Культурные особенности воспоминания о детстве в структуре автобиографического Я-нарратива
Исследовалось изучение структуры автобиографического Я-нарратива у людей узбекской и русской национальности, проживающих в г. Такшент и русских в г. Москва и Санкт-Петербург. Было собрано 84 рассказа о воспоминании из детства от респондентов студенческого возраста и 192 истории от 32 семейных диад родитель-ребенок. Рассказы анализировались с помощью схемы нарративного анализа. Схема включает следующие категории: тип нарратива, тема нарратива, тон нарратива, характер. Обработка данных: однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), непараметрический критерий U-Манна-Уитни (Mann-Whitney), непараметрический критерий K-Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis), критерий знаков. Результаты. Русские, проживающие в России чаще описывают тему личной активности в воспоминаниях о детстве в сравнении с русскими, проживающими в Узбекистане. У данной группы темы близости в воспоминаниях представлены в большем количестве. Для родителей характерно описывать свои воспоминания как более значимые и интегрированные в ценный опыт, по сравнению с рассказами детей о своем детстве. В рассказах о родительских воспоминаниях дети чаще описывают значимость события для родителя, по сравнению с оригинальным текстом.
Автобиографический интегрирует фрагменты субъективноо опыта разных этапов жизненного пути человека и подвержен влиянию культурных условий. Рассказывая о себе, человек использует существующие в культуре нарративные формы для упорядочивания и систематизации в сознании собственного опыта. Посредством нарратива человек выделяет в жизненном опыте и по-новому формулирует события своего настоящего, прошлого и будущего, что придает им смысл и формирует особую реальность.
Автобиографический нарратив конструирует историю жизни, подчеркивая некоторые события, как наиболее значимые и глубоко переживаемые. Ранние детские воспоминания являются эмоционально удаленными от настоящего, поэтому в повествовании о них наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности рассказчика.
Нарративная схема – это когнитивный механизм организации информации в доступном для понимания социального взаимодействия формате. Существуют обязательные структурные элементы нарративной схемы: начало истории, кульминация, окончание истории, транслируемые ценности и главный герой истории (Зайцева, 2016).
Каждый человек погружается в культуру с момента рождения и это пронизывает каждый уровень и аспект личности. Тем не менее, существуют идентифицируемые закономерности как между культурами, так и между субкультурными группами в рамках единой культуры (Wang Q., 2014).
Согласно мнению А.М. Жабборова «этнические русские, проживающие на территории Узбекистана, впитали в себя элементы культуры узбекского народа». Так же исследователь отмечает, что вместе с тем такое сравнение дает лишь условные различия, и не коренные жители Узбекистана представляют особый культурный слой (Жабборов A.M. и д.р., 2013).
Исходя из этого, Узбекистан, с точки зрения кросс-культурных сравнений, является очень интересной страной. Советское прошлое и воспитание интернационального «советского человека» и постсоветское независимое существование в условиях возрождения национальной и религиозной традиции в условиях бесконфликтного существования множества культурных групп делает Узбекистан местом как будто специально созданным для проведения кросс-культурных исследований (Митина О.В., Вахабджанова Ф., 2016).
На данный момент активно возрастает интерес к кросс-культурным исследованиям в данном регионе, однако, если в случае узбеков мы можем говорить об этническом единстве, то в случае других групп идентичность результатов, полученных на выборке русских проживающих в Узбекистане и России ставится под сомнение.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение структуры автобиографического Я-нарратива и его культурных и семейных особенностей.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к кросс-культурным исследованиям в данном регионе,
Полученные результаты отвечают поставленным задачам. В ходе исследования была описана структура автобиографического Я-нарратива для трех культурных групп, а также для групп семейных диад родитель/ребенок.
Данную работу так же можно подвергнуть критике, и главным аргументом может послужить отсутствие экспертных оценок. Что не позволяет проводить качественный анализ на более глубоком уровне.
Интересным видится исследование особенностей автобиографической памяти респондентов, относящих себя к одному и тому же этносу, но проживающих в рамках разных стран и культур, помимо русских в России и русских в Узбекистане.
Для получения более точных результатов в вопросе изучения структуры автобиографических Я-нарративов необходимы дополнительные исследования с расширенным репертуаром историй и кодировочной инструкцией, а также экспертных оценок.
Полученные данные могут стать хорошим основанием для дальнейших исследований и в дальнейшем использоваться при организации современных образовательных систем. Понимание особенностей памяти о детства в культурном контексте необходимо при реализации психотерапевтических техник, базисом для поддержания идентичности, самооценки и жизнетворчества.
Алюшева, А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти / А.Р. Алюшева // Психологические исследования. – Т. 5. – № 25. – 2012. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.01.2015).
Жабборов А.М., Жаббаров И. А. 2013. Формирование психологических и этнических особенностей у учителя узбекской школы. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. N 9. 2013/ (URL:http://www.jurnal.org/articles/2013/psih13.html)
Зайцева Ю.Е. Общий психологический практикум. Личность: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. С. 57-70; С. 98-102
Зайцева Ю.Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности / Ю.Е. Зайцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 4 Сер. 16, – 20016. С 6-22.
Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 135-166
Митина О.В., Вахабджанова Ф. Адаптация методики «Ценностный портрет» Ш. Шварца в узбекской языковой среде с использованием психосемантического подхода / Митина О.В., Вахабджанова Ф. // Ананьевские чтения – 2016: материалы международной научной конференции. Том 2. – Спб.: Айсинг, 2016. – 460 с.
Нуркова, В.В Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. / В.В. Нуркова // М.: УРАО. – 2000. – 320 с.
Нуркова, В.В., Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта / В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова // Психологические исследования. – 2012. – 5(25). URL: (дата обращения: ).
Bamberg, M. Form and functions of ‘slut-bashing’ in male identity constructions in 15-year-olds. Human Development. 2004; 47, 331–353. Doi:10.1159/000081036.
Bohanek, J. G., Fivush, R., Zaman,W., Lepore, C. E., Merchant, S., & Duke, M. P. Narrative interaction in family dinnertime conversations. Merrill-Palmer Quarterly. 2009; 55(4), 488–515. Doi:10.1353/mpq.0.0031.
Bohanek, J. G., Marin, K.A. Family narratives, self, and gender in early adolescence. 2009
Bohanek, J. G., Fivush, R., Zaman, W., Lepore, C. E., Merchant, S., & Duke, M. P. (2009). Narrative interaction in family dinnertime conversations. Merrill-Palmer Quarterly, 55, 488–515.
Bohn, A., & Berntsen, D. Life story development in childhood: the development of life story abilities and the acquisition of cultural life scripts in late middle childhood to adolescence. Developmental Psychology. 2008; 44,1135–1147. URL: .(date of view: 28.03.2018 ).
Bruner, J. S. Culture and human development: A new look. Human Development, 33, 1990, 344-355
Bruner, J. Life as narrative. Social Research. 1987; 54, 11-32
Burner, J. The “remembered” self. In U. Neisser& R. Fivush (Eds.), The remembering self: Construction and accuracy in the self- narrative. New York: Cambridge University Press. 1994; pp. 41—54.
Cohen, D. As Seen by the Other… : Perspectives on the Self in the Memories and Emotional Perceptions of Easterners and Westerners / D.Cohen, A.Gunz // Psychological Science. – 13 (1). – 2002.– р.55-59Conway, Wang, Hanyu, Haque, 2005
Conway, M.A. A cross-cultural investigation of autobiographical memory on the universality and cultural variation of the reminiscence bump / M.A. Conway, Q. Wang, K. Hanyu, S. Haque // Journal of cross-cultural psychology. –2005. – 36(6). –P. 739–749.
Demuth C., Chaudhary N., Keller H. Memories of me: comparisons from Osnabrueck (Germany) and Delhi (India) students and their mothers. Integr Psychol Behav Sci. 2011 Mar, 45(1): 48-67
Denkova, E., Dolcos, S., &Dolcos, F. Reliving emotional personal memories: Affective biases linked to personality and sex-related differences. Emotion. 2012; 12, 515e528. URL: .(date of view: ).
Fiese, B. H., Hooker, K. A., Kotary, L., Schwagler, J., &Rimmer, M. Family stories in the early stages of parenthood. Journal of Marriage and the Family. 1995; 57, 763–770. doi:10.2307/353930.
Fivush, R., Berlin, L., Sales, J. M., Mennuti-Washburn, J., & Cassidy, J. Functions of parent-child reminiscing about emotionally negative events. Memory. 2003; 11, 179-192.
Fivush, R., Bohanek, J. G., & Duke, M. The intergenerational self: Subjective perspective and family history. In F. Sami (Ed.), Individual and collective self-continuity. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2008
Fivush, R Journal of early adolescence. 2008. pp.153-176
Fivush, R., & Sales, J. M. Coping, attachment, and mother-child reminiscing about stressful events. Merrill-Palmer Quarterly. 2006; 52, 125-150.
Givon, T. Coherence in text vs. coherence in mind. In A. Gernsbacher& T. Givon (Eds.). Coherence in spontaneous text Amsterdam: Benjamins. 1995; pp. 59-115.
Habermas T. Getting a life: the emergence of the life story in adolescence. / T. Habermas, S. Bluck // Psychol. Bull. – 2000. – Т. 126 – № 5– 748–769с.
Habermas, T., & de Silveira, C. The development of global coherence in life narratives across adolescence: temporal, causal, and thematic aspects. Developmental Psychology. 2008; 44,707–721. http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.44.3.707
Haden, C. Reminiscing with different children: Relating maternal stylistic consistency and sibling similarity in talk about the past. Developmental Psychology. 1998; 34, 99-114.
Haden, C., &Fivush, R. Contextual variation in maternal conversational styles. Merrill-Palmer Quarterly. 1996; 42, 200-227
Haden, C., Haine, R., &Fivush, R. Developing narrative structure in parent-child reminiscing across the preschool years. Developmental Psychology. 1997; 33, 295-307.
Hayne H., MacDonald S. The socialization of autobiographical memory in children and adults: The roles of culture and gender. Journal Autobiographical memory and the construction of a …, 2003
Jobson, L., &O’Kearney, R. T. Cultural differences in retrieval of self-defining memories. Journal of Cross-cultural Psychology. 2008; 39,75–80. URL: http://dx.doi. org/10.1177/0022022107312073(date of view: 30.10.2017).
Killen, M., & Wainryb, C. Independence and inter- dependence in diverse cultural contexts. New Directions for Child and Adolescent Development. 2000; 87,5–21. doi:10.1002/cd.23220008703
Kingo, O. S. Adults’ erliest memories as a function of age, gender, and education in a large stratified sample / O. S. Kingo, D. Berntsen, P. Krøjgaard // Psychology and Aging. – 2013. – Vol. 28(3). – P. 646-653
Laible, D. Mother-child discourse in two contexts: Links with child temperament, attachment security, and socio-emotional competence. Developmental Psychology. 2004; 40, 979-992.
Lemogne, C. Episodic autobiographical memory in depression: Specificity, autonoetic consciousness, and self-perspective / C. Lemogne, P. Piolino, Etc. // Consciousness and Cognition // 2006. – P. 258–268.
Levine, L. J., Schmidt, S., Kang, H. S., &Tinti, C. Remembering the silver lining: Reappraisal and positive bias in memory for emotion. Cognition and Emotion. 2012; 26(5), 871e884. http://dx.doi.org/10.1080/02699931.2011.625403.
Luborsky, M. Alchemists’ visions: Cultural norms in eliciting and analyzing life history narratives. Journal of Aging Studies/ 1990; 4, 17-29.
MacDonald, S., Uesiliana, K., & Hayne, H. Cross-cultural and gender differences in childhood amnesia. Memory. 2000; 8, 365–376. URL: http://dx.doi.org/10. 1080/09658210050156822(date of view: 21.01.2018 ).
Markus, H. R., &Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review. 1991; 98, 224–253. doi:10.1037/ 0033-295X.98.2.224
Martin, M. Individualism and the field viewpoint: Cultural influences on memory perspective / M. Martin, V. G. Jones // Consciousness and Cognition. – 21 (3). – 2012. –P. 1498–1503.
McAdams, D. P., Anyidoho, N. A., Brown, C., Huang, Y. T., Kaplan, B., & Machado, M. A. Traits and stories: links between dispositional and narrative features of personality. Journal of Personality. 2004; 72, 761–784. http://dx.doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00279.x
McAdams D. P. Biography, narrative, and lives: An introduction // Psychobiography and life narratives: A special issue of the Journal of Personality / eds McAdams D. P., Ochberg R. L. Durham, NC: Duke University Press, 1988. P. 1–18.
McCabe, A., Capron, E., & Peterson, C. The voice of experience: The recall of early childhood and adolescent memories by young adults. In A. McCabe & C. Peterson (Eds.), Developing narrative structure Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1991; pp. 137-173.
Merrill, N., & Fivush, R. Intergenerational narratives and identity across development. Developmental Review. 2016; 40, 72-92.
Miller, P. J., Potts, R., Fung, H., Hoogstra, L., & Mintz, J. (1990). Narrative practices and the social construction of self in childhood. American Ethnologist, 17, 292–311.
Newcombe, N.S., Drummey, A.B., Fox, N.A., Lie, E., & Ottinger-Alberts, W. Remembering early childhood: How much, how, and why (or why not). Current Directions in Psychological Scien. 2000.
Pillemer D.B., Steiner K.L., Kuwabara K.J., Thomsen D.K., Svob C. Conscious Cogn. 2015
Pratt, M. W., Norris, J. E., Arnold, M. L., &Filyer, R. Generativity and moral development as predictors of value socialization narratives from young persons across the adult life span: From lessons learned to stories shared. Psychology and Aging. 1999; 14, 414-426
Reese, E., Hayne, H., & MacDonald, S. (2008). Looking back to the future: Maori and Pakeha mother–child birth stories. Child Development. 2008; 79,114–125.
Reese E. Narratives and traits in personality development among New Zealand Maori, Chinese, and European adolescents / E. Reese, Y. Chen, H. M. McAnally, E. Myftari, T. Neha, Q. Wang, F. Jack // J. Adolesc. – 2014. – Т. 37 – № 5– 727–737с.
Reese E. Telling the tale and living well: Adolescent narrative identity, personality traits, and well-being across cultures / E. Reese, E. Myftari, H. M. McAnally, Y. Chen, T. Neha, Q. Wang, F. Jack, S. J. Robertson // Child Dev. – 2017. – Т. 88 – № 2– 612–628с
Smorti A. Autobiographical memory and autobiographical narrative: What is the relationship? Narrative Inquiry 21(2) January 2011
Thomsen D., Pillemer D. B. I Know My Story and I Know Your Story: Developing a Conceptual Framework for Vicarious Life Stories Journal of Personality. 2017
Thorne, A., McLean, K. C., & Lawrence, A. M. When remembering is not enough: Reflecting on self-defining memories in late adolescence. Journal of Personality. 2004; 72(3), doi:10.1111/j.0022-3506.2004.00271.x
Thorne, A. Personal memory telling and personality development. Personality and Social Psychology Review: An Official Journal of the Society for Personality and Social Psychology, Inc. 2000; 4(1), 45–56. doi:10.1207/S15327957PSPR0401_5.
Wang, Q. Autobiographical Memory and Culture. Online Readings in Psychology and Culture, / Q. Wang // 5(2). – 2011. URL: (date of view: ).
Wang, Q., & Conway, M. A. The stories we keep: autobiographical memory in American and Chinese middle-aged adults. Journal of Personality. 2004; 72(5), 911–938. URL: (date of view: ).
Wang, Q. The autobiographical self in time and culture. New York, NY: Oxford University Press. 2013
Wang, Q. The cultured self and remembering. In P. J. Bauer & R. Fivush (Eds.), The Wiley handbook on the development of children’s memory West Sussex, UK: Wiley. 2004; pp. 605–625.
Wang, Q., Koh, J. B. K., & Song, Q. Meaning making through personal storytelling: Narrative research in the Asian American context. Asian American Journal of Psychology. 2015; 6, 88–96. Doi:10.1037/a0037317
Wang, Q., Shao, Y., & Li, Y. J. “My way or Mom’s way?” The bilingual and bicultural self in Hong Kong Chinese children and adolescents. Child Development. 2010; 81, 555–567. Doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01415.x
Yamamoto, K., & Toyota, H. Autobiographical remembering and individual differences in emotional intelligence. Perceptual & Motor Skills: Learning and Memory. 2013; 116(3), 724e735. URL: (date of view:21.12.2017 ).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!