Заимствованная лексика в современном русском языке (на материале СМИ): функционально-семантический аспект

Сун Цзясинь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена функционально-семантическому анализу заимствований в современном русском языке. Рассматриваются классификация и функциональная характеристика лексико-семантической группы заимствованных слов.
В процессе функционально-семантического анализа лексических единиц, отобранных из периодической печати, установлены специфика семантики и функционирования заимствованных в текстах СМИ.
Выявленный лексический материал, а также выявленные особенности семантики и функционирования заимствованной лексики могут использоваться в преподавании русского языка как иностранного: в теоретических курсах по русской лексике, а также на практических занятиях по русскому языку как иностранному.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава Ⅰ. Теоретическая база исследования заимствованной лексики………………………..8

Ⅰ.1. Определение понятия «заимствование»………………………………………………………………………….. 8

Ⅰ.2. Внешние и внутренние причины заимствования слов…………………………………………… 10

Ⅰ.3. Классификации заимствованной лексики……………………………………………………………………. 13

Ⅰ.4. Функции заимствованной лексики………………………………………………………………………………….. 17

Выводы………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 22

Глава ⅠⅠ. Особенности семантики и функционирования заимствованной лексики

в современном русском языке……………………………………………………………………………………………………. 24

ⅠⅠ.1. Общий состав и классификация материала……………………………………………………………….. 24

ⅠⅠ.2. Тематическая классификация заимствований…………………………………………………………… 25

ⅠⅠ.2.1. Заимствования по теме «Мода»……………………………………………………………………………. 25

II.2.1.1. Подгруппа «Косметология»………………………………………………………………………… 25

II.2.1.2. Подгруппа «Одежда и обувь»……………………………………………………………………..32

II.2.1.3. Подгруппа «Новые виды спорта»…………………………………………………………….. 38

II.2.1.4. Подгруппа «Новые профессии и наименования лиц»……………………. 47

ⅠⅠ.2.2. Заимствования по теме «Экономика»………………………………………………………………… 58

II.2.2.1. Подгруппа «Коммерция»……………………………………………………………………………… 58

II.2.2.2. Подгруппа «Финансы»……………………………………………………………………………………66

II.2.2.3. Подгруппа «Рекламный рынок»……………………………………………………………….. 72

ⅠⅠ.2.3. Заимствования по теме «Наука и техника»…………………………………………………….. 76

II.2.3.1. Подгруппа «Информатика»…………………………………………………………………………. 77
II.2.3.2. Подгруппа «Транспорт»……………………………………………………………………………….. 87

II.2.3.2. Подгруппа «Медицина»………………………………………………………………………………… 94

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 100

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 102

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….. 104

Приложение………………………………………………………………………………………………………………………………………. 109

Заимствованная лексика является неотъемлемой частью любого языка, в том числе и русского. Сегодня в современном русском языке фиксируется большое количество заимствованной лексики, что свидетельствует о продолжающемся процессе пополнения языка новой лексикой. Существенные изменения в сфере экономики, политики и общественной жизни в целом оказали значительное влияние на русский язык, что привело к серьёзным изменениям в лексическом составе. Открытость общества, интеграция информации и развитие современных технологий предоставляют неограниченную возможность для появления в современном русском языке такого рода лексики. Это явление отражает активность, открытость, восприимчивость русского языка ко всем происходящим явлениям, лежащим вне сферы лингвистики. Одновременно с этим появляются вопросы и трудности, связанные с внедрением и укоренением новой лексики в литературном русском языке, что создает большие трудности, и не только для его носителей.
В связи с этим феномен заимствований в русском языке, постоянно обновляющий и расширяющий лексический состав языка, по-прежнему находится в фокусе внимания современных лингвистических исследований, чем и обусловлена актуальность исследования.
Заимствованные слова являются уникальным культурным феноменом. Их появление является результатом культурного обмена между различными национальностями. Каждое заимствованное слово несёт в себе два или более типов различных национальных культурных факторов. Изменение и развитие
5
заимствованных слов отражают изменения общества в самых разных областях. Тесная связь между заимствованными словами и культурой также делает изучение заимствованных слов одним из важных средств изучения социальных и культурных явлений.
Появление и активное использование заимствованных слов является важной тенденцией общественного развития, которая помогает людям познать новые реалии нового века.
Объект исследования:заимствованная лексика в текстах СМИ.
Предмет исследования:особенности семантики и функционирования заимствованной лексики в современном русском языке.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что заимствованная лексика в текстах СМИ на современном этапе развития русского языка имеет функциональную и семантическую специфику.
Цель исследования:выявить особенности семантики и функционирования заимствованной лексики в современном русском языке.
Задачи исследования:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) отобрать заимствованную лексику из текстов СМИ;
3) классифицировать отобранную лексику;
4) выявить особенности семантики и функционирования заимствований в
современном русском языке.

6
Методы исследования : описательный, статистический, метод семантического анализа, приём сплошной выборки материала.
Материалом исследования являются современные СМИ (в частности, газеты, журналы, Интернет), национальный корпус русского языка и словари.
Научная новизна состоит в исследовании заимствованной лексики с новыми коннотациями на современном этапе развития языка на материале СМИ и в определении роли заимствований в текстах СМИ.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представления о современных процессах в области заимствованной лексики, в углубленном изучении её специфики на новом лексическом материале.
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы в преподавании русского языка как иностранного: в теоретических курсах по русской лексике, на практических занятиях по РКИ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Английский язык является главным источником заимствованной лексики.
2. Процесс заимствования обусловлен потребностью в наименовании нового явления, вещи.
3. Процесс и степень ассимиляции заимствованных слов неоднороден:
1) Ряд заимствований приобретает дополнительные значения.
2) Ряд заимствований приобретает переносное значение.
3) Ряд заимствований имеет эквиваленты в русском языке.
4) Ряд заимствований переходит в другую часть речи.

7
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Во введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и
предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе определяется понятие «заимствование», рассмотрены причины появления заимствованной лексики. В главе уделено внимание классификации и функции заимствованной лексики.
Во второй главе отобрана заимствованная лексика из текстов СМИ, определена специфика её семантики и функционирования, разработана классификация заимствований.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего развития.

Данное исследование позволило нам выявить следующие закономерности:

1. Причины появления заимствованных слов могут быть как внешние,

так и внутренние:

 к внешним причинам – тесные политические,

экономическо-промышленные и культурные связи между народами.

 к внутренним причинам – инклюзивность и открытость самого языка;

Тенденция к замене описательных наименований однословными; Стремление к

разграничению содержательно близких, но все же различающихся понятий;

Общественные оценки, т.е. заимствованное слово оценивается как более

престижное.

2. Существует целый ряд классификаций заимствованных слов:

 по принципу ассимилированности Л.М. Бам делил все иноязычные слова

на собственно заимствования и квазизаимствования.

 по принципу происхождения слов М.Н. Рожина выделила два типа

заимствований: заимствования родственные и заимствования иноязычные.

 с точки зрения объекта Е.В. Маринова разделила классификация на

универсальные и специальные. В нашей работе были выбраны универсальные

классификации(классификация слов по тематическому признаку).

3. Главными функциями заимствованной лексики являются: номинативная,

экспрессивная и эвфемистическая. Среди этих функций, номинативная

занимает первое место.
4. Функциональность-семантический анализ отобранной лексики наглядно

демонстрирует следующие положения:

 процесс проникновения англицизмов в русский язык значительно

усилился. Большинство заимствованных слов было заимствовано способом

транскрипции.

 ряд заимствованных слов имеет переносные значения. Эти слова служат

чаще всего средством эмоциональной оценки.

 заимствования в текстах СМИ часто употребляются как устойчивые

словосочетания. Если эти лексемы используются вместе с другими словами

могут появиться новые значения, которые отличаются от значения самого

заимствования.

 в современном русском языке появляются много сложных составных

иноязычных слов для наименования новых реалий. Кроме того, в текстах СМИ

часто употребляются однословные слова вместо описательных наименований.

 заимствованные слова в основном являются именами существительными.

Благодаря правилу русской лексики ряд слов может переходить в другую часть

речи.

Заимствованные слова не только обогащают словарный запас русского языка,

но и предоставляют ему большой вызов. Именно на это сегодня стоит обратить

внимание лингвистам.

1.Аммар Х.С. Лексические заимствования как средство обогащения и развития

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет