Формирование в процессе обучения информатике у учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в информационно-коммуникационной среде

Яцюк, Татьяна Владимировна

Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования этических и правовых норм
поведения учащихся в информационно-коммуникационной среде ……… 17
1.1. Этические и правовые нормы поведения пользователей в
информационно-коммуникационной среде: сущность, основные причины их
нарушения учащимися и последствия ………………………………………………………. 17
1.2. Анализ существующих педагогических подходов к формированию при
обучении информатике у учащихся этических и правовых норм поведения в
информационно-коммуникационной среде……………………………………………….. 43
1.3. Возможности специального комплекса задач и ситуаций для
формирования этических и правовых норм поведения учащихся основной
школы в информационно-коммуникационной среде …………………………………. 60
1.4. Модель формирования в процессе обучения информатике у учащихся
основной школы этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде …………………………………………………………………………. 84
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………………………. 99
Глава 2. Методика формирования в процессе обучения информатике у
учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в
информационно-коммуникационной среде …………………………………………. 100
2.1. Реализация методики формирования в процессе обучения информатике у
учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в
информационно-коммуникационной среде……………………………………………… 100
2.1.1. Применение ситуационных задач для формирования у учащихся
этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде …………………………………………………………….. 105
2.1.2. Применение задач-ловушек, ситуаций-ловушек и задач с
использованием компьютерных виртуализаторов для формирования у
учащихся этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде …………………………………………………………….. 124
2.2. Организация и результаты педагогического эксперимента ……………….. 155
Выводы по главе 2 ………………………………………………………………………………….. 178
Заключение …………………………………………………………………………………………… 179
Список использованных источников и литературы …………………………… 181
Приложения ………………………………………………………………………………………….. 208

В настоящее время информационно-коммуникационная среда (ИКС)
оказывает огромное влияние как на жизнедеятельность общества в целом, так и
на отдельного индивида. И.В. Роберт определяет ИКС как «совокупность
условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с
информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным
ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и
коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом
информационного общения и личностью…». В исследованиях Ю.А. Шрейдера,
К.К. Колина, И.В. Роберт, И.Г. Захаровой и др. отмечается высокая
динамичность ее развития в результате совершенствования информационно-
коммуникационных технологий. Действительно, с конца прошлого века она
существенно изменилась: появились новые мобильные технические устройства
(смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.), активное развитие получили
сервисы глобальной сети Интернет (например, мессенджеры, социальные сети,
файлообменные ресурсы), усовершенствовались компьютерные коммуникации,
обеспечивающие высокоскоростной или беспроводной доступ в глобальную
сеть Интернет.
Изменение информационно-коммуникационной среды предопределило
существенные изменения в области этических норм поведения в ней.
Произошли изменения и в законодательстве Российской Федерации.
Появляются и совершенствуются нормативно-правовые акты, разделы и главы
в Гражданском и Уголовном кодексах РФ, где зафиксированы правовые нормы
поведения пользователей в ИКС.
На этом фоне общество и государство стало уделять больше внимания
цивилизованному поведению школьников в информационно-
коммуникационной среде. Ученые (К.К. Колин, Е.К. Хеннер, З.В. Семенова,
Н.Н. Самылкина, А.Ю. Федосов, С.Б. Цымбаленко и др.), специалисты в сфере
информационных технологий (Д.Н. Давыдов, К.В. Малофеев, Д.С. Гришин и
др.) и политические деятели (С. В. Кучин, Е.Б. Мизулина, П.О. Толстой,
И.О. Щеголев и др.) подчеркивают важность и необходимость привития
учащимся этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде. Более того, это четко зафиксировано в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО). В этом документе указываются следующие требования к уровню
подготовки выпускников по информатике: необходимость понимания ими
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете, принятия этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности при создании и использовании информационных
систем и распространении информации; умения соблюдать нормы
информационной этики и права [105].
Возникновение социального заказа государства к системе среднего
образования РФ, с одной стороны, обусловлено востребованностью у
обучающихся информационно-коммуникационной среды, а с другой стороны –
разнообразными нарушениями этических и правовых норм, совершаемых
школьниками. Так, согласно данным исследований Фонда общественного
мнения именно учащиеся подросткового возраста (от 11 до 15 лет) являются
самыми активными и постоянными пользователями ИКС. Ежедневно
осуществляют выход в глобальную сеть 95% опрошенных школьников.
Продолжительность нахождения в сети за один сеанс составляет в среднем от 5
до 10 часов, в выходные дни этот показатель становится существенно выше.
При этом они активно используют сетевые сервисы, такие как социальные сети
(92% опрошенных), электронная почта (58% опрошенных), мессенджеры
(60% опрошенных), форумы и чаты (34%) [116, 157]. Доступ к ним
осуществляется с применением современных технических средств:
компьютеров или ноутбуков, мобильных телефонов, смартфонов, планшетных
компьютеров.
Вместе с тем, на основе данных исследований Фонда развития Интернет,
подавляющее большинство опрошенных учащихся (72%) осуществляют флуд,
флейм, троллинг в социальных сетях и форумах, занимаются распространением
спама в мессенджерах и при использовании электронной почты, взламывают
системы защиты компьютерной игры и программы. В аналитическом обзоре
Лаборатории Касперского зафиксированы факты поиска и скачивания детьми
нелицензионного программного обеспечения, электронного контента,
содержание которого неэтично (например, содержит жестокость, насилие и
т.п.). Данные международного проекта EU Kids Online II, освещающие
деятельность детей из разных стран (двадцати пяти стран Евросоюза, Бразилии,
Австралии и России) в Интернете, четко указывают на факты скачивания
подростками из Интернет-ресурсов (в том числе и из файлообменных ресурсов)
нелицензионных экземпляров музыки и видео, компьютерных игр и т.п. Все эти
проявления являются распространенными примерами нарушениями этических
и правовых норм поведения в ИКС, что свидетельствует о несформированности
у учащихся этических и правовых норм поведения в ИКС [45, 157, 152].
Отметим, что функциональные возможности современной ИКС,
изменение психологических особенностей учащихся основной школы по мере
их взросления, а также постоянное расширение круга их ИКТ-умений и уровня
сформированности в результате длительного пребывания учащимися в ИКС и в
процессе обучения информатике в школе, создают почву для различных
этических и правовых нарушений. Все сказанное выше указывает на
необходимость осуществления целенаправленной, своевременной и
непрерывной педагогической работы в этом направлении. Представляется, что
предмет «Информатика и ИКТ» обладает для этого существенным
потенциалом.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал,
что исследований, касающихся формирования у учащихся этических и
правовых норм поведения в ИКС, крайне мало. В диссертационных
исследованиях Д.В. Гулякина (2004), А.П. Распутина (2002) и А.Ю. Федосова
(2008) затрагиваются лишь отдельные аспекты формирования в процессе
обучения информатике у учащихся этических и правовых норм поведения,
связанные с недопустимостью употребления в речи компьютерных
жаргонизмов, создания и распространения вирусов, спама, использования
нелицензионного программного обеспечения, осуществления чрезмерной
игровой деятельности. Однако эти исследования проводились в то время, когда
часто используемые сегодня файлообменные ресурсы, мессенджеры не были
столь востребованы у учащихся, а наиболее популярные сегодня социальные
сети, появившееся только в 2005-2007 годах, в период проведения указанных
исследований еще не существовали. В связи с этим авторами исследований не
рассматривались негативные проявления, связанные с использованием
мессенджеров, социальных сетей и файлообменных ресурсов и др.
Что касается путей формирования у учащихся отдельных этических и
правовых норм на уроках информатики, то в отмеченных выше исследованиях,
а также в публикациях практикующих учителей и методистов (О.Ю. Бутаковой,
Г.Н. Исаичевой, О.А. Мачигиной, Д.В. Соколова, А.В. Лавриновой,
Е.В. Давыдовой, М.В. Федорченко и др.) предлагается проводить уроки в
форме лекций, семинаров, конференций, брифингов, а также использовать
беседы, игровую и проектную деятельность. Все эти педагогические подходы
применяются учителями в урочное и внеурочное время, но фрагментарно, как
правило, при обучении коммуникационным технологиям, основам социальной
информатики и преимущественно для формирования, обобщения и
систематизации этических и правовых знаний. Безусловно, это является
эффективным педагогическим инструментарием для осуществления
просветительской работы с учащимися в области этических и правовых норм
поведения в ИКС.
Анализ зарубежного опыта по вопросам обучения информатике в школе,
представленного в исследованиях С.Д. Каракозова, Н.Н. Самылкиной,
Л.Л. Босовой, В.Г. Маняхиной, Michael Weigend показал, что формирование у
учащихся этических и правовых норм поведения в ИКС в Германии, Южной
Кореи и Китае осуществляется, как и в России, фрагментарно и
преимущественно на теоретическом уровне.
Однако, согласно новому ФГОС, обучение в современной школе должно
быть нацелено на формирование у обучающихся деятельностных результатов.
В качестве предметных результатов по информатике четко отмечается, что
«выпускник научится основам соблюдения норм информационной этики и
права». Более того, многие исследователи в области нравственного воспитания
(Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, О.С. Богданова, Л.И. Катаева,
А.И. Шемшурина и др.) убедительно свидетельствуют о том, что помимо
формирования у школьников знаний норм поведения важно привить
позитивное отношение к ним, а также выработать навык применения этих норм
в реальных жизненных условиях и на основе осознанного выбора. Это, по
мнению ученых, обеспечивает целостность нравственного воспитания. Все это
в полной мере касается формирования этических и правовых норм поведения в
ИКС, т.к. данный процесс относится к сфере обучения и воспитания.
Использование только существующих подходов становится
недостаточным, т.к. эти подходы не обеспечивают целостности (усвоение
знаний в области норм, привитие уважительного отношения к нормам,
выработке навыков применения норм) процесса формирования у учащихся
этических и правовых норм поведения в ИКС, не предусмотрены для
регулярного применения на уроках информатики, а также не учитывают
динамичное развитие ИКС и не вполне эффективны в работе по
противодействию этическим и правовым нарушениям. Расширение
возможностей существующих подходов с помощью специального комплекса
задач и ситуаций, включающего ситуационные задачи, ситуации-ловушки,
задачи-ловушки, задачи с применением компьютерных виртуализаторов,
способствует обеспечению целостности, своевременности и непрерывности
процесса формирования этических и правовых норм в ИКС при обучении
информатике в основной школе.
На сегодняшний день уже накоплен некоторый опыт применения этих
дидактических средств. Ситуационные задачи и задачи ловушки применяются
преимущественно для формирования теоретических знаний по физике,
биологии, химии и другим учебным предметам. Среда компьютерных
виртуализаторов используется преимущественно для формирования у
учащихся необходимых практических навыков, связанных с установкой
операционных систем и программного обеспечения (И.А. Чурилов,
А.Н. Шабалин, А.И. Шлюпкина и др.). Задачный подход в обучении
представлен в работах О.В. Акуловой, Г.А. Балла, Л.Л. Гуровой, А.А. Столяра,
О.К. Тихомирова, Г.И. Саранцева, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой,
И.К. Кайкова, Г.И. Иванова и др. Вместе с тем ситуационные задачи, задачи-
ловушки и ситуации-ловушки, задачи с применением компьютерных
виртуализаторов обладают значительным потенциалом в области
формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в
современной ИКС. При этом теоретические и методические аспекты их
применения на уроках информатики в этом направлении изучены
недостаточно.
Обобщение результатов анализа нормативных документов, психолого-
педагогической, научно-методической литературы и практики обучения
информатике в школе позволило выявить следующие противоречия:
 на социально-педагогическом уровне: между потребностью
информационного общества в выпускниках, способных соблюдать этические и
правовые нормы поведения в информационно-коммуникационной среде, и
недостаточной ориентированностью системы обучения и воспитания в
основной школе на такую подготовку учащихся;
 на научно-теоретическом уровне: между достаточной разработанностью
в психологии и педагогике общетеоретических положений этического и
правового воспитания учащихся в процессе обучения в основной школе и
слабой изученностью специфики формирования этических и правовых норм

1. Необходимость формирования в процессе обучения информатике у
учащихся этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде обусловлена ее востребованностью у школьников, их
высокой активностью в ней, а также неблагоприятной обстановкой в области
применения учащимися этических и правовых норм поведения в этой среде.
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выявить
основные этические и правовые нормы поведения пользователей в
информационно-коммуникационной среде. Этические нормы поведения в ИКС не
позволяют пользователям осуществлять несанкционированный запуск файлов
сторонних пользователей, распространять цепочечные письма и спам,
использовать в сетевом общении компьютерные жаргонизмы, флейм, троллинг,
флуд, кросспостинг и оффтопик. Согласно правовым нормам, пользователям
запрещается осуществлять несанкционированный доступ к электронному
контенту, использовать нелицензионные материалы и вредоносное программное
обеспечение. Также были установлены причины, влияющие на возникновение у
учащихся этических и правовых нарушений. Это причины, связанные с
функциональными особенностями современной ИКС, а также причины,
связанные с психологическими особенностями учащихся. Выявлены основные
последствия этических и правовых нарушений, являющиеся разновидностями
морального, информационного, финансового, материального, программного
вреда.
2. На основе анализа научно-методической литературы, публикаций, опыта
работы учителей информатики было установлено, что используемые сегодня
подходы формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в
ИКС, такие, как: беседы, проведение уроков информатики в форме семинаров,
конференций, брифингов, а также реализация проектной и игровой деятельности
– обеспечивают лишь формирование, обобщение и систематизацию у учащихся
этических и правовых знаний.
3. В ходе исследования были раскрыты возможности таких дидактических
средств, как: ситуационные задачи, задачи- и ситуации-ловушки, задачи с
применением компьютерных виртуализаторов. Ситуационные задачи и задачи с
применением компьютерных виртуализаторов способствуют формированию
необходимых знаний в области существующих этических и правовых норм
поведения, понимания их сущности, а также уважительного отношения к ним;
задачи- и ситуации-ловушки – формированию навыков цивилизованного
поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
4. На основе выявленных психологических особенностей учащихся
основной школы, а также расширения круга их ИКТ-умений была разработана
модель формирования в процессе обучения информатике у учащихся основной
школы, которая включает два этапа формирования этических и правовых норм
поведения учащихся в информационно-коммуникационной среде (первый этап –
5-6 класс, второй этап – 7-9 класс), существующие подходы и специальный
комплекс задач и ситуаций, а также входную диагностику, мониторинг поведения
учащихся в ИКС для обеспечения своевременности процесса формирования
каждой отдельной нормы и итоговую диагностику сформированности у
учащихся всех этических и правовых норм.
5. Методика формирования у учащихся этических и правовых норм
поведения в информационно-коммуникационной среде, основанная на
разработанной модели, позволяет на различных темах курса информатики в
основной школе применять разные типы задач для формирования отдельной
нормы, а один и тот же тип задач – для формирования различных норм в рамках
отдельно взятой темы. При этом существующие педагогические подходы
используются для формирования представлений о формируемых нормах, для
предотвращения этических и правовых нарушений учащихся, а специальный
комплекс задач и ситуаций – для противодействия им. Все это обеспечивает
целостность, своевременность, непрерывность этого процесса.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»