Взаимодействие бизнеса и органов власти при реализации строительных проектов в Санкт-Петербурге
Актуальность данной работы опосредована необходимостью реализации инициатив, обозначенных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. В качестве одной из стратегических целей президент видит значительное наращивание темпов и качества строительства жилья, что требует формирования оптимальных и взаимовыгодной условий для сотрудничества власти и бизнеса. Важным является определение среды исследования. В качестве региона, применительно к которому будет осуществляться исследование, автор выбрал город Санкт-Петербург. В мегаполисе строительство объектов жилой недвижимости в последние годы отличается положительной динамикой роста. Совершенствование жилищного ландшафта и улучшение условий для ведения бизнеса являются одними из ключевых направлений стратегии экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года. Целью работы является осуществление анализа проблем взаимодействия строительных компаний и органов власти Санкт-Петербурга в рамках развития системы жилищного строительства, а также совершенствования предпринимательского климата. Объектом исследования является система взаимодействия строительных организаций, осуществляющих возведение объектов жилой недвижимости, с органами власти Санкт-Петербурга. Предметом – методы и основные формы взаимодействия сторон в рамках преодоления проблем строительства жилья и улучшения условий ведения бизнеса. Реализация цели, поставленной автором, требует решения следующих задач: 1. Осуществление теоретического исследования с целью выявления основных методов и подходов к взаимодействию бизнес-структур с органами власти; 2. Выявление проблем, характерных для жилищного строительства в Санкт-Петербург, а также системы взаимодействия строительных компаний и органов власти; 3. Рассмотрение процедур, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга с целью стимулирования жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса. 4. Выявление актуальных форм взаимодействия строительного бизнеса и органов власти; 5. Рассмотрение инновационных технологических форм взаимодействия, способствующих оптимизации строительного бизнеса; 6. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках реформирования строительного законодательства; 7. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках развития социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга; 8. Определение степени и характера влияния гражданской инициативы на процессы, связанные с совершением жилищного строительства. Теоретический базис работы формируют следующий труды: «GR-связи с государством» Сморгунов Л.В., «GR и лоббизм: теория и технологии» под редакцией Ачкасовой В.А., Митусова И.Е., Филатовой О.Г., «GR и лоббизм» Меньшенина Н.Н, Пантелеева М.В, А. В., «Лоббизм» Павроз А.В., «Практикум по лоббизму в России» Толстых П.А., «Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations» Морозов В.А. В качестве эмпирических методов исследования автором будут использованы: 1. Экспертное интервью с представителями строительной отрасли; 2. Анализ вторичных данных. Рассмотрение данных аналитических служб, рейтингов, отчетов профильных комитетов и профессиональных объединений, а также экспертных позиций; 3. Анализ содержания документов: текстов нормативных актов, регулирующих жилищное строительство, положений стратегий и программ развития, материалов заседаний межведомственных рабочих групп, описаний специальных проектов; 4. Кейс-метод: рассмотрение механизма реализации проектов, инициированных при содействии застройщиков и Правительства Санкт-Петербурга. Положения, выносимые на защиту Автором установлено, что активному росту темпов введения в эксплуатацию жилых объектов в Санкт-Петербурге в значительной степени способствовало укрепление системы взаимодействия представителей бизнеса и органов власти Санкт-Петербурга, а также работа администрации города по стимулированию жилищного строительства. Автор выделяет следующие факторы, которые определяют успешность развития отрасли: 1. Инициатива и личное участие высших должных лиц в разработке и реализации проектов и мероприятий, направленных на стимулирование строительной сферы и укрепление института взаимодействия бизнеса и власти. С 2014 года Правительством Санкт-Петербурга осуществляется реализация задач, заложенных в стратегию экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года, которая была разработана по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга, Г.А. Полтавченко. Стратегия предполагает осуществление ряда программ, ориентированных на инвестиционное и технологическое обеспечение процессов жилищного строительства, а также на улучшение условий для ведения бизнеса. Под руководством Г.А. Полтавченко сегодня ведет свою деятельность штаб по улучшению условий ведения бизнеса. Вице-губернатором Санкт-Петербурга, И.Н. Албиным, осуществляется контроль за рабочей группой «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Группа более чем на 80% состоит из представителей строительного сектора. Одновременно с этим, И.Н. Албин является председателем Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга. 2. Успешность внедрения форм межгруппового взаимодействия. Эффективность работы группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» определяется положительным ростом важных показателей. за несколько лет была существенно снижена продолжительность ожидания выдачи разрешений на строительство: с 237 дней до 90. Скорость осуществления процедур, связанных с правительственным администрированием строительных проектов увеличилась на треть. Удалось достигнуть сокращения количества дней, необходимых для подключения объектов к сетям инженерной инфраструктуры: с 283 дней до 81. Значительно увеличилась и энергоэффективность объектов. Помимо этого, при сотрудничестве правительства и предпринимателей в кратчайшие сроки была сформирована и доведена до законодателя консолидированная позиция города по внедрению поправок в Федеральный закон об участии в долевом строительстве. 3. Эффективное использования IT-разработок в рамках снижения количества административных барьеров. Благодаря введению Единой системы строительного комплекса удалось добиться 87%-го показателя удовлетворения заявок застройщиков и увеличения скорости принятия решения на 30%. Однако, не смотря на достигнутые успехи, экспертами, принявшими участие в интервью, отмечается, что в системе взаимоотношений между классом застройщиков и Правительством Санкт-Петербурга наличествует ряд проблем, препятствующих развитию отрасли. 4. Наличие бюрократических процедур, нерегламентированных нормативными актами, которые приводят к временным и финансовым издержкам; 5. Необходимость в усилении роли органов власти в осуществлении контроля за ценообразованием на строительные материалы и ужесточением антимонопольного регулирования; 6. Наличие конфликта интересов в рамках развития строительства объектов социальной инфраструктуры. Условия государственно-частного партнерства, предложенные Правительством Санкт-Петербурга, не являются выгодными для всех сторон взаимодействия. 7. Избирательное применение требований и санкций закона по отношению к разным застройщикам. В отношениях бизнеса и власти наблюдается принцип «фаворитизма», где застройщики, исполняющие правительственные заказы, пользуются большим расположением администрации города, а также в меньшей степени обременены государственным надзором. 8. Пренебрежение интересами застройщиков в угоду обеспечения безопасности участников долевого строительства. Экспертами отмечено, что сегодня вектор реформирования законодательства и отрасли жилищного строительства в целом, определяется требованиями 1-2% процентов обманутых дольщиков. Что зачастую приводит к деструктивным реформам и существенному ухудшению условий для ведения строительного бизнеса. Правительство склонно выступать на стороне граждан, стремясь сохранить свою репутацию. Вышеизложенное означает, что репутация застройщика является важнейшим фактором взаимовыгодного сотрудничества с властью.
Актуальность работы
1 марта 2018 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Весомая часть доклада лидера государства была посвящена актуальным проблемам в социальные сферы, а также основным успехам и трендам в её совершенствовании.
В своей речи В.В. Путин сделал важный акцент на перспективах развития жилищной среды в Российской Федерации. Он предложил инициировать комплексную программу территориального развития России, включая совершенствование городской архитектуры городов и иных муниципальных образований. По словам президента, усовершенствование жилищного ландшафта должно осуществляться при активном внедрении современных разработок и материалов в строительстве, прогрессивных инженерных идеях. Качественное улучшение жилищных условий в городах России требует от представителей власти внедрения электронных технологий в процессы экономического управления, а также реализации действий по совершенствованию социальной и коммунальной инфраструктур.
В.В. Путин также высказался о готовности оказать поддержку идеям, поступающим от бизнеса и гражданского общества, связанным с плановым совершенствованием жилищного пространства городов и иных населенных пунктов. Содействие власти осуществлению гражданских и предпринимательских инициатив, по мнению президента, должно стать важным условием в преображении городской среды.
Особую роль в реализации проекта комплексного развития жилищной среды президент возложил на органы муниципальных властей. По словам В.В. Путина, успешность осуществления проекта будет определяться в зависимости от способности чиновников отвечать на запросы граждан и бизнеса.
В.В. Путин отметил, что строительной отрасли необходимо стремиться к увеличению объёмов жилого строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год. Безусловно, задачи, поставленные президентов, являются весьма амбициозными. Однако их выполнение требует больших усилий, направленных на комплексное развитие системы жилищного строительства.
Президентом было замечено, что развитие системы строительства и комплексного улучшения жилищных условий в стране требует значительного укрепления института взаимодействия бизнеса и органов власти. Очевидно, обеспечение беспрепятственного и планомерного процветания отрасли возможно только при достижении паритета интересов сторон. Достижение данного условия требует интеграции новых методов взаимодействия сторон, ликвидации коммуникативных барьеров и реализации стандартов информационного общества. Способность власти создавать необходимые условия для улучшения предпринимательских условий, а также оказывать помощь в реализации инновационных и перспективных бизнес-проектов есть важнейшее условие для улучшения качества возводимого жилья, преобразования строительного ландшафта городов Российской Федерации, а также удовлетворения запросов и нужд граждан в современном и комфортабельном жилье.
Таким образом, в условиях интенсивного развития отрасли жилищного строительства и необходимости достижении стратегических задач, поставленных президентом РФ, тема данной работы является актуальной.
Цели, озвученные президентом, наталкивают автора на необходимость исследования того, насколько совершенной является действующая система взаимодействия бизнеса и власти. Насколько вероятным является осуществление важных стратегических задач и показателей при текущем состоянии взаимоотношений между субъектами. Какие проблемы наличествуют в отношениях субъектов, препятствующие развитию отрасли.
Гипотеза
Предварительный анализ позволяет автору полагать, что сегодня в России между строительным бизнесом и органами, представляющими власть, наличествует ряд негативных факторов, препятствующих улучшению предпринимательского климата и, тем самым, сдерживающих развитие строительной отрасли. В выведении данной гипотезы автор прежде всего исходит из позиции Национального объединения застройщиков жилья, члены которой в качестве приоритетного направления деятельности на ближайшие годы видят преодоление проблем в отношениях с государственной властью. Показательным является позиция России в рейтинге Doing Business. По показателю разрешений, полученных на строительство за один год, Россия занимает в данном табеле 115 место. По уровню наличия свобод бизнеса – 153 место.
Важным является определение среды исследования. В качестве региона, применительно к которому будет осуществляться исследование, автор выбрал город Санкт-Петербург. В мегаполисе строительство объектов жилой недвижимости в последние годы отличается положительной динамикой роста. Совершенствование жилищного ландшафта и улучшение условий для ведения бизнеса являются одними из ключевых направлений стратегии экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года.
Автор ставит целью работы анализ проблем взаимодействия строительных компаний и органов власти Санкт-Петербурга в рамках развития системы жилищного строительства, а также совершенствования предпринимательского климата.
Объектом исследования является система взаимодействия строительных организаций, осуществляющих возведение объектов жилой недвижимости, с органами власти Санкт-Петербурга. Предметом – методы и основные формы взаимодействия сторон в рамках преодоления проблем строительства жилья и улучшения условий ведения бизнеса.
Реализация цели, поставленной автором, требует решения следующих задач:
1. Осуществление теоретического исследования с целью выявления основных методов и подходов к взаимодействию бизнес-структур с органами власти;
2. Выявление проблем, характерных для жилищного строительства в Санкт-Петербург, а также системы взаимодействия строительных компаний и органов власти;
3. Рассмотрение процедур, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга с целью стимулирования жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса.
4. Выявление актуальных форм взаимодействия строительного бизнеса и органов власти;
5. Рассмотрение инновационных технологических форм взаимодействия, способствующих оптимизации строительного бизнеса;
6. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках реформирования строительного законодательства;
7. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках развития социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
8. Определение степени и характера влияния гражданской инициативы на процессы, связанные с совершением жилищного строительства.
Выделение последней задачи опосредовано тем, что в послании президента было отмечено, что решающая роль в определении вектора развития городской среды отводится гражданам России. Именно население страны формирует будущий облик городов. Это значит, что бизнес и власть должны прислушиваться к позиции населения, тем самым, выступая субъектами, обслуживающими гражданский запрос.
В настоящее время тема взаимодействия строительных компаний и органов власти в сфере жилищного строительства не является научно популярной, что наделяет работу автора чертами уникальности и научной новизной.
Теоретический базис работы формируют следующий труды: «GR-связи с государством» Сморгунов Л.В., «GR и лоббизм: теория и технологии» под редакцией Ачкасовой В.А., Митусова И.Е., Филатовой О.Г., «GR и лоббизм» Меньшенина Н.Н, Пантелеева М.В, А. В., «Лоббизм» Павроз А.В., «Практикум по лоббизму в России» Толстых П.А., «Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations» Морозов В.А.
Поскольку автор намерен рассматривать взаимоотношения выделенных субъектов в контексте реформирования действующего строительного законодательства, в качестве источников будут выступать нормативные акты, регулирующие отрасль. В частности, большое внимание будет уделено структуре Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В качестве эмпирических методов исследования автором будут использованы:
Экспертное интервью с представителями строительной отрасли;
Анализ вторичных данных. Рассмотрение данных аналитических служб, рейтингов, отчетов профильных комитетов и профессиональных объединений, а также экспертных позиций;
Анализ содержания документов: текстов нормативных актов, регулирующих жилищное строительство, положений стратегий и программ развития, материалов заседаний межведомственных рабочих групп, описаний специальных проектов;
Кейс-метод: рассмотрение механизма реализации проектов, инициированных при содействии застройщиков и Правительства Санкт-Петербурга.
Положения, выносимые на защиту
Автором установлено, что активному росту темпов введения в эксплуатацию жилых объектов в Санкт-Петербурге в значительной степени способствовало укрепление системы взаимодействия представителей бизнеса и органов власти Санкт-Петербурга, а также работа администрации города по стимулированию жилищного строительства. Автор выделяет следующие факторы, которые определяют успешность развития отрасли:
1. Инициатива и личное участие высших должных лиц в разработке и реализации проектов и мероприятий, направленных на стимулирование строительной сферы и укрепление института взаимодействия бизнеса и власти.
С 2014 года Правительством Санкт-Петербурга осуществляется реализация задач, заложенных в стратегию экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года, которая была разработана по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга, Г.А. Полтавченко. Стратегия предполагает осуществление ряда программ, ориентированных на инвестиционное и технологическое обеспечение процессов жилищного строительства, а также на улучшение условий для ведения бизнеса.
Под руководством Г.А. Полтавченко сегодня ведет свою деятельность штаб по улучшению условий ведения бизнеса. Вице-губернатором Санкт-Петербурга, И.Н. Албиным, осуществляется контроль за рабочей группой «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Группа более чем на 80% состоит из представителей строительного сектора. Одновременно с этим, И.Н. Албин является председателем Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга.
2. Успешность внедрения форм межгруппового взаимодействия.
Эффективность работы группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» определяется положительным ростом важных показателей. за несколько лет была существенно снижена продолжительность ожидания выдачи разрешений на строительство: с 237 дней до 90. Скорость осуществления процедур, связанных с правительственным администрированием строительных проектов увеличилась на треть. Удалось достигнуть сокращения количества дней, необходимых для подключения объектов к сетям инженерной инфраструктуры: с 283 дней до 81. Значительно увеличилась и энергоэффективность объектов.
Помимо этого, при сотрудничестве правительства и предпринимателей в кратчайшие сроки была сформирована и доведена до законодателя консолидированная позиция города по внедрению поправок в Федеральный закон об участии в долевом строительстве.
3. Эффективное использования IT-разработок в рамках снижения количества административных барьеров. Благодаря введению Единой системы строительного комплекса удалось добиться 87%-го показателя удовлетворения заявок застройщиков и увеличения скорости принятия решения на 30%.
Однако, не смотря на достигнутые успехи, экспертами, принявшими участие в интервью, отмечается, что в системе взаимоотношений между классом застройщиков и Правительством Санкт-Петербурга наличествует ряд проблем, препятствующих развитию отрасли.
4. Наличие бюрократических процедур, нерегламентированных нормативными актами, которые приводят к временным и финансовым издержкам;
5. Необходимость в усилении роли органов власти в осуществлении контроля за ценообразованием на строительные материалы и ужесточением антимонопольного регулирования;
6. Наличие конфликта интересов в рамках развития строительства объектов социальной инфраструктуры. Условия государственно-частного партнерства, предложенные Правительством Санкт-Петербурга, не являются выгодными для всех сторон взаимодействия.
7. Избирательное применение требований и санкций закона по отношению к разным застройщикам.
В отношениях бизнеса и власти наблюдается принцип «фаворитизма», где застройщики, исполняющие правительственные заказы, пользуются большим расположением администрации города, а также в меньшей степени обременены государственным надзором.
8. Пренебрежение интересами застройщиков в угоду обеспечения безопасности участников долевого строительства.
Экспертами отмечено, что сегодня вектор реформирования законодательства и отрасли жилищного строительства в целом, определяется требованиями 1-2% процентов обманутых дольщиков. Что зачастую приводит к деструктивным реформам и существенному ухудшению условий для ведения строительного бизнеса. Правительство склонно выступать на стороне граждан, стремясь сохранить свою репутацию. Вышеизложенное означает, что репутация застройщика является важнейшим фактором взаимовыгодного сотрудничества с властью.
Целью работы являлось осуществление анализа проблем взаимодействия строительных компаний и органов власти Санкт-Петербурга в рамках развития системы жилищного строительства, а также улучшения предпринимательского климата. Работа состоит из двух глав. Теоретической – в рамках которой автором были рассмотрены основные подходы к взаимодействию сторон, а также практической, которая содержит в себе анализ опыта сотрудничества застройщиков и органов власти Санкт-Петербурга в контексте совершенствования системы жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса.
Достижение поставленной автором цели требовало решения восьми ключевых задач. Автор предлагает описать основные выводы работы, применительно к каждой из них.
1. Осуществление теоретического исследования с целью выявления основных методов и подходов к взаимодействию бизнес-структур с органами власти.
В тексте первой главы предложено описание коммуникационных концепций, включающих в себя различные методы, используемые при осуществлении взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Автором было описано два актуальных подхода: Government relations и лоббизм. Обращение к тому или иному подходу зависит от целей бизнес-субъекта, факторов внешней среды, специфики бизнеса, а также срочности принятия мер, направленных на удовлетворение нужд компании.
Разница между Government relations и лоббизмом опосредована конечной целью их использования. Технологии GR эффективны в рамках установления долгосрочных и взаимовыгодной отношений с органами власти, тогда как конечной целью лоббиста является склонение определенных лиц принять решение в интересах компании, либо отрасли.
2. Выявление проблем, характерных для жилищного строительства в Санкт-Петербурге и системы взаимодействия строительных компаний и органов власти.
В ходе исследования было выявлено, что в последние несколько лет рынок отличается положительной динамикой темпов ввода объектов жилой недвижимости в эксплуатацию. В 2017 году, по сравнению с 2016, рост составил 21%. Застройщикам и Правительству Санкт-Петербурга также удалось достигнуть роста объёмов строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнёрства.
Однако сегодня для Санкт-Петербурга актуальны проблемы взаимодействия бизнес-субъектов с администрацией города, в их числе: наличие большого количества административных барьеров, бюрократических процедур, неустановленных законодательством, значительно замедляющих процесс получения разрешения на строительство, нестабильность законодательства и хаотичное применение санкций по отношению к разным застройщикам. Экспертами, принявшими участие в интервью, отмечалось, что индустрия нуждается в моратории на изменение строительного законодательства. Частые изменения законодательных требований к осуществлению строительных проектов требуют серьезных временных и финансовых затрат на адаптацию, что неминуемо ведет к возникновению значительных издержек, влекущих за собой удорожание строительных работ и, как следствие, рост цен на квадратный метр.
3. Рассмотрение процедур, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга с целью стимулирования жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса. 4. Выявление актуальных форм взаимодействия строительного бизнеса и органов власти.
Развитие системы жилищного строительства и укрепление института взаимодействия бизнеса и власти реализуется при непосредственном участии Губернатора Санкт-Петербурга, Г.С. Полтавченко и аппарата вице-губернатора, И.Н. Албина.
Совершенствование системы жилищного строительства осуществляется как при помощи законодательной инициативы, так и при помощи разработки и дальнейшей реализации специальных стратегий и дорожных карт, разработанных в том числе при участии представителей бизнеса. В 2014 году Г.С. Полтавченко инициирована «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года», в рамках которой запланирована реализация трех программ, ориентированных на комплексное развитие территории и улучшение условий ведения бизнеса. Благодаря распоряжениям, издаваемым на местном уровне, удалось достигнуть уменьшения количества дней, необходимых для подключения к сетям инженерной инфраструктуры: с 283 дней до 81. Значительно повысилась и энергоэффективность объектов.
Так, созданной по инициативе И.Н. Албина рабочей группе по улучшению предпринимательского климата, преимущественно состоящей из представителей профессионального сообщества и органов местной власти, за несколько лет удалось добиться существенного прогресса в решении проблем отрасли. Значительно снижена продолжительность ожидания выдачи разрешений на строительство: с 237 дней до 90. Скорость осуществления процедур, связанных с правительственным администрированием строительных проектов, увеличилась на треть.
5. Рассмотрение инновационных технологических форм взаимодействия, способствующих оптимизации строительного бизнеса.
В укреплении сотрудничества застройщиков и власти немаловажна роль информационных технологий. После внедрения Единой системы строительного комплекса, созданной по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга, удалось в несколько раз уменьшить количество барьеров, отмеченных экспертами. Благодаря системе, стало возможным удовлетворение 87% обращений застройщиков, подаваемых за год.
6. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках реформирования строительного законодательства. 7. Определение степени и характера влияния гражданской инициативы на процессы, связанные с совершением жилищного строительства.
Установлено, что участие высших должностных лиц города в продвижении инициатив предпринимателей является положительной отличительной чертой Санкт-Петербургского опыта сотрудничества бизнеса и власти. Благодаря им, в кратчайшие сроки до законодателей была доведена консолидированная инициатива органов власти и застройщиков по внедрению изменений в Федеральный закон об участии в долевом строительстве.
Однако из проведенного интервью с экспертами удалось установить, что реформирование закона зачастую осуществляет под диктовку требований обманутых участников долевого строительства, доля которых от общего количества дольщиков составляет не более 2%. Представители отрасли сходятся во мнении, что это является причиной ощутимого и необоснованного ограничения условий ведения бизнеса, что неизбежно отражается на стоимости реализуемого жилья.
8. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках развития социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Ранее Правительству Санкт-Петербурга и местным застройщикам удалость достигнуть больших успехов в строительстве объектов социальной инфраструктуры. Но в 2017 году правительству города и предпринимателям не удалось прийти к согласию при создании фонда на строительство социальных объектов. Проблема заключается в завышенных параметрах тарификации взносов застройщиков. Комментируя данную проблему, GR-специалист «СПБ-Реновация», Ефремов В.Л. заявил, что бизнес перегружен обязательствами, ответственность за исполнение которых должен нести город. Однако сегодня застройщики вынуждены идти на сделку с правительством, поскольку подобное сотрудничество позволяет застройщикам заручиться необходимой поддержкой администрации, а также лиц, принимающих решения.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!