Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе инструмента его диагностики
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ В СООТВЕТСТВИИ СО
СТРАТЕГИЧЕСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И
МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………. 16
1.1. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В
СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ………………… 16
1.1.1.Зарубежное развитие сферы информационных технологий в контексте
профессионального образования ………………………………………………………………… 16
1.1.2. Развитие сферы информационных технологий в России …………………… 19
1.1.3. Структура отрасли информационных технологий в России ……………… 23
1.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ И
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………………………. 27
1.2.1.Определение методической системы …………………………………………………. 27
1.2.2. Структура и состав методической системы подготовки выпускников
на основе двухконтурной модели АВЕТ ………………………………………………………. 31
1.2.3. Подходы к проектированию образовательных программ ………………….. 34
1.2.4. Оценка качества подготовки ИТ-кадров …………………………………………… 35
1.3. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИТ-СФЕРЕ 37
1.3.1 Взаимодействие профессиональной среды с высшими учебными
заведениями в сфере информационных технологий …………………………………….. 37
1.3.2. Компетентностный подход к построению образовательного процесса в
сфере информационных технологий …………………………………………………………… 41
1.3.3. Анализ структуры и содержания зарубежных образовательных
программ в ИТ-сфере…………………………………………………………………………………. 43
1.4. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ…………………………………………………………………………………………….. 46
1.4.1. Рейтинговые методики оценки качества профессиональной подготовки
………………………………………………………………………………………………………………….. 46
1.4.2. Требования к аккредитации образовательных программ …………………… 49
1.4.3. Сравнительный анализ показателей качества подготовки выпускников
………………………………………………………………………………………………………………….. 51
1.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………….. 54
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ИХ
ПОДГОТОВКИ ……………………………………………………………………………………………… 56
2.1. СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИТ-СФЕРЫ …………………………….. 56
2.1.1. Точки роста отрасли информационных технологий в России ……………. 56
2.1.2. Графическое представление развития ИТ-сферы в России ……………….. 57
2.1.3. Графическое представление развития ИТ-сферы за рубежом ………….. 58
2.1.4. Сравнительно-сопоставительный анализ развития сферы
информационных технологий в России и за рубежом …………………………………. 60
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ НАБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ…………………. 64
2.2.1. Набор показателей и алгоритм обработки данных …………………………… 64
2.2.2. Качество профессиональной подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий и его диагностика ……………………………………….. 66
2.3. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДИАГНОСТИКИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ ….. 68
2.3.1. Математическая модель как основа инструмента диагностики
качества профессиональной подготовки кадров в ИТ-сфере………………………. 69
2.3.2. Методика оценки качества профессиональной подготовки ………………. 71
2.4. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИТ-
БАКАЛАВРОВ …………………………………………………………………………………………….. 76
2.4.1. Усовершенствованная двухконтурная модель АВЕТ …………………………. 76
2.4.2. Конкретизация принципов проектирования и реализации
образовательных программ ……………………………………………………………………….. 78
2.4.3.Дополнение набора компетенций для выпускников в сфере
информационных технологий …………………………………………………………………….. 80
2.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………….. 84
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ НА
ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ИХ ПОДГОТОВКИ ……………………. 85
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ ……………………………………….. 86
3.2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИТ-СФЕРЫ ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ………………………………….. 90
3.2.1.Проектирование и создание новых образовательных программ в сфере
информационных технологий …………………………………………………………………….. 90
3.2.2.Формирование образовательных трендов и привлечение абитуриентов92
3.2.3.Модернизация существующих образовательных программ и их
результатов обучения на основе модели организации ИТ-сферы………………… 97
3.3.РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………………………………………………….. 99
3.3.1.Результаты усовершенствования принципов и условий реализации
образовательных программ ……………………………………………………………………….. 99
3.3.1.1. Анализ структуры и содержания ООП по ИТ-направлениям………. 100
3.3.2. Исследование мнения студентов и выпускников в контексте
организации образовательного процесса и формирования компетенций …… 105
3.3.2.1. Исследование мнения студентов ………………………………………………… 105
3.3.2.2. Исследование мнения выпускников …………………………………………… 110
3.3.3.Оценка взаимодействия университета с внешней средой на основе
опроса работодателей (в контексте оценки достижения результатов и
целей образовательных программ) …………………………………………………………… 114
3.3.3.1. Опрос работодателей …………………………………………………………………. 114
3.3.3.2. Статистика трудоустройства ……………………………………………………… 117
3.4.КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В
ИТ-СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ ТПУ …………………. 120
3.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………… 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………… 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЙТИНГОВЫЕ МЕТОДИКИ ……………………………………. 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КРИТЕРИИ АИОР ……………………………………………………….. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ИНЖЕНЕРНЫЕ КРИТЕРИИ 2000 ………………………………. 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ПЕРЕХОДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФИЛОСОФИЕЙ CDIO …………….. 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ CDIO.. 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ …………………………………. 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ
СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………………………………….. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ……………………………………………. 204
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 АНКЕТА РАБОТОДАТЕЛЯ……………………………………….. 207
В современном обществе сфера информационных технологий имеет гораздо
большее значение, чем самостоятельная отрасль народного хозяйства, поскольку
она позволяет решить прикладные задачи в других отраслях промышленности.
Именно эта черта способствует динамичному развитию, обновлению и приросту
областей знаний в сфере информационных технологий. Эта же особенность
диктует условия подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях: чтобы
обеспечить актуальность знаний (исследований) и востребованность
выпускников, университетам необходимо опережать развитие отрасли, уметь его
прогнозировать и планировать свою деятельность по подготовке кадров для ИТ-
сферы с учетом выявленных тенденций.
Кроме того, сфера информационных технологий является приоритетным
направлением развития и имеет важное стратегическое значение как в области
модернизации отечественного образования, так и в информатизации различных
отраслей производства, что подтверждают такие документы как: Государственная
программа «Информационное общество» (2011-2020 годы); Стратегия
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года и др. [19, 20, 44, 66,
80, 99, 101, 108]. В связи с чем оценка и повышение качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров приобретают особую значимость.
Вопросы международного сотрудничества в образовательных и
исследовательских программах, востребованности отечественных специалистов
на мировом рынке, повышения качества подготовки выпускников активно
обсуждаются в научном сообществе: ряд исследований обращены к сущности
понятия «качество образования», вопросам развития системы качества
образования, проводится сравнительный анализ оценки качества образования в
различных странах [1, 8, 9, 18, 35, 57, 77, 93, 103, 119]. Однако, на мировом
уровне понятие «качество образования» однозначно не определено, в связи с чем
также невозможно однозначно определить и понятие «оценка качества
образования». Учитывая это положение, в данной работе качество
профессиональной подготовки определено как интегральная характеристика
образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их
соответствия объективным потребностям государства, общества и личности,
выраженным профессиональными стандартами и ФГОС. Для того, чтобы
произвести оценку предложенной интегральной характеристики, необходимо
отметить и потребность практики в разработке инструмента, опирающегося на
математические методы оценки показателей подготовки выпускников в ИТ-сфере
и включающего методику устранения выявленных дефицитов. Создание такого
инструмента позволит сделать показатели качества профессиональной подготовки
измеряемыми, формировать сравнительные оценки, а методика их использования
– прогнозировать развитие методической системы подготовки ИТ-кадров и
планировать её модернизацию.
Таким образом, исследование показало, что несмотря на созданные
правительством РФ векторы развития информационных технологий как отрасли,
существует следующее противоречие: между необходимостью получения
объективной информации о подготовке бакалавров в сфере информационных
технологий с целью модернизации результатов обучения, структуры и
содержания образовательных программ и недостаточной степенью разработки
инструментов диагностики качества профессиональной подготовки, позволяющих
корректировать деятельность университета в соответствии с изменениями в
профессиональной среде.
Теоретические и практические предпосылки, а также выявленное
противоречие позволили сформулировать проблему исследования, которая
состоит в теоретическом обосновании и модернизации методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на уровне высшего
образования, опирающейся на получение комплексной оценки качества их
профессиональной подготовки и обеспечивающей оптимальные организационно-
педагогические условия реализации образовательных программ на основе
динамики изменения этой оценки. Ведущей идеей исследования является
опережающая модернизация методической системы подготовки бакалавров в
сфере информационных технологий в соответствии со стратегическими
направлениями информатизации и модернизации отечественного образования на
основе регулярной диагностики изменения показателей их подготовки.
Целью исследования является повышение качества профессиональной
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе
регулярной диагностики изменения показателей их подготовки.
Объект исследования: профессиональная подготовка ИТ-бакалавра в вузе.
Предмет исследования: методическая система профессиональной
подготовки ИТ-бакалавра в вузе.
Гипотеза исследования: повысить качество профессиональной подготовки
бакалавров в сфере информационных технологий на основе инструмента его
диагностики возможно, если:
– теоретически обоснована необходимость модернизации методической
системы подготовки ИТ-бакалавров;
– создана модель организации ИТ-сферы, определяющая состав и структуру
отрасли, тенденции её развития и перспективные направления подготовки и
научных исследований;
-определены показатели (индикаторы) диагностики и оценки качества
профессиональной подготовки ИТ-бакалавров в вузе;
-конкретизированы принципы формирования оптимальных
организационно-педагогических условий реализации ИТ-образовательных
программ;
-разработан инструмент диагностики качества профессиональной
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий, позволяющий
проводить непрерывный мониторинг ключевых показателей и на основе
полученных сравнительных оценок осуществлять модернизацию этой системы.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи
исследования:
1. Создать модель организации ИТ-сферы, учитывающую особенности и
мировые тенденции развития отрасли, сформулировать перспективные
направления подготовки выпускников и научных исследований;
2. Сформировать набор показателей оценки качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях на основе
сравнительно-сопоставительного анализа подготовки ИТ-кадров в различных
странах мира;
3. Конкретизировать принципы проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, их структуру и
содержание, условия реализации;
4. Модернизировать методическую систему на основе применения
инструмента диагностики изменения показателей качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологические подходы, использовавшиеся в работе:
-системный подход (Н.В.Гафурова, С.И.Осипова, Б.С.Добронец,
В.А.Якунин, М.А.Данилов, Т.А.Ильина, Ф.Ф. Королев, А.А. Захарова),
-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.Б.Ворожцова),
-компетентностный подход (М.Г. Минин, О.Е.Лебедев, Г.Н.Сериков,
А.С.Хуторской, Э.Шорт, Н.Ноддингз, Г.Халаж и др.).
Теория компетентностного подхода отражена в работах педагогов и
психологов: М.В.Носкова, Н.Н.Осипова, В.А.Шершневой, Т.В.Сидоровой,
Н.В.Кузьминой, Ю.Г.Татура, В.И.Байденко, О.Г.Смоляниновой, И.А.Зимней,
Е.В.Бондаревской, Т.Е.Исаевой, Э.Ф.Зеера, Дж.Равена и др.
Основные направления, методологию и методику профессиональной
подготовки кадров в рамках глобальной информатизации образования
раскрывают работы В.П.Беспалько, А.И.Берга, С.А.Жданова, И.Ф.Исаева,
Э.И.Кузнецова, В.Л.Матросова, Н.И.Пака, П.П.Дьячука, А.А.Безрукова,
И.А.Румянцева, И.Г.Семакина, Н.Ф.Талызиной, М.П.Лапчика, И.Г.Захаровой,
С.Р.Удалова и др.
Значительный вклад в информатизацию образования внесли зарубежные и
российские ученые: Бутрос Гали, Кофи А. Аннан, Джозеф В. Рид, Джи Чао,
Дж,Ив Бертело, И.Р.Пригожин, И.И.Юзвишин, Э.В.Евреинов, В.А.Горбатов,
Г.П.Воронин, Ю.Б.Зубарев, В.И.Кудинов, В.М.Логинов, Я.А.Ваграменко,
И.В.Роберт, Д.В.Куракин, В.Д.Киселев, А.А.Русаков, В.А.Сухомлин, Е.К.Хеннер,
К.В.Сафонов и др.
Теории и методике обучения посвящены работы таких ученых как
Э.Г.Гельфман, В.А.Далингер, А.А.Кытманов, В.Р.Майер, Т.П.Пушкарева,
М.И.Рагулина, Э.Г.Скибицкий и др. Организационной культуре посвятили свои
исследования В.И.Маслов, В.А.Спивак, В.Б.Тарасов, Р.Уильямс, Э.Шейн и др.
В области исследования сущности понятия «качество образования»
заслуживают внимания работы таких ученых, как Л.В.Шкерина, А.М.Новиков,
Н.В.Тихомирова, А.И.Суббето. В вопросах развития системы качества
образования и оценки её эффективности – М.Л.Агранович, В.А.Болотов,
Г.А.Бордовский. Сравнительному анализу оценки качества образования в
различных странах посвящены работы Г.С.Ковалевой, Л.О.Денищевой,
С.Е.Дюковой, А.С.Корощенко, В.З.Резниковой, И.Е.Суравегиной.
Методы исследования определялись в соответствии с гипотезой и
задачами.
Теоретические методы: анализ педагогической, экономической, научно-
педагогической и учебно-методической литературы, аналитических отчетов по
проблеме исследования, анализ нормативных документов и стандартов высшего
образования;
общенаучные методы: обобщение, классификация, систематизация,
сравнение, сопоставление, методы системного анализа, методы математического
моделирования, методы статистического анализа данных;
эксперименты по проверке теоретических положений исследования,
обработка экспериментальных данных и анализ полученных результатов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2013-2016гг. и
включало в себя три этапа:
теоретический – изучение литературы и диссертационных исследований по
проблеме исследования; формирование научного аппарата исследования:
проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза; обоснование методов изучения
исследуемого предмета;
экспериментальный – разработка и внедрение инструментов диагностики
качества подготовки ИТ-специалистов, их тестирование и апробация;
обобщающий – обобщение и систематизация полученных результатов;
завершение научных обоснований основных положений исследования; работа над
текстом диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Создана модель организации ИТ-сферы, которая отражает историю
формирования областей знаний в сфере информационных технологий, опыт их
становления и развития в различных странах мира; представляет классификацию
областей знаний и наглядно демонстрирует актуальную структуру отрасли,
мировые тенденции её развития. На основе созданной модели выявлены
перспективные направления подготовки и научных исследований, предложена
модернизация структуры и содержания профессиональной подготовки в сфере
информационных технологий.
2. Сформирован набор показателей оценки качества профессиональной
подготовки бакалавров в высших учебных заведениях, который опирается на
подходы экспертной оценки качества профессиональной подготовки и
традиционные методы обработки ключевых показателей подготовки бакалавров в
ИТ-сфере, использующиеся в различных странах мира и объединяет качественные
и количественные показатели для формирования комплексной оценки качества
профессиональной подготовки бакалавров в ИТ-сфере.
3. Конкретизированы принципы проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, изменены их
структура и содержание, условия реализации на основе введения нового
контекста понимания термина «компетенция», устанавливающего взаимосвязи
между областями знаний внутри ИТ-сферы, что усиливает интеграцию ИТ-
направлений в образовании с научными и производственными.
4. Предложен инструмент диагностики и методика оценки качества
профессиональной подготовки кадров в ИТ-сфере, объединяющие разнородные
показатели. На основе результатов их применения модернизирована методическая
система подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе,
что формирует способность образовательной среды непрерывно изменяться в
соответствии с отраслевыми требованиями, стратегическими направлениями
информатизации и модернизации отечественного образования, создает
оптимальные организационно-педагогические условия реализации
образовательных программ для опережающего развития методической системы и
повышения качества профессиональной подготовки кадров.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные
результаты представляют собой теоретико-методологические основания для
модернизации методической системы подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий, вносят определенный вклад в теорию и методику
профессионального образования:
– классификация областей знаний ИТ-сферы способствует уточнению
содержания предметного образования в ИТ-сфере и дает импульс к
проектированию новых образовательных программ;
-введение нового контекста понимания термина «компетенция»,
позволяющего выстроить взаимосвязи между областями знаний внутри ИТ-
сферы, развивает теорию компетентностного подхода и расширяет вопросы
организации образовательного процесса, усиливая интеграцию ИТ-направлений в
образовании с научными и производственными;
-определение качества профессиональной подготовки как интегральной
характеристики позволяет сформировать набор показателей для его комплексной
оценки, выявив на основе анализа зарубежного опыта наиболее значимые
индикаторы (показатели) подготовки ИТ-кадров в РФ, что способствует развитию
методической системы в сфере информационных технологий, решению проблем
диагностики и мониторинга оценки качества обучения, дает новый стимул к
научным исследованиям в области информатизации отечественного образования.
Полученные результаты могут быть основой для дальнейших научных
разработок, найти применение в управлении образовательным процессом в сфере
информационных технологий в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-на основе предложенной классификации областей знаний модели
организации ИТ-сферы составлен прогноз развития отрасли, выявлены
перспективные направления подготовки и научных исследований, что позволило
Институту кибернетики Томского политехнического университета планировать
контрольные цифры приема и формировать образовательные тренды, открывать
перспективные направления подготовки (Программная инженерия – 2014г.;
Прикладная математика и информатика – 2015г.) и разрабатывать структуру и
содержание новых образовательных программ в ИТ-сфере;
-конкретизация принципов проектирования и реализации ООП
обеспечивает тесную интеграцию информационных технологий в образовании с
научными и производственными, способствует повышению качества
профессиональной подготовки бакалавров в области информационных
технологий, что подтверждается ростом достижений студентов в решении
прикладных и исследовательских задач (гранты, стартапы, НИРС и т.д.),
результатами государственной аккредитации (ФГОС 3+), аккредитации таких
мировых сообществ как АИОР и CDIO;
-апробирован и внедрен инструмент диагностики качества
профессиональной подготовки ИТ-бакалавров в вузе, что позволило дать
комплексную оценку качества профессиональной подготовки выпускников ИТ-
направлений Томского политехнического университета на основе выявленного
набора показателей, сформировать стратегию развития приоритетных
направлений в сфере информационных технологий в рамках программы
повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых
научно-образовательных центров и повысить качество подготовки кадров.
Результаты работы представляют интерес для руководителей
университетов, подразделений и образовательных программ в сфере
информационных технологий и могут быть использованы для модернизации
методической системы подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях.
Достоверность полученных в диссертации результатов и
обоснованность выводов обеспечены опорой на методологические положения
системного, деятельностного, компетентностного подходов; целесообразным
сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования,
адекватных его предмету, цели и задачам; проведением педагогического
эксперимента; статистической обработкой результатов экспериментальной
работы; апробацией и внедрением результатов исследования в ФГАОУ ВО НИ
ТПУ, воспроизводимостью результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
базе ИТ-направлений подготовки Института кибернетики Томского
политехнического университета. Материалы и результаты исследования
неоднократно были обсуждены на конференциях, опубликованы в виде статей и
тезисов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель организации ИТ-сферы, отражающая историю формирования
областей знаний в сфере информационных технологий, опыт их становления и
развития в различных странах мира; представляет классификацию областей
знаний и наглядно демонстрирует актуальную структуру отрасли, мировые
тенденции её развития, формируя внешний цикл двухконтурной модели ABET.
Использование модели выявляет тенденции дальнейшего развития отрасли,
перспективные направления подготовки и научных исследований, что является
основой при планировании контрольных цифр приема и формировании
образовательных трендов, разработке структуры и содержания новых
образовательных программ в ИТ-сфере;
2. Набор показателей оценки качества профессиональной подготовки
ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях объединяет разнородные (как
качественные, так и количественные) показатели подготовки бакалавров в ИТ-
сфере, используемые в различных странах мира, обеспечивает формирование
комплексной оценки качества профессиональной подготовки на основе
математических методов;
3. Конкретизация принципов проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, изменение их
структуры и содержания, условий реализации на основе введения нового
контекста понимания термина «компетенция», устанавливающего взаимосвязи
между областями знаний внутри ИТ-сферы, обеспечивают оптимальные
организационно-педагогические условия реализации образовательных программ,
усиливая интеграцию информационных технологий в образовании с научными и
производственными;
4. Предложен инструмент диагностики и методика оценки качества
профессиональной подготовки, на основе результатов применения которых
модернизирована методическая система подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий. Возможность объединения в оценке разнородных
показателей, отслеживания динамики их изменения во времени и использования
методических рекомендаций по устранению выявленных дефицитов обеспечивает
опережающее развитие этой системы (в условиях интенсивного развития
отрасли), формируя способность непрерывно изменяться в соответствии с
отраслевыми требованиями, стратегическими направлениями информатизации и
модернизации отечественного образования, и способствует повышению качества
профессиональной подготовки выпускников.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 3 глав,
заключения, списка используемой литературы и приложений.
В диссертации предложена модернизация методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе
диагностики изменения показателей деятельности университета, позволяющая на
основе прогноза развития ИТ-сферы планировать дальнейшие изменения этой
системы и управлять образовательным процессом в соответствии со
стратегическими направлениями информатизации и модернизации
отечественного образования.
Выполненные в работе научные исследования представлены следующими
основными результатами:
1. Установлено, что для опережающей модернизации методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий необходимо
опираться на модель организации ИТ-сферы, отражающей мировые тенденции
развития отрасли, позволяющей спрогнозировать развитие отрасли в РФ и
определить перспективные направления подготовки выпускников и научных
исследований для высших учебных заведений.
2. Определен набор качественных и количественных показателей оценки
эффективности подготовки бакалавров в высших учебных заведениях в сфере
информационных технологий, который позволяет объединить подходы
экспертной оценки качества подготовки кадров и традиционные методы
обработки ключевых показателей деятельности университета, используемые в
различных странах мира.
3. Предложен инструмент диагностики изменения показателей подготовки
ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях на основе математической модели с
использованием методов функционального анализа и включающий в себя
методику оценки качества профессиональной подготовки ИТ-бакалавров.
Применение этого инструмента позволяет сделать процесс модернизации
методической системы подготовки ИТ-кадров непрерывным, а темпы –
сопоставимыми с динамикой изменения отрасли информационных технологий.
4. На основе результатов диагностики модернизирована методическая система
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий: конкретизированы
принципы проектирования и реализации образовательных программ, определены
условия их реализации, усилена интеграция информационных технологий в
образовании с научными и производственными. Количественные показатели
повышения качества подготовки бакалавров в ИТ-сфере подтверждены справками
о внедрении:
-повышение конкурса на ИТ-направления подготовки, смещение рейтинговых
баллов поступающих в большую сторону, расширение географии набора;
-открытие новых образовательных программ и профилей уже существующих
ООП, развитие международного сотрудничества; увеличение доли участников в
научных мероприятиях, формирование олимпиадных направлений
(робототехника, программирование и т.д.), рост количества и уровня
студенческих достижений; увеличение доли выпускников, желающих поступить
в магистратуру (с 7,5 до 27,4% в 2014г. и 2015г. соответственно);
-апробирован и внедрен инструмент диагностики показателей подготовки ИТ-
бакалавров в вузе, что позволило дать комплексную оценку деятельности
Томского политехнического университета, сформировать стратегию развития
приоритетных направлений в сфере информационных технологий в рамках
программы повышения конкурентоспособности университета среди ведущих
мировых научно-образовательных центров и повысить эффективность
подготовки кадров.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена; положения,
выносимые на защиту, доказаны; цель исследования, заключавшаяся в
повышении качества профессиональной подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий на основе инструмента его диагностики,
достигнута.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!