Языковая репрезентация шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Скопина Анна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено рассмотрению способов языковой репрезентации шотландского искусства в искусствоведческом дискурсе, в рамках которого анализируется собранный корпус англоязычных статей, посвященных современной шотландской живописи. Особое внимание в работе уделяется изучению специфики оценочной интерпретации искусства и коммуникативных стратегий искусствоведов как представителей различных лингвокультурных сообществ. В ходе исследования выявлено, что оценка в искусствоведческом дискурсе объективируется с помощью маркированных языковых единиц и механизмов формирования оценочного смысла, причем в тексте эксплицируется не только отношение искусствоведа к искусству, но и его социо-политическое знание о Шотландии. В результате сравнительного анализа было определено, что характер оценки не будет напрямую коррелировать с фактором культурной принадлежности автора искусствоведческого текста, но тексты обладают различной прагматической ориентацией относительно вопроса о положении шотландского искусства в мировой художественной традиции в зависимости от того, является ли эксперт шотландцем или нет.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО
ДИСКУРСА ………………………………………………………………………………………………. 7
1.1. Дискурс в современных лингвистических исследованиях ……………….. 7
1.2. Понятие искусствоведческого дискурса и его своеобразие в
современной типологии дискурсов ………………………………………………………… 11
1.3. Языковые особенности функционирования искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 16
1.4. Оценка как основное средство интерпретации произведений
искусства ………………………………………………………………………………………………. 21
1.5. Коммуникативные стратегии англоязычного искусствоведческого
дискурса ……………………………………………………………………………………………….. 30
1.6. Шотландское искусство как объект изучения в искусствоведческом
дискурсе ……………………………………………………………………………………………….. 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. ………………………………………………………………………….. 44
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ШОТЛАНДСКОГО ИСКУССТВА …………………………………………………………… 46
2.1 Обоснование выбора материала и методология исследования ………….. 46
2.2 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
искусствоведами шотландии…………………………………………………………………….. 49
2.2.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 49
2.2.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 53
2.2.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 60
2.2.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 62
2.3 Языковая интерпретация шотландского изобразительного искусства
представителями других лингвокультур …………………………………………………… 67
2.3.1 Характер репрезентируемой в искусствоведческом тексте оценки …. 67
2.3.2. Когнитивные механизмы формирования оценочного смысла в
искусствоведческом тексте ……………………………………………………………………. 71
2.3.3 Интерференция дискурса ………………………………………………………………. 76
2.3.4 Коммуникативные стратегии ………………………………………………………… 79
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………… 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 86
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………………. 89
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА …………………………………….. 96

Настоящее исследование посвящено изучению способов языковой
репрезентации шотландского искусства в англоязычном искусствоведческом
дискурсе. Обуславливая мировую тенденцию к нивелированию культурно-
специфических черт отдельного общества, современные глобализационные
процессы одновременно заостряют наше внимание на вопросах своеобразия
отдельной культуры и самоопределения нации. В то же время переосмысление
положения культуры в лингвистических исследованиях XXI века
способствует интересу ученых к рассмотрению языковых явлений в контексте
их тесной связи с национальной идентичностью и культурной составляющей.
Наряду со многими другими направлениями культуры, в сфере искусства
английский язык сохраняет за собой статус lingua franca, универсального
языка художественной критики во всем мире. Устойчивый интерес
исследователей к изучению искусствоведческого дискурса определяется
динамичным развитием данной сферы, постоянным осмыслением
происходящих изменений и описанием множества его форм.
Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст
современных лингвистических исследований, посвященных изучению
специфики искусствоведческого дискурса, а также рассмотрению
национальной идентичности в аспекте связи языка и культуры.
Объектом исследования является современный англоязычный
искусствоведческий дискурс, а предметом — особенности языковой
репрезентации шотландского изобразительного искусства в
искусствоведческих текстах.
В текстах, характеризующих искусство, выделяются специфические для
него черты, тем самым в сознании человека формируется образ отдельного
национального искусства и связанной с ним культуры. В качестве гипотезы в
данной работе предполагается, что отношение автора к шотландскому
искусству и его оценочная интерпретация будут репрезентированы в текстах
искусствоведческого дискурса и будут отличаться в зависимости от
национально-культурной принадлежности искусствоведа.
Материалом исследования послужили тексты статей из
специализированных разделов газет и журналов, посвященные шотландскому
изобразительному искусству современного периода (1950-2020 г.г.),
составленные на английском языке специалистами-искусствоведами,
принадлежащим к различным лингвокультурам.
Цель исследования состоит в рассмотрении способов языковой
репрезентации искусства Шотландии для двух групп статей, авторами
которых, с одной стороны, выступают искусствоведы, идентифицирующие
себя как шотландцы, а с другой — специалисты, относящие себя к другим
лингвокультурам.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач в
процессе исследования:
1. Рассмотреть понятие искусствоведческого дискурса, определить его
положение в контексте типологии дискурсов;
2. Охарактеризовать своеобразие шотландского изобразительного
искусства как специфического объекта искусствоведения;
3. Провести комплексный анализ языковых средств, используемых
искусствоведами при интерпретации произведений искусства, в том

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет