Формирование методической готовности будущих учителей информатики в условиях образовательной платформы «Мега-класс»
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДВУЗЕ …………………… 13
1.1. Современные требования к методической готовности будущего
учителя информатики ……………………………………………………………………….. 13
1.2. Анализ дефицитов и предпосылки к совершенствованию
методической подготовки студентов в педвузе в условиях
информатизации и глобализации образования …………………………………….. 25
1.3. Образовательная платформа «Мега-класс» как инновационный
механизм обновления подготовки обучаемых по информатике в
общеобразовательной школе и вузе. …………………………………………………… 34
Выводы по главе 1:……………………………………………………………………………. 45
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МЕГА-КЛАСС:
АЧИНСКИЙ КЛАСТЕР» ……………………………………………………………………………. 46
2.1. Модель методической подготовки будущего учителя информатики в
условиях образовательного кластера на основе образовательной
платформы «Мега-класс» ………………………………………………………………….. 46
2.2 Стратегии организации мега-уроков по информатике в региональном
проекте «Мега-класс» ……………………………………………………………………….. 69
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента в рамках
регионального проекта «Мега-класс: Ачинский кластер»…………………….. 86
Выводы по главе 2:………………………………………………………………………….. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………………………… 106
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….. 127
Актуальность исследования. Современный уровень развития теории и
практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме
повышения уровня профессионализма выпускника педагогического ВУЗа. В
качестве ведущего фактора совершенствования системы подготовки
специалиста в области образования явились запросы общеобразовательной
школы, в которой личность учителя и его профессиональная квалификация
играют решающую роль.
Подготовка будущих учителей в педвузе в рамках традиционных
методических систем перестает удовлетворять и студента, и преподавателя, и
работодателя. Первая причина связана с низкой мотивацией студента к
изучению предметных дисциплин, носящих формальный, оторванный от
реальной практики характер. Другая причина связана с отсутствием механизма
для непрерывного приобретения опыта и формирования готовности к
профессиональной деятельности в течение учебного процесса. Третья причина –
интерес к изучению блока методических дисциплин падает в силу отсутствия
связи между теоретическим обучением и практикой. При этом, в силу
динамизма курса информатики и информационных технологий, его освоение
следует осуществлять в интеграции с наукой и реальной педагогической
деятельностью.
Преодолеть вышеназванные причины сложно в условиях автономной
изоляции отдельных ВУЗов от школьной среды. Многие исследователи
предлагают разные модели интеграции педагогического вуза со школьной
средой. Особо следует отметить работы Каракозова С.Д., Овчарова А.В.,
Осипенко О.А., Стариченко Б.Е, Федоровой Г.А. и др. В них обосновываются
дидактические эффекты в создаваемых информационно-образовательных
средах «школа-вуз» с позиций профессионально-ориентированной и
профессиональной деятельности будущих педагогов. Однако, в
рассматриваемых моделях интеграционные процессы носят лишь
кооперативный или корпоративный характер.
Представляет интерес рассмотреть методическую подготовку будущего
учителя в условиях кластерного образования. Проблемам и опыту организации
учебного процесса в образовательных кластерах посвящены работы
Абитова Р.Н., Вильданова И.Э., Киселевой О.В., Корчагина Е.А.,
Кравченко Д.Б., Малковой И.Ю., Медведевой Л.Д., Прохоровой В.В., Пуденко
Т.И., Уварова А.Ю. и др. Образовательные кластеры в них рассматриваются как
новая форма интеграции сфер профессионального образования и бизнеса для
вхождения и адаптации выпускников в среде профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса в образовательных кластерах с участием
вуза, школ и бизнеса в условиях электронного обучения, дистанционных и
облачных технологий может проходить по разным моделям глобализации
образования. К примеру, весьма перспективным представляется
образовательная платформа «Мега-класс», в рамках которой можно
осуществлять интегрированные мега-уроки с одновременным участием
школьников и студентов (Пак Н.И., Сокольская М.А., Яковлева Т.А.).
Феномены коллективного разума, коллективной деятельности обосновывают
целесообразность использования законов синергетики в образовательных
кластерах для достижения «педагогического резонанса». Синергетическую
самоорганизацию и саморазвитие учебных коллективов в их предметной
подготовке, например, по информатике, удобно осуществлять по технологиям
коллективной, мега-урочной сетевой деятельности с привлечением вузовской
науки, бизнеса. Однако, первые опытные исследования подобных моделей
проявили неготовность учителей осуществлять профессиональную деятельность
в новых инновационных условиях.
Учитель должен быть готов к разработке и внедрению педагогических
новшеств в учебно-воспитательный процесс, уметь организовывать обучение
так, чтобы обучаемый воспринимал его, прежде всего как самообучение,
саморазвитие, самоактуализацию, должен владеть инновационными
методиками обучения, главным результатом которой будет новый
образовательный результат. Обеспечить должным образом эти требования
невозможно без создания специальной инновационной среды с максимальным
использованием потенциала ИКТ.
Традиционная методическая подготовка в педвузе не предусматривает
возможность вовлечения студентов в реальную педагогическую практику в
рамках предметной и методической подготовки; зачастую ограничивается лишь
кратковременной педагогической практикой.
На основании вышесказанного можно выделить следующие
противоречия:
на социально-педагогическом уровне: между необходимостью
практико-ориентированной направленности процесса методической подготовки
будущего учителя информатики, непрерывного приобретения студентами
профессионального опыта и реальным состоянием образовательного процесса в
ВУЗе;
на научно-педагогическом уровне: между синергетическим
потенциалом кластерного подхода в подготовке педагогических кадров и
недостаточными практическими и теоретическими исследованиями в этой
области;
на научно-методическом уровне: между дидактическими
возможностями образовательных кластеров, интегрирующих учебный процесс
школы, вуза и бизнеса при формировании методической готовности будущего
учителя информатики и отсутствием моделей методической подготовки
студентов в педвузе в условиях образовательных кластеров.
Необходимость устранения указанных противоречий свидетельствует об
актуальности научной проблемы: каким образом следует усовершенствовать
методическую подготовку будущих учителей информатики в условиях
образовательного кластера, интегрирующего учебный процесс школы, вуза и
бизнеса для обеспечения современного уровня методической готовности
студентов педагогического вуза.
Объект исследования: процесс формирования методической готовности
будущего учителя информатики в педагогическом ВУЗе.
Предмет исследования: модель методической подготовки будущих
учителей информатики в педагогическом вузе в условиях образовательного
кластера на базе образовательной технологической платформы «Мега-класс».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать модель методической подготовки будущих учителей
информатики в педвузе в условиях образовательного кластера, реализация
которой будет способствовать формированию современного уровня их
методической готовности.
Гипотеза исследования:
Необходимый уровень методической готовности будущего учителя
информатики, соответствующий современным требованиям образования, будет
достигнут при реализации модели его методической подготовки, в которой
предусмотрено следующее:
организация образовательных кластеров, включающих школы,
педвуз и бизнес должна осуществляться по принципу единого
интегрированного учебного процесса для одновременного проведения мега-
уроков по информатике в школах, и занятий со студентами в педвузе с участием
представителей бизнеса, квалифицированных экспертов и ученых;
включение в содержание методического блока учебных дисциплин:
планирование и разработку системы реальных мега-уроков школьного курса
информатики; в программу педагогической практики – проведение реальных
мега-уроков в образовательных кластерах;
оценивание методической готовности будущих учителей
информатики осуществляется на компетентностной основе по технологии
портфолио (методический портфель достижений студента).
Задачи:
1. Выявить современные требования к методической готовности
будущего учителя информатики и провести анализ дефицитов методической
системы подготовки студентов в педвузе.
2. Обосновать потенциал кластерного подхода в формировании
методической готовности будущего учителя информатики и разработать модель
кластерной методической подготовки будущих учителей информатики в
педвузе.
3. Разработать критерии оценивания методической готовности
будущего учителя информатики на основе содержания методического портфеля
достижений студента.
4. Создать образовательный кластер «Мега-класс» для проведения
мега-уроков по информатике в старшей общеобразовательной школе с участием
студентов и осуществить педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основания исследования:
теоретические и практические основы, раскрывающие особенности
и тенденции информатизации системы образования (Я.А Ваграменко,
Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, В.В.Гриншкун, И.Г. Захарова, СД. Каракозов,
К.К. Колин, М.П.Лапчик, Н.И. Пак, А.Е. Поличка, И.В. Роберт, и др.[15, 21, 24,
31, 38, 54, 55, 56, 61, 72, 75, 102, 108, 117, 118]);
фундаментальные основы профессиональной деятельности
педагогов (М.М. Абдуразаков, В.А. Адольф, В.И. Загвязинский,
Р.И. Кузьминов, и др. [1, 3, 35, 68]);
методологические основы компетентностного подхода в
образовании (А.А. Вербицкий, Г.В. Вишневецкая, И.А. Зимняя, О.Е. Курлыгина,
Н.К Макушина, А.В. Хуторской, Л.В. Шкерина, , Е.А. Ямбург и др.[16, 17, 19,
41, 42, 69, 80, 149, 151, 157]);
проблематика методической подготовки будущих учителей
информатики в условиях информатизации и глобализации образования
(Е.Ы. Бидайбеков, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.И. Земцова,
А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, М.И. Рагулина, А.Ю. Уваров,
Е.К Хеннер, Т.А. Яковлева и др.[11, 24, 31, 39, 40, 65, 66, 72, 84, 116, 140, 148,
154]);
концепции и теории формирования содержания образования в
области информатики и обучения информатике (С.А. Бешенков, А.Г. Гейн,
С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.В. Макарова, Е.А. Ракитина,
И.Г. Семакин, А.Л. Семенов и др.[10, 20, 24, 75, 79, 99, 137, 109, 121, 122]);
исследования в области кластерного подхода к образованию
(Р.Н. Абитов, И.Э. Вильданов, О.В. Киселева, Е.А. Корчагин, Д.Б. Кравченко,
И.Ю. Малкова, Л.Д. Медведева, Н.И. Пак, Т.Л. Проскурина, В.В. Прохорова,
Т.И. Пуденко, Р.С. Сафин, Э.Р. Скорнякова, Ю.О. Тигина, А.Ю. Уваров и
др.[18, 58, 85, 100, 101, 104, 111, 113, 114, 126, 138, 139])
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
теоретические (анализ философской, психолого-педагогической,
научно-методической литературы по теме исследования; изучение и анализ
ФГОС, анализ, сравнение, систематизация и обобщение собственного опыта
методической подготовки будущих учителей информатики);
эмпирические (наблюдение, опросы студентов и преподавателей,
педагогический эксперимент);
методы математической статистики (количественный и
качественный анализ данных, графическое отображение результатов).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов
диссертационного исследования обеспечиваются теоретико-методологическими
основами исследования, опорой на современные научные достижения в области
методики и педагогики, анализом и обобщением педагогического опыта
преподавателей информатики и ИКТ в методической подготовке будущих
учителей информатики, соответствием теоретических и эмпирических методов
исследования поставленным целям и задачам, апробацией результатов
исследования в реальном учебном процессе.
Научная новизна исследования:
обоснована необходимость и возможность реализации кластерного
подхода в методической подготовке будущих учителей информатики в педвузе;
уточнены показатели уровня методической готовности будущего
учителя информатики с позиций современных требований;
разработана модель кластерной методической подготовки будущих
учителей информатики в педвузе, обеспечивающая профессионально-
ориентированный и непрерывный характер педагогической практики;
доказана результативность кластерной модели методической
подготовки будущего учителя информатики в формировании требуемого уровня
их методической готовности.
Теоретическая значимость:
уточнено и конкретизировано понятие методическая готовность
будущего учителя информатики с позиций современных требований и научно-
технического прогресса в области ИКТ: определены содержательные
компоненты, показатели оценки уровней и способы достижения этих уровней;
предложен способ оценивания уровня методической готовности на
основе методического портфеля достижений студента;
разработана модель методической подготовки студентов педвуза,
реализующая принцип интеграции «образования, науки и жизни» в условиях
образовательного кластера на базе образовательной технологической
платформы «Мега-класс».
Практическая значимость:
в региональной системе образования создан образовательный
кластер «Мега-класс: Ачинский кластер» с участием КГПУ им. В.П. Астафьева
в котором осуществляется процесс обучения информатике в старших классах
общеобразовательной школы;
разработан комплекс сценариев мега-уроков по информатике
(10 класс, базовый уровень) и комплекты сопровождающих дидактических и
информационных материалов, рекомендации по организационно-
технологическому обеспечению мега-уроков, позволяющих реализовать
учебный процесс в образовательных кластерах;
в образовательном процессе бакалавров, будущих учителей
информатики в КГПУ им. В.П. Астафьева реализуется модель методической
подготовки в условиях регионального образовательного кластера на платформе
«Мега-класс»;
разработаны электронный учебный курс по дисциплине «Методика
обучения информатике», программы профильных курсов, обеспечивающих
необходимый технологический уровень для разработки, отбора и анализа
дидактических средств обучения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организация образовательных кластеров на базе школ, педвуза и
бизнеса на принципах единого интегрированного учебного процесса на основе
образовательной технологической платформы «Мега-класс» позволяет вовлечь
и эффективно использовать коллективные интеллектуальные, материальные и
информационно-образовательные облачные ресурсы и сервисы.
2. Реконструкция методической подготовки бакалавров в рамках
цикла методических дисциплин и педагогической практики в педагогическом
вузе на основе кластерной модели обеспечивает непрерывный,
профессионально-ориентированный характер обучения студентов, способствует
повышению их мотивации к освоению дисциплин методического блока и
приобретению реального педагогического опыта.
3. Реализация кластерной модели методической подготовки будущих
учителей информатики в педвузе в экспериментальных условиях
сформированного регионального образовательного кластера «Мега-класс:
Ачинский кластер» обеспечивает достижение требуемого уровня их
методической готовности.
Этапы проведения исследования:
Первый этап (2011-2013 гг.) – заключался в анализе научной литературы
по теме исследования, работа в составе проектировочной группы по созданию
инновационной методической системы обучения школьников информатике на
основе образовательной платформы «Мега-класс».
Второй этап (2013-2015 гг.) – разработка кластерной модели
методической подготовки будущего учителя информатики, реализация
методической системы обучения школьников информатике на основе
образовательной платформы «Мега-класс» в условиях образовательного
Ачинского кластера, проектирование и обоснование методики включения
студентов в работу проекта, проведение поискового педагогического
эксперимента.
Третий этап (2015-2016 гг.) – реализация модели методической
подготовки будущего учителя информатики в условиях образовательного
кластера «Мега-класс: Ачинский кластер», проведение формирующего
педагогического эксперимента, анализ и обобщение результатов
педагогического эксперимента, формулирование основных положений
исследования, оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в соответствии с
основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной
деятельности. Базовые теоретические положения и результаты
диссертационного исследования обсуждались на вебинаре «Информационные
технологии и открытое образование» ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева,
отражены в публикациях и выступлениях на международных научных, научно-
практических и научно-методических конференциях (Международная научно-
практическая конференция «Информатизация образования: теория и практика»,
г. Омск, ОмГПУ; XII Международная научно-практическая конференция,
посвященная Дню космонавтики «Актуальные проблемы авиации и
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!