Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности

Роон Мария Викторовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, было проведено исследование, в котором приняли участие 74 студента факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина. Изучались: особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов (тест “Смысложизненные ориентации” и методика “Морфологический тест жизненных ценностей”), особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности (методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина) и карьерных ориентаций (методика “Якоря карьеры”), особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов (методика “Личностный семантический дифференциал”, авторский опросник). Для обработки результатов использовались методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) с помощью апостериорного критерия критерия Бонферрони; коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования показали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов-дефектологов, преобладают ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминируют внутренние мотивы над внешними. У студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения становления мотивационно-ценностной сферы личности в период студенчества……………………11
Ценностно-смысловая сфера личности………………………………………………………..11
Личностные ценности и ценностые ориентации…………………………………………..17
Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов как психологическое явление…………………………………………………………………………….24
Специфика профессиональной подготовки студентов-дефектологов…………….30
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности………………..37
2.1 Описание выборки исследования…………………………………………………………………38
2.2 Методы исследования………………………………………………………………………………….38
2.3 Процедура исследования……………………………………………………………………………..41
2.4 Математическо-статестические методы обработки данных…………………………..41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………………….42
3.1 Смысложизненные и ценностные ориентаций студентов-дефектологов: сравнительный анализ……………………………………………………………………………………….42
3.2 Особенности мотивационной сферы студентов-дефектологов: сравнительный анализ……………………………………………………………………………………………………………….47
3.3 Представления студентов-дефектологов о будущей профессии…………………….54
3.4 Анализ взаимосвязей между курсом обучения студентов-дефектологов и показателями мотивационно-ценностной сферы личности…………………………………64
3.5 Обсуждение полученных результатов. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности……..69

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..81
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………………………………104

В жизни современного человека главным становится возможность и необходимость совершать свободный выбор, что соответственно предполагает рост самосознания индивидуальности, стремление человека к реализации собственных целей и смыслов существования. Для психологической науки социальная реальность – это, прежде всего, контекст существования человека, пространство его возможностей, пространство «творения», создания им своего жизненного мира. Особою ценность имеет период студенчества, когда начинается процесс профессионального становления субъекта.
Профессионально-личностное становление студента это процесс вхождения в профессиональную среду, который предполагает овладение нужными знаниями и навыками, принятие ценностей своей профессии и их активная реализация в будущей профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности становятся главными в сложившейся ситуации развития. Важными оказывается психологическая и личностная готовность самого специалиста к профессиональной самореализации в современных условиях.
Трансформация требований предъявляемых к профессионалам различного профиля закономерно оказывает воздействие на решение вопроса о сложной взаимосвязи личностного и профессионального становления субъекта. Отмечается изменение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста к исследованию профессионального сознания субъекта деятельности (его жизненных ценностей, смысловых образований, рефлексии, мотивации), развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Е.И. Исаев и др.). Мы предполагаем, что существует не только научный интерес, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути. Вопрос о критериях качества профессиональной подготовки будущих специалистов невозможно рассматривать отдельно от требований, которые предъявляет конкретная среда, в которой специалист работает.
Центральная идея концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова заключается в том, что любой вид профессиональной деятельности должен быть обеспечен психологическим сопровождением от момента «входа» и «выхода» из профессии.
Период студенчества это одно из важных периодов в процессе профессионального развития. В современной психологической науке профессиональное и личностное становление студента в условиях вузовского обучения рассматривается в контексте подхода, ориентированного, прежде всего, на личность учащегося и создание условий для развития ее субъектности. В этом ключе разработаны гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (А.П. Валицкая, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, И.С. Якиманская, К. Ясперс и другие) и индивидуально-ориентированная парадигма (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и другие).
Внимание учёных всё чаще привлекают представители «помогающих» профессий, в частности, профессии педагога и психолога. Исследователи изучают как отдельные аспекты профессионального труда специалиста, так и его индивидуально-психологические особенности, которые способствуют реализации эффективной профессиональной деятельности, такие как: развитие ценностно-смысловой сферы в процессе профессионализации, компетентность в общении, педагогическое мастерство, факторы эмоционального выгорания и другие. Однако, на фоне большого числа исследований, посвященных профессиям психолога и педагога (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, М.В.Каминская, С.В.Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и другие), в психологической литературе на сегодняшний день отмечается ограниченное количество работ, посвящённых психологическим аспектам профессиональной деятельности специалистов дефектологического профиля, в частности, специальных психологов и коррекционных педагогов. В то же время, психологическая специфичность этой деятельности и необходимость разработки ее психологического обеспечения являются очевидными.
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую актуальность в связи с резким увеличением их численности, в результате этого возрастает и необходимость в специалистах, которые могут оказать профессиональную помощь.
Профессиональная деятельность в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики имеет свои психологические особенности, предполагает влияние на педагога и психолога специфических факторов, в том числе стрессовых, и предъявляет особые требования к личности будущего специалиста-дефектолога. В. А. Васильева отмечает, что специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен в когнитивном и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-развивающего процесса. Мы считаем, что профессиональная деятельность в этой сфере настоятельно требует психологического обеспечения.
Трансформация и обогащение мотивационных и ценностно-смысловых составляющих жизненного мира личности профессионала происходит в процессе взаимодействия с профессиональной культурой и в реальной жизнедеятельности, одной из составляющих которой является особым образом организованное образовательное пространство. Именно на этапе профессионального обучения в вузе начинают развиваться у специалиста-дефектолога те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успех его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе формирования личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов. Студенчество как период профессионального развития субъекта, с одной стороны, несет в себе общее содержание, закономерности, общие для всех профессий, с другой – должно рассматривать специфичность отдельной профессии. Мы считаем, что именно мотивационно-ценностная сфера студентов дефектологов нуждается в специальном изучении (уточнении, развитии, осознании места и роли профессиональных ценностей и мотивов).
Исследования подобного рода могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты исследований могут позволить обосновать потребность в целенаправленном формировании мотивационно-ценностной сферы специалистов-дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы мотивационно-ценностной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему «Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности».
Цель исследования – определить особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности.
Объектом исследования стала мотивационно-ценностная сфера личности.
Предмет исследования: смысложизненные, ценностные ориентации и мотивационная сфера личности студентов-дефектологов.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
Дополнительная гипотеза: в процессе обучения наблюдается изменения в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Теоретический анализ литературы с целью определить содержание предметной области работы.
• В соответствии с целями исследования сформулировать его гипотезы и разработать программу эмпирического исследования.
• Выявить особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов.
• Определить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и карьерных ориентаций студентов-дефектологов.
• Определить особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов.
• Осуществить сравнительный анализ мотивационно-ценностной сферы личности студентов-дефектологов, обучающихся на разных курсах.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ литературы. Методы сбора эмпирических данных: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина; методика «Якоря карьеры» адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой; методика «Личностный семантический дифференциал» вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева; авторский опросник. Методы обработки и интерпретации полученных данных: методы математической статистики однофакторный дисперсионный анализ с помощью апостериорного критерия Бонферрони, коэффициент корреляции Пирсона.

Профессионально-личностное формирование и становление студента в процессе обучения выражается в том, что студент постепенно входит в профессиональную среду, овладевает необходимыми знаниями и навыками, принимает ценности своей будущей профессии, что предполагает их активную реализацию непосредственно в самой профессиональной деятельности.
Именно на этапе профессионального обучения в вузе у студента начинают развиваться те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успешность его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе развития личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов.
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, нами были сформулированы основная и дополнительная гипотеза.
Основная гипотеза состояла в том, что мы предполагали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
В результате проведённого эмпирического исследования основная гипотеза была доказана. Студенты-дефектологи в процессе профессионализации в подавляющем большинстве принимают ценности своей будущей профессии, в своей деятельности студенты-дефектологи стремятся реализовывать ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности. Альтруистическая направленность выражается в том, что студенты-дефектологи в первую очередь в карьере ориентированы на «Служение» для студентов-дефектологов, вне зависимости от курса обучения, важным является возможность реализовывать в работе свои идеалы и ценности. Большинство студентов-дефектологов ориентированы на то, чтобы своим трудом приносить пользу обществу, важно видеть конкретные результаты своей деятельности, т.е. ориентированы на практическую работу.
Мотивация учебной деятельности выражена в том, что студенты больше ориентированы на успешную реализацию учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Внешние мотивы, связанные с социальным одобрением/наказанием, для студентов оказываются незначимыми и малоэффективными в организации учебного процесса. В сочетании с данными анкеты можно добавить, что студенты чаще всего к выбору профессии приходят самостоятельно и исходят из побуждения того, что хотят помогать другим людям (преобладание альтруистических мотивов).
Дополнительная гипотеза заключалась в том, что мы предположили, что у студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В результате проведённого исследования дополнительная гипотеза была подтверждена. В зависимости от курса обучения в мотивационно-ценностной сфере студентов-дефектологов наблюдаются некоторые различия. Во-первых, наблюдаются изменения в характере смысложизненных ориентаций, чем старше курс обучения тем ниже показатели смысложизненных ориентаций, что может быть свидетельством своеобразного «кризиса смысла жизни» у студентов 4 курса обучения. Во-вторых, студенты у студентов старших курсов начинают доминировать ценности прагматической направленности («Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности»), что может говорить о том, студенты старших курсов рассматривают получение высшего образования не только как овладение определенной специальностью, но и как возможность самореализации, самосовершенствования, повышения личного престижа в обществе. В-третьих, «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» чем старше студенты становятся, тем больше они начинают задумываться о своей профессиональной деятельности и мотивация в обучении в большей степени становится ориентирована на обеспечение успеха своей профессиональной деятельности (доминирование мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»), для студентов младших курсов наиболее значима сама учебная деятельность, чем связь обучения и профессиональной деятельности (доминирование мотива «Успешно учиться, сдавать сессию на хорошо и отлично»). В-четвертых, у студентов старших курсов характер карьерных ориентаций становится более дифференцированным, ярко преобладает ограниченное количество ориентаций.
Таким образом, полученные результаты нашего исследования могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве обоснования необходимости целенаправленного формирования мотивационно-ценностной сферы дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе. Полученные данные так же могут быть использованы для разработки программы по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.

Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вирбицкий // М :. Логос, 2006. – 184 с.
Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Динамика представлений о будущей профессии студентов института управления в процессе обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). – № 5, 2015. – С. 55-59.
Блинова Л. Н. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями в обучении в условиях гуманизации (на материале школы первой ступени): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1997.
Борытко Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 11–15.
Брагина, В.Д. Представления о профессии и самооценке профессионально значимых качеств у учащейся молодежи / В.Д. Брагина // Вопросы психологии – №2 март-апрель 1976. – с. 146-151.
Бубновская О. В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов //Система ценностей современного общества. – 2012. – №. 25. – С. 167-173.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М, 1984. – Т. 195.
Воденникова Л. А. К вопросу о понятийно-категориальном аппарате исследования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов //Человек и образование. – 2013. – №. 3 (36).
Володина К. А. Изучение образа профессии у студентов-психологов //Концепт. – 2013. – №. 7 (23).
Володина К. А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции //Наука и школа. – 2013. – №. 3.
Володина К. А. Изучение представлений студентов-психологов об образе будущей профессии на начальных этапах обучения в вузе //Альманах современной науки и образования. – 2014. – №. 10. – С. 53-56.
Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. : Питер, 2002.
Головей Л. А. и др. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). – 2015.
Гуслякова Н. И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза. – 2006.
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 2.
Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: Учебник. – 2018.
Гришина Н. В., Погребицкая В. Е., Салитова М. В. Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости: студенты-психологи //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2008. – №. 4.
Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность //Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №. 4. – С. 51-59.
Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни //URL: http://sibac. info/13182 (дата обращения: 27.10. 14). – 2011.
Знаков В. В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия //Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – 2008. – С. 83-93.
Иванова В. П., Сулайманова А. И. Психологические особенности жизненных ценностей студентов //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2014. – Т. 14. – №. 10. – С. 30-34.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // – СПб .: Питер, 2002. – 512 с.
Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр.: в 2 т. – Т.2. Проблемы интегративного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, И.М. Мироненко. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 296 с.
Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271-273. — URL https://moluch.ru/archive/15/1407/ (дата обращения: 04.02.2018).
Канюков Д. Н. Структура образа профессии и динамика ее изменения студентов-психологов в процессе обучения //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2011. – №. 1.
Каширский Д. В. Психология личностных ценностей: автореферат дис.… докт. психол. наук.-Москва, 2014. – 2014.
Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность //Режим доступа: http://www. psycdigest. ru/articles/pdf/dissertation/Klimenko_IV_diss. pdf (дата обращения: 23.04. 2018). – 2014.
Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – №. 10 (116).
Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – №. 2 (57).
Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.
Лабынцева И. С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – Т. 135. – №. 10.
Лавринович Т. М. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2014. – Т. 7. – №. 4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев // -М :. Политиздат, 1975. – 375 с.
Леонтьев Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – Litres, 2017.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
Лях М. В. Особенности развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте //Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. – 2011. – №. 4. – С. 10-20.
Максименко С. Д., Осёдло В. И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации. – 2011.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009.
Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов //Психологическая наука и образование/Московский городской психолого-педагогический ун-т. – 2011.
Мещерякова И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 4. – С. 137.
Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии //Автореф. дисс. доктора псих. наук. М. – 2009.
Мироненко И. А. К проблеме личностного и профессионального становления будущих специальных психологов и коррекционных педагогов в период студенчества //Царскосельские чтения. – 2011. – Т. 3. – №. XV.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. – 2004.
Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2013. – №. 3.
Нугаева А. Н. Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 74-2.
Нугаева О. Г., Криводонова Ю. Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» //Специальное образование. – 2012. – №. 2.
Полянская Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 2. – С. 589-589.
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб. – 2002.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 480 с.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; ред. Г.С. Никифоров. – Санкт- Петербургский государственный университет — СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. – 152 с.
Реан А. А., Якунин В. А. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00108. htm. – 2014.
Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Общество с ограниченной ответственностью Авторское издательство Кузбассвузиздат, 2002. – С. 187-187.
Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 3.
Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. //Журнал “Прикладная психология”. N 4, 2001.- С. 9-30.
Сычева Е. С. Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2007. – Т. 19. – №. 45.
Сычева Е. С. Личностные особенности студентов дефектологического факультета разных специальностей //Наука и школа. – 2011. – №. 5.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2015 г. № 1087 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1426 (дата обращения: 02.03.2018).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 904 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1338 (дата обращения: 02.03.2018).
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. ВМ Бехтерева) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп //Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. – 2002. – С. 20-21.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. И нем.; Общ. Ред. Л.Я Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Цариценцева О. П. Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов) //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №. 16 (135).
Цветкова Р. И., Санжаева Р. Д. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и среда ее формирования //Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – №. 4. – С. 24-28.
Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека //Общественные науки и современность. – 1998. – №. 1. – С. 175-183.
Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – №. 5. – С. 3-12.
Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея-тельности / В.Д. Шадриков – М.: Наука, 1983. – 185 с.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. – М.; Издательская корпорация “Ло-гос”, 1996. – 320 с.
Шакуров, Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. —2003. — № 5.
Шаповалова О. Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высш. образование в России. М., 2012. № 3. С. 97–104.
Шипицына Л. М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). М., 2001. С. 56–60.
Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 201–206.
Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – Москва-Воронеж, 2004. – 600 с.
Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие / В.А. Якунин. – М.: Исследовательский центр проблем качества подго-товки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. — 156 с.
Яницкий, М.С. Основные психологические механизмы адаптации сту-дентов к учебной деятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук / Яницкий М.С. – Иркутск, 1995. – 25 с.
Epstein R. M., Hundert E. M. Defining and assessing professional competence //Jama. – 2002. – Т. 287. – №. 2. – С. 226-235.
Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals //British journal of educational studies. – 2008. – Т. 56. – №. 1. – С. 20-38.
Evans N. J. et al. Student development in college: Theory, research, and practice. – John Wiley & Sons, 2009.
Dries, N., Peperman, S., Carlier, O. Career success: Constructing a multi-dimensional model // Journal of Vocational Bechavior. – 2008. – №73. – Р.254-267.
Nuttin, J. Motivation et perspectives d’avenir. — Louvain: Presses fchuver-sitaires de Louvain, 1980. — 280 p.
Nuttin, J. Teorie de la motivation humain. – Presses universitatires de France. 1980. – 340p.
Rokeach, M. The Nature of Human Values. – N.Y., 1973.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет