Формирование лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02

📅 2018 год
Пыркова, Т. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА…………………………………… 16

1.1. Подходы к обучению иностранному языку
в современном образовательном пространстве…………………………. 16
1.2. Лингвистическая компетенция как компонент
языкового образования: структура, содержание………………………… 28
1.3. Методы и принципы языкового образования как фактор
формирования лингвистической компетенции
студентов неязыкового вуза………………………………………………. 39
1.4. Театрализация как педагогическая технология формирования
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза…………… 52

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………… 66

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ПРОВЕРКА
АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ…………. 69

2.1. Методика формирования лингвистической компетенции студентов
неязыкового вуза средствами театрализации…………………………… 69
2.2. Анализ исходного уровня сформированности
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза…………… 91
2.3. Опытно-поисковая работа по формированию
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза
средствами театрализации………………………………………………… 112

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………… 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 121

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………. 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….. 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………… 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….. 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………….. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………….. 159

Актуальность исследования. В современных условиях интеграции рос-
сийского высшего образования в единое европейское образовательное простран-
ство и активной модернизации российского образования перед образовательными
организациями стоит задача подготовки высокопрофессиональных специалистов,
обладающих качественно новым уровнем знаний, навыков и умений. Данные из-
менения коснулись и языкового образования в высшей школе. Обучение ино-
странному языку в неязыковом вузе связано с необходимостью обеспечения со-
временного общества специалистами в разных областях, которые изучают ино-
странный язык для применения в практической деятельности и способны общать-
ся на иностранном языке с зарубежными партнерами.
В федеральных государственных стандартах высшего образования и других
нормативных документах («Государственная программа развития образования
2013−2020», закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования
до 2025 года») указывается, что в области иностранного языка должны быть со-
зданы условия для эффективного формирования компетенций, востребованных в
социальной среде и экономике и для коммуникативной направленности содержа-
ния и процесса обучения иностранным языкам. Подходы, обеспечивающие дан-
ные условия, рассматриваются как комплексная, многосторонняя система, кото-
рая опирается на дидактические, лингвистические, психологические или культу-
роведческие основы обучения. Содержание современного процесса обучения ино-
странным языкам не должно сводиться к основам языка, оно также должно вклю-
чать компоненты из различных областей культуры. Такой позиции придержива-
ются отечественные психологи и педагоги Н. В. Алексеев, Е. В. Бондаревская,
В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др. При
этом возрастает роль ключевых компетенций, составной частью которых является
коммуникативная компетенция – одна из целей образования при изучении ино-
странных языков, позволяющая специалистам осуществлять межличностное и
межкультурное общение (Л. Бахман, И. Л. Бим, Е. А. Быстрова, М. Е. Вятютнев,
Н. И. Гез, М. Канейл, Е. И. Литневская, В. В. Сафонова, М. Свейн, М. Б. Успен-
ский, Д. Хаймс и др.). Теоретическому осмыслению состава коммуникативной
компетенции, выделению в нем лингвистической компетенции были посвящены
исследования Т. Н. Астафуровой, М. Байрам, Л. В. Бахман, А. Л. Бердичевского,
И. Л. Бим, Е. А. Быстровой, Е. Я. Григорьевой, И. А. Зимней, Р. П. Мильруд,
К. Миньяр-Белоручева, В. В. Сафоновой, Е. В. Тихомировой, В. Эка. В моногра-
фии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,
обучение, оценка» отмечено, что лингвистическая компетенция является теорети-
ческой основой коммуникативной компетенции, и в структуре лингвистической
компетенции выделяют индивидуальные характеристики человека, его черты ха-
рактера, взгляды, интровертность / экстравертность, а также способность учиться,
что создает предпосылки к овладению языком и возможностью определять ре-
зультат обучения и влиять на него.
Несмотря на накопленный опыт в теории и практике лингвистического об-
разования, не все педагогические условия формирования лингвистической компе-
тенции изучены или используемы. В процессе обучения иноязычной речевой дея-
тельности вводятся новые приемы и технологии, касающиеся общеобразователь-
ных школ или вузов гуманитарного профиля. Анализ литературы (М. Р. Иблями-
нова, И. Г. Герасимова, Л. О. Зимина, Г. В. Рогова, С. Г. Тер-Минасова,
О. В. Шунтова и др.), программных документов, учебных пособий, а также
наблюдение за учебным процессом на базе Строительного института Уральского
федерального университета позволяют сделать вывод о недостаточной разрабо-
танности соответствующего компонента содержания обучения и об отсутствии
обоснованной целостной методики формирования исследуемой компетенции в
вузах неязыкового профиля.
Полагаем, что с реализацией коммуникативного подхода может быть связа-
на театрализация, представленная как интегрированная педагогическая техноло-
гия обучения, динамичная и вариативная организация учебно-воспитательного
процесса, направленная на обучение, развитие способностей студента при изуче-
нии любого предмета, а иностранного языка в особенности (Д. М. Генкин,
Н. Н. Евреинов, О. Н. Соколова-Набойченко, И. В. Цветкова и др.). В данном ис-
следовании под педагогической технологией понимается система способов, прин-
ципов и регулятивов, применяемых в обучении, а также реальный способ обуче-
ния. Ценность театрализации для студента заключается в возможности творить,
упражняться в решении задач, требующих творческого воображения, а для образо-
вания – в возможности повышения мотивации обучающихся к образовательной дея-
тельности, в достижении результативности усвоения учебной информации, в совер-
шенствовании коммуникативных умений, в развитии личности, способной к куль-
турному самоопределению, самоидентификации. Однако несмотря на богатый мето-
дический материал, связанный с использованием театрализации в языковом образо-
вании, практика использования театрализации в процессе подготовки студентов не-
языкового вуза до настоящего времени не получила системного характера.
Анализ педагогических публикаций показывает, что театрализация активно
используется учителями школ, воспитателями детских дошкольных учреждений и
преподавателями вузов, готовящими будущих учителей, в том числе преподавате-
лей иностранного языка. В контексте неязыкового вуза театрализация практиче-
ски не включена в процесс обучения иностранному языку: театр несправедливо
считается клубной деятельностью, мероприятием для свободного времяпровож-
дения студента или развлечения. При этом использование театрализации в каче-
стве технологии обучения иностранному языку не предполагает отказ от традици-
онных моделей обучения. При соответствующей разработке методов и форм обу-
чения при театрализации обеспечивается активность студентов в освоении дисци-
плины, в том числе в рамках самостоятельной работы, наблюдается творческое
применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
Таким образом, актуальность проблемы формирования лингвистической
компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации обоснована,
во-первых, необходимостью реализации концепции модернизации образования и
компетентностного подхода и, во-вторых, противоречиями:
˗ между потребностью современного общества в специалистах, умеющих
применять иностранный язык в интеллектуальной и практической деятельности, и
недостаточным уровнем реализации данных потребностей в процессе обучения
иностранному языку студентов неязыковых вузов;
˗ между уровнем теоретического обоснования формирования лингвисти-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Менеджер онлайн в Telegram Написать