Языковые средства создания образа подростка (на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон»)
Магистерская диссертация посвящена описанию образа подростка на материале повести Евгения Рудашевского «Ворон». Задача нашего анализа – понять и объяснить как в ходе повествования проявляется характер и мотивированность поступков главного героя, Димы. Образные средства в повести формируют смысл истории и образ героя- его поступки, колебания, переживания. Образ и образность являются ключевыми характеристиками художественного текста. В работе был использован интерпретационный подход при анализе текста. В работе подтверждается гипотеза, состоящая в том, что анализ повести, текста и структуры даёт возможность выделить характерные смысловые и функциональные характеристики эмотивных языковых единиц, которые выражают особенности психоэмоционального мира подростка.
Результаты научного исследования могут быть использованы в научно-теоретических работах, касающихся вопросов детских книг. Достижения данного исследования будут полезными как для специалистов-практиков, так и для теоретиков педагогического мастерства, поскольку составляют предмет для научной дискуссии в профессиональной среде.
Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Специфика изучения детской литературы в лингвистике и
литературоведении …………………………………………………………………………………………… 9
1.1 Понятие детской литературы и история развития детской литературы в
России на фоне мировой. ………………………………………………………………………………. 9
1.2 Проблема возрастных разграничений и современные тенденции в детско-
юношеской литературе ………………………………………………………………………………… 25
1. 3 Интерпретация художественного текста в рамках изучения повести Е.
Рудашевского «Ворон» ………………………………………………………………………………… 34
Выводы ………………………………………………………………………………………………………….. 48
Глава 2. Языковые средства ……………………………………………………………………………. 51
2.1 Современный школьник в качестве главного героя: типовые конфликты и
особенности восприятия ………………………………………………………………………………. 52
2.1.1 Отношение Димы к охоте до её начала ……………………………………………… 52
2.2 Путь героя: от наблюдения до поступка ………………………………………………….. 62
2.2.1 Первые шаги на охоте ………………………………………………………………………. 62
2.2.2 Испытание с белкой: невозможность избежать убийства,
психологический приступ и лексика предельного отчаяния……………………….. 80
2.3 Трансформация подростка: из ребенка в зрелую личность ………………………. 91
2.3.1 Расплата за поступок – выяснение отношений с дядей ………………………. 91
2.3.2 Открытое заступничество за ворона ………………………………………………….. 99
2.3.3 Спасение ворона: новые личностные ориентиры ……………………………… 101
Выводы ………………………………………………………………………………………………………… 105
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 107
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 110
В центре интересов современной лингвистики находится изучение языка как
коммуникативной реальности. Коммуникативная реальность представлена в
традиционных понятиях, таких как «речевая деятельность»
(процесс порождения речи) и «текст» (в узком понимании – «конкретный текст»).
[16, с. 31] Понятие образа автора, введённое В.В. Виноградовым, уточняется,
конкретизируется, так, Ю.Н. Караулов отметил, что за каждым текстом стоит
языковая личность как сложная структура, владеющая языком, располагающая
жизненным опытом, усвоившая нормы речевого поведения, сформированные
социокультурными условиями. [31, с. 50] Её ценностные ориентации находят
выражение в описываемых событиях, характере персонажей (действующих лиц),
в том «фоне», который их окружает. Коммуникативная реальность (собственно
повествование) в художественных текстах осуществляется в динамике: развитие
событий оказывает решающее влияние на поступки героев, на формирование их
взглядов на мир, отношение к окружающим. Всё это находит выражение в отборе
и организации языковых средств. Так, обращение к анализу языка
художественного произведения, поиск связей между его значениями и
намерениями автора проливает свет на смысл текста, учит его интерпретации.
В.З. Демьянков указывал, что «Интерпретация в филологии затрагивает две
стороны:
-понять самому
-объяснить и/или обосновать это понимание другим». [12, с. 57]
Используя выработанные в науке в настоящее время термины для обозначения
разных типов коммуникативных событий, можно говорить в этом плане о
дискурсе, его топиках, формациях и модусах.
В результате данной работы была предпринята попытка разрешить
несколько актуальных теоретических проблем, свойственной изучению и
созданию детской литературы в целом. Во-первых, было комплексно рассмотрено
содержание понятия детской литературы, а также многогранно исследована
история становления отечественной детской литературы – начиная с момента ее
зарождения как жанра в Киевской Руси и заканчивая современными реалиями. В
результате этого были выявлены общие видовые особенности детской литературы,
сложившиеся на протяжении ее многовековой истории: нацеленность на
знакомство с миром для младших читателей, а также на возможное наблюдение за
собой, что носит скорее воспитательный характер, для более старших читателей.
Таким образом, акцент подростковой литературы смещен на состояния,
переживания и поведение персонажа, которое с нормальной читательской
реакцией идентификации себя с героем представляет подростку пережить опыт
персонажа и присвоить его себе с последующим принятием или отторжением в
своей реальной жизни. Было сделано наблюдение, что как в одном и том же
произведении (особенно если речь идет о серии книг), так и в разных
произведения сюжетное наполнение логично меняется по мере взросления
персонажа и читателя.
Во-вторых, было предложено определение возрастных рамок читателей
детской литературы с последующим дроблением обобщенного детско-
юношеского возраста на отдельные внутривидовые группы ее читателей,
обусловленные в первую очередь возрастной психологией и психологией
развития. В связи с этим был упомянут и охарактеризован феномен детско-
взрослой кроссовер-литературы, что не только является современной тенденцией
в литературе в целом, но и на данный момент представляет собой отдельный
сегмент на книжном рынке.
В-третьих, были проанализированы особенности интерпретации
художественного текста, рассчитанного на детей, в том числе упомянута
многомерность и неоднородность мира художественного произведения, который
в детской литературе должен быть гармонизирован как с точки зрения
организации его структуры, так и точки зрения его эстетического воздействия на
читателя. Для достижения этой цели авторы используют различные
композиционные приемы для размещения необходимых смысловых акцентов –
так, например, художественная деталь является важным показателем авторского
стиля, поскольку несет в себе существенные смысловую и идейно-
эмоциональную нагрузку, одновременно с этим оставляя простор для
множественной интерпретации текста читателем. Кроме этого, было раскрыто
функциональное значение использования в художественном тексте языковых
образных средств, с помощью которых не только создается художественный
образ, но и по-особому организуется авторская речь – в результате чего
художественный мир произведения насыщается эмоционально через большое
количество подтекстов, чаще всего связанных непосредственно с состояниями и
переживаниями героя, что приобретает еще большую актуальность в случаях
изучения детско-юношеской литературы.
На основе теоретической части работы был проведен и представлен
подробный оригинальный лингвистический анализ повести Е. Рудашевского
«Ворон», являющейся современным произведением для подростков и
относящейся скорее к кроссовер-литературе. В результате анализа были сделаны
выводы об авторских средствах языковой выразительности, среди которых
встречаются как лексические (тропы), так и синтаксические (фигуры речи). Среди
тропов в тексте доминируют сравнения и развернутые метафоры, которые
используются автором для описания меняющегося состояния своего героя, а
также плавного и одновременно с этим парадоксального течения хода его мыслей,
что зачастую, в определенных своих элементах, напоминает такой
литературоведческий прием, свойственный взрослой литературе, как «поток
сознания». Таким образом, кроме всего, автор достигает читательской
идентификации с героем в повествовании от третьего лица. Среди фигур речи в
тексте доминируют парцелляции и анафоры, которыми автор умело расставляет
смысловые акценты и усугубляет эмоциональный накал в тех сюжетных эпизодах,
где его герой переживает острые психологические состояния, а также антитезы,
которые постоянно подчеркивают основной конфликт произведения и обнажают
его трансформацию по мере повествования. Кроме этого, особое значение в своем
тексте автор придает функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной
окраске слова, что в том числе позволяет ему реализовывать сложные тропы –
например, иронию или сарказм, а также каламбур в речи своих персонажей.
Наиболее мощными и грандиозными средствами выразительности в данной
повести можно назвать такие фигуры речи, как гипербола и литота, которые
используются автором реже потому, что фиксируют только самые важные точки
напряжения в сюжете. Уникальная авторская находка – гипербола на грани с
гротеском, в итоге разворачивающаяся в литоту – логично приходится на финал
повести, хотя характеризует автора в целом как литературного мастера
психологического жанра.
Таким образом, на основе анализа повести Е. Рудашевского «Ворон» можно
сделать несколько выводов. Во-первых, можно подтвердить, что это произведение
является действительно значимым элементом современной литературы и
настоящей находкой для читателя любого возраста и образования, поскольку его
текст на любом уровне организации составлен безукоризненно и вопреки
сложным языковым приемам читается и воспринимается абсолютно естественно.
То есть данную повесть можно и даже необходимо рекомендовать для прочтения
как современным подросткам, так и их родителям. Во-вторых, проведенный
комплексный анализ повести с точки зрения ее текста и структуры в целом
подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что особенности
психоэмоционального мира подростка закладываются авторами в определенные
смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц,
что свободно выявляется благодаря работе литературоведа.
1. Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного
поколения: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. (Моск. гос. ун-т культуры и
искусств, 23 марта 2011 г.) / [cост. А. С. Матвеева ; науч. ред. Г. А. Иванова, Л. Я.
Зиман]. – Москва : Рус. школ. библ. ассоц., 2011. – 167 с.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник / И. Н. Арзамасцева, .С. А.
Николаева. – 8-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 576 с.
3. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец ХХ –
начало ХХI в.) / В. Я. Аскарова. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств;
Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2003. – 426 с.
4. Бабушкина, А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. –
М. : Учпедгиз, 1948. – 480 с.
5. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга : о читателе восьми-девяти лет / Ленина
Ильинична Беленькая. – [2-е изд.]. – [М. : ВЦХТ, 2005]. – 144 с.
6. Бестужев-Лада, И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости
традиций семейного чтения вслух / И. Бестужев-Лада // Библиотекарь. – 1986. – №
3. – С. 40.
7. Болдырев Н.Н.Роль интерпретирующей функцииив формировании
языковых категорий // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006 г. – №
3. – С. 5-14.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!