Общение учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………3
ГЛАВА 1: Теоретические основы проблемы общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности.
1.1 Значимость общения в современном мире……………………………………11
1.2 Социокультурный феномен педагогического общения……………………..19
1.3 Особенности общения детей младшего школьного возраста……………….28
1.4 Сущность и специфика общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности………………………………………….39
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по изучению общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности.
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента……………………….46
2.2. Содержание формирующего этапа эксперимента…………………………..56
2.3. Результаты исследования……………………………………………………..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является оно в педагогической деятельности: выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Актуальность исследования: в современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики в России актуализируется потребность в учителе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к социокультурным образовательным потребностям общества и профессионально значимым запросам личности. Задача исследования специфических видов педагогического общения, среди которых важным становится общение учителя в процессе эстетической деятельности. Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами культуры, которая закладывается в процессе занятий.
В современном динамичном мире процесс социализации человеческой личности невозможен без общения, как невозможна без него любая человеческая деятельность. В общении между людьми выделяется тенденция к дальнейшему расширению и усложнению фактора человеческого общения, без которого невозможен процесс становления отдельного человека. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам общения помимо выделения возросшей роли исследования общения в системе психолого-педагогического знания, наблюдается напряженный поиск исходных принципов изучения общения, межличностного восприятия, взаимодействия, сотрудничества и диалога. Не случайно в современной психологии в настоящее время выделилась область психологии общения, сложившаяся как особое направление, предметом которого является психологическая специфика процессов общения и взаимоотношений личности и общества.
В отечественную науку проблема общения вошла в 20-е годы. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
У истоков разработки проблемы общения стоял В.М. Бехтерев (1883г.). Чем богаче мир общения человека с другими людьми, тем более развита личность, – подчеркивал он. Общение рассматривалось им как важное условие сохранения и распространения индивидуального опыта, его передачи потомству, обеспечения и исторической преемственности общественных ценностей. Заслугой Бехтерева является то, что он один из первых приступил к конкретному экспериментальному исследованию особенностей поведения человека, его «нервно-психических проявлений» в условиях взаимодействия, в общении. Им разработан ряд интересных, оригинальных методик изучения общения, выделены наиболее важные теоретические вопросы.
В концепции Л.С. Выготского общение занимает центральное место, оно рассматривается как важный фактор психологического развития человека, условие его саморегуляции. Психика у Выготского – слепок социального, результат интериоризации, превращение социального интерпсихического отношения людей в интрапсихическое образование. [18;328]
В исследованиях С.Л. Рубинштейна получила философско-теоретическое обоснование идея опосредованности всей системы отношений человека с миром, его отношениями с другими людьми, общением с ними.
В трудах В.Н. Мясищева разработаны теоретические и прикладные проблемы психологии общения. Свою концепцию личности он назвал «Психология отношений личности». Для него личность по самой своей сути изначально выступает как образование «диалогическое», как продукт индивидуального опыта общения и взаимоотношения с другими людьми. Он делал акцент на главных содержательных и формальных характеристиках общения, стремясь рассматривать его целостно, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. [2;3]
Понятие «общение» является сложным и многогранным. В психолого-педагогической литературе много различных определений этого понятия: «общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга». [23;121]
Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики принято рассматривать как аспекты общения.
М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Она считает предметом общения другого человека, выделяя познавательные, деловые и личностные мотивы этого процесса (1968 г.). В.С. Мерлин отождествляет общение с коммуникативной деятельностью людей (1986 г.). С.В. Кондратьева отмечает, что общение – явление общественной жизни, возникшее в процессе общественно-трудовой деятельности как потребность людей сказать что-то друг другу (1984 г.). [2;4]
Несмотря на многообразие определений, ученые пытаются дать более общее широкое толкование этого понятия.
Для нашего исследования особый интерес представляет концепция Б.Г. Ананьева (1968 г.), который также много занимался проблемами общения. Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, – по его мнению, – является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию этого явления, требуя выделить в общении макро-, мезо- и микроуровни. В структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного и коллективного, провести резкую грань между ними. Ананьев считал, что общение – столь же социальное явление, сколь и индивидуальное. Более детально характеризуя, основные составляющие общения, он помимо речевых и неречевых невербальных средств общения, выделял в нем внутреннюю сторону, – познание и понимание участниками друг друга.
Степень разработанности проблемы исследования.
Значительный вклад в осмысление сущности общения, его роли в формировании личности внесли психологи. В первую очередь обращают на себя внимание исследования, затрагивающие вопросы общения и формирования личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и его ученики: Г.А. Ковалев, С.В. Кондратьева, В.Н. Панферов), а также работы Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева. Можно выделить основные подходы в научной литературе к категории «общение». Первый подход (Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев и др.) рассматривают общение как относительно самостоятельную категорию, когда субъекты общения выступают друг для друга лишь в гносеологическом плане в качестве объектов. Второй подход к категории «общение» характеризуется переносом на нее всех элементов категории «деятельность» (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов). Для третьего подхода (В.М. Бехтерев, Л.П. Буева и др.) характерна точка зрения о детерминированности общения характером общественных отношений.
В педагогике разрабатывается проблема профессионального общения учителя с учащимися, педагогическое руководство и управление общением в воспитательном коллективе, подготовка школьников к общению (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик).
В ряде психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме общения (А.А. Бодалев, В.С. Грехнев, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.М. Мищенко и др.) рассматриваются сущность, функции, виды и стили профессионального общения. [68;25]
Специфика и особенности общения человека в музыкальной деятельности затрагиваются как в исследованиях психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) так и в специальных работах по музыкальному искусству, теории и методике музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский,).
Однако, несмотря на исследование авторами отдельных вопросов, близких к нашей теме, ни одна из известных работ специально и полно ее не рассматривает. Наработанный в настоящее время массив исследований не дает научного обобщения такому явлению как общение учителя в процессе эстетической деятельности. Это обусловило выбор темы исследования.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: какова роль общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности?
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – процесс изучения особенностей общения младших школьников с учителем в процессе эстетической деятельности.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме общения; выявить социокультурный феномен педагогического общения; определить особенности общения детей младшего школьного возраста; раскрыть и теоретически обосновать сущность и специфику общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности; провести опытно-экспериментальную работу по изучению общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности.
Гипотеза исследования: предположение о том, что эстетическая деятельность будет способствовать развитию коммуникативных навыков у младших школьников, если дать детям возможность формулировать свои эстетические суждения и более инициативно общаться с учителем и сверстниками.
Методология исследования: методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о человеке как объекте общественных отношений, о творчестве и деятельностной сущности личности, прогрессивные концепции гуманистической психологии и педагогики.
Исследуемая проблема является междисциплинарной и требует интегративного подхода системных представлений о человеке как о социальном субъекте, творческой сущности личности, механизмах и условиях овладения общением, в том числе основами профессионально-педагогического общения.
На уровне конкретного методологического исследования основными стали идеи целостного подхода, непрерывного педагогического образования, идеи личностного и культурологического подходов к педагогическому образованию. Использование совокупности положений общей и конкретной методологии позволило выявить и обосновать понятийный аппарат исследования, научно описать изучаемые факторы и явления педагогической действительности, их анализ, обобщение и синтез, экспериментальную проверку, оценку соответствия разработанных моделей педагогической реальности.
Теоретическая база исследования.
Теоретическую основу исследования составляют: общая теория общения (М.С. Каган, Л. С. Выготский, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Р. С. Немов, И.А. Зимняя, Е. И. Рогов, Г. А. Цукерман и др.); теория педагогического общения (В. А. Сластенин, П. П. Блонский, Ю. К. Бабанский, В. С. Селиванов, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, А. В. Кан-Калик и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов исследования:
Теоретические – теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование (аналитико- синтезирующий, индуктивно-дедуктивный, сравнительно-сопоставительный).
Эмпирические – анализ передового педагогического опыта по формированию педагогического общения специалиста, работа по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и групп.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что внесен вклад в изучение проблемы общения и его роли в системе эстетического обучения в начальной школе.
Научная значимость – сформулировано определение «педагогическое общение» в условиях эстетической деятельности.
Практическая значимость – разработаны научно-практические рекомендации для учителей начальных классов по организации общения в услових эстетической деятельности.
Достоверность и надёжность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования – обращение к смежным отраслям знаний (философии, истории, психологии, социологии, педагогике); логичностью общей структуры исследования – его целей, задач, методов их решения.
База исследования: школа №36, г. Тула, класс 3 «В», 28 учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении определены актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология, методы и база исследования, обоснованы его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности» раскрыты: значимость общения в становлении личности, его свойства, виды, функции, а также социокультурный феномен педагогического общения, особенности общения детей младшего школьного возраста, раскрыты сущность и специфика общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению общения учителя с младшими школьниками в процессе эстетической деятельности» был организован констатирующий и формирующий этапы, представлены результаты данного исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
Положения, выносимые на защиту:
1. педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся
2. эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например произведений искусства, а также использование этих ценностей с целью эстетизации окружающего мира.
1. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 2000. С. 131-133.
2. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 2008. – 243 с.
3. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. – С. 131-183.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М.: Просвещение, 2004. – 134 с.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 2005. – 149 с.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 2003. – 152 с.
7. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня…: Сомнения и переживания младших школьников. СПб.: Речь, 2005. – 203 с.
8. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. М.: Флинта, 2014. – 240 с.
9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014. – 505 с.
10. Брехт Б. Театр: Т. 5/2. М., 2005, – 327 с.
11. Бальчитис Э.И. О восприятии инструментальных произведений в младших классах средней школы / Муз. воспит. в школе. Вып.5. М.: Музыка, 2006. – 235 с.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2006. – 249 с.
13. Блонский П.П. Основы педагогики. М., 2000. – 203 с.
14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . М.: Наука, 2005. – 304 с.
15. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа, 2007. № 2. С.40-43.
16. Волков И.П. Много ли в школе талантов? // Педагогика и психология. М.: Знание, 2009. – 128 с.
17. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр.соч.: В 5-ти т. – Т 1., М., 2003. – 347 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006. – 478 с.
19. Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 378 с.
20. Голубков С.В. Особенности организации педагогического общения при различных типах профессионального отношения учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. – 20 с.
21. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников / Муз. восп. в школе. 2001. № 7. – 13-16 С.
22. Горюнова Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки / Муз. восп. в школе. 2002. №8. – 14-15 С.
23. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 416 с.
24. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2006 – 315 с.
25. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 2009. – 138 с.
26. Гуляева Е.Г. Музыка. 4 класс. Тетрадь самооценки: Учебное издание. Минск: Зорны Верасок, 2013. — 56 с.
27. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л. Гродзенской. Статья первая / Муз. восп. в школе. 2005. № 10. С. 23-24.
28. Джемс В. Психология. – СПб., 2002. – 531 с.
29. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 432 с.
30. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: Академия, 1999. – 359 с.
31. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 15-18.
32. Ершов П.М., А.П. Ершова, В.М. Букатов. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд.2-е. М.: Флинта, 1998. – 512 с.
33. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 2007. – 274 с.
34. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
35. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения. СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
36. Киянченко Е.А. Учим детей общаться // Начальная школа, 2002. №6. С. 63.
37. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
38. Кочелаева Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. – 224 с.
39. Краевский В.В., Е.В. Бережнова. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. — 400 с.
40. Лабунская В. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. – 288 с.
41. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. – 489 с.
42. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2000. – 444 с.
43. Лютова Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2003. – 176 с.
44. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом (лонгитюдное исследование): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. – 24 с.
45. Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. – 77 с.
46. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений: в 3 кн. Кн.3-я: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 2005. – 653 с.
47. Николаева Е. Особенности оценки успеваемости учащихся на уроках музыки. М.: Музыка, 2009. – 78 с.
48. Нэпп М. Невербальное общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с.
49. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. М., 2004. – 238 с.
50. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 2009. – 584 с.
51. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. – 534 с.
52. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2009. – 576 с.
53. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2007. – 528 с.
54. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: ИКЦ «МарТ», 2008. – 336 с.
55. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2007. – 375 с.
56. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. М.: Эксмо, 2007. – 223 с.
57. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема: Науч.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету “Музыка”.М.: МИРОС, 1992. – 258 с.
58. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 2002. – 312 с.
59. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001. – 431 с.
60. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 1-4 классы. М., 2003. – 72 с.
61. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 42-53.
62. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
63. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 349 с.
64. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. – 560 с.
65. Рыбакова Н.А. Методика музыкального воспитания. Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ им. В.М. Шукшина», 2009. — 200 с.
66. Рябов А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы // Начальная школа. 2001. №9. С. 16-18.
67. Савельева Г. А. Педагогические условия формирования коллектива младших школьников // Совместный российско-американский журнал. Партнерство через образование. 2006. № 7. С. 22-24.
68. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
69. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.: Академия, 2000. — 128 с.
70. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведенния. М.: Гос. издательство политической литературы, 2007. – 648 с.
71. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. – 576 с.
72. Сибр Р. Беседы о музыке. М.: Музыка, 2009. – 49 с.
73. Система эстетического воспитания школьников / под. ред. С.А. Герасимова. М.: Просвещение, 2009. – 264 с.
74. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 2000. – 319 с.
75. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Высшее образование. М.: Феникс, 2014. – 621 с.
76. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 2004. – 472 с.
77. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х томах. Т.1. М., 2000. – 229 с.
78. Тевлина В. Творческий поиск учителя как необходимое условие проведения современного урока музыки. М.: Музыка, 2009. – 315 с.
79. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника и младшего школьника. М., 2001. – 264 с.
80. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1999. – 371 с.
81. Черноиваненко Н.Н. Формирование музыкального восприятия школьников / Муз. воспит. в школе. 2002. №15. С. 18-19.
82. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: Просвещение, 2001. – 60 с.
83. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 2003. – 69 с.
84. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы. [Электронный ресурс]. URL: psystudy.ru/index.php/forauthors/gost2008.html (дата обращения 19.05.2014).
85. Грачёва А.А. Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства. [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/muzykalno-esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-sredstvami-vokalnogo-i (дата обращения: 05.02.2014).
86. Как успешно общаться с младшими школьниками. [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.kakprosto.ru/kak-817278-kak-organizovat-uspeshnoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-s-mladshimi-shkolnikami
87. Наглядность по музыке. [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.twirpx.com/file/891893/ (дата обращения: 05.02.2014).
88. Особенности общения младшего школьника. [Электронный ресурс]. URL: http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/osobennosti-obscheniya-mladshego-42037.html
89. Эстетическое воспитание школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://babymir.su/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html (дата обращения: 07.02.2014).
90. Эстетическое воспитание младших школьников. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/esteticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 07.02.2014).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!