ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.
Теоретико-методические основы создания кластера
образовательных услуг …………………………………………………… 12
1.1. Состояние и проблемы развития рынка образовательных услуг …… 12
1.2. Кластер образовательных услуг: понятие, классификация, структура…………………………………………………………………….. 27
1.3. Опыт создания кластеров образовательных услуг в Российской Федерации …………………………………………………………………… 52
Выводы по первой главе…………………………………………………… 60
Глава 2.
Методические аспекты формирования кластера образовательных
услуг …………………………………………………………………………. 64
2.1. Совершенствование методики моделирования кластера
образовательных услуг ……………………………………………………. 64
2.2. Методические подходы к формированию кластера образовательных услуг.. ……………………………………………………………………….. 75
2.3. Система управления кластером образовательных услуг……………. 84
Выводы по второй главе ………………………………………………….. 92
Глава 3.
Реализация модели формирования кластера образовательных услуг 96
3.1. Организационные аспекты создания кластера образовательных
услуг в Красноярском крае …………………………………………………. 96
3.2. Условия формирования кластера образовательных услуг………….. 114
3.3. Положения Концепции организации кластера образовательных услуг………………………………………………………………………….. 129
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 139 Заключение…………………………………………………………………. 142
Библиографический список……………………………………………… 151 Приложения…………………………………………………………………. 167
Актуальность темы исследования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года обозначены новые ориентиры обеспечения устойчивого роста экономики знаний. Ее основой является качественное многоуровневое непрерывное образование в целом и его профессиональная составляющая в частности. При этом кадровая подготовка специалистов должна максимально соответствовать требованиям экономической действительности и использовать передовые достижения науки.
Решение проблемы сбалансированности профессиональной подготовки по количеству и структуре выпускников потребностям конкретных территориальных образований с учетом их специализации диктует необходимость, во-первых, объединения усилий образования, бизнеса, науки и, во-вторых, использование эффективных форм их интеграции. Одной из них в современных условиях является кластерный подход. Его применение создает предпосылки для ускоренного внедрения новых образовательных технологий, сбалансированности выпуска специалистов потребностям работодателей, поступательного и ускоренного развития экономического комплекса конкретной территории.
Наличие практических примеров эффективного применения кластеров в ряде областей экономики определило повышенное внимание к ним всех уровней государственной власти, что нашло отражение в разработке нормативных документов, регулирующих общие принципы их деятельности без акцента на конкретные сферы. Однако, как показывает практика, существующие директивные методы формирования кластеров в сочетании с формальной оценкой кластерного потенциала не приводят к ожидаемым результатам. В связи с этим первоочередное значение имеют организационно-методические вопросы создания исследуемой структуры: выявление и структурирование кластера образовательных услуг, разработка методики оценки потенциала его создания и эффективности деятельности, обоснование состава участников кластера и модели
4
управления процессами в нем. Особого внимания заслуживает проблема определения базовых составляющих диагностирования кластера на основе формирования комплексной методики, включающей оценку специализации, локализации и мониторинг текущей социально-экономической ситуации в регионе.
Необходимость совершенствования теоретического и методического обеспечения формирования кластера образовательных услуг определяет актуальность настоящего научного исследования.
Степень разработанности проблемы. Отечественные разработки в области развития системы высшего образования представлены в трудах С. Зайчиковой, В. Долятовского, Э. Короткова, И. Маяцкой, О. Мазур, С. Мамонтова, А. Панкрухина, В. Семендуева, В. Садовничего, А. Стрижова, Н. Терещенко, Н. Хариной, Л. Яо и других авторов. Однако в них не уделяется внимание вопросу развития интеграции вузов с бизнес-структурами, научными учреждениями с целью повышения качества образования.
Исследования по проблеме кластеризации экономики и кластерной политики изложены в трудах следующих авторов: М. Портера, M. Энрайта, Т. Андерссона, К. Кетелса, Г. Линдквиста, О. Солвелла, Е.Фезера, С. Розенфелда и др. Процессам развития кластеров в социально-экономическом пространстве РФ посвящены труды таких исследователей, как В. Абашкин, Е. Бородина, Ю. Громыко, О. Ковалевская, Н. Клепикова, Е Куркудинова, Ю. Лаврикова, А. Мигранян, В. Пальцев, П. Руднева, О. Трофимова, В. Третьяк, Т. Цихан, Д. Ялов. Однако в данных работах не рассмотрены образовательные услуги как специфическая сфера, на основе которой возможно построение кластера. Кроме того, недостаточно проработаны вопросы управления при полном отсутствии методических аспектов создания кластера.
Формирование и развитие образовательных кластеров освещены в трудах В. Крохалева, Е. Миннихановой, С. Пименовой, А. Смирнова, К. Соколовой, А. Тимирясовой, Р. Шайдуллиной, О. Яворского. Однако эти работы носят преимущественно теоретический характер. В них отсутствует детальное
5
последовательное описание процесса создания образовательного кластера, обоснование его выбора как структуры, способствующей решению проблем образования, система критериев оценки работы.
В последние годы отмечен значительный рост количества публикаций в области создания кластеров. Вместе с тем теоретическая ее база недостаточно систематизирована и согласована, что затрудняет процесс их исследования. Это обуславливает важность совершенствования и систематизации теории создания кластера образовательных услуг, разработки комплексной универсальной методики его формирования, включающей организационные, аналитические и управленческие аспекты.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования заявленной темы при недостаточной ее разработанности предопределили цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методического обеспечения и построении организационного механизма формирования кластера образовательных услуг.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
– исследовать сущность, цель, задачи и структуру кластера, взаимосвязи составляющих его элементов с целью выявления характерных особенностей понятия; изучить классификацию кластера;
– рассмотреть существующие технологические схемы и рекомендации к формированию кластера образовательных услуг и сформировать модель его создания с акцентом на разработку системы согласованных стадий процесса, распределения функциональных зон ответственности, определения состава стейкхолдеров;
– изучить и систематизировать методики анализа диагностирования кластера образовательных услуг, предложить поэтапную детализацию данного процесса;
– исследовать элементы управления кластером образовательных услуг, разработать модель системы управления кластером образовательных услуг;
6
– разработать комплекс показателей для оценки деятельности функционирующего кластера образовательных услуг.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития кластера образовательных услуг.
Объект исследования – комплекс взаимосвязанных организаций, участвующих в процессе формирования и развития образовательных кластеров.
Область исследования. Содержание диссертации соответствует п.1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг) паспорта научных специальностей (экономические науки).
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой явились положения теории экономики организации и экономики образовательной деятельности, кластерной организации деятельности, государственного регулирования экономики, научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области кластеризации. Методологическую основу составил метод диалектического познания явлений и процессов на основе принципов дедукции, индукции, анализа и синтеза. Методический аппарат исследования представлен статистическими и аналитическими методами: сравнения, обобщения и классификации, относительных величин структуры, динамики, матричный и др.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Красноярского края, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Красноярскому краю, материалы Правительства Красноярского края, экономическая литература отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, результаты научных разработок, выполненных при участии автора.
7
Достоверность и обоснованность основных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационной работе, подтверждаются корректным применением общенаучных и специальных методов исследования, используемых в экономической науке, результатами апробации.
Научные результаты, выносимые на защиту. К полученным в диссертационной работе результатам, характеризующим ее научную новизну и личный вклад автора, относятся:
1. Предложено понятие «кластер образовательных услуг» как временного локализованного комплекса специализированных стейкхолдеров оптимального состава, выступающего способом поступательного инновационного развития образовательной сферы на основе принципов кооперации и конкуренции в форме целостной структуры с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды. Дополнена классификация видов кластера, в которой в самостоятельные группы выделены образовательные услуги по признакам: «состав участников», «ожидаемый эффект», «форма управления».
2. В соответствии с выбранными для исследования этапами жизненного цикла кластера разработана технологическая схема создания любого его вида, в которой выделены три блока: подготовительный, основной, заключительный, выполняемый инициативной группой. Наполнен конкретным содержанием и поэтапно прописан процесс выявления кластера образовательных услуг и формирование его состава.
3. Рекомендованы методические основы диагностирования кластера образовательных услуг на конкретной территории, касающиеся двух согласованных этапов: анализа уровня специализации дифференцированно по экономическому и образовательному секторам с применением интегральных коэффициентов; мониторинга экономического состояния комплекса по трем уровням («кластер», «подкластер», «ядро кластера»).
4. Разработана модель системы управления образовательным кластером, включающая субъекты управления, дифференцированные по уровню ответственности (координационный совет, координационные органы), объекты
8
управления, цели, задачи, функции и механизмы реализации, необходимые для достижения цели кластера, в основу которой положен процессный подход.
5. Систематизированы показатели для оценки деятельности кластера образовательных услуг по группам: качество высшего образования, кадровый состав экономического комплекса, экономические показатели комплекса и территории в целом, эффект для стейкхолдеров.
Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется следующим:
1. Дефиниция «кластер образовательных услуг» отличается комплексным подходом к его содержанию, учитывающим период функционирования, инициативу создания, состав, принципы деятельности и конечную цель, что разграничивает на терминологическом уровне схожие понятия организационных интегральных структур: «территориально- производственный комплекс», «технополис», «холдинг», «ассоциация», «научно- производственное объединение» и др. Классификация кластеров по 19 направлениям дополнена тремя признаками: состав участников (общеобразовательный, научно-образовательный, высшего образования); ожидаемый эффект (социально-экономический, научный); по форме управления (частно-государственный, государственный бизнес-управление) что развивает теоретическую и формирует методическую основы моделирования разных видов кластеров с разработкой организационных, методических и управленческих рекомендаций в данной области.
2. Предложенная технологическая схема создания кластера на стадиях «зарождения» и «формирования» отличается детализацией логического обоснования целесообразности, необходимости и возможности его создания, среди которых: в рамках подготовительного блока – последовательность диагностирования кластера образовательных услуг (обоснование целесообразности формирования, постановка цели и задач, определение территориальных границ, стейкхолдеров, анализ условий создания) и в основном блоке – схема определения его участников. Разработанный алгоритм повышает
9
рациональность и содействует унификации процесса формирования кластера образовательных услуг по организационным аспектам.
3. Методика диагностирования кластера отличается составом и содержанием ее этапов: оценка степени специализации территории и мониторинг текущего экономического состояния комплекса. Первый этап организован на основе адаптированных к данной области исследования коэффициентов локализации или специализации (для сектора экономики по количеству предприятий и численности персонала, в отношении образовательного сектора – количеству образовательных учреждений и численности студентов) и дополнен соответственно кадровой и учебной занятостью; второй этап осуществляется по трем уровням («кластер», «подкластер», «ядро кластера») с дифференциацией цели, исходных и расчетных показателей и ожидаемого результата. Представленный подход обеспечивает формирование объективной оценки возможности создания кластера образовательных услуг на основе сравнительного анализа роли комплекса в решении социально-экономических проблем территории, состояния кадров сектора экономики и деятельности профессионального образования.
4. Разработанная модель системы управления кластером, включающая руководящие субъекты, дифференцированные по уровню ответственности (координационный совет, координационные органы), позволяет осуществлять воздействие на управляемые объекты с целью повышения экономической и социальной эффективности образовательной услуги и формирует объективные предпосылки роста качества управления образовательным кластером с переходом его на этап функционирования.
5. Систематизация и разделение ключевых показателей по сформированным группам делает возможным проведение анализа влияния действующего кластера образовательных услуг по четырем уровням: образование, кадровый состав комплекса экономики, экономика комплекса и экономика территории, которые ориентированы на количественную оценку качества подготовки специалистов, обеспеченности кадрами комплекса, эффективности
10
деятельности сектора экономики и степени устойчивости развития территории. Структурированная на такой основе аналитическая информация может быть положена в основу принятия оптимальных управленческих решений о дальнейшем существовании кластера.
Теоретическая значимость работы состоит в совершенствовании теоретических и разработке методических основ формирования кластеров образовательных услуг, позволяющих применять кластерный подход в образовательной сфере для любого экономического комплекса в любом субъекте Российской Федерации с учетом их специфических особенностей.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы органами исполнительной власти и субъектами экономики при принятии решения о создании кластера образовательных услуг, а также как пошаговое инструктирование по порядку его формирования и анализа. Основные положения предлагаемой методики могут стать одним из аналитических источников для разработки методических рекомендаций министерств субъектов Российской Федерации и учебных курсов по макроэкономике в вузах.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования реализованы при разработке государственного задания на оказание услуг по теме: «Инновационные подходы к функционированию финансово-экономических систем производителей и потребителей услуг».
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научных конференциях в Красноярском государственном торгово-экономическом институте.
Результаты исследования нашли практическое применение в работе ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (акт о внедрении результатов от 10.02.2014), Управлении образованием администрации Ужурского района (акт внедрения 21.01.2013 No01-13/10-131), Восточно-Сибирского филиала ФГУП «ЦентрИнформ» (акт внедрения от 12.12.2012 NoИС-859).
11
Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 24,35 п.л. (авторских – 12,40 п.л.), в том числе 8 статей общим объемом 4,23 п.л. (авторских – 1,97 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК.
Объем и структура работы. Структура диссертации логически отражает решение поставленных задач и включает в себя введение, три главы основного текста, заключение, список используемой литературы и приложения. В диссертации представлены 30 таблиц, 30 рисунков, 13 приложений, 140 источников.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!