Юридическая ответственность операторов цифровых платформ за трансграничное нарушение прав потребителей
Тема выпускной квалификационной работы: Юридическая ответственность операторов цифровых платформ за трансграничное нарушение прав потребителей. Работу выполнил Кисляк З.С., студент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2 курса магистратуры, группы МО9-Ю, по программе «Международное публичное право». Научный руководитель: доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук Карандашов Иннокентий Игоревич.
Цель исследования: системное выявление особенностей и проблем, связанных с привлечением операторов цифровых платформы к юридической ответственности, вследствие нарушения прав потребителей. Кроме того, целью исследования является определение эффективных механизмов защиты прав потребителей в ходе заключения трансграничных сделок на цифровых платформах.
Современная экономика и социум трансформируются благодаря появлению и развитию цифровых платформ. Стоит отметить, что в сети интернет совершается много трансграничных сделок между потребителями и компаниями, представленными с помощью цифровых платформ. Потребительские споры разрешаются с помощью онлайн процедур урегулирования споров, национальными судами. По моему мнению, именно механизмы международного частного права оказывается наиболее востребованным при регулировании соответствующих отношений.
По результатам исследования был сделан ряд практических и теоретических выводов:
1) Вопрос ответственности операторов цифровых платформ перед потребителями в каждом случае может решаться по-разному и зависит это, в – первую, очередь от того, каким правоотношением связан потребитель и оператор цифровой платформы. Возможные договорные связи напрямую зависят от законодательства страны, где зарегистрирована цифровая платформа. Чаще всего, выбор типа правоотношений остается за оператором цифровой платформы. Разнообразие правовых взаимоотношений, которые мы видим на практики, по моему мнению, является не чем иным, как попытка минимизировать налоговые риски.
2) Анализ права интеграционных объединений показал, что на сегодняшний день, это самое прогрессивное регулирование в области цифрового права.
Это позволяет создать единое цифровое пространство между странами, которое будет полезно, как для потребителя, так и для государств-членов. Кроме того, создание третейской системы рассмотрения споров по искам потребителей, это могло бы значительно упростить процедуру защиты прав потребителей.
3) Оператор цифровой платформы является полноценной стороной сделки и может выступать в качестве субъекта ответственности перед потребителем. Защита прав потребителей в трансграничных спорах с участием цифровых платформ может быть затруднена на всех ее этапах, но в особенности на этапе исполнения решения в иностранной юрисдикции. В этой связи процедура онлайн-разрешения споров имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным судебным механизмом, но именно в сфере защиты прав потребителей. Отсутствие судебных издержек, а также более оперативное рассмотрение спора делаю процедуру онлайн – разрешения споров более справедливой в отношениях с потребителями.
Одним из самых обсуждаемых изменений двадцать первого века, безусловно, является «Четвертая промышленная революция». Научные дискусси относительно существования такого явления, как «Четвертая промышленная революция» практически сошли на нет, так как переход на полностью автоматизированное цифровое производство уже не кажется чем-то фантастическим. Четвертая промышленная революция породила новые бизнес и коммуникационные цифровые структуры платформенного типа.
Одной из таких структур цифровой экономики являются цифровые платформы (далее – ЦП). ЦП позволяют эффективно решать задачи в разных предметных областях, быть полезными как для представителей власти, бизнеса, гражданского общества, так и для научно-образовательного сообщества. ЦП производят сейчас переворот в сфере торговли, появившись на рынке совсем недавно. Появление нового типа взаимодействия между людьми повлияло на перемещение всех форм коммуникаций, обмена информацией в рамки ЦП.
ЦП используются во многих сферах бизнеса, государственного управления, для коммуникации между людьми. В настоящей работе речь пойдет об интернет – площадках, предоставляющих свои услуги потребителям со всего мира.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная экономика и социум трансформируются благодаря появлению и развитию цифровых платформ. Одной из ключевых проблем для юридической науки выступает создание правового базиса, регулирующего эту часть правоотношений, так называемое «платформенное право». Стоит отметить, что в электронным способом совершается довольно много трансграничных сделок между потребителями и компаниями, представленными с помощью цифровых платформ. Потребительские споры разрешаются с помощью онлайн процедур урегулирования споров, национальными судами. По моему мнению, именно механизмы международного частного права оказывается наиболее востребованным при регулировании соответствующих отношений.
Большинство самых крупных ЦП, действующих в сфере торговли, зарегистрированы сегодня в США и Китае. Не редки случаи, когда при нарушении прав потребителей возникают вопросы о применимом праве, юридической ответственности и т.д.
При этом вопрос о юридической ответственности операторов ЦП лишь в последнее время стал нормативно закрепленным в национальных правовых системах. Развитием потребительского рынка с помощью ЦП активно занимаются и интеграционные объединения, вырабатывая на своём уровне определенную политику для пользователей-потребителей.
Типичная модель потребительских отношений, когда слабой стороной является потребитель, нашла свое отражение в сделках с участием ЦП. Это создает определенные преимущества для профессионального субъекта сделки.
Цифровые платформы создают определенные наборы правил, которые принимает или не принимает пользователь. Органами принуждения же могут выступать онлайн – системные администраторы, обладающие правом на применение механизма «изгнания»из цифровой платформы. При этом нормотворцами в этой среде выступают сами онлайн – образования, которым пользователи фактически делегируют задачу разработки правил, упорядочивающих онлайн – коммуникацию. Управление цифровыми платформами является, наряду с трансграничными сделками, той областью, в которой преобладает частное нормотворчество.
Лицом, организующим деятельность ЦП, является оператор цифровой платформы, в его функции входит: координация деятельности ЦП, определение политики цифровой платформы в отношениях с её пользователями и т.д. Нередки случаи, когда права потребителя, при его взаимодействии с ЦП оказываются нарушенными. В подобном случае потребителю требуется обратиться к пользовательскому соглашению, электронное «подписание» которого является обязательным условием для заключения сделки.
Так как ключевыми провайдерами интернет – коммуникации выступают цифровые платформы, создающие свои наборы правил пользования и поведения на платформах, а также администрирующие споры, в литературе формулируется концепт права мировых торговых площадок, или «платформенного права», подвидами которого становятся eBay-law, Walmart law и так далее.
Данная работа посвящена изучению возможности и пределов юридической ответственности операторов ЦП. С одной стороны, в ситуации, когда потребитель приобретает товар или услугу в рамках ЦП, оператор является посредником между исполнителем и конечным пользователем. С другой – в определенных ситуациях оператора ЦП несёт ответственность за жизнь и здоровье потребителей и не может быть освобождён от ответственности. Национальное право государств по-разному подходит к регулированию этого вопроса. Заключая онлайн – контракт потребитель вынужден присоединяться к условиям пользовательского соглашения, которое зачастую ставит его в положение слабой стороны.
Целью работы является исследование особенностей и проблем, связанных с привлечением операторов цифровых платформы к юридической ответственности, вследствие нарушения прав потребителей. Центральный вопрос данного исследования, для меня следующий: допускается ли установление юридической ответственности операторов ЦП, учитывая их «посреднеческий» характер деятельности? Помимо прочего, целью исследования является выявление эффективных механизмов защиты прав потребителей в ходе заключения трансграничных сделок на цифровых платформах. Необходимо обратить особое внимание на внутренне нормативную базу ЦП, с помощью которой устанавливается применимое право и место разрешения споров.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают отношения, возникающие между оператором ЦП и конечным пользователем, в процессе заключения трансграничных сделок. Здесь же стоит отметить и двойственную природу цифровых платформ. Так, ЦП может выступать в качестве программного обеспечения или брать на себя роль исполнителя услуги (например, компании – агрегаторы).
Предмет исследования включает в себя нормы права, регулирующие ответственность операторов ЦП за нарушение прав потребителей. При этом необходимо исследовать не только национальное законодательство государств, но право интеграционных объединений.
В качестве основных задач настоящего исследования можно выделить следующие:
-выявление моделей взаимодействия между оператором ЦП и потребителем;
-характеристика оператора ЦП как субъекта, организующего деятельность цифровой платформы и её работников;
-изучение моделей правового регулирования ЦП: теоретически – правовой анализ;
-выявление норм права, регулирующих привлечение операторов ЦП к юридической ответственности, в рамках государств и интеграционных объединений;
-характеристика пользовательских соглашений, содержащих оговори о применимом праве и месте разрешения споров;
-описание и выявление существующих и возможных механизмов защиты прав потребителей при заключении ими трансграничных сделок.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования, в том числе логический, системно-структурный, метод анализа, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права, а также иные.
Эмпирическую базу настоящего исследования составляет законодательство различных государств, право интеграционных объединения, судебные решения, как национальных, так и международных судебных органов, а также учебная и научная литература. Кроме того, особенностью настоящего исследования является широкое изучение внутренней нормативно-правовой базы ЦП.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть полезными в рамках дальнейшего исследования цифровых платформ. Выводы и умозаключения, изложенные в данной работе могут быть использованы при характеристике механизмов защиты прав потребителей в отношениях с цифровыми платформами.
Данная тема исследовалась такими учеными, как: Мажорина М.В., Алексеева Е.В., Канашевским В.А., Резником Р.С, Сергеевой О.В., Муратовой О.В., Ивановым А.А. и другими.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных выводов, рекомендаций, а также систематизированной информации при разработке пользовательских соглашений, разрешении трансграничных споров с участием потребителей и цифровых платформ, создании внутренних онлайн – механизмов разрешения споров.
Наиболее существенные выводы, сделанные по результатам исследования, отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Вопрос ответственности операторов цифровых платформ перед потребителями в каждом случае может решаться по-разному и зависит это, в – первую, очередь от того, каким правоотношением связан потребитель и оператор цифровой платформы. Возможные договорные связи напрямую зависят от законодательства страны, где зарегистрирована цифровая платформа. Чаще всего, выбор типа правоотношений остается за оператором цифровой платформы. Разнообразие правовых взаимоотношений, которые мы видим на практики, по моему мнению, является не чем иным, как попытка минимизировать налоговые риски.
2. Отсутствие государственного регулирования цифровых платформ создало благоприятные условия для формирования внутреннего законодательства цифровых платформ.
3. Оператор цифровой платформы является полноценной стороной сделки и может выступать в качестве субъекта ответственности перед потребителем. Проведенное мною исследование доказывает, что оператора далеко не всегда выполняет роль посредника при заключении, его роль не только в предоставлении программного обеспечения.
3.Право интеграционных объединений, регулирующее ответственность операторов цифровых платформ, на сегодняшний день самое прогрессивное.
4. Наиболее объективным будет являться применение права, которое обеспечило бы потребителю наиболее высокий уровень защиты, как потенциально слабой стороне правоотношения.
5. Применение норм права государства, где проживает потребитель зависит от того направлена ли деятельность оператора на страну его проживания.
6. Развитие lex elctronica способствовало появлению онлайн – арбитражей, иначе говоря, ODR-процедур. Процедура онлайн – разрешения споров имеет ряд преимуществ перед классическим судебным механизмом, избавляя потребителей от множества вещей, которые сейчас только препятствуют защите их прав.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!