Взаимодействие США, Республики Корея и Японии и его влияние на систему безопасности в Северо-Восточной Азии (2017-2020)
На протяжении всего периода партнерства США, РК и Японии в сфере обеспечения безопасности трехстороннее взаимодействие базировалось на американской трактовке вызовов безопасности в регионе и способов обеспечения безопасности. Серьезными угрозами безопасности в Северо-Восточной Азии предстает для американской политической элиты усиление влияния роли Китая в регионе и северокорейская ракетно-ядерная программа. Япония и РК солидарны с США в вопросах определения угроз, однако есть трудности с тем, что РК и Япония имеют тесные связи с КНР в экономике. Несмотря на довольно определенное представление о главных вызовах безопасности в регионе США, РК и Японии далеки от тесного взаимодействия на доверительных началах и от создания объединенной организации безопасности в АТР (ИТР), поскольку даже отношения с главным партнером РК и Японии – США, являющихся ядром трехстороннего взаимодействия, осложнено целым рядом противоречий. Любые попытки пересмотреть США свои обязательства перед союзниками и передать им больше прав на обеспечение собственной безопасности, тем самым сбросив с себя финансовое бремя встречают резкую критику и сопротивление со стороны РК и Японии. Рассматриваемый период 2017-2020 гг. обусловлен тем, что в 2017 г. происходит смена администраций сразу в двух странах – в США и РК – тем самым создавая новые условия для взаимодействия между государствами на двусторонней и трёхсторонней основе. В конце 2020 г. Премьер-министр Японии сложил с себя полномочия, а в США прошли президентские выборы, которые привели к смене Администрации США.
Актуальность темы исследования. Начиная с XXI в. можно говорить о существенном сдвиге центра мировой политики в АТР, где с середины прошлого столетия крупная западная держава в лице США наращивала свое военное и политическое присутствие путем формирования системы союзов со странами АТР. Особое внимание на себя перетягивает Северо-Восточная Азия, где находятся крупнейшие военно-политические партнеры США – Республика Корея (РК) и Япония и где расположены главные вызовы безопасности для США и их союзников, представленные в первую очередь усилением роли КНР в военной, политической и экономической сферах и активным и успешным развитием ракетной и ядерной программ КНДР.
На протяжении всего периода партнерства США, РК и Японии в сфере обеспечения безопасности трехстороннее взаимодействие базировалось на американской трактовке вызовов безопасности в регионе и способов обеспечения безопасности. Тройственный союз, который США не оставляют попыток создать, существует скорее по линиям США-РК и США-Япония в виду существования глубоких исторически обусловленных противоречий между Японией и РК. Попытки наладить контакты в военной сфере были предприняты в 2016 году посредством подписания Соглашение об обмене военной информацией (GSOMIA) между РК и Японией, однако не смотря усиление угрозы в регионе из-за успешного испытания КНДР ядерного оружия и МБР в конце 2017 года, вопрос о возможном прекращении действия данного соглашения, который исключал США в качестве посредника в процессе обмена военной информацией, в частности по мероприятиям, происходящим в северной части Корейского полуострова, встал крайне остро в 2019 году из-за очередного обострения в японо-южнокорейских отношениях, которые никогда не были простыми.
Серьезной угрозой безопасности в регионе предстает для американской политической элиты усиление влияния роли Китая в регионе. В частности, Япония и РК солидарны в этом вопросе с США, однако все эти государства находятся в сильной экономической зависимости от КНР, что наряду с возрастающими геополитическими амбициями Китая, стало предметом серьезной озабоченности у данных государств.
Имея довольно определенное представление о главных вызовах безопасности в регионе США, РК и Японии далеки от тесного взаимодействия на доверительных началах и от создания объединенной организации безопасности в АТР, поскольку даже взаимодействие с главным партнером РК и Японии – США, являющихся ядром трехстороннего взаимодействия, осложнено целым рядом противоречий. США взяли на себя обязательство по защите Японии и РК в соответствии с двусторонними Соглашениями о безопасности, подписанными в прошлом столетии после Второй мировой войны (1939-1945), однако с тех пор мировая система претерпела ряд значительных изменений. Любые попытки пересмотреть США свои обязательства перед союзниками и передать им больше прав на обеспечение собственной безопасности, тем самым сбросив с себя финансовое бремя, которое во многом в прошлом обеспечило японское и южнокорейское экономическое чудо, встречают резкую критику и сопротивление со стороны РК и Японии. Тем не менее процесс трансформации трёхстороннего взаимодействия был уже давно предопределен изменениями в структуре международных отношений и стал приобретать новые формы в связи с приходом к власти Президента США Д. Трампа, который имеет свой уникальный взгляд на сложившуюся систему союзов США.
Необходимость исследования потенциалов взаимодействия США, РК и Японии и его влияния на систему безопасности в современной Азии крайне насущна и требует рассмотрения всех возможных сценариев развития данного взаимодействия для характеристики будущей системы безопасности в регионе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является взаимодействие между США, РК и Японией, предметом исследования является взаимодействие США, РК и Японии в вопросах обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии в период с 2017-2020 гг.
Хронологические рамки. 2017-2020 гг. В 2017 г. происходит смена администраций сразу в двух странах – в США и РК – тем самым создавая новые условия для взаимодействия между государствами на двусторонней и трёхсторонней основе. Подход к союзническим обязательствам новоизбранного Президента США Д. Трампа в корне отличается от политики его предшественников. В этот период разворачивается Корейский ядерный кризис 2017-2018 гг., что также напрямую влияет на взаимодействие США, РК и Японии в сфере обеспечения безопасности в регионе. В конце 2020 г. проходят президентские выборы в США, которые привели к смене Администрации США, соответственно, к завершению политики Д. Трампа в ИТР. В августе 2020 г. Премьер-министр Японии С. Абэ также сложил с себя полномочия и ушел в отставку.
Географические рамки. КНР, КНДР, США, РК, Япония.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования – выявить факторы способствующие и препятствующие трехстороннему взаимодействию США, РК и Японии в сфере обеспечения безопасности в регионе СВА.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть последовательность развития событий, затрагивающих сферу безопасности, в Северо-Восточной Азии за 2017-2020 гг.
Выявить особенности подходов к вопросам безопасности администраций США, РК и Японии.
Определить специфику взаимоотношений США, РК и Японии в течение 2017-2020 гг. на двусторонней основе.
Охарактеризовать специфику взаимодействия США, РК и Японии в 2017-2020 гг. в контексте угроз КНР, КНДР для региона Северо-Восточной Азии.
Методологическая основа. При проведении исследования применялись:
принцип научной объективности, подразумевающий исследование на основе научных данных и анализе материалов;
принцип историзма, подразумевающий рассмотрение процессов и явлений в последовательном развитии;
системный подход, подразумевающий рассмотрение множества факторов, влияющих на ту или иную систему;
метод сравнения, подразумевающий рассмотрение сходств и различий между предметами и явлениями;
анализ текстов и документов.
Источниковую базу исследования составили документы и материалы с официальных сайтов Белого Дома, Министерства обороны США, Государственного департамента США, Министерства национальной обороны Республики Корея, Министерства иностранных дел и торговли Республики Корея, Министерства объединения Республики Корея, Индо-Тихоокеанское командования Вооружённых сил США, Министерства обороны Японии, Министерства иностранных дел КНДР, Посольств государств в разных странах и других официальных государственных сайтов, заметки и новостные сводки таких крупных СМИ, как Российская газета, РИА Новости, Росбалт, РБК, Новое Восточное обозрение, The Wall Street Journal, BBC News, Defense News, Reuters, The Economist, The New York Times, Korea JoongAng Daily, Korea Times, Yonhap News Agency, Choson Ilbo, ЦТАК , «Нодон синмун», Japan Times и другие.
Степень научной разработанности проблемы. В условиях разработки КНДР ядерной и ракетной программ, проблема безопасности в регионе Северо-Восточной Азии стоит крайне остро. Помимо ядерной проблемы Корейского полуострова, в XXI веке стала возрастать обеспокоенность США и его союзников Японии и РК в регионе относительно усиления роли КНР.
Современное состояние проблемы безопасности на Корейском полуострове раскрывается в работах таких исследователей, как Асмолов К.В., Ланьков А.Н., Кирьянов О.В., Ланцова И.С., Жебин А.З., Толорая Г.Д., Мишин В.Ю., Толстокулаков И.А., Дьячков А.В., Кан Дэвид, Сигал Л.В., Франк Р., Ли Сон Юн, Ча Виктор, Курбанова С.О., Пржиступ Дж. И др.
Исследование проблемы безопасности и становления военно-политического союза США, РК и Японии в исторической ретроспективе отражены в работах Воронцова А.В., Богатурова А.Д., Ковша А. В., Курбанова С.О., Горелого И.О., Ванина Ю.В., Лукина А.В., Ахундовой М., Носова М.Г., Юрьева М.Ф., Киссинджера Г., Бжезинский Зб., Мурата Кодзи, Шофф Дж.
Комплексное рассмотрение проблемы безопасности в регионе Северо-Восточной Азии и становлению угрозы со стороны КНДР и КНР для позиций США в регионе, нашло отражение в работах Арешидзе Л.Г., Лукина А.В., Петруниной Ж.В., Ланцовой И.С. Торкунова А.В., Кальвокоресси П., Киссинджера Г., Бжезинский Зб., Лексютиной Я.В., Кубо Фумиака, Нисино Дзюня, Пак Чольхи и др.
Особенности японо-американского альянса раскрываются в работах Стругач Ф. Г., Киреевой А.А., Стрельцова Д.В., Семина А.В., Носова М.Г., Пржиступ Дж..
Историческое прошлое и его влияние на взаимоотношения Японии со странами региона, в частности с РК и КНР, отражены в работах Иванова А. Ю., Денисова В.И., Гринюка В.А., Смит Ш. и др.
Особенности межкорейского взаимодействия раскрываются в работах Ланькова А.В., Ланцовой И.С. , Кирьянов О.В., Ча Чжэхун, Но Тэгу, Оутлет Д. и др.
Структура работы.
В первой главе дается обзор научного аппарата в области безопасности, объясняется эволюция развития теории международной отношений в сфере безопасности от теории классического реализма до структурного реализма, дилемма безопасности и теория комплекса региональной безопасности, а также применимость положений данных теорий к событиям в Северо-Восточной Азии и АТР.
Во второй главе проводится анализ основных событий, происходивших между государствами США, РК и Японией на двусторонней основе за период 2017-2020 гг.
В третьей главе на основании официальных документов США, РК и Японии в области безопасности выявлены основные угрозы безопасности, воспринимаемые ими, а также проанализирован процесс преодоления этих угроз совместными усилиями и особенности трехстороннего взаимодействия в период с 2017-2020 гг. при учете особенностей двусторонних отношений рассматриваемых государств.
Отношения между США, РК и Японией в этот период развивались неравномерно, несмотря на схожесть во взгляде на угрозы безопасности в регионе в Северо-Восточной Азии за период 2017-2020 гг.
В 2017 г. происходит смена администраций сразу в двух странах – в США и РК. Подход к союзническим обязательствам новоизбранного Президента США Д. Трампа в корне отличался от политики его предшественников. В этот период разворачивается Корейский ядерный кризис 2017-2018 гг., что оказало влияние на расстановку угроз безопасности США, РК и Японии, а также происходит последовательное усиление военной и экономической мощи КНР, за счет модернизации ее вооруженных сил и распространения регионального влияния в том числе за счет реализации инициативы «Один пояс, один путь», которая воспринимается как потенциально опасная в Стратегии национальной безопасности США 2017 года.
Развитие отношений на трехсторонней основе развиваются крайне сложно из-за развернувшихся в 2019 году торговых споров между РК и Японией, которые напрямую связывают с решением Конституционного суда РК о необходимости выплаты компенсаций южнокорейским рабочим, сосланным в Японию в годы Второй мировой войны. В этот период происходило и обострение территориального спора, и вопроса компенсаций «женщинам комфорта», и искажение исторических событий в японских школьных учебниках, однако именно в комплексе это выдало тот кризис в отношения 2019 года, последствия которого мы ощущаем до сих пор. Ведь Правительство РК продолжает неоднозначно заявлять, что в случае, если сочтет это необходимым, то в любой момент может возобновить процесс приостановки действия Соглашения об обмене военной информацией (GSOMIA) между РК и Японией, который исключал США в качестве посредника в процессе обмена военной информацией по КНДР.
Важным является и тот факт, что в документе «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион: продвижение общего видения», опубликованный США и формализующий концепцию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», разработанного Премьер-министром Японии С. Абэ, подчеркивается важность и вовлеченность во взаимодействие в регионе таких стран как США, Япония, Индия, Австралия. Важным является то, что РК не упоминается как ядрообразующее взаимодействия в рамках ИТР, пусть и не исключено из нее. Предположительно, это связано с непростыми отношениями между Японией и РК, а также необходимостью РК лавировать между США и КНР.
Причина, по которой Япония взялась за активное продвижение стратегии «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», заключалась не только в том, чтобы отреагировать на подъем Китая, но и в том, чтобы привлечь США обратно в регион на фоне провозглашения Трампом доктрины «Америка прежде всего». Иными словами, деятельность Японии данном направлении можно расценивать не как результат веры в нерушимость американо-японского альянса и вовлеченности США в дела АТР, а как результат пессимизма и опасений, что США все больше будут отходить от дел региона.
В отличие от Японии, РК стремится к большей степени сбалансированности своей внешней политики между альянсом с США и экономическим сотрудничеством с КНР. Такое положение вещей объясняется тем, что РК осознает свою уязвимость из-за географической близости к угрозам безопасности в регионе Северо-Восточной Азии, имея сухопутную границу с КНДР и тесно взаимодействуя с КНР в торговле.
РК не может не воспринять концепцию ИТР из-за тесных связей с США, однако пытается придать ей новое звучание, включив туда элемент кооперации с АСЕАН. Стоит учитывать и тот факт, что центральной темой в американо-южнокорейских отношения на современном этапе является северокорейская проблема, решение которой также тесно переплетено с необходимостью привлечь на свою сторону КНР в качестве одного из главных рычагов давления на КНДР.
Отношения между США, РК и Японией трудно назвать простыми. Разногласия существуют на каждом уровне отношений, как японо-южнокорейских, так и американо-южнокорейских и американо-японских отношениях. Эти противоречия препятствуют установлению полноценного и эффективного трехстороннего сотрудничества и оказывают негативное влияние на формирование институализированной структуры безопасности в Северо-Восточной Азии и ИТР.
В 2021 году в Японии и США произошла смену Администраций. Д. Трамп не смог остаться на второй срок, и новым Президентом США стал Дж. Байден. Поскольку Байден является кандидатом от Демократической партии, то возможно, что мы увидим воскрешение системы американских союзов в ИТР, поскольку Байден крайне жестко настроен против КНР и КНДР, и критикует Трампа за мягкость в противостоянии исходящим от этих государств угрозам. Жесткая политика Байдена может поставить РК в крайне неудобное положение из-за необходимости окончательно выбрать сторону – США или КНР, поскольку РК не сможет пожертвовать один ради другого, как и компенсировать. Крайне затруднительным для РК окажется и жесткая позиция по КНДР, поскольку она препятствует развитию стратегии по налаживанию межкорейского диалога.
Новым Премьер-министром Японии Ёсихидэ Суга, неоднократно заявлял, что будет придерживаться политики своего предшественника С. Абэ, что также означает укрепление японо-американских связей. Ёсихидэ Суга настроен решительно относительно необходимости существования GSOMIA, поэтому возможно, что отношения между РК и Японией перейдут в более позитивную стадию.
Перспективы развития трехстороннего сотрудничества представляются неоднозначными. В США и Японии уже произошла смена правительств, и в РК в 2022 году пройдут президентские выборы, в результате которых к власти может прийти политик, поддерживающий США в стремлении формирования новой системы союзов в ИТР на основе того же Quad. Таким образом, взаимодействие между США, РК и Японией может стать еще более интенсивным в рамках многосторонней системы безопасности, основанной на системе союзов США не столько в Северо-Восточной Азии, сколько ИТР в целом.
A Free and Open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision // U.S. State Department. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (дата обращения 28.03.2021)
After 18 months of tough talks, SMA is signed with U.S. // Korea JoongAng Daily. URL: https://koreajoongangdaily.joins.com/2021/04/08/national/defense/defense-costsharing-SMA-Special-Measures-Agreement/20210408181500393.html (дата обращения 10.04.2021)
Agreement on the Settlement of Problems Concerning Property and Claims and on Economic Co-operation between Japan and the Republic of Korea, June 22, 1965 // Database of Japanese Politics and International Relations, Institute for Advanced Studies on Asia, University of Tokyo. URL: http://www.ioc.u-tokyo.ac.jp/~worldjpn/documents/texts/JPKR/19650622.T9E.html (дата обращения: 24.04.2021)
Annual Data. Breakdown by Brand & Country // KAIDA. URL: https://www.kaida.co.kr/en/kaida/bbsList.do?boardSeq=18 (дата обращения 05.04.2021)
COVID-19 to Plunge Global Economy into Worst Recession since World War II // World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/06/08/covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii (дата обращения 24.03.2021)
Defense White Papers 2018 // Ministry of National Defense Republic of Korea. URL: https://www.mnd.go.kr/cop/pblictn/selectPublicationUser.do?siteId=mndEN&componentId=51&categoryId=0&publicationSeq=846&pageIndex=1&id=mndEN_031300000000 (дата обращения 28.04.2021)
Despite criticism, South Korea signs GSOMIA with Japan // The Hankyoreh. URL: http://english.hani.co.kr/arti/english_edition/e_national/771627.html (дата обращения: 28.04.2021)
Highlights of Reuters interview with Trump // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-interview-highlights-idUSKBN17U0D4 (дата обращения 04.04.2021)
Japan // The Office of the U.S. Trade Representative. URL: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan#:~:text=U.S.%20foreign%20direct%20investment%20(FDI,16.4%20percent%20increase%20from%202018.&text=Japan’s%20FDI%20in%20the%20United,trade%2C%20and%20finance%20and%20insurance (дата обращения 13.03.2021)
Japan-Republic of Korea Joint Declaration A New Japan-Republic of Korea Partnership towards the Twenty-first Century, October 08, 1998 // Database of Japanese Politics and International Relations, Institute for Advanced Studies on Asia, University of Tokyo. URL: http://www.ioc.u-tokyo.ac.jp/~worldjpn/documents/texts/JPKR/19981008.D1E.html (дата обращения: 24.04.2021)
Japan-U.S. Security Treaty (1960) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения: 23.03.2021)
K-Statistics by Country // Korea International Trade Association (KITA). URL: http://www.kita.org/kStat/byCount_AllCount.do (дата обращения 14.04.2021)
Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea (1953)// Lillian Goldman Law Library. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения: 23.03.2021).
National Security Strategy of the United States of America (December 2017)/ The White House. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения 28.03.2021)
Patrick Gillespie. New US deal with South Korea: What you need to know // CNN. URL: https://money.cnn.com/2018/03/27/news/economy/us-south-korea-trade-deal/index.html (дата обращения 05.04.2021)
S. Korea, U.S. Begin Talks on Sharing Defense Costs // KBS World. URL: http://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=e&Seq_Code=138769 (дата обращения 06.04.2021)
South Korea says it will pay a bit more to host American troops // The Economist. URL: https://www.economist.com/asia/2019/02/16/south-korea-says-it-will-pay-a-bit-more-to-host-american-troops
Trade in Goods with Japan/ U.S. Census Bureau. URL: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5880.html (дата обращения 13.03.2021)
U.S. Indo-Pacific Command Holds Change of Command Ceremony // USINDOPACOM. URL: https://www.pacom.mil/Media/News/News-Article-View/Article/1535776/us-indo-pacific-command-holds-change-of-command-ceremony/ (дата обращения 28.03.2021)
Yoshida r., Johnson j. GSOMIA lives, but what’s next for Japan and South Korea ties? // The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/11/23/national/politics-diplomacy/gsomia-lives-whats-next-japan-south-korea-ties/ (дата обращения: 28.04.2021)
Белая книга обороны Японии. Выпуск 2017 г. // Japan Ministry of Defense. URL: https://warp.da.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/11591426/www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2017/DOJ2017_Digest_RU.pdf (дата обращения 28.04.2021)
Белая книга обороны Японии. Выпуск 2018 г. // Japan Ministry of Defense. URL: https://warp.da.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/11591426/www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2018/DOJ2018_Digest_RU.pdf (дата обращения 28.04.2021)
Белая книга обороны Японии. Выпуск 2019 г. // Japan Ministry of Defense. URL: https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/wp2019/DOJ2019_Digest_RU.pdf (дата обращения 28.04.2021)
Белая книга обороны Японии. Выпуск 2020 г. // Japan Ministry of Defense. URL: https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/wp2020/DOJ2020_Digest_RU.pdf (дата обращения 28.04.2021)
Сан-Францисский мирный договор, 8 сентября 1951 г. // Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Сан-Францисский_мирный_договор_(1951) (дата обращения: 24.04.2021)
안상현. [속보] 국방부 “사드 비용 미국 부담 기본입장에 변함 없다”, 2017년 4월 28일/조선일보. URL: http://news.chosun.com/site/data/html_dir/2017/04/28/2017042801386.html (дата обращения 05.04.2021)
일본이 보복하는 반도체 소재의 대일수입 의존도는 얼마나 되나 리지스트.에칭가스.플루오린 폴리이미드 각각 91.9%, 43.9%, 93.7% // KITA.NET. URL: https://www.kita.net/cmmrcInfo/cmmrcNews/cmmrcNews/cmmrcNewsDetail.do?pageIndex=1&nIndex=53701&sSiteid=1 (дата обращения: 23.04.2021)
한미FTA 1차 개정협상…자동차·농축산물 등 쟁점, 2018년 1월 6일 // YTN. URL: https://www.ytn.co.kr/_ln/0104_201801061157438353 (дата обращения 05.04.2021)
한미FTA 2차 협상 마무리…’탐색전 끝, 본격 힘겨루기’, 2018년 2월 01일 // YTN. URL: https://www.ytn.co.kr/_ln/0102_201802012055525850 (дата обращения 05.04.2021)
한미FTA 3차 협상 시작…트럼프, 미군철수 카드로 압박, 2018년 3월 15일 // YTN. URL: https://www.ytn.co.kr/_ln/0104_201803160454198368 (дата обращения 05.04.2021)
Список литературы
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!