Жанрово-стилистические приемы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе
Аннотация выпускной квалификационной работы Семеиной Дарьи Андреевны «ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ПРЕССЕ» Н. рук. – Балашова Юлия Борисовна, доктор филол. наук, профессор Кафедра истории журналистики Очная форма обучения Выпускная квалификационная работа посвящена жанрово-стилистическим приемам популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе. В основу работы легла идея поиска способов речевой презентации гуманитарного знания и научной популяризации через журналистику. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения жанрово-лингвистических возможностей современной научно-популярной прессы в процессе научной популяризации. Объектом исследования выступают жанрово-стилистические особенности репрезентации гуманитарного знания в научно-популярных сетевых изданиях. Предметом исследования являются вопросы литературоведения в фокусе функционально-стилистического анализа. Эмпирическую базу составляют журналистские тексты гибридных научно-популярных изданий как «Горький», «Дистопия», «НЕ-ТЕКСТ», «Arzamas», «Rara Avis», опубликованные с июля 2016 по май 2018 года. Целью исследования является выявление и анализ типологических особенностей гибридных научно-популярных проектов, освещающих вопросы литературоведения, и, в частности, используемых ими алгоритмов речевой презентации гуманитарного знания. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. определить особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности; 2. выявить отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ; 3. проанализировать жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности; 4. изучить основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации; 5. определить набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе. Структура магистерской выпускной квалификационной работы определяется логикой решения поставленных задач. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава раскрывает особенности исторического развития научной популяризации в России, анализирует специфику речевой презентации гуманитарного знания в рамках универсальных научно-популярных журналов, а также жанровые особенности научно-популярного медиатекста. Во второй главе содержится изучение коммуникативных стратегий при решении проблемы презентации научно-гуманитарной информации, производится анализ журналистских научно-популярных материалов, определяется степень эффективности используемых авторами языковых средств в процессе научной популяризации. В заключении приводятся результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы.
Развитие общества, характеризующееся усложнением его структуры, ростом уровня образования населения и, как следствие увеличением количества информационных запросов, порождает потребность в популярном объяснении узкоспециализированной информации не вовлеченной в научный процесс аудитории. Данная задача решается – помимо многочисленных публичных лекций научных сотрудников, курсов, мастер-классов и проч. – на страницах научно-популярных изданий.
Исследования по истории развития научно-популярной журналистики уделяют особое внимание универсальным научно-популярным СМИ: теле- и радиопередачам, журналам и газетам – изданиям, специализирующимся преимущественно на популяризации естественных и точных наук, а также на репрезентации информации о последних достижениях науки в сфере технологий. В учебных пособиях по истории отечественной журналистики описание деятельности редакций научно-популярных журналов также тесно связано с презентацией информации из области химии, физики, аграрной промышленности и т. д. Положение гуманитарного знания в системе российской научной популяризации при этом остается не до конца изученным.
Как результат, за последние несколько лет на медиарынке наблюдается рост количества гибридных научно-популярных проектов, посвященных вопросам гуманитарных научных дисциплин. Под гибридными проектами в данном случае следует понимать сетевые СМИ, представляющие собой совокупность типологических особенностей литературно-художественных, научно-популярных и научных журналов. Такая «селекция» научного и художественного открывает перед журналистом новые возможности работы с текстовым материалом. Наиболее ярко это отражается в сетевых изданиях, популяризирующих литературу как научное знание, через призму которого становится возможным осуществление междисциплинарной коммуникации. Так, через освещение проблематики литературоведения журналистика привлекает внимание аудитории к вопросам психологии, философии, лингвистики и др. гуманитарных научных дисциплин, что позволяет нам судить о данной модели СМИ как о своего рода универсальном научно-популярном издании гуманитарной направленности.
Таким образом, актуальность исследования выражается необходимостью повышения уровня профессиональной квалификации журналистов, пишущих о достижениях научного сообщества в области гуманитарного знания, поскольку для удовлетворения запросов аудитории СМИ особенно важным является не только получение информации от надежных источников, но и наиболее эффективное ее декодирование для читателя, не вовлеченного в научную деятельность.
Научная новизна данной исследовательской работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию типологических особенностей научно-популярной прессы, а также рекомендательных пособий для журналистов, направленных на повышение их языковой грамотности, вопрос о наиболее эффективных способах изложения научного знания в условиях быстро меняющейся социокультурной действительности остается особенно важным для практической деятельности.
Целью данного исследования является выявление и анализ типологических особенностей гибридных научно-популярных сетевых изданий и, в частности, используемых ими алгоритмов речевой презентации гуманитарного знания в медиатекстах, являющих своей целью научную популяризацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности;
выявить отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ;
проанализировать жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности;
изучить основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации;
определить набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе.
Объектом исследования выступают особенности жанрово-стилистической репрезентации гуманитарного знания в научно-популярной прессе. Предметом – вопросы литературоведения в фокусе функционально-стилистического анализа.
В качестве гипотезы исследования нами выдвигается следующее суждение: историческая практика научно-популярной журналистики привела к обособленности гуманитарного научного знания как на страницах универсальных научно-популярных журналов, так и среди узкоспециализированной периодики.
Историография вопроса представлена трудами Э. А. Лазаревич, где автор уделяет внимание истории развития дореволюционной и советской научной популяризации. В центре исследовательского внимания также оказывается изучение типологических характеристик научно-популярной периодики. Кроме того, в трудах С. Я. Махониной раскрывается вопрос исторической трансформации научной популяризации, как реакции на метаморфозы внутри социально-экономических, культурных и политических аспектов жизни общества.
В ходе работы над текстом для автора сферы научно-популярной журналистики одной из ключевых задач является ориентированность на не вовлечённого в процесс научного познания читателя, что, в свою очередь, определяет важность поиска способов актуализации тех или иных аспектов научной деятельности для массовой аудитории. Так, особое место среди исследований в области изучения роли СМИ в процессе взаимодействия науки и общества представляют труды В. Ф. Олешко об особенностях коммуникации СМИ и аудитории, А. Г. Ваганова, Ю. Д. Плетнер и Ч. К. Даргыноол и др.
Изучение особенностей научной информации в рамках жанрово-стилистического анализа нашло свое отражение в трудах Н. А. Минаковой о языковых особенностях научно-популярного медиатекста, А. Ф. Папиной, где особое внимание уделяется текстовым единицам и его глобальным категориям и Т. В. Чернышевой о стилистическом многообразии медиатекстов в ментально-языковом пространстве.
Кроме того, особое место в изучении стилистики научно-популярного медиатекста занимают многочисленные исследования М. Н. Кожиной. В частности, в центре исследовательского внимания оказывается область изучения научного функционального стиля речи и определяются его основные особенности, а также поднимается вопрос о его трансформации вне научной среды.
Эмпирическая база исследования представлена российскими научно-популярными сетевыми изданиями, в той или иной степени затрагивающие вопросы литературы, среди которых: просветительский проект «Arzamas» и сетевые журналы «Rara Avis», «Горький», «Дистопия» и «НЕ-ТЕКСТ. Обзор публикуемых в изданиях текстов производится за период с июля 2016 по май 2018 г.
Среди методов сбора данных исследования преобладают методы медиалингвистического анализа и описание. Для анализа эмпирических данных были применены типологизация и анализ.
Теоретическую базу исследования составили труды по истории отечественной журналистики. В частности, центральное место в раскрытии данного аспекта занимают работы Л. П. Громовой и М. И. Маевской, где авторами акцентируется внимание на неразрывности связи журналистики о науке со становлением отечественной науки как важного общественного института, а также Р. Абрамова, С. Н. Ущиповского, М. П. Мохначёвой и др.
Анализируя способы реализации коммуникативных стратегий журналиста в процессе работы над публикацией мы уделили особое внимание исследованиям в области изучения дискурсивного анализа Е. С. Кубряковой, дискурсивных стратегий научной популяризации Е. В. Сухой, а также исследованиям метадискурсивности В. А. Шаймиева и др.
Рассматривая стилистический аспект научно-популярного медиатекста, мы опирались на классический учебник М. Н. Кожиной, Л. Р. Дускаевой и В. А. Салимовского, в котором представлен основной понятийный аппарат и описываются основные направления исследования стилистики современного русского языка. С принципами работы с узкоспециальными терминами и проблемами их классификации мы знакомились в исследовательских работах С. В. Гринев-Гриневича, О. В. Сложеникиной, Т. Ю. Теплицкой и др.
Практическая ценность данной исследовательской работы обусловлена попыткой выявления наиболее успешных форматов научно-популярных изданий гуманитарной направленности и особенностей их функционирования. Кроме того, исследование вводит в научный оборот новый эмпирический материал для возможного использования на практических занятиях.
Структура данной работы отражает логику решения исследовательских задач. Работа состоит из двух глав. В первой главе описываются особенности исторического развития научной популяризации в России, приводится сравнительный анализ специфики речевой презентации гуманитарного знания в рамках универсальных научно-популярных журналов и узкоспециализированной научно-популярной периодики, а также выявляются жанровые особенности гибридных научно-популярных изданий гуманитарной направленности. Вторая глава посвящена анализу коммуникативных стратегий при решении проблемы презентации научно-гуманитарной информации, здесь в ходе функционально-стилистического анализа научно-популярных медиатекстов определяется степень эффективности используемых авторами языковых средств в процессе научной популяризации.
В заключении приводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
В Приложении (сброшюровано в отдельный том и представлено на цифровом носителе) представлены журналистские материалы, вошедшие в эмпирическую базу исследования.
В результате изучения проблемы, сформулированной в названии данной выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам.
Историческое развитие научной популяризации закрепило за сферой гуманитарного знания неформальный формат презентации узкоспециализированной информации. Так, научно-популярные издания гуманитарной направленности, преследуя цель отделения от универсальной научно-популярной прессы. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным количеством внимания, уделяемым вопросам гуманитарных наук на страницах научно-популярных журналах в традиционном смысле понимания данного типа СМИ. Вместе с тем, в ходе анализа функционирования узкоспециализированных научно-популярных изданий, посвященных вопросам гуманитарного характера, наблюдается их стремление к обособленному существованию, в т. ч. к поиску новых форматов и способов репрезентации научной информации.
Как результат, появившиеся за последние несколько лет гибридные научно-популярные медиапроекты, являющие своей целью популяризацию гуманитарных дисциплин, находятся в процессе формирования собственного, неповторимого набора жанрово-стилистических средств, используемых авторами при работе над публикациями. Центральное место в этом процессе занимает «селекция» научного и художественного начал, наблюдаемая как на этапе композиционного построения текста, так и в ходе его информационного наполнения.
Медиатекст, в свою очередь, представляет собой площадку для научной коммуникации и отражает авторскую позицию относительно представленного в публикации круга проблем вместо привычной для читателя презентации научных открытий и разработок. Именно критический подход к научной информации, оказавшейся в центре внимания автора, характеризует коммуникативную цель данной модели СМИ.
Кроме того, для нового типа научно-популярной прессы, несмотря на доступность используемой лексики, характерна ориентированность на «своего» читателя, обладающего базовым знанием понятийного аппарата, характеризующаяся выбором круга проблем маргинальной окраски с использованием репрезентативного набора стилистических и языковых средств соответствующей коннотации. Семантическое поле при этом меняется в зависимости от социокультурного контекста общественных настроений. Однако, данные особенности функционирования издания не всегда становятся рентабельными в долгосрочной перспективе, поскольку спектр используемых журналистами стилистических и языковых приемов в данном случае нуждается в непрерывной трансформации и качественной доработке.
В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
определены особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности;
выявлено отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ;
проанализированы жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности;
изучены основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации;
определен набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе.
Данная выпускная квалификационная работа может послужить основой для дальнейших исследований научно-популярной прессы гуманитарной направленности в контексте жанрово-стилистического анализа. Кроме того, результаты, полученные в ходе данной исследовательской работы призваны обозначить курс дальнейшего развития гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности, а также мотивировать представителей журналистского сообщества сферы научной популяризации на повышение уровня квалификации в контексте проблематики современной научной действительности.
Эмпирическая база
Горький. 05.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 13.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 17.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 18.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 19.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 24.04.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 01.05.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 04.05.2018. URL.: (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 13.05.2018. URL.: (Дата обращения: 13.05.2018)
Горький. 17.05.2018. URL.: (Дата обращения: 19.05.2018)
Дистопия. 10.01.2016. URL.: (Дата обращения: 01.04.2018)
Дистопия. 18.07.2016. URL.: (Дата обращения: 22.03.2018)
Дистопия. 20.08.2016. URL.: (Дата обращения: 01.04.2018)
Дистопия. 05.10.2017. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 09.10.2017. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 13.10.2017. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 21.02.2018 URL.: (Дата обращения:07.05.2018
Дистопия. 11.03.2018. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 21.08.2017. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 19.03.2018. URL.: (Дата обращения: 02.04.2018)
Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал. №3 (17). 2016. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал. . 2017 URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Наука и жизнь. 09.02.2018. URL.: (Дата обращения:07.05.2018)
Наука и жизнь. 21.02.2018 URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 15.12.2017. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 20.01.2018. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 15.02.2018. URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 05.03.2018. URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 29.03.2018. URL.: / (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 01.04.2018 URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 02.04.2018. URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 06.04.2018. URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 23.04.2018. URL.: /(Дата обращения: 28.04.2018
Arzamas. 02.05.2017. URL.: (Дата обращения: 09.03.2018)
Arzamas. 07.06.2017. URL.: (Дата обращения: 22.03.2018)
Arzamas. 30.06.2017. URL.: (Дата обращения: 01.04.2018)
Arzamas. 20.11.2017. URL.: (Дата обращения: 29.03.2018)
Rara Avis. 27.07.2016. URL.: (Дата обращения: 07.05.2016)
Rara Avis. 19.12.2016 URL.: (Дата обращения: 15.05.2018)
Rara Avis. 30.12.2016. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 29.09.2017. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 17.11.2017. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 27.12.2017. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 27.01.2018. URL: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Аvis. 01.03.2018. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)
Абрамов Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики. // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. URL: (Дата обращения: 03.02.2017)
Абрамов Р. Н., Кожанов А. А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа. // Социология науки и технологий. 2015. С. 45–60. URL.: (Дата обращения: 23.02.2018)
Аверькова А. А., Никишкин А. В., Баранец Н. Г. Критика как инструмент проявления власти в научном сообществе // Власть. – ООО «Редакция журнала «Власть», октябрь 2011. – С. 77–80. URL.: (Дата обращения: 11.04.2018)
Акопов А. И. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований // relga.ru. № 3. 01.02.2011. URL: (Дата обращения: 26.03.2016)
Амралиева А. К. Д. С. Лихачёв – наше наследие // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов, Наука и инновации, 2017. URL.: (Дата обращения: 18.04.2018)
Аникушина О. Н., Васютин А. В. О современных западных тенденциях популяризации научного знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. С. 75–80. URL.: (Дата обращения: 26.02.2018)
Байков В. Г. Антропоцентризм языка и поэтика «точки зрения» // Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты: Сб. ст. Калинин: КГУ, 1990. С. 4–24.
Баранов А. Н. Лингвистическая категория аргументации (когнитивный подход): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. филол. наук. – М., 1990. 378 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. URL.: (Дата обращения: 10.05.2018)
Бергельсон М. Б., Кибрик А. Е. Прагматический принцип Приоритета и его отражение в грамматике языка // Изв. АН СССР сер. ОЛЯ. – 1981. Т. 40, № 4. – С. 343–355.
Бондаренко А. В. Теория функциональной грамматики. Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис – М.: Ленанд, 2017. 352 с.
Беньковская Т. Е. Формирование тартуско-московской семиотической научной школы в российском литературоведении и ее влияние на развитие методической науки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №11. С. 9–14.
Блохин И. Н. Социологическое исследование рынка и аудитории СМИ // Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – 248 с .
/ Кравец С. Л. – М.: , 2011. Т. 18. 768 с.
Ваганов А. Г. Жанр, который мы потеряли: Очерк истории отечественной научно-популярной литературы // Экология и жизнь. – 2012. – 248 с .
Ваганов А. Г. Учёные и журналисты: проблема коммуникации // Наука. Инновации. 2016. С. 48–61. URL.: (Дата обращения: 26.02.2018)
Ваганов А. Г. Чем определяется интерес общества к науке // Наука и школа / Стратегии модернизации образования, 2015. – С. 65–76. URL.: (Дата обращения: 23.02.2018)
Валькова О. А. Естественно-научная периодическая печать России как исторический источник (XVIII – начало ХХ в.) // Архив истории естествознания и техники / Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. 2007. Вып. III. C. 427–428.
Воронова А. В. Научно-популярные тексты как объект функционально-стилистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. №2. С. 7–11. URL.: (Дата обращения: 01.03.2018)
Головин Ю. А. Литературно-художественные журналы в условиях глобальной трансформации социальной среди. / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации. Январь-февраль 1(33) 2010. С. 42–49. URL.: (Дата обращения: 19.04.2018)
Григорян Г. Г. Всесоюзное общество «Знание» как коммуникатор для власти и научного сообщества СССР // Общество «Знание» России. Общероссийская общественная организация. 25 с. URL: (Дата обращения: 24.06.2017)
Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
Громова Л. П. Научно-популярная журналистика в России XVIII-XIX вв.: вехи становления / учеб. пособие. СПб. Филологический ф-т СПбГУ, 2012.
Дмитриев И. С. Принцип стилевой инвариантности и функционирования научных школ // Академические научные школы Санкт-Петербурга: К 275-летию Академии наук / Под ред. Э.А. Троппа. – СПб., 1998.
Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. – М., 1981. 132 с.
Иванова Т. Б. Функциональная семантико-стилистическая категория акцентности в русских научных текстах: автореферат дис. кандидата филологических наук. – Харьков, 1988. 14 с. URL.: (Дата обращения: 16.02.2018)
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.
История русской журналистики XVIII-XIX веков: учебник / Д. А. Бадалян, Л. П. Громова, Г. В. Жирков, М. М. Ковалева и др.; под ред. Л. П. Громовой. – 3 изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 271 с.
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2005. URL: (Дата обращения: 29.03.2018)
Каменская О. Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1990. – 152 с. URL.: (Дата обращения: 12.02.2018)
Кантор Ю. З. Научно-популярная журналистика: к вопросу об актуальности жанра в России // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 52-й междунар. науч.-практ. конф. 17–19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т СПбГУ, 2013. С. 204–205. URL: (Дата обращения 23.03.2016)
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Петемена, 2002. – 477 с.
Кожина М. Н. О диалогичности письменной научной речи. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1986.
Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими : учебное пособие / М. Н. Кожина ; ред. М. А. Генкель ; М-во. высш. и сред. спец. образов. РСФСР. – Пермь : Перм. гос. ун-т, 1972. – 396 с.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 3-е изд. – М., 1993. – 223 с.
Кожина М. Н. Функциональный стиль // Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Словарь справочник. Электронное издание. Под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. URL.: (Дата обращения: 09.02.2018)
Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник. 4 изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 464 с.
Колесникова Е. А. Интерактивность как глобальный признак молодёжных масс-медиа. // Вестник Тамбовского университета. Вып. 3 (71), 2009. С. 178–186. URL.: (Дата обращения: 01.05.2018)
Комлев Н. Г. Иностранные слова и выражения. – М., 1997. – 672 с.
Константинова Е. Г. Популяризация науки на современной этапе: кризис направления и пути преодоления: автореф. дис… канд. фил. наук. 10.01.10 / Е. Г. Константинова / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2010. 25 с.
Коньков В. И., Потсар А. Н. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 399 с.
Котюрова М. П. Стилистика научной речи : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
Кныш Н. А. Журнал «Вопросы истории» как транслятор образа советской исторической науки и историка // Трансформация образа советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х – середина 1950-х гг. / под ред. В. П. Корзун. – М.: РОССПЭН, 2011.
Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 319 с.
Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманитар. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Ромашко С.А., отв. ред. и др. – М., 2000. – 232 с. URL.: (Дата обращения: 23.01.2018)
Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 1978. – 224 с.
Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. №1. — М., 1979. С. 14–15
Лазаревич Э. А. Популяризация науки в России. – М. : Изд-во Моск. унта, 1981. – 244 с.
Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал // Э. А. Лазаревич. – М., 1984. – 384 с.
Лазаревич Э. А. Функции и принципы популяризации науки. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 40 с.
Лем С. Сумма технологий / Собрание сочинений. – М. : Текст, 1996. – 463 с.
Литературная энциклопедия // Большая российская энциклопедия. – Художественная литература, 1929. URL.: (Дата обращения: 29.04.2018)
Лобанова Л. П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергетическом описании. – М.: Ленанд, 2015. – 216 с.
Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 89 с. URL.: (Дата обращения: 01.05.2018)
Маевский Н. Н. Особенности научно-популярного стиля: Автореф. дис. … канд. филол. наук – Ростов н/Д, 1979. 25 с. URL.: (Дата обращения: 12.12.2017)
Максимов Д. Е. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. – 304 с.
Мамаева С. А. Коммуникативные стратегии ученых. Научная периодика: проблемы и решения. № 3/2011. С. 6–13. URL: (Дата обращения 06.04.2016)
Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. Учебно- методический комплект (Учебное пособие, Хрестоматия). — М.: Флинта: Наука, 2004. – 193 с. URL.: (Дата обращения: 10.05.2018)
Минакова Н. А. О языке и стиле научно-популярного медиатекста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания, 2011, №4. С. 27–35. URL.: (Дата обращения: 03.03.2018)
Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С. Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
Мохначева М. П. Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII – XIX в. М., 1998.
Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса / С. А. Муратов. – М. : «Права человека», 1997. – 55 с.
Нарский И. В. Школа Лотмана: европейские интеллектуалы на советской почве // Вестник Пермского университета. № 3(38), 2017. URL.: (Дата обращения: 19.04.2018)
Общество любителей российской словесности при Императорском Московском университете. Историческая справка // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. URL.: . В. (Дата обращения: 29.04.2018)
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд.-во Урал. Ун-та, 2002. – 192 с. URL.: (Дата обращения: 01.05.2018)
Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. Изд. Стереотип. – М.: Едиториал УРСС, 2015. – 368 с.
Паранько С. Инструментарий и навыки журналиста // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург, Москва: Гуманитарный университет, Кабинетный учёный, 2016. – 304 с.
Парафонова В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 156-167
Плетнер Ю. Д., Даргыноол Ч. К. Как создавать моду на интеллект? // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. – С. 166–171. URL.: (Дата обращения: 25.02.2018)
Редькина Т. Ю. Научно-популярный медиатекст в коммуникативном аспекте // Век информации. – СПб.: Ин-т ВШЖиМК СПбГУ, 2015. С. 141–143.
Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. Учеб. пособие для студентов специальности «Журналистика». – М., «Высш. Школа», 1976. 263 с.
Сладкомедова Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности : автореф. дис. … канд. филол. наук. – М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2010. – 21 с. URL.: (Дата обращения: 03.02.2018)
Сложеникина О. В. Основы терминологии: Лингвистические аспекты теории термина. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 120 с.
Степанов Б. Инерция реформы: советская культурная политика 1950–1960-х годов в зеркале исторической периодики // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. URL: (Дата обращения: 03.02.2017)
Судавичене Л. В. и др. История русского литературного языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцев, Ю. Г. Кадькалов; Под. ред. И. Ф. Протченко. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 319 с.
Сухая Е. В. Дискурсивные стратегии популяризации научного знания. // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2012. Вып. 6(639). С. 212–220. URL.: (Дата обращения: 01.03.2018)
Теплицкая Т. Ю. Научный и технический текст: правила составления и оформления / Т. Ю. Теплицкая. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 156 [2] с.
Тертычный А. А. О науке – популярно // Журналист. 2003. № 6.
Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. – М., 2002. – 313 с.
Хуринов В. В. Функционально-стилистическая дифференциация англоязычных научных и газетно-публицистических текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. – С. 495–471. URL.: (Дата обращения: 13.05.2018)
Чернышева Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Науч. ред. и предисл. Н. Д. Голева. Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 296 с.
Чиненный А. И. Из истории Всесоюзного общества «Знание». – М.: Знание, 1988. – 64 с.
Успенский Б. А. Предварение для читателей НЛО к семиотическим посланиям А. Н. Колмогорова // Новое литературное обозрение №24, 1997. – 209 с.
Ущиповский С. Н. Историческая научно-популярная журналистика в России: особенности и тенденции развития. / История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте : учеб. пособие / Г. В. Жирков, А. Н. Кашеваров, Л. П. Громова и др. ; под ред. Л. П. Громовой, Ю. Б. Балашовой. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. – 271 с.
Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов коммуникационных специальностей / С. Н. Ущиповский, О. С. Кругликова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 164 с.
Фёдорова М. А., Семилет Т. А. Социокультурная сущность эпатажа в СМИ // Медиаисследования. Изд-во: Алтайский государственный ун-т. – Барнаул, 2015. URL.: (Дата обращения: 02.05.2018)
Шаймиев В. А. Метадискурсивность научного текста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 281 с.
Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа/ Сост. А. Д. Кошелев. – М: «Гнозис», 1994. – 560 с.
Яковенко И. А. Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор // Национальная тиражная служба. Обзоры. – М., 2012. URL.: (Дата обращения: 08.05.2018)
Adel A. The Use of Metadiscourse in Argumentative Texts by Advanced Learners and Native Speakers of English. – Goteborg : Goteborg University Press, 2003 – 10 p.
Brockman J. The third culture: Beyond the scientific revolution. – New York: Simon & Schuster, 1995. – 413 p.
Bucchi M., Neresini F. Science and Public Participation // Handbook of Science and Technology Studies / E. J. Hackett, O. Amsterdamska, M. E. Lynch, J. Wajcman (eds.). 3d ed. MIT. 2008. Ch. 19. P. 449–472.
Hagstrom W. O. The scientific community. – Cardonale, Southern Illinois University Press, 1975. 304 p.
Irwin A. Constructing the scientific citizen: Science and democracy in the biosciences // Public Understanding of Science. 2001. Vol. 10. № 1. Р. 1–18.
Populär science: К социологическому пониманию пограничных состояний научного знания // НИУ «Высшая школа экономики» URL.: (Дата обращения: 14.02.2018)
Russell N. Science for the Public: What Science Do People Need and How Might They Get It? // Communicating Science. Professional, Popular, Literary / N. Russell (ed.). – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 67–132.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!