Звучащая женская речь на экране (на материале фильмов Ю. Райзмана и Е. Габриловича)
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и описанию женского речевого поведения в диалогах. Материалом исследования являются кинодиалоги из фильма “Странная женщина”, авторам которого является творческий союз в лице режиссера Ю. Райзмана и сценариста Е. Габриловича.
Речевое поведение в диалоге анализируется с помощью разных параметров, например: взятие инициативы, интенсивность, содержательная и количественная активность, применение коммуникативных стратегий, а также с точки зрения лексического оформления речи коммуникантов и д.р.
Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Речевое поведение в кинодиалоге: лингвистический подход … 7
1.1.1. Определение кинотекста………………………………………………………………. 7
1 .2. Структура кинотекста …………………………………………………………………….. 11
1.2. Звучащая речь в кино………………………………………………………………………. 16
1.3. Коммуникативные стратегии и тактики в лингвистике …………………….. 18
1.4. Коммуникативные и контркоммуникативные стратегии в кино …….. 22
1.5. Лингвистические гендерные исследования ……………………………………… 26
1.5. Кинодиалог: к понятию определения …………………………………………….. 30
1.7. Речевое поведение: лингвистический анализ …………………………………… 33
Выводы ………………………………………………………………………………………………… 35
2. Женская речь и дискурс о любви в фильме «Странная женщина» ….. 37
2.1. Комплексный анализ диалогов в кинокартине «Странная женщина»
………………………………………………………………………………………………………………… 39
2.2. Любовный дискурс …………………………………………………………………………. 64
Выводы …………………………………………………………………………………………………… 67
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 69
Список использованной литературы …………………………………………………….. 70
Приложение ……………………………………………………………………………………………. 74
Лингвистическая наука все больше расширяет свои границы, оказываясь
на стыке междисциплинарности. Креолизованный текст или же кинотекст
является примером такого расширения/слияния. К лингвистическому
исследованию все чаще привлекаются элементы кинотекста, через которые
исследователи выходят на новый уровень анализа.
Термин кинотекст давно существует в научной парадигме. Многие
исследователи определяют кинофильм через текст. Об этом писали
Л. Д. Бугаева, Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова, Е. Е. Анисимова,
Т. В. Милевская, А. И. Брыксин и другие.
Работа М. А. Ефремовой и Г. Г. Слышкина «Кинотекст» предлагает нам
лингвокультурологический анализ кинофильма как особый вид текста, на
примере популярного советского кинематографа. В этой же монографии
авторы предпринимают попытку дать определение понятию кинотекст,
опираясь на исследования следующих ученых: Ю. Г. Цивьян, Е. Б. Иванова,
А. В. Федоров, Е. Е. Анисимова. На наш взгляд, определение, предложенное
Анисимовой, наиболее полно и точно раскрывает понятие. Креолизованный
текст это – «особый лингвовизуальный феномен, текст, в котором вербальный
и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное,
Целью настоящего исследования являлось выявление и сопоставление
особенностей женского речевого поведения в диалогах о любви на материале
кинотекста.
Для достижения поставленной цели были комплексно
проанализированы и описаны диалоги из кинофильма «Странная женщина».
В первой главе работы были описаны важные теоретические вопросы:
понятие кинотекста и его структура, определение звучащей речи в кино,
теория развития коммуникативных стратегий и тактик в лингвистике и их
реализация на материале кинотекста, понятие кинодиалога и характеристика
речевого поведения в диалогах.
Во второй главе работе был проведен анализ диалогов, в которых
участвует главная героиня кинофильма. При описании были учтены
следующие параметры: инициативность участия в общении, интенсивность,
содержательная и количественная активность, а также гендерная отнесенность
участников, использование речевых стратегий и тактик для достижения своих
коммуникативных целей, особенности употребления лексики в зависимости от
гендера участника и тематической направленности диалога.
Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов:
1) Основной темой диалогов между мужчиной и женщиной является
тема любви и взаимоотношений между партнерами;
2) Параметр взятия инициативы общения участником влияет на
активную/ пассивную позицию в диалоге;
3) Женское речевое поведение меняется в зависимости от того, к кому
она обращается, кто является ее собеседником.
Полученные результаты и выводы внесут определенный вклад в изучение
особенностей звучащей речи в кино.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!