Заимствованная лексика в современном русском языке (на материале СМИ): функционально-семантический аспект

Сун Цзясинь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена функционально-семантическому анализу заимствований в современном русском языке. Рассматриваются классификация и функциональная характеристика лексико-семантической группы заимствованных слов.
В процессе функционально-семантического анализа лексических единиц, отобранных из периодической печати, установлены специфика семантики и функционирования заимствованных в текстах СМИ.
Выявленный лексический материал, а также выявленные особенности семантики и функционирования заимствованной лексики могут использоваться в преподавании русского языка как иностранного: в теоретических курсах по русской лексике, а также на практических занятиях по русскому языку как иностранному.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава Ⅰ. Теоретическая база исследования заимствованной лексики………………………..8

Ⅰ.1. Определение понятия «заимствование»………………………………………………………………………….. 8

Ⅰ.2. Внешние и внутренние причины заимствования слов…………………………………………… 10

Ⅰ.3. Классификации заимствованной лексики……………………………………………………………………. 13

Ⅰ.4. Функции заимствованной лексики………………………………………………………………………………….. 17

Выводы………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 22

Глава ⅠⅠ. Особенности семантики и функционирования заимствованной лексики

в современном русском языке……………………………………………………………………………………………………. 24

ⅠⅠ.1. Общий состав и классификация материала……………………………………………………………….. 24

ⅠⅠ.2. Тематическая классификация заимствований…………………………………………………………… 25

ⅠⅠ.2.1. Заимствования по теме «Мода»……………………………………………………………………………. 25

II.2.1.1. Подгруппа «Косметология»………………………………………………………………………… 25

II.2.1.2. Подгруппа «Одежда и обувь»……………………………………………………………………..32

II.2.1.3. Подгруппа «Новые виды спорта»…………………………………………………………….. 38

II.2.1.4. Подгруппа «Новые профессии и наименования лиц»……………………. 47

ⅠⅠ.2.2. Заимствования по теме «Экономика»………………………………………………………………… 58

II.2.2.1. Подгруппа «Коммерция»……………………………………………………………………………… 58

II.2.2.2. Подгруппа «Финансы»……………………………………………………………………………………66

II.2.2.3. Подгруппа «Рекламный рынок»……………………………………………………………….. 72

ⅠⅠ.2.3. Заимствования по теме «Наука и техника»…………………………………………………….. 76

II.2.3.1. Подгруппа «Информатика»…………………………………………………………………………. 77
II.2.3.2. Подгруппа «Транспорт»……………………………………………………………………………….. 87

II.2.3.2. Подгруппа «Медицина»………………………………………………………………………………… 94

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 100

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 102

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….. 104

Приложение………………………………………………………………………………………………………………………………………. 109

Заимствованная лексика является неотъемлемой частью любого языка, в том числе и русского. Сегодня в современном русском языке фиксируется большое количество заимствованной лексики, что свидетельствует о продолжающемся процессе пополнения языка новой лексикой. Существенные изменения в сфере экономики, политики и общественной жизни в целом оказали значительное влияние на русский язык, что привело к серьёзным изменениям в лексическом составе. Открытость общества, интеграция информации и развитие современных технологий предоставляют неограниченную возможность для появления в современном русском языке такого рода лексики. Это явление отражает активность, открытость, восприимчивость русского языка ко всем происходящим явлениям, лежащим вне сферы лингвистики. Одновременно с этим появляются вопросы и трудности, связанные с внедрением и укоренением новой лексики в литературном русском языке, что создает большие трудности, и не только для его носителей.
В связи с этим феномен заимствований в русском языке, постоянно обновляющий и расширяющий лексический состав языка, по-прежнему находится в фокусе внимания современных лингвистических исследований, чем и обусловлена актуальность исследования.
Заимствованные слова являются уникальным культурным феноменом. Их появление является результатом культурного обмена между различными национальностями. Каждое заимствованное слово несёт в себе два или более типов различных национальных культурных факторов. Изменение и развитие
5
заимствованных слов отражают изменения общества в самых разных областях. Тесная связь между заимствованными словами и культурой также делает изучение заимствованных слов одним из важных средств изучения социальных и культурных явлений.
Появление и активное использование заимствованных слов является важной тенденцией общественного развития, которая помогает людям познать новые реалии нового века.
Объект исследования:заимствованная лексика в текстах СМИ.
Предмет исследования:особенности семантики и функционирования заимствованной лексики в современном русском языке.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что заимствованная лексика в текстах СМИ на современном этапе развития русского языка имеет функциональную и семантическую специфику.
Цель исследования:выявить особенности семантики и функционирования заимствованной лексики в современном русском языке.
Задачи исследования:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) отобрать заимствованную лексику из текстов СМИ;
3) классифицировать отобранную лексику;
4) выявить особенности семантики и функционирования заимствований в
современном русском языке.

6
Методы исследования : описательный, статистический, метод семантического анализа, приём сплошной выборки материала.
Материалом исследования являются современные СМИ (в частности, газеты, журналы, Интернет), национальный корпус русского языка и словари.
Научная новизна состоит в исследовании заимствованной лексики с новыми коннотациями на современном этапе развития языка на материале СМИ и в определении роли заимствований в текстах СМИ.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представления о современных процессах в области заимствованной лексики, в углубленном изучении её специфики на новом лексическом материале.
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы в преподавании русского языка как иностранного: в теоретических курсах по русской лексике, на практических занятиях по РКИ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Английский язык является главным источником заимствованной лексики.
2. Процесс заимствования обусловлен потребностью в наименовании нового явления, вещи.
3. Процесс и степень ассимиляции заимствованных слов неоднороден:
1) Ряд заимствований приобретает дополнительные значения.
2) Ряд заимствований приобретает переносное значение.
3) Ряд заимствований имеет эквиваленты в русском языке.
4) Ряд заимствований переходит в другую часть речи.

7
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Во введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и
предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе определяется понятие «заимствование», рассмотрены причины появления заимствованной лексики. В главе уделено внимание классификации и функции заимствованной лексики.
Во второй главе отобрана заимствованная лексика из текстов СМИ, определена специфика её семантики и функционирования, разработана классификация заимствований.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего развития.

Данное исследование позволило нам выявить следующие закономерности:

1. Причины появления заимствованных слов могут быть как внешние,

так и внутренние:

 к внешним причинам – тесные политические,

экономическо-промышленные и культурные связи между народами.

 к внутренним причинам – инклюзивность и открытость самого языка;

Тенденция к замене описательных наименований однословными; Стремление к

разграничению содержательно близких, но все же различающихся понятий;

Общественные оценки, т.е. заимствованное слово оценивается как более

престижное.

2. Существует целый ряд классификаций заимствованных слов:

 по принципу ассимилированности Л.М. Бам делил все иноязычные слова

на собственно заимствования и квазизаимствования.

 по принципу происхождения слов М.Н. Рожина выделила два типа

заимствований: заимствования родственные и заимствования иноязычные.

 с точки зрения объекта Е.В. Маринова разделила классификация на

универсальные и специальные. В нашей работе были выбраны универсальные

классификации(классификация слов по тематическому признаку).

3. Главными функциями заимствованной лексики являются: номинативная,

экспрессивная и эвфемистическая. Среди этих функций, номинативная

занимает первое место.
4. Функциональность-семантический анализ отобранной лексики наглядно

демонстрирует следующие положения:

 процесс проникновения англицизмов в русский язык значительно

усилился. Большинство заимствованных слов было заимствовано способом

транскрипции.

 ряд заимствованных слов имеет переносные значения. Эти слова служат

чаще всего средством эмоциональной оценки.

 заимствования в текстах СМИ часто употребляются как устойчивые

словосочетания. Если эти лексемы используются вместе с другими словами

могут появиться новые значения, которые отличаются от значения самого

заимствования.

 в современном русском языке появляются много сложных составных

иноязычных слов для наименования новых реалий. Кроме того, в текстах СМИ

часто употребляются однословные слова вместо описательных наименований.

 заимствованные слова в основном являются именами существительными.

Благодаря правилу русской лексики ряд слов может переходить в другую часть

речи.

Заимствованные слова не только обогащают словарный запас русского языка,

но и предоставляют ему большой вызов. Именно на это сегодня стоит обратить

внимание лингвистам.

1.Аммар Х.С. Лексические заимствования как средство обогащения и развития

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет