Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике

Лозовая, Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ ……..………………………..…..……………………………………….. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ ..……………………….……………………………………….…… 22
1.1. Исследовательская деятельность студентов как психолого-педагогический
феномен ………………………………………………………………………………. 22
1.2. Исследовательская деятельность будущих бакалавров в процессе обучения
математике: структура, принципы формирования, критерии и уровни
сформированности ……………………………………………………………………………………… 37
1.3. Дидактические и организационно-методические условия формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе обучения
математике……………………………………………………………………………. 51
1.4. Методическая модель формирования исследовательской деятельности
будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике …… 59
Выводы по первой главе ……………………………………………………………. 75
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЛОНГИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ (на примере направления подготовки 35.03.02
«Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») ..77
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике ………………………………….……… 77
2.2. Формы, методы и средства формирования исследовательской деятельности
будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике ….. 103
2.3. Поликонтекстный образовательный модуль «Математика в лесоинженерном
деле» как средство и условие пролонгированного обучения математике будущих
бакалавров по направлению подготовки 35.03.02 «Технология
лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», направленного
на формирование их исследовательской деятельности …..……………………… 118
2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента ………………… 140
Выводы по второй главе …………………………………………………………… 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………… 173
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….. 175
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………. 204
Приложение А. Контрольные работы для диагностики уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов (входной и промежуточный этапы)
………………………………………………………………………………..……… 204
Приложение Б. Кейс для диагностики уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов (итоговый этап) …………………… 211
Приложение В. Методики выявления уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов – будущих бакалавров
лесоинженерного дела по критериям………….………….………………………. 213
Приложение Г. Фрагмент теста по теме «Дифференциальное исчисление функции
одной переменной»……………………………………………………………..….. 223
Приложение Д. Морфолого-пространственные показатели деревьев …………. 226
Приложение Е. Статистическая обработка результатов эксперимента ………… 229

Приложение Ж. Акт внедрения результатов исследования ……………………… 230

Актуальность исследования. В настоящее время в России остро стоит
вопрос возрождения и развития отечественной промышленности. В связи с этим
на рынке труда востребованы специалисты, готовые к профессиональному
исследованию, постановке и решению новых производственных задач. В
условиях усиленной математизации и информатизации производств
актуализируется поиск решения этих задач в плоскости математической
подготовки будущих бакалавров.
В последнее десятилетие в Российской Федерации разработаны и приняты
ряд программ, направленных на повышение результата подготовки специалиста.
Среди них Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы», в которой перед вузами поставлена задача
обеспечения соответствия содержания и технологий профессионального
образования требованиям современной экономики, разработки на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
(ФГОС ВО) гибких образовательных программ, учитывающих особенности
региона.
В концепции развития математического образования в Российской
Федерации (2013 г.) определена роль математической подготовки в
профессиональном образовании и обозначены пути достижения желаемых
результатов. Система профессионального образования должна обеспечивать
необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд экономики и
научно-технического прогресса. В концепции подчеркивается, что преподаватели
математических кафедр технических университетов должны вести исследования,
в том числе и в прикладных профильных областях, выполнять работу по заказу
организаций и вовлекать в эту работу студентов. Для этого нужно создать
современные образовательные программы, направленные на формирование
исследовательской деятельности студентов.
Требования ФГОС ВО (бакалавриат) к результату обучения отвечают
основным положениям программ модернизации образования. Среди этих
требований – готовность выпускников к выполнению научно-исследовательской
деятельности, анализу состояния и динамики качества объектов деятельности,
созданию теоретических основ и моделей для прогнозирования перспектив
развития отраслей.
Анализ состава нормативных требований к профессиональной деятельности
специалистов и состава компетенций ФГОС ВО показал, что исследовательская
деятельность бакалавров рассматривается как необходимое условие для поиска
новых профессиональных решений. Востребованность математических методов в
современных наукоемких производствах говорит о том, что выпускник вуза
должен быть готов к их применению в решении новых производственных задач, в
том числе задач исследовательского характера.
Основные положения исследовательской деятельности обучающихся
разработаны в исследованиях отечественных ученых педагогов и психологов
В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Богоявленской, И.А. Зимней, И.Я. Лернера,
В.А. Леонтовича, А.С. Обухова, С.И. Осиповой, В.П. Середенко, М.Н. Скаткина,
А.В. Хуторского, С.Т. Шацкого и др. Потенциал предметной области
математических дисциплин для формирования исследовательской деятельности
студентов различных направлений подготовки изучался в работах
Т.И. Аринбекова, А.Ш. Багаутдиновой, А.В. Багачук, Т.П. Егоровой,
Н.А. Журавлевой, И.В. Клещевой, Т.П. Куряченко, М.В. Литвинцевой,
Н.А. Просолуповой, М.В. Тарановой, М.Б. Шашкиной, Л.В. Шкериной и др.
Вопросам методики организации исследовательской деятельности обучающихся в
процессе математической подготовки в школе и педагогическом вузе посвящены
работы Т.И. Аринбекова, А.В. Багачук, В.А. Гусева, В.А. Далингера,
Т.П. Куряченко, М.В. Литвинцевой, М.В. Тарановой, Л.М. Фридмана,
М.Б. Шашкиной, Л.В. Шкериной и др. Отдельные аспекты формирования
исследовательской деятельности студентов инженерных направлений подготовки
изучались в работах Л.В. Васяк, Т.И. Бова, А.А. Ермаковой, Е.А. Зубовой,
С.В. Плотниковой, Н.В. Скоробогатовой, В.А. Шершневой и др.
Отмечая значимость этих работ для решения проблем реализации
требований ФГОС ВО в части математической подготовки студентов,
констатируем, что остаются слабо изученными возможности математических
дисциплин для формирования исследовательской деятельности будущих
бакалавров, отсутствует научно обоснованная методика формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе обучения
математике, соответствующая нормативным требованиям к подготовке бакалавра
и современному уровню его профессиональных задач. Все вышесказанное
позволяет утверждать, что формирование исследовательской деятельности
будущего бакалавра в процессе обучения математике, ориентированной на
решение современных задач профессиональной деятельности, связано с
разрешением ряда объективных противоречий:
– на социально-педагогическом уровне: между требованиями рынка труда к
современным высококвалифицированным бакалаврам, готовым к проведению
самостоятельного исследования, к использованию математического аппарата при
решении профессиональных задач, к удовлетворению личностных потребностей
при освоении исследовательских действий и недостаточной ориентированностью
в настоящее время системы обучения математике будущих бакалавров на
формирование исследовательской деятельности;
– на научно-педагогическом уровне: между достаточной изученностью в
психологии и педагогике основных положений формирования исследовательской
деятельности обучающихся и слабой разработанностью методических аспектов их
реализации в процессе обучения математике будущих бакалавров;
– на научно-методическом уровне – между существующими возможностями
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе
обучения математике и отсутствием соответствующего организационно-
методического обеспечения этого обучения.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему
исследования, которая заключается в поиске результативных методических
решений по формированию исследовательской деятельности будущих бакалавров
в процессе обучения математике в вузе.
Ведущая идея исследования заключается в использовании
пролонгированного обучения математике на основе комплекса математических
задач исследовательской направленности с междисциплинарным и регионально-
технологическим контекстами для формирования исследовательской
деятельности будущих бакалавров.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность на
теоретическом и методическом уровне определили тему исследования:
«Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих бакалавров.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы и методика
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике.
Постановка проблемы исследования, определение его цели, объекта и
предмета позволили сформулировать гипотезу исследования: методика
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике будет результативной, если:
− сформулированы основные принципы формирования исследовательской
деятельности будущих бакалавров в процессе обучения математике, определены

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»