Взаимодействие стран БРИКС в сфере природоохранной деятельности

Пряникова Алина Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Значимость экологической повестки как для государств БРИКС, так и для мирового сообщества в целом, неукоснительно возрастает. В данной диссертации автор проводит обзор экологических проблем глобального и локального характера, являющихся актуальными для государств-членов БРИКС, а также механизмов их решения всеми пятью странами. Кроме этого, рассматриваются основные нормативно-правовые акты в рамках экологического законодательства стран БРИКС, функционирующие в настоящее время механизмы и форматы сотрудничества государств-членов объединения в природоохранной сфере. Также, автор оценивает перспективы природоохранного сотрудничества для стран БРИКС и вносит свои предложения относительно экологического сотрудничества в рамках объединения. Делается вывод о том, что наличие ряда экологических проблем, пока не являющихся предметом пристального внимания БРИКС как группы, открывает перспективы для углубления сотрудничества в данной сфере.

В настоящее время проблемы, связанные с защитой окружающей среды и устойчивым развитием, являются предметом пристального внимания не только граждан, бизнеса, органов местного самоуправления, отдельных государств, но и мирового сообщества в целом. Группа стран БРИКС в данном случае не является исключением. Несомненно, такого рода проблемы активно включаются в повестку дня, что обуславливает необходимость подробного изучения избранной автором темы.
Для каждой из стран объединения – Бразилии, России, Китая, Индии и Южноафриканской республики – вопросы, относящиеся к природоохранной деятельности, являются фундаментальными на внутригосударственном уровне. Однако на наш взгляд, помимо рассмотрения их в отдельности, важным является анализ и оценка текущего взаимодействия государств-членов группы БРИКС, а также прогнозы относительно перспектив такого сотрудничества.
Страны БРИКС не только стимулируют рост мировой экономики, но и являются важной международной силой, способствующей переходу к устойчивому развитию. Согласно данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии в 2018 году, на долю стран БРИКС приходилось 41,7% общемирового потенциала возобновляемых источников энергии, что почти в два раза превышает долю этих стран в мировом ВВП (23,3%). Этот факт говорит о стремительном развитии «зеленой» энергетики в государствах-членах БРИКС, а также отражает стремление пятерки не только развивать свою экономику, но и учитывать экологический аспект развития. Приведенное нами соотношение подтверждает приверженность стран БРИКС концепции устойчивого развития, которая предполагает гармоничное развитие экономики без нанесения ущерба окружающей среде.
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена растущей значимостью экологической повестки не только в рамках группы БРИКС, но и для мирового сообщества в целом. Кроме того, каждое из пяти государств-членов группы сталкивается с различного рода экологическими проблемами (для некоторых такие проблемы могут быть общими), требующими скорейшего разрешения, что может стать базой для наращивания сотрудничества именно в рамках окружающей среды и развития. Более того, регулярное обращение государств-членов БРИКС к экологической проблематике демонстрирует важность и необходимость экологического сотрудничества. Этот факт также подтверждается включением вопросов окружающей среды и развития в ежегодные Декларации саммитов БРИКС и регулярным рассмотрением их на ежегодных встречах министров окружающей среды стран-членов пятерки, что является еще одним подтверждением того, что данная тема становится все более актуальной для государств объединения. Несмотря на тот факт, что экологический аспект взаимодействия между странами группы в значительной степени уступает экономическому или политическому, в нём кроется серьезный потенциал, поскольку именно устранение угрозы окружающей природной среде способно становиться катализатором сотрудничества.
Цели и задачи работы. Целью исследования является выявление наиболее приоритетных направлений взаимодействия стран БРИКС в сфере охраны природы и определение, каким образом данное сотрудничество осуществляется.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Изучить особенности концепции устойчивого развития и механизмы ее реализации в странах БРИКС;
Определить, с какими общими или различными экологическими проблемами сталкиваются государства-члены группы;
Рассмотреть основные методы и механизмы реализации сотрудничества в сфере природоохранной деятельности;
Оценить перспективы развития сотрудничества стран БРИКС в области охраны природы.
Объект и предмет исследования. Объект исследования – политика группы стран БРИКС в области природопользования, окружающей среды и развития. Предмет исследования – механизмы и особенности сотрудничества стран БРИКС в сфере природоохранной деятельности.
Методология исследования. Для исследования проблемы применялись следующие методы: метод качественного и количественного сравнительного анализа, системный анализ (рассмотрение БРИКС в рамках ныне функционирующей системы международных отношений, рассмотрение БРИКС в качестве условно региональной подсистемы и её взаимодействия с глобальной), метод анализа документов, контент-анализ. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2006-2021 гг., что совпадает с периодом функционирования группы БРИКС с её основания и до настоящего времени. Территориальными рамками, таким образом, является пространство стран БРИКС.
Источниковая база. Основой данного исследования являются материалы и документы, регулирующие деятельность государств в сфере окружающей среды и реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) как на международном, так и на национальном уровнях. Международная законодательная база в сфере охраны окружающей среды, исследуемая в рамках данной диссертации, представлена такими международными документами, как: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г., Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Киотский протокол, Парижское соглашение по климату 2015 г. и другие международные источники экологического права.
В качестве источников, кроме того, были использованы официальные документы мероприятий БРИКС, такие, как Московская декларация XII саммита БРИКС 2020 года, Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды и другие. Кроме того, в рамках работы над диссертацией было изучено национальное экологическое законодательство государств-членов группы БРИКС, а также двусторонние соглашения между странами БРИКС в рамках природоохранной деятельности.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время проблематика охраны окружающей среды, исследование конкретных экологических проблем на пространстве стран БРИКС, а также экологического фактора во взаимодействии стран БРИКС вообще становится объектом изучения ряда исследователей. Так, исследованием роли государств БРИКС в решении проблемы изменения климата занимались такие ученые, как К. Дауни и М.Уильямс, Х. Тянь. Данные исследователи отмечают важность сотрудничества в области глобальных климатических изменений для стран БРИКС именно в контексте объединения. Л.Р. де Миранда и О. Нето также делали акцент на положении стран БРИКС в контексте изменения климата, оценивая объем выбросов тепличных (парниковых) газов в атмосферу.
Ряд исследователей занимались изучением нормативно-правовой базы стран БРИКС в области природоохранной деятельности. Так, Ю.Е. Каюшникова подробно исследовала внутреннее законодательство стран БРИКС в формате сравнительного анализа, определяя основные нормативно-правовые акты в данной сфере, а также давая оценку национальному законодательству по окружающей среде. И.В. Саблин изучал институционализацию природоохранной деятельности на пространстве КНР и Индии. Однако обширных сравнительных исследований или комплексных работ по обзору как внутреннего, так и международного законодательства в контексте БРИКС не проводилось.
Значительное число исследований посвящено соотношению экологической и экономической сфер. Например, такие ученые, как Ф.Д. Дрезен, Д.Н. Лыжин, Н.Г. Хмелевская занимались изучением роли экологических инициатив БРИКС с точки зрения экономической эффективности. Отдельное внимание уделяется также и «зеленой» экономике, что отражено, в частности, в работе Д.Н. Лыжиной и в исследованиях С. Лоусона, Д. Хикока и А. Ступницкой.
При этом чаще работы исследователей посвящены рассмотрению экологических проблем отдельных стран-участниц пятерки. Так, например, М. Чандра и А. Бетигери исследуют экологические проблемы Индии, Т. Ма и М.И. Хан занимаются анализом китайских программ по борьбе с внутригосударственными экологическими проблемами. Экологическая ситуация в ЮАР, её проблемы и задачи стали объектом исследования таких ученых, как С. Вогель и М. Банк. Вопросы природоохранной деятельности в России, экологические проблемы российских городов стали объектом исследования О.В. Ляховенко, Д.П. Ньюэлла. Бразильский ученый Б. Смит предлагает исследование экологических проблем, развития чистых технологий и экологической политики в Бразилии.
Однако следует подчеркнуть, что комплексное исследование проблем окружающей среды и механизмов в рамках их решений, которое охватывало бы все пять стран БРИКС и их сотрудничество в данном аспекте, в настоящее время отсутствует.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в предложении комплексного междисциплинарного анализа нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия стран БРИКС в сфере природоохранной деятельности, а также в рассмотрении экологических проблем в государствах объединения не по отдельности, а в контексте объединения в целом. Кроме того, автором был использован ряд документов, ранее не вводившихся в научный оборот.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования результатов проведенной работы в дальнейшем изучении рассмотренной автором проблемы, включая сравнительный анализ и классификацию экологической ситуации как в каждом отдельном государстве-участнике БРИКС, так и всей группы этих стран вместе взятых.
Практическая значимость исследования представлена возможностью использования отдельных частей диссертации в образовательном процессе, в том числе при подготовке к лекциям, проведении семинарских занятий, разработке методических пособий и, более того, государственными органами и неправительственными экологическими организациями, работающими в сфере окружающей среды и развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Страны группы БРИКС, несмотря на их различное географическое расположение и неодинаковые эколого-географические характеристики в значительной степени подвержены экологическим рискам и предкризисным состояниям в области окружающей среды и развития, что является одним из последствий процесса глобализации.
Вместе с тем следует различать общие причины формирования такого рода ситуаций и национально-государственные, то есть присущие каждой стране группы БРИКС. Из этого следует, что необходимо рассматривать экологическую повестку каждого государства-члена группы БРИКС в отдельности, а также общие проблемы формирования условий экологической безопасности, как для всей группы БРИКС, так и для регионального и глобального масштабов.
Несмотря на различие государственной экологической политики стран БРИКС, которые соответствуют задачам, стоящим перед тем или иным государством группы, в первую очередь следует обратить внимание на глобальное проявление социально-экологической проблемы для того, чтобы поддержать те общепланетарные усилия, которые предпринимаются абсолютным большинством мирового сообщества. Такой подход будет определять уровень совместных действий всех стран в обеспечении глобальной экологической безопасности.
Это направление экологических действий стран БРИКС не отрицает разработки своих планов экологической государственной политики с учетом тех различий, которые имеются в области окружающей среды и развития у каждого государства группы. Разные подходы должны быть в области лесной политики и обеспечения устойчивости национальных лесов, в борьбе с опустыниванием, в сохранении водных ресурсов, в области сохранения почв – в особенности пахотных угодий.
Важным фактором успешного развития сотрудничества стран БРИКС в области окружающей среды и развития является имеющее место природоохранное законодательство, а сами вопросы социально-экологического содержания включены в Конституции всех стран-участниц этой группы, в том числе с учетом экологических прав и обязанностей граждан этих стран. Правовое обеспечение экологической политики стран-участниц БРИКС предусматривает обязательное выполнение всех подписанных договоров, конвенций, документов по различным аспектам охраны окружающей среды от деградации.
Необходимо повысить статус БРИКС и БРИКС+ в разработке новых подходов в осуществлении глобальной социально-экологической политики, поскольку именно они, представляющие различные части Света и континенты уже имеют богатый опыт в реализации региональной и глобальной социально-экологическое политики для обеспечение экологической безопасности. Особенно важным вопросом является необходимость изменения международного экологического права, ибо до настоящего времени оно является «мягким» и не предусматривает какого-либо наказания стран, нарушающих общую повестку дня в области окружающей среды и развития, в том числе и принятия соответствующих санкций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету