Развитие учетно-аналитического обеспечения доходов и расходов на предприятиях торговли : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.12
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Современное состояние учетно-аналитического обеспечения
доходов и расходов на предприятиях торговли ……………………………………………… 12
1.1 Учетно-аналитическое обеспечение доходов и расходов в управлении на
предприятиях торговли ………………………………………………………………………………. 12
1.2 Дефиниции доходов и расходов в учетно-аналитическом обеспечении на
предприятиях торговли ………………………………………………………………………………. 24
1.3 Отраслевые проблемы учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли розничного сегмента
потребительского рынка……………………………………………………………………………… 40
Глава 2. Методика и методология учетно-аналитического обеспечения
доходов и расходов на предприятиях торговли ……………………………………………… 57
2.1 Исследование принципов формирования учетно-аналитического
обеспечения доходов и расходов на предприятиях торговли ………………………. 57
2.2 Методические подходы к формированию учетно-аналитического
обеспечения доходов и расходов на предприятиях торговли ………………………. 70
2.3 Разработка концепции учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли……………………………………………………………. 96
Глава 3. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли ……………………………………………………………. 108
3.1 Развитие методики учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли………………………………………………………….. 108
3.2 Функциональная модель концепции учетно-аналитического обеспечения
доходов и расходов на предприятиях торговли …………………………………………. 141
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 177
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 181
Приложение А Структура валового внутреннего продукта РФ ……………………… 209
Приложение Б Аналитический обзор развития розничного сегмента
потребительского рынка территории Свердловской области …. 210
Приложение В Типы предприятий торговли ………………………………………………… 212
Приложение Г Научные подходы к управлению на предприятиях ……………….. 214
Приложение Д Обзор взглядов различных авторов на содержание понятия
«учетно-аналитическое обеспечение» …………………………………… 216
Приложение Е Механизм формирования экономических выгод в учетно-
аналитическом обеспечении доходов и расходов ………………….. 218
Приложение Ж Классификация и состав доходов и расходов в
бухгалтерском учете …………………………………………………………….. 219
Приложение И Дефиниции доходов и расходов в системе нормативного
регулирования ……………………………………………………………………… 221
Приложение К Методика расчета безубыточности продаж …………………………… 223
Приложение Л Обзор принципов бухгалтерского учета ……………………………….. 224
Приложение М Обзор принципов налогового учета ………………………………………. 229
Приложение Н Сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета
доходов и расходов ………………………………………………………………. 230
Приложение П Обзор взглядов разных авторов на управленческий учет ………. 232
Приложение Р Обзор аналитических принципов ………………………………………….. 235
Приложение С Характеристика налоговых режимов на предприятиях
торговли ………………………………………………………………………………. 241
Приложение Т Пользователи информации о доходах и расходах………………….. 242
Приложение У Предполагаемые научные подходы к развитию
управленческого учета на предприятиях торговли ………………… 243
Приложение Ф Классификация товаров по ЕСКК ТЭИ …………………………………. 244
Приложение Х Аналитический регистр управленческого учета расходов
форм CAP-1 и CAP-2 ……………………………………………………………. 245
Приложение Ц Характеристика методов и моделей первого элемента
комплекса управленческого учета ………………………………………… 247
Приложение Ч Характеристика методов и моделей второго элемента
комплекса управленческого учета ………………………………………… 248
Приложение Ш Характеристика методов и моделей третьего элемента
комплекса управленческого учета ………………………………………… 249
Приложение Щ Макет аналитического реестра расходообразующих
элементов торгово-технологических процессов ……………………. 251
Приложение Э Требования к управленческой отчетности …………………………….. 254
Актуальность темы исследования. Условием устойчивого развития пред-
приятий торговли в новой экономике, которая складывается под влиянием инте-
грационного развития глобального экономического пространства – индустриали-
зации и цифровизации, является переход на качественно новый эффективный уро-
вень управления и организации бизнес-процессов. Это обуславливает необходи-
мость формирования нового подхода к методологии учетно-аналитического обес-
Основные результаты и выводы диссертационного исследования состоят в
следующем:
1. В ходе исследования было расширено теоретическое представление об
учетно-аналитическом обеспечении доходов и расходов на предприятиях торгов-
ли, которое заключается в следующем: учетно-аналитическое обеспечение на
предприятиях торговли – это обеспечивающая подсистема, которая представ-
ляет собой функциональный, комплексный, интегрированный механизм, состоя-
щий из компонентов, способствующих достоверному обеспечению процесса целе-
направленного сбора, регистрации, обработки, группировки, систематизации и
анализа различной информации о доходах и расходах (как финансовой, так и не-
финансовой), что позволяет проанализировать финансовое состояние и резуль-
таты деятельности предприятий торговли. Предложена обоснованная структу-
ра учетно-аналитического обеспечения доходов и расходов на предприятиях тор-
говли, заключающаяся в выделении двух взаимосвязанных блоков: учетного
обеспечения, которое способствует формированию различной информации как
финансового, так и нефинансового характера, которая позволяет всесторонне су-
дить о доходах, расходах и финансовых результатах; и аналитического обеспече-
ния, который рассматривается элементом обеспечивающей подсистемы общего
управления и принятия решения, который представляет собой интегрированный
механизм, позволяющий всесторонне характеризовать сложившиеся результаты
финансово-хозяйственной деятельности, и обладает возможностями проектирова-
ния, планирования и прогнозирования плановых показателей доходов и расходов,
а также их корректировки для достижения основной цели деятельности и выявле-
ния возможностей повышения эффективности деятельности на предприятиях тор-
говли.
2. Сформулированы сущностные характеристики дефиниций доходов и рас-
ходов, позволяющие описать уточняющие определения для целей учетно-анали-
тического обеспечения на предприятиях торговли, которые трактуются следую-
щим образом: доходы на предприятиях торговли – сложная учетно-экономи-
ческая категория, которая является продуктом жизнедеятельности и характе-
ризуется денежным выражением совокупности товаров переданных покупате-
лям по ценам реализации этих товаров; и является объектом управления в целях
определения перспективных направлений развития интересов собственников биз-
неса; объектом систем бухгалтерского, налогового и управленческого учет для
формирования различной информации в форме отчетов; объектом анализа для
целей обоснованности принимаемых управленческих решений и плановых пара-
метров, а также объектом возможных горизонтов планирования и бюджетиро-
вания величины доходов, которые должны быть достигнуты в результате фи-
нансово-хозяйственной деятельности, а также объектом контроля и аудита,
что определяется ролью и значением доходов в экономическом процессе как ос-
новного источника формирования финансового результата; расходы – сложная
учетно-экономическая категория, которая является продуктом жизнедеятель-
ности и характеризуется денежным выражением отрицательным потоком со-
вокупности товаров переданных покупателям по ценам закупа и с учетом за-
трат для организации процесса продажи этих товаров; и является объектом
управления в целях поиска альтернативных вариантов оптимизации расходов в
интересах собственников бизнеса; объектом систем бухгалтерского, налогового
и управленческого учета для формирования различной информации в форме от-
четов; объектом анализа для целей обоснованности принимаемых управленческих
решений и плановых параметров, а также объектом возможных горизонтов
планирования и бюджетирования величины расходов, которые должны быть до-
стигнуты в результате финансово-хозяйственной деятельности, а также объ-
ектом контроля и аудита, что определяется ролью и значением в экономическом
процессе, как составляющей финансового результата.
3. Разработана концепция учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли целью, которой является создание эффектив-
ной системы учета и анализа, способствующей формированию учетной и анали-
тической информации, для принятия эффективных управленческих решений, спо-
собствующих сохранению и положительному приращению стоимости торгового
бизнеса; сформулированы основные положения концепции состав, которых за-
ключается в следующем: общие положения, теоретические и методологические
положения, методологические подходы, инструменты учетно-аналитического
обеспечения. Цель выработанных положений, заключается в создании эффектив-
ной системы управленческого учета, способствующей формированию учетной и
аналитической информации, для принятия эффективных управленческих реше-
ний, а также сохранению и положительному приращению стоимости торгового
бизнеса.
4. Обоснованы и охарактеризованы критериальные составляющие, такие как:
доходообразующие и расходообразующие, которые являются доказательством до-
стоверности величины доходов и расходов на предприятиях торговли; построена
структурно-логическая модель развития методики управленческого учета доходов
и расходов; разработан методический комплекс, основанный на наиболее прогрес-
сивных научных подходах теории управления; результатом реализации методиче-
ского комплекса является сформированная информация для принятия решений.
Доходообразующие составляющие призваны покрывать расходообразующие со-
ставляющие, которые сформированы в результате учета торгово-техно-
логических процессов и управления. Доходообразующие составляющие в управлен-
ческом учете возникают в момент реализации доходов, что означает факт про-
дажи товаров, т. е. трансформацию неденежных ресурсов и прав на товары в
денежные средства. Расходообразующие составляющие – это прежде всего виды
элементов затрат, которые трансформируются в расходы в момент продажи.
В ряде случаев на предприятиях торговли возникают неучтенные затраты, ко-
торые могут возникать в ходе торгово-технологических процессов, но информа-
ция о них не в полной мере находит отражение в системах учета. Разработанный
комплекс управленческого учета доходов и расходов включает в себя три элемен-
та. Первый элемент комплекса управленческого учета основан на концепции жиз-
ненного цикла товаров. Второй элемент комплекса управленческого учета осно-
ван на концепции розничных продаж товаров, которая предполагает снижение
возможных рисков потерь на предприятиях торговли. Третий элемент комплекса
управленческого учета основан на концепции интегрированной отчетности, кото-
рая имеет практическое применение и позволяет описывать эффективность торго-
вого бизнеса с различных позиций. Каждый элемент представленного комплекса
управленческого учета включает в себя набор инструментов, которые дают воз-
можность наиболее объективно сформировать информацию в учетно-анали-
тическом обеспечении доходов и расходов на предприятиях торговли.
5. Разработана функциональная модель концепции учетно-аналитического
обеспечения доходов и расходов на предприятиях торговли, которая представляет
собой схему взаимосвязанных учетно-аналитических процедур формирования
информации в системе управленческого учета доходов и расходов. Основу функ-
циональной модели концепции учетно-аналитического обеспечения доходов и
расходов на предприятиях торговли составляют: общие положения концепции;
теоретические и методологические положения; методические подходы; инстру-
менты учетно-аналитического обеспечения; также выделены структурные состав-
ляющие обеспечивающие процесс формирования информации в системе управ-
ленческого учета учетно-аналитического обеспечения доходов и расходов на
предприятиях торговли; состав, которых представлен совокупностью следующих
элементов, таких как: общие положения и организационная структура учетно-
аналитической работы на предприятиях торговли; организационно-технологи-
ческие положения учетно-аналитической работы на предприятиях торговли; мно-
гоуровневая структура счетов для учета доходов и расходов на предприятиях тор-
говли; виды отчетов для управления и собственников бизнеса.
Перспективы дальнейшей разработки темы исследования представлен-
ной области научного познания заключаются в разработке и обосновании эконо-
мико-математической модели, позволяющей моделировать плановые параметры
доходов, расходов и результатов дельности на предприятиях торговли с учетом
тенденций устойчивого развития поэтапного внедрения ФСБУ и МСФО в практи-
ку учетно-аналитической работы на предприятиях торговли.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!