Управление качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………………………………………………………..15 1.2. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.3. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СЦЕНАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА III. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
3.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ НА ПРИМЕРЕ МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ
3.2. ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МОНИТОРИНГУ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
3.3. РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Предложен концептуальный подход к управлению качеством жизни
населения, основанный на использовании бюджета социального времени и, в
отличие от существующих подходов, отражающий особенности и динамику
реализации условий, потребностей и возможностей населения по повышению
качества жизни. Данный подход позволяет проводить оценку развития
социальной и экономической сферы жизни общества, предотвращать
социальные риски и кризисы с целью повышения качества жизни населения.
Под управлением качеством жизни населения понимается комплексная
деятельность органов публичной власти и других заинтересованных сторон по
целенаправленному воздействию на условия жизнедеятельности, выражающиеся в
совокупности социальных, демографических, экономических, экологических и
иных возможностей удовлетворения потребностей населения, в целях обеспечения
и поддержки необходимого их уровня, соответствующего требованиям развития
каждой личности и общества в целом.
Как показал анализ, можно выделить несколько теоретико-методологических
подходов к управлению качеством жизни:
• монетаристский подход, где приоритет отдаётся финансово-
экономическим факторам (денежные показатели);
• подход социальной справедливости, где упор сделан на социальные
факторы и внутреннюю удовлетворённость жизнью (субъективные показатели —
ощущение удовлетворённости жизнью, счастье и др.);
• физико-экономический подход, который опирается на взаимосвязь
природных, экономических и социальных процессов, согласование потребностей
социально-экономической системы с возможностями природной среды (физико-
экономические показатели — мощность, время). Название подхода основано на
отражении связи системы «природа ⎯ общество ⎯ человек» через физически
измеримые величины.
В практике существуют различные комбинации данных подходов, поэтому
дополнительно можно выделить комбинированный подход.
На основе проведённого анализа 14 международных и национальных
подходов к управлению качеством жизни введена новая категория «качество
развития жизни». В основу формирования категории положена эко-социо-
экономическая концепция устойчивого развития. Логика проектирования
категории построена на рассмотрении возможных уровней реализации целей
(субъектов и объектов управления): человек, общество, производство (экономика),
природа. Для каждого уровня выделены преобладающие условия реализации, для
которых в свою очередь отобрано по одному критерию и универсальному
показателю (рис. 1).
Возможности развития характеризуются следующими условиями:
демографические условия для человека выражаются через критерий долголетия и
здоровья, показатель — средняя нормированная продолжительность жизни (Tсрн ).
Социальные условия жизнедеятельности в обществе могут быть выражены через
критерий использования социального времени, показатель — коэффициент
использования бюджета социального времени (æ). Производственные отношения и
экономические (материальные) условия определяются посредством критерия
жизненного уровня, показатель — уровень жизни (U). Влияние человека, общества
и производства на экологию выражается через уровень антропогенного воздействия
на окружающую среду, показатель — качество окружающей среды (q).
Рисунок 1 — Методология формирования показателя «качество развития
жизни»
Средняя нормированная продолжительность жизни (Tсрн ) рассчитывается
как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, нормированная на 100
лет. Уровень жизни населения (U) показывает, сколько приходится совокупного
реализованного производства товаров и услуг, нашедшего потребителя, на одного
жителя России. Качество окружающей среды (q) показывает уровень
антропогенного воздействия на природную среду, получаемый через мощность
потерь (как отношение мощности потерь предыдущего периода к
рассматриваемому).
Качество развития жизни является характеристикой, выражающей
особенности использования имеющихся потребностей и возможностей населения
регионального объекта во времени. Введение показателя качества развития жизни
населения выступает инструментом совершенствования концепции управления
качеством жизни. Впервые при расчёте показателя использован критерий
социального времени, что позволяет отслеживать историческую динамику
изменения качества удовлетворения потребностей и возможностей населения через
структуру бюджета социального времени.
В каждом товаре, услуге, объекте присутствуют затраты как энергии, так и
времени. Если временные условия могут быть выражены через бюджет
социального времени, то пространственные условия могут быть представлены
единицами мощности. Социальное время — мера длительности социальных
объектов (явлений, процессов), связанных с распределением времени в обществе.
Бюджет социального времени — характеристика распределения затрат социального
времени по видам потребностей и деятельности. Для социально-экономической
системы бюджет социального времени является мерой потенциальных временных
возможностей, которая может быть представлена произведением объёма
астрономического времени на численность населения (единица измерения —
миллион человеко-год, млн чел.г.).
Коэффициент использования бюджета социального времени (æ) при расчёте
качества развития жизни характеризует особенности использования достигнутых
благ. Приобретённые материальные и духовные блага, выраженные через
показатели уровня жизни (экономические достижения), продолжительности жизни
(демографические достижения в долголетии и здоровье), качества окружающей
среды (благоприятная экологическая среда), могут быть использованы социально-
экономической системой по-разному. Одна часть направляется на сохранение или
воспроизводство системы, другая часть — на изменение условий, потребностей
жизни. Изменения, сфокусированные на развитии, т.е. улучшении условий и
потребностей жизни, приводят к закономерному росту возможностей социально-
экономической системы и отдельного гражданина. Однако изменения могут быть
направлены на деградацию параметров системы, что отражается в росте
социального времени на разрушение условий и потребностей населения: рост
преступности, вредные привычки, антиобщественные проявления и др.
Использование показателя «качество развития жизни» позволяет проводить оценку
динамики развития социальной и экономической сферы жизни общества,
прогнозировать и предотвращать социальные риски и кризисы.
2. Разработан методический инструментарий оценки качества жизни
населения, основанный на эко-социо-экономической концепции устойчивого
развития и построенный на объединении разных уровней целей управления
качеством жизни: человек, общество, производство (экономика), природа.
Отличительной особенностью разработанного инструментария является
включение в систему показателей оценки качества жизни населения
показателей качества развития жизни и бюджета социального времени,
позволяющих проводить оценку качества жизни населения таких
региональных объектов, как страна, федеральный округ, макрорегион,
субъект России, муниципалитет.
Для оценки качества жизни населения регионального объекта разработан
методический инструментарий, включающий систему правил и процедур из 8
этапов. На первом этапе происходит сбор первичных статистических данных.
Источником данных служит официальная статистическая информация Росстата. На
втором-четвертом этапах производится расчёт необходимых мощностных
показателей совокупного производства товаров и услуг для последующего
использования в оценке качества жизни. Для пересчета разнородных единиц
измерения в единицы мощности (Вт/чел), характеризующие суммарные
энергетические возможности регионального объекта, используются общепринятые
на международном уровне эквиваленты, введенные международными
рекомендациями по энергетической статистике ООН.
На пятом этапе для оценки реализованных экономических возможностей
регионального объекта вводится коэффициент качества управления реализацией
произведенных товаров и услуг. В силу ограниченного статистического учёта
реализованных товаров и услуг в качестве базового показателя в экономике труда
предлагается использовать разработанный коэффициент вовлечённости в трудовой
потенциал εlp (t). Данный коэффициент показывает бюджет социального времени
населения, вовлечённый в экономику региона для производства и реализации
товаров и услуг (рис. 2).
Социально-экономическая система на примере государства обладает общим
бюджетом социального времени ST(t), в который входит совокупный фонд
времени всего населения от детей до пенсионеров. Некоторую долю от совокупных
временных возможностей ST(t) общество может использовать в трудовых целях,
что будет составлять общий трудовой потенциал, выраженный бюджетом
социального времени ST1 (t). Часть ST1 (t) всегда остается незадействованной
(неработающие пенсионеры; инвалиды; обучающиеся; лица, не входящие в состав
рабочей силы; другие категории граждан) — ST5 (t), а другая часть может быть
вовлечена в экономику, составляя реальный трудовой потенциал (рабочая сила и
лица, желающие найти работу), выраженный бюджетом социального времени
ST2 (t).
Рисунок 2 — Структура использования трудового потенциала общества,
выраженная через бюджет социального времени
При этом в производстве товаров и услуг часть реального трудового
потенциала, выраженного бюджетом социального времени ST2 (t), экономически
реализуется посредством обеспечения занятости населения — ST3 (t), а другая часть
реального трудового потенциала остается нереализованной в силу безработицы,
болезней, прогулов работников и других причин — ST4 (t).
Методика расчёта трудового потенциала адаптирована к нормативной базе
России и международным стандартам, рекомендованным 19-ой Международной
конференцией статистиков труда. Расчёт коэффициента вовлечённости в трудовой
потенциал осуществляется по следующей формуле:
ST (t)
εlp (t) = 3(t)(1)
ST1
На шестом-восьмом этапах происходит расчёт качества жизни,
коэффициента использования бюджета социального времени, качества развития
жизни.
Анализ выборочных наблюдений использования суточного фонда времени
населением 2014 и 2019 гг. (проводится 1 раз в 5 лет) позволил разработать
структуру бюджета социального времени (рис. 3).
Суточный фонд времени, состоящий из необходимого и свободного
социального времени, позволяет проанализировать использование социального
временинаселением,наудовлетворениекакихпотребностей
(личных/общественных, развития/деградации и т.д.) расходуется время, получить
соотношение временных затрат на различные виды деятельности, моделировать
поведение граждан.
Рисунок 3 — Структура бюджета социального времени
Данная информация является актуальным источником для принятия
управленческих решений, а также позволяет провести оценку эффективности
управления на основе критериев социального времени. Для этого введен
коэффициент использования бюджета социального времени:
t
æ(t) = FT(2)
tNT
Данный коэффициент показывает место границы между необходимым и
свободным социальным временем и отражает реализацию закона экономии
времени. Мера использования времени æ(t)представляет собой одну из
характеристик качества социальной среды. Рост æ(t) является необходимым
условием устойчивого социально-экономического развития, падение æ(t) может
характеризовать историческую ситуацию как экономического роста, так и при
длительном сохранении условия тенденцию экономического спада и деградации
социально-экономической системы.
Разработка методического инструментария позволяет получить систему
показателей управления качеством жизни населения (табл. 1).
Таблица 1 — Система показателей управления качеством жизни населения
НаименованиеРазмерЕдиница
Формулы расчёта
показателяностьизмерения
P(t)
Pr(t) =
M21 (t)
P(t) — совокупное производство товаров
Производительностьиуслуг,нашедшеепотребителя
Pr(t)кВт/чел(реализованныеэкономические
труда
возможности), кВт/чел;
M21 (t) — численность занятого в
экономике населения в возрасте 15-72 лет,
млн чел
P(t)
U(t) =
Уровень жизниU(t)кВт/челМ(t)
М(t) — общая численность населения,
млн чел
G(t − τ0 )
q(t) =
G(t)
Качество
G(t) — мощность потерь за определённый
окружающейБезраз
периодвремени,кВт/чел
природной среды илиq(t)мерные
(нереализованные возможности)
антропогенноеединицы
воздействиеt — текущий период;
t-τ0 — предыдущий период;
τ0 — временной шаг.
QOL(t) = Tсрн (t) · U(t) · q(t)
Tср (t)
Tсрн (t) = 100 лет—средняя
Вт/челнормированнаяпродолжительность
Качество жизниQOL(t)
(кВт/чел)жизни, безразмерная величина;
Tср (t) — средняя продолжительность
жизни, лет;
Бюджет социальногоST(t) = Ty (t) ∙ M(t)
ST(t)Млн чел.г.Ty (t) — календарный год
времени
КоэффициентБезразt
æ(t) = t FT
использованиямерныеNT
æ(t)t NT — необходимое социальное время, ч;
бюджета социальногоединицы
времениt FT — свободное социальное время, ч.
Предлагается производить расчёт качества развития жизни (QOLD) по
следующей формуле:
QOLD(t) = Tсрн (t) · U(t) · q(t) · æ(t)(3)
Любые возможности, обусловленные достигнутым уровнем жизни и
предоставляемымисоциально-экономическимиблагами, могут
реализовываться или не реализовываться населением. Качество развития жизни
как показатель позволяет оценивать особенности использования имеющихся
возможностей и потребностей во времени.
Предлагаемый методический инструментарий может использоваться для
оценки возможностей таких региональных объектов, как страна, федеральный
округ, макрорегион, субъект России, муниципалитет (табл. 2).
Таблица 2 – Пример расчёта показателей качества жизни населения
региональных объектов в 2020 г., Вт/чел
Качество развития жизни,
Региональный объектКачество жизни, QOL(t)
QOLD(t)
Россия985,5200,4
Центральный макрорегион281,456,1
Москва190,843,4
Московская область53,210,1
3. Сформированы модели сценарного управления качеством жизни
населения, отличительной особенностью которых является учёт
показателей,системноивсестороннеотражающихосновные
характеристики качества жизни: бюджет социального времени —
демографические условия; качество жизни — общие социальные условия
(здоровье, уровень жизни, экология); производительность труда —
экономическиеусловия;коэффициентиспользованиябюджета
социального времени — условия качества социальной среды (духовно-
культурный потенциал). Разработанные модели позволяют осуществлять
мониторинг и контроль на всех уровнях регионального управления
качеством жизни.
Учитывая темпы изменения бюджета социального времени ∆ST(t),
качества жизни ∆QOL(t), производительности труда ∆Pr(t) и коэффициент
использования бюджета социального времени æ(t) можно получить 16 моделей-
сценариев управления качеством жизни населения (рис. 4).
Рисунок 4 – Классификатор моделей сценарного управления социально-
экономической системой и качеством жизни населения
Каждый показатель (рис. 4) отражает одну из основных характеристик
управления развитием социально-экономической системой: бюджет
социального времени — демографические условия, качество жизни — общие
социальные условия (включает здоровье, уровень жизни, экологию),
производительность труда — экономические условия, коэффициент
использования бюджета социального времени — условия качества социальной
среды (духовно-культурный потенциал).
Для каждой модели-сценария представлены условия реализации,
описание и последствия реализации. Это позволяет выделить 4 группы
сценариев управления по экономическим (∆Pr(t)) и социальным (∆ST(t), ∆QL(t),
æ(t)) признакам (табл. 3).
Таблица 3 — Модели сценарного управления социально-экономической
системой и качеством жизни населения
Вид№
Наименование сценария∆ST(t)∆Pr(t)∆QOL(t)æ(t)
сценариясценария
Устойчивое инновационное
1++++
развитие
I. Эффек-2Инновационное развитие+++-
тивный
3Развитие++-+
9Инновационный рост-+++
4Интенсивный рост++–
5Экономический спад+-++
II. Благо-
приятный10Продуктивный рост-++-
Экономический рост за счёт
11-+-+
новаций
Уменьшение экономической
6+-+-
мощности
Переходный этап к
7+–+
III. Небла-деградации
гоприят-8Деградация+—
ныйЭкономический рост за счёт
12эксплуатации общественных-+–
сил
13Стагнация–++
14Распад целостности–+-
IV. Неэф-Распад целостности с ростом
15—+
фектив-безработицы
ныйКритический уровень
16—-
деградации
Первая группа сценариев (№ 1,2,3,9) отражает эффективную модель
управления, направленную на ускоренное развитие системы с упором на
интенсивное использование ресурсов, когда имеются положительные темпы
изменения производительности труда и не менее двух других показателей.
Вторая группа сценариев (№ 4,5,10,11) отражает благоприятную,
результативную модель управления, направленную на рост возможностей
системы с преобладанием как интенсивных, так и экстенсивных источников,
когда имеются положительные темпы изменения производительности труда и
не менее одного показателя. Третья группа сценариев (№ 6,7,8,12,13) является
неблагоприятной моделью управления с упором на экстенсивное использование
ресурсов,когдаприсутствуютотрицательныетемпыизменения
производительности труда и не менее одного показателя. Четвёртая группа
сценариев (№ 14,15,16) является неэффективной моделью управления с
наличием отрицательных темпов изменения производительности труда и не
менее двух других показателей. Таким образом, первая и вторая группа
показателей относятся к положительным сценариям, а третья и четвёртая — к
отрицательным сценариям управления.
Используя десятилетний период (2012–2020 гг.), обеспеченный
статистическими данными, проведено моделирование качества жизни
населения с использованием бюджета социального времени на примере
макрорегионов (МР) России (табл. 4).
Таблица 4 — Сценарии управления качеством жизни населения макрорегионов
в период с 2012 по 2020 гг.
№№ группы
МакрорегионНаименование сценария
сценариясценариев
Северо-Западный МР2Инновационное развитиеI
Южный МР2Инновационное развитиеI
Ангаро-Енисейский МР2Инновационное развитиеI
Центрально-Чернозёмный
10Продуктивный ростII
МР
Дальневосточный МР10Продуктивный ростII
Центральный МР8ДеградацияIII
Северо-Кавказский МР8ДеградацияIII
Уменьшение экономической
Уральско-Сибирский МР6III
мощности
Волго-Камский МР14Распад целостностиIV
Критический уровень
Северный МР16IV
деградации
Критический уровень
Волго-Уральский МР16IV
деградации
Критический уровень
Южно-Сибирский МР16IV
деградации
Только в 5 макрорегионах России в рассматриваемый период
реализованы положительные сценарии управления: в Северо-Западном МР,
Южном МР, Ангаро-Енисейском МР осуществлялись эффективные сценарии
управления инновационным развитием; в Центрально-Чернозёмном МР и
Дальневосточном МР осуществлены благоприятные сценарии управления
продуктивным ростом. В остальных 7 макрорегионах присутствуют
отрицательные сценарии управления, связанные в той или иной мере с
отрицательными темпами прироста показателей. Наиболее пагубное положение
дел обстоит в Северном МР, Волго-Уральском МР, Южно-Сибирском МР, где
реализуется сценарий критического уровня деградации системы, при котором
по всем ключевым показателям зафиксирована отрицательная динамика.
Исследование выявило существенные пространственные диспропорции
по качеству развития жизни населения макрорегионов. Совокупный потенциал
качества развития жизни 3 макрорегионов (Центральный МР, Уральско-
Сибирский МР, Северо-Западный МР) составляет более половины российского
уровня. При этом, только 3 региона (Москва, Московская обл., Санкт-
Петербург) имеют почти треть (31,9%) от потенциала качества развития жизни
населения России. Тогда как на территории тройки лидеров-регионов
сконцентрировано 17,6% населения России (25,75 млн чел). Потенциал
качества развития жизни трех регионов превышает совокупный уровень
качества развития жизни 6 макрорегионов России (Северный МР, Южный МР,
Северо-Кавказский МР, Волго-Камский МР, Волго-Уральский МР, Южно-
Сибирский МР), в которые входят 38 регионов и проживает до половины
численности населения России (68,64 млн чел или 46,77% населения). Если
сравнить тройку лидеров-регионов с отстающими по качеству развития жизни
регионами, то расхождение ещё более усилится. Потенциал качества развития
жизни Москвы, Московской обл. и Санкт-Петербурга превышает совокупный
потенциал качества развития жизни 65 регионов. Таким образом,
макрорегиональный и региональный уровни качества развития жизни имеют
значительные пространственные различия, обусловленные историческими,
социально-экономическими возможностями данных территорий. Анклавы
высокого качества развития жизни окружены регионами с низкими значениями
качества развития жизни.
4. Обоснован методический подход к управлению качеством жизни
населения, особенностью которого является использование бюджета
социального времени в системе стратегического планирования Российской
Федерации, что способствует совершенствованию организационно-
управленческих и информационно-аналитических инструментов на
уровне регионов и макрорегионов по снижению межрегиональной
дифференциации; обеспечению необходимого уровня и качества жизни
населения; повышению доверия к государственным институтам
управления качеством жизни населения.
Управление качеством жизни населения макрорегионов и регионов
сталкивается с противоречием, заложенным в системе стратегического
планирования. С одной стороны, в основных документах стратегического
планирования качество жизни формулируется в качестве одной из ключевых
целей государственной политики. С другой стороны, определение качества
жизни законодательно до сих пор не закреплено, как и отсутствуют конкретные
показатели мониторинга и оценки эффективности государственной политики в
сфере обеспечения высокого качества жизни населения.
Анализ более 30 документов стратегического планирования даёт
возможностьпредставитьархитектурустратегическогоуправления
национальными целями развития до 2030 года, включая качество жизни (рис.
5).
Рисунок 5 — Архитектура стратегического управления национальными
целями развития и качеством жизни населения
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
21.07.2020 № 474 выделено 5 национальных целей развития, которые
оцениваются через систему целевых и статистических показателей. Каждой из
национальных целей может быть сопоставлен показатель оценки качества
жизни, разработанный в исследовании (табл. 5).
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 04.01.2021 № 68
осуществляется оценка эффективности деятельности высших должностных лиц
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С целью
совершенствования измерения работы региональных органов исполнительной
власти предложены дополнительные показатели, разработанные в рамках
исследования. Дополнительная система оценки с использованием показателей
качества жизни может способствовать решению сразу нескольких задач:
совершенствованию управленческих действий на уровне регионов и
макрорегионов в направлении купирования негативных демографических
тенденций, снижения расслоения, улучшения окружающей среды и др.;
сокращению различий в уровне социально-экономического развития
регионов;
повышению эффективности социально-экономической политики по
снижению межрегиональной дифференциации и реализации национальных целей
развития;
обеспечению необходимого уровня мониторинга национальной и
общественной безопасности;
повышению доверия населения к органам федеральной и региональной
власти.
Таблица 5 — Соответствие разработанных показателей качества жизни
национальным целям развития
Национальные цели
№Показатели качества жизни населения, характеризующие
развития России на
п.п.выполнение национальных целей развития
период до 2030 года
АСохранениеКачество жизни населения, QOL(t); средняя нормированная
населения, здоровье и продолжительность жизни, Tсрн (t); совокупный уровень
благополучие людейжизни, U(t); бюджет социального времени, ST(t); качество
развитияжизнинаселения,
QOLD(t) и др.
БВозможностидля Коэффициент использования социального времени, æ(t);
самореализациии бюджет социального времени, ST(t) и др.
развития талантов
ВКомфортнаяи Качество окружающей природной среды, q(t); бюджет
безопасная среда для социального времени, ST(t) и др.
жизни
ГДостойный,Коэффициент вовлечённости в трудовой потенциал, εlp (t);
эффективный труд и реализованный трудовой потенциал социального времени,
успешноеST3 (t); реализованные экономические возможности, P(t);
предпринимательство производительность труда, Pr(t) и др.
ДЦифроваяРеализованный трудовой потенциал социального времени,
трансформацияST3 (t); бюджет социального времени, ST(t) и др.
Проведённый анализ и систематизация документов стратегического
планирования применительно к задачам управления качеством жизни, как и
осуществленное моделирование качества жизни макрорегионов позволяют
предложить некоторые рекомендации:
1) Интегрировать стратегии макрорегионов и стратегии социально-
экономического развития федеральных округов в единые документы
стратегического планирования.
2) Закрепить в локальных документах федеральных органов исполнительной
власти (ФОИВ) функции по мониторингу качества жизни населения с набором
конкретных показателей, включающих в т.ч. оценку реализации бюджета
социального времени и качества развития жизни населения.
3) Включить определения категорий «качество жизни населения»,
«управление качеством жизни населения» в документы стратегического
планирования.
4) Создать всероссийский информационно-аналитический ресурс с
открытым доступом к базе данных по качеству жизни населения.
5) Предусмотреть в документах стратегического планирования механизмы
вовлечения коммерческого сектора в систему управления качеством жизни
населения.
Описанные выше рекомендации могут быть учтены в работе органов
федеральной и региональной власти, в научно-образовательной деятельности,
предпринимательскимсообществомприоценкеинвестиционной
привлекательности регионов, другими заинтересованными лицами.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет сделать выводы и рекомендации.
1. Проведён анализ современных представлений о качестве жизни населения
как объекте управления, выявивший ряд проблем существующего состояния
качества жизни и поставивший задачу развития управления качеством жизни
населения с использованием бюджета социального времени.
2. Проведёнкритическийанализсуществующихтеоретико-
методологических положений и обоснован авторский концептуальный подход к
управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального
времени. Это дает возможность учитывать прикладные задачи управления
социально-экономическим и пространственным развитием территорий.
3. Разработан методический инструментарий оценки качества жизни
населения с учётом показателей производительности труда, трудового потенциала
и бюджета социального времени. Методический инструментарий включает
усовершенствованную систему показателей, адаптированную к действующей
нормативной правовой базе и позволяющую осуществлять мониторинг и
управление качеством жизни населения регионов.
4. Разработаны модели сценарного управления качеством жизни населения с
использованием бюджета социального времени, позволяющие проводить
управление развитием социальной и экономической сферы жизни общества,
предотвращать социальные риски и кризисы.
5. Осуществлено моделирование качества жизни населения на примере
макрорегионов России, раскрывающее межрегиональную дифференциацию и
различия в качестве жизни населения, дисбалансы пространственного социально-
экономического развития.
6. Подготовлены научно-практические рекомендации по мониторингу и
управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального
времени в системе стратегического планирования, способствующие
совершенствованиюорганизационно-управленческихиинформационно-
аналитических механизмов на уровне регионов и макрорегионов по снижению
межрегиональной дифференциации; обеспечению необходимого уровня и качества
жизни населения; повышению доверия к государственным институтам управления
качеством жизни населения.
Управление качеством жизни населения становится определяющим
фактором социально-экономического и пространственного развития. В
диссертационном исследовании развит методический инструментарий управления
качеством жизни населения регионов на основе бюджета социального времени,
который является подспорьем для совершенствования государственной политики в
данной сфере.
На основании проведённой работы автором создана информационно-
аналитическая база из 27 показателей мониторинга качества жизни населения
макрорегионов России, размещённая в открытом доступе для всех
заинтересованных сторон (https://качествожизни.life).
V. НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Работы, опубликованные в изданиях, входящих в перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ:
1. Головин, А.А. Управление трудовым потенциалом и качеством жизни
населения с использованием социального времени / А.А. Головин // Управление
персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2022. — Т. 11. — № 1. —
С. 20–25.
2. Головин, А.А. Критический анализ методов измерения и мониторинга
качества жизни населения / А.А. Головин // Управление. — 2021. — Т. 9. — № 4. —
С. 30–42.
3. Головин, А.А. Методика расчёта трудового потенциала экономики
России с использованием бюджета социального времени / А.А. Головин, Е.Ф.
Шамаева // Вестник РАЕН. — 2021. — Т. 21. — № 4. — С. 61–66.
Объекты интеллектуальной собственности:
4. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022620375
Российская Федерация. Мониторинг качества жизни населения макрорегионов
России : № 2022620272 : заявл. 18.02.2022 : опубл. 28.02.2022 / А.А. Головин;
заявитель Автономная некоммерческая организация «Центр межрегиональных
программ и проектов».
5. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021620586
Российская Федерация. Электронный курс «Управление устойчивым развитием
социально-экономических систем на основе критериев социального времени» : №
2021620440 : заявл. 19.03.2021 : опубл. 26.03.2021 / А.А. Головин, Е.Ф. Шамаева ;
заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Государственный университет управления».
6. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2020622134
Российская Федерация. Электронный курс «Научно-методическое обеспечение
мониторинга качества жизни и бюджета социального времени» : № 2020621923 :
заявл. 20.10.2020 : опубл. 03.11.2020 / Е.Ф. Шамаева, А.А. Головин ; заявитель
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Университет «Дубна».
7. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2020620685
Российская Федерация. Электронный курс «Региональные и отраслевые проблемы
и механизмы управления развитием» : № 2020620552 : заявл. 04.04.2020 : опубл.
16.04.2020 / Е.Ф. Шамаева, Е.А. Горюнова, А.А. Головин ; заявитель
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Университет «Дубна».
Публикации в других научных изданиях:
8. Головин, А.А. Сценарии социально-экономического развития регионов
России с использованием параметров качества жизни / А.А. Головин // Social and
economic development and quality of life: history and modern times : materials of the XII
international scientific conference on March 15–16, 2022. — Prague : Vědecko
vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2022. — С. 4–6.
9. Головин, А.А. Исследование социального времени как фактора качества
жизни населения / А.А. Головин // Актуальные проблемы социально-
экономического развития общества: Сборник статей участников IV Национальной
научно-практической конференции, Феодосия, 17 февраля 2022 года. — Керчь:
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический
университет», 2022. — С. 40–45.
10. Головин, А.А. Сценарии эффективности управления с применением
критериев социального времени и качества жизни / А.А. Головин // Актуальные
проблемы управления — 2020: Материалы 25-й Международной научно-
практической конференции, Москва, 05 ноября 2020 года. — Москва:
Государственный университет управления, 2021. — С. 178–181.
11. Головин, А.А. Моделирование развития сложных систем с
использованием параметров мощности и бюджета социального времени / А.А.
Головин // Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие:
проектирование и управление». 2020. — Т. 16. — № 2 (47). — С. 21–34.
12. Головин, А.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию
социального времени при управлении устойчивым развитием социально-
экономических систем / А.А. Головин // Электронное научное издание «Устойчивое
инновационное развитие: проектирование и управление». 2020. — Т. 16. — № 1
(46). — С. 80–89.
13. Головин, А.А. Исследование социального времени как основного
ресурса общественного развития / А.А. Головин // Электронное научное издание
«Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». 2019. — Т.
3. — № 1 (44). — С. 48–57.
Актуальность темы исследования.
В ближайшие десятилетия Россия столкнется с вызовами, которые несут как существенные риски, так и новые возможности для социально-экономического развития. К подобным вызовам относятся негативные демографические тренды, ведущие к сокращению населения в трудоспособном возрасте, территориальные различия в уровне жизни, антропогенная нагрузка на природную среду и вопросы трансформации топливно-энергетического комплекса (низкоуглеродная экономика), необходимость обеспечения роста производительности труда, запрос на социальную справедливость и др. В данной ситуации управление качеством жизни населения становится важным средством достижения национальных целей развития, определенных в Указе Президента Российской Федерации No 474 от 21 июля 2020 года. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021 года особо отмечается, что все усилия органов государственной власти, науки, бизнеса должны быть подчинены центральной задаче повышения качества жизни граждан. В связи с этим качество жизни населения как интегральная категория не только охватывает различные условия жизни и отражает результаты влияния вызовов на отдельного гражданина, но и выступает мерой оценки эффективности социально-экономического развития и государственного управления.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 No 400), Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 No 13) и других документах стратегического планирования качество жизни характеризуется как национальный интерес и цель государственной политики в сфере роста благосостояния граждан и сбережения народа. Социальное и экономическое расслоение населения регионов в условиях постковидной экономики продолжает нарастать и становится проблемой, от разрешения которой зависит благополучие и безопасность населения государства. Региональное измерение сокращения дифференциации социально-экономического развития становится одним из главных приоритетов государственного управления на современном этапе. В настоящее время существующие подходы к управлению качеством жизни населения регионов претерпевают изменения, меняется методология рейтингования и результаты оценки. В этой связи разработка системы показателей, основанной на объективных измерителях, и совершенствование методического инструментария управления качества жизни является актуальной темой научного исследования.
Одной из проблем регионального социально-экономического развития России являются дисбалансы по уровню и качеству жизни: по данным Росстата в 2021 году 16,1 млн человек имело денежные доходы ниже границы бедности; продолжительность жизни населения Дальневосточного федерального округа в 2020 году составляла 69,15 лет, тогда как жителей Северо-Кавказского федерального округа – 74,58 года. Позиция России в международных рейтингах качества жизни оценивается по-разному, страна занимает 50-70-е места. В России наиболее известные рейтинги качества жизни регионов формируются организациями РИА-рейтинг (МИА «Россия сегодня»), Агентство социальной информации (АСИ), индекс качества жизни городов ВЭБ и др. Причем последние два рейтинга запущены в 2021 году как ответ на востребованность механизмов оценки состояния социально-экономической среды в регионах. Например, первые места в рейтинге качества жизни регионов 2020 г. (РИА-рейтинг) занимают Москва, Санкт-Петербург, Московская обл., значительно опережая остальные субъекты.
Назревшим вопросом является разработка методического обеспечения для создания стабильной системы мониторинга и управления качеством жизни населения, которая будет выявлять пространственные и экономические различия населения регионов и макрорегионов России, нивелировать возможные угрозы, предотвращать социальные риски. Для повышения эффективности мониторинга и управления следует базироваться на измерительном аппарате, не зависящим от политической и рыночной конъюнктуры, на объективном инструментарии. Система мониторинга должна позволять обеспечивать информирование лиц, принимающих решения, о реальной ситуации для принятия своевременных мер реагирования. В связи с этим возрастает роль независимых научно-экспертных исследований с новыми подходами к оценке качества жизни.
В условиях формирования нового мирохозяйственного уклада возрастает роль факторов цифрового анализа и контроля за поведением населения с анализом использования фонда времени. Одним из значимых механизмов управления качеством жизни является бюджет социального времени населения как инструмент государственной политики. Разработка структуры социального времени и инструментов анализа распределения фонда времени граждан позволяет лучше понять динамику реализации условий, потребностей и возможностей населения по повышению качества жизни. Бюджет социального времени выступает доступным каждому человеку средством изменения личной и социальной жизни, единицей измерения возможностей социально-экономического развития и влияния на структуру экономики. Актуальность изучения бюджета социального времени для экономики труда подтверждена тем, что с 2014 года Росстатом введено выборочное наблюдение использования фонда времени.
Степень научной разработанности и изученности темы в научной литературе. Особенность категории «качество жизни» ее междисциплинарный характер. Это определяет специфику исследования качества жизни учеными из разных отраслей науки: экономики, социологии, психологии, демографии и др.
Экономические аспекты качества жизни затронули в работах зарубежные ученые Д. Гэлбрейт, Р. Истерлин, Э. Тоффлер, Р. Камминс, А.С. Тодоров, Д. Фелс, Д. Перри, Р. Костанца, отечественные ученые В.Н. Бобков, И.В. Бестужев-Лада, Н.М. Римашевская, А.И. Субетто, В.А. Кривошей, Н.С. Маликов, Б.М. Генкин, Е.Н. Семенова, Е.И. Капустин, В.И. Денисов, П.В. Савченко, М.Н. Федорова и др.
Вклад в разработку методов и моделей оценки качества жизни внесли Р. Бауэр, Д. Моррис, У. Норхауз, Д. Тобин, М. Мирингофф, Махбуб уль-Хак, Л. Осберг, Э. Шарп, Р. Эстес, К. Кобб, Т. Холстедд, Д. Роу, П.С. Масловский- Мстиславский, С.А. Айвазян, А.И. Россошанский, О.А. Кислицына, Х.Н. Гизатуллин, З.З. Биктимирова и др.
Широкая область исследований, посвященная вопросам системного анализа, прогнозирования и влияния трансформации экономики на качество жизни населения представлена в работах Дж. Форрестера, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рэндерса, К. Шваба и др.
Проблема управления трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом как фактора повышения качества жизни развита в работах А.Я. Кибанова, В.В.Адамчука, Е.А. Митрофановой, И.А. Эсауловой, Г.В. Леонидовой, О.В.Забелиной, И.Д. Мацкуляка, Г.П. Гагаринской, Е.А. Россошанской, В.Б. Бычина и др.
Разработка теории устойчивого развития и формирование объективных физико-экономических показателей для управления качеством жизни отражены в трудах С.А. Подолинского, Дж. Стиглица, А. Сен, Ж.-П. Фитусси, П.Г. Кузнецова, Л. Ларуша, Б.Е. Большакова, О.Л. Кузнецова, Е.Ф. Шамаевой, Д.С. Конторова и др.
Проблемы управления качеством жизни и пространственные аспекты регионального развития рассмотрены в трудах С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова, О.М. Юня, В.Л. Макарова, В.В. Окрепилова, В.И. Тиняковой, Н.В. Зубаревич и др.
Вкладу в исследования бюджета социального времени и его влияния на уровень и качество жизни населения способствовали междисциплинарные работы С.Г. Струмилина, П.А. Сорокина, Р.К. Мертона, П.Г. Кузнецова, В.Д. Патрушева, В.А. Артемова, Э.Е. Писаренко, В.Я. Розенберга, В.Д. Роика и др.
Вместе с тем, задачи управления качеством жизни населения с учетом использования бюджета социального времени не получили должного внимания в современных научных исследованиях, что и предопределило выбор тематики, цели и задач настоящего диссертационного исследования.
Научная гипотеза исследования базируется на суждении, что использование комплексных неденежных измерителей качества жизни, сформированных с использованием бюджета социального времени, обеспечит повышение эффективности управления качеством жизни населения.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является теоретико- методологическое обоснование и разработка методических и научно-практических рекомендаций по управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени.
Для достижения поставленной цели в диссертации решается ряд задач, которые объединены в следующие группы:
1. Провести анализ современных представлений и проблем качества жизни населения как объекта управления.
2. Провести критический анализ существующих теоретико- методологических положений и обосновать авторский концептуальный подход к управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени.
3. Разработать методический инструментарий оценки качества жизни населения с учетом показателей производительности труда, трудового потенциала и бюджета социального времени.
4. Разработать модели сценарного управления качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени.
5.Осуществить моделирование качества жизни населения на примере макрорегионов России.
6. Подготовить научно-практические рекомендации по мониторингу и управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени в системе стратегического планирования.
Объектом исследования является качество жизни населения.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе управления качеством жизни населения регионов России с использованием бюджета социального времени.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании применены метод категориального анализа, системный подход, системно-энергетический подход, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок, экономико-математическое моделирование, графическая и семантическая интерпретация тенденций, методология системного анализа и управления.
Системный подход позволил изучить современное состояние проблемы управления качеством жизни населения. С использованием методов логического и сравнительного анализа, метода экспертных оценок проведен обзор ключевых результатов отечественных и зарубежных исследований, что позволило сформулировать научную гипотезу работы.
В рамках исследования на основе системного и системно-энергетического подхода к анализу социально-экономических систем разработана модель мониторинга качества жизни с использованием бюджета социального времени. Проведено экономико-математическое моделирование на примерах макрорегионов России с построением рейтинга лидеров, проведена графическая и семантическая интерпретация тенденций, выявленных в ходе диссертационного исследования. На основе методологии системного анализа и управления представлены научно- практические рекомендации по повышению эффективности мониторинга и управления качеством жизни населения регионов в системе стратегического планирования. В работе использованы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда.
Информационной базой послужили материалы по теме исследования, опубликованные в научных базах данных, периодической печати и сети Интернет, статистические и аналитические данные международных (ООН, ОЭСР, Евростат и др.) и российских организаций (Росстат, Счетная палата Российской Федерации, Международная научная школа устойчивого развития (МНШУР) и др.). В диссертации использованы данные индекса человеческого развития ООН, индекса лучшей жизни ОЭСР, индекса процветания Legatum, индекса социального прогресса, рейтинга счастья Gallup, качества жизни в измерителях мощности МНШУР, индекса качества жизни Numbeo и др. Нормативной правовой базой являются федеральные, отраслевые и региональные документы стратегического планирования в области целеполагания, прогнозирования, программирования и планирования, мониторинга и контроля по теме исследования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений, методических и научно-практических рекомендаций по управлению качеством жизни населения с использованием бюджета социального времени.
Элементы научной новизны содержатся в следующих результатах исследования, выносимых на защиту:
1. Предложен концептуальный подход к управлению качеством жизни населения, основанный на использовании бюджета социального времени и, в отличие от существующих подходов, отражающий особенности и динамику реализации условий, потребностей и возможностей населения по повышению качества жизни. Данный подход позволяет проводить оценку развития социальной и экономической сферы жизни общества, предотвращать социальные риски и кризисы с целью повышения качества жизни населения.
2. Разработан методический инструментарий оценки качества жизни населения, основанный на эко-социо-экономической концепции устойчивого развития и построенный на объединении разных уровней целей управления качеством жизни: человек, общество, производство (экономика), природа. Отличительной особенностью разработанного инструментария является включение в систему показателей оценки качества жизни населения показателей качества развития жизни и бюджета социального времени, позволяющих проводить оценку качества жизни населения таких региональных объектов, как страна, федеральный округ, макрорегион, субъект России, муниципалитет.
3. Сформированы модели сценарного управления качеством жизни населения, отличительной особенностью которых является учет показателей, системно и всесторонне отражающих основные характеристики качества жизни: бюджет социального времени — демографические условия; качество жизни — общие социальные условия (здоровье, уровень жизни, экология); производительность труда — экономические условия; коэффициент использования бюджета социального времени — условия качества социальной среды (духовно- культурный потенциал). Разработанные модели позволяют осуществлять мониторинг и контроль на всех уровнях регионального управления качеством жизни.
4. Обоснован методический подход к управлению качеством жизни населения, особенностью которого является использование бюджета социального времени в системе стратегического планирования Российской Федерации, что способствует совершенствованию организационно-управленческих и информационно-аналитических инструментов на уровне регионов и макрорегионов по снижению межрегиональной дифференциации; обеспечению необходимого уровня и качества жизни населения; повышению доверия к государственным институтам управления качеством жизни населения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанные в диссертационном исследовании концептуальные и методические положения вносят определенный вклад в развитие теоретических представлений о качестве жизни населения, научных и методических подходов к управлению качеством жизни с использованием бюджета социального времени.
Теоретическая значимость состоит в развитии методологии, теории и практики управления качеством жизни; в уточнении и расширении понятий: качество жизни, бюджет социального времени, управление качеством жизни; введении нового понятия «качество развития жизни». Построение междисциплинарной модели управления качеством жизни населения направлено на решение прикладных задач управления пространственно-региональным развитием на основе бюджета социального времени.
Разработанный методический инструментарий оценки качества жизни с использованием бюджета социального времени позволяет проводить моделирование и сценарное управление качеством жизни, что способствует повышению обоснованности принимаемых социально-экономических решений с учетом пространственно-региональных особенностей.
Методический инструментарий оценки качества жизни может быть применен в информационно-аналитических системах при мониторинге социально- экономического развития субъектов и макрорегионов России. Разработанная структура социального времени и методические рекомендации по мониторингу бюджета социального времени могут служить методической основой при проведении Росстатом выборочного наблюдения использования суточного фонда времени в 2024 году.
Реализация научно-практических рекомендаций нашла отражение в разработке и апробации прикладных инструментов, включая 4 базы данных по управлению развитием социально-экономических систем, мониторингу качества жизни и бюджета социального времени. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти, научно-образовательными и аналитическими организациями, институтами гражданского общества при реализации мероприятий Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов и субъектов Российской Федерации, других документов стратегического планирования. Отдельные показали качества жизни и социального времени могут стать дополнительным инструментом измерения региональной политики и использоваться при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 No 68.
Соответствие темы диссертационного исследования требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующей областью исследования паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: 5.9. Производительность и эффективность труда, эволюция критериев, методы измерения, факторы и резервы повышения, программы управления производительностью; 5.17. Качество и уровень жизни населения вопросы методологии, теории и практики, пути их повышения. Доходы и потребление, сбережения и накопления населения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Разработанная в рамках диссертации информационно-аналитическая база показателей по мониторингу качества жизни и бюджета социального времени используется АНО «Твой час» (всероссийский проект «Социальная платформа Твой час» волонтерской помощи социально незащищенным людям), ООО «Айкью300» (при совершенствовании цифровой платформы управления проектами и задачами для органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих структур), что подтверждено актами о внедрении и использовании.
Зарегистрированы объекты интеллектуальной собственности по теме исследования, о чем имеются соответствующие свидетельства Роспатента.
Проведена апробация предложенного методического инструментария в условиях конкретных региональных социально-экономических систем (макрорегионов). Предложения по повышению эффективности мониторинга и управления качеством жизни регионов нашли положительный отзыв и учтены в работе министерства экономического развития Тульской области, департамента экономического развития города Севастополя.
Опубликованные результаты исследования используются в учебном процессе государственного университета «Дубна» при подготовке магистров по направлению «Системный анализ и управление» (дисциплина «Моделирование и прогноз развития территорий в среде ГИС») и при подготовке научно- педагогических кадров по профилю «Управление в социальных и экономических системах» (дисциплина «Моделирование устойчивого развития социально- экономических систем»). Результаты научных исследований представлены в качестве электронных курсов в сети Интернет, используются при подготовке курсов дополнительного профессионального образования. Эффект от использования заключается в оптимизации механизмов управления качеством жизни населения на основе разработанных моделей сценарного управления в макрорегиональных и региональных системах.
Основные результаты проведенных исследований были представлены и обсуждены на Всероссийской научной конференции «Проблема устойчивого развития человечества в системе «природа — общество — человек» (Побисковские чтения-2018)» (Москва, президиум Российской академии наук, 2018), II Международной научно-практической конференции «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» (Москва, ГУУ, 2018), IVРоссийском экономическом конгрессе «РЭК-2020» (Москва, 2020), 25 и 26 Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2020 и 2021 гг.), IV Национальной научно- практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития общества» (Феодосия, КГМТУ, 2022), XII Международной научно- практической конференции «Социально-экономическое развитие и качество жизни: история и современность» (Прага, 2022), Научно-практической конференции «Устойчивое развитие: наука и практика «особого периода» (Москва, Торгово-промышленная палата, 2022).
Степень достоверности результатов диссертационного исследования подтверждается применением научных методов исследования, а также апробацией результатов на практике, что засвидетельствовано соответствующими актами.
Публикации по теме исследования. Диссертация выполнена на основе авторских исследований 2018-2022 гг. По теме диссертационной работы опубликовано 13 публикаций общим объемом 4,92 п.л., (авт. 4,81 п.л.), из них: 3 научные статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, общим объемом 2,56 п.л. (авт. 2,45 п.л.), а также 4 базы данных, приравниваемые к публикациям ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация включает введение, три главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, 2 приложения. Общий объем диссертационной работы составляет 225 страниц. Основное содержание представлено на 159 страницах, содержит 32 рисунка, 25 таблиц, а также библиографический список из 250 наименований отечественных и зарубежных работ.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!