Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов в процессе освоения дисциплины “Информационные сервисы” с использованием комплекса информационно-технологических задач

Арнаутов, Александр Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования
информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов ………………. 17

1.1 Информационная компетентность будущих бакалавров как объект
педагогического анализа …………………………………………………………………………………. 17

1.2 Потенциал дисциплины «Информационные сервисы» в формировании
информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов ………………. 38

1.3 Обоснование методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в условиях освоения дисциплины
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 57

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………….. 75

ГЛАВА 2. Реализация методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в процессе обучения дисциплине
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 79

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации методики
формирования информационной компетентности ……………………………………………. 80

2.2 Реализация методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в процессе обучения дисциплине
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 99

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации методики
формирования информационной компетентности ………………………………………….. 129

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………………………… 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 147

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ………………………… 152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………… 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………………. 181

Приложение А Обобщенные сведения об эволюции понятия
«информационная грамотность» ……………………………………………………………………. 181

Приложение Б Стандарты Всемирной ицициативы CDIO (версия 2.0) ……………. 183

Приложение В Лист экспертной оценки проектов и состав экспертной
комиссии выставки проектов кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO» ……… 184

Приложение Г Критерии оценивания результатов обучения в проектной
деятельности …………………………………………………………………………………………………. 186

Приложение Д Извлечение из Положения о проектной деятельности
кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO»…………………………………………………… 188

Приложение Е Примеры студенческих проектов, реализованных кафедрой
«Инженерный бакалавриат CDIO» в 2016–2017 учебном году ……………………….. 195

Приложение Ж Результаты обработки экспериментальных данных ……………….. 199

Приложение И Выписка из перечня планируемых результатов обучения
CDIO Syllabus ……………………………………………………………………………………………….. 202

Приложение К Акт о внедрении результатов диссертационной работы ………….. 204

Роль высококвалифицированных инженерных кадров, определяющих конку-
рентоспособность России в мире, ставит проблему повышения качества подго-
товки бакалавров-инженеров с учетом ведущих тенденций развития общества.
Интенсивная информатизация профессиональной сферы приводит к качествен-
ному обновлению требований работодателей к результатам информационной под-
готовки бакалавров технико-технологических направлений для решения высоко-
технологичных задач профессиональной сферы.
Актуальность формирования информационной компетентности подтвержда-
ется рядом документов, определяющих политику государства, направленную
на повышение уровня развития и интенсивность использования информационных
и телекоммуникационных технологий: «Стратегия развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», «Стратегия развития
отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг.
и на перспективу до 2025 г.», Государственная программа Российской Федерации
«Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образо-
вания, определяющие приоритетность компетентностного подхода, ориентируют
на приобретение будущими выпускниками вуза информационной компетентности,
позволяющей осуществлять адекватные решения информационных задач, возника-
ющих в профессиональной деятельности. Ориентация на требования международ-
ного сообщества, в частности, Всемирной инициативы CDIO, определяющей
направление повышения качества инженерного образования и его результаты, поз-
воляет признать актуальность формирования информационной компетентности
для обеспечения ведущей деятельности бакалавров-металлургов.
Степень разработанности проблемы. Оценивая степень разработанности
проблемы формирования информационной компетентности в образовательном
процессе вуза, отметим многогранность исследований данного феномена. Компе-
тентностный подход как основа модернизации образования представлен в работах
Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.Ф. Радионовой, О.Г. Смоляниновой,
Ю.Г. Татура, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского и других ученых. Развитию тео-
рии информатизации образования посвящены исследования А.А. Андреева,
Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчика, З.Ф. Мазура, И.В. Роберта и др. Развитие теории
и методики обучения информатике представлено в исследованиях Н.В. Гафуровой,
И.С. Казакова, Н.И. Пака, С.В. Панюковой, Е.К. Хеннера. Рассмотрению информа-
ционной компетентности как ключевой посвящены работы С.В. Тришиной,
А.В. Хуторского, как компоненты профессиональной компетентности – Б.С. Гер-
шунского, Т.А. Гудковой, И.А. Зимней и др. Взаимосвязь компьютерной грамотно-
сти и информационной культуры представлена в исследованиях Н.И. Гендиной,
Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова и других исследователей. Сущность и содержание
информационной компетентности, информационной грамотности, информацион-
ной культуры представлены в исследованиях зарубежных ученых C. Bélisle,
D. Belshaw, N. Hockly, F.W. Horton, М. Knobel, L. Limberg, J.M.P. Tornero и др.
Анализ теоретических исследований показывает активный интерес ученых к
проблеме формирования информационной компетентности современного чело-
века, актуальность которой задается на международном уровне.
Однако, бóльшая часть исследований посвящена проблеме формирования
информационной компетентности в школьном и педагогическом образовании. Ин-
форматизация инженерного образования рассматривается исследователями в кон-
тексте использования информационных технологий как средства обучения
(А.А. Абдукадыров, Б.З. Тураев), информационная компетентность – как компо-
нента профессиональной компетентности (Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова), а также
в контексте углубленной теоретико-методологической подготовки для будущих
специалистов в сфере информационных технологий. Недостаточно исследована
проблема содержания дисциплин информационного цикла и соответствующая ме-
тодика обучения для бакалавров технологических направлений подготовки, не от-
носящихся к информационным, в частности, будущих бакалавров-металлургов, не-
смотря на то, что специфика профессиональной деятельности и информационных
задач определяет требования к функциональности формируемой в образовании ин-
формационной компетентности.
Анализ образовательной практики показывает ряд проблем в подготовке ба-
калавров-металлургов по дисциплинам информационного цикла: сосредоточен-
ность этих дисциплин на 1-2 курсах профессиональной подготовки; фрагментарная
выраженность межпредметных связей, отсутствие преемственности в развитии ин-
формационной компетентности из-за низкой востребованности информационных
технологий в дисциплинах, не относящихся к информационным; отсутствие ори-
ентации на специфику информационных задач профессиональной деятельности;
перегруженность дидактическими единицами, их невостребованность в дальней-
шей подготовке, и, как следствие, несформированность у студентов информацион-
ных запросов и потребностей, ценностного отношения к информатизации, что,
в целом, обуславливает низкий уровень сформированности информационной ком-
петентности.
Таким образом, при всей несомненной теоретической и практической значи-
мости существующих исследований проблемы формирования информационной
компетентности будущих бакалавров-металлургов, отдельные аспекты этой про-
блемы исследованы недостаточно, что проявляется в следующих противоречиях
между:
– потребностью современного информационного общества и производства
в бакалаврах-металлургах, способных решать многообразные информационные за-
дачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, и недостаточной сфор-
мированностью у них данных умений;
– достаточным уровнем изученности компетентностного подхода как основы
качества образования и слабой проработанностью методических аспектов его реа-
лизации для формирования информационной компетентности будущих бакалав-
ров-металлургов, учитывающих специфику их профессиональной деятельности;
– необходимостью обеспечить функциональность информационной компе-
тентности будущих бакалавров-металлургов для решения информационных задач
их профессиональной деятельности и отсутствием соответствующей продуктивной
методики обучения.
Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования, связан-
ную с поиском и обоснованием условий и направлений изменения учебного про-
цесса по дисциплинам информационного цикла, повышающих результативность
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов с учетом специфики информационных задач профессиональной деятельности
инженера металлургической отрасли.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы на теоретическом
уровне, востребованность ее практического решения, обусловленная объектив-
ными требованиями к выпускнику вуза, определили выбор темы исследования:
«Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов в процессе освоения дисциплины “Информационные сервисы” с использова-
нием комплекса информационно-технологических задач».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить
методику формирования информационной компетентности будущих бакалавров-
металлургов при освоении ими пролонгированной и распределенной на весь пе-
риод обучения дисциплины «Информационные сервисы», способствующей повы-
шению функциональности этой компетентности, с использованием специфических
информационно-технологических задач.
Объект: обучение будущих бакалавров-металлургов дисциплинам информа-
ционного цикла.
Предмет: формирование информационной компетентности будущих бака-
лавров-металлургов.
Гипотеза исследования: формирование информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов будет результативным при обновлении следую-
щих компонентов методики ведения дисциплин информационного цикла:
– целевой компонент ориентирует на формирование информационной компе-
тентности как ключевой в профессиональной деятельности бакалавра-металлурга
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования и с учетом требований Всемирной инициативы
CDIO в современных условиях развития информационных технологий;
– содержательный компонент методики представлен реализацией пролонги-
рованной, распределенной на весь период обучения, динамично обновляемой дис-
циплины «Информационные сервисы», обеспечивающей системность, непрерыв-
ность и динамичность формирования информационной компетентности, ее инте-
грацию и преемственность в дисциплинах учебного плана посредством решения
информационно-технологических задач;
– технологический компонент методики формирования информационной
компетентности реализуется через специальную организацию продуктивной обра-
зовательной, в том числе проектной, деятельности будущих бакалавров-металлур-
гов с использованием комплекса информационно-технологических задач;
– результативность методики обучения оценивается посредством динамики
уровня сформированности информационной компетентности с использованием
разработанного диагностического комплекса.
Согласно поставленной цели, гипотезе, предмету и объекту исследования,
определенны задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и структуру информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-металлургов.
2. Определить принципы и требования к организации процесса формирова-
ния информационной компетентности в рамках пролонгированной, распределен-
ной дисциплины «Информационные сервисы», соответствующие современным
требованиям к качеству инженерного образования с учетом международных стан-
дартов и отечественной образовательной практики.
3. Разработать методику формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в условиях обучения дисциплине «Информаци-
онные сервисы» с использованием комплекса информационно-технологических
задач.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку результативности
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов в условиях реализации разработанной методики ведения дисциплины «Инфор-
мационные сервисы».
Методологическую основу исследования составили:
– системный подход, позволивший рассматривать информационную компе-
тентность как компоненту профессиональной компетентности будущего бака-
лавра-металлурга (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузь-
мина и др.);
– компетентностный, обуславливающий смещение акцентов с процессуаль-
ной на результативную составляющую обучения и определяющий результат обра-
зования через сформированность информационной компетентности (В.А. Адольф,
Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Г. Смолянинова, Ю.Г. Татур, Л.В. Шкерина, А.В. Хутор-
ской);
– деятельностный, обуславливающий приоритетность активных методов обу-
чения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.Н. Леонтьев, Ю.В. Сенько и др.);
– личностно-ориентированный, рассматривающий студента как субъекта
образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская, Н.В. Гафурова, И.А. Зимняя,
С.И. Осипова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская);
– информационный, определяющий организацию учебной деятельности бу-
дущих бакалавров-металлургов на различных этапах информационного процесса
(Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, В.Ф. Шолохович и др.);
– проектно-целевой, обеспечивающий организацию проектирования в соот-
ветствии с жизненным циклом проекта от постановки проблемы до оценки резуль-
тата и завершения проекта (М.А. Акопян, Дж. Дьюи, Н.И. Исаева, И.А. Колесни-
кова, Г.В. Мухаметзянова, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, W.H. Kilpatrick).
Теоретическими основами исследования явились работы в области теории
информатизации образования (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик,
Д.А. Поспелов, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт и др.), теории поэтапного формирова-
ния умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.),
исследования в области методики обучения информатике (Н.В. Гафурова, Е.Д. Не-
лунова, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, О.Г. Смолянинова, Л.В. Шкерина, Е.К. Хеннер и
др.), работы в области использования дистанционных и электронных форм обуче-
ния (А.А. Андреев, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, А.В. Хуторской и др.), работы по
теории и методологии проектной деятельности (Дж. Дьюи, Е.С. Полат, И. Чечель,
W.H. Kilpatrick и др.).
Методы педагогического исследования:
– общетеоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-пе-
дагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы,
нормативно-программной документации по проблеме исследования; обобщение
отечественного и зарубежного опыта; построение гипотез, педагогическое модели-
рование;
– эмпирические: анкетирование, тестирование, экспертное наблюдение
и оценка, самооценка, диагностика уровня сформированности информационной
компетентности;
– статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных
в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский феде-
ральный университет». В исследовании приняли участие 68 студентов очной
формы обучения направления подготовки 22.03.02 «Металлургия». В проведении
экспериментальной работы принимали участие преподаватели кафедры «Инженер-
ный бакалавриат CDIO».
Личный вклад соискателя в исследование состоит в осуществлении содер-
жательного анализа и выявлении теоретических предпосылок решения проблемы
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов; в выдвижении авторской идеи, ее разработки и реализации в опытно-экспери-
ментальной работе; в разработке критериев и уровней сформированности исследу-
емого феномена, диагностического комплекса по его изучению, обработке и интер-
претации результатов формирующего эксперимента; в подготовке публикаций,
представленных в научных журналах, сборниках, материалах конференций,
а также в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
Основные этапы исследования (2013–2017 гг.):
На первом этапе (2013–2014 гг.) – поисково-теоретическом, – осуществлялся
теоретический анализ степени разработанности проблемы исследования, определя-
лись методология, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся понятийно-
категориальный аппарат, обосновывалось содержание и этапы опытно-экспери-
ментальной работы, обосновывались методы изучения исследуемого феномена;
Второй этап (2014–2016 гг.) – опытно-экспериментальный, на котором про-
водился формирующий эксперимент по повышению уровня функциональности
информационной компетентности в условиях реализации пролонгированной, рас-
пределенной дисциплины «Информационные сервисы»;
Третий этап (2016–2017 гг.) – аналитико-обобщающий, на котором проводи-
лись анализ, систематизация и обобщение результатов, осуществлялось оформле-
ние диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
– разработана научная идея организации образовательного процесса резуль-
тативного формирования информационной компетентности будущих бакалавров-
металлургов с использованием комплекса информационно-технологических задач
в условиях реализации принципов системности и непрерывности в рамках пролон-
гированной, распределенной, динамично обновляемой дисциплины «Информаци-
онные сервисы», удовлетворяющей базовые, профессиональные и личностно-раз-
вивающие информационные запросы будущих бакалавров-металлургов в процессе
всего периода профессиональной подготовки;
– предложено суждение: информационная компетентность субъекта деятель-
ности представляет собой интегративное, динамическое личностное качество,
определяющее его способность и готовность осознанно интегрировать информаци-
онные технологии в профессиональную и социальную деятельность
на основе функционального сочетания различных цифровых устройств и про-
граммного обеспечения для продуктивного решения информационных задач
на уровне, определяемом требованиями к качеству инженерной деятельности и ин-
форматизацией общества;
– доказана перспективность использования идеи о пролонгированности, рас-
пределенности и динамичном обновлении дисциплины «Информационные сер-
висы» в реализации методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов, позволяющей повышать уровень функциональ-
ности формируемого феномена за счет использования комплекса информационно-
технологических задач;
– введены требования к организации процесса формирования информацион-
ной компетентности в образовательном процессе в виде принципов его организа-
ции: научности, доступности, последовательности и цикличности, наглядности, ак-
тивности и самостоятельности, прочности и интегрированности, интерактивности,
непрерывности, профессиональной направленности, интеграции, а также модуль-
ности в представлении содержания.
Теоретическая значимость исследования:
– доказано положение, вносящее вклад в теорию и методику обучения буду-
щих бакалавров-металлургов дисциплинам информационного цикла, о применимо-
сти и результативности реализации дисциплины «Информационные сервисы»,
построенной на идеях пролонгированности и распределенности, содержание кото-
рой включает динамично обновляемые модули базовых, профессиональных и лич-
ностно-развивающих информационных потребностей;
– применительно к проблематике диссертации результативно использован
пакет оценочно-диагностических материалов для изучения сформированности

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»