Жанр «Личная история из жизни» в Интернет-коммуникации: структурно-смысловые и языковые особенности

Чжэн Сяотан
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена выявлению структурно-смысловых и языковых особенностей интернет-текстов речевого жанра «Личная история из жизни». Результаты анализа материалов позволяют установить, что исследуемый жанр отличается первичной письменной формой изложения со следами устной речи, комплексной интенцией, двойным вариантом воплощения в качестве жанра инициативного характера и реактивного характера, преобладанием изложения от первого лица и реальным, лично пережитым содержанием истории, касающейся повседневно-обиходной жизни. Наряду с основной интенции, в интернет-текстах осуществляется ряд второстепенных интенций. Интернет-тексты структурированы, построены по основной модели композиции «вступление – основная часть – завершение» с периферийными компонентами – заглавием и подписью. Категория тональность обнаруживается в употреблении вербальных и невербальных средств для выражения экспрессивно-эмоциональной окраски или субъективной оценки. Двойная ориентация на книжно-письменную и устно-разговорную речи проявляется в композиции текстов, также и в языковых явлениях, характерных для разговорной стилизации, что обусловлено экстралингвистическими параметрами книжно-письменной и устно-разговорной речи и параметрами коммуникации в интернет-среде. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем развитии и конкретизации принципов изучения жанра в интернет-среде, в обучении русскому языку как иностранному, а также при разработке методических материалов практического курса РКИ.

Данная работа посвящена исследованию жанра «личная история из жизни»
в Интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых
особенностей.
Первая идея об антропоцентрической основе современных
лингвистических исследований появилась уже в конце XIX века. Вслед за идеей
В. фон Гумбольдта с прошлого века ориентация лингвистических исследований
постепенно переходит на антропоцентрическую парадигму. Данное разделяемое
российскими и зарубежными лингвистами (Э. Бенвенист, А. А. Потебня, В. В.
Виноградов, Ю. Н. Караулов и др.) научное положение даёт возможность
развивать ряд новых научных дисциплин (социолингвистика, психолингвистика,
лингвокультурология и др.), а также определяет «особый принцип
исследования», согласно которому «научные объекты изучаются прежде всего
по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их
функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования»
[Кубрякова 1995: 212]. Отсюда выводится одно из ключевых понятий
современных лингвистических исследований – языковая личность, которую
следует анализировать одновременно с двух стороны – экстралингвистических и
лингвистических характеристик данной сферы общения [Костомаров 2014: 200].
Данное положение определяет необходимость и важность
лингвистического исследования единиц, которые определяют уровень речевой
развитости языковой личности, в связи с чем особую значимость приобретает
изучение речевых жанров как высказываний, которые «обладают
определёнными и относительно устойчивыми типическими формами
построения целого. <…> Эти речевые жанры нам даны почти так же, как нам дан
родной язык» [Бахтин 1986: 451]. Для сферы РКИ особенно важно
лингвистическое исследование жанров, широко используемых в данный момент
носителями русского языка, поскольку обучение владению именно такими
жанрами речи и определяет способность инофона эффективно участвовать в
живой коммуникации на русском языке. Одной из фундаментальных черт
современной коммуникации на русском языке исследователи отмечают
доминирование в ней ориентации на устно-разговорный тип речи [Лаптева 2003],
обучение владению которым представляет существенную трудность для РКИ
[Костомаров 2014: 200].
В связи со сказанным одна из задач, которая сегодня стоит перед
специалистами по обучению инофонов русскому языку, ‒ это лингвистическое
изучение в педагогических целях жанров русского интернет-общения как
«нового вида коммуникации и обмена информации» и «новой коммуникативной
среды» [Попова и др. 2012: 7-8], где, как свидетельствуют уже проведённые
исследования, авторы воспринимают письменное интернет-общение как зону
неофициальной коммуникации, отчего нацелены на создание у адресата
впечатления непосредственности, непринуждённости, спонтанности общения,
что обусловливает широкое распространение реализации норм

Исследование в данной работе жанра «личная история из жизни» в
интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых особенностей
выявляет теоретическую и практическую значимость полученных результатов.
Важность и необходимость для РКИ исследования активно употребляемых
носителями русского языка речевых жанров заключается в их способности
гарантировать эффективность участия иностранных учащихся в современной
живой коммуникации, где доминирует ориентация на устно-разговорный тип
речи.
В теоретической части данного исследования рассмотрен ряд ключевых
понятий. Речевой жанр понимается как тип высказываний, обладающих общим
тематическим содержанием, типовой интенцией, композиционным
построением и стилем. Изучение жанрообразующих признаков, к которым
относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата, образ прошлого и
будущего, диктумное содержание и языковое воплощение позволяют нам
создать теоретическую базу для исследования жанра «личная история из
жизни» в интернет-коммуникации.
Интернет-коммуникация как особая форма общения отличается от
традиционного общения теми признаками, которым придает бурное развитие
интернет-технология. Экстралингвистические параметры
интернет-коммуникации обусловливают двойную ориентацию на
устно-разговорную и книжно-письменную разновидности речи.
Жанр «личная история из жизни» в интернет-коммуникации, таким
образом, представляет собой вторичный жанр, который реализуется в
интернет-среде вне зависимости от платформы.
Жанр может воплощаться как в тексте инициативного характера, так и в
тексте реактивного характера.
В исследованном жанре наряду с основной нарративной интенцией
реализуется ряд второстепенных интенций.
Типовое содержание интернет-текстов данного жанра имеет отношение к
повседневно-бытовой жизни.
С точки зрения композиционного построения, интернет-тексты
построены, в основном, по композиции «вступление – основная часть –
завершение», в некоторых текстах вступление и завершение выражаются не
эксплицитно.
К компонентам, реализующимся в зависимости от возможности
интернет-технологии, относятся заглавие и подпись.
Двойная ориентация на устно-разговорную и книжно-письменную
разновидности наблюдается в языковом и речевом воплощении текстов, а
также в употреблении невербальных средств с целью передачи эмоционального
отношения автора.
Результаты данного исследования могут быть использованы для
дальнейшего развития и конкретизации принципов структурно-смыслового и
стилистического анализа речевых жанров интернет-текстов повседневной сферы
общения, в также при выполнении аналогичных исследований на материале
других речевых жанров. В работе выявляется потенциал использования
исследуемого речевого жанра в обучении русскому языку как иностранному, а
также при разработке материалов практического курса РКИ.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет