Совершенствование инструментов и методов формирования системы приоритетов социально-экономического развития региона

Хайбуллин Линар Ринатович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Повышение роли принципа приоритизации в пространственном развитии социально-экономической системы региона
1.2 Система приоритетов социально-экономического развития региона: сущность, содержание, подходы к формированию
1.3 Инструменты и методы формирования согласованной системы приоритетов социально-экономического развития региона
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Анализ систем приоритетов стратегических документов социально-экономического развития Ростовской области
2.2 Основные участники процесса формирования системы приоритетов социально-экономического развития региона и проблемы их взаимодействия (на примере Ростовской области)
2.3 Алгоритмизация процесса разработки системы приоритетов социально-экономического развития региона
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1 Совершенствование теоретико-методического обеспечения системы стратегических приоритетов социально-экономической политики региона 3.2 Использование методов оценки инвестиционной привлекательности при определении приоритетов социально-экономического развития региона 3.3 Внедрение модели развития высоких технологий агломерации
как один из приоритетов социально-экономического развития территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Проблема определения системы
приоритетов экономической политики, реализуемой в российских регионах,
является одной из ключевых в рамках развития стратегического управления в
Российской Федерации и ее субъектах, получив усиленную актуализацию в
связи с нейтрализацией последствий пандемии и ужесточением санкций. Вы-
деление приоритетных направлений социально-экономического развития ре-
гиона и страны в целом обусловлено ограниченностью ресурсной базы феде-
рального, местного и локального уровня, реализуемой в виде государствен-
ной поддержки и частной инвестиционной инициативы, что особенно важно в
условиях кризиса и требует целенаправленной аккумуляции усилий на отно-
сительно небольшом количестве точек роста региональной экономики, кото-
рые могли бы обеспечить максимальную отдачу за счет реализации мультип-
ликативных эффектов.
Выбор приоритетов имеет доминантное значение с точки зрения необ-
ходимости гибкого реагирования и настройки системы стратегического
управления в зависимости от изменяющихся условий внешней среды и целей
управления. Комплекс приоритетных направлений развития, ориентирован-
ных на зафиксированные сроки и объемы финансирования государственными
программами, предполагающий долгосрочный стратегический характер, дает
возможность выбирать на каждом этапе реализации принятой стратегии разви-
тия региона наиболее эффективные инструменты и методы достижения по-
ставленных целей, своевременно корректировать их в случае необходимости,
оставляя при этом долгосрочные цели экономической политики без изменений.
В российской практике определение приоритетов связано с целым на-
бором трудностей и противоречий, среди которых – отсутствие единого тео-
ретико-методического подхода к формированию обоснованных приоритетов
реализуемой политики.
Своевременное определение приоритетов регионального роста позволя-
ет объективно реагировать на изменения вызовов внешней среды, внутренних
условий и ресурсов регионов, обусловленных не интуитивными, экспертными
методами, вне стандартных отраслевых специализаций по привычной матри-
це развития, а отражающих реально реализуемую государственную экономи-
ческую политику текущего времени, что становится особенно актуальным в
современных условиях, когда темпы и амплитуды изменений внешней среды
как на мировом, так и на национальном уровне динамично изменяются.
Проблематика формирования приоритетов социально-экономического
развития региональных систем на протяжении многих лет выступает основой
научного дискурса ведущих ученых мира, однако усиление санкций, послед-
ствия пандемии и многие другие факторы, влияющие на социально-
экономическое развитие, делают избранную тему дискуссионной, поскольку
предопределяют обширную полемику в области поиска адаптированных и ак-
туальных форм, методов и инструментов оценки текущего и фьючерсного по-
ложения регионов, формируя вариативную базу для выработки рекомендаций
по реализации устойчивой региональной политики, что подтверждает акту-
альность выбора темы настоящего диссертационного исследования, его
структуру и логику построения.
Степень разработанности проблемы. Вопросам планирования соци-
ально-экономического развития посвящен широкий круг научных работ в об-
ласти социально-экономического развития региона и экономики обществен-
ного сектора.
Классическими трудами, описывающими подходы к решению данной
проблемы, являются работы таких исследователей, как: А. Аганбегян, А. Аткин-
сон, И. Бланк, С. Глазьев, Е. Гокжаев, А. Гранберг, П. Дасгупта, В. Жданов,
В. Лившиц, П. Масгрейв, Р. Масгрейв, А. Пигу, М. Пономарева, Б. Райзберг,
Д. Скульчес, Дж. Стиглиц, С. Тяглов, Л. Шахназаров, Р. Шеховцов и др.
Тематика совершенствования приоритетов развития социально-
экономической политики региона рассматривается в исследованиях зарубеж-
ных авторов: Р. Аллана, С. Прадхана, Д. Томасси и др., и отечественных уче-
ных: Е. Дранниковой, М. Исакина, М. Красноплахича, Ф. Мамбетовой,
Н. Медяника, Я. Михайловой, В. Печаткина, С. Суспицына и др.
Вопросы стратегического развития региональных социально-
экономических систем отражены в научных трудах и иных теоретико-
прикладных исследованиях следующих авторов: А. Альбеков, О. Андрющен-
ко, Е. Анкерман, А. Асаул, Е. Макаренко, Н. Вовченко, С. Галазова, М. Жук,
Т. Кушнаренко, В. Лексин, Л. Матвеева, С. Махошева, О. Пчелинцев,
Л. Усенко и др.
Изучение работ известных экономистов в указанной области показало,
что современная теория и практика еще в недостаточной степени едины с
точки зрения применения унифицированных методических подходов к опре-
делению приоритетов социально-экономического развития регионов. Суще-
ствуют некоторые ограничения и в учете территориальной специфики разви-
тия субъектов Российской Федерации. Данные проблемы теоретико-
методического и научно-прикладного характера в сочетании с актуальностью
диссертационной работы обусловили выбор темы исследования, формули-
ровку ее цели и основных задач.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования
состоит в формировании теоретико-инструментального каркаса и выработке
практических рекомендаций по совершенствованию системы приоритетов
социально-экономической политики региона на основе функционально-
отраслевого подхода с учетом согласованности интересов всех субъектов ее
реализации.
Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает постановку
и решение следующих задач:
– обосновать повышение роли принципа приоритизации в пространст-
венном развитии социально-экономической системы региона;
– определить сущность, содержание, подходы, инструменты и методы
формирования системы приоритетов социально-экономического развития ре-
гиона;
– провести анализ системы приоритетов стратегических документов
социально-экономического развития Ростовской области и определить основ-
ных участников процесса ее формирования;
– разработать алгоритм процесса разработки системы приоритетов
социально-экономического развития региона;
– сформировать предложения по совершенствованию методологии
формированиясистемыстратегическихприоритетовсоциально-
экономической политики региона;
– выработать комплекс практических рекомендаций по совершенство-
ванию системы приоритетов Ростовской области с использованием функцио-
нально-отраслевого подхода;
– представить методы оценки инвестиционной привлекательности при
определении приоритетов социально-экономического развития региона;
– разработать модель развития высоких технологий агломерации как
одного из приоритетов социально-экономического роста территорий.
Степень достоверности научных положений, выводов и рекомендаций,
сформулированных в диссертационном исследовании, достигнута благодаря
проработке выдвинутых и решенных в процессе работы цели и задач, аргу-
ментированности положений и выводов диссертационной работы, непротиво-
речивости научно-прикладных элементов научной новизны общим положе-
ниям экономической науки, статистическим данным и нормативно-
институциональной базе Российской Федерации.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются
институциональные и организационно-функциональные отношения основных
участников реализации социально-экономической политики региона, интег-
рированные целью создания эффективной системы приоритетов его развития,
инструменты, методы, подходы к совершенствованию региональной политики.
Объектом исследования выступают социально-экономическая система регио-
на, политика стратегического развития, комплекс инструментов и методов, ис-
пользуемых для формирования системы приоритетов регионального развития.
Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей ВАК.
Диссертация выполнена в рамках паспорта специальности ВАК Минобрнауки
России 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональ-
ная экономика, п. 3.14 «Проблемы устойчивого сбалансированного развития
регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов»,
п. 3.16 «Региональная социально-экономическая политика; анализ особенно-
стей и оценка эффективности региональной экономической политики в Рос-
сийской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муници-
пальных образованиях», п. 3.17 «Управление экономикой регионов. Формы и
механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной
власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и меха-
низмы управления. Методическое обоснование и разработка организацион-
ных схем и механизмов управления экономикой регионов; оценка их эффек-
тивности».
Теоретико-методологическую основу исследования составили фун-
даментальные и прикладные научные труды отечественных и зарубежных
ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку
проблем в области региональной экономики, пространственного развития,
социально-экономического развития регионов; данные официальных сайтов
законодательных и исполнительных органов власти, на основе эвристической
базы которых взаимообусловлены содержательный и прикладной аспекты
изучаемой научной проблемы.
Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на
следующих общенаучных и специальных методах: эволюционный, субъектно-
объектный, функционально-структурный методы системного анализа; методы
наблюдения и сопоставления; таблично-графический метод; непараметриче-
ские методы; сравнительный и логико-смысловой анализ, примененных адек-
ватно функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументи-
рованность результатов исследования, достоверность выводов и положений
диссертационной работы.
Информационно-эмпирическая база исследования, обеспечившая
репрезентативность исходных данных, формировалась на основе законода-
тельных и нормативных актов Российской Федерации, администрации, мини-
стерств и ведомств Ростовской области, информационных ресурсов Феде-
ральной службы государственной статистики, территориальных подразделе-
ний по Южному федеральному округу, аналитических обзоров, монографий
ведущих отечественных и зарубежных ученых, общей и специальной литера-
туры, интернет-ресурсов, практических разработок автора.
Рабочая гипотеза состоит в обосновании совершенствования теоретико-
категориального и практического аппарата в области формирования системы
приоритетов социально-экономического развития региона, выработке иннова-
ционной, научно обоснованной трактовки формирования системы приоритетов
регионального развития, с учетом ограниченности бюджетных и экономиче-
ских ресурсов региона и определения необходимости их сосредоточения на
нешироком наборе приоритетных направлений развития, требующих мини-
мальных затрат ресурсов и обеспечивающих максимально возможный эффект
от их реализации, на основе функционально-отраслевого подхода, позволяю-
щего выделить небольшое количество «горизонтальных» (межотраслевых)
приоритетов и сопоставить им в соответствие отраслевые и территориальные
подприоритеты, что позволит обеспечить качественные изменения структуры
экономики и переход к более прогрессивным моделям развития региона.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Корректно определенные приоритеты являются ключевым залогом
выстраивания стратегии социально-экономического развития региона, необ-
ходимым звеном процесса систематизации целей фундаментального разви-
тия, следовательно, повышение эффективности использования пространст-
венного фактора в усилении конкурентных позиций России с учетом сохра-
нения и упрочения основ национальной безопасности страны обосновывает
необходимость выявления разнонаправленных интересов участников алго-
ритмизированного механизма регионального роста и их гармонизацию.
2. Существующие стратегии и программы развития содержат широкий
комплекс приоритетов, которые не всегда однозначно согласуются с постав-
ленными целями и задачами развития, а также с предлагаемой системой кон-
кретных мероприятий, что на практике приводит к распылению бюджетных
средств, закреплению устаревшей структуры экономики региона, неэффек-
тивному использованию экономических ресурсов, что подтверждает необхо-
димость формирования устойчивого научно-прикладного каркаса, основанно-
го на разработке классификации приоритетов социально-экономического раз-
вития региона.
3. Использование формализованных методов в архитектонике формиро-
вания системы приоритетов социально-экономического развития усложнено
многофакторным набором процедур мониторинга исходных данных, по-
строения интегральных показателей, интерпретацией совокупного взаимодо-
полняющего эвристического потенциала региона, что подтверждает важность
сочетания экспертных (субъективных) и формализованных (объективных)
методов в рамках единой методики (процедуры) определения приоритетов
социально-экономического развития региона и формирования системы мно-
гоукладности по наиболее результативным критериям.
4. Концепция устойчивого развития региона предполагает обеспечение
структурных сдвигов экономического роста, инициирующего увеличение ин-
тегральных показателей благосостояния и уровня жизни населения при ми-
нимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на локаль-
ные экосистемы, обосновывая необходимость совершенствования инструмен-
тарно-методического аппарата определения функциональных приоритетов
социально-экономического развития региона в рамках реализации стратеги-
ческих решений воспроизводственного, институционального, эволюционного
и эмпирического характера.
5. Конструктивная методика корректировки системы приоритетов соци-
ально-экономического развития региона, наделенная взаимодополняющим
эффектом функциональных возможностей, структурируется и применяется в
комбинации с использованием ресурсного потенциала многоукладности, за-
висит от системы целеполагания социально-экономического развития региона
и диктует алгоритм для формирования внутрирегиональных мультиплика-
тивных эффектов, увязанных с общенациональными приоритетами, направ-
ленными на создание условий для улучшения бизнес-среды, развития регио-
нальных компаний, аккумуляции ресурсов, обеспечивая развитие высоких
технологий агломерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
концептуальномтеоретическомобоснованиииинструментарно-
методическом обеспечении поэтапного процесса совершенствования системы
приоритетов социально-экономического развития региона за счет использо-
вания функционально-отраслевого подхода и усиления взаимодействия всех
заинтересованных участников, разработке внутри- и межрегиональных инте-
грационных взаимодействий на основе выявления резервных ресурсов, роста
инвестиционной привлекательности и развития высоких технологий агломе-
рации.
Основные результаты исследования, обладающие научной новизной,
сводятся к следующим.
1. Представлены институционально обоснованные императивы совер-
шенствования системы приоритетов социально-экономического развития ре-
гиона, сформированные на основе взаимодополняющего сочетания воспроиз-
водственно-функциональных возможностей территорий, определяющие зна-
чимость приоритизации развития региона в текущих условиях масштабных
геополитических и геоэкономических трансформаций макроэкономической
политики (обеспечение экономической безопасности, противодействие ин-
фляции, сокращение безработицы, активизация инвестиционной активности),
что позволит, учитывая необходимость выявления разнонаправленных инте-
ресов процесса регионального развития, достичь их гармонизации.
2. Разработана классификация приоритетов многоукладного социально-
экономического развития региона, включающая четыре группы институцио-
нально сбалансированных факторов: отраслевые (формируемые по отрасле-
вому признаку), межотраслевые («горизонтальные», затрагивающие, как пра-
вило, несколько или все отрасли экономической системы), структурные (на-
правленные на изменение качественных характеристик социально-
экономической системы, на развитие), территориально-пространственные
(отражающие уровень освоения пространства) приоритеты, что позволит мо-
дифицировать приоритеты под дифференцированные задачи синергетически
эффективного отраслевого развития региона.
3. Предложен функционально-структурный подход к формированию
системы приоритетов социально-экономического развития региона, вклю-
чающий несколько уровней приоритетов и подприоритетов, где первый
(верхний) уровень представлен 4–6 приоритетами функционального («гори-
зонтального») характера, под которыми понимаются широкие категории (по-
вышение конкурентоспособности малых и средних предприятий; привлече-
ние внешних прямых инвестиций; увеличение экспорта; создание инфра-
структуры для развития бизнеса и т. д.), сочетающий свойства межотраслевых
и структурных приоритетов, направленных на развитие и изменение качест-
венного состояния социально-экономической системы региона, что позволит
взаимоувязать цели развития с конкретными отраслями и территориями
региона.
4. Сформирована система показателей определения функциональных
приоритетов социально-экономического развития региона на основе конвер-
генции постулатов теорий сбалансированного роста, включающая группы по-
казателей: социально-экономические; эколого-экономические; социально-
экологические, разукрупненная по координационно-управленческим подсис-
темам, отражающим целевое и фактическое состояние, что позволяет оценить
уровень пространственной конкуренции на основе степени достижения стра-
тегических целей и эффективность мер, направленных на диффузию научных
и технико-технологических инноваций.
5. Сформулированы предложения по инициации роста инвестицион-
ной привлекательности и развития высоких технологий агломерации, бази-
рующиеся на инновационной функционально-отраслевой системе приорите-
тов социально-экономического развития региона, структурированных с выде-
лением приоритетов верхнего уровня (цифровизация экономики; модерниза-
ция за счет повышения производительности труда, энергоэффективность,
экологизация и внедрение наилучших доступных технологий; увеличение до-
ли инновационной экономики, экспортно ориентированного производства;
поддержка сектора малого и среднего бизнеса, развитие отраслей зеленой
экономики), отраслевых и территориально-пространственных подприорите-
тов, что позволит сформировать устойчивый каркас функционирования хо-
зяйственного комплекса региона при привлечении и распределении ограни-
ченных ресурсов.
Теоретическая значимость исследования определяется актуально-
стью поставленных задач и заключается в развитии теоретико-методических
подходов, позволяющих повысить качество современных инструментов и ме-
тодов региональной экономики, способствующих эффективному формирова-
нию системы приоритетов социально-экономического развития региона в
рамках реализации федеральных и региональных программ регионального
развития.
Теоретико-методические аспекты диссертационной работы могут быть
применены в ходе подготовки бакалавров и магистров по соответствующим
образовательным профилям.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в
разработке практических рекомендаций по внедрению и успешной реализа-
ции совокупности современных инструментов региональной экономики и
оценки качества их работы с целью выявления приоритетов социально-
экономического развития региона.
Выводы и результаты осуществленного в рамках диссертационной ра-
боты исследования использованы в деятельности Государственного автоном-
ного учреждения Ростовской области – Регионального информационно-
аналитического центра, при разработке стратегий и программ регионального
развития, а также для корректного определения приоритетов результативного
социально-экономического роста.
Апробация результатов исследования. Основные выводы, рекомен-
дации и предложения диссертационной работы докладывались в течение
2015–2019 гг. на научно-практических конференциях разного уровня в Ростове-
на-Дону, Екатеринбурге, Ижевске, Киеве, получив положительную оценку.
По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ общим
объемом 7,15 п. л. (в т. ч. авторский вклад – 5,85 п. л.), в журналах, рекомен-
дованных ВАК, – 4 работы, 1 статья – в журнале Scopus.
Логическая структура и объем диссертации. Цель, задачи и логика
диссертационного исследования определили объем и последовательность его
изложения.
Композиционно работа объемом 175 страниц состоит из введения,
9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка литературы и
приложений.
Диссертация имеет следующую структуру:

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
1.1 Повышение роли принципа приоритизации в пространственном развитии
социально-экономической системы региона
1.2 Система приоритетов социально-экономического развития региона:
сущность, содержание, подходы к формированию
1.3 Инструменты и методы формирования согласованной системы
приоритетов социально-экономического развития региона

2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Анализ систем приоритетов стратегических документов
социально-экономического развития Ростовской области
2.2 Основные участники процесса формирования системы приоритетов
социально-экономического развития региона и проблемы их взаимодействия
(на примере Ростовской области)
2.3 Алгоритмизация процесса разработки системы приоритетов
социально-экономического развития региона

3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
3.1 Совершенствование теоретико-методического обеспечения системы
стратегических приоритетов социально-экономической политики региона
3.2 Использование методов оценки инвестиционной привлекательности
при определении приоритетов социально-экономического развития региона
3.3 Внедрение модели развития высоких технологий агломерации
как один из приоритетов социально-экономического развития территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении актуализирована тема диссертационного исследования,
представлены цель, задачи, предмет и объект, раскрыта степень достоверно-
сти результатов проведенного исследования, приведены теоретико-
методологическая основа, информационно-эмпирическая база, инструмен-
тарно-методический аппарат, сформированы положения, выносимые на за-
щиту, выступающие обоснованием разработки соответствующих пунктов на-
учной новизны, подтверждается теоретическая и практическая значимость
выводов и рекомендаций работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования системы
приоритетов социально-экономического развития региона» охарактери-
зовано повышение роли принципа приоритизации в пространственном разви-
тии социально-экономической системы региона, рассмотрена система при-
оритетов социально-экономического развития региона: сущность, содержа-
ние, подходы к формированию, представлены инструменты и методы форми-
рования согласованной системы приоритетов социально-экономического раз-
вития региона.
Фундаментальной целью стратегического пространственного развития
Российской Федерации можно считать увеличение количественной и качест-
венной результативности использования пространственного положения в уп-
рочнении конкурентной позиции в глобальной экономике с учетом сохране-
ния окружающей среды для будущих поколений и обеспечения безопасности
государства на долгосрочную перспективу.
В современной неоднозначной и многофакторной ситуации формиро-
вание возможностей стратегического развития хозяйственного комплекса и
социально-экономической системы Российской Федерации на долгосрочную
перспективу, несомненно, предполагает смену парадигмы фрагментарного,
поляризованного роста на стратегически взвешенное, научно обоснованное и
теоретико-методически выверенное развитие, очередной кризис в рамках ко-
торого послужит триггером к упрочнению текущих позиций и долговремен-
ному процветанию социо-эколого-экономической системы.
Методики модернизации российской экономики лежат в плоскости ре-
шения проблем пространственного развития страны, так как активизация
именно региональных инструментов управления и стимулирования роста ре-
гионов способна сгладить диспропорции развития территорий и обеспечить
экономический рост всей страны в целом.
Ресурсная, природно-климатическая специфика Российской Федерации
как огромного государства с культурными, историческими, географическими,
климатическими и другими особенностями диктует необходимость использо-
вания и специфичных методов при формировании территориальных страте-
гий развития. В последнее время сублимированное внимание уделяется во-
просам модернизации, по факту зарождающейся не в стране в целом, а в кон-
кретных городах и регионах.
Происходит эволюция в развитии регионалистики, «стратегические
приоритеты развития региона являются одним из элементов его экономиче-
ской политики, напрямую зависят от поставленных целей и задач развития
региона и должны быть вписаны в общий алгоритм ее разработки. Кроме то-
го, приоритеты должны составлять целостную систему, то есть должны быть
взаимоувязаны в рамках поставленных целей и задач развития региона и реа-
лизуемой в нем социально-экономической политики, а также с общенацио-
нальными приоритетами. Наиболее общими объектами экономической поли-
тики государства, соответственно, являются экономический рост, инфляция,
безработица и инвестиционная активность. Определение же конкретных це-
лей и приоритетов экономической политики региона может осуществляться
укрупненно на основе анализа динамики показателей, характеризующих дан-
ные объекты.
В контексте исследуемой проблематики основной задачей региональ-
ной политики является обеспечение приоритетных направлений развития ре-
гионов необходимыми ресурсами, достижение подходящих условий для коо-
перации с другими регионами, органами государственной власти, предпри-
нимательским сообществом и общественными институтами.
Анализируя современные институциональные модели регионального
развития, применяемые на практике, резюмируем, что все они связаны тремя
технологиями:
– интеллектуальной, отвечающей за создание так называемой «картины
будущего», помогающей выявить в системе текущие проблемы и решить их;
– управленческой, нацеленной на обеспечение реализации целей регио-
нального развития;
– политической, учитывающей различные факторы регионального разви-
тия, согласование интересов и контроля деятельности всех участников про-
цесса.
Приоритетные задачи по направлениям развития должны быть приве-
дены в соответствие главным целям и стратегическим приоритетам развития
региона. На рисунке 1 представлен алгоритм осуществления такой взаимо-
увязки.
Оценка исходной социально-экономической ситуации в регионе
с помощью SWOT-анализа

Выявление уникальных свойств, конкурентныхВыявление угроз и слабых мест,
преимуществ и возможностей регионапрепятствующих развитию региона

Постановка цели
(например, вхождение в топ-10 регионов РФ по качеству жизни или объемам ВРП)

Формулировка задач для достижения цели

Ускорение темповУлучшениеУвеличение
экономического развитияинфраструктурычеловеческого капитала

Определение стратегических приоритетов регионального развития

РазвитиеВнедрениеИнновационноеСовершенствование
приоритетныхпередовыхразвитие регионасреды
отраслеймеханизмов(частного,жизнедеятельности
экономикиуправлениягосударственногорегиона,
и отраслейсоциальнойи социальногоохраны жизни
новой экономикисферойсектора)и здоровья

Разработка целевых показателей эффективности
по каждому приоритету регионального развития

Разработка комплекса изменений в рамках сферы ответственности региональных
органов власти, необходимых для достижения стратегических целей развития

Подготовка региональных программ развития и нормативно-правовых документов
в разрезе отраслевых блоков для реализации приоритетов развития

Рисунок 1 – Алгоритм разработки региональных программ
социально-экономического развития: логика взаимосвязи
основных целей и приоритетов развития региона1

Представленный на рисунке 1 алгоритм включает в себя ряд последова-
тельных этапов:
Составлен в процессе исследования.
– определение полного перечня задач по направлениям, реализация ко-
торых нужна для достижения главной цели и выполнения стратегических
приоритетов развития региона;
– формулировка перечня показателей в разрезе каждого стратегическо-
го приоритета и определение ключевых показателей эффективности их реали-
зации для каждого этапа достижения определенного приоритета;
– разработка комплекса изменений по сферам ответственности и компе-
тенциям органов исполнительной власти региона и их последующее внедре-
ние в практику работы региональных властей в целях корректировки их дея-
тельности согласно стратегическим задачам регионального развития и реали-
зации приоритетов развития;
– разработка региональных программ, политик и документов в рамках
функционального, отраслевого и территориального блока, что необходимо
для достижения главной цели развития региона.
Анализируя различные направления стратегического развития региона,
необходимо отметить, что требуется сочетание экспертных (субъективных) и
формализованных (объективных) методов в рамках единой методики (проце-
дуры) определения приоритетов социально-экономического развития региона
и формирования их системы по самым эффективным критериям.
Во второй главе «Анализ практики формирования системы при-
оритетов социально-экономического развития региона (на материалах
Ростовской области)» проанализирована система приоритетов стратегиче-
ских документов социально-экономического развития Ростовской области,
охарактеризованы основные участники процесса формирования системы
приоритетов социально-экономического развития региона и проблемы их
взаимодействия (на примере Ростовской области), представлена алгоритми-
зация процесса разработки системы приоритетов социально-экономического
развития региона.
Условно на данном витке развития мировой экономики усиление санк-
ций для Российской Федерации означает существенные возможности для
расширения национального производства, увеличения объемов и охвата сис-
тем распределения и в стратегической перспективе – увеличения экспорта то-
варов, выпускаемых российскими производителями.
Анализируя перспективные направления развития экономики регионов,
отметим, что определение приоритетов социально-экономического развития
региона является одной из основных задач при разработке стратегических до-
кументов. Управление любой территориальной социально-экономической
системой предполагает реализацию некоторой экономической политики ор-
ганов власти, обеспечивающей наиболее предпочтительные для данной тер-
ритории (страны, региона) варианты (сценарии) развития. При этом сущест-
вует как многовариантность при выборе самих сценариев, так и способов и
инструментов их реализации.
В условиях ограниченности ресурсов территории, как собственно бюд-
жетных, так и экономических в целом, это означает необходимость их сосре-
доточения на ограниченном наборе наиболее приоритетных направлений,
требующих затрат ресурсов и обеспечивающих максимально возможный эф-
фект от их использования. Это и обусловливает, собственно, необходимость
определения некоторых приоритетов, наиболее адекватно отражающих
внешние условия и внутренние ресурсы территории на соответствующем эта-
пе ее социально-экономического развития. В случае когда речь идет о таких
территориальных образованиях, как российские регионы, определение дан-
ных приоритетов также предопределяется необходимостью обеспечения их
согласованности с общероссийскими приоритетами, а также вписывания реа-
лизуемых в регионах мер в государственные программы, через которые про-
исходит финансирование преобладающей части мероприятий, осуществляе-
мых в рамках государственной экономической политики на региональном
уровне. Кроме того, на региональном уровне происходит согласование отрас-
левых и территориальных приоритетов. При этом сами приоритеты периоди-
чески должны изменяться, так как должны отражать реакцию субъектов
управления на изменившиеся условия и достигнутые на предыдущих этапах
управления цели и результаты.
Концептуальное согласование интересов всех участников процесса фор-
мирования системы приоритетов основывается на идентичности паритетного
участия в области развития корпоративного управления и реализации страте-
гического роста региональных социально-экономических систем. Согласова-
ние и результативное функционирование всех задействованных в данной сис-
теме элементов может учитывать и внешние интересы межотраслевой и меж-
региональной интеграции в рамках институционального развития, широкого
участия научной сферы, экономических институтов, обеспечивающих технико-
технологическое развитие экономики отраслей специализации региона.
Согласование интересов как процесс текущей и стратегической конст-
руктивности содержит комплекс равносторонних мероприятий, направлен-
ных на координацию процесса достижения поставленных целей. Следует от-
метить, что первостепенную ценность представляют форменная структуриза-
ция принципа взаимодействия всех участников в трех направлениях: эконо-
мическом, финансово-правовом и научном, теоретико-методологическом. Ес-
ли представить данные принципы в виде схемы, можно выделить уровень
требований качества взаимосвязи между участниками процесса формирова-
ния приоритетов социально-экономического развития региона, позволяющий
наряду с экономическими аспектами учитывать в полной степени факторы
нестабильности внешней среды и конкуренцию (рис. 2).
Экономические процессы, происходящие в регионе

КонкуренцияНестабильность внешнейВысокие темпы
экономической средыразвития

Устойчивый характерНепрерывностьЦентрализация
взаимодействия и достаточностьи целенаправленностьи гибкость
финансовых средстввзаимодействиявзаимодействия
Требования к качеству взаимодействия между участниками процесса

Рисунок 2 – Требования к эффективному взаимодействию
участников процесса формирования системы приоритетов1

С каждым годом в России происходит усиление внимания к развитию
системы стратегического планирования, осуществляемого на всех уровнях
управления социально-экономическим развитием, в том числе на региональном.
Можно выделить три основных подхода к выбору приоритетов и под-
приоритетов (табл. 1), соответственно, регионы должны принять решение, ка-
кой из них им подходит больше.

Таблица 1 – Основные подходы к выбору приоритетов и подприоритетов
при разработке стратегии социально-экономического развития региона2
ПодходСодержание
Изначальное обсуждение набора приоритетов и подприоритетов с основными
Инициатива заинтересованными участниками регионального воспроизводственного процесса.
снизуВ результате должно быть выбрано несколько наиболее срочных и важных на-
правлений по каждому приоритету, с которых необходимо начинать реализацию
стратегии, а также регулирующий орган и имеющиеся ресурсы для их реализации
Определение ресурсно обеспеченных на ближайшие один-два года подприорите-
Инициатива
тов, а также возможные источники ресурсов. Реализация стратегии будет начи-
сверху
наться именно с этих направлений, остальные направления будут постепенно
прорабатываться на следующих этапах
«Построение консенсуса» на основе последовательного выявления ресурсно
Смешанный
обеспеченных приоритетов и обсуждения с заинтересованными сторонами-
(инициатива
участниками дополнительных приоритетов, требующих обязательного включе-
сверху вниз
ния в стратегию (помимо уже включенных). При недостаточной обеспеченности
и снизу вверх)
новых приоритетов ресурсами необходимо заняться поиском дополнительных
источников их ресурсного обеспечения

В российских регионах, очевидно, целесообразно реализовать более
компромиссный смешанный подход выбора приоритетов. Однако, хотя по-
следний вариант и более компромиссный, он и более труден с точки зрения
организации процедуры формирования системы приоритетов. В связи с этим
требуется разработка алгоритма определения стратегических приоритетов ус-
1, 2
Составлены в процессе исследования.
тойчивого развития региона, обеспечивающего, во-первых, экономико-
методологическое обоснование выделяемых приоритетов, во-вторых, учет
«инициативы снизу», в-третьих, возможность корректировки выбранных при-
оритетов в процессе разработки стратегических документов.
Нами предлагается алгоритм определения стратегических приоритетов
социально-экономического развития региона (рис. 3).
1. Анализ макроэкономических показателей развития региона и его внешней среды
(динамический, логический анализ)

– экономический рост
– инфляция
– безработица
– инвестиционная активность

2. Выявление позитивных и негативных тенденций социально-экономического развития региона
и их причин/предпосылок

– недостаточная инвестиционная привлекательность
– несбалансированная структура экономики
– низкий уровень развития взаимодействия субъектов региональной системы и др.

3. SWOT-анализ социально-экономического развития региона и выявление возможностей и угроз

4. Определение ведущей концепции развития региона в соответствии с поставленной в стратегии целью
и выявленными ключевыми проблемами (концепции социально-экономической политики)

– концепция устойчивого развития
– концепция повышения конкурентоспособности
– концепция повышения уровня и качества жизни населения
– концепция благосостояния и др.

5. Формирование системы показателей (индикаторов) для оценки прогресса в управлении регионом
в соответствии с выбранной концепцией развития

6. Анализ региона на основе сформированной системы показателей (индикаторов),
выявление и прогноз ключевых проблем региона

7. Формирование рабочей системы стратегических приоритетов социально-экономического развития
региона (4–6 приоритетов)

8. Обсуждение рабочей системы приоритетов с другими участниками региональной системы
(бизнес, некоммерческий сектор, муниципалитеты, научно-образовательный сектор и др.),
ее корректировка и определение потенциальных бенефициаров

9. Формирование окончательной системы стратегических приоритетов
социально-экономического развития региона

Рисунок 3 – Алгоритм определения стратегических приоритетов
социально-экономического развития региона1
Составлен в процессе исследования.
Реализация предлагаемого алгоритма предполагает, что в качестве при-
оритетов выступают направления развития экономики, позволяющие решить
выявленные в процессе анализа проблемы. При этом анализ опирается на со-
ответствующую систему показателей, отражающую ту или иную концепцию
развития региона.
В третьей главе «Перспективные направления совершенствования
инструментов и методов формирования системы приоритетов социально-
экономического развития региона» представлены перспективные направ-
ления совершенствования теоретико-методического обеспечения системы
стратегических приоритетов социально-экономической политики региона,
приведены разработки в области использования методов оценки инвестици-
онной привлекательности при определении приоритетов социально-
экономического развития региона и внедрения модели развития высоких тех-
нологий агломерации как один из приоритетов социально-экономического
развития территорий.
Теоретико-методическое обеспечение приоритетов экономической по-
литики региона на основе конвергенции постулатов теорий сбалансированно-
го роста не может рассматриваться и применяться изолированно от всего
процесса разработки, поскольку приоритеты являются одним из элементов
экономической политики, они напрямую зависят от системы целеполагания
социально-экономического развития региона и должны быть вписаны в об-
щий алгоритм ее разработки.
Кроме того, приоритеты должны максимально учитывать внутрирегио-
нальные мультипликативные эффекты и быть увязанными с общенациональ-
ными приоритетами.
Кристаллизация теоретических положений и научно-прикладных реко-
мендаций, предназначенных для обоснования и развития стратегии территори-
ального роста региональных систем, выступает долгие годы центром дискус-
сионных площадок и полемики научных специалистов, а также практиков,
контуры деятельности которых сконцентрированы на формировании конку-
рентоспособности хозяйственного комплекса регионов России.
На рисунке 4 представлена структура формирования стратегических
приоритетов развития территориальных образований с учетом высокого по-
рога конкурентоспособности на основе конвергенции постулатов теорий сба-
лансированного роста.
1. Разработка инструментария– концепция оценки конкурентоустойчивости регионов
оценки конкурентоустойчивости– система показателей оценки конкурентоустойчивости регионов
регионов– информационная база оценки конкурентоустойчивости регионов

2. Оценка– индексы конкурентоустойчивости регионов
конкурентоустойчивости– система мониторинга конкурентоустойчивости регионов
регионов РФ(программный продукт)

3. Типологизация регионов РФ– методы типологизации регионов
по уровню– типы регионов по уровню конкурентоустойчивости
конкурентоустойчивости

4. Выявление факторов, влияющих– ключевые факторы конкурентоустойчивости регионов
на конкурентоустойчивость– SWOT-анализ положения регионов по уровню
регионов РФконкурентоустойчивости

5. Обоснование приоритетов– приоритеты развития по типам регионов
регионального развития– прогнозная оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации приоритетов развития регионов

6. Разработка инструментов– система управления конкурентоустойчивостью регионов
реализации стратегических– организационно-экономические мероприятия повышения
приоритетов развитияконкурентоустойчивости регионов
регионов РФ

Рисунок 4 – Структура формирования стратегических приоритетов
развития территориальных образований с учетом достижения
высокого порога конкурентоспособности1

Как один из элементов, приоритетов регионального развития монито-
ринг эффективности может быть основан на следующем наборе показателей.
1. Доминантным фактором является обеспечение сохранности ресурс-
ной базы региона, позволяющее развиваться производственным фондам сель-
ского хозяйства, выступающим по праву приоритетными отраслями хозяйст-
венного комплекса Южного федерального округа. Такое положение достижи-
мо с учетом определения ВРП в отношении единицы выбросов в атмосферу,
единицы ресурсов, уже потребленных, в соответствии с объемами производст-
ва продукции сельского хозяйства на единицу посевных площадей, в отноше-
нии ВРП, определяемого в количественном выражении на 1 кВт энергии.
2. Результативность развития инновационной составляющей функцио-
нирования экономики региона можно представить и проанализировать
посредством исследования:
Составлен в процессе исследования.
– количественного выражения эффективности внедренных разработок;
– объемов продукции инновационного характера на одного занятого в
производстве, которое по характеру также может считаться инновационным;
– объемов количественного выражения инновационной продукции в со-
отношении затрат на технико-технологические инновации.
3. Результативность системы управления можно исследовать на основе:
– показателей экономической фиктивности в отношении к одному заня-
тому в системе регионального или муниципального управления;
– индекса эколого-ресурсной эффективности на одного занятого в сфере
регионального и муниципального управления;
– в таком же соотношении относительно индекса социальной эффек-
тивности.
4. Уровень социальной эффективности определить достаточно сложно,
однако есть конкретные показатели, которые могут продемонстрировать ха-
рактеристику внедрения результативных механизмов управления региональ-
ной политикой, стандартных по своей информационной составляющей:
– продолжительность жизни;
– продовольственная безопасность;
– прирост и миграция;
– показатели безработицы;
– уровень благосостояния;
– уровень обеспеченности социальными гарантиями;
– показатели, характеризующие объем бытовых услуг;
– здравоохранение;
– жилищные условия;
– потребительская корзина и многие другие показатели.
5. Наиболее тяжело, на наш взгляд, рассчитать экономическую эффек-
тивность производства, однако для достижения максимального результата
можно использовать следующие показатели:
– рентабельность производимой продукции;
– уровень производительности труда;
– показатели фондоотдачи, капиталоотдачи.
Несомненно, из-за долговременной сырьевой направленности экспорта
экономика Российской Федерации зависит от курсов, стоимостных характе-
ристик нефти, которые корректируется с каждым годом. В данном отношении
следует подчеркнуть, что, не вдаваясь в политическую полемику, охарактери-
зовать текущее состояние цен на нефть достаточно сложно, и это не входит
напрямую в задачи нашего исследования. Усиление санкций, которое после-
довало за прекращением пандемийных ограничений, оказало влияние на
стоимостные характеристики, но грамотные, научно и политически обосно-
ванные действия Правительства и Президента Российской Федерации норма-
лизовали данную ситуацию. Влияние санкций на экономику российских ре-
гионов можно отнести к категории содействующего характера, способного
существенно усилить конкурентоустойчивость экономики.
Одним из основных условий экономического развития региона в нас-
тоящее время является рост конкурентоспособности и завоевание лидирую-
щих позиций региональных отраслевых производств на межрегиональных
рынках высокотехнологичной продукции, что возможно только в условиях
эффективного перехода региональной экономики на путь инновационного
развития, а это, в свою очередь, требует проведения структурной перестройки
по ускоренному развитию отраслей. Именно поэтому грамотно сформулиро-
ванные приоритеты отраслевого развития будут определять в дальнейшем
скорость и эффективность осуществления научно-технического и технологи-
ческого прогресса, будут способствовать повышению конкурентоспособности
трудоемких и нематериалоемких отраслей, приведут к реальному росту зара-
ботной платы, сокращению безработицы, росту человеческого капитала и по-
вышению конкурентоспособности самой продукции, производимой отрасля-
ми реального сектора экономики.
Анализ ключевых проблем развития строительной отрасли в Ростов-
ской области выявил следующие недостатки, снижающие инвестиционную
привлекательность отрасли.
1. Дефицит земель для развития, связанный с плотной застройкой тер-
ритории населенных пунктов Ростовской области, поэтому выделить инве-
сторам интересующие их свободные участки часто довольно затруднительно.
2. Низкая инновационная активность строительных организаций, обу-
словленная как высоким износом основных фондов в отрасли (60,2 %), так и
еще неосознанной необходимостью со стороны руководства строительных
организаций осуществлять инвестиции в инновации.
3. Дефицит кадров строительных специальностей, возникающий из-за
того что, несмотря на высокую потребность отрасли в профессиональных ра-
ботниках, соискатели на рынке труда, особенно молодое поколение, не имеют
опыта работы и не желают осваивать рабочие специальности.
4. Административные ограничения при получении разрешений на
строительство. Данный фактор является достаточно существенным для инве-
стора, так как при размещении крупных производственных объектов на тер-
ритории области инвестор будет обращать внимание на то, насколько благо-
приятна политика региональных властей в этом вопросе. К сожалению, со-
гласно рейтингу российских регионов по состоянию инвестиционного клима-
та по пункту «Эффективность процедур по выдаче разрешений
на строительство» Ростовская область оказалась в нелучших группах D и C,
что говорит о том, что данные процедуры в регионе выполняются с большой
временной задержкой и характеризуются сложностью. Подобная ситуация
наблюдается и в части постановки на учет объектов недвижимого имущества
и государственной регистрации прав на недвижимость.
5. Наличие аварийного жилищного фонда. Ростовская область по дан-
ному показателю находится среди российских регионов, имеющих высокие
уровни аварийности, что является достаточно плохим показателем.
Программа пространственного развития России должна носить мас-
штабный характер, в нее будут включены задачи по развитию всех состав-
ляющих региона – и городов, и населенных пунктов. Выполнение такой про-
граммы требует соответствующих финансовых ресурсов, в связи с чем в бли-
жайшие шесть лет расходы на нее будут удвоены.
В кардинальном пересмотре нуждается целый ряд подходов к управле-
нию городским развитием, так как в крупных городах год за годом нарастают
серьезные экономические, социальные и экологические проблемы. Решать
эти проблемы необходимо уже именно в условиях перехода к модели разви-
тия высоких технологий агломерации, что требует внедрения современных
технологических решений и цифровизации всех систем управления.
На рисунке 5 представлена система смарт-приоритетов по уровням го-
сударственной власти, а также обозначены основные программы развития,
реализация которых будет способствовать развитию умных городов.

Глобальные цели устойчивого развития

РегиональныеГлобальныйПриоритеты
Региональный

цели развитияразвития
Локальный

1. Стратегиямуниципального
социально-уровня
экономическогоСтратегические
развития регионадокументы
2. Стратегиямуниципальных
инновационногообразований
развития регионарегиона
Федеральный
Развитие цифровой экономики и сферы
информационно-коммуникационных технологий
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
1. Национальная технологическая инициатива
2. Стратегия развития информационного общества РФ на 2017–2030 гг.
и т. д.

Рисунок 5 – Основные смарт-приоритеты
по уровням государственной власти1
Составлен в процессе исследования.
Кооперация с бизнес-структурами, как правило, носит характер парт-
нерства в рамках реализации совместного проекта – частные корпорации бе-
рут на себя существенную роль по проектированию, оснащению и обслужи-
ванию оборудования, внедряемого в городскую инфраструктуру. Кроме того,
они часто занимаются сбором, обработкой и аналитикой данных, что является
важной частью проекта.
Устойчивое развитие региона предполагает достижение экономическо-
го, социального и экологического благополучия, причем реализация всех этих
трех направлений должна происходить одновременно и во взаимоувязке друг
с другом (рис. 6).

СоциальноеЭкономическое
измерениеизмерение
Единое
послегородское
достижения(региональное)
устойчивогопространство –
равновесияsmart city
Экологическое
измерение

Рисунок 6 – Концепция устойчивого развития региона1

Стоит отметить, что разработка концепции проектов в каждом регионе
осуществлялась при участии различных организаций, деятельность которых
связана с данной тематикой. Взаимодействие научно-исследовательских
структур, государственного сектора в лице региональных властей, городских
муниципалитетов и департаментов, специализирующихся на вопросах город-
ского развития, транспорта и окружающей среды, направлено на формирова-
ние компетентного видения реализации заявленной инициативы.
Одним из основных вопросов перехода к модели цифрового города яв-
ляется выбор модели такого перехода. Для этого можно воспользоваться как
централизованными, так и децентрализованными моделями (рис. 7).
Составлен в процессе исследования.
Модели развития высоких технологий агломерации

ДецентрализованнаяЦентрализованнаяЛокальная

для городов-миллионниковдля большихдля средних
и мегаполисови средних городови малых городов

Рисунок 7 – Варианты моделей цифрового города1

Децентрализованная модель цифрового перехода приемлема для таких
городов, как, например, Москва и Санкт-Петербург, так как в данном процес-
се сможет принимать активное участие бизнес-сообщество, а также сам ры-
нок технологий в крупных городах является очень емким.
Централизованную модель лучше использовать для остальных больших
и средних городов, так как они хоть и обладают достаточным объемом потен-
циального рынка для реализации новых цифровых технологий, но ресурсы для
развития у них ограничены. Поэтому процессы цифровой трансформации сле-
дует проводить централизованно под контролем органов местного самоуправ-
ления, которые могут привлечь максимальный объем ресурсов и вовлечь
большое число жителей, общественных организаций, бизнес-игроков и т. д.
На основе компонентного сочетания, теоретико-методологической базы,
инструментарно-методического аппарата и информационно-эмпирической
основы исследования сформулирован ряд рекомендаций, направленных на со-
вершенствование методического инструментария, предназначенного для фор-
мирования системы приоритетов социально-экономического развития региона.
В заключении изложены основные выводы и рекомендации, представ-
ленные в диссертационной работе.

Актуальность темы исследования. Проблема определения системы приоритетов экономической политики, реализуемой в российских регионах, является одной из ключевых в рамках развития стратегического управления в Российской Федерации и ее субъектах, получив усиленную актуализацию в связи с нейтрализацией последствий пандемии и ужесточением санкций. Вы- деление приоритетных направлений социально-экономического развития ре- гиона и страны в целом обусловлено ограниченностью ресурсной базы феде- рального, местного и локального уровня, реализуемой в виде государствен- ной поддержки и частной инвестиционной инициативы, что особенно важно в условиях кризиса и требует целенаправленной аккумуляции усилий на отно- сительно небольшом количестве точек роста региональной экономики, кото- рые могли бы обеспечить максимальную отдачу за счет реализации мультип- ликативных эффектов.
Выбор приоритетов имеет доминантное значение с точки зрения необ- ходимости гибкого реагирования и настройки системы стратегического управления в зависимости от изменяющихся условий внешней среды и целей управления. Комплекс приоритетных направлений развития, ориентирован- ных на зафиксированные сроки и объемы финансирования государственными программами, предполагающий долгосрочный стратегический характер, дает возможность выбирать на каждом этапе реализации принятой стратегии разви- тия региона наиболее эффективные инструменты и методы достижения по- ставленных целей, своевременно корректировать их в случае необходимости, оставляя при этом долгосрочные цели экономической политики без изменений.
В российской практике определение приоритетов связано с целым на- бором трудностей и противоречий, среди которых – отсутствие единого тео- ретико-методического подхода к формированию обоснованных приоритетов реализуемой политики.
Своевременное определение приоритетов регионального роста позволя- ет объективно реагировать на изменения вызовов внешней среды, внутренних условий и ресурсов регионов, обусловленных не интуитивными, экспертными методами, вне стандартных отраслевых специализаций по привычной матри- це развития, а отражающих реально реализуемую государственную экономи- ческую политику текущего времени, что становится особенно актуальным в современных условиях, когда темпы и амплитуды изменений внешней среды как на мировом, так и на национальном уровне динамично изменяются.
Проблематика формирования приоритетов социально-экономического развития региональных систем на протяжении многих лет выступает основой научного дискурса ведущих ученых мира, однако усиление санкций, послед- ствия пандемии и многие другие факторы, влияющие на социально- экономическое развитие, делают избранную тему дискуссионной, поскольку предопределяют обширную полемику в области поиска адаптированных и ак- туальных форм, методов и инструментов оценки текущего и фьючерсного по- ложения регионов, формируя вариативную базу для выработки рекомендаций по реализации устойчивой региональной политики, что подтверждает акту- альность выбора темы настоящего диссертационного исследования, его структуру и логику построения.
Степень разработанности проблемы.
ально-экономического развития посвящен широкий круг научных работ в об- ласти социально-экономического развития региона и экономики обществен-
Классическими трудами, описывающими подходы к решению данной проблемы, являются работы таких исследователей, как: А. Аганбегян, А. Аткин- сон, И. Бланк, С. Глазьев, Е. Гокжаев, А. Гранберг, П. Дасгупта, В. Жданов, В. Лившиц, П. Масгрейв, Р. Масгрейв, А. Пигу, М. Пономарева, Б. Райзберг, Д. Скульчес, Дж. Стиглиц, С. Тяглов, Л. Шахназаров, Р. Шеховцов и др.
Вопросам планирования соци-
ного сектора.
Тематика совершенствования приоритетов развития социально-
экономической политики региона рассматривается в исследованиях зарубеж-
ных авторов: Р. Аллана, С. Прадхана, Д. Томасси и др., и отечественных уче-
ных: Е.Дранниковой, М. Исакина, М. Красноплахича, Ф. Мамбетовой,
Н. Медяника, Я. Михайловой, В. Печаткина, С. Суспицына и др.
Вопросы стратегического развития региональных социально-
экономических систем отражены в научных трудах и иных теоретико-
прикладных исследованиях следующих авторов: А. Альбеков, О. Андрющен-
ко, Е. Анкерман, А. Асаул, Е. Макаренко, Н. Вовченко, С. Галазова, М. Жук,
Т.Кушнаренко, В. Лексин, Л. Матвеева, С. Махошева, О. Пчелинцев,
Л. Усенко и др.
Изучение работ известных экономистов в указанной области показало, что современная теория и практика еще в недостаточной степени едины с точки зрения применения унифицированных методических подходов к опре- делению приоритетов социально-экономического развития регионов. Суще- ствуют некоторые ограничения и в учете территориальной специфики разви- тия субъектов Российской Федерации. Данные проблемы теоретико- методического и научно-прикладного характера в сочетании с актуальностью диссертационной работы обусловили выбор темы исследования, формули- ровку ее цели и основных задач.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в формировании теоретико-инструментального каркаса и выработке практических рекомендаций по совершенствованию системы приоритетов социально-экономической политики региона на основе функционально- отраслевого подхода с учетом согласованности интересов всех субъектов ее реализации.
Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
– обосновать повышение роли принципа приоритизации в пространст- венном развитии социально-экономической системы региона;
– определить сущность, содержание, подходы, инструменты и методы формирования системы приоритетов социально-экономического развития ре- гиона;
–провести анализ системы приоритетов стратегических документов социально-экономического развития Ростовской области и определить основ- ных участников процесса ее формирования;
– разработать алгоритм процесса разработки системы социально-экономического развития региона;
– сформировать предложения по совершенствованию формирования системы стратегических приоритетов экономической политики региона;
приоритетов
методологии социально-
– выработать комплекс практических рекомендаций по совершенство- ванию системы приоритетов Ростовской области с использованием функцио- нально-отраслевого подхода;
– представить методы оценки инвестиционной привлекательности при определении приоритетов социально-экономического развития региона;
– разработать модель развития высоких технологий агломерации как одного из приоритетов социально-экономического роста территорий.
Степень достоверности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертационном исследовании, достигнута благодаря проработке выдвинутых и решенных в процессе работы цели и задач, аргу- ментированности положений и выводов диссертационной работы, непротиво- речивости научно-прикладных элементов научной новизны общим положе- ниям экономической науки, статистическим данным и нормативно- институциональной базе Российской Федерации.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются институциональные и организационно-функциональные отношения основных участников реализации социально-экономической политики региона, интег- рированные целью создания эффективной системы приоритетов его развития, инструменты, методы, подходы к совершенствованию региональной политики. Объектом исследования выступают социально-экономическая система регио- на, политика стратегического развития, комплекс инструментов и методов, ис- пользуемых для формирования системы приоритетов регионального развития. Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей ВАК.
Диссертация выполнена в рамках паспорта специальности ВАК Минобрнауки России 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональ- ная экономика, п. 3.14 «Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов», п. 3.16 «Региональная социально-экономическая политика; анализ особенно- стей и оценка эффективности региональной экономической политики в Рос- сийской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муници- пальных образованиях», п. 3.17 «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и меха- низмы управления. Методическое обоснование и разработка организацион- ных схем и механизмов управления экономикой регионов; оценка их эффек- тивности».
Теоретико-методологическую основу исследования составили фун- даментальные и прикладные научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем в области региональной экономики, пространственного развития, социально-экономического развития регионов; данные официальных сайтов законодательных и исполнительных органов власти, на основе эвристической базы которых взаимообусловлены содержательный и прикладной аспекты изучаемой научной проблемы.
Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на следующих общенаучных и специальных методах: эволюционный, субъектно- объектный, функционально-структурный методы системного анализа; методы наблюдения и сопоставления; таблично-графический метод; непараметриче- ские методы; сравнительный и логико-смысловой анализ, примененных адек- ватно функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументи- рованность результатов исследования, достоверность выводов и положений диссертационной работы.
Информационно-эмпирическая база исследования, обеспечившая репрезентативность исходных данных, формировалась на основе законода- тельных и нормативных актов Российской Федерации, администрации, мини- стерств и ведомств Ростовской области, информационных ресурсов Феде- ральной службы государственной статистики, территориальных подразделе- ний по Южному федеральному округу, аналитических обзоров, монографий ведущих отечественных и зарубежных ученых, общей и специальной литера- туры, интернет-ресурсов, практических разработок автора. Рабочая гипотеза состоит в обосновании совершенствования теоретико- категориального и практического аппарата в области формирования системы приоритетов социально-экономического развития региона, выработке иннова- ционной, научно обоснованной трактовки формирования системы приоритетов регионального развития, с учетом ограниченности бюджетных и экономиче- ских ресурсов региона и определения необходимости их сосредоточения на нешироком наборе приоритетных направлений развития, требующих мини- мальных затрат ресурсов и обеспечивающих максимально возможный эффект от их реализации, на основе функционально-отраслевого подхода, позволяю- щего выделить небольшое количество «горизонтальных» (межотраслевых) приоритетов и сопоставить им в соответствие отраслевые и территориальные подприоритеты, что позволит обеспечить качественные изменения структуры экономики и переход к более прогрессивным моделям развития региона.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Корректно определенные приоритеты являются ключевым залогом выстраивания стратегии социально-экономического развития региона, необ- ходимым звеном процесса систематизации целей фундаментального разви- тия, следовательно, повышение эффективности использования пространст- венного фактора в усилении конкурентных позиций России с учетом сохра- нения и упрочения основ национальной безопасности страны обосновывает необходимость выявления разнонаправленных интересов участников алго- ритмизированного механизма регионального роста и их гармонизацию.
2. Существующие стратегии и программы развития содержат широкий комплекс приоритетов, которые не всегда однозначно согласуются с постав- ленными целями и задачами развития, а также с предлагаемой системой кон- кретных мероприятий, что на практике приводит к распылению бюджетных средств, закреплению устаревшей структуры экономики региона, неэффек- тивному использованию экономических ресурсов, что подтверждает необхо- димость формирования устойчивого научно-прикладного каркаса, основанно- го на разработке классификации приоритетов социально-экономического раз- вития региона.
3. Использование формализованных методов в архитектонике формиро- вания системы приоритетов социально-экономического развития усложнено многофакторным набором процедур мониторинга исходных данных, по- строения интегральных показателей, интерпретацией совокупного взаимодо- полняющего эвристического потенциала региона, что подтверждает важность сочетания экспертных (субъективных) и формализованных (объективных) методов в рамках единой методики (процедуры) определения приоритетов социально-экономического развития региона и формирования системы мно- гоукладности по наиболее результативным критериям. 4. Концепция устойчивого развития региона предполагает обеспечение структурных сдвигов экономического роста, инициирующего увеличение ин- тегральных показателей благосостояния и уровня жизни населения при ми- нимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на локаль- ные экосистемы, обосновывая необходимость совершенствования инструмен- тарно-методического аппарата определения функциональных приоритетов социально-экономического развития региона в рамках реализации стратеги- ческих решений воспроизводственного, институционального, эволюционного и эмпирического характера.
5. Конструктивная методика корректировки системы приоритетов соци- ально-экономического развития региона, наделенная взаимодополняющим эффектом функциональных возможностей, структурируется и применяется в комбинации с использованием ресурсного потенциала многоукладности, за- висит от системы целеполагания социально-экономического развития региона и диктует алгоритм для формирования внутрирегиональных мультиплика- тивных эффектов, увязанных с общенациональными приоритетами, направ- ленными на создание условий для улучшения бизнес-среды, развития регио- нальных компаний, аккумуляции ресурсов, обеспечивая развитие высоких технологий агломерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальном теоретическом обосновании и инструментарно- методическом обеспечении поэтапного процесса совершенствования системы приоритетов социально-экономического развития региона за счет использо- вания функционально-отраслевого подхода и усиления взаимодействия всех заинтересованных участников, разработке внутри- и межрегиональных инте- грационных взаимодействий на основе выявления резервных ресурсов, роста инвестиционной привлекательности и развития высоких технологий агломе- рации.
Основные результаты исследования, обладающие научной новизной, сводятся к следующим.
1. Представлены институционально обоснованные императивы совер- шенствования системы приоритетов социально-экономического развития ре- гиона, сформированные на основе взаимодополняющего сочетания воспроиз- водственно-функциональных возможностей территорий, определяющие зна- чимость приоритизации развития региона в текущих условиях масштабных геополитических и геоэкономических трансформаций макроэкономической политики (обеспечение экономической безопасности, противодействие ин- фляции, сокращение безработицы, активизация инвестиционной активности), что позволит, учитывая необходимость выявления разнонаправленных инте- ресов процесса регионального развития, достичь их гармонизации. 2. Разработана классификация приоритетов многоукладного социально- экономического развития региона, включающая четыре группы институцио- нально сбалансированных факторов: отраслевые (формируемые по отрасле- вому признаку), межотраслевые («горизонтальные», затрагивающие, как пра- вило, несколько или все отрасли экономической системы), структурные (на- правленные на изменение качественных характеристик социально- экономической системы, на развитие), территориально-пространственные (отражающие уровень освоения пространства) приоритеты, что позволит мо- дифицировать приоритеты под дифференцированные задачи синергетически эффективного отраслевого развития региона.
3. Предложен функционально-структурный подход к формированию системы приоритетов социально-экономического развития региона, вклю- чающий несколько уровней приоритетов и подприоритетов, где первый (верхний) уровень представлен 4–6 приоритетами функционального («гори- зонтального») характера, под которыми понимаются широкие категории (по- вышение конкурентоспособности малых и средних предприятий; привлече- ние внешних прямых инвестиций; увеличение экспорта; создание инфра- структуры для развития бизнеса и т. д.), сочетающий свойства межотраслевых и структурных приоритетов, направленных на развитие и изменение качест- венного состояния социально-экономической системы региона, что позволит взаимоувязать цели развития с конкретными отраслями и территориями региона.
4. Сформирована система показателей определения функциональных приоритетов социально-экономического развития региона на основе конвер- генции постулатов теорий сбалансированного роста, включающая группы по- казателей: социально-экономические; эколого-экономические; социально- экологические, разукрупненная по координационно-управленческим подсис- темам, отражающим целевое и фактическое состояние, что позволяет оценить уровень пространственной конкуренции на основе степени достижения стра- тегических целей и эффективность мер, направленных на диффузию научных и технико-технологических инноваций.
5. Сформулированы предложения по инициации роста инвестицион- ной привлекательности и развития высоких технологий агломерации, бази- рующиеся на инновационной функционально-отраслевой системе приорите- тов социально-экономического развития региона, структурированных с выде- лением приоритетов верхнего уровня (цифровизация экономики; модерниза- ция за счет повышения производительности труда, энергоэффективность, экологизация и внедрение наилучших доступных технологий; увеличение до- ли инновационной экономики, экспортно ориентированного производства; поддержка сектора малого и среднего бизнеса, развитие отраслей зеленой экономики), отраслевых и территориально-пространственных подприорите- тов, что позволит сформировать устойчивый каркас функционирования хо- зяйственного комплекса региона при привлечении и распределении ограни- ченных ресурсов.
Теоретическая значимость исследования определяется актуально- стью поставленных задач и заключается в развитии теоретико-методических подходов, позволяющих повысить качество современных инструментов и ме- тодов региональной экономики, способствующих эффективному формирова- нию системы приоритетов социально-экономического развития региона в рамках реализации федеральных и региональных программ регионального развития.
Теоретико-методические аспекты диссертационной работы могут быть применены в ходе подготовки бакалавров и магистров по соответствующим образовательным профилям.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке практических рекомендаций по внедрению и успешной реализа- ции совокупности современных инструментов региональной экономики и оценки качества их работы с целью выявления приоритетов социально- экономического развития региона.
Выводы и результаты осуществленного в рамках диссертационной ра- боты исследования использованы в деятельности Государственного автоном- ного учреждения Ростовской области – Регионального информационно- аналитического центра, при разработке стратегий и программ регионального развития, а также для корректного определения приоритетов результативного социально-экономического роста.
Апробация результатов исследования. Основные выводы, рекомен- дации и предложения диссертационной работы докладывались в течение 2015–2019 гг. на научно-практических конференциях разного уровня в Ростове- на-Дону, Екатеринбурге, Ижевске, Киеве, получив положительную оценку.
По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ общим объемом 7,15 п. л. (в т. ч. авторский вклад – 5,85 п. л.), в журналах, рекомен- дованных ВАК, – 4 работы, 1 статья – в журнале Scopus.
Логическая структура и объем диссертации. Цель, задачи и логика диссертационного исследования определили объем и последовательность его изложения.
Композиционно работа объемом 175 страниц состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка литературы и приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Л. Р. Хайбуллин, М. А. Пономарева // Вестник Ростовского государственногоэкономического университета (РИНХ). – 2– № 3 (63). – 0,7/0,6 п. л.
    Совершенствование методологии формирования системы стратегических приоритетов социально-экономической политики региона
    Р. В. Шеховцов, М. А. Пономарева, Л. Р. Хайбуллин // Вестник Рос-товского государственного экономического университета (РИНХ). – 2–№ 1 (53). – 0,6/0,5 п. л.
    Использование методов оценки инвестиционной привлекательности при определении приоритетов социально-экономического развития региона (на примере Ростовской области)
    Л. Р. Хайбуллин,В. Ю. Боев, М. А. Пономарева // Финансовые исследования. – 2–№ 2 (63). – 0,8/0,6 п. л.
    О корректировке приоритетов социально-экономического развития региона в условиях антиковидных ограничений
    Л. Р. Хайбуллин // Международный научно-исследовательский журнал. –2– № 8–4 (110). – DOI: https://doi.org/23670/IRJ.2– 0,5 п. л.
    Instruments of Investment Attraction in Order to Fulfill the Structural Priorities of Sustainable Regional Development (Study Based on the Rostov Region)
    R. V. Shekhovtsov, M. A. Ponomareva, S. G.Yaroshenko, L. R. Haibullin //Special Issue dedicated to the International Conference «Russia and EU: Developmentand Horizons». – 2– Vol. XX. – Issue – Р. 337–– ERSJ. – 1,2/0,4 п. л.1
    Понятие и принципы формирования системы приоритетов социально-экономического развития региона
    Л. Р. Хайбуллин //Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовойглобализации : материалы научно-практической интернет-конференции.20 февраля – 31 марта 2016 г. – Ростов-на-Дону, 2– 0,25 п. л.
    Разработка алгоритма определения стратегических приоритетов устойчивого развития региона
    Л. Р. Хайбуллин // Концепцииустойчивого развития науки в современных условиях : материалы междуна-родной научно-практической конференции. 28 июня 2017 г. – Екатеринбург,2– 0,3 п. л.
    Анализ согласованности приоритетов социально-экономического развития Ростовской области
    Л. Р. Хайбуллин // Интерак-тивная наука. – 2– № – 0,3 п. л.
    Алгоритмизация отбора стратегических приоритетов социально-экономического развития региона
    Л. Р. Хайбуллин // Зеленаялогистика: концепции минимизации нагрузки на окружающую среду и сохра-нения планеты для будущих поколений : материалы международного научно-практического ХII Южно-Российского логистического форума. 14–18 октября2016 г. – Ростов-на-Дону : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2– 0,3 п. л.
    Определение стратегических приоритетов региона на основе показателей устойчивого развития
    Л. Р. Хайбуллин, М. А. Пономарева // Черноморско-Каспийский форум сотруд-ничества: Безопасность. Устойчивость. Развитие : материалы международнойдискуссионной площадки. 6 октября 2017 г. – Ростов-на-Дону : ИПК РГЭУ(РИНХ), 2– URL: http://bscscf.rsue.ru/sbornik.pdf. – 0,3/0,2 п. л.
    Отрасли зеленой экономики как стратегический приоритет социально-экономического развития региона (на примере Ростовской области)
    Л. Р. Хайбуллин // Инновационные достижения зеленой логи-стики: международный опыт и российская практика : материалы междуна-родной научно-практической конференции. XIII Южно-Российский логисти-ческий форум. 19–20 октября 2017 г. – Ростов-на-Дону, 2– 0,3 п. л.
    Introduction of the smart cities model as one of priori-ties of social and economic development of territories
    L. R. Haibullin //Технологiний аудит та резерви виробництва. – 2– № 4/5 (42). – 0,3 п. л.
    Формирование «умных» городов в системе приоритетных задач устойчивого регионального развития
    Л. Р. Хайбуллин //Danish Scientific Journal. – 2– № – 0,5 п. л.
    Основные участники процесса формирования системы приоритетов социально-экономического развития региона
    Л. Р. Хайбуллин // Развитие российской экономики и ее безопасность в усло-виях современных вызовов и угроз : материалы международной научно-практической конференции. 11 апреля 2019 г. – Ростов-на-Дону, 2–0,3 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации