Внешняя политика Китайской Народной Республики в Центральной Азии в годы председательства Си Цзиньпина
С приходом к власти Председателя Си Цзиньпина в 2013 году Китай стал предпринимать активные действия для развития отношений со странами Центральной Азии, которые обладают огромным геополитическим, экономическим значением для КНР. В работе рассмотрены механизмы формирования центральноазиатского вектора государственной дипломатии КНР в первые годы руководства Си Цзиньпина, а также выделены особенности внешней политики Китая в Центральной Азии в данный период. Главным элементом работы является изучение разных аспектов межгосударственного сотрудничества КНР со странами Центральной Азии в торгово-экономической, культурно-гуманитарной, политической сферах и в области безопасности. На фоне реализации инициативы Экономического пояса Шелкового пути Китай и Центральноазиатские страны совместными усилиями добились прогресса в разных сферах взаимодействий. Благодаря этому в ближайшей перспективе ожидается реализация огромных потенциалов и возможностей для обеих сторон.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА …………………………………………………………………………………… 15
1.1 Основные направления внешней политики Китая в начале 21 века
в мире ………………………………………………………………………………………………… 15
1.2 Основные направления внешней политики КНР в начале 21 века в
Центральной Азии ……………………………………………………………………………… 17
1.3 Основные направления внешней политики стран Центральной Азии в
начале 21 века…………………………………………………………………………………….. 22
ГЛАВА 2. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ …………………………………………………………………………….. 36
2.1 Развитие торгово-экономических отношений между Китаем и
Центральноазиатскими государствами ………………………………………………… 36
2.2. Инвестиционное сотрудничество и проекты между Китаем и
странами Центральной Азии ………………………………………………………………. 43
2.3 Взаимодействия Китая со странами Центральной Азией в
культурно-гуманитарной сфере …………………………………………………………… 49
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ …………………….. 58
3.1 Внешняя политика Китая в Центральноазиатском направлении в годы
председательства Си Цзиньпина …………………………………………………………. 58
3.2 Политическое сотрудничество Китая и стран Центральной Азии и
сотрудничество в области безопасности ……………………………………………… 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………… 82
В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР. На его огромной территории образовались новые независимые государства, вышедшие на мировую арену в качестве субъектов международного права. Данные республики стали проводить самостоятельную внешнюю политику, развивая контакты друг с другом и с иными участниками международных отношений. Развитие межгосударственного сотрудничества началось, в том числе, между Китаем и странами Центральной Азии – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.
Актуальность темы диссертации обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, это соображения безопасности. Такие страны Центральной Азии как Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан граничат с северо-западной территориально-административной единицей КНР – Синьцзян-Уйгурским автономным районом. СУАР является одним из пяти национальных автономных районов Китая и имеет сухопутную границу протяженностью 5600км с восемью государствами. В Синьцзяне проживают китайцы и представители 46 малочисленных национальностей, из них уйгуры, казахи, дунгане (хуэй), киргизы, узбеки, русские и т.д. Большинство стран Центральной Азии испытывают проблемы быстрого роста численности населения и сравнительно отсталого социально-экономического уровня, отличаются большой этноконфессиональной неоднородностью, переживает сепаратизм и внутреннюю нестабильность. Кроме того, Центральноазиатский регион граничит со странами Иран и Афганистан, и находится под негативным влиянием исламского фундаментализма, экстремистских идей, террористической угрозы и международной преступности. Все эти факторы непосредственно влияют на внутреннюю стабильность и безопасность Китая.
Во-вторых, государства Центральной Азии обладают большим геополитическим 3
значением. После распада СССР и обретения этими республиками государственной независимости внимание различных внешних акторов было привлечено на данный регион. Россия и Центральноазиатские страны традиционно поддерживают тесные связи в экономической, политической и военной сферах, хотя в 90 гг. прошлого века в рамках СНГ была центробежная тенденция. С продвижением политики расширения НАТО и распространением идеи демократии изучаемый регион стал зоной борьбы между Западом и Востоком, США и РФ. Военное присутствие НАТО и США создало военную угрозу для Китая.
В-третьих, Центральная Азия располагается огромным природноресурсным потенциалом. На территории Казахстана, Туркмении и Узбекистана располагаются крупные месторождения нефти, природного газа, каменного угля. Кыргызстан и Таджикистан обладают большими запасами гидроэнергии. Недра всех центральноазиатских республик являются кладовыми минерального сырья, многие виды которого относятся к числу стратегически важных (урановые, алюминиевые, железные, полиметаллические руды, золото, драгоценные и полудрагоценные камни). В связи со стремительным темпом развития китайской экономики в стране оказалось большой спрос на природные ресурсы, соответственно, сотрудничество и взаимодействие с Республиками Центральной Азии имеет стратегическое значение.
В-четвертых, Центральноазиатские страны занимает важное географическое положение. Они находится на стыке Европы и Азии, планетарных зон Севера и Юга, представляют транзитный коридор и место взаимодействие различных культур и цивилизаций. С древних времен страны данного региона являются важным пунктом вдоль древнего Великого шелкового пути, имеют тесные экономические и культурные связи с Китаем. После того как в сентябре 2013 года во время государственного визита в Казахстан
4
председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу формирования «Экономического пояса Шелкового пути», страны в Центральной Азии играют колоссальную роль в межгосударственной системе логистики и транспорта, находится в центре процесса восстановления и возрождения морских сухопутных магистралей торговли.
В-пятых, государства Центральной Азии обладают огромным рыночным потенциалом. С бурным ростом численности населения страны стали потенциальным экспортным рынком китайской продукции. Политика диверсификация экономики этих стран совпадает с избытком производственных мощностей в китайском внутреннем рынке. С учетом сравнительно низкого уровня социально-экономического развития в Центральной Азии инвестиции и проекты инфраструктурного строительства с китайской стороны имеют большое значение. Взаимовыгодное сотрудничество между КНР и республиками Центральной Азии пользуется большой актуальностью на современном этапе.
Степень разработанности темы. Основные направления внешней политики Центральноазиатских стран – Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистана, Туркменистана, Республики Узбекистан, – представлены в работах авторов: Алиджанова А. Х.1, Алиева Р. Р.2, Дундич А. С.3, Рыжов И.В.4, Тургамбаев А.5, Сари Ю.6 и др.
1 Алиджанова, А. Х. Некоторые аспекты внешней политики Республики Таджикистан на современном этапе / А. Х. Алиджанова // Вестник ТГУПБП. – Худжанд, No 3(47), 2011. – С 112-115.
2Алиева, Р. Р. Формирование основополагающих принципов внешней политики Республики Таджикистан / Р. Р. Алиева // Ученые записки. – Худжанд, No 4(41), 2014. – С 1-9.
3 Дундич, А. С. Киргизия между «великими» … / А. С. Дундич // Международные процессы. – М. Том 8, No 2 (23), 2010. – С. 117-122.
4 Рыжов, И. В., Бородина, М. Ю. Основные приоритеты внешней политики Кыргызстана / И. В. Рыжов, М. Ю. Бородина // Россия и новые государства Евразии. – М: No 3 (44), 2019. – С. 142-157.
5 Тургамбаев, А. Основные этапы развития внешней политики Республики Казахстан / А. Тургамбаев // Международная жизнь. – М: No 7, 2019. – С. 56 – 65.
6 Sarı, Y. Foreign Policy of Kyrgyzstan under Askar Akayev and Kurmanbek Bakiyev / Y. Sarı // Perceptions. –
5
Они акцентировали свое внимание на многовекторность внешней политики стран Центральной Азии.
Особую значимость для настоящего диссертационного исследования представляют работы Савковича Е. В., рассматривающего политику Китая в Центральной Азии в целом7 и экономические аспекты сотрудничества в частности в период с 1992 по 2012 гг.8 Научная значимость исследования заключается в выявлении основных структурных элементов центральноазиатской политики Китая в рамках оформления нового международно-правового региона в системе международных отношений.
Понятие дипломатии, направленной на сопредельный регион, а также внешняя стратегия КНР рассмотрены в исследовании Чжун Фэйтэн.9 Политическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии изучено в научном труде Чжао Чанцин.10 Автор акцентировал своё внимание на эволюцию внешнеполитических взглядов Китая, в частность, понятие «сопредельный регион», «безопасность внешней окружающей обстановки».
Вопросы торгово-экономического сотрудничества КНР с Казахстаном изучены в большей степени, чем тематика сотрудничества Китая с другими странами Центральной
Том XVII, No 3, 2012. – С. 131-150.
7 Савкович, Е. В. Политика Китая в Центральной Азии (1992-2012 гг.) / Е. В. Савкович // Дисс. на соискание уч. ст. док. Истор. наук. – Томск, 2010. – 282 с.
8 Савкович, Е. В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992–2012 гг.) / Е. В. Савкович // Томск. – 2012. – 209 с.
9 钟飞腾[Чжун Фэйтэн],“周边”外交概念与中国的对外战略[Понятие дипломатии, направленной на сопредельный регион, и внешняя стратегия КНР] // 外交评论[Обзор иностранных дел]. – Пекин, 2011 г. No 4. – 33 с.
10 赵常庆[Чжао Чанцин], 中国与中亚国家的政治合作 [Политическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии] // 赵常庆[Чжао Чанцин], 中国与中亚国家合作析论[Анализ сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии]. – Пекин.: 中国社会科学院[Академия общественных наук Китая]. 2012. – С. 67-74.
6
Азии в сфере экономики. Данным вопросам посвящены труды Моу Моин.11 Автор определил результаты торгово-экономического сотрудничества между Китаем и стран Центральной Азии в пяти конкретных задачах в рамках программы совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути.
Вопросу внешней политики КНР в сопредельном регионе после 18-го съезда КПК и прихода к власти «пятого поколения» руководителей Китайской Народной Республики посвящено исследование Ши Юаньхуа.12 Автор рассматривал основные новые стратегии, ориентированные на развитие отношения с соседними государствами.
Научная новизна работы состоит в том, что автором при написании исследования были привлечены ранее не используемые в научных трудах источники на китайском языке. Автором были представлены особенности сотрудничества Китая и Центральноазиатских стран в культурной, экономической, политической сферах и сфере безопасности в период первого срока председательства Си Цзиньпина. Через призму политико-экономических отношений, выявлены основные факторы, которые в среднесрочной перспективе могут оказать позитивное или негативное влияние на все сферы внешнеполитических отношений между КНР и странами Центральной Азии.
Источниковая база диссертации включает в себя широкий круг нормативно-правовых актов, деклараций, соглашений и пр. Совместные декларации между
11牟沫英[Mоу Моин],中国与中亚四国的经贸合作[Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и четырьмя странами ЦА],中哈经贸合作分析[Анализ китайско-казахстанского торгово-экономического сотрудничества]// 熊灵[Сюн Лин],谭秀杰[Тан Сюцзе], “一带一路”建设:中国与周边地区的经贸合作研究 (2016~2017)[Строительство «Пояс и путь»: экономическое сотрудничество между Китаем и соседними странами (2016-2017)]. – Ухань, 2017. – С. 345-378.
12石源华 [Ши Юаньхуа], 中共十八大以来中国周边外交研究报告[Исследование о соседней дипломатии Китая после 18-го съезда КПК] // – Пекин.: 社 会 科 学 文 献 出 版 社 [Издательство документации общественных наук] – 2016. – С. 19-20.
7
КНР и странами Центральной Азии, представленные на сайте МИД КНР13. А также совместные заявления и коммюнике, например, Совместное коммюнике по итогам первой регулярной встречи глав правительств Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.14 Особый интерес для понимания и раскрытия приоритетов внешней политики
13 МИД КНР, 中华人民共和国和乌兹别克斯坦共和国关于进一步发展和深化战略伙伴关系的联合宣言(全文) [Совместная декларация КНР и Республики Узбекистан о дальнейшем развития и углублении всестороннего стратегического партнерства (полный текст)] – 2013. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_677052/1207_677064/t1106232.shtm
l , дата обращения: 12. 03. 2020.
МИД КНР, 中华人民共和国和吉尔吉斯共和国关于建立战略伙伴关系的联合宣言(全文)[Совместная декларация КНР и Кыргызской Республики об установлении отношений стратегического партнерства (полный текст)] – 2013. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676548/1207_676560/t1075614.shtml , дата обращения: 12. 03. 2020.
МИД КНР, 中华人民共和国和哈萨克斯坦共和国关于进一步深化全面战略伙伴关系的联合宣言[Совместная декларация КНР и Республики Казахстана о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства] – 2013. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676500/1207_676512/t1110804.shtml , дата обращения: 12. 03. 2020.
МИД КНР, 中华人民共和国和土库曼斯坦关于建立战略伙伴关系的联合宣言(全文)[Совместная декларация КНР и Туркменистана об установлении отношений стратегического партнерства (полный текст)] – 2013. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676980/1207_676992/t1072726.shtml , дата обращения: 12. 03. 2020.
МИД КНР, 中华人民共和国和塔吉克斯坦共和国关于建立战略伙伴关系的联合宣言(全文)[Совместная декларация КНР и Республики Таджикистан об установлении отношений стратегического партнерства(полный текст)] – 2013. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676908/1207_676920/t1041801.shtml , дата обращения: 12. 03. 2020.
14 МИД КНР, 中哈总理第一次定期会晤联合公报[Совместное коммюнике по итогам первой регулярной встречи глав правительств Китайской Народной Республики и Республики Казахстан] – 2012. – URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/1179_674909/t919718.shtml , дата обращения: 15. 02. 2020.
8
стран Центральной Азии представляют Концепции внешней политики Казахстана 15 , Туркменистана16, Кыргызской̆ Республики17, Таджикистана18, а также Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан.19 Использовались источники из Министерства юстиции Республики Казахстана и Кыргызской Республики20, а также документы ШОС для рассмотрения сотрудничества в сфере безопасности.21 Для представления внешнеполитического курса Китая на современном этапе развития также особо значимым являются Документы о реализации инициативы Экономического пояса Шелкового пути.22
15 Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг. URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg, дата обращения: 07. 04. 2020.
16 Концепция внешней политики Туркменистана от декабря 1995. Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства. URL: http://wiki-tm.com/index.php/Концепция_внешней_политики_Туркменистана_от_декабря_1995 , дата обращения: 07. 04. 2020.
17
http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/4569?Cl=ru-ru , дата обращения: 06.04.2020.
18 Концепция внешней политики Республики Таджикистан от 27 января 2015 года, No 332. URL: https://tajemb.kiev.ua/kontseptsiya-vneshnej-politiki-respubliki-tadzhikistan/, дата обращения: 12. 04. 2020.
19 Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (приложение No1), URL: http://strategy.gov.uz/ru/lists/docview/15, дата обращения: 09. 04. 2020.
20 Министерство юстиции Республики Казахстана, О подписании Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики. URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/mejdunapodnyie_otnosheniya_respu bliki_kazahstan/id-P1600000518/, дата обращения: 10. 05. 2020. 21上合组织成员国总理理事会第十二次会议联合公报[Совместное коммюнике по итогам 12-го заседания Совета глав правительства государств-членов ШОС] / Синьхуа агентство. – 2013. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2013-11/29/content_2538808.htm, дата обращения: 15. 05. 2020.
22 国家发展改革委 外交部 商务部,推动共建丝绸之路经济带和 21 世纪海上丝绸之路的愿景与行动 [Государственный комитет по развитию и реформам совместно c Министерством иностранных дел и
Министерством коммерции, Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века] – 2015. URL:
Концепция внешней политики Кыргызской Республики от 10 января 2007 года. URL:
9
Автором были использованы доклады, представленные Цзян Цзэмином 23 , Ху Цзиньтао 24 и Си Цзиньпином 25 на Всекитайских съездах КПК для рассмотрения исторического развития и изменения приоритетов внешней политики КНР.
При написании диссертации использовались речи и выступления видных политических деятелей, особую важность представляют речи Председателя КНР Си Цзиньпина: Активно утвердить концепцию азиатской безопасности, вместе создать новую обстановку безопасности и сотрудничества26, Развивать «Шанхайский дух» и содействовать совместному развитию27, Следование концепции «близости, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности» в дипломатических отношениях с сопредельными странами.28
Также в работе использовались информационные материалы электронных СМИ по http://www.mofcom.gov.cn/article/i/dxfw/jlyd/201601/20160101243342.shtml, дата обращения: 11. 05. 2020.
23 江泽民在中国共产党第十四次全国代表大会上的报告[Доклад Цзян Цзэминя на 14-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая] / Жэньминь Жибао. – 1992. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64567/65446/4526308.html, дата обращения: 13. 04. 2020.
24 胡锦涛同志在中国共产党第十七次全国代表大会上的报告:高举中国特色社会主义伟大旗帜,为夺取全面建 设小康社会新胜利而奋斗[Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК 15 октября 2007 года : Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества]. URL: http://www.gov.cn/test/2012-10/18/content_2246548.htm, дата обращения: 13. 04. 2020.
25 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК / Новостная сеть Синьхуа. – 2017. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm, дата обращения: 10. 05. 2020.
26 Си Цзиньпин, Активно утвердить концепцию азиатской безопасности, вместе создать новую обстановку безопасности и сотрудничества, 21 мая 2014 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ), 2014. – С.479-488.
27 Си Цзиньпин, Развивать «Шанхайский дух» и содействовать совместному развитию, 13 сентября 2013 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ), 2014. – С.479-488.
28 Си Цзиньпин, Следование концепции «близости, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности» в дипломатических отношениях с сопредельными странами, 24 октября 2013 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин.: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ), 2014. – С. 400-406.
10
вопросам внешней политики Китай в Центральной Азии: Агентство Синьхуа29, Жэньминь Жибао30, Гуаньчачжэ31, Глобал таймс32 и др.
Объектом диссертационного исследования является внешняя политика Китайской Народной Республики в Центральной Азии в годы председательства Си Цзиньпина, а предметом исследования – межгосударственное сотрудничество Китая со странами изучаемого региона.
Хронологические рамки исследования охватывают годы председательства Си Цзиньпина, с марта 2013 г. до конца первого срока его правления – марта 2018 г.
Глава государства КНР Си Цзиньпин является генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Китая, председателем Китайской Народной Республики, председателем Центрального военного совета КНР.
Территориальные рамки данной работе охватывают Китай и Центральноазиатский регион в его современном политическом понимании. Под странами Центральной Азии автором подразумеваются Республика Казахстан, Туркменистан, Кыргызская Республика,
29 Агентство Синьхуа, Си Цзиньпин выступил с важной речью на 16-м заседании Совета глав государств-членов ШОС. – 2016. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0626/c31519-9077399.html , дата обращения: 15. 05. 2020.
30 Жибао Визит Си Цзиньпина в Казахстан призван стать новой вехой в развитии стратегического партнерства между двумя странами. – 2013. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8392656.html , дата обращения: 10. 03. 2020.
31观察者[Гуаньчачжэ],中哈吉丝绸之路列入世界文化遗产-首例跨国合作成功申遗[Первый случай успешного трансграничного сотрудничества между Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном в заявке включения Шелкового пути в Список всемирного культурного наследия] – 2014. URL: https://www.guancha.cn/culture/2014_06_22_239862.shtml, дата обращения: 10. 03. 2020.
32 曲 星 [Цюй Син], 周 边 外 交 需 要 顶 层 设 计 [Дипломатия на сопредельное направление требует высокоуровневого планирований] // Хуаньцю шибао (Китайская газета «Глобал таймс»). – 2013. URL: https://opinion.huanqiu.com/article/9CaKrnJCQMc, дата обращения: 10. 05. 2020.
11
Республика Таджикистан и Узбекистан – государства, официально засвидетельствовавшие свою принадлежность к соответствующему ареалу в январе 1993 г. Ранее данный регион было принято называть «республиками Средней Азии и Казахстаном». При этом в работе не говорят о физико-географическом понимании Центральной Азии как территории, протянувшейся от Восточного Казахстана, Алтая и Саяна до южной части Большого Хингана, верховий Инда и Брахмапутры.
Цель данного диссертационного исследования – выявить особенности внешней политики Китайской Народной Республики в Центральной Азии в годы председательства Си Цзиньпина.
Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ источников внешней политики Китая в Центральной Азии в 2013– 2018 гг.;
2. Раскрыть механизмы формирования центральноазиатского вектора государственной дипломатии в годы руководства Си Цзиньпина;
3. Изучить особенности межгосударственного сотрудничества Китайской Народной Республики с странами Центральной Азии в торгово-экономической, культурно-гуманитарной, политической сферах и в области безопасности в рассматриваемый период;
4. Выявить основные достижения и просчеты в отношениях Китая с государствами изучаемого региона;
5. Определить особенности внешней политики Китая в Центральной Азии в 2013– 2018 гг.
Методологические основы исследования. Настоящее исследование имеет комплексный характер, предполагающий изучение различных факторов, аспектов и
12
направлений внешней политики КНР в Центральной Азии. Соответственно, в его основу был положен широкий круг методов научного познания, используемых в их сложном сочетании, без проявления при их подборе какой-либо однобокости.
К числу общенаучных методов, применяемых в данной работе, относятся: принципы историзма, целостности и научной объективности, методы описания и объяснения, индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и аналогии, обобщения и концептуализации. Принцип историзма предполагает, что все события и факты во внешней политике Китая в Центральной Азии рассматриваются в контексте того времени, тех социальных, экономических и политических условий, в которых они происходили. Принцип целостности состоит в том, что изучение любого этапа в развитии соответствующего вектора китайской дипломатии включает в себя все многообразие явлений, событий и фактов. Принцип научной объективности предусматривает выявление закономерностей внешней политики КНР в Центральной Азии на основе широкого круга источников. Метод описания необходим при изучении фактологического материала, лежащего в основе данной работы, а метод объяснения – при установлении причинно-следственных связей между различными событиями и процессами. Методы анализа и синтеза необходимы для формирования общего представления о внешней политике Китая в Центральной Азии. Метод сравнения позволяет выявлять черты сходства и различия между отдельными направлениями, этапами и факторами дипломатии в изучаемом регионе. Метод аналогии предполагает перенос результатов, полученных при рассмотрении одного из аспектов центральноазиатского направления внешней политики Китая, на другие ее аспекты. Метод концептуализации предполагает теоретическое осмысление данного процесса и его встраивание в систему подобных ему процессов и явлений.
Настоящее исследование опирается на исторический метод, который, например, был 13
использован при анализе докладов, представленных на Всекитайских съездах КПК для рассмотрения исторического развития и изменения приоритетов, особенностей и тенденций внешней политики Китая в Центральной Азии. Синхронический метод состоит в анализе двух или нескольких одновременных процессов во внешней политике Китая в Центральной Азии, с учетом существующих между ними взаимосвязей: были рассмотрены процессы в сферах экономики, политики, культуры, безопасности.
Наряду с историческими методами, для выполнения поставленных в диссертации задач автором применяется ряд методов из смежных областей научного знания: анализ документов и статистический метод. Метод анализа документов является одним из основных в настоящем исследовании, что обуславливается необходимостью подробного изучения международных соглашений Китайской Народной Республики и центральноазиатских республик, норм их внутреннего законодательства, документов органов государственной власти и международных организаций, материалов открытой печати. Статистический метод представляет особую важность при определении особенностей социально-экономического развития Китая и стран изучаемого региона, параметров и масштабов их торгово-экономического сотрудничества и миграционного взаимодействия.
В начале 21 века геополитическая ситуация в мире претерпела значительные
изменения. С повышением международного статуса и совокупной мощи Китайской
Народной Республики, усиливается конкуренция между Китаем и США в
азиатско-тихоокеанском регионе международная обстановка вокруг Китая приобретала
напряженный характер в 2010 гг.
С приходом Председателя Си Цзиньпина к власти после 18-го Всекитайского съезда
КПК внешняя политика КНР проявила значимую активность: особое внимания уделяется
развитию отношений с сопредельными государствами, в частности на Центральноазиатское
направление. После ряда встреч Председателя КНР с главами Центральноазиатских стран в
2013 году двусторонние отношения со этими странами уже достигли уровня стратегического
партнерства. Именно в Центральной Азии Глава Китая Си Цзиньпин выдвинул инициативу
стратегического значения – Экономический пояс Шелкового пути.
Центральная Азия, граничащая с северо-западным регионом Китая и являющаяся
мостом на Евразийском континенте, обладает важнейшим геополитическим и экономическим
значением для развития КНР. Богатые природные ресурсы, уникальное местонахождение
региона обусловит усилившую конкуренцию внешних акторов. В новую эпоху управления
Си Цзиньпина Китайская Народная Республика стремится к расширению своего влияния в
Центральной Азии в ответ на изменения внешней окружающей среды, чтобы обеспечить
свои политические и экономические интересы, региональную безопасность и безопасность
энергетики. Соответственно, для Центральноазиатских стран Китай рассматривается как
великая держава в соседнем регионе, обладающая сильной экономической мощью и
политическим влиянием. Сотрудничество с Китаем способствует их собственному развитию
и имеет большое значение для балансировки влияния разных внешних акторов. С момента
установления дипломатических отношений сотрудничество между Китаем и странами
стабильно развивается, стороны совместными усилиями добились ряда успехов в
экономическом, культурном и политическом сотрудничестве, а также в сотрудничестве в
области безопасности.
Внешняя политика КНР на Центральноазиатском направлении в годы
председательства Си Цзиньпина характеризуется следующими новыми особенностями.
Во-первых, увеличение интенсивности реализации инфраструктурных проектов с
целью повышения инфраструктурной взаимосвязанности. Основные проекты охватывают
транспортные инфраструктуры, торговые порты, топливо-энергетические инфраструктуры и
коммуникационную сеть. Основные примеры представляют железнодорожный тоннель
Вахдат-Яван в Таджикистане, легкорельсовый транспорт в столице Казахстана, линии D
газопровода «Центральная Азия – Китай», трансграничный оптический кабель и т. д.
Во-вторых, расширение аспектов сотрудничества в финансировании. Китай стремится
содействовать формированию инвестиционной, финансовой и кредитной системы в
Центральной Азии, а также ускорить обмен и расчет местной валюты в юанях со странами
Центральной Азии, чтобы добиться беспрепятственной торговли и постепенному переходу к
финансовой интеграции. Были учреждены Азиатский банк инфраструктурного развития в
2015 году и Фонд шелкового пути в 2014 году. Между банками Китая и Республики
Казахстан в 2014 году, и с Республикой Таджикистаном в 2015 году были подписаны
соглашения о валютном свопе.
В-третьих, содействие взаимодействию в области энергетики. После выдвижения
инициативы ЭПШП Китай стал делать акцент на сотрудничестве со странами Центральной
Азии в области технологий глубокой переработки энергетических ресурсов, оборудования и
инженерного обслуживания, а традиционное сотрудничество было сосредоточено в основном
на разработке нефтегазовых месторождений и транспортировке.
В-четвертых, углубление сотрудничества в области безопасности в рамках ШОС. В
годы рассматриваемого периода уделялось много внимания противодействию
нетрадиционным угрозам безопасности. В 2014 году Председатель КНР Си Цзиньпин
выдвинул идею «Новая концепция азиатской безопасности», призвал совместно создать
новую обстановку безопасности и сотрудничества. Данная концепция высоко ценится
странами Центральной Азии.
В-пятых, расширение культурно-гуманитарного сотрудничества и укрепление мягкой
силы. В последние годы вместе с популяризацией китайского языка и культуры в странах
Центральной Азии, наблюдается развитие обучения языкам центральноазиатских республик
в Китае, открытие исследовательских центров стран центральноазиатского региона. Помимо
этого, в 2013-2018гг. несколько лет подряд проводились масштабные межправительственные
мероприятия, например, Год культуры, Год туризма и т. п. Они является важной
составляющей частью дипломатии КНР по отношению к странам Центральной Азии и
играют ключевую роль в сближении народов, устранении недоразумений и негативных
настроений по отношению к Китаю в данной регионе.
В годы председательства Си Цзиньпина Китай и Центральноазиатские страны
совместными усилиями добились прогресса в сферах координации политики,
инфраструктурной взаимосвязанности, беспрепятственной торговли и финансовой
интеграции, а также сближения народов.
Однако, различные существенные проблемы требуют углублять коммуникацию и
связи в политической и экономической установке между Китаем и пятью странами
Центральной Азии, чтобы содействовать развитию торговли, добиться взаимовыгодного
сотрудничества и развития, и продвигать процесс интеграции в совместном строительстве
«Экономического пояса Шелкового пути». Кроме того, стороны должны укрепить понимание
и доверие между народами Китая и странами Центральной Азии путем расширения
культурно-гуманитарного сотрудничества. В области безопасности, вместе с существенным
сотрудничеством, КНР должен укреплять взаимное доверие с Российской Федерацией в
стратегических вопросах региона, признать традиционное влияние России в Центральной
Азии, особенно в сфере безопасности. Именно совместные усилия Китая, России и стран
Центральной Азии способствуют обеспечению региональной безопасности и стабильности.
Таким образом, дипломатия КНР в Центральноазиатском направлении в последние
годы в целом добилась ряда положительных результатов и имеет большой потенциал и
возможность развития в будущем. С точки зрения Китая, стимулирование строительства
Экономического пояса Шелкового пути, создание сообщества единой судьбы человечества и
формирование межгосударственных отношений нового типа являются целями дипломатии
Китая как великой державы в новую эпоху. С точки зрения стран Центральной Азии,
большей актуальностью пользуются такие задачи, как активное расширение сотрудничества
с сопредельными государствами, особенно с Россией и Китаем, оживление внутренней
хозяйственной деятельности, обеспечение безопасности и стабильности, оздоровление
законности, улучшение инвестиционного климата и т. д., что соответствует целям внешней
политики КНР в данном регионе.
Несмотря на то, что в процессе реализации новых внешнеполитических стратегии
Китая в отношении стран Центральной Азии существуют различные трудности в связи с
внутренним положением самого региона и влиянием внешних акторов, дипломатические
отношения Китая с Центральноазиатскими странами успешно развивались в период первого
срока управления Председателя Си Цзиньпина и преодолели все трудности политической
консультацией и мирным путем. На основе стратегии создания «Сообщества единой судьбы
человечества», КНР активно разбирает точки соприкосновения интересов с
Центральноазиатскими странами, содействует развитию двустороннего и многостороннего
сотрудничества в рамках международных организаций, в том числе Шанхайской организации
сотрудничества, а также укрепляет свое влияние на различные аспекты регионального
развития.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!