Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг

Волошин, Андрей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРА-
ЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ …………………. 14
1.1. Сущность образовательных услуг и особенности взаимодей-
ствия на рынке образовательных услуг высшего образования …. 14
1.2. Эволюция и сущность конкурентоспособности в контексте
организаций высшего образования на рынке образовательных ус-
луг …………………………………………………………………… 28
1.3. Современное состояние, тенденции и особенности развития
рынка образовательных услуг высшего образова-
ния……………………………………………………………………………. 50
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРА-
ЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
………………………………………………………………………………… 70
2.1. Роль и значение федеральных университетов в системе выс-
шего образования Российской Федерации………………………… 70
2.2. Концептуальные подходы к механизму формирования кон-
курентоспособности организаций высшего образования на рынке
образовательных услуг…………………………………………………………. 80
2.3. Методика оценки конкурентоспособности организаций
высшего образования на рынке образовательных услуг
……………………………………………………………………………….. 91
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРА- 109
ЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
…………………………………………………………………………………………………
3.1. Апробация методики оценки конкурентоспособности феде-
ральных университетов в условиях их современного стратегиче-
ского поведения……………………………………………………. 109
3.2. Формирование конкурентоспособности организаций высше-
го образования на рынке образовательных услуг на основе дина-
мики контингента …..………………………………………………………. 125
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности феде-
ральных университетов …………………………………………… 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 154
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 180

Актуальность темы исследования.
Рынок образовательных услуг высшего образования представляет собой ис-
точник формирования кадрового потенциала развития экономики страны и еѐ
конкретных отраслей. Высокая динамика и характерные изменения спроса, пред-
ложения и рыночной инфраструктуры требуют изучения, выявления причинно-
следственных связей между участниками рынка и определения механизма взаи-
модействия между ними.
Современное состояние рынка образовательных услуг высшего образования
характеризуется общим снижением контингента студентов (на 15 % за последние
два года), сокращением числа образовательных организаций высшего образова-
ния (на 14 % за последние два года) и структурными сдвигами, связанными с из-
менениями спроса и оптимизацией вузовской сети.
Совершенствование структуры образовательных организаций высшего об-
разования привело к появлению в 2006 году федеральных университетов, целью
которых является: содействие системной модернизации высшего образования на
основе интеграции науки, образования и производства, подготовка квалифициро-
ванных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной эко-
номики.
Федеральные университеты обладают высоким образовательным, научно-
исследовательским, маркетинговым, управленческим, кадровым, инновационным
и др. потенциалом, занимают большую долю рынка образовательных услуг выс-
шего образования, как на национальном, так и на региональном уровнях. При
этом движущей силой их успеха является способность удовлетворять потребности
заказчиков образовательных услуг, чему способствует репутация их бренда, ши-
рокий перечень и доступность образовательных программ.
Высокая волатильность рынка образовательных услуг высшего образования
приводит к обострению конкуренции и обуславливает необходимость учитывать в
деятельности образовательных учреждений энтропию экономических отношений,
создавать не копируемые конкурентные преимущества, завоевывать лидирующее
положение и повышать собственную конкурентоспособность в условиях глобаль-
ной экономики.
Задача повышения конкурентоспособности образовательных организаций
высшего образования предполагает исследование еѐ сущности, изучение взаимо-
действия участников рынка образовательных услуг и формирование механизма
повышения конкурентоспособности, что определяет необходимость разработки
соответствующего методического инструментария и определяет актуальность те-
мы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
Отечественные исследования, посвященные развитию рынка образователь-
ных услуг высшего образования, представлены в работах Л.И. Полищук, Н.Д.
Крикунова, А. Рыкуна, А.А. Аксенова, И.В. Павлюткина, Л.В. Иванютиной, Г.В.
Голиковой, Н.В. Тихомировой, Н.Р. Степановой, Т.П. Евсеенко, Д.А. Шевченко,
Р.М. Нижегородцева и других авторов. Однако в них уделяется недостаточное
внимание взаимодействию заказчиков образовательных услуг и образовательных
организаций высшего образования.
Основой для современных концепций конкуренции и конкурентоспособно-
сти послужили идеи меркантилизма, различные теории международной торговли,
теории совершенной и несовершенной конкуренции (А. Смит, Д. Рикардо, А.
Маршал, Дж. Робинсон, П. Кругман, Б. Баласса и др.).
В контексте изучения различных экономических явлений и процессов кон-
курентные отношения изучают следующие школы и теории: отдельные теории
пространственной организации (А. Леш, Ф. Перру, Ж.Б. Будвиль); электическая
ОЛЕ-парадигма (Дж. Даннинг); теория системных инноваций (М. Симагути);
концепция национальной системы инноваций (Б. Лундваль); концепция террито-
риальных производственных систем и теория инновационных милье (Д. Мэй) и
др.
К школам и теориям, предметом исследования, которых служит сама кон-
куренция или конкурентоспособность отнесем: теории конкурентных преиму-
ществ и промышленных кластеров М. Портера; теорию региональных кластеров
М. Энрайта; концепцию “индекс качества” экономической деятельности Э. Рай-
нерта; концепцию “региона обучения” (Б. Асхайм, А. Изаксен); теорию взаимо-
действия кластеров и цепочек добавления стоимости (Дж. Хамфри, Х. Шмитц, Р.
Каплински), а также ряд современных отечественных исследований указанного
направления (Азоев Г. Л., Челенков А. П., Фатхутдинов Р. А., Ансофф И., Чайни-
кова Л.Н., Богомолова И. П., Фасхиев Х. А., Гельвановский М. И., Светуньков С.
Г., Завьялов П. С., Калюжнова Н.Я., Кроков А.М., Философова Т.Г., Лазарев В.А.,
Мохначев С.И., Данилов И.П., Романова И.Б., Мазилкина Е.И, Паничкина Г.Г.,
Резник С.Д., Белякова Г.Я. и др.).
В изучение различных теоретических аспектов конкурентных отношений
внесли вклад: геополитические теории (Ф. фон Ратцель, Р. Челлен, Ф. Науман),
классические теории размещения (И.Г. Тюнен, В. Лундхарт, А. Вебер, Д. Пик, Т.
Паландер, В. Кристаллер) и теории пространственной организации (Н.Н. Коло-
совский, Н.Н. Баранский, Т. Хагерстрандт, П. Хаггет, У. Айзард, Б.Б. Родман, И.
Фогт, Н.Ф. Фишер, Дж. Фридман, Х. Ричардсон, М.К. Бандман) и др.
Исследованию конкурентоспособности образовательных организаций выс-
шего образования посвящены работы следующих авторов: В.А. Лазарев, Р.А.
Фатхутдинов, С.А. Мохначев, Л.А. Корчагова, Е.Д. Липкина, Ю.С. Савенкова,
А.П. Петров, М.Г. Подопригора, Т.К. Екшикеев, А.Л. Ломакин, Е.Н. Захарова,
Б.М. Капаров, Е.А. Дергачева, Д.А. Бончукова, Т.Ю. Митрофанова, Е.М. Белый и
другие авторы. Однако их исследования не в полной мере отражают специфику
деятельности образовательных организаций, не описывают механизм формирова-
ния и повышения конкурентоспособности и не позволяют осуществить еѐ ком-
плексную оценку.
Несмотря на большое количество исследований в сфере конкурентных от-
ношений различного уровня, разработанные теории, механизмы обеспечения кон-
курентоспособности нельзя назвать исчерпывающими и универсальными. Про-
должающиеся научные дискуссии относительно сущности конкуренции и конку-
рентоспособности, особенностей еѐ формирования и оценки в сфере услуг свиде-
тельствуют о необходимости разработки адекватного методического инструмен-
тария формирования, оценки и повышения конкурентоспособности образователь-
ных организаций высшего образования.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методи-
ческих положений формирования механизма повышения конкурентоспособности
организаций высшего образования на рынке образовательных услуг.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следую-
щие задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования конкурентоспособности органи-
заций высшего образования на рынке образовательных услуг и его современное
состояние в Российской Федерации.
2. Выявить факторы формирования конкурентоспособности организаций
высшего образования на рынке образовательных услуг.
3. Разработать концептуальный и методический подходы к механизму
повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке
образовательных услуг.
4. Предложить методику и систему оценки конкурентоспособности ор-
ганизаций высшего образования на рынке образовательных услуг.
5. Предложить алгоритм расчета привлечения ресурсного потенциала
для повышения конкурентоспособности образовательных организаций высшего
образования.
Предметом исследования выступает совокупность управленческих отно-
шений, возникающих в процессе формирования механизма повышения конкурен-
тоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных ус-
луг.
Объектом исследования являются организации высшего образования на
рынке образовательных услуг – федеральные университеты.
Область исследования. Результаты работы соответствуют следующим
пунктам паспорта специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным
хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,
комплексами – сфера услуг)»: 1.6.109 «Совершенствование организации, управ-
ления в сфере услуг в условиях рынка»; 1.6.116 «Механизм повышения эффек-
тивности и качества услуг»; 1.6.123 «Обеспечение конкурентоспособности пред-
приятий сферы услуг».
Теоретической и методологической основой диссертационного исследо-
вания послужили фундаментальные работы отечественных и зарубежных уче-
ных, посвященные различным теоретическим и прикладным аспектам конкурен-
ции, формированию конкурентоспособности и особенностям взаимодействия уча-
стников рынка образовательных услуг высшего образования.
В процессе работы использовались результаты современных исследований,
опубликованные в различных научных изданиях: статьях, монографиях, материа-
лах конференций, посвященных прикладным аспектам исследований в сфере кон-
курентоспособности организаций высшего образования на рынке образователь-
ных услуг.
Проведенные исследования базировались на системном подходе к изучае-
мым объектам и процессам, что определило применение общенаучных и специ-
альных методов, таких как: анализ, синтез, сравнение, диалектический, абстракт-
но-логический, монографический, экономико-математический, экономико-
статистический и другие методы экономических исследований.
Информационную базу диссертационного исследования составляют
нормативно – правовые акты различного уровня по вопросам управления деятель-
ностью образовательных организаций высшего образования; статистические дан-
ные деятельности образовательных учреждений высшего образования: сведения о
количестве, виде и типе образовательных организаций, о структуре и динамике
контингента студентов, об объемах и структуре доходов образовательных учреж-
дений; наукометрические показатели образовательных учреждений, информация
о структуре набора на первый курс по направлениям подготовки, а также о кадро-
вом обеспечении, материально-технической базе и др. Горизонт анализа стати-
стических данных составил пять лет, а по отдельным показателям – до 25 лет.
Существенной частью информационной базы стали отчеты о самообследо-
вании и программы развития федеральных университетов, анализ данных кото-
рых позволил автору провести оценку их конкурентоспособности.
Достоверность и обоснованность основных положений, выводов и реко-
мендаций, содержащихся в диссертационной работе, подтверждаются коррект-
ным применением общенаучных и специальных методов исследования, исполь-
зуемых в экономической науке и результатами апробации.
Научные результаты, выносимые на защиту. К полученным в диссерта-
ционной работе результатам, характеризующим еѐ научную новизну и личный
вклад автора, относятся:
1. Предложено определение конкурентоспособности организации выс-
шего образования как интеграции еѐ ресурсных потенциалов, обеспечивающих
конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг в процессе взаимо-
действия его участников.
2. Автором систематизирован и адаптирован к условиям организаций
высшего образования состав факторов конкурентоспособности в зависимости от
широты охвата, вида деятельности, масштаба влияния, сферы применения, про-
должительности и характера финансирования.
3. Разработан механизм повышения конкурентоспособности образова-
тельных организаций высшего образования, предполагающий реализацию их
миссии, цели, задач и функций, в процессе взаимодействия с заказчиками для ока-
зания конкурентоспособных образовательных услуг высшего образования.
4. Предложена методика обобщающей оценки конкурентоспособности
организаций высшего образования, основанная на стандартизации количествен-
ных и качественных показателей образовательной, научно–исследовательской,
маркетинговой, инновационной, управленческой, международной, инвестицион-
ной, коммерческой и финансовой деятельности, характеризующих уровень меж-
дународной и национальной конкурентоспособности.
5. Адаптирована методика оценки потенциала организаций высшего об-
разования, позволяющая выявить резервы роста в разрезе образовательных, науч-
но–исследовательских, маркетинговых, инновационных, управленческих, между-
народных, инвестиционных, коммерческих и финансовых ресурсов, и принимать
управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности
организации.
Научная новизна результатов диссертационного исследования определяет-
ся следующим:
1. Предложенное определение конкурентоспособности организаций высше-
го образования на рынке образовательных услуг учитывает их специфику (харак-
тер реализуемой услуги, приращение дополнительного знания, высокая социаль-
ная значимость и др.) и отражает обобщающий характер конкурентоспособности,
что позволяет рассматривать отношения участников рынка через потенциал обра-
зовательной организации как источник еѐ достижения. Отличием предложенного
определения от разработанных ранее положений является отражение роли потен-
циала и взаимодействия участников рынка в формировании конкурентоспособно-
сти организаций высшего образования.
2. Классификация факторов конкурентоспособности организаций высшего
образования по видам деятельности позволяет оценить влияние специфических
факторов конкурентоспособности образовательной, научно–исследовательской,
маркетинговой, инвестиционной, коммерческой, финансовой, управленческой,
инновационной и международной деятельности; признак масштаба влияния по-
зволяет провести оценку стратегических, тактических и оперативных факторов;
признак периодичности, позволяет оценить влияние постоянных, периодических
и разовых факторов; признак масштаба охвата дает возможность оценить внеш-
ние и внутренние факторы; признак сферы применения раскрывает влияние об-
щих и специфических факторов; признак характера финансирования позволяет
оценить влияние государственного и частного финансирования, а признак харак-
тера влияния группирует косвенные и прямые факторы влияния. Отличие пред-
ложенной классификации факторов конкурентоспособности состоит в учете спе-
цифики формирования конкурентоспособности образовательных организаций
высшего образования и расширении системы элементов взаимодействия участни-
ков рынка образовательных услуг.
3. Отличительной чертой предложенного механизма повышения конкурен-
тоспособности образовательных организаций высшего образования является вы-
деление общих и специфических методов и инструментов еѐ формирования, кото-
рые с учетом влияния совокупности внешних и внутренних факторов позволяют
повысить конкурентоспособность образовательных организаций высшего образо-
вания. К числу специфических методов автор относит: планирование, организа-
цию и контроль образовательных программ, научно–исследовательской деятель-
ности, внедрения передовых образовательных и научных практик, подготовки
кадров высшей квалификации, международного взаимодействия в сфере образо-
вания и НИОКР, исследования рынка образовательных услуг, маркетинговых
коммуникаций и развития бренда университета. Специфические инструменты
включают в себя: планирование и финансирование НИОКР, издательской дея-
тельности, прорывных направлений научных исследований и инновационных об-
разовательных программ, внедрения информационных технологий, интеграция
образования и высокотехнологичного производства, международная академиче-
ская мобильность, программы привлечения ведущих ученых, иностранных сту-
дентов и др.
4. Разработанная методика оценки конкурентоспособности отличается
включением частных и агрегированных показателей, позволяющих проводить
сравнительный анализ в рамках оценки конкурентоспособности образовательных
организаций высшего образования. Показатели, посредством которых осуществ-
ляется оценка, сгруппированы по следующим функциональным группам: показа-
тели международной конкурентоспособности; показатели «Проекта 5-100»; пока-
затели деятельности образовательных организаций, формализованные в отчетах
об их самообследовании. Преимуществом предложенной автором методики явля-
ется доступность информационной базы, универсальность и сравнительная про-
стота применения, возможность выявить и посредством обратной связи, реализо-
вать резервы повышения международной и других видов конкурентоспособности.
5. Предложенная методика оценки потенциала способствует формированию
программ развития образовательных организаций высшего образования, посред-
ством определения и количественной оценки резервов роста потенциала по каж-
дому из видов ресурсов организаций с целью повышения их конкурентоспособно-
сти.
Теоретическая значимость работы состоит в совершенствовании теоретиче-
ских и разработке методических положений, способствующих формированию ме-
ханизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования
на рынке образовательных услуг, применимых к различным образовательным ор-
ганизациям высшего образования в независимости от их типа, вида и профиля.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования за-
ключается в возможности их использования при формировании национального
рейтинга конкурентоспособности образовательных организаций высшего образо-
вания, анализе конкурентоспособности различных университетов, разработке
программ их развития, анализе рынка образовательных услуг высшего образова-
ния и формированию мероприятий по его адаптации к потребностям националь-
ной экономики.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены
и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных науч-
но-практических конференциях: XVII Всероссийской с международным участи-
ем научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и
специалистов «Теория и практика коммерческой деятельности» (Сибирский фе-
деральный университет, 2017 г.); «Управление в условиях глобальных мировых
трансформаций: экономика, политика, право» (Севастополь, 2016), Международ-
ная научно-практическая конференция «Проблемы развития социальной сферы в
России и за рубежом» (Калининград, 2017); Международная научно-практическая
конференция «Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические раз-
работки» (Пермь, 2017)
Теоретические и практические результаты исследования опубликованы в
периодических изданиях: «Фундаментальные исследования», «Труд и социальные
отношения», «Этносоциум и межнациональная культура», входящих в перечень
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК
Минобрнауки Российской Федерации для опубликования основных научных ре-
зультатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Результаты исследования внедрены в практику преподавания дисциплин
«Экономика организаций», «Стратегический менеджмент», «Экономика товарно-
го обращения» и «Маркетинг» в Сибирском федеральном университете.
Публикации.
По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ,
отражающих основные результаты исследования, общим объемом 7,3 п.л., в том
числе 4 статьи общим объемом 3,6 п.л. (авторский объем 2,1п.л.) в рецензируе-
мых журналах, входящих в список рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации