Время после холокоста: как работает нарратив памяти

Ибракова Людмила Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данное исследование посвящено анализу феномена коллективной памяти о холокосте, а также нарративов, которые направлены на формирование концепта коммеморации, неразрывно связанного с учреждением мемориальных памятников. Индивидуальная память или память определенной социальной группы влияет на формирование дискурса по отношению к осмыслению последствий холокоста, она служит основной формой человеческого самосознания, в основе которой лежит ориентация во времени и пространстве.
Предпринята попытка анализа существующей мемориальной культуры памяти нацеленной на поддержание аксиомы «необходимо помнить, чтобы не повторилось вновь», а также тех последствий, к которым приводит такой формат культуры памяти.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3
I. ХОЛОКОСТ КАК СИСТЕМА ……………………………………………………………… 8
1.1.Что такое холокост и почему можно считать его системой ……………. 8
1.2.Травматическое событие и память ……………………………………………….. 17
1.3.Мемориальная культура памяти…………………………………………………… 22
II. ХОЛОКОСТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ……………………………….. 29
2.1. Коллективная память …………………………………………………………………… 29
2.2. Проблематика памяти о холокосте ………………………………………………. 34
2.3. О склонении к моральному дискурсу …………………………………………… 40
III. НАРРАТИВ ПАМЯТИ …………………………………………………………………….. 48
3.1. Немецкая рефлексия …………………………………………………………………….. 48
3.2. Медиа дискурс о холокосте …………………………………………………………… 55
3.3. Репрезентация нарратива о холокосте: свидетельство «жертвы» . 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… 74

Данное исследование посвящено анализу феномена коллективной
памяти о холокосте, а также нарративов, которые направлены на
формирование концепта коммеморации, неразрывно связанного с
учреждением мемориальных памятников. Индивидуальная память или память
определенной социальной группы влияет на формирование дискурса по
отношению к осмыслению последствий холокоста, она служит основной
формой человеческого самосознания, в основе которой лежит ориентация во
времени и пространстве.
Воспоминания о прошлом и исходящее из них представление о
положении современного мира представляют собой важный ресурс для
социальной и культурной сферы мирового сообщества, которое является
единственным проводником главенствующего дискурса о холокосте. Одна из
главных исследовательниц феномена мемориальной культуры памяти Алейда
Ассман утверждает, что память — это процесс осовременивая прошлого.
Трансляция дискурса прошлого означает его актуализацию в настоящем. Так
настоящее становится пространством, в котором возможно реконструировать
прошлое, а прошлое напрямую зависит от настоящего, где получает
возможность актуализации, равно как и мемориальная память зависит от
периодической актуализации в современном мире.
Одним из знаковых элементов в осмыслении системности холокоста
является садовая культура общества, которая косвенно ведет к возникновению
преследования и массового уничтожения представителей различных
этнических и социальных групп в период существования нацистской
Германии. Проработка феномена садовой культуры, а также условий и
обстоятельств формирования нарратива памяти ведет к выявлению
некорректного использования на практике уроков холокоста, которые должны
были привести к изменениям в социальном и политическом укладе общества,
но парадоксальным образом не имели должного воздействия.
Память о холокосте не является стационарной, а периодически
актуализируется посредством появления новых проектов с целью
мемориализации памяти о геноциде, о жертвах геноцида, которые призывают
мировое общество к аксиоме «помнить для того, чтобы не повторилось вновь».
Однако данный тезис не является гарантом безопасности от потенциальной
возможности повторения такого же события, как холокост, или более
масштабного. В связи с тем, что дискурс социальной сферы способен
измениться под давлением политического режима, политико-социальной
направленности, культуры, память не способна стать единственным гарантом
безопасности, и необходимы иные механизмы, которые будут способствовать
этому. К таким механизмам можно отнести создание гражданского общества,
которое берет свое начало во всеобщем просвещении, а также формирование
в обществе механизма эмпатии по отношению к людям, пережившим холокост
и принявшим в нем непосредственное участие в качестве офицерского состава,
солдат и так далее. Формирование механизма эмпатии и включение его в
нарратив памяти осуществляется за счет переосмысления понятий «жертва» и
«палач».
Одной из знаковых для современности работ стала «Актуальность
холокоста» Зигмунта Баумана, в которой автор отрицает сведение холокоста
исключительно к немецкой вине, к катастрофе евреев, а самое главное — к
преступному режиму Адольфа Гитлера. Бауман вскрывает механизмы
холокоста, действия которых происходят внутри всей нашей цивилизации, а
не внутри одной страны. Он утверждает, что в условиях существования
технократического общества, где средство является заменой ценности и цели,
холокост, аналогично системе ГУЛАГ или бомбардировке Хиросимы, может
существовать и протекать в пассивном режиме.
Актуальность данной работы состоит в отсутствии в настоящее время
альтернативных дискурсов о холокосте, односторонней направленности
нарративов памяти, которые выражены только лишь в монологе «жертвы»
сведенным к достижению победы над смертью, а не над холокостом, что
формирует культ борьбы за жизнь и замещает важнейшие проблемы и
вопросы, оставшиеся после холокоста, и означает масштабную
непроработанность механизмов, приведших к возникновению холокоста
(например, садовая культура общества).
Объектом исследовательской работы является холокост. В широком
смысле — это процесс преследования и массового уничтожение нацистами
представителей различных этнических и социальных групп в период
существования нацистской Германии. Предмет исследовательской работы
заключается в рассмотрении альтернативных дискурсов памяти и выявлении
проблематики не проработанности механизмов холокоста, а также тех
условий, при которых он стал возможен.
Цель исследования: проанализировать нарратив памяти о холокосте в
условиях современного общества.
Задачи:
1. Показать, что холокост не является единичным историческим событием,
а приобретает системный характер проявления;
2. Обозначить различия в дискурсах памяти о холокосте при условии
сменяемости поколений или социально-политической направленности;
3. Выделить факторы, нивелирующие трансляцию полученного субъектом
опыта холокоста (в концентрационных лагерях), которые вводят
субъекта в фазу «жертвы» и возводят в культ борьбу за жизнь, а не за
уничтожение холокоста;
4. Уточнить вопрос о склонении к моральному дискурсу как главному
элементу при анализе холокоста;
5. Выявить проблематику мемориальной культуры памяти и отсутствия
внутри данной культуры эмпатийного проявления и личной
причастности к событию.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы,
сравнение, описание, анализ, аксиоматический метод.
Научно-теоретическая база включает в себя научные пособия,
научные публикации российских и зарубежных исследователей (Зигмунт
Бауман, Алейда Ассман, Ханна Арендт, Рон Айерман, Джорджо Агамбен,
Морис Хальбвакс, Е.Г. Трубина и другие).
Эмпирическую базу исследования составили информационные
материалы онлайн-изданий (в частности, www.colta.ru, www.cyberleninka.ru).
Научная новизна: в данной работе раскрывается взаимосвязь между
холокостом и современным обществом посредством неразрывной связи с
прошлым и отсутствия позитивного осмысления прошлого для привнесения в
будущее социальной сферы проблематики, которую выявил геноцид.
Выявляется важность появления альтернативного нарратива памяти, который
не был бы детерминирован социально-политической сферой общества и
возложил полную ответственность за восприятие холокоста на индивида.
Гипотеза: предполагается, что переосмысление общепринятого
дискурса памяти, а также анализ склонения холокоста к одному лишь
моральному аспекту, могут привести к созданию общества эмпатии без
симулятивного участия, которое будет иначе смотреть на холокост и на
выявленные проблемы после геноцида, а также нивелирует
гиперболизированное значение, которое придается мемориальной культуре
памяти.
Структура работы:
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и
библиографии. Все главы сопровождаются выводами, в которых излагаются
результаты исследования. Общий объем работы составляет менее ста страниц.
Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, метод и
цель исследования, описаны задачи, которые необходимо решить для
достижения цели, а также указаны научная новизна, теоретическая и
практическая база исследования.
В первой главе («Холокост как система») определяется специфика
развития холокоста в качестве системы, рассматриваются травматическое
событие и память общества, сформированная в результате травмы,
анализируется мемориальная культура памяти, которая отвечает за
существование и актуализацию памяти в связи со сменой поколений, а также
за элемент личной [симулятивной] причастности к событию посредством
существования и функционирования мемориалов.
Во второй главе («Холокост как социальное явление») рассматриваются
особенности холокоста в качестве социального явления в прошлом и в
настоящем. Осмысляются причины появления механизмов коллективной
памяти и их практическая необходимость. В данной главе обозначается
проблематика сформированной памяти о холокосте, что приводит к выводам
о том, что наличие коллективной памяти и склонение к моральному дискурсу
не являются гарантом безопасности и не удовлетворяют аксиоме «необходимо
помнить, чтобы не повторилось вновь».
В третьей главе («Нарратив памяти») исследовательской работы
анализируется нарратив памяти, действующий в современном обществе,
посредством переосмысления общепринятого обозначения терминов
«жертвы» и «палачи». Кроме того, анализируется взаимосвязь холокоста и
медиа сферы.
В заключении суммируются выводы всего исследования, обозначаются
специфические черты современной мемориальной культуры памяти и вектор
ее возможного развития с учетом фактора времени.
I. ХОЛОКОСТ КАК СИСТЕМА

I.
1. Агамбен Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и
свидетель. М.: Европа, 2012. 192с.
2. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 538с.
3. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и
историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328с.
4. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое
литературное обозрение, 2014. 232с.
5. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008.
424с.
6. Арендт Х. Истоки тоталитаризма М.: ЦентрКом, 1996. 672с.
7. Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Издательство Института
Гайдара, 2014. 352с.
8. Бауман З. Актуальность холокоста. М.: Европа, 2010. 316с.
9. Бауман З., Донскинс Л. Моральная слепота. СПб.: Издательство Ивана
Лимбаха. 2019. 368с.
10.Джеффри А. Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М.:
Праксис, 2013. 630с.
11.Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях отечественной
истории: социально-психологический подход. М.: Издательство
«Институт психологии РАН», 2019. 299с.
12.Зонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
92с.
13.Леви П. Передышка. М.: Текст, 2011. 320 С.
14. Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской
школы социальных исследований. Ч.2: 1940-1973 гг. М.: ИФРАН,
2010. 294с.
15.Петровская Е. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер. 2012. 384с.
16.Подорога В.А. Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное
зло. М.: Логос, 2013. 174с.
17.Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское
феноменологическое общество, 1996. 282с.
18.Рикер П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной
литературы, 2005. 728с.
19.Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство,
2007. 348с.
20.Эткинд А. Кривое горе. Память о непогребенных. М.: Новое
литературное обозрение 2016. 328с.
II.
1. Власть времени: социальные границы памяти / под ред. В.Н. Ярской
и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, 2011. 223с.
2. Политико-философский ежегодник, вып. 1./под ред. Пантина И.К. М.:
ИФРАН, 2008. 199с.
3. Травма: пункты / под ред. Ушакина С.А. и Трубиной Е.Г. М.: Новое
литературное обозрение, 2009. 936с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет