Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, было проведено исследование, в котором приняли участие 74 студента факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина. Изучались: особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов (тест “Смысложизненные ориентации” и методика “Морфологический тест жизненных ценностей”), особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности (методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина) и карьерных ориентаций (методика “Якоря карьеры”), особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов (методика “Личностный семантический дифференциал”, авторский опросник). Для обработки результатов использовались методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) с помощью апостериорного критерия критерия Бонферрони; коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования показали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов-дефектологов, преобладают ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминируют внутренние мотивы над внешними. У студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения становления мотивационно-ценностной сферы личности в период студенчества……………………11
Ценностно-смысловая сфера личности………………………………………………………..11
Личностные ценности и ценностые ориентации…………………………………………..17
Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов как психологическое явление…………………………………………………………………………….24
Специфика профессиональной подготовки студентов-дефектологов…………….30
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности………………..37
2.1 Описание выборки исследования…………………………………………………………………38
2.2 Методы исследования………………………………………………………………………………….38
2.3 Процедура исследования……………………………………………………………………………..41
2.4 Математическо-статестические методы обработки данных…………………………..41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………………….42
3.1 Смысложизненные и ценностные ориентаций студентов-дефектологов: сравнительный анализ……………………………………………………………………………………….42
3.2 Особенности мотивационной сферы студентов-дефектологов: сравнительный анализ……………………………………………………………………………………………………………….47
3.3 Представления студентов-дефектологов о будущей профессии…………………….54
3.4 Анализ взаимосвязей между курсом обучения студентов-дефектологов и показателями мотивационно-ценностной сферы личности…………………………………64
3.5 Обсуждение полученных результатов. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности……..69
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..81
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………………………………104
В жизни современного человека главным становится возможность и необходимость совершать свободный выбор, что соответственно предполагает рост самосознания индивидуальности, стремление человека к реализации собственных целей и смыслов существования. Для психологической науки социальная реальность – это, прежде всего, контекст существования человека, пространство его возможностей, пространство «творения», создания им своего жизненного мира. Особою ценность имеет период студенчества, когда начинается процесс профессионального становления субъекта.
Профессионально-личностное становление студента это процесс вхождения в профессиональную среду, который предполагает овладение нужными знаниями и навыками, принятие ценностей своей профессии и их активная реализация в будущей профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности становятся главными в сложившейся ситуации развития. Важными оказывается психологическая и личностная готовность самого специалиста к профессиональной самореализации в современных условиях.
Трансформация требований предъявляемых к профессионалам различного профиля закономерно оказывает воздействие на решение вопроса о сложной взаимосвязи личностного и профессионального становления субъекта. Отмечается изменение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста к исследованию профессионального сознания субъекта деятельности (его жизненных ценностей, смысловых образований, рефлексии, мотивации), развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Е.И. Исаев и др.). Мы предполагаем, что существует не только научный интерес, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути. Вопрос о критериях качества профессиональной подготовки будущих специалистов невозможно рассматривать отдельно от требований, которые предъявляет конкретная среда, в которой специалист работает.
Центральная идея концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова заключается в том, что любой вид профессиональной деятельности должен быть обеспечен психологическим сопровождением от момента «входа» и «выхода» из профессии.
Период студенчества это одно из важных периодов в процессе профессионального развития. В современной психологической науке профессиональное и личностное становление студента в условиях вузовского обучения рассматривается в контексте подхода, ориентированного, прежде всего, на личность учащегося и создание условий для развития ее субъектности. В этом ключе разработаны гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (А.П. Валицкая, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, И.С. Якиманская, К. Ясперс и другие) и индивидуально-ориентированная парадигма (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и другие).
Внимание учёных всё чаще привлекают представители «помогающих» профессий, в частности, профессии педагога и психолога. Исследователи изучают как отдельные аспекты профессионального труда специалиста, так и его индивидуально-психологические особенности, которые способствуют реализации эффективной профессиональной деятельности, такие как: развитие ценностно-смысловой сферы в процессе профессионализации, компетентность в общении, педагогическое мастерство, факторы эмоционального выгорания и другие. Однако, на фоне большого числа исследований, посвященных профессиям психолога и педагога (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, М.В.Каминская, С.В.Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и другие), в психологической литературе на сегодняшний день отмечается ограниченное количество работ, посвящённых психологическим аспектам профессиональной деятельности специалистов дефектологического профиля, в частности, специальных психологов и коррекционных педагогов. В то же время, психологическая специфичность этой деятельности и необходимость разработки ее психологического обеспечения являются очевидными.
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую актуальность в связи с резким увеличением их численности, в результате этого возрастает и необходимость в специалистах, которые могут оказать профессиональную помощь.
Профессиональная деятельность в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики имеет свои психологические особенности, предполагает влияние на педагога и психолога специфических факторов, в том числе стрессовых, и предъявляет особые требования к личности будущего специалиста-дефектолога. В. А. Васильева отмечает, что специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен в когнитивном и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-развивающего процесса. Мы считаем, что профессиональная деятельность в этой сфере настоятельно требует психологического обеспечения.
Трансформация и обогащение мотивационных и ценностно-смысловых составляющих жизненного мира личности профессионала происходит в процессе взаимодействия с профессиональной культурой и в реальной жизнедеятельности, одной из составляющих которой является особым образом организованное образовательное пространство. Именно на этапе профессионального обучения в вузе начинают развиваться у специалиста-дефектолога те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успех его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе формирования личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов. Студенчество как период профессионального развития субъекта, с одной стороны, несет в себе общее содержание, закономерности, общие для всех профессий, с другой – должно рассматривать специфичность отдельной профессии. Мы считаем, что именно мотивационно-ценностная сфера студентов дефектологов нуждается в специальном изучении (уточнении, развитии, осознании места и роли профессиональных ценностей и мотивов).
Исследования подобного рода могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты исследований могут позволить обосновать потребность в целенаправленном формировании мотивационно-ценностной сферы специалистов-дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы мотивационно-ценностной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему «Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности».
Цель исследования – определить особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности.
Объектом исследования стала мотивационно-ценностная сфера личности.
Предмет исследования: смысложизненные, ценностные ориентации и мотивационная сфера личности студентов-дефектологов.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
Дополнительная гипотеза: в процессе обучения наблюдается изменения в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Теоретический анализ литературы с целью определить содержание предметной области работы.
• В соответствии с целями исследования сформулировать его гипотезы и разработать программу эмпирического исследования.
• Выявить особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов.
• Определить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и карьерных ориентаций студентов-дефектологов.
• Определить особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов.
• Осуществить сравнительный анализ мотивационно-ценностной сферы личности студентов-дефектологов, обучающихся на разных курсах.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ литературы. Методы сбора эмпирических данных: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина; методика «Якоря карьеры» адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой; методика «Личностный семантический дифференциал» вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева; авторский опросник. Методы обработки и интерпретации полученных данных: методы математической статистики однофакторный дисперсионный анализ с помощью апостериорного критерия Бонферрони, коэффициент корреляции Пирсона.
Профессионально-личностное формирование и становление студента в процессе обучения выражается в том, что студент постепенно входит в профессиональную среду, овладевает необходимыми знаниями и навыками, принимает ценности своей будущей профессии, что предполагает их активную реализацию непосредственно в самой профессиональной деятельности.
Именно на этапе профессионального обучения в вузе у студента начинают развиваться те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успешность его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе развития личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов.
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, нами были сформулированы основная и дополнительная гипотеза.
Основная гипотеза состояла в том, что мы предполагали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
В результате проведённого эмпирического исследования основная гипотеза была доказана. Студенты-дефектологи в процессе профессионализации в подавляющем большинстве принимают ценности своей будущей профессии, в своей деятельности студенты-дефектологи стремятся реализовывать ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности. Альтруистическая направленность выражается в том, что студенты-дефектологи в первую очередь в карьере ориентированы на «Служение» для студентов-дефектологов, вне зависимости от курса обучения, важным является возможность реализовывать в работе свои идеалы и ценности. Большинство студентов-дефектологов ориентированы на то, чтобы своим трудом приносить пользу обществу, важно видеть конкретные результаты своей деятельности, т.е. ориентированы на практическую работу.
Мотивация учебной деятельности выражена в том, что студенты больше ориентированы на успешную реализацию учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Внешние мотивы, связанные с социальным одобрением/наказанием, для студентов оказываются незначимыми и малоэффективными в организации учебного процесса. В сочетании с данными анкеты можно добавить, что студенты чаще всего к выбору профессии приходят самостоятельно и исходят из побуждения того, что хотят помогать другим людям (преобладание альтруистических мотивов).
Дополнительная гипотеза заключалась в том, что мы предположили, что у студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В результате проведённого исследования дополнительная гипотеза была подтверждена. В зависимости от курса обучения в мотивационно-ценностной сфере студентов-дефектологов наблюдаются некоторые различия. Во-первых, наблюдаются изменения в характере смысложизненных ориентаций, чем старше курс обучения тем ниже показатели смысложизненных ориентаций, что может быть свидетельством своеобразного «кризиса смысла жизни» у студентов 4 курса обучения. Во-вторых, студенты у студентов старших курсов начинают доминировать ценности прагматической направленности («Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности»), что может говорить о том, студенты старших курсов рассматривают получение высшего образования не только как овладение определенной специальностью, но и как возможность самореализации, самосовершенствования, повышения личного престижа в обществе. В-третьих, «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» чем старше студенты становятся, тем больше они начинают задумываться о своей профессиональной деятельности и мотивация в обучении в большей степени становится ориентирована на обеспечение успеха своей профессиональной деятельности (доминирование мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»), для студентов младших курсов наиболее значима сама учебная деятельность, чем связь обучения и профессиональной деятельности (доминирование мотива «Успешно учиться, сдавать сессию на хорошо и отлично»). В-четвертых, у студентов старших курсов характер карьерных ориентаций становится более дифференцированным, ярко преобладает ограниченное количество ориентаций.
Таким образом, полученные результаты нашего исследования могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве обоснования необходимости целенаправленного формирования мотивационно-ценностной сферы дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе. Полученные данные так же могут быть использованы для разработки программы по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вирбицкий // М :. Логос, 2006. – 184 с.
Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Динамика представлений о будущей профессии студентов института управления в процессе обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). – № 5, 2015. – С. 55-59.
Блинова Л. Н. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями в обучении в условиях гуманизации (на материале школы первой ступени): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1997.
Борытко Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 11–15.
Брагина, В.Д. Представления о профессии и самооценке профессионально значимых качеств у учащейся молодежи / В.Д. Брагина // Вопросы психологии – №2 март-апрель 1976. – с. 146-151.
Бубновская О. В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов //Система ценностей современного общества. – 2012. – №. 25. – С. 167-173.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М, 1984. – Т. 195.
Воденникова Л. А. К вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов //Человек и образование. – 2013. – №. 3 (36).
Володина К. А. Изучение образа профессии у студентов-психологов //Концепт. – 2013. – №. 7 (23).
Володина К. А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции //Наука и школа. – 2013. – №. 3.
Володина К. А. Изучение представлений студентов-психологов об образе будущей профессии на начальных этапах обучения в вузе //Альманах современной науки и образования. – 2014. – №. 10. – С. 53-56.
Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. : Питер, 2002.
Головей Л. А. и др. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). – 2015.
Гуслякова Н. И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза. – 2006.
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 2.
Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: Учебник. – 2018.
Гришина Н. В., Погребицкая В. Е., Салитова М. В. Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости: студенты-психологи //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2008. – №. 4.
Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность //Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №. 4. – С. 51-59.
Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни //URL: http://sibac. info/13182 (дата обращения: 27.10. 14). – 2011.
Знаков В. В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия //Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – 2008. – С. 83-93.
Иванова В. П., Сулайманова А. И. Психологические особенности жизненных ценностей студентов //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2014. – Т. 14. – №. 10. – С. 30-34.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // – СПб .: Питер, 2002. – 512 с.
Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр.: в 2 т. – Т.2. Проблемы интегративного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, И.М. Мироненко. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 296 с.
Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271-273. — URL https://moluch.ru/archive/15/1407/ (дата обращения: 04.02.2018).
Канюков Д. Н. Структура образа профессии и динамика ее изменения студентов-психологов в процессе обучения //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2011. – №. 1.
Каширский Д. В. Психология личностных ценностей: автореферат дис.… докт. психол. наук.-Москва, 2014. – 2014.
Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность //Режим доступа: http://www. psycdigest. ru/articles/pdf/dissertation/Klimenko_IV_diss. pdf (дата обращения: 23.04. 2018). – 2014.
Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – №. 10 (116).
Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – №. 2 (57).
Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.
Лабынцева И. С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – Т. 135. – №. 10.
Лавринович Т. М. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2014. – Т. 7. – №. 4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев // -М :. Политиздат, 1975. – 375 с.
Леонтьев Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – Litres, 2017.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
Лях М. В. Особенности развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. – 2011. – №. 4. – С. 10-20.
Максименко С. Д., Осёдло В. И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации. – 2011.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009.
Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов //Психологическая наука и образование/Московский городской психолого-педагогический ун-т. – 2011.
Мещерякова И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 4. – С. 137.
Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии //Автореф. дисс. доктора псих. наук. М. – 2009.
Мироненко И. А. К проблеме личностного и профессионального становления будущих специальных психологов и коррекционных педагогов в период студенчества //Царскосельские чтения. – 2011. – Т. 3. – №. XV.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. – 2004.
Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2013. – №. 3.
Нугаева А. Н. Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 74-2.
Нугаева О. Г., Криводонова Ю. Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» //Специальное образование. – 2012. – №. 2.
Полянская Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 2. – С. 589-589.
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб. – 2002.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 480 с.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; ред. Г.С. Никифоров. – Санкт- Петербургский государственный университет — СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. – 152 с.
Реан А. А., Якунин В. А. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00108. htm. – 2014.
Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Общество с ограниченной ответственностью Авторское издательство Кузбассвузиздат, 2002. – С. 187-187.
Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 3.
Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. //Журнал “Прикладная психология”. N 4, 2001.- С. 9-30.
Сычева Е. С. Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2007. – Т. 19. – №. 45.
Сычева Е. С. Личностные особенности студентов дефектологического факультета разных специальностей //Наука и школа. – 2011. – №. 5.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2015 г. № 1087 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1426 (дата обращения: 02.03.2018).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 904 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1338 (дата обращения: 02.03.2018).
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. ВМ Бехтерева) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп //Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. – 2002. – С. 20-21.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. И нем.; Общ. Ред. Л.Я Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Цариценцева О. П. Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов) //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №. 16 (135).
Цветкова Р. И., Санжаева Р. Д. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и среда ее формирования //Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – №. 4. – С. 24-28.
Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека //Общественные науки и современность. – 1998. – №. 1. – С. 175-183.
Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – №. 5. – С. 3-12.
Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея-тельности / В.Д. Шадриков – М.: Наука, 1983. – 185 с.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. – М.; Издательская корпорация “Ло-гос”, 1996. – 320 с.
Шакуров, Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. —2003. — № 5.
Шаповалова О. Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высш. образование в России. М., 2012. № 3. С. 97–104.
Шипицына Л. М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). М., 2001. С. 56–60.
Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 201–206.
Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – Москва-Воронеж, 2004. – 600 с.
Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие / В.А. Якунин. – М.: Исследовательский центр проблем качества подго-товки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. — 156 с.
Яницкий, М.С. Основные психологические механизмы адаптации сту-дентов к учебной деятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук / Яницкий М.С. – Иркутск, 1995. – 25 с.
Epstein R. M., Hundert E. M. Defining and assessing professional competence //Jama. – 2002. – Т. 287. – №. 2. – С. 226-235.
Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals //British journal of educational studies. – 2008. – Т. 56. – №. 1. – С. 20-38.
Evans N. J. et al. Student development in college: Theory, research, and practice. – John Wiley & Sons, 2009.
Dries, N., Peperman, S., Carlier, O. Career success: Constructing a multi-dimensional model // Journal of Vocational Bechavior. – 2008. – №73. – Р.254-267.
Nuttin, J. Motivation et perspectives d’avenir. — Louvain: Presses fchuver-sitaires de Louvain, 1980. — 280 p.
Nuttin, J. Teorie de la motivation humain. – Presses universitatires de France. 1980. – 340p.
Rokeach, M. The Nature of Human Values. – N.Y., 1973.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!