Жанр «Личная история из жизни» в Интернет-коммуникации: структурно-смысловые и языковые особенности
Работа посвящена выявлению структурно-смысловых и языковых особенностей интернет-текстов речевого жанра «Личная история из жизни». Результаты анализа материалов позволяют установить, что исследуемый жанр отличается первичной письменной формой изложения со следами устной речи, комплексной интенцией, двойным вариантом воплощения в качестве жанра инициативного характера и реактивного характера, преобладанием изложения от первого лица и реальным, лично пережитым содержанием истории, касающейся повседневно-обиходной жизни. Наряду с основной интенции, в интернет-текстах осуществляется ряд второстепенных интенций. Интернет-тексты структурированы, построены по основной модели композиции «вступление – основная часть – завершение» с периферийными компонентами – заглавием и подписью. Категория тональность обнаруживается в употреблении вербальных и невербальных средств для выражения экспрессивно-эмоциональной окраски или субъективной оценки. Двойная ориентация на книжно-письменную и устно-разговорную речи проявляется в композиции текстов, также и в языковых явлениях, характерных для разговорной стилизации, что обусловлено экстралингвистическими параметрами книжно-письменной и устно-разговорной речи и параметрами коммуникации в интернет-среде. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем развитии и конкретизации принципов изучения жанра в интернет-среде, в обучении русскому языку как иностранному, а также при разработке методических материалов практического курса РКИ.
Данная работа посвящена исследованию жанра «личная история из жизни»
в Интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых
особенностей.
Первая идея об антропоцентрической основе современных
лингвистических исследований появилась уже в конце XIX века. Вслед за идеей
В. фон Гумбольдта с прошлого века ориентация лингвистических исследований
постепенно переходит на антропоцентрическую парадигму. Данное разделяемое
российскими и зарубежными лингвистами (Э. Бенвенист, А. А. Потебня, В. В.
Виноградов, Ю. Н. Караулов и др.) научное положение даёт возможность
развивать ряд новых научных дисциплин (социолингвистика, психолингвистика,
лингвокультурология и др.), а также определяет «особый принцип
исследования», согласно которому «научные объекты изучаются прежде всего
по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их
функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования»
[Кубрякова 1995: 212]. Отсюда выводится одно из ключевых понятий
современных лингвистических исследований – языковая личность, которую
следует анализировать одновременно с двух стороны – экстралингвистических и
лингвистических характеристик данной сферы общения [Костомаров 2014: 200].
Данное положение определяет необходимость и важность
лингвистического исследования единиц, которые определяют уровень речевой
развитости языковой личности, в связи с чем особую значимость приобретает
изучение речевых жанров как высказываний, которые «обладают
определёнными и относительно устойчивыми типическими формами
построения целого. <…> Эти речевые жанры нам даны почти так же, как нам дан
родной язык» [Бахтин 1986: 451]. Для сферы РКИ особенно важно
лингвистическое исследование жанров, широко используемых в данный момент
носителями русского языка, поскольку обучение владению именно такими
жанрами речи и определяет способность инофона эффективно участвовать в
живой коммуникации на русском языке. Одной из фундаментальных черт
современной коммуникации на русском языке исследователи отмечают
доминирование в ней ориентации на устно-разговорный тип речи [Лаптева 2003],
обучение владению которым представляет существенную трудность для РКИ
[Костомаров 2014: 200].
В связи со сказанным одна из задач, которая сегодня стоит перед
специалистами по обучению инофонов русскому языку, ‒ это лингвистическое
изучение в педагогических целях жанров русского интернет-общения как
«нового вида коммуникации и обмена информации» и «новой коммуникативной
среды» [Попова и др. 2012: 7-8], где, как свидетельствуют уже проведённые
исследования, авторы воспринимают письменное интернет-общение как зону
неофициальной коммуникации, отчего нацелены на создание у адресата
впечатления непосредственности, непринуждённости, спонтанности общения,
что обусловливает широкое распространение реализации норм
Исследование в данной работе жанра «личная история из жизни» в
интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых особенностей
выявляет теоретическую и практическую значимость полученных результатов.
Важность и необходимость для РКИ исследования активно употребляемых
носителями русского языка речевых жанров заключается в их способности
гарантировать эффективность участия иностранных учащихся в современной
живой коммуникации, где доминирует ориентация на устно-разговорный тип
речи.
В теоретической части данного исследования рассмотрен ряд ключевых
понятий. Речевой жанр понимается как тип высказываний, обладающих общим
тематическим содержанием, типовой интенцией, композиционным
построением и стилем. Изучение жанрообразующих признаков, к которым
относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата, образ прошлого и
будущего, диктумное содержание и языковое воплощение позволяют нам
создать теоретическую базу для исследования жанра «личная история из
жизни» в интернет-коммуникации.
Интернет-коммуникация как особая форма общения отличается от
традиционного общения теми признаками, которым придает бурное развитие
интернет-технология. Экстралингвистические параметры
интернет-коммуникации обусловливают двойную ориентацию на
устно-разговорную и книжно-письменную разновидности речи.
Жанр «личная история из жизни» в интернет-коммуникации, таким
образом, представляет собой вторичный жанр, который реализуется в
интернет-среде вне зависимости от платформы.
Жанр может воплощаться как в тексте инициативного характера, так и в
тексте реактивного характера.
В исследованном жанре наряду с основной нарративной интенцией
реализуется ряд второстепенных интенций.
Типовое содержание интернет-текстов данного жанра имеет отношение к
повседневно-бытовой жизни.
С точки зрения композиционного построения, интернет-тексты
построены, в основном, по композиции «вступление – основная часть –
завершение», в некоторых текстах вступление и завершение выражаются не
эксплицитно.
К компонентам, реализующимся в зависимости от возможности
интернет-технологии, относятся заглавие и подпись.
Двойная ориентация на устно-разговорную и книжно-письменную
разновидности наблюдается в языковом и речевом воплощении текстов, а
также в употреблении невербальных средств с целью передачи эмоционального
отношения автора.
Результаты данного исследования могут быть использованы для
дальнейшего развития и конкретизации принципов структурно-смыслового и
стилистического анализа речевых жанров интернет-текстов повседневной сферы
общения, в также при выполнении аналогичных исследований на материале
других речевых жанров. В работе выявляется потенциал использования
исследуемого речевого жанра в обучении русскому языку как иностранному, а
также при разработке материалов практического курса РКИ.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!