Защита прав потребителей в сфере трансграничной электронной торговли: международные стандарты и законодательство Российской Федерации
В настоящей работе рассмотрены проблемы правового регулирования трансграничной электронной розничной торговли.
Анализ существующих проблем в правовом регулировании трансграничной электронной розничной торговли проведён на основе сопоставления положений, содержащихся в международных стандартах, законодательстве Российской Федерации и внутренних правилах электронных торговых площадок, на условия которых потребитель вынужден соглашаться при совершении трансграничных электронных сделок.
Отмечено, что в отсутствие на универсальном уровне обязательного правового регулирования, электронные торговые площадки действуют непоследовательно, устанавливая крайне невыгодные условия для потребителей. Автор приходит к выводу, что остается острая необходимость в заключении на универсальном уровне международного договора, регулирующего трансграничную электронную розничную торговлю, с закреплением круга тех вопросов, регламентация которых необходима для дальнейшего развития трансграничной электронной розничной торговли и защищённости потребителя как субъекта рассматриваемой сферы отношений.
Актуальность выбранной темы. Активное распространение электронной торговли на рубеже 20-21 веков привело к созданию принципиально новых субъектов – электронных торговых площадок, которые стали посредниками между покупателями и продавцами и поспособствовали объединению субъектов электронной розничной торговли из разных стран мира.
Вместе с тем, быстрый рост трансграничной электронной торговли привёл к усложнению привычного порядка ведения отношений, в результате чего наиболее незащищенным субъектом в таких отношениях стал потребитель, поскольку при совершении трансграничных электронных следок посредством торговых площадок он вынужден соглашаться на условия их внутренних правил.
В связи с этим появляется острая необходимость в создании на универсальном уровне источников правового регулирования трансграничной электронной розничной торговли, так как существующие регуляторы, посвящённые исключительно рассматриваемой области отношений, имеют рекомендательный характер.
Степень разработанности темы исследования. В настоящий момент исключительно по данной теме нет публикаций, однако у ряда исследователей есть публикации в смежных областях, в частности: А.В. Зажигалкин в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук рассматривал проблемы международно-правового регулирования электронной коммерции, в том числе важную проблему разграничения электронной торговли и электронной коммерции, а также написал несколько статей, посвящённых электронной коммерции, в соавторстве с С.В. Бахиным; Г.Р. Гафарова, которая подготовила несколько учебных пособий, касающихся защиты прав потребителей; И.А. Шувалова, которая также выпустила пособие, посвященное защите прав потребителей.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является выявление круга тех вопросов, регламентация которых необходима для дальнейшего развития трансграничной электронной розничной торговли и защищённости потребителя как субъекта рассматриваемой сферы отношений.
В соответствии с вышеизложенной целью задачи можно определить следующим образом:
– определение понятия «трансграничная электронная розничная торговля»;
– анализ существующих регуляторов в сфере трансграничной электронной розничной торговли, а также внутренних правил электронных торговых площадок;
– рассмотрение вопросов соблюдения основных прав потребителя (на качество, на безопасность и на информацию) при заключении трансграничных торговых сделок при посредничестве электронных торговых площадок;
– анализ существующих механизмов урегулирования потребительских споров и правил определения применимого права в сфере трансграничной электронной розничной торговли.
Методологическая основа. При написании выпускной квалификационной работы был использован ряд общенаучных и специальных методов. Основными методами являются формально-юридический и сравнительно-правовой, с позиций которого защита прав потребителей в сфере трансграничной электронной торговли рассматривается путём сопоставления положений, содержащихся в международных стандартах, законодательстве Российской Федерации и внутренних правилах электронных торговых площадок. В ходе работы также использовались общенаучные методы (общелогические (анализ, индукция, аналогия)) и специальные (историко-правовой).
Практическая значимость работы. Практическая значимость предопределена актуальностью выбранной темы и состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть учтены при создании на международном уровне источника в сфере трансграничной электронной розничной торговли. Кроме того, часть выводов может быть использована непосредственно потребителями при совершении ими такого рода сделок.
Структура работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Под трансграничной электронной розничной торговлей следует понимать осложнённые иностранным элементом отношения по продаже товаров лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в розницу, то есть предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, при котором заключение сделок производится при помощи электронных средств связи, как правило, посредством электронных торговых площадок. Активное распространение трансграничной электронной розничной торговли привело к созданию принципиально новых субъектов – электронных торговых площадок, т.н. маркетплейсов (англ. Online Marketplace), которые стали посредниками между покупателями и продавцами. Они дали возможность заключать сделки трансграничного характера по правилам, созданным самой торговой площадкой, на условия которой вынужден соглашаться потребитель при совершении таких сделок.
Международные регуляторы, касающиеся электронной коммерции в целом, не регламентируют собственно трансграничную электронную торговлю и далеко не всегда способны учесть особенности защиты прав потребителей. Те международные регуляторы, которые приняты на универсальном и межрегиональном уровнях и посвящены защите прав потребителей, носят рекомендательный характер.
Национальные источники являются недостаточно эффективными в рассматриваемой сфере, поскольку даже при полном урегулировании отношений электронной розничной торговли предписательная, а тем более, принудительная юрисдикция государства, как правило, ограничена его территорией.
Анализ внутренних правил (которые, по сути, выступают договорами присоединения) таких электронных торговых площадок, как AliExpress.com, iHerb.com и Amazon.com, показал, что в отсутствие обязательных требований в отношении соблюдения прав потребителей соответствующие маркетплейсы действуют непоследовательно. Это выражается в том, что в отношении прав потребителя на качество, безопасность и информацию электронные торговые площадки устанавливают разные правила, которые не соответствуют международным стандартам и не дают тот уровень защиты, на который может рассчитывать потребитель в государстве своего постоянного места жительства.
Все без исключения маркетплейсы закрепляют арбитражную оговорку о рассмотрении потребительских споров в арбитражных судах, что с трудом можно назвать доступным механизмом для покупателей товаров в розницу, хотя международные стандарты содержат правила, что такие механизмы не должны препятствовать потребителям преследовать другие формы разрешения споров. Законодательство Российской Федерации позволяет потребителям, находящимся на территории России, подавать соответствующие исковые заявления в государственные суды, однако исполнение таких решений за рубежом остаётся под вопросом, а для влияния на электронные торговые площадки с целью корректировки ими своих внутренних правил должна возникнуть практика у ряда государств с возможной блокировкой ресурса, поскольку потеря рынков сбыта может вынудить маркетплейсы пересмотреть свои внутренние правила.
С учетом результатов проведенного исследования можно заключить, что проблемы в сфере защиты прав потребителей (с учётом того, что популярность электронных торговых площадок увеличивается с каждым годом, в том числе из-за пандемии Covid-19) будут расти. И эти проблемы не будут решены до тех пор, пока не будет заключен универсальный международный договор, устанавливающий четкие юридически обязательные предписания как для государств-участников, так и для коммерческих структур (продавцов и маркетплейсов).
Такой договор должен содержать унифицированные нормы, непосредственно регулирующие отношения, касающиеся трансграничной электронной торговли и защиты прав потребителей, а в тех случаях, когда это окажется невозможным, должен закреплять необходимость соблюдения положений национальных законодательств. Кроме того, договор должен установить и конкретизировать обязанность электронных торговых площадок по контролю за соблюдением продавцами прав потребителей и предусмотреть максимально удобный для потребителя механизм разрешения споров как с продавцом, так и маркетплейсом.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Акты международных организаций, органов и конференций
Защита интересов потребителей: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248. − URL : (дата обращения: 17.03.2020).
Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции и Руководство по принятию 1996 год. Нью-Йорк. − 2006. − URL:(дата обращения : 13.03.2020).
Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council of 20 May 1997 on the protection of consumers in respect of distance contracts. − 1997. − URL :(дата обращения : 27.04.2021).
Guidelines for Consumer Protection in the Context of Electronic Commerce. − 2000. − URL : (дата обращения : 10.05.2021).
DIRECTIVE 2011/83/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 25 October 2011 on consumer rights, amending Council Directive 93/13/EEC and Directive 1999/44/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 85/577/EEC and Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council. − 2011. − URL : (дата обращения : 27.04.2021).
Защита интересов потребителей [Электронный ресурс] : резолюция Генеральной Ассамблеи A/RES/70/186 от 22 декабря 2015 г. − URL : (дата обращения : 07.09.2020).
Consumer Protection in E-commerce OECD Recommendation. − 2016. − URL : (дата обращения : 20.03.2020).
REGULATION (EU) 2016/679 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). − 2016. − URL : (дата обращения : 10.05.2021).
Защита прав потребителей в сфере электронной торговли : записка секретариата ЮНКТАД в рамках Конференции ООН по торговле и развитию. − 2017. − URL : (дата обращения : 24.08.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!