Психологические факторы саморазвития и самообразования взрослых

Живакова Мария Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено выявлению особенностей самообразовательной и саморазвивающей активности у взрослых людей. В исследовании приняли участие взрослые люди, в возрасте от 22 до 58 лет, получающие дополнительное образование: слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета философии и политологии, отделения конфликтологии (3 человека); студенты отделения ДО «Университета технологии и дизайна» (13 человек); слушатели учебного центра «Базис» (36 человек); слушатели вечерних курсов «Института иностранных языков» (14 человек); слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета психологии (15 человек). Самообразовательная активность участников исследования и их психологические характеристики изучались при помощи специально разработанной анкеты самообразовательной/саморазвивающей деятельности и стандартизированных психологических методик (методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда, Е. А. Голынкина; опросник дифференциации направленной субъектной активности В.И. Гинецинского; методика Ш.Шварца на изучение ценностей личности и их анализа на уровне личности; диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина). В результате исследования были выявлены факторы, индуцирующие саморазвитие у взрослых, а также изучена различная степень включенности испытуемых в самообразовательную активность. Ключевые понятия: саморазвитие, самообразовательная активность, предикторы самообразовательной деятельности, степень вовлеченности в самообразовательную деятельность.

Феномен саморазвития стал активно изучаться с начала 2000гг. Можно сказать , что теоретическая проблематика довольно хорошо разработана. Сложность состоит лишь в том, что у различных авторов нет единого терминологического инструментария для эмпирического исследования данного феномена.
В.И.Слободчиков, В.Г.Маралов, М.А.Щукина, М.И. Фризен, А.А.Деркач, Д.А.Леонтьев в своих работах с разных сторон рассматривают процесс самостоятельного развития человека. Анализ многочисленной отечественной и зарубежной литературы по этой проблематики показывает, что исследование предикторов саморазвития изучен недостаточно хорошо, что порождает проблему запуска процесса саморазвития.
Несмотря на наличие большого количества работ на эту тему в последнее время , саморазвитие как явление выступает в них как некая самоочевидная ценность, для раскрытия которой используются многочисленные психолигические методики.
Само по себе саморазвития и сопутствующие ему понятия остаются аюстракциями, требующими перевода в практическую плоскость.На наш взгляд, теоретические наработки советской психологии ( С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) и практика деятельностного подхода в психологии позволяют наиболее полно изучить данную проблематику.
Саморазвитие – целенаправленное изменение личности, осуществляемое управлением самой личности как субъекта развития. Субъектность личности играет здесь ключевую роль, т.к. способность быть субъектом свой жизни, быть автором изменений в собственной жизни актуализирует целый пласт личностных характеристик, которые традиционно понимаются как важнейшие критерии глубины и целостности личности.
Как правило, в актуализации саморазвития у отдельного человека заинтересованы педагоги, но здесь мы сталкиваемся как правило с изучением детской и пдростковой психики. Ряд статей посвящен саморазвитию студентов, что также говорит скорее о педагогической заинтересованности в успехах учащихся ( саморазвитие студентов ВУЗа). Психолого-педагогическое сопровождение – сфера наибольшей заинтересованности в саморазвитии. Здесь сходятся интересы педагога-психолога в развитии подопечного, заинтересованность образовательной системы в развитии сотрудника для повышения качества услуг и заинтересованность самого педагога-психолога в профессиональном и личностном развитии. В меньшей степени заинтересованность в саморазвитии проявляют общественные институты связанные с необходимостью развития и поддержки общественно значимых профессий – педагогов и врачей творческое саморазвитие учителя, саморазвитие медицинского работника).
Исследование саморазвития взрослых людей, находящихся вне структуры образовательный системы и не находящихся в профессиональной обусловленности саморазвития ( как педагоги, психологи, врачи) является сферой мало исследованной.
На наш взгляд исследование этого феномена заслуживает отдельного внимания так как концепция образования на протяжении всей жизни (Lifelong education) требует понимания какие механизмы позволяют взрослому человеку развиваться несмотря на повседневные противоречия. Практические наработки, большое количество разнообразных методик, помогающих человеку развиваться и становиться личностью, должны беть обоснованы эмпирическими исследованиями. Знание предикторов саморазвития позволяет на качественно ином уровне подбирать методы для актуализации самообразования взрослого человека.
Сморазвитие взрослого человека имеет свои проявления в реальной жизни. Потребности человека в развитии зачастую удовлетворяются самообразованием – приобретением систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала. Таким образом, самообразование является особым типом деятельности сопутствующим саморазвитию, детерминированным самом человеком и на всем его протяжении корректирующим его результат в соответствии с целями. В связи с этим, была выработана гипотеза о наличии личностных характеристик, которые обуславливают самообразовательную активность взрослого человека.
Целью исследования выступило изучение особенностей самообразования и саморазвития взрослых в контексте их активной повседневной жизни.
Объектом исследования стал процесс саморазвития и самообразования взрослых людей.
Предметом исследования стало изучение взаимосвязи личностных особенностей и степени включенности в самообразовательную деятельность.
В соответствии с целью исследования было необходимо решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной проблематике саморазвития и самообразования.
Найти методы изучения личностных характеристик взрослых.
Разработать анкету изучения самообразовательной деятельности взрослых людей.
На основе теоретического анализа организовать изучение испытуемых.
Провести анализ данных анкетирования.
Подобрать валидные методы эмпирического исследования.
Сопоставить данные анкетирования и данные писходиагостических методик для выявления значимых предикторов самообразовательной активности.
В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что существует такое сочетание личностных характеристик, которое обуславливает степень включенности взрослого человека в самообразование и саморазвитие.
Частные гипотезы:
Динамика включенности одного и того же человека в процесс саморазвития и самообразования различается в зависимости от уровня его самостоятельности/автономности и жизенстойкости.
Ключевыми личностными предикторами, обуславливающими уровень самообразования (степень включенности в процесс самообразования) и саморазвития (степень включенности в процесс саморазвития) является направленность субъектной активности и особенности самоактуализации личности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы: метод анкетирования и стандартные психодиагностические методики.
В исследовании принял участие 81 человек: слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета философии и политологии, отделения конфликтологии (3 человека); студенты отделения ДО «Университета технологии и дизайна» (13 человек); слушатели учебного центра «Базис» (36 человек); слушатели вечерних курсов «Института иностранных языков» (14 человек); слушатели отделения дополнительного образования СПбГУ, Факультета психологии (15 человек). Возраст участников – от 22 до 58 лет.
Структура диссертационной работы обусловлена логикой проведения исследования. В первой главе приведен теоретический обзор изучаемых феноменов, приведены данные исследований ученых в смежных областях. Рассмотрены различные подходы к изучению саморазвития и особенностей самообразования взрослых.
Во второй главе приведен обзор используемых методик и охарактеризована выборка испытуемых, выделены независимые переменные исследования.
В третьей главе приведены результаты и анализ эмпирического исследования.
В заключении диссертации сделаны общие выводы по проведенному исследованию.

В результате организации и проведения исследования можно заключить, что поставленные задачи научно-исследовательской работы решены полностью. Основная гипотеза исследования подтверждена.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в определении проявлений самообразовательной деятельности и саморазвития и в установлении предикторов самообразовательной активности взрослых людей.
Полученные данные могут быть использованы для актуализации саморазвития и самообразования взрослых. При системном подходе эти данные могут быть использованы для структурирования процесса развития взрослого человека и повышения качества жизни и благополучия взрослых.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Большая советская энциклопедия, т.22, М. 1975.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гинецинский В.И. Антропогогика. СпбГУ.2005.
Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.
Леонтьев А.Н О формировании способностей// Вопросы психологии. – 1960.
Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева, СПб.2005.
Маралов В. Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития // учеб. пособие для студентов пед. учреждений сред. проф. образования / В.Г. Маралов. Москва, 2004. Сер. Педагогическое образование (2-е изд., стер.)
Маралов В.Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (91). C. 72-76.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч., т. 3. М.,1955г.
Машарова Т.В. Развитие педагогических взглядов на сущность самообразования; самообразование как феномен в современной отечественной педагогике // материалы Межрегиональной научной конференции «Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития. Восточно-Европейский институт. 2017.
Низовских Н. А. Личностное саморазвитие человека: психосемантика и психотехника // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №7 С.182-183.
Плотницкая М.Р., Фризен М.А., Шучковская Е.С. Психологическая готовность личности к саморазвитию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 136-141.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики)// Вопросы психологии / №4. 1986.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Развитие субъективности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов ; под общ. ред. В. Г. Щур. — М. : Школа-Пресс, 2000.
Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.
Современная психология мотивации. Под.ред. Д.А.Леонтьева. М.Смысл- 2002.
Фризен М.А. // Психология саморазвития : монография /; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. .
Фризен М.А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии//Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки» №1, (21)2013.
Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009.С.154-164
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Ardelt, M. (2008). Self-development through selflessness: The paradoxical process of growing wiser. Transcending Self-Interest: Psychological Explorations of the Quiet Ego., 221–233.
Balan V. et al. Physical Education–Longlife Learning Factor //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Т. 46. – С. 1328-1332.
Bevitt, S. (2015). Assessment innovation and student experience: a new assessment challenge and call for a multi-perspective approach to assessment research. Assessment & Evaluation in Higher Education, 40(1), 103–119.
Brookfield S. The getting of wisdom: What critically reflective teaching is and why it’s important //Becoming a critically reflective teacher. – 1995. – С. 1-28.
Cremers, P. H., Wals, A. E., Wesselink, R., Nieveen, N., & Mulder, M. (2014). Self-directed lifelong learning in hybrid learning configurations. International Journal of Lifelong Education, 33(2), 207-232.
Dave R. H. (ed.). Foundations of Lifelong Education: Studies in Lifelong Education. – 2014.
Houston D. K. et al. A long‐term intensive lifestyle intervention and physical function: The look AHEAD Movement and Memory Study //Obesity. – 2015. – Т. 23. – №. 1. – С. 77-84.
Kim Koh, J. B., & Wang, Q. (2012). Self-development. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 3(5), 513–524. https://doi.org/10.1002/wcs.1187
Kitiashvili A., Tasker P. B. The relationship between attitudes, motives and participation of adults in continuing education: The case of Georgia. – 2016.
Kolb David A., Richard E. Boyatzis, and Charalampos Mainemelis. “Experiential learning theory: Previous research and new directions.” Perspectives on thinking, learning, and cognitive styles 1.8 (2001): 227-247.
Kolb, Alice Y., and David A. Kolb. “Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education.” Academy of management learning & education 4.2 (2005): 193-212.
Merriam S. B., Kee Y. Promoting community wellbeing: The case for lifelong learning for older adults //Adult Education Quarterly. – 2014. – Т. 64. – №. 2.
Merriam S. B., Kee Y. Promoting community wellbeing: The case for lifelong learning for older adults //Adult Education Quarterly. – 2014. – Т. 64. – №. 2. – С. 128-144.
Nesbit, Paul L. The Role of Self-Reflection, Emotional Management of Feedback, and Self-Regulation Processes in Self-Directed Leadership Development – Human Resource Development Review, 2012.
Rapp S. R., LaCroix A. Z., Shumaker S. A. Living Long and Living Well: Results from the Women’s Health Initiative //The Journals of Gerontology Series A: Biological Sciences and Medical Sciences. – 2015. – С. glv215.
Reichard, R. J., & Johnson, S. K. (2011). Leader self-development as organizational strategy. Leadership Quarterly, 22(1), 33–42.
Yamashita, T., López, E. B., Keene, J. R., & Kinney, J. M. (2015). Predictors of Adult Education Program Satisfaction in Urban Community-Dwelling Older Adults, 41(11), 825–838.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет