Языковая репрезентация шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Скопина Анна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено рассмотрению способов языковой репрезентации шотландского искусства в искусствоведческом дискурсе, в рамках которого анализируется собранный корпус англоязычных статей, посвященных современной шотландской живописи. Особое внимание в работе уделяется изучению специфики оценочной интерпретации искусства и коммуникативных стратегий искусствоведов как представителей различных лингвокультурных сообществ. В ходе исследования выявлено, что оценка в искусствоведческом дискурсе объективируется с помощью маркированных языковых единиц и механизмов формирования оценочного смысла, причем в тексте эксплицируется не только отношение искусствоведа к искусству, но и его социо-политическое знание о Шотландии. В результате сравнительного анализа было определено, что характер оценки не будет напрямую коррелировать с фактором культурной принадлежности автора искусствоведческого текста, но тексты обладают различной прагматической ориентацией относительно вопроса о положении шотландского искусства в мировой художественной традиции в зависимости от того, является ли эксперт шотландцем или нет.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО
ДИСКУРСА ………………………………………………………………………………………………. 7
1.1. Дискурс в современных лингвистических исследованиях ……………….. 7
1.2. Понятие искусствоведческого дискурса и его своеобразие в
современной типологии дискурсов ………………………………………………………… 11
1.3. Языковые особенности функционирования искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 16
1.4. Оценка как основное средство интерпретации произведений
искусства ………………………………………………………………………………………………. 21
1.5. Коммуникативные стратегии англоязычного искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 30
1.6. Шотландское искусство как объект изучения в искусствоведческом
дискурсе ……………………………………………………………………………………………….. 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. ………………………………………………………………………….. 44
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ШОТЛАНДСКОГО ИСКУССТВА …………………………………………………………… 46
2.1 Обоснование выбора материала и методология исследования ………….. 46
2.2 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
искусствоведами шотландии…………………………………………………………………….. 49
2.2.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 49
2.2.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 53
2.2.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 60
2.2.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 62
2.3 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
представителями других лингвокультур …………………………………………………… 67
2.3.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 67
2.3.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 71
2.3.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 76
2.3.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 79
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………… 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 86
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………………. 89
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА …………………………………….. 96

Настоящее исследование посвящено изучению способов языковой
репрезентации шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом
дискурсе. Обуславливая мировую тенденцию к нивелированию культурно-
специфических черт отдельного общества, современные глобализационные
процессы одновременно заостряют наше внимание на вопросах своеобразия
отдельной культуры и самоопределения нации. В то же время переосмысление
положения культуры в лингвистических исследованиях XXI века
способствует интересу ученых к рассмотрению языковых явлений в контексте
их тесной связи с национальной идентичностью и культурной составляющей.
Наряду со многими другими направлениями культуры, в сфере искусства
английский язык сохраняет за собой статус lingua franca, универсального
языка художественной критики во всем мире. Устойчивый интерес
исследователей к изучению искусствоведческого дискурса определяется
динамичным развитием данной сферы, постоянным осмыслением
происходящих изменений и описанием множества его форм.
Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст
современных лингвистических исследований, посвященных изучению
специфики искусствоведческого дискурса, а также рассмотрению
национальной идентичности в аспекте связи языка и культуры.
Объектом исследования является современный англоязычный
искусствоведческий дискурс, а предметом — особенности языковой
репрезентации шотландского изобразительного искусства в
искусствоведческих текстах.
В текстах, характеризующих искусство, выделяются специфические для
него черты, тем самым в сознании человека формируется образ отдельного
национального искусства и связанной с ним культуры. В качестве гипотезы в
данной работе предполагается, что отношение автора к шотландскому
искусству и его оценочная интерпретация будут репрезентированы в текстах
искусствоведческого дискурса и будут отличаться в зависимости от
национально-культурной принадлежности искусствоведа.
Материалом исследования послужили тексты статей из
специализированных разделов газет и журналов, посвященные шотландскому
изобразительному искусству современного периода (1950-2020 г.г.),
составленные на английском языке специалистами-искусствоведами,
принадлежащим к различным лингвокультурам.
Цель исследования состоит в рассмотрении способов языковой
репрезентации искусства Шотландии для двух групп статей, авторами
которых, с одной стороны, выступают искусствоведы, идентифицирующие
себя как шотландцы, а с другой — специалисты, относящие себя к другим
лингвокультурам.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач в
процессе исследования:
1. Рассмотреть понятие искусствоведческого дискурса, определить его
положение в контексте типологии дискурсов;
2. Охарактеризовать своеобразие шотландского изобразительного
искусства как специфического объекта искусствоведения;
3. Провести комплексный анализ языковых средств, используемых
искусствоведами при интерпретации произведений искусства, в том

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет