Языковые средства выражения уступительных отношений в научном стиле речи (на материале статей журнала «Мир русского слова»)

Цао Лина
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель исследования – выявление и описание средств выражения уступительных отношений в научном стиле речи. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, описательный метод, метод сплошной выборки примеров, метод количественной обработки данных, метод семантического анализа, метод функционального анализа, метод научного синтеза. Материал исследования: научные статьи журнала «Мир русского слова»

В процессе исследования было установлено, что в научных текстах употребляются конструкции, выражающие все известные виды уступительных значений. Установлено следующее процентное соотношение предложений с уступительными конструкциями: СПП – 64.98%, ПП – 30.22%, ССП – 4.80%.

ФСП уступительности в научном стиле речи включает ядро (уступительно-ограничительное и реально-уступительное значения), ближнюю периферию (усилительно-уступительное значение), дальнюю периферию (уступительно-предположительное, уступительно-противоположное и уступительно-возместительное значения).

Актуальность исследования.
В настоящей работе исследуется комплекс лексико-грамматических средств выражения уступки – явления, чрезвычайно характерного для научного текста, так как никакая научная аргументация не может иметь места без уступки, то есть без частичного признания справедливости противоположной точки зрения. Уступку иногда определяют как основу компромисса [Хазиев, 2016, стр.]. Особую значимость средства выражения уступительных отношений имеют именно в научном тексте в ходе аргументации собственной точки зрения.
В современной русистике накоплен опыт изучения уступительных отношений. Языковые средства выражения уступки рассматриваются в трудах по синтаксису [Валгина 1991; Евтюхин, 1997; Лаврова, 2005; Мусатова, 2008; Русская грамматика, 1982; Саид Али Муртада, 2011; Шелякин, 2001; Юань Мяосюй, 2011; 2012]. Изучена история формирования предлогов со значением условия и уступки в деловом русском языке [Биньковская, 2008]. Проведено сравнение средств выражения уступительных отношений в русском и персидском языках [Акбари, 2014]. Тема «Выражение уступительных отношений» представлена в учебных пособиях по синтаксису [Андрамонова, 1977; Ильина, Попова, 2007; Книга о грамматике, 2009; Кожухова, 2016; Крючкова 2004; Русский язык, 2006; Синтаксис, 2008]. При этом специальных работ, посвященных анализу способов выражения уступительных отношений в научном стиле речи пока не существует.
Настоящая работа выполняется в контексте исследований научного стиля речи, который приобретает все большее значение в условиях современного мира. Овладение этим стилем речи необходимо не только учёным, но также студентам и аспирантам разной специализации. Это одна из главных причин возрастания его значимости как объекта лингвистических исследований.
В русском языке научный стиль речи чрезвычайно своеобразен, что подчеркивается, в частности, в трудах М.Н. Кожиной [1972], О.А. Лаптевой [Современная русская устная научная речь, 1985], Н.М. Лариохиной [1979], Н.А. Метс [1979; 1981], О.Д. Митрофановой [1975; 1976], В.А. Салимовского [2002], Син Юйсы [2016] и многих других.
Предварительный анализ специальной литературы по синтаксису научной речи, а также поиск уступительных конструкций в текстах научных статей по филологии показали, что в научном стиле речи используются далеко не все способы выражения уступительных отношений, имеющиеся в русском языке. В ходе настоящего исследования необходимо выявить уступительные конструкции, употребляющиеся в научном стиле речи, проанализировать их частотность, семантику и условия функционирования.
Значимость проблемы изучения уступительных отношений в научном стиле речи и недостаточная степень ее изученности обусловливают актуальность темы исследования «Языковые средства выражения уступительных отношений в научном стиле речи (на материале научных статей журнала «Мир русского слова»)».
Объектом исследования выступают языковые средства выражения уступительных отношений в научных статьях журнала «Мир русского слова», предметом исследования – их состав, семантика и функции.
Гипотеза исследования состоит в следующем: анализ состава, семантики и функций средств выражения уступительных отношений в научных статьях журнала «Мир русского слова» позволит выявить и описать функционально-семантическое поле уступительности, характерное для научного стиля речи в лингвистических статьях.
Цель исследования – выявить и описать языковые средства выражения уступительных отношений в научном стиле речи.
Задачи исследования:
– проанализировать ключевые понятия исследования;

В данной диссертационной работе проведено исследование языковых средств выражения уступительных отношений в научном стиле речи на материале статей по лингвистике, лингвокультурологии, литературоведению, и методике преподавания русского языка и литературы. Основные результаты исследования состоят в следующем:
Проведен анализ примеров со структурно-формальной и функционально-семантической точек зрения. Выявлены все структурные типы предложений (ППСППССП), выражающие уступительные отношения, системно описаны формальные показатели уступки. Анализ семантики уступительных конструкций позволил определить семантические разновидности категории уступительности, их смысловые оттенки и функции.
В научных текстах журнала «Мир русского слова» употребляются конструкции, выражающие все известные виды уступительных значений: реально-уступительное, уступительно-предположительное, усилительно-уступительное, уступительно-противоположное, уступительно-ограничительное, уступительно-возместительное.
Основным языковым средством выражения уступительных отношений в научных статьях является сложноподчиненное предложение, для научного стиля характерна высокая частотность употребления сложноподчиненных предложений. В основном они обозначают реально-уступительное, уступительно-предположительное, усилительно-уступительное и уступительно-ограничительное значения.
В простых предложениях реально-уступительное значение выражается при помощи предложно-падежных конструкций «уступительный предлог + существительное или местоимение в косвенном падеже» и деепричастных оборотов.
Сложносочиненные предложения занимают самую маленькую часть в научном стиле речи. В них при помощи союзов «но», «однако» и «зато» передаются уступительно-противоположное и уступительно-возместительное значения.
Уступительный союз «хотя» и уступительная конструкция с предлогом «несмотря на» используются в научных статьях по лингвистике, лингвокультурологии, литературоведению и методике. Функции союза «хотя» и конструкции с предлогом «несмотря на» в научном стиле речи многообразны. Среди них наиболее значимыми являются стилистическая, смысловая, семантическая, текстообразующая и экспрессивная функции.
Функционально-семантическое поле уступительности в научном стиле речи включает ядро: конструкции с уступительно-ограничительным (51.09%) и реально-уступительным значением (37.88%); ближнюю периферию: конструкции с усилительно-уступительным значением (4.88%); дальнюю периферию: конструкции с уступительно-предположительным (1.35%), уступительно-противоположным (2.85%) и уступительно-возместительным значением (1.95%).
Таким образом, настоящее исследование позволило выявить и системно описать языковые средства выражения уступительных отношений со структурно-формальной и функционально-семантической точек зрения, что пополнит существующие знания в области синтаксиса научного стиля речи. Результаты исследования могут найти применение в лекциях по грамматике современного русского языка, научному стилю речи, функциональной грамматике, а также в учебных пособиях по синтаксису русского языка.
Перспективы исследования могут быть связаны, во-первых, с изучением языковых средств выражения других синтаксических отношений, которое может осуществляться по методологии, представленной в данной работе, а также с методической проблематикой – с разработкой содержания и методов обучения иностранных студентов выражению уступительных отношений в научном тексте.

Акбари Дж. Сопоставительный анализ способов выражения уступительных значений в простых предложениях в русском и персидском языках: Автореф. дис. … канд. филол. наук / Дж. Акбари. Казань: Вестник ТГГПУ, 2014. – 24 с.
Андрамонова Н.А. Сложные предложения, выражающие обстоятельственные отношения в современном русском языке / Н.А. Андрамонова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. – 176 с.
Аникина М.Н. Русский язык. Синтаксис сложного предложения / М.Н. Аникина, Н.В. Кутукова, Л.Н. Ольхова [и др.] ; под ред. М.Н.Аникиной. М.: Дрофа, 2006. – 173 c.
Биньковская М.В. Формирование предлогов со значением условия и уступки в деловом языке второй половины XVIII века (по материалам ОГАЧО) / М.В. Биньковская // Челябинск: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика, 2008. Вып. 6. № 1 (101). – С. 39-41.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: [Учебник для вузов по спец. “Журналистика”] / Н.С. Валгина. 2-е изд. Москва: Высш. школа, 1978. – 439 с.
Величко. А.В. Книга о грамматике: Русский язык как иностранный: Учебное пособие / Под ред. А.В. Величко. 3-е изд. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 648 с.
Горшков А.И. О судьбе трех стилей русского литературного языка во второй половине XVIII в. / А.И. Горшков // Чита: Учен. записки Читинского пед. ин-та, 1961. Вып. 5. – С. 3-25.
Евтюхин В.Б. Категория обусловленности в современном русском языке и вопросы теории синтаксических категорий / В.Б. Евтюхин. СПб: Изд. СПб ун-та, 1997. – 197,[1] с.
Иванова И.С. Синтаксис: Практ. пособие по русскому языку как иностранному / И.С. Иванова, Л.М. Карамышева, Т.Ф. Куприянова [и др.]. СПб.: Златоуст, 2008. – 364 c.
Ильина С.А. Выражение обстоятельственных отношений в письменной книжной речи: Учебное пособие для студентов продвинутого этапа обучения, магистрантов и аспирантов / С.А. Ильина, Т.В. Попова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 2007. – 120 с.
Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: Учеб. пособие / М.Н. Кожина. Пермь: ПГУ им. А.М. Горького, 1972. – 395 с.
Кожухова Н.Е. Синтаксис сложного предложения: учебно-метод. пособие / Н.Е. Кожухова. Минск: БГМУ, 2016. – 132 с.
Крючкова Л.С. Русский язык как иностранный: Синтаксис простого исложного предложения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Л.С. Крючкова. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 464с.
Лаврова О.А. Функционально-семантическое поле уступительности в современном русском литературном языке: Дис. … канд. филол. наук / О.А. Лаврова. СПб., 1997. – 233 с.
Лаптева О.А. Современная русская устная научная речь: [В 4 т.] / О.А. Лаптева, Г.Г. Инфантова, Т. М. Николаева [и др.]. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 333,[1] с.
Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи: Анализ некоторых структур простого предложения / Н.М. Лариохина. Москва: Рус. яз., 1979. – 236 с.
Метс Н.А. Особенности синтаксиса научного стиля речи и проблемы обучения иностранных учащихся / Н.А. Мест. Москва: Изд-во МГУ, 1979. – 55 с.
Метс Н.А. Структура научного текста и обучение монологической речи / Н.А. Мест, О.Д. Митрофонова, Т.Б. Одинцова. Москва: Рус. яз., 1981. – 141 с.
Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения / О.Д. Митрофанова. Москва: Рус. яз., 1976. – 199 с.
Муртада С.А. Функционально-семантические особенности сложного предложения со значением обусловленности: Автореф. дисс. канд. филол. наук / С.А. Муртада. СПб, гос. ун-т, 2011. – 226 с.
Мусатова Г.А. Семантика уступки: Автореф. дис. … канд. филол. наук / Г.А. Мусатова. Рязань, 2008. – 21 с.
Мусатова Г.А. Семантика уступки: монография / Г.А. Мусатова. Рязанское высш. воздушно-десантное командное училище (военный ин-т) им. генерала армии В. Ф. Маргелова. Рязань : РВВДКУ, 2011. – 185 с.
Научный стиль // Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник. URL: https://1132.slovaronline.com/346 (дата обращения: 04.04.2020).
Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст) / В.А. Салимовский. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2002. – 234 с.
Син Юйсы. Средства синтаксической конденсации в научном стиле русского языка в зеркале китайского: автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата филологических наук : специальность 10.02.01 «Русский язык» / Юйсы Син. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. – 21 с.
Степаненко С.Л. Степаненко А.С. Выражение уступительных отношений в простом и сложном предложениях: пособие / С.Л. Степаненко. Минск: БГУ, 2013. – 67 с.
Теремова Р.М. Функциональная грамматика: Блок обусловленности в современном русском языке / Р.М. Теремова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 284 с.
Хазиев А.Х. Теория аргументации в кратком изложении: учебное пособие / А.Х. Хазиев. Казань: Казан. ун-т, 2016. – 80 с.
Храковский В.С. Типология уступительных конструкций / В.С. Храковский, Р. Ницолова, Н. А. Козинцева [и др.]. СПб. : Наука, 2004. – 625 с.
Цао Лина. Семантика уступительных конструкций в научных текстах / Цао Лина // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях. СПб.: СПбГПТД, 2021а. С. 95-99.
Цао Лина. Особенности функционирования уступительных конструкций в научном тексте / Цао Лина // Молодой учёный. 2021б. № 12. (354).  С. 278-280.
Шведова Н.Ю. Русская грамматика: В 2-х т. Т. 2. Синтаксис / Н.Ю. Шведова, Е.А. Брызгунова, К.В. Габучан [и др.]. Москва: Наука, 1980. – 709 с.
Шелякин М.А., Функциональная грамматика русского языка / М.А. Шелякин. М.: Рус. яз., 2001. – 287, [1] с.
Юань Мяосюй. Предложно-субстантивные сочетания с уступительным значением // Стратегии исследования языковых единиц / Мяосюй Юань. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2011. – 376 с.
Юань Мяосюй. Способы выражения уступительных отношений в публицистическом стиле современного русского литературного языка / Мяосюй Юань. М.: Флинта, 2018. – 166, [1] с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет