Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла

Савостьянова, Ирина Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В ДИСЦИПЛИНАХ
ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА ………………………………………………………………………………………… 18
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональной информационной компетентности
будущих бакалавров-экономистов ……………………………………………………………………………………. 18
1.2 Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста как основа
формирования профессиональной информационной компетентности будущего бакалавра-
экономиста ………………………………………………………………………………………………………………………. 35
1.3 Теоретические основы проектирования методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов…. 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………………………………. 83
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ
БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ……………………………………………………………………………………….. 87
2.1 Диагностический комплекс определения сформированности профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов ……………………………….. 87
2.2 Проектирование содержательного компонента методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в
СибГАУ …………………………………………………………………………………………………………………………. 101
2.3 Организация реализации методической системы формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образовательном
процессе вуза …………………………………………………………………………………………………………………. 128
2.4. Анализ результативности методической системы формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов ……………………………… 147
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………………………….. 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………. 168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………………….. 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Изучение отношения к собственной информационной компетентности
действующих специалистов-экономистов …………………………………………………………………………… 191
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Уровни сформированности профессиональной информационной
компетентности будущего бакалавра-экономиста ……………………………………………………………….. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Понятие и структурные компоненты методической системы в различных
исследованиях……………………………………………………………………………………………………………………. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Методика самооценки профессиональной информационной компетентности
………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Акт о внедрении результатов диссертационного исследования……………….. 204

Современное информационное общество порождает принципиально новый
тип экономики, в котором появляются новые формы организации производства и
управления, меняется номенклатура и наполняемость профессий, увеличивается
ассортимент продукции и услуг, меняются отношения между участниками эконо-
мических отношений. В основе этих процессов лежит изменение характера ин-
формации – она выступает определяющим производственным ресурсом, владение
которым влияет на скорость принятия оптимальных решений, обеспечивающих
конкурентное преимущество предприятий в деловой среде. В таких условиях
профессиональные функции экономиста максимально нагружаются созданием
информации, а не только ее формальной обработкой и потреблением.
Указанные особенности развития общества и экономической системы обу-
славливают необходимость сокращения сроков адаптации выпускников вузов к
профессиональной деятельности, вызывают потребности повышения уровня их
информационной подготовки, и ставят перед высшим профессиональным образо-
ванием новые цели.
Стратегические ориентиры модернизации отечественного образования от-
раженные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 2015 годы; в Национальном проекте «Образование»; в модели «Россий-
ское образование 2020»; в Федеральных государственных образовательных стан-
дартах (Государственных образовательных стандартах третьего поколения) опре-
деляют необходимость ориентации образовательных систем на обеспечение со-
временного качества образования, определяя результат подготовки выпускников в
виде сформированности их общекультурных и профессиональных компетенций.
Проблемы, состояние и направления развития информационных техноло-
гий, возможности их применения в системах образования, формирование инфор-
мационных компетентностей широко обсуждаются в научном сообществе. В ра-
ботах ведущих специалистов в области информатизации образования (А.А. Анд-
реев, С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, Л.Х. Зайнутдинова,
А.А. Кузнецов, К.К. Колин, М.П. Лапчик, А.С. Лесневский, З.Ф. Мазур, И.В. Ро-
берт и др.) отмечается необходимость в целенаправленном организованном про-
цессе обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой исполь-
зования информационных и коммуникационных технологий в обучении специа-
листов.
Проблеме совершенствования методических систем информационной под-
готовки будущих экономистов посвящены работы М.Л. Груздевой, А.А. Евсеевой,
Д.С. Костылева, Т.Д. Морозовской, Е.М. Шевченко и других. В своих работах пе-
речисленные исследователи формулируют основные педагогические цели и со-
держание информационной подготовки в области экономического образования,
дают научное обоснование системы обучения студентов экономического профиля
базовому курсу информатики. Однако, на наш взгляд, разработанные методиче-
ские системы обучения студентов экономического профиля базовому курсу ин-
форматики не предусматривают подготовки будущих специалистов ко всему мно-
гообразию информационных потребностей специалистов экономической отрасли
адекватно их должностным обязанностям, не в полной мере учитывают требова-
ния ФГОС ВПО, и в конечном итоге вызывают неудовлетворенность действую-
щих специалистов своей профессиональной информационной компетентностью.
Важность овладения профессиональной информационной компетентностью и не-
соответствие подготавливаемых экономических кадров современным потребно-
стям рынка труда фиксируют проводимые исследования требований работодате-
лей к системе профессионального образования (Центра маркетинга и информаци-
онного менеджмента РГГУ и другие) и наши собственные исследования.
Таким образом, несмотря на значительное количество работ, посвященных
разработке систем обучения информатике будущих экономистов, выделяются
следующие противоречия:
между потребностью современного информационного общества в эконо-
мистах, способных решать многообразные информационные задачи профессио-
нальной деятельности и недостаточной ориентированностью систем обучения
информатике на формирование у будущих бакалавров-экономистов профессио-
нальной информационной компетентности;
между необходимостью формирования профессиональной информацион-
ной компетентности будущих бакалавров-экономистов и отсутствием теоретиче-
ски обоснованной методической системы этого процесса;
между потребностью будущих экономистов к подготовке в процессе обу-
чения информатике к реальной профессиональной деятельности и отсутствием
методической системы, ориентированной на формирование у них необходимой
компетентности, реализующей эту потребность.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, состоя-
щую в определении теоретико-методологических основ проектирования и реали-
зации методической системы формирования профессиональной информационной
компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Цель исследования: теоретически обосновать, спроектировать методиче-
скую систему формирования профессиональной информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-экономистов и оценить еѐ результативность при реали-
зации в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования – профессиональная информационная компетент-
ность будущих бакалавров-экономистов.
Предмет исследования – методическая система формирования профессио-
нальной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Гипотеза исследования:
методическая система будет результативно способствовать формированию
профессиональной информационной компетентности (ПИК) будущих бакалавров-
экономистов, если:
˗ конкретизирована сущность и содержание профессиональной информацион-
ной компетентности, определена и покомпонентно описана еѐ структура, обосно-
ваны критерии и уровни еѐ сформированности;
˗ содержательной основой формирования профессиональной информационной
компетентности будущих бакалавров-экономистов выступают разноуровневые
информационные задачи профессиональной деятельности, создающие непрерыв-
ные методические линии в освоении понятий и формировании способов решения
информационных задач профессиональной деятельности;
˗ проектирование методической системы основывается на требованиях соот-
ветствия ФГОС ВПО экономических направлений подготовки и нормативных
требованиях к профессиональной деятельности экономиста, с соблюдением тре-
бований: целостности, открытости, перспективности, адекватности методической
системы, междисциплинарной интегрированности содержания образования в ме-
тодической системе, непрерывности, модульности, этапности формирования
ПИК, гуманистической направленности и диалогичности;
˗ реализация методической системы базируется на приоритетном использова-
нии интерактивных технологий обучения, комплекса форм и средств обучения,
обеспечивающих возрастание личностной активности и наращивания опыта ре-
шения информационных задач профессиональной деятельности экономиста;
˗ разработан диагностический комплекс определения уровня сформированно-
сти профессиональной информационной компетентности, позволяющий оценить
результативность методической системы.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и содержание понятия «профессиональная
информационная компетентность будущих бакалавров экономистов».
2. Выявить и охарактеризовать информационные задачи профессиональной
деятельности экономиста как содержательной основы формирования ПИК.
3. Описать структуру и содержание методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
4. Выделить теоретические основы проектирования методической системы
формирования профессиональной информационной компетентности будущих ба-
калавров- экономистов.
5. Разработать диагностический комплекс определения уровня сформиро-
ванности профессиональной информационной компетентности будущих бакалав-
ров-экономистов.
6. Реализовать методическую систему формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образова-
тельном процессе вуза.
7. Проанализировать результативность методической системы формирова-
ния профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
Методологической основой исследования выступил полипарадигмальный
подход.
Полипарадигмальный подход, как фундаментальная основа решения про-
блемы формирования профессиональной информационной компетентности бу-
дущих бакалавров-экономистов, представляет собой целесообразное использова-
ние совокупности системного, компетентностного, деятельностного, личностно-
ориентированного, праксеологического, задачного и контекстного подходов.
Системный подход (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Н.В.
Кузьмина и др.) позволил рассматривать профессиональную информационную
компетентность как систему. Компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.В. Се-
риков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) позволил определить современные ре-
зультаты образования в блоке информационных дисциплин как сформированную
профессиональную информационную компетентность будущего бакалавра-
экономиста. Деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) определил приоритетное
использование активных и интерактивных методов обучения для наращивания
опыта решения информационных задач профессиональной деятельности эконо-
миста как условие формирования ПИК. Личностно-ориентированный подход
(И.А. Зимняя, С.И. Осипова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская
и др.) акцентировал требование дифференцированности обучения и возрастания
личностной активности студента. Праксеологический подход (Т. Котарбинский,
И.А. Колесникова, Е.Н. Михайлова, Е.В. Титова и др.) дал возможность охаракте-
ризовать профессиональную деятельность экономиста с позиции ее практической
реализации. Положения задачного подхода (Б. Блум, Б. Е. Бершадский, В.В. Гузе-
ев, Д. Толлингерова и др.) в реализации методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности определили необходимость
разработки системы разноуровневых задач для выполнения целей формирования
ПИК. Положения контекстного подхода (А.А. Вербицкий и др.) ориентировали
на содержательное отражение профессиональной деятельности экономиста в
формах учебной деятельности будущих бакалавров-экономистов для формирова-
ния профессиональной информационной компетентности.
Теоретической основой исследования выступили теории информатизации
образования (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Д.А. Поспелов, И.В.
Роберт и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Галь-
перин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), работы в области методической системы
(Т.А. Бороненко, И.Б. Готская, М.И. Моро, И.Б. Мылова, А.М Пышкало, Н.Л.
Стефанова, Л.В. Шелехова и др.), теории отбора содержания образования (Е.В.
Бондаревская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, И.А. Колеснико-
ва, В.С. Леднев, М.Ю. Олешков, Е.В. Титова, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и
др.), исследования, развивающие теорию и методику обучения информатике (Н.В.
Гафурова, Е.Д. Нелунова, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, О.Г. Смолянинова и др.), тео-
рии профессионально ориентированных задач (Г.А. Балл, В.И. Крупич, И.М. Ша-
пиро, В.А. Шершнева и др.), теории использования дистанционных и электрон-
ных форм обучения (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, Е.А. Полат, Т.П. Зайченко, Э.Г.
Скибицкий, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской и др.)
Методы педагогического исследования, отвечающие требованиям
комплексности: общетеоретические, отражающие принципы системности:
сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической,
научно-методической литературы по теме исследования; контент-анализ;
обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; изучение
нормативной документации, раскрывающей аспекты проблемы; эмпирические и
диагностические, построенные на принципах адекватности существу изучаемого
предмета и оптимальности подбора диагностического инструментария
оценивания педагогического эксперимента: анкетирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, беседы, опрос, тестирование, рефлексивно-
оценочные процедуры, анализ результатов деятельности субъектов
образовательного процесса, обобщение педагогического опыта; формирующие,
связанные с реализацией методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов; статистические методы измерения и математической обработки
экспериментальных данных: ранжирование, количественная обработка,
качественный анализ результатов: φ*-критерий Фишера, G-критерий знаков.
Организация и экспериментальная база исследования: Федеральное го-
сударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональ-
ного образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет
им. ак. М.Ф Решетнева» (СибГАУ). В опытно-экспериментальной работе прини-
мали участие студенты I–II курсов, обучающиеся на Инженерно-экономическом
факультете вуза. Всего в эксперименте приняло участие 93 студента, 4 преподава-
теля Инженерно-экономического факультета и 1 преподаватель Института ин-
форматики и телекоммуникаций СибГАУ. Результаты исследования используют-
ся в практической деятельности преподаватели Инженерно-экономического фа-
культета СибГАУ и преподаватели Института управления бизнес-процессами
Сибирского федерального университета.
Личное участие соискателя в исследовании состоит в осуществлении со-
держательного анализа и выявлении теоретических предпосылок решения про-
блемы формирования профессиональной информационной компетентности бу-
дущих бакалавров-экономистов средствами методической системы; выявлении,
обосновании и поэтапной реализации в ходе опытно-экспериментальной работы
методической системы формирования профессиональной информационной ком-
петентности будущих бакалавров-экономистов; в обработке и интерпретации экс-
периментальных данных; в создании методических рекомендаций, позволяющих
осуществить включение в неинформационные дисциплины модулей, содержа-
тельно представляющих информационные задачи профессиональной деятельно-
сти экономистов; в подготовке публикаций, представленных в научных журналах,
сборниках, материалах научно-практических конференций, в изданиях, рекомен-
дованных ВАК.
Основные этапы исследования сформировались согласно избранной ме-
тодологической основе и поставленным задачам исследования: первый этап – по-
исково-теоретический (2010 – 2012 гг.), на котором осуществлялся теоретический
анализ степени разработанности проблемы исследования, определялись методо-
логия, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся понятийно-категориальный
аппарат исследования, разрабатывались направления опытно-экспериментальной
работы, обосновывались методы изучения исследуемого предмета; второй этап –
опытно-экспериментальный (2012 – 2014 г.г.), на котором проводилась опытно-
экспериментальная работа по реализации методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов; третий этап – аналитико-обобщающий (2013 – 2014 г.г.), на кото-
ром проводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись тео-
ретические предположения и выводы исследования, осуществлялось оформление
диссертационного исследования и автореферата.
Научная новизна исследования
введена измененная трактовка понятия «профессиональная информаци-
онная компетентность будущих бакалавров-экономистов» как интегративного ди-
намического качества личности, проявляющегося в способности и готовности вы-
рабатывать, принимать и реализовывать оптимальные решения информационных
задач профессиональной деятельности экономиста;
разработана идея о формировании профессиональной информационной
компетентности будущего бакалавра-экономиста в условиях реализации методи-
ческой системы, содержательной основой которой выступают разноуровневые
информационные задачи профессиональной деятельности экономиста, создающие
непрерывные методические линии в освоении понятий и формировании способов
решения профессиональных задач экономиста;
доказана перспективность и результативность реализации методической
системы формирования профессиональной информационной компетентности,
проектирование которой основывается на требованиях соответствия ФГОС ВПО
экономических направлений подготовки, нормативных требованиях к профессио-
нальной деятельности экономиста, с соблюдением требований целостности, от-
крытости, перспективности, адекватности методической системы, междисципли-
нарной интегрированности содержания образования в методической системе, не-
прерывности, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической на-
правленности и диалогичности;
предложен диагностический комплекс определения уровня сформиро-
ванности профессиональной информационной компетентности будущих бакалав-
ров-экономистов, включающий критерии (мотивационно-ценностный, когнитив-
ный, деятельностный и рефлексивно-оценочный), раскрывающиеся через показа-
тели и уровни их проявления.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
доказано положение о формировании профессиональной информацион-
ной компетентности будущих бакалавров-экономистов в условиях реализации ме-
тодической системы, проектирование которой основывается на требованиях соот-
ветствия ФГОС ВПО экономических направлений подготовки, нормативных тре-
бованиях к профессиональной деятельности экономиста, с соблюдением требова-
ний целостности, открытости, перспективности, адекватности методической сис-
темы, междисциплинарной интегрированности содержания образования в мето-
дической системе, непрерывности, модульности, этапности формирования ПИК,
гуманистической направленности и диалогичности, вносящее вклад в теорию и
методику профессионального образования;
содержательной основой формирования ПИК выступают разноуровне-
вые информационные задачи профессиональной деятельности экономиста, соз-
дающие непрерывные методические линии в освоении понятий и формировании
способов решения информационных задач; обеспечивается приоритетное исполь-
зование активных методов формирования компетентности, реализуемых в инте-
рактивной форме с помощью современных средств обучения, создающих условия
возрастания личностной активности и наращивания опыта решения информаци-
онных задач профессиональной деятельности экономиста;
изложены аргументы относительно необходимости изучения результа-
тивности методической системы формирования профессиональной информаци-
онной компетентности будущих бакалавров-экономистов посредством диагности-
ческого инструментария, включающего критерии (мотивационно-ценностный,
когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), раскрывающиеся через
показатели и уровни их проявления;
раскрыто существенное противоречие между потребностью современно-
го производства в экономистах, способных решать многообразные информацион-
ные задачи профессиональной деятельности и отсутствием теоретического обос-
нования методической системы, ориентированной на получение студентами соот-
ветствующей компетентности, что нашло свое разрешение в диссертационном ис-
следовании за счет выявления требований к проектированию методической сис-
темы и ее компонентов;
изучены причинно-следственные связи между характеристиками ин-
формационных процессов (получение, хранение, обработка и передача информа-
ции) и классами информационных задач экономиста, представленные таблицей
соответствия видов профессиональной деятельности (расчетно-аналитическая,
контрольно-ревизионная; научно-методическая; педагогическая) и информацион-
ных задач экономиста (поисковые, хранения, вычислительные, интеллектуальные,
инфо-коммуникационные);
проведена модернизация процесса формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисципли-
нах информационного цикла на основе разработанной методической системы,
структурными компонентами которой являются целевой, содержательный, техно-
логический, результативно-оценочный.
Значение полученных в диссертации результатов исследования для прак-
тики состоит в том, что:
разработана и внедрена в образовательный процесс методическая систе-
ма формирования профессиональной информационной компетентности будущих
бакалавров-экономистов направления подготовки 080100.62 – Экономика, про-
филь «Общий» в дисциплинах информационного цикла, способствующая форми-
рованию у студентов базовых понятий и обобщенных способов деятельности по
решению разнообразных информационных задач профессиональной деятельности
экономиста за счет реализации в методической системе непрерывных методиче-
ских линий в условиях приоритетного использования интерактивных методов
обучения;
определены пределы и перспективы практического использования тео-
ретических выводов исследования в процессе подготовки бакалавров направления
подготовки 080100.62 – Экономика, профиль «Общий»;
разработана и апробирована программа непрерывной информационной
подготовки на двухгодичный период обучения бакалавров по направлению
080100.62 – Экономика, соответствующая требованиям целостности, открытости,
перспективности, адекватности методической системы, междисциплинарной ин-
тегрированности содержания образования в методической системе, непрерывно-
сти, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической направленно-
сти и диалогичности;
представлены методические рекомендации, позволяющие осуществить
включение в неинформационные дисциплины модулей, содержательно представ-
ляющих информационные задачи профессиональной деятельности экономистов;
создан и применен диагностический комплекс по определению уровня
сформированности профессиональной информационной компетентности, позво-
ляющий отслеживать динамику процесса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяет-
ся следующим:
для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость ре-
зультатов исследования для разных групп респондентов;
теория, построенная с опорой на положения системного, компетентност-
ного, деятельностного, личностно-ориентированного, праксеологического, задач-
ного и контекстного подходов, согласуется с результатами опубликованных педа-
гогических исследований в данной области;
идея формирования профессиональной информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-экономистов базируется на результатах анализа государ-
ственных и международных нормативно-правовых документов, определяющих
модернизацию образовательного процесса вуза с учетом информатизации всех
сторон жизнедеятельности общества; обобщении, анализе и синтезе психолого-
педагогических исследований формирования информационной компетентности в
образовательном процессе вуза;
применительно к проблематике диссертации результативно использова-
ны базовые методы исследования (теоретический, эмпирический, формирующий)
сформированности профессиональной информационной компетентности будущих
бакалавров-экономистов и методы математической проверки гипотез φ*-критерий
Фишера и G-критерий знаков для подтверждения статистической значимости из-
менений в уровне сформированности исследуемого феномена.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась орга-
низацией опытно-экспериментальной работы, внедрением результатов исследова-
ния в педагогическую практику, обсуждением на межвузовских научных семина-
рах «Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики»
кафедры «Педагогика профессионального обучения» Института педагогики, пси-
хологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»; об-
суждением на заседаниях кафедры «Информационно-экономические системы»
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. ак.
М.Ф Решетнева», на заседаниях кафедры «Экономика и информационные техно-
логии менеджмента» Института управления бизнес-процессами ФГАОУ ВПО
«Сибирский федеральный университет». Результаты исследования опубликованы
в сборниках международных научных и научно-практических конференций: III
Международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва,
июнь 2013 г.), ХVII Международной научной конференции памяти генерального
конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева «Решет-
невские чтения» (Красноярск, 12 – 14 ноября 2013 г.), Международной научно-
практической конференции «Современное общество, образование и наука» (Там-
бов, 30 июня 2014 г.), V Международной научной конференции «Теория и прак-
тика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014 г.), ХVIII
Международной научной конференции памяти генерального конструктора ракет-
но-космических систем академика М. Ф. Решетнева «Решетневские чтения. Прак-
тико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и
пути развития» (Красноярск, 11 – 14 ноября 2014г), VI Международной научной
конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015
г.), Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы
развития науки и образования» (Тамбов, 28 февраля 2015 г). Результаты исследо-
вания опубликованы так же в журналах «Молодой ученый» (2013, 2015 г.) и «Пе-
дагогика высшей школы» (2015 г.)
По теме исследования опубликовано восемнадцать работ, из них пять статей
в изданиях, реферируемых и рекомендованных ВАК: «Философия образования»
(2013), «Современные проблемы науки и образования» (2013) «Сибирский педа-
гогический журнал» (2014); «Письма в Эмиссия. Оффлайн» (2014), «Фундамен-
тальные исследования» (2014).
Результаты диссертационного исследования и реализация их в педагогиче-
ской практике подтверждены актами о внедрении в образовательный процесс ка-
федры «Информационно-экономические системы» Инженерно-экономического
факультета ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический универ-
ситет им. ак. М.Ф Решетнева» и кафедры «Экономика и информационные техно-
логии менеджмента» Института управления бизнес-процессами ФГАОУ ВПО
«Сибирский федеральный университет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная информационная компетентность будущих бакалав-
ров-экономистов представляет собой интегративное динамическое качество лич-
ности, проявляющееся в способности и готовности вырабатывать, принимать и
реализовывать оптимальные решения информационных задач (поисковых, хране-
ния, вычислительных, интеллектуальных и инфо-коммуникационных) профес-
сиональной деятельности экономиста.
2. Проектирование методической системы формирования ПИК будущих
бакалавров-экономистов основывается на требованиях ФГОС ВПО экономиче-
ских направлений подготовки, нормативных требованиях к профессиональной
деятельности экономиста, с соблюдением требований целостности, открытости,
перспективности, адекватности методической системы, междисциплинарной ин-
тегрированности содержания образования в методической системе, непрерывно-
сти, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической направленно-
сти и диалогичности.
3. Содержательной основой методической системы формирования ПИК
выступают разноуровневые информационные задачи профессиональной деятель-
ности экономиста, создающие непрерывные методические линии в освоении по-
нятий и формировании способов решения информационных задач.
Приоритетное использование в технологическом компоненте методической
системы активных и интерактивных методов формирования ПИК с помощью со-
временных средств обучения создает условия возрастания личностной активности
и наращивания опыта решения информационных задач профессиональной дея-
тельности экономиста.
4. Диагностический комплекс, включающий критерии (мотивационно-
ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), раскры-
вающиеся через показатели и уровни их проявления (низкий, средний и высокий)
позволяет определить результативность методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, за-
ключения, списка литературы, включающего 203 источника, из них 9 на ино-
странном языке. В работе приведено 22 таблицы, 21 рисунок, 5 приложений. Об-
щий объем диссертации 204 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»