Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе
Углубление взаимного доверия в политической сфере и забота о национальных интересах содействуют устойчивому развитию сотрудничества между Китаем и Россией в военной сфере. Сегодня военное сотрудничество между сторонами успешно реализуется в трёх аспектах: военно-политическом, военно-техническом и в сфере проведения совместных военных учений. В дальнейшем военное Российско- Китайское сотрудничество будет характеризоваться следующими особенностями: во-первых, усилится стремление к сотрудничеству, во-вторых, сотрудничество станет более равноправным; в-третьих, темы сотрудничества будут более чувствительными. Текущие проблемы и потенциальные препятствия в двустороннем военном сотрудничестве: уровень взаимного доверия по-прежнему недостаточный; конкретные пути сотрудничества требуют улучшения; в дальнейшем на мировом рынке вооружения между Китаем и Россией возникнет конкуренция. В будущем Китай в военном сотрудничестве с Россией должен руководствоваться своей новой концепцией безопасности, национальные интересы должны быть отправной точкой и конечной целью сотрудничества в данной сфере, получить взаимную выгоду можно будет лишь следуя принципам равенства и взаимного уважения. В конечном итоге, независимость, расширение инноваций являются основополагающим принципом военной модернизации.
Актуальность темы исследования. Во-первых, Российско-Китайское военно-техническое сотрудничество является важной частью современных Российско-Китайских отношений, поскольку Китай является крупнейшим покупателем российского оружия. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), с 1991 по 2015 годы Пекин закупил у Москвы оружие на сумму 32,6 млрд долларов США (по фиксированной цене в 1990 году). Расходы на доставку для всех других стран за тот же период не превышали 8,7 млрд долларов США (большая часть которых приходилась на Францию и Украину). Наиболее активный период продаж России в Китай был с 1999 по 2009 год, и с тех пор его темпы значительно снизились. Однако в прошлом году ситуация изменилась – были подписаны два контракта на поставку самых современных российских систем вооружений: 24 многоцелевых истребителя Су-35С (не менее 2 млрд. Долл. США) и 4 дивизиона зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности С-400 «Триумф» (2-3 млрд).. В 2017 году Москва продала Китаю вооружений и военной техники на сумму около 15 миллиардов долларов США, что примерно соответствует объему продаж прошлого года. Это данные российского ведомства «Рособоронэкспорт», которое отвечает за военный экспорт. В то же время влияние Китая в региональной и мировой политике возрастает. Это еще более усиливает политическую роль российско-китайского военного сотрудничества в международных отношениях.
Во-вторых, после окончания холодной войны наметилась положительная тенденция в развитии китайско-российских отношений. Это связано с наличием совпадающих интересов. Современные отношения между Россией и Китаем во многом устанавливаются как стратегическое партнерство. 11 ноября 1993 года две страны подписали «Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран», которое является важным шагом на пути развития двусторонних военно-стратегических отношений между Китаем и Россией. Нормативно-правовая база российско-китайских отношений была подписана в Москве 16 июля 2001 года Президентом Российской Федерации и председателем Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве ,охватывающем все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества, который был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды. Согласно договору, Китай и Россия давно обещали развивать равноправное партнерство и стратегическое сотрудничество, в том числе в военной сфере. В случае угрозы мира или агрессии Москва и Пекин немедленно связываются и проводят консультации для устранения угрозы. Соглашение также предусматривает, что все стороны работают вместе для поддержания глобального стратегического баланса и координации действий по предотвращению и разрешению конфликтов на международной арене. Однако между Россией и Китаем все еще много различий в политической и экономической сферах, и эти различия необходимо учитывать при дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества.
В-третьих, Российско-Китайское военное сотрудничество стало основой для модернизации китайской армии. Это напрямую связано с увеличением вооруженных сил Китая. Военное сотрудничество между Китаем и Российской Федерацией развивается во многих областях, включая подготовку китайских военных специалистов: китайские военные прошли обучение в российских университетах, подводные и надводные корабли прошли обучение в России, а пилоты и сотрудники ПВО прошли обучение в российском учебном центре. Расширяется обмен военными делегациями и взаимные визиты военных кораблей. Китай и Россия создали механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации сотрудничества России и Китая в этой области. 15 августа 2013 года Государственный советник Ян Цзечи и Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев провели девятый раунд консультаций по вопросам стратегической безопасности в Москве. Свидетельством расширения военных контактов являются совместные учения, которые проводятся регулярно. В 2013 году прошли два совместных российско-китайских военных учения: “Морское взаимодействие 2013” в акватории залива Петра Великого в Японском море (5-12 июля) и антитеррористическое учение “Мирная миссия 2013” на территории Чебаркульского полигона в России (27 июля — 15 августа). Сухопутные силы двух стран проводят ежегодные учения для подготовки к совместным операциям, когда ситуация в Центральной Азии ухудшается. Российский военно-морской флот и китайский военно-морской флот работают в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить безопасность морских конвоев, экспортирующих химическое оружие из Сирии. Этот процесс уже меняет региональный баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Поэтому необходимо изучить влияние китайско-российского военного сотрудничества не только на двусторонние отношения, но и в более широкой перспективе.
В-четвертых, исследования по этой теме актуальны, поскольку в настоящее время планируются изменения в содержании китайско-российского военного сотрудничества. Для того чтобы Китай сформулировал свою политику наилучшим образом, он должен учитывать эволюцию, особенности, проблемы и перспективы политики военного сотрудничества двух стран.
Степень научной разработанности темы.
Использованную историографию по теме в работе можно поделить на следующие виды:
1. Работы, анализирующие общий военно-теоретический аспект и межгосударственное сотрудничество. «Искусство войны» (автор Сунь Цзы,«О войне», «Precis de L’Art de la Guerre» систематически исследуют военную теорию истории человечества,《Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. 50 лет. 1953-2003》. «Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами: анализ рынков» анализируют военно-техническое сотрудничество России с другими странами в современной эпохе с точки зрения Россиян. «The Grand Chessboard», «Война и мир в терминах и определениях»,в которой анализируются теории международной дипломатии, вертикальные и горизонтальные маневры с разных культурных перспектив Востока и Запада.
2. Работы, посвященные отдельно анализируют конкретные вопросы Китайско-Российского военного сотрудничества. исследования по теме диссертации условно можно разделить на несколько категорий.
Первая группа работ представлена работами ученых, изучающих международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Монография Тан Жен-чинь «Военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем и его влияние в Азиатско-тихоокеанском регионе», где подчеркивается значительное влияние РФ и КНР в АТР. Диссертация Ли Сан Июна «Политика экспортного вооружения России по отношению к АТР», в которой исследуется особенности внешней политики России по отношению к странам Азии. Диссертация Плотникова В.А. «Международная безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе и роль России в ее стабилизации», в которой анализируется политическое влияние России на стабильность в АТР. Вторая группа исследований проанализировала особенности двусторонних отношений между Россией и Китаем. Книга Воскресенского А.Д. «Российско-Китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика», в которой пишется о российско-китайских стратегических отношениях. Книга Кузык Б.Н., Титаренко M.Л «Китай и Россия 2050: стратегия соразвития», где авторы проводят исследование экономических и социальных аспектов внутренней политики Китая и перспективы китайско-российских отношений в целом. Третья группа исследований посвящена некоторым аспектам Российско-Китайского военно-технического сотрудничества. Интервью Макиенка К.В. «За 15 лет Китай приобрел до половины всех российских военных поставок за рубеж», в котором рассматривается особенности рынка вооружений России и Китая. Диссертация Важнова О.Ю. «Роль военно-технического сотрудничества во внешнеполитической деятельности России на примере ВТС с Китаем», в которой исследуется роль ВТС во внешней политике России по отношению к Китаю. Диссертация Лин Фон «Исследования: китайско-российские стратегические отношения партнерства в контексте геополитики», в которой рассматриваются китайские интересы в военно-технических поставках из России. Что касается историографии по теме исследования, то в диссертации использованы публикации российских и зарубежных авторов на русском, английском и китайском языках. Опубликовано в журналах, сборниках и специальных научных статьях о китайско-российском военном сотрудничестве между китайскими и российскими учеными. Эти публикации предоставляют широкий спектр фактических материалов.
Комментарии эксперта помогают людям понять природу двустороннего военного сотрудничества, основные направления и механизм взаимодействия Китая и России в этой области.
Эмпирическая база исследования данной диссертации представлена следующими категориями источников.
Во-первых, это документы Китайской Народной Республики (КНР): «Белые книги», опубликованная Министерством национальной обороны, документы министерства иностранных дел, официальные доклады Коммунистической партии Китая (КПК) по вопросам военной политики, выступления премьер-министра Ли Кэцян. Они определяют принципы и цели внешней и национальной оборонной политики, задачи военно-технического сотрудничества и развития вооруженных сил. Одна из особенностей китайских ресурсов заключается в том, что они обычно не предоставляют конкретную информацию, скрытую за общим языком. Очевидно, это связано с хорошо известным стремлением Китая к тому, чтобы его военная политика была ближе к другим странам. Во-вторых, это документы Российской Федерации (РФ): федеральные законы, регламентирующие военно-техническое сотрудничество с другими государствами, указы президента России, концепции внешней политики РФ, документы министерства иностранных дел РФ, министерства обороны РФ и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ. При определении цели и задач военно-технического сотрудничества они учитывают национальные интересы России, а также силу, структуру и содержание военно-технического сотрудничества между Россией и другими странами. В-третьих, это двухсторонние соглашения РФ и КНР, касающиеся регулирования военного сотрудничества, выражения позиции по установлению нового миропорядка, соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил и развитии мер доверия в приграничных территориях. Эти документы дают достаточно полное описание характера и основных направлений двустороннего военно-технического сотрудничества и механизма взаимодействия России и Китая в этой области. База данных позволяет нам изучать роль различных российских ведомств в принятии решений о военном сотрудничестве. Объект исследования – современное взаимодействие России и Китая в области военного сотрудничества. Предмет исследования – содержание, особенности и последствия военного сотрудничества России и Китая. Цель диссертационной работы – выявить особенность военного сотрудничества России и Китая на современном этапе.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Выяснить, какие стратегические интересы Китая и России могут влиять на развитие военного сотрудничества. 2. Охарактеризовать главные направления и эволюцию военно-технического сотрудничества России и Китая. 3. Обозначить основные проблемы и перспективы военно-технического сотрудничества России и Китая. 4. Провести сравнение уровня модернизации вооруженных сил России и Китая на современном этапе
Положения, выносимые на защиту.
Как сказал президент Си Цзиньпин: «За 70 лет отношения между двумя странами развивались и крепко, и успешно, и они стали парой отношений великой державы с высочайшей степенью взаимного доверия, высочайшим уровнем сотрудничества и высшей стратегической ценностью», или, как сказал президент Путин, «нынешнее всеобъемлющее Стратегическое партнерство сотрудничества достигло лучшего в истории уровня и стало моделью отношений между странами». Решение двух глав государств о том, чтобы китайско-российские отношения стали «новой эрой всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Россией», должно быть решительно продвигаться вперед.
Чтобы справиться с «большими изменениями, которых не было за столетие» в международной обстановке, и реализовать мечту о возрождении крупных держав, Китай и Россия, как две новые развивающиеся крупные державы и большие соседи с похожими стратегическими ситуациями и весьма похожими стратегическими концепциями, должны не только практиковать «дружбу поколений», но и торжественно провозглашать «никогда не быть врагом» и необходимость добросовестно добиваться «бдительной помощи, глубокой интеграции, всеобъемлющей обоюдной выгоды» и продвигать всеобъемлющее стратегическое партнерство сотрудничества между Китаем и Россией в новую эру.
Для реализации декларации глав государств Китая и России о «новой эре всестороннего стратегического партнерства сотрудничества между Китаем и Россией» рекомендуется, чтобы, продолжая придерживаться основной политики «ассоциации без альянса», отношения между двумя странами должны развиваться как «бок о бок, вплотную друг к другу». «Квази-альянсные отношения» «рука об руку, от сердца к сердцу» можно понимать, как «тесное стратегическое партнерство, которое не принимает договорных обязательств». По словам президента Си Цзиньпина, это «сообщество судьбы» интересов и общности, ответственности, или, по словам президента Путина, это «особые отношения, которые рассматриваются как близкие союзники друг друга» и «отношения стратегического союзника». Поддерживаемые и тесно скоординированные “квази-альянсные отношения” – это разработка и продвижение магического оружия “единого фронта”, которое эффективно для нашей армии в эру войны в новый период и в новых условиях. Кроме того, Китай и Россия были сражались бок о бок в антифашистской войне. Практическое применение накопленного ценного опыта является насущной стратегической необходимостью для решения гегемонистских задач, поддержания национальной безопасности и содействия управлению глобальной безопасностью. Чтобы построить «квази-альянс отношения», отношения между двумя вооруженными силами должны быть превращены в «особые дружественные военные отношения»: взаимную прозрачность в военной стратегии и взаимное стратегическое доверие.
В военном развертывании «спина к спине» представляет собой возбуждающую тенденцию, в военных операциях «бок о бок» и в тесной координации, в военно-теоретических инновациях и военных реформах Россия и Китай учатся друг у друга и продвигать друг друга, а также совместно развивать и ускорять прорывы в военной технике.
Для достижения этой цели обеим сторонам необходимо работать вместе: во-первых, они должны повысить доверие и развеять сомнения, устранить негативное влияние «теории угроз Китая» и «теории ненадежности России» в обеих странах, а также усилить исследования мозгового центра для обеспечения перспективного, целевого и Оперативные контрмеры и предложения: две стороны должны усилить руководство общественным мнением, совместно подавить шум крайних националистических сил и прозападных сил двух стран, устранить все виды вмешательства, укрепить основу общественного мнения в отношениях между двумя странами и вооруженными силами и разрушить вмешательство внешних сил. Война общественного мнения и размазывание отношений между двумя армиями должны подвергаться критике со стороны людей, проницательных между Китаем и Россией.
«Мир сталкивается с серьезными изменениями, которых не было в течение столетия». Ситуация в области международной безопасности сложна и мрачна. Задача модернизации строительства китайских и российских вооруженных сил является неотложной и трудной. Укрепляя отношения в области военной безопасности между двумя странами, мы должны действовать смелее и быстрее. Необходимо иметь твердую волю и смелые действия, но также смотреть на мир и сочетать вертикали и горизонтали, при этом китайско-российское стратегическое сотрудничество является ядром сплоченности, а Шанхайская организация сотрудничества – основной платформой для создания самого обширного в мире единого антигегемонического фронта. Глобальная партнерская сеть для совместного поддержания стратегической стабильности на евразийском континенте и даже в мире, а также для обеспечения устойчивого развития экономик и обществ двух стран.
Таким образом, от истории до настоящего времени в обозримом будущем китайско-российские военные отношения играют важную роль “балластного камня” и “пропеллера” в отношениях между двумя странами и должны быть положены в основу отношений между двумя странами. Планирование и энергичное продвижение этого, чтобы лучше служить улучшению всестороннего стратегического партнерства сотрудничества между двумя странами, глобальных стратегических операций в новую эру двух стран и великого омоложения двух стран.
Источники
Белая книга «вооруженных сил КНР» 2011. Пекин ( на кит.яз) //白皮书“中国武装部队”2011年。北京//
Белая книга «вооруженных сил КНР» 2016. Пекин ( на кит.яз) //白皮书“中国武装部队”2016年。北京//
Внешняя политика Советского Союза и международные отношения 1985 г. : сб. документов. М., 1986. № 85. С. 132.
Выступление Си Цзиньпина на праздновании 70-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией.
Декларация Центрального народного правительства Китая // Советско-китайские отношения. 1917–1957 : сб. документов. – М., 1959. – № 145. – С. 213–214.
Официальный доклад 4-ой сьезд КПК КНР премьер-министр Ли Кэцян 2016( на кит.яз) //中国共产党第四次代表大会官方报告中国总理李克强2016年.
Проект ресурсов на государственной территории КНР (2016-2020) ( на кит.яз)//中华人民共和国国境资源项目(2016-2020)
Протокол переговоров о чартерных рейсах между двумя берегами Тайваньского пролива. Совет по делам материкового Китая- Китайская Республика. 22.12.2008 (на кит.язык)// 台湾海峡两岸之间包机谈判的协议,中国大陆理事会-中华民国。 12/22/2008
Совместная декларация КНР и РФ о международном порядке в 21-м веке, (на кит. яз) //中华人民共和国和俄罗斯联邦关于21世纪国际秩序的联合声明
Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза(на кит. яз) //中华人民共和国与俄罗斯联邦关于丝绸之路经济带建设和欧亚经济联盟建设对接合作的联合声明//.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!