Формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде

Есин, Роман Витальевич

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИВЭЛЕКТРОННОЙСРЕДЕ………20
1.1 Особенности формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» ……………. 20
1.2 Индивидуализация образования в условиях электронного обучения …….. 37
1.3 Методическая модель формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде………………………………………………………………………………………… 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………………………….. 88
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ …………………. 90
2.1. Особенности разработки методики формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде …………………………………………….. 90
2.2 Электронный обучающий курс как средство реализации методики формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории …………………………………………….. 104 2.3 Апробация методики формирования математической компетентности в ЭОК «Теория вероятностей»……………………………………………………………………………….. 147 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………………………………………………………. 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 178 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 180 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 201
Приложение А. Лекция-тренажер «Основные понятия выборочного метода» 201
3
Приложение Б. Поэтапная задача-тренажер «Метод максимального
правдоподобия для оценки неизвестного параметра однопараметрического семейства распределений» ………………………………………………………………………….. 219 Приложение В. Модифицированный опросник «Шкала академической мотивации» ………………………………………………………………………………………………… 223 Приложение Г. Модифицированный опросник рефлексивности А.В. Карпова 227 Приложение Д. Бланк рефлексии в электронной среде ………………………………… 230 Приложение Е. Акт о внедрении результатов диссертационной работы ………. 232

Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической сфере, происходящие с начала XXI века обусловлены стремительным технологическим скачком. Постоянно растущий поток информации, процессы глобализации и информатизации затрагивают различные сферы жизни общества, в связи с чем возникает необходимость подготовки высококвалифицированных выпускников в области информационных технологий для развития экономики страны и конкурентоспособности на международной арене.
ФГОС ВО третьего поколения разработаны на основе компетентностного подхода и ориентируют выпускников на приобретение профессиональной компетентности для решения профессиональных задач. Концепция развития математического образования в Российской Федерации и профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников в области информационных технологий определяют значимость математической подготовки в профессиональном развитии. Анализ работ В.Н. Аниськина, И.П. Дудиной, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.В. Лаптева, М.М. Манушкиной, Ю.В. Фролова, В.Д. Шадрикова и др., посвященных феномену профессиональной компетентности бакалавров в области информационных технологий показал, что базисом ее формирования является математическая компетентность.
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ряд документов, определяющий политику государства в области образования, отмечает важность развития обучения, ориентированного на индивидуализацию и электронные образовательные технологии: «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» нового поколения, «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Данные документы определяют нормативно-правовую базу для модернизации
5
образовательного процесса с учетом индивидуальных характеристик студентов, включая создание информационной образовательной среды, новых подходов и методов электронного обучения (ЭО), механизмов и инструментов формирования результатов обучения в электронной среде (ЭС). Перспективным направлением становится построение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), для которого необходимо создавать пространство учебных материалов, способное подстраиваться под каждого конкретного студента с учетом его индивидуальных характеристик. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к проектированию индивидуальных образовательных траекторий при изучении математических дисциплин, которые будут способствовать формированию математической компетентности в электронной среде в процессе
организованной математической деятельности студентов.
Основные положения математической деятельности обучающихся
представлены в исследованиях отечественных ученых педагогов и психологов В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Богоявленской, И.В. Дробышевой, И.А. Зимней, И.Я. Лернера, В.А. Леонтовича, А.С. Обухова, С.И. Осиповой, В.П. Середенко, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского, С.Т. Шацкого и др. Отдельные аспекты формирования математической компетентности студентов инженерных направлений подготовки изучались в работах В.А. Далингера, Л.К. Иляшенко, О.А. Карнауховой, Л.Д. Кудрявцева, И.Г Михайловой, М.В. Носкова, С.А. Розановой, В.А. Шершневой, Л.В. Шкериной и др. Потенциал применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе изучения математических дисциплин различных направлений подготовки изучался в работах А.А. Андреева, В.П. Беспалько, Н.В. Гафуровой, В.В. Гриншкуна, П.П. Дьячука, М.П. Лапчика, В.Р. Майера, Е.С. Полат, Н.И. Пака, Э.Г. Скибицкого, А.В. Хуторского и др. Вопросами методики организации математической деятельности обучающихся в электронной среде занимались П.Л. Брусиловский, П.П. Дьячук И.О. Кравец, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, И.Р. Роберт, М.И. Рагулина, Э.Г. Скибицкий, О.Г. Смолянинова и др.

6
Однако существующие подходы к формированию математической
компетентности выпускников недостаточно ориентированы на работу в электронной среде или требуют модернизации и совершенствования в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Повышение эффективности учебной деятельности студентов связано с формированием познавательной самостоятельности студентов, способности к самообучению и непрерывному образованию. Следует отметить, что в условиях современных образовательных трендов самоорганизацию образовательной деятельности и самообучение через самостоятельную работу студентов целесообразно реализовывать в электронной среде.
Отмечая значимость рассмотренных работ для решения проблем реализации требований ФГОС ВО в части математической подготовки студентов, констатируем, что остаются слабо изученными возможности применения электронной среды для формирования математической компетентности бакалавров, недостаточно разработана методика самоорганизации и самообучения студентов в электронной среде. Это позволяет говорить об отсутствии научно обоснованной методики формирования математической компетентности в процессе обучения математике в электронной среде, которая учитывает индивидуальные характеристики студентов и соответствует нормативным требованиям к подготовке бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника».
Совокупность отмеченных проблем обуславливает актуальность разработки методики формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде.
Анализ нормативных документов, научно-методической и учебной литературы, а также практика обучения математике в техническом вузе позволяет выделить ряд противоречий:
 на социально-педагогическом уровне: между объективной необходимостью индивидуализации образования в электронной среде и

7
недостаточном учете индивидуальных характеристик, обучающихся при формировании математической компетентности в условиях электронного
обучения;
 на научно-теоретическом уровне: между разработанными
общетеоретическими положениями об организации обучения математике в электронной среде и недостаточном использовании этого потенциала для формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»;
 на научно-методическом уровне: между существующими возможностями организации обучения математике в электронной среде и отсутствием результативной методики этого обучения, позволяющей формировать математическую компетентность.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в разработке результативных методических решений по формированию математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе индивидуальной образовательной траектории в электронной среде.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы на теоретическом уровне, востребованность ее практического решения, обусловленная объективными требованиями к выпускнику вуза, определили выбор темы исследования: «Формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде».
Цель исследования: научно обосновать, разработать методику формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде и проверить ее результативность.

8
Объект исследования: процесс обучения математике бакалавров
направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде.
Предмет исследования: формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде.
Гипотеза исследования: формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в процессе обучения математике в электронной среде будет результативным, если использовать специальную методику при которой:
 в основу разработки структурно-содержательной и методической моделей формирования математической компетентности заложены дидактические принципы формирования предметной компетентности в процессе обучения математике в электронной среде на основе анализа требований ФГОС ВО и профессиональных стандартов;
 содержание обучения математике в электронной среде имеет вариативное многоуровневое представление материала, обеспечивающее построение индивидуальной образовательной траектории с учетом индивидуальных характеристик студента;
 электронный обучающий курс разработан с применением комплекса современных образовательных средств и методов в форме смешанного обучения.
Согласно поставленной цели, гипотезе, предмету и объекту исследования, определены задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и разработать структурно-содержательную модель математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде.
2. Разработать методическую модель формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде.

9
3. Разработать электронный обучающий курс по дисциплине «Теория
вероятностей» с применением комплекса современных образовательных средств и методов в форме смешанного обучения, в соответствии с предложенной методической моделью формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника».
4. Разработать методику формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории студента в электронной среде.
5. Осуществить апробацию методики формирования математической компетентности на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронном обучающем курсе по дисциплине «Теория вероятностей» в процессе обучения бакалавров направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника».
Методологическую основу исследования составляют:
 системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н. Винер, Н.В. Кузьмина, К.Н. Лунгу, А.М. Новиков, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), позволивший рассматривать математическую компетентность бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» как целостную структуру, а процесс ее формирования в электронной среде как подсистему целостной системы обучения в вузе;
 компетентностный подход (В.А. Адольф, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.И. Осипова, Ю.Г. Татур А.В. Хуторской, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и др.), определяющий цели и результаты математической подготовки студентов в области профессиональной деятельности, что повлияло на отбор содержания обучения математике;
 личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Н.В. Гафурова, А.С. Границкая, И.А. Зимняя, А.А. Кирсанов, С.И. Осипова, И.С. Якиманская и др.), определяющий студента как субъекта образовательного процесса и

10
приоритетность индивидуальных характеристик в формировании математической
компетентности в процессе математической подготовки в электронной среде;
 деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Г.А Атанов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.И. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.), обуславливающий приоритетность активных методов обучения для формирования
составляющих математической компетентности студентов;
 задачный подход (П.К. Анохин, Г.А. Балл, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
Д. Пойа, Л.М. Фридман и др.), определяющий учебную задачу как единицу учебной деятельности и обосновывающий целесообразность комплекса современных образовательных средств и методов, реализуемых в электронной среде при формировании математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника».
Теоретическую основу исследования составили:
труды, раскрывающие сущность профессиональной направленности обучения математике студентов в вузе (Н.Я. Виленкин, В.Р. Майер, А.Г. Мордкович, М.М. Миншин, М.В. Носков, С.И. Осипова, Э.Г. Скибицкий, В.В. Фирсов, И.М. Шапиро, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и др); содержания и методов обучения (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.А.
работы в области теории информатизации образования (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, С. Пейперт, Е.С. Полат, Н.И. Пак, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров и др.); работы в области использования дистанционных и электронных форм обучения (А.А. Андреев, Ю.В. Вайнштейн, С.Г. Григорьев, Т.О. Кочеткова, Н.В. Ломовцева, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, В.С. Шаров и др.); теория микрообучения (А.А. Федосеев, M. Lindner, S. Mosel, E. Masie, A. Schmindt и др.); теория проблемного обучения (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.); теория программированного обучения (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.А. Краудер, Б.Ф. Скиннер и др.); теория игры и геймификации
Зимняя, Л.Д. Кудрявцев, И.Я.
Лернер, М.Н.
Скаткин, А.В.
Хуторской и др.);

11
деятельности (Б.П. Дьяконов, К. Вербах, Г. Зикерман, К. Карп, Б.П. Орлов, С.А. Титов, Д. Хантер, Ю. Чоу и др.); теория мотивации и рефлексии учебной деятельности (Н.А. Бакшаева, Н.В. Бордовская, А.А. Вербицкий, Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий и др.), теории междисциплинарных связей в вузе (В.А. Далингер, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, М.И.
Методы исследования:
 теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого- педагогической, научно-методической литературы, анализ ФГОС ВО, нормативных документов по проблеме исследования; обобщение отечественного и зарубежного опыта; построение гипотез, педагогическое моделирование;
 эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, экспертная оценка, самооценка, диагностика уровня сформированности математической компетентности;
 статистические: сбор статистической информации, математические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». В исследовании приняли участие 174 студента, обучающиеся по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» в течение 3 лет.
Личный вклад соискателя заключается в постановке проблемы исследования, выдвижении научной идеи, анализе разработанности сформулированной проблемы в научно-педагогической литературе, в выявлении теоретико-методологических предпосылок исследования, обосновании основной идеи исследования, разработке структурно-содержательной и методической моделей формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»; в проектировании и разработке электронного обучающего курса по дисциплине «Теория вероятностей»; разработке методики формирования математической
Рагулина, Е.К.
Хеннер, В.А. Шершнева, Л.В.
Шкерина и др.).

12
компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной
траектории в электронной среде; проведении опытно-экспериментальной работы. Основные этапы исследования (2014-2018 гг.):
Первый этап (2014-2015 гг.) – поисково-теоретический, на котором
проводился теоретический анализ степени разработанности проблемы исследования, определялись методология, цель, гипотеза, задачи исследования, анализ государственных нормативных документов, уточнение понятийно- категориального аппарата, обосновывалось содержание и этапы опытно- экспериментальной работы, обосновывались методы изучения исследуемого феномена.
Второй этап (2015-2017 гг.) – опытно-экспериментальный, на котором проводилась разработка структурно-содержательной модели математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде и методической модели ее формирования, создание методики формирования математической компетентности на основе построения индивидуальной образовательной траектории, проектирование, разработка, апробация и внедрение в учебный процесс электронного обучающего курса «Теория вероятностей», методического обеспечения к нему, включающего теоретический материал в нескольких редакциях изложения, комплекс поэтапных «задач-тренажеров», электронных семинаров.
Третий этап (2017-2018 гг.) – обобщающий, на котором проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
 разработана научная идея формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде, учитывающей уровень усвоения

13
образовательного контента, уровень мотивации и уровень активности в электронной среде;
 выделена и охарактеризована совокупность математических компетенций, осваиваемых в процессе математической подготовки бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»; разработана структурно-содержательная модель математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде; определены индикаторы результативности формирования математической компетентности: критерии (когнитивный, праксиологический, мотивационно- ценностный и рефлексивно-оценочный), а также уровни ее сформированности (воспроизведения, междисциплинарной интеграции, профессиональной интеграции);
 обоснована и разработана методическая модель формирования математической компетентности на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде, направленная на положительную динамику уровня сформированности математической компетентности; в основу методической модели положены принципы формирования математической компетентности в электронной среде: целостности, вариативности и релевантности содержания, цикличности, индивидуализации и критерии построения индивидуальной образовательной траектории: учета индивидуальных характеристик, развития, интенсификации образовательного процесса и обратной связи;
 разработан авторский электронный обучающий курс, реализованный в соответствии с методической моделью формирования математической компетентности, включающий систему геймификации для вовлечения и удержания студентов в процессе обучения математике в электронной среде и обеспечивающий построение индивидуальной образовательной траектории;
 предложена и обоснована методика формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в процессе обучения математике с применением

14
электронного обучающего курса, включающего комплекс современных
образовательных средств и методов в форме смешанного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
 раскрыта сущность понятия «индивидуальная образовательная траектория в электронной среде», обладающего потенциалом учета индивидуальных характеристик;
 доказано, что положительная динамика уровня сформированности математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» достигается на основе построения индивидуальной образовательной траекторий при обучении математике в электронной среде;
 изучены причинно-следственные связи между использованием в процессе обучения математике разработанного электронного обучающего курса и динамикой уровня сформированности математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»;
 раскрыто существенное противоречие между необходимостью в математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» и отсутствием теоретически обоснованной методики ее формирования в процессе обучения математике в электронной среде вуза, что нашло свое отражение в диссертации за счет разработки авторской методики формирования математической компетентности;
 проведена модернизация процесса формирования математической компетентности в электронной среде бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в обучении математике на основе разработанной методики на базе ФГАОУ ВО СФУ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
 разработана и реализована методика формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе индивидуальной образовательной траектории
в электронной среде;

15
 создан и внедрен в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в практику обучения математике бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» электронный обучающий курс по дисциплине «Теория вероятностей», включающий систему геймификации для вовлечения и удержания студентов в электронной среде и содержащий теоретические материалы в нескольких редакциях изложения, комплексы поэтапных «задач-тренажеров», индивидуальных и групповых заданий в форме электронных семинаров;
 разработан и применен диагностический комплекс для измерения и оценивания уровня сформированности математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в процессе обучения математике в электронной среде;
 определены пределы и перспективы использования практических результатов исследования в процессе формирования математической компетентности в электронной среде бакалавров, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС ВО для направления «Информатика и вычислительная техника» и других направлений подготовки.
Достоверность результатов исследования и обоснованность сформулированных выводов определяется тем, что:
 для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость результатов измерений и отсутствие значимых различий между измерениями в разных группах студентов;
 теория построена на методологической базе компетентностного, системного, личностно-ориентированного, деятельностного, задачного подходов и согласуется с результатами опубликованных психолого-педагогических исследований по проблеме формирования математической компетентности;
 идея формирования математической компетентности в электронной среде базируется на анализе федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию программ модернизации образовательного процесса в вузе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, на обобщении опыта

16
исследователей в области подготовки высококвалифицированных кадров, способных и готовых к решению профессиональных задач;
 использованы современные методики проведения педагогического эксперимента, сбора и статистической обработки экспериментальных данных об уровне сформированности математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в процессе обучения математике в электронной среде.
Апробация работы и публикации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись проведением опытно-экспериментальной работы, внедрением результатов исследования в педагогическую практику ФГАОУ ВО СФУ, обсуждением материалов исследования на городском научно-методическом семинаре при ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (2017-2019) заседаниях кафедры «Прикладной математики и компьютерной безопасности» ФГАОУ ВО СФУ, конференциях международного и всероссийского уровней, в том числе «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (г. Красноярск, 2016-2017 гг.), «Информатизация образования и методика электронного обучения» (г. Красноярск, 2016, 2018 г.), «Конференциум академии социального управления» (г. Москва, 2017 г.), «Электронное обучение в непрерывном образовании» (г. Ульяновск, 2017 г.), «Преподавание математики и компьютерных наук в высшей школе» (г. Пермь, 2017 г.), «Информатизация образования: теория и практика» (г. Омск, 2017 г.), «Герценовские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2018 г.), «Развивающий потенциал образовательных web- технологий» (г. Арзамас, 2018 г.), «Перспективы развития фундаментальных наук» (г. Томск, 2018 г.), «ERPA International Congresses on Education» (г. Стамбул, Турция, 2018 г.).
Диссертационное исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта No18-013-00654.
По результатам исследования автором опубликовано 19 научных работ, в том числе 6 публикаций в журналах, включенных в перечень ВАК Министерства

17
образования и науки РФ, 1 публикация, индексируемая БД Web of Science,
1 монография, получено 1 свидетельство на регистрацию программы для ЭВМ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно-содержательная модель математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде представляет собой совокупность следующих составляющих: компетенции формализации, компетенции математического моделирования, компетенции математического моделирования в пакетах прикладных программ и метакогнитивной компетенции. Математическая компетентность включает когнитивный, праксиологический, мотивационно-ценностный и рефлексивно- оценочный компоненты, осваиваемые в процессе изучения математических дисциплин в электронной среде.
2. Методическая модель формирования математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде включает следующие компоненты:
 целевой блок определяет содержание и результаты обучения, применяемые технологии и способы оценки результата в соответствии с ФГОС ВО, профессиональными, международными стандартами и отражает специфику математической деятельности в области информационных технологий как профессионального вида деятельности;
 концептуальный блок раскрывает методологические основы формирования математической компетентности на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронном обучающем курсе, к которым относятся компетентностный, системный, личностно-ориентированный, деятельностный, задачный подходы и опирается на специфические особенности процесса формирования математической компетентности в электронной среде, включающий принципы: фундаментальности, профессиональной значимости, междисциплинарной интеграции, единства теории и практики, индивидуализации, интерактивности обучения, критерии построения индивидуальной

18
образовательной траектории: критерий учета индивидуальных характеристик, критерий развития, критерий интенсификации учебного процесса, критерий обратной связи, а также принципы разработки электронного обучающего курса: принцип целостности, вариативности и релевантности содержания,
индивидуализации, цикличности;
 технологический блок соответствует критериям отбора содержания
учебного материала: научно-практической значимости, учета индивидуальных характеристик, использования электронной среды и включает средства, методы и формы организации обучения в электронной среде;
 рефлексивно-оценочный блок позволяет
уровень (уровень уровень интеграции) на основе критериев оценивания, соответствующих компонентам математических компетенций: когнитивному,
праксиологическому, мотивационно-ценностному и рефлексивно-оценочному.
3. Электронный обучающий курс, реализованный в соответствии с предложенной методической моделью и обеспечивающий построение индивидуальной образовательной траектории студента, включающий систему геймификации для вовлечения и удержания студентов в электронной среде. Содержание электронного курса соответствует критериям отбора учебного материала (научно-практической значимости, учета индивидуальных характеристик, использования электронной среды) и направлен на освоение математической дисциплины с учетом индивидуальных характеристик студента (уровень усвоения образовательного контента, уровень мотивации и уровень
активности в электронной среде).
4. Методика формирования математической компетентности бакалавров
направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде результативна, если ее компоненты соответствуют разработанной методической модели:
сформированности воспроизведения, профессиональной
математической компетентности уровень междисциплинарной
определить студента интеграции,

19
 целевой – отражает направленность целей математической подготовки на
освоение математических компетенций;
 процессуальный – включает электронный обучающий курс, создающий
индивидуальное учебное пространство на основе индивидуальных характеристик студента и объединяет средства, формы и методы обучения, ориентированные на формирование готовности применять математический анализ и методы моделирования в профессиональной деятельности;
 оценочный – составляют диагностические материалы, разработанные с учетом специфики математической компетентности, раскрывающие динамику ее формирования в процессе обучения в электронной среде.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 193 источника, 6 приложений. Текст диссертации содержит 30 таблиц и 20 рисунков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»