Языковые средства описания эмоционального состояния героев в рассказах А.П.Чехова о детях

Су Лэсюе
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью данной работы является проведение функционально-семантического анализа эмотивной лексики в рассказах А.П. Чехова о детях и определение её роли в смысловой организации рассказов. При поведении исследования были использованы методы: метод семантического поля и метод контекстуального анализа, метод компонентного анализа. Материалом для анализа послужили рассказы А.П. Чехова: «Детвора», «Ванька», «Гриша», «Событие», «Отец семейства», «Житейская мелочь». Лексические средства, выражающие эмоции в этих рассказах, можно описать в качестве функционально-семантических микрополей. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, ненависти. ФСПП, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополей: гнева, нетерпения и радости.

Эмоции, будучи важной частью человеческого существования, играют значительную роль в жизни людей. Эмоции являются продуктом сложной душевной и познавательной деятельности людей, поскольку представляют собой реакции на объекты или явления окружающей нас действительности.
Эмоциональная система человека требует разностороннего изучения как с точки зрения психологии и философии, так и с точки зрения лингвистики. Первые лингвистические работы о способах выражения эмоций в речи появились в середине 50-х годов XX века. В последние годы лингвистический интерес к указанной проблематике не снижается, продолжают появляться новые исследования в этой области (Муллинова 2004; Шаховской 2010; Буянова 2006; Зотова 2016 и др.). Это свидетельствует о том, что роль эмоций в современной коммуникации возрастает. Важное значение эмоции играют и в смысловом поле художественного текста, а их языковое выражение является ключевым для понимания идейного смысла того или иного произведения, а также человеческой психологии в целом.
Рассказы А.П. Чехова представляют богатый материал для исследования разнообразных человеческих эмоций в их языковом выражении. Особенно интересны в этом смысле произведения писателя о детях. Тема детского восприятия мира, взаимоотношений детей между собой и со взрослыми распространена в творчестве писателя, который удивительно метко передаёт особенности детской психологии, вслед за Л.Н. Толстым описывает внутреннюю «диалектику души» ребёнка, красоту уникального детского психоэмоционального мира, а также те трудности и боль, с которыми порой сталкивается ребёнок. Несмотря на большое количество научных работ, посвящённых различным аспектам творчества А.П. Чехова, отсутствуют лингвистические исследования, описывающие языковое воплощение эмоций в рассказах о детях.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
— соответствием предпринятого исследования актуальным тенденциям современных лингвистических изысканий, связанных с интересом к проблеме выражения эмоций в речи;
— недостаточной изученностью лексических средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова о детях.
— указанным аспектом изучения творчества А.П. Чехова представляется важным, в том числе и потому, что рассказы этого автора находятся в центре внимания при обучении русскому языку как иностранному.
Объектом исследования являются лексические единицы, передающие эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова, посвящённых теме детства.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности лексических единиц, выражающих эмоциональное состояние героев, в рассказах А.П. Чехова о детях.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые выделяются и описываются особенности семантики и функции эмотивной лексики при выражении эмоционального состояния детей на материале рассказов А.П. Чехова.
Цель исследования — провести функционально-семантический анализ эмотивной лексики в рассказах А.П. Чехова о детях и определить её роль в смысловой организации рассказов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• Описать теоретическую базу исследования эмотивной лексики в художественном тексте.
• Отобрать короткие рассказы А.П. Чехова, посвящённые теме детства.
• Произвести направленную выборку контекстов, содержащих эмотивную лексику, в отобранных рассказах А.П. Чехова.
• Выявить и описать микрополя, выражающие эмоции детей и микрополя, выражающие эмоции взрослых.
• Описать функции использования эмотивной лексики в смысловом пространстве рассказов А.П. Чехова о детях.
Материалом исследования являются рассказы А.П. Чехова: «Детвора», «Ванька», «Гриша», «Событие», «Отец семейства», «Житейская мелочь».
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение эмотивной лексики, передающей эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова о детях, даст возможность выделить значимые смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц, которые выражают особенности психоэмоционального мира детей (на фоне мира взрослых) в авторском представлении и являются идентификаторами идиостиля писателя.
В настоящей работе для решения поставленных задачи применяются следующие методы и приёмы: приём направленной выборки материала из рассказов А.П.Чехова, описательный метод и метод контекстуального анализа, и метод компонентного анализа, приём частотно-статистической характеристики материала.
Теоретическая значимость работы включаются в комплексном подходе к изучению семантики и функционирования эмотивных лексических единиц. Эти единицы будут рассматриваться в двух аспектах: 1) как компонент идиостиля, что позволит выявить ценность рассматриваемых эмотивов в системе художественных средств А.П.Чехова; 2) как универсальное средство выражения детского психоэмоционального мира, что даст возможность расширить представление об эмотивной лексике в плане возможностей выражения оттенков эмоциональных состояний в различных жизненных ситуациях.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при дальнейшей разработке идиостилевой проблематики в произведениях А.П.Чехова, в специальных курсах по анализу художественного текста, в практике преподавания русского языка как иностранного, а также на занятиях по стилистике русского языка.
На защиту выносятся следующие положения:
• Словесное выражение эмоции является предпосылкой для существования в языке особой категории эмоций, которая связана с психологической категорией эмоции. Приоритет реализации эмоционального выражения принадлежит именным лексическим единицам, поскольку они обладают наибольшим номинальным потенциалом, в структуре их лексического значения эмоциональное значение имеет большое значение в общении. Семантика этой мотивации не зависит от контекста. Мы интерпретируем этот термин как эмоциональный с функциональной точки зрения.
• В функционально-семантическом поле эмотивности выделяется два класса эмотивов: эмотивы со значением состояния и эмотивы со значением отношения, каждый из которых формируется из определенного количества микрополей разного объема.
• В коротких рассказах А.П. Чехова о детях функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополей: гнева, нетерпения и радости.
• Особое внимание следует обратить на контраст между эмоциями взрослых и детей. Эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении определены актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе будет определено содержание понятий эмотивности, эмоциональности и экспрессивности, а также описаны языковые средства выражения эмоций и их функции в художественном тексте. Отдельный параграф будет посвящён рассмотрению особенностей произведений А.П. Чехова о детях.
Во второй главе будет представлен анализ языковых средств, с помощью которых выражены эмоции героев; показаны сходства и различия функций эмотивной лексики, передающей эмоции детей и взрослых.
В заключении будут подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего развития.

В ходе проведенного исследования нами было выделено определение понятия эмотивности — это центральное понятие эмотиологии, которое определяется как выражение эмоциональных состояний и переживаний человека при помощи различных средств языка.
Методом сплошной выборки была отобрана лексика, которая выражает эмоции в рассказах А.П.Чехова о детях. Определены эмотивные лексические единицы, которые служат для выражения эмоционального отношения и эмоционального состояния.
Для анализа средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова нами была взята классификация из работы Е.П. Ильина (Ильин 2013). В её основе лежат следующие параметры: 1) С точки зрения отношения к людям (эмоции, связанные с отношением к другим людям; эмоции, не связанные с отношением к другим людям); 2) С точки зрения знака (положительные; отрицательные; нейтральные эмоции); 3) С точки зрения интенсивности (нейтральные эмоции; эмоции с повышенной интенсивностью). В процессе анализа мы использовали первый параметр, согласно которому выделили эмоции, связанные с отношением к другим людям и эмоции, не связанные с отношением к другим людям.
Согласно проведенному анализу, в работе функционально-семантическое поле эмотивности представлено двумя классами слов: эмотивов со значением состояния и эмотивов со значением отношения. Первый класс представлен 6 микрополями: страха, радости, волнения, обиды, азарта, гнева. Второй класс – 2 микрополями: ненависти, нетерпения.
В художественном тексте эмоции выражаются языковыми средствами разных уровней, мы выбрали в качестве объекта нашего исследования эмотивную лексику. Специфика функционирования эмотивной лексики в художественном тексте тесно связана с мировоззренческой характеристикой языковой личности писателя. Эмотивные единицы выполняют когнитивную функцию, вербализуя художественную картину мира в авторском восприятии.
Богатый материал для исследования языковых средств выражения эмоций предоставляют рассказы А.П. Чехова о детях. В его произведениях очень точно раскрываются психологические образы детей, относящиеся к разным возрастным группам. В каждом рассказе разные эмоции проявляются в разных ситуациях, у разных героев и разных личностей. Поэтому мы обратили особое внимание на контраст между эмоциями взрослых и детей. Согласно нашему анализу, эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополя: гнева, нетерпения и радости.
Проблема нашего анализа и исследования – это проблема, достойная глубокого изучения в лингвистическом плане. Настоящая работа посвящена анализу эмотивной лексики, которая выражает детские эмоции в отобранных 6 рассказах А.П.Чехова (на фоне эмоционального мира взрослых). В дальнейшем исследовании возможно изучение эмоционального мира детей и взрослых в других литературных произведениях у других авторов.

1.Антон Павлович Чехов: некролог // Детское чтение, 1904, № 8, 1028 с.
2.Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. для вузов по спец. «Филология». – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 532 с.
3.Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначенияэмоций в русском языке. Свердловск, 1989 184 с.
4.Бугаева А.А. Идиостилевые особенности фразеосемантического поля эмотивности в прозе В.В. Набокова. Дис. на соискание ученой степени к. филол. н. Краснодар, 2010. -164 с.
5.Буянова Л.Ю., Зеленская В.В. Эмоция, коммуникация, текст: линии взаимокорреляции // Вербальные аспекты семантических архитектоник языка. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1998. – С. 69-90.
6.Буянова Л.Ю., Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации / Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П.; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. ун-т. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. – 277 с.
7.Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. Монография. Пер. с англ. и предисловие А.Д. Шмелева. — Москва: Языки славянской культуры, 2001. 272 с.
8.Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: учеб. пособие / В.И. Жельвис; Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. 1990. – 81 с.
9.Зотова А.Б. К вопросу о соотношении категорий «эмоциональность», «эмотивность», «экспрессивность». – режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-kategoriy-emotsionalnost-emotivnost-ekspressivnost (дата обращения: 29.11.2019) [электронный ресурс]
10.Ильин Е.П. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» // Эмоции и чувства. – СПБ: Питер, 2001. – С.282-288.
11.Иорданская Л.Н. Попытка лексикографического толкования группы русских глаголов со значением чувства // Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. – М.: Изд-во Московского гос. пед. ин-та ин. яз., 1970. – С. 3-26.
12.Лысков И. П. А. П. Чехов в понимании критики. М., Нобель Пресс, 1905, 326 с.
13.Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста: Учебн. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 158 с.
14.Муллинова Т.А. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» «Крещеный китаец»): Автореф. дис. на соискание ученой степени к. филол. н – Краснодар, 2004. – 19 с.
15.Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова и возможные методы ее исследования // Психолингвистические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. – Калинин, 1984. – 112 с.
16.Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996, 438 с.
17.Ноженко Е.В., Резун В.А. Языковые средства выражения эмоции в художественном тексте. – режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/189/ (дата обращения: 12.12.2019) [электронный ресурс]
18.Остринская Н.Н. Некоторые особенности выражения эмоций в художественном тексте // Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике. – Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2013. – С. 298-303.
19.Петрова Л. Н. Языковые средства выражения эмоций в английском языке / Л. Н. Петрова // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 72—82. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-6- 72-82.
20.Петрова Л. Н. Языковые средства выражения эмоций в английском языке // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 72—82.
21.Шаховский В.И. Категория эмоций в лексико-семантической системе языка – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. – 192 с.
22.Шаховский В.И. Эмоция: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 128с.
23.Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. – Москва: Гнозис, 2008. – 414 с.
24.Шаховский В.И. Проблема разгораничения экспресивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики // Проблемы семасиологии и лингвостилистики.-Рязань, 1975.-Вып.2.- С. 3-25.
Словари
1.Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. Л.Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 864 с.
2.Большой толковый словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед.; [Сост., гл. ред. к. филол. н. Кузнецов С.А.]. – СПб.: Норинт, 1998. – 1535 с.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2010. – 3423 с.
4. Русский семантический словарь. Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: “Азбуковник”, 1998.— URL:http://slovari.ru

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет