Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла

Савостьянова, Ирина Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В ДИСЦИПЛИНАХ
ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА ………………………………………………………………………………………… 18
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональной информационной компетентности
будущих бакалавров-экономистов ……………………………………………………………………………………. 18
1.2 Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста как основа
формирования профессиональной информационной компетентности будущего бакалавра-
экономиста ………………………………………………………………………………………………………………………. 35
1.3 Теоретические основы проектирования методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов…. 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………………………………. 83
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ
БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ……………………………………………………………………………………….. 87
2.1 Диагностический комплекс определения сформированности профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов ……………………………….. 87
2.2 Проектирование содержательного компонента методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в
СибГАУ …………………………………………………………………………………………………………………………. 101
2.3 Организация реализации методической системы формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образовательном
процессе вуза …………………………………………………………………………………………………………………. 128
2.4. Анализ результативности методической системы формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов ……………………………… 147
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………………………….. 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………. 168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………………….. 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Изучение отношения к собственной информационной компетентности
действующих специалистов-экономистов …………………………………………………………………………… 191
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Уровни сформированности профессиональной информационной
компетентности будущего бакалавра-экономиста ……………………………………………………………….. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Понятие и структурные компоненты методической системы в различных
исследованиях……………………………………………………………………………………………………………………. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Методика самооценки профессиональной информационной компетентности
………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Акт о внедрении результатов диссертационного исследования……………….. 204

Современное информационное общество порождает принципиально новый
тип экономики, в котором появляются новые формы организации производства и
управления, меняется номенклатура и наполняемость профессий, увеличивается
ассортимент продукции и услуг, меняются отношения между участниками эконо-
мических отношений. В основе этих процессов лежит изменение характера ин-
формации – она выступает определяющим производственным ресурсом, владение
которым влияет на скорость принятия оптимальных решений, обеспечивающих
конкурентное преимущество предприятий в деловой среде. В таких условиях
профессиональные функции экономиста максимально нагружаются созданием
информации, а не только ее формальной обработкой и потреблением.
Указанные особенности развития общества и экономической системы обу-
славливают необходимость сокращения сроков адаптации выпускников вузов к
профессиональной деятельности, вызывают потребности повышения уровня их
информационной подготовки, и ставят перед высшим профессиональным образо-
ванием новые цели.
Стратегические ориентиры модернизации отечественного образования от-
раженные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 2015 годы; в Национальном проекте «Образование»; в модели «Россий-
ское образование 2020»; в Федеральных государственных образовательных стан-
дартах (Государственных образовательных стандартах третьего поколения) опре-
деляют необходимость ориентации образовательных систем на обеспечение со-
временного качества образования, определяя результат подготовки выпускников в
виде сформированности их общекультурных и профессиональных компетенций.
Проблемы, состояние и направления развития информационных техноло-
гий, возможности их применения в системах образования, формирование инфор-
мационных компетентностей широко обсуждаются в научном сообществе. В ра-
ботах ведущих специалистов в области информатизации образования (А.А. Анд-
реев, С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, Л.Х. Зайнутдинова,
А.А. Кузнецов, К.К. Колин, М.П. Лапчик, А.С. Лесневский, З.Ф. Мазур, И.В. Ро-
берт и др.) отмечается необходимость в целенаправленном организованном про-
цессе обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой исполь-
зования информационных и коммуникационных технологий в обучении специа-
листов.
Проблеме совершенствования методических систем информационной под-
готовки будущих экономистов посвящены работы М.Л. Груздевой, А.А. Евсеевой,
Д.С. Костылева, Т.Д. Морозовской, Е.М. Шевченко и других. В своих работах пе-
речисленные исследователи формулируют основные педагогические цели и со-
держание информационной подготовки в области экономического образования,
дают научное обоснование системы обучения студентов экономического профиля
базовому курсу информатики. Однако, на наш взгляд, разработанные методиче-
ские системы обучения студентов экономического профиля базовому курсу ин-
форматики не предусматривают подготовки будущих специалистов ко всему мно-
гообразию информационных потребностей специалистов экономической отрасли
адекватно их должностным обязанностям, не в полной мере учитывают требова-
ния ФГОС ВПО, и в конечном итоге вызывают неудовлетворенность действую-
щих специалистов своей профессиональной информационной компетентностью.
Важность овладения профессиональной информационной компетентностью и не-
соответствие подготавливаемых экономических кадров современным потребно-
стям рынка труда фиксируют проводимые исследования требований работодате-
лей к системе профессионального образования (Центра маркетинга и информаци-
онного менеджмента РГГУ и другие) и наши собственные исследования.
Таким образом, несмотря на значительное количество работ, посвященных
разработке систем обучения информатике будущих экономистов, выделяются
следующие противоречия:
между потребностью современного информационного общества в эконо-
мистах, способных решать многообразные информационные задачи профессио-
нальной деятельности и недостаточной ориентированностью систем обучения
информатике на формирование у будущих бакалавров-экономистов профессио-
нальной информационной компетентности;
между необходимостью формирования профессиональной информацион-
ной компетентности будущих бакалавров-экономистов и отсутствием теоретиче-
ски обоснованной методической системы этого процесса;
между потребностью будущих экономистов к подготовке в процессе обу-
чения информатике к реальной профессиональной деятельности и отсутствием
методической системы, ориентированной на формирование у них необходимой
компетентности, реализующей эту потребность.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, состоя-
щую в определении теоретико-методологических основ проектирования и реали-
зации методической системы формирования профессиональной информационной
компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Цель исследования: теоретически обосновать, спроектировать методиче-
скую систему формирования профессиональной информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-экономистов и оценить еѐ результативность при реали-
зации в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования – профессиональная информационная компетент-
ность будущих бакалавров-экономистов.
Предмет исследования – методическая система формирования профессио-
нальной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Гипотеза исследования:
методическая система будет результативно способствовать формированию
профессиональной информационной компетентности (ПИК) будущих бакалавров-
экономистов, если:
˗ конкретизирована сущность и содержание профессиональной информацион-
ной компетентности, определена и покомпонентно описана еѐ структура, обосно-
ваны критерии и уровни еѐ сформированности;
˗ содержательной основой формирования профессиональной информационной
компетентности будущих бакалавров-экономистов выступают разноуровневые
информационные задачи профессиональной деятельности, создающие непрерыв-
ные методические линии в освоении понятий и формировании способов решения
информационных задач профессиональной деятельности;
˗ проектирование методической системы основывается на требованиях соот-
ветствия ФГОС ВПО экономических направлений подготовки и нормативных
требованиях к профессиональной деятельности экономиста, с соблюдением тре-
бований: целостности, открытости, перспективности, адекватности методической
системы, междисциплинарной интегрированности содержания образования в ме-
тодической системе, непрерывности, модульности, этапности формирования
ПИК, гуманистической направленности и диалогичности;
˗ реализация методической системы базируется на приоритетном использова-
нии интерактивных технологий обучения, комплекса форм и средств обучения,
обеспечивающих возрастание личностной активности и наращивания опыта ре-
шения информационных задач профессиональной деятельности экономиста;
˗ разработан диагностический комплекс определения уровня сформированно-
сти профессиональной информационной компетентности, позволяющий оценить
результативность методической системы.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и содержание понятия «профессиональная
информационная компетентность будущих бакалавров экономистов».
2. Выявить и охарактеризовать информационные задачи профессиональной
деятельности экономиста как содержательной основы формирования ПИК.
3. Описать структуру и содержание методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
4. Выделить теоретические основы проектирования методической системы
формирования профессиональной информационной компетентности будущих ба-
калавров- экономистов.
5. Разработать диагностический комплекс определения уровня сформиро-
ванности профессиональной информационной компетентности будущих бакалав-
ров-экономистов.
6. Реализовать методическую систему формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образова-
тельном процессе вуза.
7. Проанализировать результативность методической системы формирова-
ния профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
Методологической основой исследования выступил полипарадигмальный
подход.
Полипарадигмальный подход, как фундаментальная основа решения про-
блемы формирования профессиональной информационной компетентности бу-
дущих бакалавров-экономистов, представляет собой целесообразное использова-
ние совокупности системного, компетентностного, деятельностного, личностно-
ориентированного, праксеологического, задачного и контекстного подходов.
Системный подход (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Н.В.
Кузьмина и др.) позволил рассматривать профессиональную информационную
компетентность как систему. Компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.В. Се-
риков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) позволил определить современные ре-
зультаты образования в блоке информационных дисциплин как сформированную
профессиональную информационную компетентность будущего бакалавра-
экономиста. Деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) определил приоритетное
использование активных и интерактивных методов обучения для наращивания
опыта решения информационных задач профессиональной деятельности эконо-
миста как условие формирования ПИК. Личностно-ориентированный подход
(И.А. Зимняя, С.И. Осипова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская
и др.) акцентировал требование дифференцированности обучения и возрастания
личностной активности студента. Праксеологический подход (Т. Котарбинский,
И.А. Колесникова, Е.Н. Михайлова, Е.В. Титова и др.) дал возможность охаракте-
ризовать профессиональную деятельность экономиста с позиции ее практической
реализации. Положения задачного подхода (Б. Блум, Б. Е. Бершадский, В.В. Гузе-
ев, Д. Толлингерова и др.) в реализации методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности определили необходимость
разработки системы разноуровневых задач для выполнения целей формирования
ПИК. Положения контекстного подхода (А.А. Вербицкий и др.) ориентировали
на содержательное отражение профессиональной деятельности экономиста в
формах учебной деятельности будущих бакалавров-экономистов для формирова-
ния профессиональной информационной компетентности.
Теоретической основой исследования выступили теории информатизации
образования (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Д.А. Поспелов, И.В.
Роберт и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Галь-
перин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), работы в области методической системы
(Т.А. Бороненко, И.Б. Готская, М.И. Моро, И.Б. Мылова, А.М Пышкало, Н.Л.
Стефанова, Л.В. Шелехова и др.), теории отбора содержания образования (Е.В.
Бондаревская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, И.А. Колеснико-
ва, В.С. Леднев, М.Ю. Олешков, Е.В. Титова, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и
др.), исследования, развивающие теорию и методику обучения информатике (Н.В.
Гафурова, Е.Д. Нелунова, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, О.Г. Смолянинова и др.), тео-
рии профессионально ориентированных задач (Г.А. Балл, В.И. Крупич, И.М. Ша-
пиро, В.А. Шершнева и др.), теории использования дистанционных и электрон-
ных форм обучения (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, Е.А. Полат, Т.П. Зайченко, Э.Г.
Скибицкий, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской и др.)
Методы педагогического исследования, отвечающие требованиям
комплексности: общетеоретические, отражающие принципы системности:
сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической,
научно-методической литературы по теме исследования; контент-анализ;
обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; изучение
нормативной документации, раскрывающей аспекты проблемы; эмпирические и
диагностические, построенные на принципах адекватности существу изучаемого
предмета и оптимальности подбора диагностического инструментария
оценивания педагогического эксперимента: анкетирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, беседы, опрос, тестирование, рефлексивно-
оценочные процедуры, анализ результатов деятельности субъектов
образовательного процесса, обобщение педагогического опыта; формирующие,
связанные с реализацией методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов; статистические методы измерения и математической обработки
экспериментальных данных: ранжирование, количественная обработка,
качественный анализ результатов: φ*-критерий Фишера, G-критерий знаков.
Организация и экспериментальная база исследования: Федеральное го-
сударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональ-
ного образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет
им. ак. М.Ф Решетнева» (СибГАУ). В опытно-экспериментальной работе прини-
мали участие студенты I–II курсов, обучающиеся на Инженерно-экономическом
факультете вуза. Всего в эксперименте приняло участие 93 студента, 4 преподава-
теля Инженерно-экономического факультета и 1 преподаватель Института ин-
форматики и телекоммуникаций СибГАУ. Результаты исследования используют-
ся в практической деятельности преподаватели Инженерно-экономического фа-
культета СибГАУ и преподаватели Института управления бизнес-процессами
Сибирского федерального университета.
Личное участие соискателя в исследовании состоит в осуществлении со-
держательного анализа и выявлении теоретических предпосылок решения про-
блемы формирования профессиональной информационной компетентности бу-
дущих бакалавров-экономистов средствами методической системы; выявлении,
обосновании и поэтапной реализации в ходе опытно-экспериментальной работы
методической системы формирования профессиональной информационной ком-
петентности будущих бакалавров-экономистов; в обработке и интерпретации экс-
периментальных данных; в создании методических рекомендаций, позволяющих
осуществить включение в неинформационные дисциплины модулей, содержа-
тельно представляющих информационные задачи профессиональной деятельно-
сти экономистов; в подготовке публикаций, представленных в научных журналах,
сборниках, материалах научно-практических конференций, в изданиях, рекомен-
дованных ВАК.
Основные этапы исследования сформировались согласно избранной ме-
тодологической основе и поставленным задачам исследования: первый этап – по-
исково-теоретический (2010 – 2012 гг.), на котором осуществлялся теоретический
анализ степени разработанности проблемы исследования, определялись методо-
логия, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся понятийно-категориальный
аппарат исследования, разрабатывались направления опытно-экспериментальной
работы, обосновывались методы изучения исследуемого предмета; второй этап –
опытно-экспериментальный (2012 – 2014 г.г.), на котором проводилась опытно-
экспериментальная работа по реализации методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов; третий этап – аналитико-обобщающий (2013 – 2014 г.г.), на кото-
ром проводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись тео-
ретические предположения и выводы исследования, осуществлялось оформление
диссертационного исследования и автореферата.
Научная новизна исследования
введена измененная трактовка понятия «профессиональная информаци-
онная компетентность будущих бакалавров-экономистов» как интегративного ди-
намического качества личности, проявляющегося в способности и готовности вы-
рабатывать, принимать и реализовывать оптимальные решения информационных
задач профессиональной деятельности экономиста;
разработана идея о формировании профессиональной информационной
компетентности будущего бакалавра-экономиста в условиях реализации методи-
ческой системы, содержательной основой которой выступают разноуровневые
информационные задачи профессиональной деятельности экономиста, создающие
непрерывные методические линии в освоении понятий и формировании способов
решения профессиональных задач экономиста;
доказана перспективность и результативность реализации методической
системы формирования профессиональной информационной компетентности,
проектирование которой основывается на требованиях соответствия ФГОС ВПО
экономических направлений подготовки, нормативных требованиях к профессио-
нальной деятельности экономиста, с соблюдением требований целостности, от-
крытости, перспективности, адекватности методической системы, междисципли-
нарной интегрированности содержания образования в методической системе, не-
прерывности, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической на-
правленности и диалогичности;
предложен диагностический комплекс определения уровня сформиро-
ванности профессиональной информационной компетентности будущих бакалав-
ров-экономистов, включающий критерии (мотивационно-ценностный, когнитив-
ный, деятельностный и рефлексивно-оценочный), раскрывающиеся через показа-
тели и уровни их проявления.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
доказано положение о формировании профессиональной информацион-
ной компетентности будущих бакалавров-экономистов в условиях реализации ме-
тодической системы, проектирование которой основывается на требованиях соот-
ветствия ФГОС ВПО экономических направлений подготовки, нормативных тре-
бованиях к профессиональной деятельности экономиста, с соблюдением требова-
ний целостности, открытости, перспективности, адекватности методической сис-
темы, междисциплинарной интегрированности содержания образования в мето-
дической системе, непрерывности, модульности, этапности формирования ПИК,
гуманистической направленности и диалогичности, вносящее вклад в теорию и
методику профессионального образования;
содержательной основой формирования ПИК выступают разноуровне-
вые информационные задачи профессиональной деятельности экономиста, соз-
дающие непрерывные методические линии в освоении понятий и формировании
способов решения информационных задач; обеспечивается приоритетное исполь-
зование активных методов формирования компетентности, реализуемых в инте-
рактивной форме с помощью современных средств обучения, создающих условия
возрастания личностной активности и наращивания опыта решения информаци-
онных задач профессиональной деятельности экономиста;
изложены аргументы относительно необходимости изучения результа-
тивности методической системы формирования профессиональной информаци-
онной компетентности будущих бакалавров-экономистов посредством диагности-
ческого инструментария, включающего критерии (мотивационно-ценностный,
когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), раскрывающиеся через
показатели и уровни их проявления;
раскрыто существенное противоречие между потребностью современно-
го производства в экономистах, способных решать многообразные информацион-
ные задачи профессиональной деятельности и отсутствием теоретического обос-
нования методической системы, ориентированной на получение студентами соот-
ветствующей компетентности, что нашло свое разрешение в диссертационном ис-
следовании за счет выявления требований к проектированию методической сис-
темы и ее компонентов;
изучены причинно-следственные связи между характеристиками ин-
формационных процессов (получение, хранение, обработка и передача информа-
ции) и классами информационных задач экономиста, представленные таблицей
соответствия видов профессиональной деятельности (расчетно-аналитическая,
контрольно-ревизионная; научно-методическая; педагогическая) и информацион-
ных задач экономиста (поисковые, хранения, вычислительные, интеллектуальные,
инфо-коммуникационные);
проведена модернизация процесса формирования профессиональной
информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисципли-
нах информационного цикла на основе разработанной методической системы,
структурными компонентами которой являются целевой, содержательный, техно-
логический, результативно-оценочный.
Значение полученных в диссертации результатов исследования для прак-
тики состоит в том, что:
разработана и внедрена в образовательный процесс методическая систе-
ма формирования профессиональной информационной компетентности будущих
бакалавров-экономистов направления подготовки 080100.62 – Экономика, про-
филь «Общий» в дисциплинах информационного цикла, способствующая форми-
рованию у студентов базовых понятий и обобщенных способов деятельности по
решению разнообразных информационных задач профессиональной деятельности
экономиста за счет реализации в методической системе непрерывных методиче-
ских линий в условиях приоритетного использования интерактивных методов
обучения;
определены пределы и перспективы практического использования тео-
ретических выводов исследования в процессе подготовки бакалавров направления
подготовки 080100.62 – Экономика, профиль «Общий»;
разработана и апробирована программа непрерывной информационной
подготовки на двухгодичный период обучения бакалавров по направлению
080100.62 – Экономика, соответствующая требованиям целостности, открытости,
перспективности, адекватности методической системы, междисциплинарной ин-
тегрированности содержания образования в методической системе, непрерывно-
сти, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической направленно-
сти и диалогичности;
представлены методические рекомендации, позволяющие осуществить
включение в неинформационные дисциплины модулей, содержательно представ-
ляющих информационные задачи профессиональной деятельности экономистов;
создан и применен диагностический комплекс по определению уровня
сформированности профессиональной информационной компетентности, позво-
ляющий отслеживать динамику процесса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяет-
ся следующим:
для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость ре-
зультатов исследования для разных групп респондентов;
теория, построенная с опорой на положения системного, компетентност-
ного, деятельностного, личностно-ориентированного, праксеологического, задач-
ного и контекстного подходов, согласуется с результатами опубликованных педа-
гогических исследований в данной области;
идея формирования профессиональной информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-экономистов базируется на результатах анализа государ-
ственных и международных нормативно-правовых документов, определяющих
модернизацию образовательного процесса вуза с учетом информатизации всех
сторон жизнедеятельности общества; обобщении, анализе и синтезе психолого-
педагогических исследований формирования информационной компетентности в
образовательном процессе вуза;
применительно к проблематике диссертации результативно использова-
ны базовые методы исследования (теоретический, эмпирический, формирующий)
сформированности профессиональной информационной компетентности будущих
бакалавров-экономистов и методы математической проверки гипотез φ*-критерий
Фишера и G-критерий знаков для подтверждения статистической значимости из-
менений в уровне сформированности исследуемого феномена.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась орга-
низацией опытно-экспериментальной работы, внедрением результатов исследова-
ния в педагогическую практику, обсуждением на межвузовских научных семина-
рах «Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики»
кафедры «Педагогика профессионального обучения» Института педагогики, пси-
хологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»; об-
суждением на заседаниях кафедры «Информационно-экономические системы»
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. ак.
М.Ф Решетнева», на заседаниях кафедры «Экономика и информационные техно-
логии менеджмента» Института управления бизнес-процессами ФГАОУ ВПО
«Сибирский федеральный университет». Результаты исследования опубликованы
в сборниках международных научных и научно-практических конференций: III
Международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва,
июнь 2013 г.), ХVII Международной научной конференции памяти генерального
конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева «Решет-
невские чтения» (Красноярск, 12 – 14 ноября 2013 г.), Международной научно-
практической конференции «Современное общество, образование и наука» (Там-
бов, 30 июня 2014 г.), V Международной научной конференции «Теория и прак-
тика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014 г.), ХVIII
Международной научной конференции памяти генерального конструктора ракет-
но-космических систем академика М. Ф. Решетнева «Решетневские чтения. Прак-
тико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и
пути развития» (Красноярск, 11 – 14 ноября 2014г), VI Международной научной
конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015
г.), Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы
развития науки и образования» (Тамбов, 28 февраля 2015 г). Результаты исследо-
вания опубликованы так же в журналах «Молодой ученый» (2013, 2015 г.) и «Пе-
дагогика высшей школы» (2015 г.)
По теме исследования опубликовано восемнадцать работ, из них пять статей
в изданиях, реферируемых и рекомендованных ВАК: «Философия образования»
(2013), «Современные проблемы науки и образования» (2013) «Сибирский педа-
гогический журнал» (2014); «Письма в Эмиссия. Оффлайн» (2014), «Фундамен-
тальные исследования» (2014).
Результаты диссертационного исследования и реализация их в педагогиче-
ской практике подтверждены актами о внедрении в образовательный процесс ка-
федры «Информационно-экономические системы» Инженерно-экономического
факультета ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический универ-
ситет им. ак. М.Ф Решетнева» и кафедры «Экономика и информационные техно-
логии менеджмента» Института управления бизнес-процессами ФГАОУ ВПО
«Сибирский федеральный университет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная информационная компетентность будущих бакалав-
ров-экономистов представляет собой интегративное динамическое качество лич-
ности, проявляющееся в способности и готовности вырабатывать, принимать и
реализовывать оптимальные решения информационных задач (поисковых, хране-
ния, вычислительных, интеллектуальных и инфо-коммуникационных) профес-
сиональной деятельности экономиста.
2. Проектирование методической системы формирования ПИК будущих
бакалавров-экономистов основывается на требованиях ФГОС ВПО экономиче-
ских направлений подготовки, нормативных требованиях к профессиональной
деятельности экономиста, с соблюдением требований целостности, открытости,
перспективности, адекватности методической системы, междисциплинарной ин-
тегрированности содержания образования в методической системе, непрерывно-
сти, модульности, этапности формирования ПИК, гуманистической направленно-
сти и диалогичности.
3. Содержательной основой методической системы формирования ПИК
выступают разноуровневые информационные задачи профессиональной деятель-
ности экономиста, создающие непрерывные методические линии в освоении по-
нятий и формировании способов решения информационных задач.
Приоритетное использование в технологическом компоненте методической
системы активных и интерактивных методов формирования ПИК с помощью со-
временных средств обучения создает условия возрастания личностной активности
и наращивания опыта решения информационных задач профессиональной дея-
тельности экономиста.
4. Диагностический комплекс, включающий критерии (мотивационно-
ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), раскры-
вающиеся через показатели и уровни их проявления (низкий, средний и высокий)
позволяет определить результативность методической системы формирования
профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-
экономистов.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, за-
ключения, списка литературы, включающего 203 источника, из них 9 на ино-
странном языке. В работе приведено 22 таблицы, 21 рисунок, 5 приложений. Об-
щий объем диссертации 204 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»