Женское образование в ренессансной Италии
В данной работе рассматриваются проблемы женского образования и воспитания эпохи раннего Возрождения. Автор использует в своем исследовании итальянские источники XIV- XV веков, которые позволяют выявить корни проблем, связанных с положением женщин, их образованием и воспитанием. Путем сопоставления женского образа в городской и гуманистической литературе, анализа творчества Кристины Пизанской, Изотты Ногарола, Лауры Череты и Кассандры Феделе выявляются представления современников о женском воспитании и образовании в Италии XIV–XV вв.
Традиционно, эпоха итальянского Возрождения, датируемая XIV-XVI веками, ассоциируется у нас с такими громкими именами и признанными талантами мирового масштаба как: Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Раннее Возрождение (XIV- XV вв.) становится временем формирования основных принципов гуманистического мировоззрения, переосмысления этических и эстетических идеалов. В этот период нарастает интерес к достижениям античной культуры, происходит переоценка предназначения человека, делаются огромные сдвиги в его воспитании и образовании. Потребность в воспитании нового человека исходит из среды гуманистов, из правящей верхушки городов и из торгово-предпринимательских кругов. Все эти кардинальные перемены в мироощущении сопровождаются созданием новых гуманистических принципов образования на основе провозглашенной Петраркой программы studia humanitatis
На протяжении средних веков женщина играла роль невесты, жены, матери, вдовы. Образование женщины предполагало в первую очередь воспитание женщины. Эти два термина и в эпоху Возрождения остаются почти тождественными. Вместе с тем огромный интерес представляет переосмысление места женщины в образовательном процессе в эпоху раннего Возрождения.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом раннего Возрождения в Италии (с 40 – е гг. XIV – до конца XV века). Данные хронологические рамки обусловлены исключительной важностью и ролью данного периода в формировании идей воспитания, рождением гуманистической педагогике и деятельности первых итальянских женщин-гуманисток.
Источники. В данный работе использован широкий круг разнообразных источников, которые мы условно разделили на три группы, связанные с проблемами, рассматриваемыми в соответствующих главах данного исследования.
К источникам первой группы относятся произведения, относящиеся к различным жанрам городской литературы ( трактаты, хроники, новеллы). Важнейшим источником является морально – этический трактат «Книга о добрых нравах» купца Паоло да Чертальдо, характеризующий отношение к женскому образованию представителя богатых пополанов Флоренции середины XIV в. Специфику пополанской психологии хорошо иллюстрирует другой важный источник этого периода – семейная хроника Бонаккорсо Питти. Огромную популярностью в литературе Треченто приобретают новеллы, в том числе гуманистические. Так, для нашей работы важнейшими источниками являются сочинения Джованни Боккаччо: новеллы «Декамерона» и «Ворон» , а также новеллы Франко Саккети .
Вторая группа представлена произведениями гуманистов XV века. Среди ключевых источников отметим: трактат «О научных и литературных занятиях» Леонардо Бруни и трактат «О семье» Леона Баттисты Альберти. Среди ряда работ педагогической направленности следует также назвать трактат «Рассуждение об управлении семьёй» Аньоло Пандольфини, который позволяет нам рассматривать женское образование и воспитание в контексте жизни итальянского города XV века .
Третья группа источников представлена преимущественно произведениями «женского» авторства. Особое место среди них занимает сочинение Кристины Пизанской «О Граде женском». Данный труд проливает свет на истоки европейского феминистского движения. Речи, сочинения и письма публичного и частного характера трех представительниц итальянской интеллектуальной элиты XV века – Изотты Ногарола, Лауры Черета, Кассандры Феделе – позволяют нам глубже взглянуть на то, каким образом женщины видели образование, как они оценивали свои знания. Изотта Ногарола представляет свои взгляды на женское образование в трактате «О равном и неравном грехе Адамы и Евы», а также в своей «Элегии во славу Кианского». Переписка гуманисток позволяет увидеть, как женщины отстаивали свое право на образование. К таким источникам отнесем эпистолярное наследие Лауры Черета, Кассандры Феделе. Эти женщины оставили после себя сочинения, имевшие большой общественный резонанс. Так, в публичном письме, адресованном Бибуло Семпронию, Лаура Черета защищала женское образование. До нас дошли речи Кассандры Феделе, в которых прослеживается любопытная позиция автора на тему возможностей образованной женщины.
Историография. Проблемам воспитания и образования в эпоху Возрождения посвящено большое количество работ западных и отечественных исследователей, но только во второй половине XX века, в связи с развитием гендерной истории, начинают появляться труды, касающиеся женского воспитания и образования, «женского» вопроса в эпоху Возрождения. Бурную полемику, в частности, вызвала статья Джоан Келли «Было ли у женщин Возрождение?», в которой сам принцип распространения гуманистического мировоззрения на женщин был подвергнут сомнению. Вопросы женского образования продолжали бурно дискутироваться в научной литературе конца XX века. П. Лебелм выпускает сборник, в котором анализируется соотношение женского образования и гуманизме во всей Европе. К. Джордан, к примеру, в своей работе приходит к выводу, что женщинам эпохи Ренессанса удалось получить отклик на свои претензии в области политико-правовых отношений, но фундаментального социального сдвига не произошло. Выделим также важнейшую статью Х. Паркера. Автор выделил девять факторов, которые позволяли женщинам получать образование, среди них особо стоит отметить высокое социальное положение, наличие мужчины в семье, оказывающего поддержку и протестантское вероисповедание для более поздних времен. Й. Маклин в своем исследовании изучал преемственные связи между средневековьем и эпохой Возрождения. В работе он доказывал, что взгляд на женщину выстраивался с помощью образов, созданных правоведами, медиками и философами средневековья, которые соединялись с традицией античности. В исследованиях Пауля Оскара Кристеллера, Маргарет Кинг и Лизы Жардин особая роль была уделена жизни и биографиям образованных женщин эпохи Возрождения. Р. Блэк в работе, посвященной воспитанию и образованию во Флоренции этого периода, анализирует тенденции развития образования и приходит к выводу о быстрых темпах развития женского образования и новых тенденциях в воспитании девочек, сформировавшихся в XIV-XV вв.
Среди трудов отечественных исследователей этого времени, касающихся проблем образования и воспитания в период итальянского Возрождения следует отметить работы А.Я. Гуревича, М. Л. Абрамсона, И.А. Красновой. Работа Л.М. Брагиной содержит основной вывод о недопустимости прямых сопоставлений социальной психологии горожан и идей гуманизма, данный тезис особенно важен в контексте нашей работы.
Стоит заметить, что в российской историографии относительно с недавних пор развивается гендерная проблематика. « Женским» темам посвящены работы А. Л. Ястребицкой, Н.Л. Пушкаревой и Л. П. Репиной.
Среди современных историков вопросами образования и воспитания традиционно занимаются представители Ивановского государственного университета, а также московские исследовательницы. Из трудов, рассматривающих женское образование и воспитание, следует выделить работы Н.В. Ревякиной и Т.Б. Рябовой. Н. В Ревякина в своих работах поднимала вопрос гуманистического воспитания и образования.Автор разбирает формы и методы преподавания в эпоху Возрождения. Особую роль она отводит семье, воспитании детей, в том числе девочек. В своем исследовании автор отмечает, что в конце XIV–начале XVобучение девочек начинает становится нормой. Гуманистическое воспитание автор рассматривала через призму известных гуманистов – педагогов: Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре . Вопрос педагогическая деятельности гуманистов поднимается также в работе Девятайкиной Н.И .
Особый вклад в изучение женского образования и воспитания внесла Т.Б. Рябова. В её ключевой работе «Женщина в истории западноевропейского средневековья» рассматриваются проблемы восприятия женщин на протяжении всей эпохи, автор с помощью различных источников показывает, какие изменения претерпевало положение женщины в семье и браке, а также в общественной жизни. Т.А. Мельникова в своих статьях на флорентийском материале доказывает, что для эпохи раннего Возрождения характерен подъем культуры воспитания.
Спору вокруг «Романа о розе» посвящена статья Тогоевой О.И. Автор сопоставляет письма оппонентов и приходит к выводу, что в эпистолярном творчестве между мужчинами и женщинами, действительно, существовали лингвистические различия.
Современный исследователь И.А. Ануприенко посвятила свою научную деятельность изучению обыденного восприятия женщин в городской среде. Автор, констатирует частичный процесс реабилитации женской природы. Данные изменения автор связывает с возрастанием значения малой семьи и специфики городского сообщества.
Целью данной работы является выявление представлений современников о женском воспитании и образовании в Италии XIV–XV вв. Постановка данной цели предполагает решение следующих задач исследования:
Выявить взгляды авторов произведений эпохи раннего Возрождения, представляющих разные жанры городской литературы по вопросам женского образования и воспитания; определить компоненты традиционного и нового в их сочинениях;
Рассмотреть основные тенденции во взглядах на женское образование в гуманистической среде XV века, в том числе, проанализировать взгляды Л. Бруни и Л. Б. Альберти;
Проанализировать взгляды самих женщин –гуманисток на проблемы женского образования, а также их рефлексию относительно собственного положения в обществе.
Актуальность подобного исследования обусловлена задачами современной науки, уделяющей большое внимание проблемам образования женщин в обществе, в том числе, в рассматриваемую эпоху. Изменения, происходящие в современной культуре, смена социальных ролей мужчины и женщины заставляют ученых искать истоки подобных тенденций в историческом прошлом. Изучение эпохи Ренессанса в данном контексте позволяет выявить корни проблем, связанных с положением женщин, их образованием и воспитанием. Исследование проблем женского образования и воспитания в эпоху Ренессанса является ценным опытом для современной практической педагогики.
Новизна квалификационной работы заключается в сопоставлении и анализе разных групп источников, выявление взглядов их авторов – представителей и представительниц культуры эпохи итальянского раннего Возрождения – на проблемы женского образования, определении общих тенденций в представлениях о женском образовании этого периода, выявлении «общего» и «особенного» в представлениях отдельных авторов.
Объектом исследования является образование женщин в Италии XIV–XV вв. Взгляды и представления отдельных авторов – представителей разных социальных групп и полов по вопросам женского образования и воспитания стали предметом исследования.
В основу методологии исследования положены следующие общенаучные принципы: историзма, объективности и системности. Принцип историзма подразумевающий изучение явления в его развитии, позволяет рассмотреть представления выбранных авторов в контексте исторического развития XIV-XV вв. Принцип объективности предполагает изучение женского образования эпохи Ренессанса в рамках общественных представлений данной эпохи. Принцип системности предполагает комплексное восприятие взглядов авторов выбранных сочинений, как отдельных частей целостного явления.
Работа состоит из введения, заключения и трех глав, соответствующих решению поставленных задач.
Обращение к данной теме было предпринято с целью исследования представлений о женском образовании в Италии XIV– XV вв. В ходе работы были проанализированы три условно выделенные группы источников. К источникам первой группы относятся произведения, относящиеся к различным жанрам городской литературы ( трактаты, хроники, новеллы). Важнейшим источником является морально – этический трактат «Книга о добрых нравах» купца Паоло да Чертальдо, характеризующий отношение к женскому образованию представителя богатых пополанов Флоренции середины XIV в. Специфику пополанской психологии хорошо иллюстрирует другой важный источник этого периода – семейная хроника Бонаккорсо Питти. Огромную популярностью в литературе Треченто приобретают новеллы, в том числе гуманистические. Так, для нашей работы важнейшими источниками являются сочинения Джованни Боккаччо: новеллы «Декамерона» и «Ворон» , а также новеллы Франко Саккети .
Вторая группа представлена произведениями гуманистов XV века. Среди ключевых источников отметим: трактат «О научных и литературных занятиях» Леонардо Бруни и трактат «О семье» Леона Баттисты Альберти. Среди ряда работ педагогической направленности следует также назвать трактат «Рассуждение об управлении семьёй» Аньоло Пандольфини, который позволяет нам рассматривать женское образование и воспитание в контексте жизни итальянского города XV века .
Третья группа источников представлена преимущественно произведениями «женского» авторства. Особое место среди них занимает сочинение Кристины Пизанской «О Граде женском». Данный труд проливает свет на истоки европейского феминистского движения. Речи, сочинения и письма публичного и частного характера трех представительниц итальянской интеллектуальной элиты XV века – Изотты Ногарола, Лауры Черета, Кассандры Феделе – позволяют нам глубже взглянуть на то, каким образом женщины видели образование, как они оценивали свои знания. Изотта Ногарола представляет свои взгляды на женское образование в трактате «О равном и неравном грехе Адамы и Евы», а также в своей «Элегии во славу Кианского». Переписка гуманисток позволяет увидеть, как женщины отстаивали свое право на образование. К таким источникам отнесем эпистолярное наследие Лауры Черета, Кассандры Феделе. Эти женщины оставили после себя сочинения, имевшие большой общественный резонанс. Так, в публичном письме, адресованном Бибуло Семпронию, Лаура Черета защищала женское образование. До нас дошли речи Кассандры Феделе, в которых прослеживается любопытная позиция автора на тему возможностей образованной женщины.
Анализ этих источников привел к следующим выводам:
Выявление взглядов авторов сочинений, представляющих разные жанры городской литературы по вопросам женского образования и воспитания показало, что в городской литературе XIV – начала XV вв. относительно образования и воспитания женщин мы можем выделить следующие ведущие тенденции. Наиболее традиционным выглядят взгляды представителей купеческих кругов и аристократии. Паоло да Чертальдо смотрит на женщину, как на человека, воспитанием которого должен заниматься мужчина. Паоло да Чертальдо считал нужным давать женщинам домашнее образование: женщина должна владеть минимальными навыками письма, чтения, вышивания. И если Паоло да Чертальдо дает минимальную характеристику женскому образованию и воспитанию, то во взаимоотношениях с женским полом в Питти говорила купеческая прагматичность. Женщина – это возможность улучшить свое экономическое благосостояние и продолжить род. Вместе с тем, в данных сочинениях показан новый, иной взгляд на женщину. В ней данные авторы видят супругу, которой нужен обеспечить все комфортные условия пребывания в семье.
В новеллах Боккаччо и Саккетти наблюдаются более существенные подвижки в пользу женского образования и воспитания. Оба автора, обрисовывая своих персонажей в новеллах, демонстрируют женщин с высокими интеллектуальными способностями. Эрудированность, знание гуманитарных дисциплин на страницах новелл сопутствуют женщин воспитанных, хранящих свою честь. Гуманист Боккаччо свое повествование передает устами образованных женщин. К женскому образованию Боккаччо выдвигает обширные требования: она должна быть хороша собой, превеликой искусницей в любом рукоделии, как, например, вышивании шелком, благовоспитнной, находчивой, сообразительной, прекрасно ездит верхом, обращаться с ловчей птицей, читать, писать и считать не хуже любого купца. Таким образом, авторы новелл поддерживают женское образование, но при условии, что женщина почтительно и уважительно относится к мужчинам.
Таким образом, в городской литературе преобладает патриархальный взгляд на женское образование: ответственность за образование женщин возлагается авторами на мужчин, во всех описаниях женщин в наших источниках образованные женщины находятся в тесной взаимосвязи с мужчиной. Чертальдо и Питти в вопросах женского образования и воспитания остаются традиционными. Элементы нового отношения транслируют новеллы: в них женщины предстают сообразительными и хитрыми героинями, значительных уровень образованности которых предстает перед читателями открыто. Несмотря на своей противоречивое отношению к женщинам, именно Боккаччо транслирует элемент нового отношения к женскому образованию и воспитанию. Саккетти, безусловно, придерживается подобного отношения к женскому образованию, но в своих рассуждениях он более приземлен.
2. Рассмотрение основных тенденций во взглядах на женское образование в гуманистической среде XV века показало , что взгляды двух известных гуманистов: Леонардо Бруни и Леона Батисты Альберти на женское образование и воспитание знаменуют собой основные тенденции в отношении к женскому образованию. Отношение гуманистов к женскому образованию и воспитанию, как ни парадоксально, самое противоречивое, даже можно сказать полярное. Так, Леонардо Бруни предлагает женщинам вполне конкретную программу изучения studia humanitatis. Образование для Бруни обладает общезначимой ценностью, а изложение подобной программы означает, что Бруни видит в женщине равного участника образовательного процесса. С другой стороны, Альберти смотрит на женщину в контексте репродуктивных функций, брачных отношений. Но в его общие представления о женском образовании и воспитании, внедряются новые черты. Воспитание женщины, по представлению Альберти, должно быть основано на уважительном, мягком отношению к ней, какой бы она не была, однако в браке приоритет отдается женщинам образованным. Таким образом, гуманистическая литература «мечтает» об образованной женщине. Воплощением этих мечтаний становится отчасти гуманистическая педагогика XV века: школы Витторино да Фельтре и Гуарино да Верона.
3.Кристина Пизанской своей жизнью и творчеством начинает «борьбу» за женское образование. Своей интеллектуальной деятельностью она зарабатывала на жизнь, также как и остальные гуманистки доказывала важность женского образования, но при сопоставлении творчества Кристины и других гуманисток, голос Кристины звучит очень дерзким. Таким образом, итальянское общество эпохи Ренессанса выступает готовым к принятию образованных женщин, но эта женщина должна быть четко вписана в иерархию патриархальных ценностей. Анализ биографий и взглядов самих итальянских женщин-гуманисток: Лауры Черета, Кассандры Феделе, Изотты Ногарола на проблемы женского образования, привел к выводам о том, что в XIV- XV вв. дорога к образованию прокладывалась путем отказа от брачных отношений. Либо вдовство, либо добровольный отказ от брака позволил данным женщинам заниматься научной деятельностью, получить известность своею образованностью. Подобный выбор между браком и образованием не всем давался легко. Если, например, Лаура Черета, Кассандра Феделе, Кристина Пизанская в публичную деятельность вступают в статусе «вдов», и итальянское общество приемлемо относится к подобным метаморфозам, то в случае Изотты Ногарола отсутствие брачных отношений вызвало со стороны общества Венеции ярую критику, вынудившую гуманистку покинуть город. Таким образом, образ женщины связанной с мужем, показанный при анализе городской и гуманистической литературы соответствует реальному положению вещей. «Идеальный» способ для женщины заниматься научной деятельностью – овдоветь.
Об изменении позиции по поводу женского образования, свидетельствует тот факт, каким образом гуманистки получили образования. Все четверо получили домашнее образование, и весьма показательно, что огромную роль в становлении гуманисток как образованных женщин сыграли они выросли в семьях с разным достатком, что также доказывает улучшение ситуации с женским образованием. Парадоксально, но в некоторых случаях, например в случае с Кристиной Пизанской именно матери гуманисток выступали противниками изучения девушками гуманитарных наук.
Творчество Лауры, Кассандры, Изотты хоть и изобилует тоном смирения, но (как нам кажется) данный тон использовался женщинами-гуманистками целенаправленно. Особенно сильно чувствуется это у Кассандры Феделе, что неудивительно, ведь она выступала в закрытом для женщин университетском сообществе. Также анализ творчества и биографии показал, что ограниченный доступ к университетской среде женщины имели. Кассандра Феделе в первый раз выступала в университете, поздравляя своего брата, Кристина Пизанская рассказывает нам о дочерях, которые замещали на занятиях своего отца. Лаура Черета и Изота Ногарола отстаивали право женщин на образование, используя онтологические доказательства. Природа женщина для данных авторов не должна быть препятствием в познании мира, и не должна восприниматься обществом так.
Источники.
Alessandra Scala. Alessandra Scala to Cassandra Fedele // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 87
Cereta L. Letter to AugustinusAemilius, Curse Against the Ornamentation of Women// // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. C.77-80
Fedele C.C. Fedele to Alessandra Scala// // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 88
Fedele C.Angelo Poliziano to Cassandra Fedele, a most learned Venetian Maiden: Encomium. // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 127 ;
Fedele C.Girolamo Campagnola to Cassandra Fedele. // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 128 -129;
Fedele C. Oration of Cassandra Fedele, Maiden of Venice, in the University of Padua, for BertucioLamberto, Canon of Concordia, Receiving the Honors of the Liberal Arts // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 70-73
Fedele C. Oration of Cassandra Fedeleto the Ruler of Venice, Francesco Venier,on the arrival of the most serene Queen of Poland. // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 49;
Fra Tommaso of Milan, Order of Preachers, to Laura Cereta // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 124-125;
Fra Tommaso of Milan, Order of Preachers, to Silvestro Cereta, Father of Laura Cereta // Her immaculate hand: selected works by and about the women humanists of Quattrocento Italy / Ed. M. King. New York, 1992. P. 122-123
Альберти Л. Б. Книги о семье / Пер. М. А. Юсима М., 2008.
Боккаччо Д. Декамерон. Эксмо., 2015
Бруни Л. О научных и литературных занятиях / Пер. Н.В. Ревякиной // Шестаков, В.П. Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981.C. 53-65
Веджо М. О воспитании детей и их достойных нравах // Н.В.Ревякина. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI Вв.) [Сборник Переводы]. СПб. М. 2015 С. 138 – 148
Верджерио П.П. О благородных нравах и свободных науках // Н.В.Ревякина. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI Вв.) [Сборник Переводы]. СПб. М. 2015 С. 66-68
Ногарола И. Трактат о равном и неравном грехе Адамы и Евы // Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново. 1999. 179-194;
Ногарола И. Элегия во славу поместья Кианского. // Север Г. М., Пономарева С. А., 2009
Пизанская К. О граде женском. // Бессмертный Ю.Л. “Пятнадцать радостей брака”, и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. М: Наука, 1991. С. 218-25
Пизанская К. Песнь о Жанне д`Арк. [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XV/1420-1440/Christine_de_Pizan/frametext.htm])
Пикколомини Э. С. О воспитании детей // Н.В.Ревякина. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI Вв.) [Сборник Переводы]. СПб. М. 2015.С. 149 – 156
Черета Л. Бибуло Семпронию. В защиту свободного образования для женщин// Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново. 199. С. 203-209, С. 206;
Черета Л. Луцилии Вернакуле. Против женщин, порочащих ученых женщин// Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья, Иваново. 1999. С.200-202
Чертальдо Паоло. Книга о добрых нравах/ Пер. с итал. И.А. Красновой // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., 1996. С. 321-365.
Пандольфини Аньоло. Рассуждение об управлении семьей/ Пер. И. Некрасова // Домострой Сильвестровского извода. СПб., 1902. С. 96-102
Петрарка Франческо. О невежестве своем собственном и многих других. // . Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI Вв.) [Сборник Переводы] СПб. М., 2015. С. 30-31
Феделе К. Речь в похвалу свободных искусств. // Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново. 1999.С.195-199;
Саккетти Ф. Новеллы. М.- Л.: Изд-во АН, 1962.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!