Жанр «Личная история из жизни» в Интернет-коммуникации: структурно-смысловые и языковые особенности

Чжэн Сяотан
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена выявлению структурно-смысловых и языковых особенностей интернет-текстов речевого жанра «Личная история из жизни». Результаты анализа материалов позволяют установить, что исследуемый жанр отличается первичной письменной формой изложения со следами устной речи, комплексной интенцией, двойным вариантом воплощения в качестве жанра инициативного характера и реактивного характера, преобладанием изложения от первого лица и реальным, лично пережитым содержанием истории, касающейся повседневно-обиходной жизни. Наряду с основной интенции, в интернет-текстах осуществляется ряд второстепенных интенций. Интернет-тексты структурированы, построены по основной модели композиции «вступление – основная часть – завершение» с периферийными компонентами – заглавием и подписью. Категория тональность обнаруживается в употреблении вербальных и невербальных средств для выражения экспрессивно-эмоциональной окраски или субъективной оценки. Двойная ориентация на книжно-письменную и устно-разговорную речи проявляется в композиции текстов, также и в языковых явлениях, характерных для разговорной стилизации, что обусловлено экстралингвистическими параметрами книжно-письменной и устно-разговорной речи и параметрами коммуникации в интернет-среде. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем развитии и конкретизации принципов изучения жанра в интернет-среде, в обучении русскому языку как иностранному, а также при разработке методических материалов практического курса РКИ.

Данная работа посвящена исследованию жанра «личная история из жизни»
в Интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых
особенностей.
Первая идея об антропоцентрической основе современных
лингвистических исследований появилась уже в конце XIX века. Вслед за идеей
В. фон Гумбольдта с прошлого века ориентация лингвистических исследований
постепенно переходит на антропоцентрическую парадигму. Данное разделяемое
российскими и зарубежными лингвистами (Э. Бенвенист, А. А. Потебня, В. В.
Виноградов, Ю. Н. Караулов и др.) научное положение даёт возможность
развивать ряд новых научных дисциплин (социолингвистика, психолингвистика,
лингвокультурология и др.), а также определяет «особый принцип
исследования», согласно которому «научные объекты изучаются прежде всего
по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их
функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования»
[Кубрякова 1995: 212]. Отсюда выводится одно из ключевых понятий
современных лингвистических исследований – языковая личность, которую
следует анализировать одновременно с двух стороны – экстралингвистических и
лингвистических характеристик данной сферы общения [Костомаров 2014: 200].
Данное положение определяет необходимость и важность
лингвистического исследования единиц, которые определяют уровень речевой
развитости языковой личности, в связи с чем особую значимость приобретает
изучение речевых жанров как высказываний, которые «обладают
определёнными и относительно устойчивыми типическими формами
построения целого. <…> Эти речевые жанры нам даны почти так же, как нам дан
родной язык» [Бахтин 1986: 451]. Для сферы РКИ особенно важно
лингвистическое исследование жанров, широко используемых в данный момент
носителями русского языка, поскольку обучение владению именно такими
жанрами речи и определяет способность инофона эффективно участвовать в
живой коммуникации на русском языке. Одной из фундаментальных черт
современной коммуникации на русском языке исследователи отмечают
доминирование в ней ориентации на устно-разговорный тип речи [Лаптева 2003],
обучение владению которым представляет существенную трудность для РКИ
[Костомаров 2014: 200].
В связи со сказанным одна из задач, которая сегодня стоит перед
специалистами по обучению инофонов русскому языку, ‒ это лингвистическое
изучение в педагогических целях жанров русского интернет-общения как
«нового вида коммуникации и обмена информации» и «новой коммуникативной
среды» [Попова и др. 2012: 7-8], где, как свидетельствуют уже проведённые
исследования, авторы воспринимают письменное интернет-общение как зону
неофициальной коммуникации, отчего нацелены на создание у адресата
впечатления непосредственности, непринуждённости, спонтанности общения,
что обусловливает широкое распространение реализации норм

Исследование в данной работе жанра «личная история из жизни» в
интернет-коммуникации, его структурно-смысловых и языковых особенностей
выявляет теоретическую и практическую значимость полученных результатов.
Важность и необходимость для РКИ исследования активно употребляемых
носителями русского языка речевых жанров заключается в их способности
гарантировать эффективность участия иностранных учащихся в современной
живой коммуникации, где доминирует ориентация на устно-разговорный тип
речи.
В теоретической части данного исследования рассмотрен ряд ключевых
понятий. Речевой жанр понимается как тип высказываний, обладающих общим
тематическим содержанием, типовой интенцией, композиционным
построением и стилем. Изучение жанрообразующих признаков, к которым
относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата, образ прошлого и
будущего, диктумное содержание и языковое воплощение позволяют нам
создать теоретическую базу для исследования жанра «личная история из
жизни» в интернет-коммуникации.
Интернет-коммуникация как особая форма общения отличается от
традиционного общения теми признаками, которым придает бурное развитие
интернет-технология. Экстралингвистические параметры
интернет-коммуникации обусловливают двойную ориентацию на
устно-разговорную и книжно-письменную разновидности речи.
Жанр «личная история из жизни» в интернет-коммуникации, таким
образом, представляет собой вторичный жанр, который реализуется в
интернет-среде вне зависимости от платформы.
Жанр может воплощаться как в тексте инициативного характера, так и в
тексте реактивного характера.
В исследованном жанре наряду с основной нарративной интенцией
реализуется ряд второстепенных интенций.
Типовое содержание интернет-текстов данного жанра имеет отношение к
повседневно-бытовой жизни.
С точки зрения композиционного построения, интернет-тексты
построены, в основном, по композиции «вступление – основная часть –
завершение», в некоторых текстах вступление и завершение выражаются не
эксплицитно.
К компонентам, реализующимся в зависимости от возможности
интернет-технологии, относятся заглавие и подпись.
Двойная ориентация на устно-разговорную и книжно-письменную
разновидности наблюдается в языковом и речевом воплощении текстов, а
также в употреблении невербальных средств с целью передачи эмоционального
отношения автора.
Результаты данного исследования могут быть использованы для
дальнейшего развития и конкретизации принципов структурно-смыслового и
стилистического анализа речевых жанров интернет-текстов повседневной сферы
общения, в также при выполнении аналогичных исследований на материале
других речевых жанров. В работе выявляется потенциал использования
исследуемого речевого жанра в обучении русскому языку как иностранному, а
также при разработке материалов практического курса РКИ.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет