Языковая репрезентация интереса в женских англоязычных блогах

Калинина Екатерина Павловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящая работа посвящена исследованию языковой репрезентации интереса в женских англоязычных блогах. Материалом для исследования послужили англоязычные блоги Corporelette и A Cup of Jo, посвященные темам семьи, моды, красоты и кулинарии.
Эмоция интереса рассматривается в работе как концепт «INTEREST», основой которого является желание получить информацию о чем-либо. Анализ вербализации эмоции интереса проводится в работе на лексико-семантическом и прагмалингвистическом уровнях, что позволяет наиболее полно исследовать формы, которые являются типичными средствами репрезентации эмоции интереса в языке женских англоязычных блогов. В исследовании рассматриваются эксплицитные и имплицитные способы языковой вербализации эмоции интереса.

Введение ……………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования блогосферы …………….. 7

1.1. Интернет дискурс и его структура ………………………………………….. 7

1.2. Структура блога как интернет-жанра ……………………………………. 10

1.3. Тематическое своеобразие женских английских блогов ………… 14

1.4. Трактовка понятия «интерес» в философии, психологии и
прагмалингвистике ………………………………………………………………………………… 17

1.5. Концепт и методы его анализа в современной лингвистике …… 22

Выводы ……………………………………………………………………………………………. 26

Глава 2. Анализ языковой репрезентации концепта «INTEREST» . 29

2.1. Структура и содержание концепта «INTEREST» …………………. 29

2.1.1. Дефиниционный анализ лексемы «INTEREST» 30

2.1.2. Контекстуальная репрезентация концепта «INTEREST» 36

2.1.3. Лексико-морфологический анализ лексемы interest 43

2.1.4. Семантико-синтаксический анализ лексемы interest 49

2.2. Прагмалингвистический анализ языка блогов …………………….. 52

2.2.1. Коммуникативно-синтаксический анализ 53

2.2.2. Когнитивно-семантический анализ 56

2.2.3. Когнитивно-коммуникативный анализ концепта «INTEREST» 60

Выводы ……………………………………………………………………………………………. 71

Заключение ……………………………………………………………………………………… 75

Список использованной литературы ……………………………………………… 81

Настоящее исследование посвящено выявлению и анализу языковой
реализации комплексного психологического состояния, вызванного интересом.
Развитие информационных технологий в конце XX – начале XXI способствовало
созданию новой языковой и социокультурной среды. Оно привело к
формированию нового жанра дискурса – интернет дискурса. Он представляет
собой живую лингвистическую реальность, которая стремительно развивается
вместе с расширением информационной и эмоциональной сфер интернет-
коммуникации. Все большее значение в жизни общества приобретают различные
жанры и формы общения в Интернете, в том числе в блогах. Этот факт объясняет
интерес лингвистов и психологов к изучению языка блогов, фиксации, описанию
и выражению эмоций блогерами и их восприятию интернет коммуникантами.
Теоретической основой исследования выступили работы по психологии
эмоций (G. Diffloth, P. Ellsworth, А. Majid, S. Tomkins, и др.), а также
исследования лингвистики эмоций (О. Е. Филимонова и В. И. Шаховский, и др.)
и прагмалингвистики (Н. Д. Арутюнова, Х. Грайс, Дж. Серль, Ч. Моррис,
Дж. Остин, Б. Рассел, и др.). Основными теоретическими трудами в области
интернет-дискурса являются исследования Л. Р. Абдулиной, Н. А. Ахреновой,
О. В. Лутовиной, а в области концептов труды С. А. Аскольдова, В. И. Карасика,
Е. С. Кубряковой, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, и других.
Объектом данного исследования является репрезентация концепта
«INTEREST» в женских англоязычных блогах.
Предметом исследования являются языковые средства реализации
концепта «INTEREST» на примерах из женских англоязычных блогов «A Cup of
Jo» и «Corpolette».
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать
типичные языковые средства реализации концепта «INTEREST», а также
предложить возможные варианты классификаций его языковой репрезентации в
интернет-дискурсе.
Задачи исследования:
1. Изучить научные труды и литературу для определения понятий
«интернет-дискурс» и «блог».
2. Рассмотреть понятие «интерес» с теоретической точки зрения в
рамках таких наук, как философия, психология и
прагмалингвистика.
3. Выявить темы, вызывающие интерес в «женских» англоязычных
блогах.
4. Определить структуру и содержание концепта «INTEREST».
5. Выявить лексико-грамматические средства языковой реализации
концепта «INTEREST» в текстах блогах.
6. Выявить лингво-прагматические характеристики эмотивного
контекста языковой реализации концепта «INTEREST» в текстах
блогах.
7. Выявить лингво-прагматические характеристики контекста
языковой реализации концепта «INTEREST» в текстах блогах (типы
речевых актов, возможные эксплицитные и имплицитные формы
выражения интереса в этих типах речевых актов).
8. Выявить характеристики проявления эмоции интереса в ситуация
общения.
Материалом исследования служат женские англоязычные блоги –
«Corpolette» и «А Cup of Jo».
Методы исследования включают лингвистическое описание,
дефиниционный анализ, лексико-семантический контекстуальный анализ,
прагмалингвистический анализ.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к
изучению интернет дискурса и его когнитивных и эмотивных аспектов и тем, что
работа будет выполнена в рамках современной прагмалингвистической
парадигмы, а также тем, что данная работа обладает высокой степенью
антропоцентрированности.
Научная новизна работы заключается в том, что интерес впервые
рассматривается в ней как комплексное психологическое состояние,
выражающее желание узнать что-либо, которое характеризует языковое
мышление блогеров и определяет своеобразие прагмалингвистического аспекта
коммуникации в текстах комментариев к блогам.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в
прагмалингвистику и комплексное исследование эмоциональных состояний,
определяющих интернет коммуникацию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В языковом сознании эмоция интереса реализуется посредством
концепта «INTEREST», модель которого включает в себя лексический
и семантический уровни, который включает в себя
репрезентирующийся в языке такой обязательный доминирующий
компонент как желание узнать что-то новое.
2. Синтаксические средства репрезентации эмоции интереса включают
такие структуры, как косвенные вопросы, односоставные
предложения и вопросительные предложения.
3. Ситуация возникновения и удовлетворения эмоции интереса
характеризуется сложным комплексом прагматических интенций,
которые объективируются такими речевыми актами, как
интеррогативы, директивы и косвенные речевые акты.
4. Эмоция интереса обладает, в целом, положительным эмоциональным
тоном, который может быть обнаружен благодаря исследованию
лексических средств, репрезентирующих концепт.
5. Ситуация реализации концепта «INTEREST» в тексте блогов
отражает полилоговый характер речевого взаимодействия, которое
направлено на удовлетворение эмоции интереса.
6. В структуре рассматриваемой прагма-когнитивной ситуации можно
выделить субъекта, проявляющего интерес, предмет интереса – то,
что интересует адресанта, проявляющего интерес, и неограниченное
число адресатов, которые удовлетворяют возникшую эмоцию
интереса в плане передачи запрашиваемой информации.
Объем и структура диссертации. Структура настоящей работы общим
объемом 80 страниц печатного текста представлена Введением, Теоретической

1. Азнагулова Г. М. Трансцендентальная метафизика интереса в учении
Иммануила Канта // Российский журнал правовых исследований, 2017. –
Вып. 1. – C. 94-102.
2. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд.
– М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл / Н.Д. Арутюнова. – М.: ЛКИ,
1990. – 384 с.
4. Арутюнова Н. Д. Стратегия и тактика речевого поведения / Н.Д.
Арутюнова // Прагматические аспекты изучения предложения и текста. –
Киев, 1993. – С. 3-15.
5. АсмусН. Г.Лингвистическиеособенностивиртуального
коммуникативного пространства [Текст]: автореф. дис. … канд. фил. наук:
10.02.19 / Н. Г. Асмус. – Челябинск, 2005.
6. Богданова Н. А. Понятие «интерес» в истории философского знания:
контекст субъектности // Образование. Наука. Инновации: Южное
измерение, 2012. Вып. 1 №. 21. С. 105-110.
7. Бойченко Т. В. Гендерная составляющая коммуникативного поведения
блоггеров // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена. 2013. – № 161. – С. 57-66.
8. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и
сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан.
гос. ун-т. Филол. фак-т. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. – 346 с.
9. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус,
знаковые средства, жанровое пространство: автореф. дис … док. филол.
наук. 22.03.13. – Волгоград, 2013. – 40 с.
10. Горошко Е. И. Гендер и блоггика интернета (психолингвистический
анализ) // Вопросы психолингвистики, 2007. – Вып. 5. – С. 53-61.
11.Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете:
попытка рефлексии // Жанр и язык. – Саратов: Издательский центр
«Наука», 2009. – Вып. 6. – С.11-127
12.Горошко, Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра / Е.И. Горошко
// Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч.
тр. – Орел, 2006. – Вып. 4. – С. 165-175.
13. Горошко, Е. И. Гендерная проблематика в языкознании [Текст] /
Е. И Горошко // Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под
ред. И. Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2001 – Ч. 1
14. ГумбольдтВ.94Избранныетрудыпоязыкознанию,
2009. – 287 с. [Онлайн-ресурс]
URL: https://royallib.com/book/gumboldt_vilgelm/94_izbrannie_trudi_po_yaz
ikoznaniyu.html (дата обращения: 9.03.21).
15.Дудкин О. С. Реализация категории эмотивности в тексте интервью (на
материале английского и немецкого языков): автореф. дис. … канд. филол.
наук: 14.08.14. – Санкт-Петербург, 2014. – 21 с.
16.Ефремова Е. Е. Специфические черты компьютерного дискурса //
Межкультурная коммуникация и СМИ: материалы II Междунар. науч.-
практ. конф. – Барнаул, 2010 – С. 61–71.
17.Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности
мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. –
М., 1993. – С. 38–45
18.Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство
«Питер», 1999. – 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
19.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с: ил. –
(Серия «Мастера психологии»).
20.Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В.И. Языковой
круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – С.166-
205.
21.Карасик В. И. Культурные доминанты в языке. / Языковая личность:
культурные концепты: сб. науч. тр. – Волгоград, Архангельск: Перемена,
1996. – С. 3-16.
22.КарасикВ.И.Языковойкруг:личность,концепты,дискурс.
Волгоград, 2002.
23.Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. – М., 1999. – 189 с.
24.Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филол.
науки. – М., 1998. – № 2. – С. 51–58.
25. Кирчевский К. К. Гендерные особенности англоязычного текста (на
материале английских блогов) // Медиасреда. 2017. – № 12. С. 164-166.
26.Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект.
дис. … канд. филол. наук. 30.06.04. – Краснодар, 2004. – 189 с.
27.Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части
речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос.
Академия наук. Ин-т языкознания. – М.: «Языки славянской культуры»,
2004 – 560 с.
28.Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. – М.: Флинта, 2004 –
293 с.
29.Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие: для студентов вузов /
В. А. Маслова. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр.
комб.). – 202 с.
30.Нашхоева М. Р. Лингвистическая концепция эмоций и эмотивности текста
// Весник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Лингвистика. – Вып. 1 (218), 2011. – С. 95-98.
31.Плотникова Ю. А. Концепт INTEREST в современном английском языке:
автореф. дис. … канд. филол. наук: 4.03.10. – Белгород, 2010. – 22 с.
32.Плотникова,С. Н.Языковое,дискурсивноеикоммуникативное
пространство [Текст] / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. – 2008. – №1. –
С. 131-136.
33.Подгорная Е. А. К вопросу о понятии компьютерного дискурса // Языковое
бытие человека и этноса, 2008. – С. 193-198
34.Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин.
– М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 314 с.
35.Распопина Е. Ю. Стратегический аспект информационного жанра
интернет-дискурса. автореф. дис. … канд. филол. наук. 14.02.12. –
Иркутск, 2012. – 21 с.
36.Сепир Э. Мужской и женский варианты речи в языке яна // Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.,1993. – С. 455-
461.
37.Сидорова И. Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров
персональногоинтернет-дискурса(сайт,блог,социальнаясеть,
комментарий): дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2014 – 20 с.
38.Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. … д-ра
филол. наук / Г. Слышкин. – Волгоград, 2004.
39. СмирноваА. Г.Гендерныестереотипыврекламныхтекстах,
ориентированных на женщин // гуманитарные науки (г. Ялта). – Ялта, 2015.
– Вып. 2 (30). – С. 140-146.
40.ТюгашевЕ. А.Чувственно-эмоциональныеистокифилософии//
Российский гуманитарный журнал, 2016. – Том 5. № 2. – С. 161-170.
41. Ульянова М. А. Классификация жанров интернет-дискурса // Lingua
mobilis. – №3 (49), 2014. – С. 103-110.
42.Филимонова О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в
английском тексте: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007.
– 448 с.
43. Шаховский В. И. Эмотивность и лексикография //Филологические науки.
1986. – №6 – 27 с.
44.ШаховскийВ. И.Эмоции:Долингвистика,лингвистика,
лингвокультурология. – М.: Либроком, 2016. – 128 с.
45.Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008 –
416 с.
46. Шаховский В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания:
учебное пособие к спецкурсу. – Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А.С.
Серафимовича, 1983. – 96 c.
47.Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической
системе языка. – М.: Либроком, 2009. – 208 с.
48.Шишкина С. А. Лингвокультурная и когнитивная репрезентация концепта
«Интерес» в русском и английском языках: автореф. дис. … канд. филол.
наук: 25.04.07. – Тюмень, 2007. – 19 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет