Жаргонная лексика в молодежном сериале: функциональный и лингвокультурологический аспекты

Ли Чуньянь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена исследованию молодежного жаргона как феномена современной культуры. Для раскрытия выбранной темы использовался кинотекст современных молодежных сериалов, отражающих быт и проблемы молодого поколения XXI века. Основой исследования послужили данные популярного телесериала «Филфак», 2017 года выпуска, который повествует о жизни студентов в мегаполисе. Понятие «жаргон» возникло не так давно, сейчас этот социолект активно развивается и претерпевает перманентные изменения. Для изучения живой русской речи необходимо обращать особое внимание на субкультурную лексику, такую как сленг, жаргон и арго. Теоретическая часть исследования раскрывает данные понятия, а также выявляет роль кинотекста в изучении русской разговорной речи. Практическая значимость представленной магистерской диссертации обусловлена необходимостью лексикографического описания жаргонных слов и выражений, помогающего сформировать представление о языковых личностях сериала, выявить распространенные в кругах молодежи тематические группы лексики и определить область функционирования жаргонизмов в культуре молодых людей.

Студенческий жаргон является неотъемлемой частью языковой системы, он присутствует во всех культурах, поэтому исследование студенческого жаргона необходимо для международной коммуникации. Знание студенческого жаргона позволяет охарактеризовать мышление и мировоззрение молодежи той или иной страны. Изучение русских жаргонизмов на фоне молодежных телесериалов помогает понять культуру российской студенческой молодежи, использующей жаргон.
Молодежный жаргон меняется чрезвычайно быстро, так как отражает последние тенденции в языке и речи. Именно поэтому исследование молодежного жаргона особенно актуально: изучение жаргонизмов позволяет понять происходящие в языке процессы. В настоящее время изучение молодежного жаргона, в том числе жаргонизмов студенческой молодежи, является одной из интереснейших областей лингвистики. Молодежный жаргон рассматривают с различных точек зрения: исследуются особенности его формирования и функционирования (Н.Н. Беседова, И.А. Грачев, Г.Г. Никитина).
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение жаргонизмов студенческой молодежи является одной из интереснейших областей лингвистики. Изучение молодежного жаргона, который отражает последние тенденции в языке и речи, помогает понять происходящие в языке процессы. Самые новые обновления в языке приходятся на разговорную лексику, в том числе и молодежную. Несмотря на большое количество работ, посвященных ее изучению, существует много вопросов, требующих дополнительного и досконального разбора. Исследование дает представление о речи молодежи и о процессах, которые происходят в лексике (на примере речи студентов в современном молодежном сериале).
Научная новизна. Несмотря на появившееся в последнее время значительное количество исследований, посвященных жаргонной речи и молодежному жаргону, многие относящиеся к данной тематике проблемы нуждаются в дальнейшей разработке, в частности – функционирование жаргонизмов в речи студенческой молодежи и их особенности в разных языках.
Объект:исследования: жаргонизмы студенческой молодежи.
Предмет: функциональные и лингвокультурологические особенности жаргонизмов в речи студенческой молодежи.
Цель исследования – используя лингвокультурологический подход к изучению лексического состава молодежного жаргона, выявить особенности функционирования жаргонизмов в русском языке в кинотексте молодежного сериала.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
определить понятие «жаргон», «студенческий молодежный жаргон», установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка;
выявить основные лексико-семантические группы студенческого молодежного жаргона;
cоставить портрет языковых личнестей героев телесериала на основе употребления ими жаргонных единиц;
рассмотреть особенности функционирования этих групп.
Гипотеза:
Жаргонизмы, активно функционирующие в речи современной студенческой молодежи, составляют неотъемлимую часть студенческой разговорной речи.
Границы между студенческим и молодежным жаргоном не являются чёткими, наиболее активно используются разговорная лексика из тематических групп жизни, быта, любви, что отражено в языке современных молодежных сериалов.
Положения, выносимые на защиту:
В каждой обособленной социальной группе, такой как студенческая, которая использует жаргонную лексику, существует разделение речи на тематические группы, относящиеся к разным сторонам жизни; изучение этих групп позволяет определить сферу функционирования жаргонизмов.
Популярные жаргонные слова и выражения формируют языковую картину молодежного общества.
Современный телесериал можно рассматривать с лингвистической точки зрения в качестве материала для исследования групп жаргонных слов и выражений, определения понятия «языковая личность» и выявления лингвокультурологического аспекта молодежного жаргона.
Выявление популярных жаргонных слов и выражений в молодежном сериале позволяет определить тенденции в языке молодежи.
На основании жаргонного лексикона персонажа сериала можно обрисовать языковую личность современного молодежного человека, определить его осознаваемый социальный статус, кругозор и оценить эмоциональную стабильность.
В последнее время речь женщин имеет тенденцию к огрублению речи, становится все более жесткой и техничной.
Научные методы: описательный, семантический анализ, сопоставительный и типологический.
Теоретическая значимость работы состоит в определении функциональных и лингвокультурологических особенностей молодежного студенческого жаргона, а также в разграничении понятий «молодежный жаргон» и «студенческий жаргон».
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в обучении при совершенствовании коммуникативных навыков в разговорной молодежной среде иностранных студентов, изучающих русский язык. Высокая частотность жаргонизмов в современном молодежном дискурсе, снижающая культурноречевой уровень окружающей студентов-иностранцев языковой среды и при этом осложняющая усвоение ими живой русской речи, значительно затрудняет изучение иностранцами разговорной молодежной лексики. Решением этой проблемы может стать сбор актуального материала о процессах образованиях новых жаргонных слов и выражений, ориентированный на изучающих русский язык как иностранный и позволяющего пользователю сформировать навыки правильного восприятия субстандартных русских лексем названного разряда.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Язык существенно изменяется ежегодно, ежечасно, ежесекундно прямо на наших глазах. Перемены в языке есть зеркальное отражение событий и процессов, происходящих в обществе. Молодежный жаргон является показателем развития и обновления общенародного языка.
Жаргон есть неотъемлемой частью разговорной речи, даже такие именитые писатели, как А.С. Пушкин, которого считают родоначальником русского литературного языка, и в дружеских письмах, и в сочинениях свободно использует слова из разных слоев русской лексики: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Следовательно, нельзя относиться к жаргонной лексике, как к явлению, которое только снижает уровень вербального общения.
В диссертационной работе на основе современного молодежного сериала «Филфак» 2017 года выпуска был произведен анализ культуры и речи молодого поколения по общеразговорному социолекту – жаргону, отличающимся специфической лексикой и фразеологией, обладающим высоким уровнем экспрессивности и особым использованием лексем.
Основные итоги выполненной работы заключаются в следующем:
– Спомощью жаргона молодые люди стараются обособиться от остального социума, утвердить себя как личность и закрепиться в новом обществе. Жаргон несет функцию обособления, что означает наличие слов и выражений, понятных только данной субкультуре, что подтверждает вывод об отходе молодежи, использующей жаргон, от общепринятых правил. Этим объясняется популярность жаргона среди молодого поколения.
– Языковой портрет современной молодежи, основанный на анализе жаргона, представляется наиболее актуальными, так как жаргон – часто меняющаяся ветвь русского разговорного языка, она постоянно претерпевает изменения, вбирает все новые тенденции человеческой деятельности и отражает все новые аспекты жизни людей.
– Основной характеристикой людей в возрасте от 18 до 25 лет является отказ от консервативных мыслей, протест против авторитетов и установление жизненных принципов, основанных на собственном опыте. Жаргон имеет высокий уровень экспрессивности и постоянно изменчив, он противостоит нормированному языку; изучение современного состояния языка неизбежно должно включать изучение жаргона.
– Жаргон подразделяется на различные тематические группы, соответствующие интересам молодых людей. На основаниитем, волнующих молодых людей, можно заключить, что представляет собой культура молодежи и определить область функционирования жаргонизмов. В нашей работе основными функциями жаргонной лексики является номинация, адаптация, коммуникация, опознавание, рекреация, преодоление страхов, протест, самоутверждение.
– Молодежный сериал, как правило, приближен к языку молодежи и может служить средством его изучения. Сопоставительным анализом были выявлены различия между героями сериала в использовании ими субстандартных лексем русского языка. Так, жаргон гораздо чаще замечен в речи молодых людей, нежели девушек. Также установлено, что женский лексикон более приближен к мужскому, если в нем присутствует большое количество жаргонных единиц.
– Молодые люди и девушки в равной степени употребляют слова из тематических групп, таких как любовь, отношения, учеба, эмоции, быт, поведение. У молодых людей больше преобладает группа «Компьютер, интернет, игры», в то время как темы, интересующие девушек, не включают в себя жаргонные единицы.
В качестве рекомендаций по применению результатов диссертации рекомендуется включить жаргонную группу слов в состав программы обучения русского языка для студентов-иностранцев, так как жаргон занимает важное место в разговорной живой речи и усвоение жаргонных единиц поможет молодым людям быстрее освоиться в новой среде и легче принять языковые особенности русского языка.
Перспективы дальнейшей разработки темы состоят в продолжении изучения жаргона на основе другого молодежного сериала и сравнении результатов исследования для уточнения и расширения уже исследованного материала;в продолжении изучения уже имеющегося материала, предложении новых вариантов классификации жаргона;в изучении отрицательного влияния жаргона на литературную речь.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет