Управление дополнительным образованием в системе работы школы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления дополнительным образованием 11
1.1 Проблема управления преподавательской и воспитательной деятельностью дополнительного образования в современной педагогической литературе 11
1.2 Характеристика системы управления дополнительным образованием в общеобразовательной школе 27
1.3 Пути оптимизации системы управления дополнительным образованием в общеобразовательной школе 31
Глава 2 Экспериментальная работа по управлению преподавательской и воспитательной деятельности дополнительного образования в системе работы общеобразовательной школы 38
2.1 Изучение уровня эффективности управления дополнительным образованием в общеобразовательной школе 38
2.2 Реализация содержания работы по управлению преподавательской и воспитательной деятельности дополнительного образования в общеобразовательной школе 44
2.3 Динамика уровня эффективности управления преподавательской и воспитательной деятельности дополнительного образования в общеобразовательной школе 62
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложение 1 82
Приложение 2 83
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать.
Тема данного исследования очень важна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Существует модель личности, которую призвана воспитать современная школа.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом и отсутствие связи со школьным дополнительным образованием порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Введение интеграции предметов и занятий дополнительного образования в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Применительно к системе обучения “интеграция” как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.
Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным предметам.
Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам и программ дополнительного образования, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.
Формы занятий могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения “деятельных сил” (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. [23]
Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя и педагоги, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.
Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога может стать ситуация, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.
Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика «межпредметные» связей.
Действительно интеграция учебных дисциплин возможна лишь на “добровольной и взаимовыгодной основе”. Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.
Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Здесь на помощь приходит внеурочная деятельность: клубная педагогика, предметные недели, праздники, КТД, марафон, кружки.
Систематичность в организации этих форм занятий со школьниками позволяет добиваться более прочной, широкой и стабильной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий.
Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам.
Творческое освоение учителями всех возможностей взаимодействия этих занятий ведет к построению вариативной, динамичной и гибкой системы учебно-воспитательной работы, направленной на развитие личности каждого.
Отдельные аспекты указанной проблемы нашли отражение в современных исследованиях.
Педагогическая интеграция рассматривается как эффективный инновационный прием, применяемый при построении новых моделей образования (М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Л. А. Куришкина, С. В. Рябова и др.), как дидактический принцип (первый принцип дидактики) построения образовательного процесса (А.Я. Данилюк).
Разработаны методологические основы интегративного подхода к содержанию образования (А.Я.Данилюк, JI.H. Будаева, М.К. Енисеев, Л.А. Куришкина, О.Б. Локтева, Т.В. Мухлаева, Л.В. Ровкин, С.В. Рябова и др.), исследованы необходимые условия применения интегративного подхода к формированию содержания образования (С.В. Рябова), отмечен ресурсосберегающий характер интегративных процессов, изменяющих информационную емкость содержания образования (А.Я. Данилюк, Л.А. Куришкина, С.В. Рябова и др.).
Изучена культуроформирующая функция образования (К.М. Ушаков, С.Н. Митин, А.В. Грошева).
Основательно рассмотрен социально-педагогический потенциал дополнительного образования, обозначена его роль в системе общего образования (А.Г. Асмолов, Д.Н. Грибов, 4. Н.Б. Дворцова, Е.Б. Евкладова, Л.А. Николаева и др.).
Дополнительное образование рассматривается по своей сущности как творческое сотрудничество детей и взрослых (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Е.В. Леонова), как пространство эффективного развития творческого мышления детей (Е.В. Леонова).
Исследованы и обобщены формы организации дополнительного образования в школах (Д.Н. Грибов, Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева, А.В. Скачкова и др.), определены три уровня его организации (Д.Н. Грибов). Несмотря на интенсивность исследований, проблема интеграции основного и дополнительного образования остается актуальной.
Во многом это обусловлено наличием ряда оставшихся неразрешенными противоречий:
– между необходимостью интегрированного подхода к развитию интеллектуального, творческого, духовного потенциала человека и исчерпавшими свои ресурсы возможностями традиционной системы образования;
– между необходимостью интеграции ресурсов основного и дополнительного образования и отсутствием целостного комплекса методологических оснований, подходов и принципов проектирования образовательного процесса на интегративной основе.
Проблема исследования заключается в разработке системы управления интеграцией основного и дополнительного образования в школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – система внутришкольного управления.
Предмет исследования – процесс интеграции основного и дополнительного образования на культурологической основе в системе внутришкольного управления.
Гипотеза исследования. При интеграции системы дополнительного образования в систему основного общего образования, с применением культурологического подхода, можно ожидать повышения адаптивности к образовательной среде каждого участника процесса, а так же повышения общекультурного, духовного, образовательного и творческого уровня учащихся.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы его задачи.
1. Изучить проблему управления преподавательской и воспитательной деятельностью дополнительного образования в современной педагогической литературе;
2. Выявить пути оптимизации системы управления дополнительным образованием в общеобразовательной школе;
3. Разработать и апробировать концептуальные положения и технологию управления интеграции основного и дополнительного образования на культурологической основе.
4. Оценить эффективность разработанной системы.
Методологической основой исследования с общефилософских позиций являются идеи гуманизации и гуманитаризации, а среди методологических подходов основополагающими стали интегративный, системный, синергетический и культурологический.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический ретроспективный анализ педагогической, философской, психологической и методологической литературы и диссертаций; метод моделирования образовательных систем; аналитические методы изучения практических опытных результатов; статистические методы; методы математической обработки и графического изображения результатов.
Для построения концептуальной модели управления интеграцией основного и дополнительного образования в школе изучались работы:
– по актуальным проблемам образования на пороге у третьего тысячелетия (В.П. Беспалко, Ю.Л. Егоров С.П. Капица, К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, В.В. Сергиевский, П.И. Третьяков, В.Е. Шукшунов и др.);
– по теории и практике современных интеграционных процессов в образовании (А.Я. Данилюк, JI.H. Будаева, Ю.Л. Егоров, М.К. Енисеев, Л. А. Куришкина, А.П. Лиферов, О.Б. Локтева, М.А. Морозова, Т.В. Мухлаева, А.И. Пайгу-сов, Д.В. Ровкин, С.В. Рябова и др.);
– по системному подходу (В.П. Беспалко, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.); по управлению педагогическими системами (Т.М. Давы-денко, Т.В. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
– по проблемам воспитания как гуманистического процесса развития личности (Ш.А. Амонашвили, В.А. Бондарев-ская, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.);
– по психологии творчества, творческих способностей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.); по современным взглядам на проблемы творческого развития личности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Д. Шад-риков, B.C. Юркевич и др.);
– по современной практике развития творческого потенциала культурологическими средствами (В.А. Варданян, Л.М. Евдокимова, А.В. Елисеева, М.Е. Кудрявцева, B.C. Кузин, А.С. Манджликян, А.Н. Малюков, А.С. Мурманцева, М.Г. Назарова, и.М. Реморенко, И. И. Трубина, А. В. Хоро-шенкова и др.);
– по проблемам совершенствования дополнительного образования (А.Г. Адрейченко, Н.А. Антонова, В.А. Березина, Д.Н. Грибов, В.К. Вещикова, Н.Б. Дворцова, А.В. Золотарева, Е.В. Леонова, Н.И. Фуникова и др.).
Экспериментальную базу составила: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Комсомольска-на-Амуре.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– обоснована необходимость интеграции основного и дополнительного образования на культурологической основе в целях повышения эффективности образовательного процесса;
– разработана концепция интеграции основного и дополнительного образования на основе использования культуро-формирующих ресурсов окружающего социума города;
– разработана функциональная модель и технология управления спроектированной системой.
Теоретическое значение исследования:
1. Разработаны новые теоретические основания системы интеграции основного и дополнительного образования, с позиции культурологического подхода, которые создают предпосылки для их использования в различных видах образовательных учреждений;
2. Разработаны теоретические положения внутреннего управления по всему составу функций с определением конкретного содержания деятельности руководителей школы, реализующих интегративный образовательный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что создана и апробирована система основного и дополнительного образования, интегрированная на культурологической основе, которая может быть использована в различных видах образовательных учреждений. Наработанный практический опыт может быть использован в управлении развитием аналогичных образовательных систем.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена четкостью методологических позиций, научно построенной теоретической базой исследования, а также подтверждена опытно-экспериментальным путем.
Диссертация состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, библиографии и приложения.
Нормативно – правовые акты:
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации. [принята народом России 12 дек. 1993 года] – М.: Омега-Л, 64с.- (Законы Российской Федерации). – ISBN 978-5-7260-1096-0.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 года № 273-ФЗ с изменениями и доп. на 1 января 2017 г.] – М.: Омега-Л, 141 с.- (Законы Российской Федерации). – ISBN 978-5-370-03587-6.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 17.09.2013 №51-ФЗ // Российская газета. – 2013.
4. Российская Федерация. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Российская Федерация. Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
6. Российская Федерация. Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог дополнительного образования детей и взрослых».
7. Российская Федерация. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
8. Российская Федерация. Локальные нормативные акты. Устав МОУ СОШ №5 города Комсомольска-на-Амуре: локальный нормативный акт: [принят главой муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» А.В.Климовым с изменениями и доп. на 24 июня 2015 г.] – Комсомольск-на-Амуре: МОУ СОШ№5, 17 с. – (Локальные нормативные акты).
9. Российская Федерация. Локальные нормативные акты. Программа «Воспитания и социализации обучающихся» на 2015 – 2020 учебные года: локальный нормативный акт: [принят директором МОУ СОШ№5 И.А. Ткаченко на 20 авг. 2015 г.] – Комсомольск-на-Амуре: МОУ СОШ№5, – 130 с. – (Локальные нормативные акты).
Монографические издания:
10. Аминов И.И. Юридическая психология делового общения/ Аминов Илья Исаакович – М.: Омега-Л, 2006.- 304с. – ISBN: 978-5-370-00970-9.
11. Андреев В.И. Педагогическая этика. Инновационный курс для нравственного саморазвития/ Андреев В.И. – Казань: Центр Инновационных технологий, 2012.- 272с. – ISBN 5-93962-016-7.
12. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. под общей редакцией Сластенина В.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с. – ISBN 5-7695-1750-6.
13. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования: научно – методические рекомендации/ Барашкова В.И., Попова П.П. – Великий Новгород: РЦРО, 2003. – 60с. – ISBN 978-5-370-03679-8.
14. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 437 с. – ISBN 978-5-215-02907-7.
15. Братановский С.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности / С.Н. Братановский, Ю.Н. Царев. – М.:, 2007. – ISBN 978-5-93179-447-1.
16. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / Бухвалов В.А. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с. – ISBN 5-901030-40-0.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Выготский Л. С. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 671с. – ISBN 5-17-027239-1
18. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. //Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2004. — 512 с. – ISBN 5-271-09891-5
19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 1983. – т.4 – 358 с. – ISBN 5-87604-130-0
20. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Газман О.С. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 296 с. – ISBN 5-7084-0230-X.
21. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я. / Григорьева Д.В. – М.: «Просвещение», 2006. – 207 с. – ISBN 5-09-013550-9.
22. Гончаров, В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Гончаров. – М.: Дело, 2005. – 216 с. – ISBN 5-8369-0102-3.
23. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов обучения, основанных на содержательном обобщении. / Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 2015. – 114 с. – ISBN 9781370625321
24. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование/ Дахин А.Н. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 290с. – ISBN 978-5-91447-011-8.
25. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5 – 11 классы. / Дереклеева Н.И. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. – ISBN 5-94665-327-х.
26. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. / Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с. – ISBN 9781310149979.
27. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. / Евладова Е.Б., Петракова Т.И. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 320с. – ISBN 978-5-9916-8699-0.
28. Канаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Канаржевский.- М.,2000. – 42 с. – ISBN 5-238-01093-1.
29. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. / Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. – Воронеж: «Учитель», 2006. – 272 с. – ISBN 5-9822-5043-0.
30. Лазарев, В. С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] : практическое пособие для руководителей : учебник / В. С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 48 с. – ISBN 5-86344-079-1.
31. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе/ Макарова Т.Н. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г. – 160 с. – ISBN 978-5-91569-0041.
32. Максимцев, М. М. Менеджмент [Текст]: учебное пособие. М. М. Максимцев; под общей редакции М. М. Максимцев – Издание 2-е перераб. и дополнено – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 167 с. – ISBN 5-88774-042-6.
33. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст]: учебник / М. М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с. – ISBN 978-5-907135-30-7.
34. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебное пособие / Г. В. Савицкая. – М.: Перспектива, 2010. – 344 с. – ISBN 978-5-906996-42-8.
35. Тихонов, А.В. Социология управления [Текст] / А. В. Тихонов. – М., 2007. – 35 с. – ISBN 978-5-16-002328-1.
36. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии. [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 119 с. – ISBN 978-5-469-00504-9.
37. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения [Текст]: учебное пособие для вузов / Р. А. Фатхутдинов – М.: Перспектива, 2011. – 256 с. – ISBN 978-5-9233-0981-2.
38. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с. – ISBN 5-9647-0090-Х.
39. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – М.: Медиа, 2010. – 423с. – ISBN 978-5-87055-305-1.
40. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 2000.–№4. С. 4-7. – ISBN 978-5-7695-4068-4.
Периодические издания:
41. Бабаев М.М. О культурологическом подходе к пониманию правовой культуры личности/ Бабаев М.М./ Криминологический журнал / Брянск, 2003 – №1 – С.26-29 – ISBN 978-5-85219-214-1.
42. Бердашкевич, А. П. Государственная политика в области образования и науки и конкурентоспособность России. [Текст] / А. П. Бердашкевич // ЭКО. – 2010. – №11. – 22С. – ISBN 5-86951-009-0
43. Бушкова Н.К. Внеклассная работа по экономическому и правовому образованию учащихся: Метод, пособие/ Н. К. Бушкова, С. А. Елдашова – Рязань: Рязанского областного института развития образования, 2004. – 95с. – ISBN 5-7943-0206-2.
44. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебное пособие для юридических ВУЗов/ Васильев В.Л. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 608с. – ISBN: 5-88782-231-7.
45. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах /Воронов В.В. – 3-е изд. – М.: «Педагогическое общество России», 2002. – 192 с. – ISBN 5-93134-031-9.
46. Вифлеемский, А. Проблемы экономики образования России [Текст] /А. Вифлеемский // Народное образование. – 2013. – №4. – ISBN 978-5-906156-05-1.
47. Горский В.А. Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся//Дополнительное образование. -2005. – №4. – С.3-13
48. Завальский, П. Н. Современные модели управления [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом / П. Н. Завальский, А. Ю. Силантьев. – № 4. – 2012. – с. 114. – ISBN: 978-5-00-007764-4.
49. Науменкова К.В. Становление правосознания России//Вопросы современного права: материалы международной заочной научно-практической конференции (5 марта 2012 г.)/ Науменкова К.В. – Новосибирск: СибАК, 2012. – 136с.
Электронные ресурсы:
50. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения [электронный ресурс]: Российская государственная библиотека – Беликова С.Б. – Ставрополь, 2006. – 207с – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pravovoe-vospitanie-starsheklassnikov-kak-uslovie-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya
51. Богатикова О.Н. Формирование правовой культуры младших подростков в общеобразовательной школе [электронный ресурс]: Российская государственная библиотека – Богатикова О.Н. – Пенза, 2003. – 19с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002650502
52. Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа [электронный ресурс]: Российская государственная библиотека – Галиахметова Р.Н. – Казань, 2001. – 204с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002640609
53. Головин Н.С. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования [электронный ресурс]: Российская государственная библиотека – Головин Н.С. – М., 2001. – 210с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000299608
54. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [электронный ресурс]: Научная цифровая библиотека – А. Н. Дахин – М., 2007. – 67с. – Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193137429&archive=1195596785&start;_from=&ucat;=&
55. Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/7797
56. Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/8960
57. Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/события/8797
58. Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/события/7447
59. Чиркунова А. Е. Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / Чиркунова А. Е. [электронный ресурс] / Молодой ученый. – Электрон. журн. – — 2014. — №21. — С. 706-709.— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/14351
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!