Формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий

Бекешева, Ирина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ……………………………………23
1.1. Креативная компетентность будущих бакалавров-учителей как психолого-педагогический феномен …………………………………………..23
1.2. Креативная компетентность будущих бакалавров-учителей: структура, критерии и уровни сформированности ………………………………………..38
1.3. Модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров- учителей в процессе обучения математике ……………………………………53
Выводы по первой главе…………………………………………………………70
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗАДАНИЙ ……………………………………………………………………….73
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий …………73
2.2. Методы, формы и средства формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий …………………………………………….116
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий …………………………………………….135 Выводы по второй главе ………………………………………………………169 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………172 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….175 ПРИЛОЖЕНИЯ . ………………………………………………………………202
3
Приложение А. Комплекс креативно-ориентированных математических заданий (фрагменты) ……………………………………………………………202 Приложение Б. Технологическая карта изучения дисциплины «Основы математической обработки информации» ……………………………………215 Приложение В. Входная контрольная работа по дисциплине «Основы математической обработки информации» ……………………………………219 Приложение Г. Проверка гипотезы о статистической незначимости различия средних уровней математической компетенции студентов контрольных и экспериментальных групп на начало первого этапа …………………………228 Приложение Д. Итоговая контрольная работа по дисциплине «Основы математической обработки информации» ……………………………………230 Приложение Е. Экспертный лист оценки уровня сформированности креативной компетентности (КК) …………………………………………….240 Приложение Ж. Вычисление статистики χ2выч, наблюдаемой на конец формирующего эксперимента в ЭГ и КГ …………………………………….244 Приложение З. Проверка гипотезы о статистической значимости различия средних уровней математической компетенции студентов контрольных и экспериментальных групп на конец формирующего эксперимента ……….246 Приложение И. Акты о внедрении результатов исследования в учебный процесс …………………………………………………………………………..248

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является личность, ориентированная на инновационную деятельность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию.
Идея необходимости творческого развития личности заложена в ряде правительственных инициатив. Так, в национальной доктрине образования РФ (2000 – 2025 гг.) отмечается, что перед российским обществом стоит фундаментальная задача модернизации образовательной теории и практики в ситуации, когда не только мир стал другим, но и сам человек по-новому понимает, осмысливает научную картину мира и себя в ней. В проекте «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» среди характеристик «нового» образования выделена «опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития» [27, с.15].
Вследствие этого возникает одно из главных требований к образованию – его гуманистическая ориентированность, где человек является основной ценностью, направленность на развитие личности. Поэтому возрастает роль самообразования в процессе учения, целенаправленного развития опыта креативной деятельности, спрос на творческую личность, на творческий продукт, развитие креативной компетентности. Очевидно, что достижение заявленных целей образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Подтверждение этому находим в Федеральных государственных стандартах высшего образования (далее ФГОС ВО) по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование: «Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать способностью
5
организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7)» [166].
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., так же содержит указания на творческую составляющую деятельности учителя. Например: «Трудовая функция: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и т.д.» [139].
Для формирования описанных качеств у школьников педагог должен обладать гибкостью мышления, способностью увидеть новое в традиционной ситуации, стремлением преодолению шаблонов и т.д., то есть владеть креативной компетентностью. Целенаправленное формирование данной компетентности должно осуществляться в процессе обучения будущих учителей в вузе в рамках освоения каждой предметной области.
Следуя мнению Н.Я.Виленкина, Б.В.Гнеденко, А.М.Матюшкина и других педагогов и математиков, отметим, что обучение математике предоставляет широкие возможности для развития названных выше качеств у студентов.
Кроме того, согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной распоряжением правительства РФ от 24.12.2013, одним из показателей интеллектуального уровня современного человека (в том числе будущего педагога) и неотъемлемым элементом культуры становится математическая компетентность, которая должна естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру, а математика «должна стать передовой и привлекательной областью знания» [102].
О возрастающей роли математического образования в становлении личности современного профессионала свидетельствуют так же и другие нормативные документы: «Федеральный закон об образовании в РФ»,

6
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», Федеральные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), проекты ФГОС ВО третьего поколения (ФГОС ВО 3++) и др.
Так ФГОС ВО направлений подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование в числе других требований к выпускнику, освоившему программу бакалавриата, содержит следующее: «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)». В проекте ФГОС ВО 3 ++, представленным на сайте Общественной экспертизы нормативных документов в области образования, в менее очевидной форме находим указание на необходимость владение педагогом математическими знаниями в ряде универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций. При этом математика выступает как инструмент научного познания, с одной стороны, и средства решения профессиональных задач, с другой. Например: «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход, основанный на научном мировоззрении, для решения поставленных задач (УК-1); способен принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов (УК-8); способен осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-4) и др.» [165].
На наш взгляд, некоторые трудовые функции учителя, указанные в Профессиональном стандарте педагога, так же подразумевают владение учителем-предметником определенными математическими знаниями (в частности, основ математического моделировании и элементов математической статистики): «объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля; применение

7
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка и др.» [139].
Таким образом, будущий учитель, независимо от профиля подготовки, должен иметь математические знания и навыки их применения при решении профессиональных задач, в том числе в рамках осуществления креативной деятельности.
Основным положениям формирования креативности и творческих способностей обучающихся посвящены работы отечественных и зарубежных авторов (Д.Б. Богоявлинская, С.Ю. Гуревич, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.М. Матюшкин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, М.В. Силантьева, А.П.Тряпицына, А.Т.Шумилин и др.). В ряде работ определено понятие креативной компетенции (компетентности) учителя (И.Я. Брякова, А.М. Давтян, А.Э.Ишкова, М.М.Кашапова, Л.А.Халилова, и др.), а так же выявлены возможные пути еѐ формирования и развития. Вопросы методики обучения математике в школе и вузе, а так же возможности развития творческих качеств личности в процессе обучения математике рассмотрены в исследованиях А.Д. Александрова, В.В. Афанасьева, В.А. Гусева, А.Ж Жафярова, Ю.М. Колягина, А.М. Матюшкина, С.И. Осиповой, Д. Пойа, Л.В. Шкериной и др.
Признавая несомненную теоретическую и практическую значимость данных исследований, следует отметить недостаточную разработанность методических основ процесса обучения математике, направленного на формирование креативной компетентности студентов педагогического вуза.
На основании выше сказанного сформулируем следующие противоречия в исследуемой области:
 на социально-педагогическом уровне: между потребностью современного общества в педагогах, обладающих креативной компетентностью, готовых к решению нестандартных профессиональных

8
задач с использованием математического аппарата, и необеспеченностью этой потребности в традиционной системе обучения математике будущих бакалавров-учителей;
 на научно-педагогическом уровне: между достаточной разработанностью в психологии и педагогике основных положений развития креативности обучающихся и слабой изученностью методических аспектов их реализации в процессе обучения математике будущих учителей;
 на научно-методическом уровне: между актуальностью формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе их обучения математике и отсутствием теоретически обоснованной методики формирования данной компетентности в процессе обучения математике.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: как в процессе обучения математике в вузе осуществлять формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий».
Основная идея исследования заключается в использовании комплекса креативно-ориентированных математических заданий для формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе их обучения математике.
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка результативности методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий.

9
Объект исследования – процесс обучения математике будущих бакалавров-учителей в вузе.
Предмет исследования – формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определена гипотеза: методика формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике, будет результативной, если:
 конкретизирована сущность и содержание креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, определена и покомпонентно описана еѐ структура, обоснованы критерии и уровни еѐ сформированности;
 выявлены педагогические условия формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей при обучении математике;
 разработана модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике;
 создан комплекс математических заданий, способствующий формированию креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе их математической подготовки.
 разработана методика формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, содержательной основой которой является созданный комплекс математических заданий;
 создан диагностический комплекс для определения и оценивания уровня сформированности креативной компетентности будущих бакалавров- учителей.
Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

10
 конкретизировать сущность и структуру понятия «креативная компетентность будущего бакалавра-учителя», определить критерии и уровни ее сформированности;
 обосновать и сформулировать педагогические условия формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей при обучении математике;
 разработать методическую модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике;
 создать комплекс математических заданий, способствующий формированию креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе их математической подготовки;
 создать диагностический комплекс для определения и оценивания уровня сформированности креативной компетентности будущих бакалавров- учителей;
 разработать методику формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике, содержательной основой которой является комплекс креативно- ориентированных математических заданий, ориентированную на реализацию созданной модели;
 экспериментально подтвердить результативность разработанной методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров- учителей в процессе обучения математике.
Методологической основой исследования выступили:
 системный подход (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), позволивший рассматривать формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике как составляющую системы формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров-учителей в вузе;

11
 деятельностный подход
М.И. Дьяченко, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин, В.Д. Шадриков и
активных технологий формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике;
 личностно ориентированный подход к обучению, подразумевающий учет индивидуальных особенностей студентов и рассматривающий их как активных субъектов процесса формирования креативной компетентности при обучении математики (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.И. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
 компетентностный подход к обучению (В.А. Адольф, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, А.Н. Дахин, Ю.А. Дробышев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, В.А. Козырев, М.В. Носков, С.И. Осипова, Е.В. Прозорова, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин, А.В.Хуторской, В.А.Шершнева, Л.В.Шкерина и др.), в соответствии с которым охарактеризованы требования к результатам формирования креативной компетентности будущих учителей в процессе обучения математике.
Теоретической основой исследования выступили современные концептуальные положения по развитию творческих качеств личности и креативной компетенции студентов (Д. Гилфорд, Ф. Вильямс, Н.В. Дружинин, Е.П. Торренс, В.И. Андреев, Н.Н. Ставринова, Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник, И.Я. Брякова и др.), концепции обучения математике в вузе и ее направленности на развитие творческих качеств личности (А.Д. Александров, В.А. Гусев, М.В. Егупова, А.Ж. Жафяров, М.А. Кейв, И.Г. Липатникова, В.Р. Майер, В.С. Секованов, О.В. Тумашева, Л.В. Шкерина, и др.)
Методы педагогического исследования, отвечающие требованиям комплексности: общетеоретические, отражающие принципы системности:
(Л.С. Выготский,
А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,
др.), определяющий
П.Я. Гальперин, приоритетность

12
сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого- педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; контент-анализ; обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; изучение нормативной документации, раскрывающей аспекты проблемы; эмпирические и диагностические, построенные на принципах адекватности существу изучаемого предмета и оптимальности подбора диагностического инструментария оценивания педагогического эксперимента: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, обобщение педагогического опыта; формирующие, связанные с реализацией методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей; статистические методы измерения и математической обработки экспериментальных данных: ранжирование, количественная обработка, качественный анализ результатов: φ*-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента, критерий Колмогорова.
Организация и экспериментальная база исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова). В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты I – IV (V) курсов, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование. Всего в эксперименте приняло участие 246 студентов института естественных наук и математики, института искусств, института непрерывного педагогического образования.
Личное участие соискателя в исследовании состоит в постановке проблемы исследования, выдвижении научной идеи, анализе степени разработанности проблемы в научной педагогической литературе, теоретическом обосновании основных идей и положений исследования, в разработке модели формирования креативной компетентности будущего

13
бакалавра-учителя и разработке комплекса креативно-ориентированных математических заданий, в разработке методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специально разработанного комплекса задач, в проверке результативности разработанной методики в опытно- экспериментальной работе.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2009 года по 2017 год и состояло из трех этапов.
На первом поисково-апробационном этапе (2009–2010) был осуществлен теоретический анализ степени разработанности проблемы исследования, определены методология, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнен понятийно-категориальный аппарат исследования, проведена апробация применения креативно-ориентированных математических задач как средства формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике.
На втором опытно-экспериментальном этапе (2010–2015) были разработаны методическая модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике, методика формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса задач, проведена опытно-экспериментальная работа по еѐ реализации.
На третьем обобщающем этапе (2015–2017) обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, оформлено диссертационное исследование.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
 уточнено понятие креативной компетентности будущего бакалавра-учителя как интегративного динамического качества личности,

14
которое проявляется в способности находить оригинальные решения известных задач, выявлять новые проблемы и находить их решения, используя математические методы. Основными структурными компонентами креативной компетентности будущего-учителя являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный;
 разработана идея о формировании креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе использования специально разработанного комплекса математических заданий, включающего задания ориентированные на формирование и развитие когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов креативной компетентности будущих бакалавров-учителей;
 выявлены дидактические (выделение в целевом компоненте обучения математике целей формирования креативной компетентности будущих учителей, обогащение содержания математической подготовки будущих учителей комплексом креативно-ориентированных математических заданий, использование методов и форм обучения математике, направленных на формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, последовательное усложнение видов креативной деятельности) и организационно-методические (реализация дифференцированного обучения математике, использование жизненного опыта обучающихся в образовательном процессе, выстраивание субъектно-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса) условия формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике; выделены основные критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и уровни (низкий, средний, высокий) еѐ сформированности;
 разработана методическая модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, основанная на общих требованиях к созданию модели: ингерентность, простота и адекватность;

15
принципах нормативности и универсальности; принципах формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей: целесообразности целевого компонента методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей социальному заказу, непрерывности, последовательности и преемственности, взаимосвязанности компонентов креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, сознательности и активности обучающихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нѐм предложено решение актуальной научной проблемы формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику обучения математике за счѐт того, что:
­ обоснована и раскрыта педагогическая сущность и дано содержательное наполнение понятия «креативная компетентность будущего бакалавра-учителя на основе системного анализа основных положений компетентностного подхода, требований Профессионального стандарта педагога и требований ФГОС направления подготовки Педагогическое образование. Установлено, что креативная компетентность выступает важной составляющей профессиональной компетентности педагога, а ее формирование возможно в процессе обучения математике в вузе;
 введено понятие «креативно-ориентированные математические задания» как задания, моделирующие нестандартные математические, жизненные или профессиональные ситуации на языке математики, содержащие в явном или неявном виде требования использовать математические способы решения задачи, подразумевающие осуществление креативной деятельности;
 раскрыто существенное противоречие между требованиями рынка труда к современным высококвалифицированным педагогам, готовым к осуществлению креативной деятельности с использованием

16
математического аппарата и недостаточной ориентированностью в настоящее время системы обучения математике будущих бакалавров- учителей на формирование их креативной компетентности;
 изучены причинно-следственные связи между реализацией методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров- учителей в процессе обучения математике с использованием специально разработанного комплекса креативно-ориентированных математических заданий и динамикой уровня сформированности этой компетентности;
 проведена модернизация процесса формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе разработанной методической модели, в структуре которой выделено четыре этапа: подготовительный, входной, формирующий, аналитический.
Практическая значимость результатов работы состоит в том, что
 разработана и внедрена в учебный процесс методика формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей (направления подготовки 44.03.01,44.03.05 Педагогическое образование) в условиях обучения дисциплине «Основы математической обработки информации» (ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»), курса по выбору «Роль креативной математической деятельности в профессиональной деятельности учителя-предметника», а так же выполнения научно-исследовательской работы посредством использования специально комплекса креативно-ориентированных математических заданий (ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»);
 разработано и внедрено в образовательный процесс учебно- методическое сопровождение формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике, в том числе: скорректированная рабочая программа дисциплины «Основы

17
математической обработки информации», соответствующая основным положениям авторской концепции формирования креативной компетентности будущих учителей в процессе их обучения математике в вузе; учебное пособие «Основы математической обработки информации», учебное пособие «Специальный комплекс креативно-ориентированных математических заданий, направленных на формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей», методические рекомендации к изучению дисциплины «Роль креативной математической деятельности в профессиональной деятельности учителя-предметника» (размещены на сайте ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», режим доступа: http://www.khsu.ru/assets/units/ienim/egorova/Egorova-Metrekomend-KV-Rol- kreativnoi-deyt2.pdf); методические рекомендации для студентов к поэтапному выполнению альтернативных форм заданий НИР, содержащих креативно-ориентированные математические задания и др.;
 создан и применен диагностический комплекс для определения и оценивания уровня сформированности креативной компетентности будущих бакалавров-учителей;
 определены пределы и перспективы практического использования теоретических выводов исследования в процессе обучения математике бакалавров по направлению 44.03.05 и 44.03.01 Педагогическое образование и других направлений укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется следующим:
 для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость результатов исследования для различных групп респондентов;
 теория построена на основе системного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов, с опорой на

18
основные теоретические и методологические положения формирования креативной компетентности студентов;
 использованы методы исследования, адекватные цели, задачам, предмету исследования;
 идея формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в условиях обучения математике с использованием креативно-ориентированных математических заданий базируется на результатах анализа государственных документов, определяющих модернизацию общего и профессионального образования, на обобщении передового опыта специалистов в области подготовки учителей;
 применительно к проблематике диссертации результативно использованы базовые методы исследования (общетеоретический, эмпирический, формирующий) уровня сформированности креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в сочетании с применением статистических методов исследования(ранжирование, количественная обработка, качественный анализ результатов: φ*-критерий Фишера, t- критерий Стьюдента, критерий Колмогорова).
Апробация и внедрение материалов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры математики и методики преподавания математики, кафедры дошкольного и специального образования, на научно-методических семинарах института естественных наук и математики Хакасского государственного университета им.Н.Ф.Катанова (ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, 2011-2017 гг.), научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики» (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, 2014), городском научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы математического образования» (КГПУ, г. Красноярск, 2014-2015 гг.); были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня:

19
Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и рынок труда» (г. Абакан, 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и наука XXI века» (г. Красноярск, 2007-2012 гг.); Международный научно-образовательный форум Человек, семья и общество: история и перспективы развития (Красноярск, 2013-2014 гг.); Международная научно-практическая конференция «Развитие социально- устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования» (г. Абакан, 2013-2014 гг.); Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты» (г. Красноярск, 2013, 2014, 2016 гг.); Катановские чтения (г. Абакан, 2011-2016 гг.); XXVIII, XXVIV Международная научно- практическая конференция «Новые подходы изучения психологических и педагогических наук» (г. Москва, 2014 г.); Международная научная конференция «Герценовские чтения» (г.Санкт-Петербург, 2011-2014 гг.); Международный научный семинар преподавателей математики и информатики (г. Киров, 2014 г.); Международная научно-практическая конференция «Современные пути развития науки и образования» (г. Смоленск, 2015 г.); Всероссийская (с международным участием) научно- практическая конференция «Непрерывное математическое образование: проблемы, научные подходы, опыт и перспективы развития» (г. Москва, 2016 г.).
По результатам исследования опубликовано 32 научные работы, в том числе 8 статей в журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Креативная компетентность будущего бакалавра-учителя – интегративное динамическое качество личности, которое проявляется в способности находить оригинальные решения известных задач, выявлять

20
новые проблемы и находить их решения, используя математические методы. Основными структурными компонентами креативной компетентности будущего бакалавра-учителя являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
2. Реализация дидактических (выделение в целевом компоненте обучения математике целей формирования креативной компетентности будущих учителей, использование методов и форм обучения математике, направленных на формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, последовательное усложнение видов креативной деятельности) и организационно-методических (реализация дифференцированного обучения математике, использование жизненного опыта обучающихся в образовательном процессе, выстраивание субъектно- субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса) условий при обучении математике будущих учителей способствует формированию их креативной компетентности. Основные критерии уровня сформированности креативной компетентности будущих учителей: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный; уровни сформированности: низкий, средний, высокий. Специальный комплекс креативно-ориентированных математических заданий, отвечающих требованиям проблемности, направленности на получение обучающимся нового знания и приобретение им опыта осознанного включения в креативную деятельность, недетерминированности действий обучающегося при выполнении задания, значимости полученного результата для обучающегося, ориентированности заданий на формирование одного или нескольких компонентов креативной компетентности, является средством формирования и развития креативной компетентности будущих бакалавров- учителей в процессе обучения математике.
3. Четырехэтапная методическая модель формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения

21
математике ориентирована на положительную динамику уровня сформированности этой компетентности, если при еѐ разработке учтены принципы формирования креативной компетентности: целесообразности целевого компонента методики формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей социальному заказу, непрерывности, последовательности и преемственности, взаимосвязанности компонентов креативной компетентности будущих бакалавров-учителей, сознательности и активности обучающихся; общие требования к созданию модели: ингерентность, простота и адекватность, а так же реализованы принципы нормативности и универсальности.
4. Методика формирования креативной компетентности будущих учителей в процессе обучения математике является результативной, если ее основные компоненты соответствуют разработанной методической модели: 1) целевой – отражает целевой вектор формирования креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике; 2) содержательный – обогащает содержание обучения математике будущих учителей креативно-ориентированными математическими заданиями на каждом этапе реализации модели; 3) организационно-процессуальный – представляет собой совокупность адекватных целям и содержанию обучения взаимообусловленных методов, форм и средств обучения (методы: эвристические методы, метод кейс-стади, метод проектов, игровые технологии и др.; формы: лекции различного типа, семинар, деловая игра, самостоятельная работа студентов и др.; средства: учебно-методическое пособие «Основы математической обработки информации», методические рекомендации к изучению курса по выбору студентов «Роль креативной математической деятельности в профессиональной деятельности учителя-предметника», альтернативные формы заданий для НИР и др.); 4) диагностический – разработан с учетом специфики креативной компетентности будущего бакалавра-учителя и

22
обеспечивает достоверную информацию о динамике уровня ее сформированности.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены таблицы и рисунки.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»