходимость охарактеризовать становление российско-китайских отношений.
Контакты между двумя государствами прослеживаются еще с XIII века, однако, важный этап в российско-китайских отношениях приходится на конец XIX века, что связано со становлением империализма в России и внедрением в дипломатическую практику Китая институтов западного международного права. В начале ХХ века российско-китайские отношения отличались стремительностью. В 20-х гг. ХХ века в результате Октябрьской революции волна российских мигрантов ринулась в Китай, что стало важным этапом в соприкосновении двух наций. В 1927 году дипломатические отношения между СССР и Китаем были разорваны, а спустя время страны заключили торговый договор. Затем в 1949-1956 наступил расцвет российско-китайских отношений, после чего отношения между странами вновь испытали кризис. Всё это говорит о том, что в ХХ веке взаимоотношения между Россией и КНР являлись нестабильными, более того, страны не представляли приоритета друг для друга, из чего следует, что для СМИ российско-китайская тематика не являлась актуальной. В 1991 году, после распада Советского Союза, КНР и Россия пришли к выводу, что несмотря ни на что, их альянс необходимо сохранить и всячески способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений. Однако стоит отметить, что, несмотря на потепление в отношениях между странами, в своей внешней политике Россия не рассматривала Китай в качестве единственного стратегического партнера.
В начале XXI века стала доступной принципиально новая модель культурного взаимодействия между государствами. Между Китаем и Россией возник диалог, основанный на экономическом и культурном сотрудничестве. На пороге нового века глобальный энергетический рынок определяли два государства – Китай и Россия. Исходя из этого, одной из приоритетных для российско – китайских отношений является именно энергетическая сфера. На сегодняшний день, Россия и КНР находится на этапе стратегического сотрудничества, что является беспрецедентным, опираясь на прошлый опыт взаимоотношений между странами.
На фоне гармонизации российско-китайских отношений, а также гиперболизации роли СМИ в жизни общества, массовые коммуникации стали использоваться руководством государств в качестве методов воздействия на общественное сознание. В данной связи, тема российско-китайских отношений стала первостепенной в СМИ обоих стран. Данная тенденция обусловлена также тем, что на протяжении истории был сформирован ряд стереотипов о России и Китае, которые являются препятствием в сближении двух наций на межличностном уровне. В данной связи, руководством России и КНР было принято решение о проведении перекрёстных годов, цель которых заключалась в популяризации культуры и языка двух государств, в привлечении туристов, в сотрудничестве разных государственных и общественных структур двух стран и.т.д. СМИ в данном контексте выполняли функцию транслятора достижений альянса России и КНР.
Представители российской и китайской власти в своих заявлениях неоднократно отмечали, что СМИ способствуют установлению взаимопонимания между странами. С точки зрения ряда экспертов, чем выше знания населения стран друг о друге, тем ниже вероятность появления нового кризиса в отношениях между Россией и Китаем. Исходя из этого, первостепенная роль СМИ в стабилизации отношений между Россией и КНР является неоспоримой. В данной связи, стоит выделить деятельность русскоязычных СМИ Китая. С переходом российско-китайских отношений на новый уровень, вещание на русском языке в Китае существенно увеличилось. Такой подход является свидетельством того, что Китай видит перспективу в дружбе с Россией, поэтому поддерживает русский язык в своей стране, и стремиться ознакомить российских граждан со своей культурой и политикой. Средства массовой информации в данном контексте выступают наиболее эффективным инструментом в выполнении поставленной задачи.
Специфика деятельности российских и китайских СМИ довольно ярко представлена на общем международном медиафоне. Так, вследствие ряда событий, Россия в мировых СМИ представлена в роли «агрессора», что на подсознательном уровне оказывает негативное воздействие на восприятие государства в международной аудитории. Однако китайские СМИ имеют свой взгляд по отношению к России и тем событиям, к которым она причастна. Так, китайские СМИ не поддержали международное негодование по поводу присоединения Крыма, делая акцент на том, что Крым имеет «особую историю». Тем самым, китайская сторона не выразила открытой поддержки России, но в то же время продемонстрировала свою лояльность к ней. Стоит подчеркнуть, что деятельность китайских СМИ по отношению к России носит нейтральный характер. Например, комментируя позицию СМИ по поводу крушения малазийского Боинга в 2014 году, директор Азиатско-Европейского бюро информационного агентства «Синьхуа» Фань Вэйго отметил, что китайские СМИ не занимают ничью сторону, так как нет достоверных сведений, кто именно нанёс удар. Однако же на фоне общих международных настроений, китайские СМИ чётко дают понять партнёрский характер отношений с Россией, что оправдывает нейтралитет КНР в ряде острых международных вопросов. Китайские СМИ активно освещают все события связанные с российско-китайской дружбой, делая акцент на общих интересах государств в ряде экономических вопросов.
В свою очередь российские СМИ так же выражают симпатию к Поднебесной, придавая огласке все маломальские события связанные с партнерскими отношениями двух стран. В частности российские СМИ большое внимание уделяют экономическим вопросам, делая акцент на выгодах дружбы с Китаем. Экономическая тематика СМИ относительно России и КНР связана также с тем, что страны состоят в таких крупных международных организациях, как ШОС и БРИКС. В данной связи, СМИ двух стран довольно активно освещают планы и интересы двух стран в рамках данных организаций.
Исходя из вышесказанного, стоит заключить, в рамках информационной эпохи, СМИ играют колоссальную роль в международных отношениях. На примере России и Китая было выявлено, что деятельность средств массовой информации помогает населению двух стран разрушить укоренившиеся стереотипы друг о друге и выйти на новый дружественный путь развития в отношениях. СМИ способствуют популяризации успехов России и Китая и выступают основным транслятором совместных проектов. Всё это положительно сказывается на взаимоотношениях между Россией и КНР. Таким образом, цель и задачи диссертации были выполнены, исследование является завершенным.
Документы
Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией // Жэньминь жибао. 17.07. 2001
Китайско-российская совместная декларация // Жэньминь жибао. 09.04 1994.
Меморандум между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области модернизации экономики URL:http://www. economy.gov.ru/wp s/wcm/connect/98db1280497d5dc49953bb5f9eae86bc/memorandum (дата обращения 25.09.2018)
План российско-китайского инвестиционного сотрудничества URL: (дата обращения: 25.09.2018)
Совместное заявление на основе взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией // Жэньминь жибао.16.12.1992.
Научные и учебные издания
На русском языке:
Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. – М., 2007. С. 19
Воскресенский А. Д. Дипломатическая история Санкт-Петербургского русско-китайского договора 1881 года. М.: Памятники исторической мысли, 1995
Галенович, Ю.М. Россия и Китай в ХХ веке: граница. – М., 2001
Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. Русско-английский и англорусский. В 2-х томах. COLLINS. М. 1999
Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие для вузов. — СПб. : Питер, 2011.
Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.
Российско-китайские отношения. История и современность. Хрестоматия. / Сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2014 URL: (дата обращения: 14.09.2018)
Русско-китайские договорно-правовые акты (1689–1916) / под общ. ред. В. С. Мясникова. М.: Памятники исторической мысли, 2004.
Сборник российско-китайских договоров. 1949 – 1999 гг. – М.,1999.
Фещенко Л. Г. Редактирование газетного текста: жанровый аспект : учеб. пособие для студентов фак. журналистики. — СПб. : Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004
На английском языке:
Keller G. Global Oil Demand Seen Higher in 2010. Paris, 2010. Available from URL: .
Mitchell, J. International cultural relations. London, England: Allen & Unwin. 1986
Научные статьи
На русском языке:
Галкина Е. «Роль Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в современной мировой политике: сравнительно-политологическое исследование» Теория и практика общественного развития, № 6, 2014, С. 97-99.
Галкина Е. Гражданское общество в политическом пространстве современной России. Краснодар, 2010. С. 208 -209.
Громова Т. «Структура медиаобраза России: внешнеполитический аспект» Знак: проблемное поле медиаобразования, №. 4 (21), 2016, С. 62-67.
Давыдов А. Журнал «Китай»: первый год на российском рынке СМИ // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №1. С. 181-183.
До встречи в третьем тысячелетии: Гостиный двор журнала «Международная жизнь». Выступление Н. Косачева// Международная жизнь.2000. № 12. С.23
Ду Цюаньбо. Жанрово-стилистическое своеобразие имиджа Китая в Российских интернет-СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №2. 2016 . С 24 – 26
Ермоленко, Г. М. Медиаобраз В. В. Путина в текстах англоязычных СМИ / Г. М. Ермоленко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2013. – № 3 С. 34 – 40
Калинин О. «Политический имидж России в СМИ КНР: к вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине» Политическая лингвистика, №1, 2015, С. 98-103.
Коновалова О. «Формирование медиаимиджа КНР в период проведения Года России в Китае и Года Китая в России» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, №4, 2009, С. 109-116.
Кошкарова Н. «Русскоязычные СМИ Китая как инструмент формирования медиаимиджа страны и мира». Политическая лингвистика, №5, 2017, С. 85-88.
Купцов И. С. БРИКС в системе международных экономических отношений // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. Пенза, 2013. № 4 (8). C. 61.
Мировицкая Р. А. Страницы истории российско-китайских отношений: Советская Россия и образование КПК (1921 год) // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. №16. С. 245 – 255.
Монастырёва О. «Русскоязычные СМИ Китая: история и перспективы развития» Журналистский ежегодник, №1, 2012, С. 96-99.
Нешина Е.Б. «Российская действительность в освещении Le Temps» Инновационная наука, № 8-3, 2016, С. 175-176.
Ряснов И. «Культурное сотрудничество России и Китая в XXI веке» Власть,№9, 2013, С. 79-81.
Совастеев В. , Цзяньин Ч. Фундаментальное исследование по истории российско-китайских отношений // Россия и АТР. 2006. №3. С.197-200
Старовойтова Е. 1881-1905 годы в истории российско-китайских отношений // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2012. №2. С. 10 – 17.
Тринич Ф. «Торгово-экономическе сотрудничество России и Китая» Российский внешнеэкономический вестник,№3, 2009, С. 41-51
Трубицына К.С. Взаимоотношения России и Китая в области культуры в XXI веке.// Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. 2012.
Фан Т.. «Энергетическая безопасность Китая и китайско-российское энергетическое сотрудничество в XXI веке» ARS ADMINISTRANDI, №1, 2011, С. 113-122.
Чудодеев Ю. Еще раз об евразийской идентичности России // Азия и Африка сегодня. – 2009. – № 2. – С. 76–77.
На английском языке:
Dienes L. Observations on the Problematic Potential of Russian Oil and the Complexities of Siberia // Eurasian Geography and Economics. 2004. № 45. P. 319-345.
, «The change of Beijing image in the foreign media: An analysis of coverage by mainstream English media». URL: (дата обращения: 05.05.2019)
Itoh Shoichi. Sino-Russian Energy Relations: True Friendship or Phony Partnership? // Russian Analytical Digest. 2009. № 73. P. 9-18.
Zhao Huasheng, Zhonge Guanxi, Jinru Xinshidai [Sino-Russian Relations Enter a New Era] // Eluosi Zhongya Dongou Yanjiu (Russian, Central Asian & East European Studies). 2005. № 1. P. 78-79
Wang, Y. Public diplomacy and the rise of Chinese soft power. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2008. Р. 257–272
Материалы СМИ
На русском и китайском языке:
В Маньчжурии открылась программа мероприятий в рамках «Года России в Китае» // Синьхуа. – 28.08.2006
В Пекине открылся семинар работников китайских и российских СМИ // Жэньминь Жибао. – 31.08.2006
Ван И. Китай выходит на путь внешней политики крупной державы с китайской спецификой. «Жэньминь жибао». URL: // http://russian.people.com.cn//n3/2016/0309/c31521-9027299.html (дата обращения: 10.10.2018)
«Женьминь Жибао». Крым: победы и потери России, Украины и Запада. URL: http:// russianpeople .com.cn/9518 1/8569865.html (дата обращения: 12.01.2019)
«Женьминь Жибао». Россия не собирается закрывать двери перед Украиной. URL: http://russian.people.com .cn/95181/8556614.html (дата обращения: 12.01.2019)
Китайские дети охотно читают российские сказки // ССTV. – 01.08.2006
Ли Лиминь. Решение ЦК КПК об углублении структурной реформы культуры, и содействии развитию и расцветанию социалистической культуры // Чанцзян жибао. 2011.
Мы хорошо знаем историю принадлежности Крыма»// «ВЗГЛЯД» Деловая газета.URL: (дата обращения: 26.09.2018)
Пекин: США хотели бы «вбить клин» в отношения России и Китая. «ВЗГЛЯД» Деловая газета. URL: ht (дата обращения: 29.09.2018)
Посол КНР: Китай высоко ценит добрососедские отношения с Россией// «Российская газета» 28.12.2018.
С кем России лучше дружить – с Японией или Китаем? //
Соловьев Е. Поймали свою волну. Международное радио Китая намерено расширить вещание в России // Российская газета (Спецвыпуск). 24. 11. 2010. № 5344.
ТАСС: «Посол КНР: РФ стала ключевым партнером Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь URL: (дата обращения: 27.09.2018)
ТАСС: МИД КНР: Россия и Китай будут вместе поддерживать международный мир и безопасность. URL: (дата обращения: 27.09.2018)
Фидель Кастро: Россия и Китай должны возглавить новый мир // Журнал «Россия и Китай» URL: http://ruchina.org/china-article/china/363.html (дата обращения: 30.09.2018)
На английском языке:
BP (British Petroleum). “World resources statistics annual Report” Energy Geo-Strategic Policy. Moscow, 2004.
Branding Putin//The Washington Post. URL: (дата обращения: 08.05.2019)
Russia and China’s ongoing ‘hybrid warfare’ – When does it cross the line?// Lima Charlie World. URL: (дата обращения: 01.05.2019)
Russia profile – Media//BBC. URL: (дата обращения: 09.05.2019).
World Cup 2018: The moral clarity of Pussy Riot’s protest//The New Yorker. URL: (дата обращения: 08.09.2019)
Электронные ресурсы
На русском языке
«БРИКС и ШОС закладывают основы для новой системы управления миром»: СМИ о саммитах в Уфе URL: (дата обращения: 10.10.2018)
В Хабаровске проходит первое заседание совместной российско-китайской рабочей группы по проблемам миграции URL: a.com/old/news.details.php?id=75016 (дата обращения: 02.10.2018)
Гочэн Чжао. Культурное взаимопознание Китая и России основывается на желании и стремлении народов двух стран URL:http://infoshos.ru/ ru/?idn=10126 (дата обращения: 22.09.2018)
И «Катюша» пришла в Китай URL: (дата обращения: 24.10. 2018)
Китай и Россия: действительно союзники или преследуют разные цели в общем деле? URL: . (дата обращения: 02.01.2019)
Китайское телевидение заговорит по-русски.URL: http://www. vesti.ru/d0c.html?id=250706 ( дата обращения: 20.12.2018)
Манна Поднебесная. URL: (дата обращения: 16. 01. 2019)
На медиафоруме «Один пояс – один путь» в Пекине рассмотрят новые экономические возможности для стран Шелкового пути. // URL: (дата обращения: 16.12.2018)
Новый шелковый путь. URL: (дата обращения 27.09.2018)
Образ России в китайских СМИ (2014-2016). URL: (дата обращения.10.01.2019)
Официальный сайт CCTV URL: (дата обращения: 15.12.2018)
Официальный сайт газеты Le Temps URL: (дата обращения: 17.10.2018).
Официальный сайт ШОС URL: (дата обращения: 30.09.2018)
Путин заявил, что россияне в случае ядерной войны попадут в рай. URL: (дата обращения: 17.10.2018).
Речь товарища Г. В . Маленкова URL: (дата обращения: 19.09.2018)
Россия и Китай. Дружба на века? URL: (дата обращения: 19.09.2018)
Россия обеспечит Китай молоком. URL: (дата обращения: 12.01.2019)
Россия резко нарастила товарооборот с Китаем. URL: (дата обращения: 16.01.2019)
СМИ – двигатель развития китайско-российских отношений URL: (дата обращения: 03.11.2018)
СМИ и соцсети Китая о Путине и России: похвалы и критика. URL: (дата обращения: 12.01.2019)
СМИ способствуют укреплению взаимопонимания России и Китая, заявил Медведев URL: ( дата обращения: 03.11.2018)
Стартовал Год обменов между СМИ России и Китая URL: (дата обращения: 19.10.2018)
Странам БРИКС недостает общих ценностей URL: http://www.dw.com/ru/ комментарий-странам-брикс-недостает-общих ценностей/a-18575481(дата обращения 10.10.2018)
Теория коммуникационного процесса Г. Лассуэлла. URL: http://uchebnik-online.com/131/2080.html (дата обращения: 15.10.2018)
Чжан Хун. «Один пояс, один путь» в глазах России/Чжан Хун. (дата обращения: 10.11.2018)
Ян Хэнцзюнь. Почему Си Цзиньпинь – это китайский Путин? // URL: http:// russian.people.com.cn/9 5181/856986665.html (дата обращения: 12.01.2019)
На английском языке
World’s Approval of U.S. Leadership Drops to New Low// Gallup. URL: (дата обращения: 08.05.2019)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!