Формирование у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
– 16 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-150 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы формирования у старших дошкольников целостной картины мира……17-
1.1. Целостная картина мира как философская и психолого-педагогическая категория…………………………………………………………………………17-
1.2. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании у детей целостной картины мира ……………………………..28-
1.3. Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности ………………………………….43- 51 Выводы по первой главе
– 53 ГЛАВА 2. Театрализованная деятельность как средство формирования у старших дошкольников целостной картины мира
-150
2.1. Выявление сформированности у старших дошкольников картины мира и педагогических условий её формирования в дошкольной образовательной организации………………………………………………………………………54-102
2.2. Реализация модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации ………………………………………………..103-137
2.3. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности …………………………………………………………………..138-148
Выводы по второй главе………………………………………………………149-150 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..151-152 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………….153 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….154-175 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….176-216
3
Приложение 1. Протоколы выполнения детьми диагностического задания «Рисунок «Кем я стану» ………………………………………………………….176-177
Приложение 2. Планирование работы с педагогами для повышения их компетентности в вопросах формирования у старших дошкольников
целостной картины мира………………………………………………………..178-185
Приложение 3. Подготовка и организация театрализованной
деятельности старших дошкольников………………………………………….186-194
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование работы с детьми……………………………………………………………………………..195-203
Приложение 6. Сказочные сюжеты для театрализованной деятельности дошкольников…………………………………………………………………….208-210
Приложение 7. Постановочный план театрализованного действия
«Волшебный замо́ к» для зрителей театра «Балаганчик» 5-7 лет ……………211-212
Приложение 8. Анализ совпадений и различий характеристик экспериментальных и контрольных групп методами математической
статистики ……………………………………………………………………….213-216
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; сформулирова- ны тема, цель, объект, предмет, задачи исследования; определена его гипотеза, обо- значены методологические и теоретические основы, методы исследования; раскры- ты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены вы-
носимые на защиту положения.
В первой главе «Теоретико-методологические основания изучения пробле- мы формирования у старших дошкольников целостной картины мира» цело- стная картина мира раскрыта как философская и психолого-педагогическая катего- рия; показана значимость потенциала театрализованной деятельности для форми- рования у детей целостной картины мира; представлена модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности.
В научных трудах Л.А. Гореликова, М.С Кагана, В.Н. Сагатовского и др. авто- ров показано, что с 90-х г.г. ХХ в. в связи с признанием системно-динамической, синергетической концепции универсального развития доминирует признание мно- гомерных образов окружающей действительности и многополярной модели обще- ственной жизни. Это относится и к картине мира. Категория «картина мира» рас- крывается А.Н. Леонтьевым Б.Г. Кузнецовым, А.Я. Гуревичем, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. учеными на уровне обобщения и систематизации знаний, ос- мысления окружающей действительности в зависимости от позиции субъекта по- знания в пространстве науки и современной культуры. Множественность картин мира ученые объясняют многогранностью окружающего, неустойчивостью куль- турных явлений, влиянием макросоциальных процессов на различные сферы жизни человека и поиском новых позиций в науке.
Раскрыты основания целостного подхода к картине мира, представленные в ра- ботах В.П. Зинченко, В.И. Вернадского, Р. Шредера, В.С. Степина, Ю.М. Лотмана, Л.М. Босовой и др. ученых, а также принципы формирования целостной картины мира. В структуре картины мира человека М.М. Бахтиным, Т.Ф. Кузнецовым, Г.Д. Гачевым и др. выделен представленный у всех носителей культуры инвариантный компонент и сформированный на основе личностного опыта субъекта вариативный компонент. Отмечена обусловленность смены картин мира человека принятием их культурологической проекции в рамках научной, художественной или религиозной модели мира, а также осознанием их взаимосвязи и возможности совместного су- ществования.
Моделирование старшими дошкольниками картины мира как целостного обра- зования при осознании взаимосвязей между его компонентами, а также расшире- нии, углублении и корректировании их содержания в ходе постепенного освоения
окружающей действительности обосновано в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Галь- перина, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, Д.Б. Эльконина и др. ученых. Исследова- ния М.В. Корепановой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др. по- казали обусловленность особенностей картины мира старшего дошкольника фор- мированием его представлений о себе и включением в процесс деятельности. Про- блема формирования картины мира дошкольников раскрыта в работах И.Э. Кули- ковской, Е.Ф. Купецковой, Н.Г. Медведевой, Н. Хапперца и др. Рассмотрено фор- мирование у детей целостного образа природы; образа семьи; этнокультурных представлений; основ миропонимания на материале астрономии; естественнонауч- ной картины мира; целостной картины мира в педагогической системе К.Д. Ушин- ского; представлены результаты анализа эволюции мировидения детей.
При выборе средств формирования у старших дошкольников целостной карти- ны мира мы остановили свое внимание на театрализованной деятельности, которая в исследованиях С.В. Батуевой, И.Е. Киселевой, А.А. Леонтьева, И.В. Лесняк и др. ученых представлена как социокультурное явление, способствующее эмоциональ- ному, познавательному, нравственному, эстетическому, коммуникативному, твор- ческому и личностному развитию детей, закреплению их представлений об одоб- ряемых значимыми взрослыми гуманных ценностях, правилах поведения. Модели- рование средствами театрализованной деятельности познаваемого дошкольниками образовательного пространства в работах О.А. Антоновой, С.А. Козловой, В.В. Комлевой и др. ученых раскрыто как условие их успешной социализации.
Результаты теоретико-методологического анализа проблемы исследования по- зволили разработать модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности, она представлена на ри- сунке 1. В структуре модели выделены следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, средства, методы, организационные формы, педагогические условия, результат. Подробное описание их содержания и взаимо- связи раскрыты в тексте диссертационной работы.
На основе результатов анализа научной педагогической, психолого- педагогической, культурологической, социально-педагогической литературы нами сформулированы следующие выводы:
– категория «картина мира» раскрыта в разных областях науки на уровне обоб- щения и систематизации знания о мире; выделены основания целостного подхода к картине мира, аргументирована ее многомерность;
– картина мира может быть сформирована как общекультурное или националь- ное достояние, а также в рамках религии, науки или индивидуального сознания;
– на структуру и содержание картины мира оказывают влияние культурная тра- диция, национальная ментальность, этнический язык как система миропонимания, а также опыт человека в области коммуникативной и практической деятельности;
– формирование целостной картины мира как системы представлений о кон- кретных объектах, обобщенных явлениях и их взаимосвязях возможно у старших дошкольников при осмыслении в разных областях бытия связей, которые выраже- ны в языке понятиями и категориями;
Рисунок 1. Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности
– интегративный характер детской театрализованной деятельности способствует формированию у детей познавательного, эмоционально-ценностного, коммуника- тивного и поведенческого компонентов целостной картины мира;
– отсутствие системных исследований по проблеме формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельно- сти обусловлено недостаточной разработанностью целостного подхода к решению указанной проблемы;
– предложенная модель формирования у старших дошкольников целостной кар- тины мира средствами театрализованной деятельности может способствовать раз- витию и уточнению системных представлений детей об окружающей действитель- ности.
Во второй главе «Театрализованная деятельность как средство формиро- вания у старших дошкольников целостной картины мира» раскрыты организа- ция и содержание опытно-экспериментальной работы, результаты выявления ус- пешности формирования у старших дошкольников познавательного, эмоциональ- но-ценностного, коммуникативного, поведенческого компонентов целостной кар- тины мира и педагогических условий ее формирования в ДОО; реализация в усло- виях ДОО модели формирования у старших дошкольников целостной картины ми- ра средствами театрализованной деятельности.
В педагогическом исследовании на базе ГБОУ «Лицейско-гимназический ком- плекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Мар- шала В.И. Чуйкова») приняли участие 200 дошкольников. Мы объединили их в че- тыре группы: в экспериментальную группу ЭГ1 (60 детей) и контрольную КГ1 (60 детей) вошли дошкольники 7-го года жизни; в экспериментальную группу ЭГ2 (40 детей) и контрольную КГ2 (40 детей) – дошкольники 6-го года жизни.
В констатирующем исследовании участвовали дошкольники групп ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2; затем с детьми экспериментальных групп ЭГ1 и ЭГ2 проводилась педаго- гическая работа по формированию целостной картины мира средствами театрали- зованной деятельности. Дети групп КГ1 и КГ2 в формирующем исследовании не участвовали, они приняли участие в контрольном эксперименте.
Для выявления успешности формирования у старших дошкольников познава- тельного, эмоционально-ценностного, коммуникативного и поведенческого компо- нентов целостной картины мира мы сконструировали диагностическую программу, включающую беседу, выполнение детьми рисунков с пояснениями их содержания, диагностическое задание на основе авторской методики Н.Я. Семаго, проблемные ситуации, коллективную продуктивную деятельность и совместные со сверстника- ми игры с правилами. Эта программа способствовала изучению представлений де- тей о социально значимых праздниках и их атрибутах, профессиях взрослых, эмо- циональных состояниях человека, принятых в социуме и одобряемых близкими взрослыми нормах поведения в общественных местах, правилах успешного взаи- модействия со сверстниками в продуктивной, игровой и творческой деятельности.
Качественная оценка успешности выполнения детьми заданий предложенной диагностической программы способствовала определению успешности формиро- вания у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Для этого 13
были использованы предложенные нами показатели. Для познавательного компо- нента картины мира ими стали полнота содержания представлений, их обобщен- ность, осознанность и системность; для эмоционально-ценностного компонента картины мира – эмоционально окрашенное отношение ребенка к своим ощущени- ям, впечатлениям и деятельности; к окружающей действительности и деятельно- сти других людей; выделение им значимых для себя объектов и событий окру- жающего мира, умение объяснить свое отношение к ним и другим людям; выявить соответствие поведения культурным ценностям; для коммуникативного компонен- та картины мира – эмоциональное отношение дошкольника к общению со свер- стниками, понимание настроения и эмоционального состояния другого человека, умение взаимодействовать со сверстниками; для поведенческого компонента кар- тины мира – проявление ребенком инициативы и самостоятельности для получения информации об окружающей действительности.
Для количественной оценки успешности формирования у старших дошколь- ников компонентов целостной картины мира мы разработали критерии оценки ука- занных выше показателей в условных баллах по 3-балльной системе. Они пред- ставлены в тексте работы. Приведенные показатели и критерии позволили выде- лить три уровня успешности выполнения детьми заданий диагностической про- граммы (условно высокий, средний, низкий) и основанные на них уровни успешно- сти формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Их подробное описание также представлено в тексте диссертации. Таким образом, раскрыт инструмент для количественной оценки динамики успешности формиро- вания у старших дошкольников компонентов целостной картины мира в ходе опытно-экспериментальной работы. Успешность выполнения детьми диагностиче- ских заданий констатирующего эксперимента представлена в таблице 1.
Анализ результатов выполнения детьми заданий диагностической программы показал следующее:
успешность старших дошкольников при выполнении заданий диагностиче- ской программы преимущественно соответствует среднему и низкому уровням, яр- ко выраженных различий в успешности детей из разных групп не выявлено;
у большинства дошкольников недостаточно сформированы представления о
социально значимых явлениях и событиях, о содержании профессионального труда взрослых, о причинах разных эмоциональных состояний человека;
дети затрудняются обобщать информацию о социальном мире и формулиро- вать уточняющие вопросы для ее уточнения.
недостаточный запас представлений затрудняет выбор детьми в проблемных ситуациях поведения, которое соответствует общепринятым правилам и одобрено их ближайшим окружением;
– многие дошкольники не умеют планировать совместную со сверстниками иг- ровую и продуктивную деятельность, обсуждать их правила и последовательность, оценивать результаты.
Таблица 1 – Успешность выполнения дошкольниками диагностических заданий констатирующего эксперимента
Группы детей
Группа ЭГ1 Группа КГ1 Группа ЭГ2 Группа КГ2
Группа ЭГ1 Группа КГ1 Группа ЭГ2 Группа КГ2
Группа ЭГ1 Группа КГ1 Группа ЭГ2 Группа КГ2
Распределение результатов выполнения детьми диагностиче- ских заданий по уровням успешности (в %)
Условно высокий уровень успешности
51,7 50,0 40,0 42,5
10,0 6,7 3,4 6,7 5,0 35,0 21,7 17,5 11,7 8,3 5,0 6,6 6,7 30,0 23,3 17,7 2,5 7,5 – 5,0 2,5 25,0 20,0 12,8 5,0 5,0 2,5 7,5 5,0 20,0 17,5 13,2
Средний уровень успешности
36,6 75,0 35,0 71,6 32,5 82,5 29,5 77,5
81,7 38,3 51,7 55,0 60,0 48,3 55,9 78,3 40,0 46,7 50,0 66,7 50,0 54,8 82,5 37,5 35,0 47,5 57,5 52,5 53,5 80,0 40,0 37,5 42,5 67,5 55,0 53,9
Низкий уровень успешности
11,7 15,0 15,0 16,7 27,5 15,0 25,0 17,5
11,6 58,3 41,6 40,0 5,0 30,0 26,6 13,4 55,0 46,7 43,3 3,3 26,7 27,5 10,0 62,5 60,0 50,0 17,5 27,5 33,7 15,0 57,5 55,0 52,5 12,5 27,5 32,9
где 1 задание – беседа «Что я знаю о праздниках», 2 задание – рисунок «Кем я стану» и пояснение его содержания, 3 задание – рисунок «Сюрприз для друга» и пояснение его содержания, 4 задание – диагностическое задание «Эмоции и на- строение», 5 задание – игра «Мыльные пузыри», 6 задание – совместная продук- тивная деятельность «Полет к звездам», 7 задание – проблемные ситуации «Одна- жды на прогулке», 8 задание – игра с правилами «Пешеходы и автомобили».
Указанные трудности показали, что в детском саду ведется педагогическая ра- бота с целью формирования и обогащения представлений старших дошкольников о природном и социальном мире, но ее содержание недостаточно раскрывает ценно- стные ориентиры, социально значимые явления и связи, правила поведения в раз- ных ситуациях, что затрудняет формирование у детей целостной картины мира.
Выявленная при анализе результатов констатирующего эксперимента успеш- ность формирования у детей познавательного, эмоционально-ценностного, комму- никативного и поведенческого компонентов целостной картины мира представлена на рисунке 2. У большинства дошкольников каждой группы она соответствует среднему и низкому уровням.
Для выявления педагогических условий формирования у старших дошкольни- ков целостной картины мира в ДОО мы провели изучение педагогической докумен тации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью на базе ГБОУ
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Все задания
Рисунок 2. Успешность формирования у дошкольников компонентов целостной картины мира. Констатирующий эксперимент
«Лицейско-гимназического комплекса на Юго-Востоке» г. Москвы, а затем ГБОУ «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова». В исследовании приняли участие 40 педагогов.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми, пред- ставлений педагогов о целостной картине мира ребенка старшего дошкольного возраста и эффективных средствах ее формирования показал следующее. В целом педагогическая работа по формированию у дошкольников картины мира носит фрагментарной характер; педагоги проводят с детьми экскурсии, наблюдения, бе- седы, используют моделирование, рассматривание иллюстраций и другие традици- онные приемы работы с дошкольниками. Педагоги отметили значимость для фор- мирования у детей картины мира предметно-развивающей среды ДОО, а также иг- ровой и познавательной деятельности дошкольников, их совместной деятельности со взрослыми, сотрудничества с родителями. Систематическое использование средств театрализованной деятельности для целенаправленного формирования у детей компонентов картины мира не выявлено. Педагоги проявили интерес к вклю- чению театрализованной деятельности в педагогический процесс для формирова- ния у старших дошкольников целостной картины мира и выразили желание повы- сить свою компетентность в этом направлении.
В ходе формирующего эксперимента разработано и реализовано содержание методической работы с педагогами ДОО, сотрудничества педагогов и родителей, творческого взаимодействия педагогов и детей, научно-методического сопровож-
дения педагогического процесса формирования у старших дошкольников целост- ной картины мира средствами театрализованной деятельности. Образовательная среда ДОО обогащена разными видами театра и атрибутами, иллюстрациями со сценами из детских спектаклей профессиональных театров и др. средствами. Ис- пользование театрализованной деятельности в различных организационных фор- мах работы с детьми в основном и дополнительном образовании расширило воз- можности успешного формирования у них целостной картины мира. Выполнена проверка эффективности внедрения в педагогический процесс модели формирова- ния у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализован- ной деятельности.
Основной особенностью предложенной нами модели является формирование у детей познавательного, эмоционально-ценностного, коммуникативного и поведен- ческого компонентов целостной картины мира при организации театрализованной деятельности со сверстниками с использованием разных видов театра. Формирова- ние указанных компонентов включало образовательную, развивающую и воспита- тельную работу с дошкольниками. Содержание образовательной работы было направлено на обогащение, расширение, уточнение и закрепление представлений детей о социальном мире, формирование у них навыков коммуникации, взаимодей- ствия и сотрудничества в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Содержание развивающей работы способствовало развитию у старших дошколь- ников мыслительных операций сравнения, группировки, обобщения, способности выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные зависимости ме- жду социальными явлениями и событиями, делать выводы. Содержанием воспи- тательной работы было формирование у детей мотивации конструирования цело- стной картины мира, потребности приобщения к культурному опыту, желания про- явить свои творческие возможности при использовании разных видов театра.
Показана значимость взаимодействия педагогов основного и дополнительного образования ДОО в процессе планирования, организации и реализации театрализо- ванной деятельности старших дошкольников по сюжетам доступных их понима- нию произведений детской художественной литературы и проблемных жизненных ситуаций, а также взаимодействие ДОО и семьи на всех этапах опытно- экспериментальной работы. Раскрыты структура и содержание педагогической ра- боты для формирования у старших дошкольников целостной картины мира на раз- ных этапах овладения ими театрализованной деятельностью.
Этап 1. Подготовительный. Для подготовки детей к самостоятельной театра- лизованной деятельности предусмотрена как последовательная, так и параллельная работа в следующих направлениях: Фольклор и игры. Сказка. Сценический образ. Зеркало. Послушное тело. Выразительный образ.
Этап 2. Драматизация художественного произведения. При организации те- атрализованной деятельности старших дошкольников по сценарию художественно- го произведения или сказки предусмотрена последовательная работа в следующих направлениях: Ознакомление с художественным произведением. Знакомство с эпи- зодами произведения. Художественное изображение эпизодов театрализованного действия. Театрализованные игры. Драматизация сцен из художественного произ-
ведения. Театр «Балаганчик».
Участие дошкольников в театрализованной деятельности способствовало фор-
мированию понятий «пространство», «количество», «простое», «сложное», «часть», «целое», «событие», «опыт», «сюжет», «персонаж», «выразительность», «мимика», «пантомима», «передача информации», «отрывок», «воображение», «случай»; уточнению содержания понятий «волшебный», «добрый», «злой», «забота», «со- страдание», «добродушие», «подвиг», «упрямство», «настроение», «чувства» и др.
Для выявления динамики успешности формирования у старших дошкольников целостной картины мира был проведен контрольный эксперимент, он проходил в два этапа. На первом этапе в конце 2016-2017 уч.г. в нем приняли участие 200 дошкольников: 60 детей из группы ЭГ1; 60 детей из группы КГ1; 40 детей из груп- пы ЭГ2 и 40 детей из группы КГ2. В ходе контрольного эксперимента дошкольни- кам были предложены наиболее информативные задания диагностической про- граммы, аналогичные заданиям констатирующего эксперимента. Успешность вы- полнения их детьми представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Успешность выполнения детьми диагностических заданий на первом этапе контрольного исследования
Группы детей
Группа ЭГ1 Группа КГ1 Группа ЭГ2 Группа КГ2
Группа ЭГ1 Группа КГ1 Группа ЭГ2 Группа КГ2
Успешность выполнения детьми диагностических заданий (в %) Задание Задание Задание Задание Задание Задание Задание Все
1 2 3 4 5 6 7 задания Условно высокий уровень успешности
68,3 70,0 30,0 31,7 52,5 42,5 22,5 25,0
55,0 78,3 21,7 36,7 32,5 52,5 22,5 25,0
66,7 58,3 31,2 31,7 47,5 45,0 20,0 22,5
33,3 31,7 35,5 46,6 37,5 35,0 55,0 50,0
– 10,0 33,3 21,7 15,0 20,0 25,0 27,5
70,0 66,6 30,0 31,3 47,5 45,7 20,0 22,5
30,0 30,6 56,7 51,7 37,5 42,1 67,5 55,3
– 2,8 13,3 17,0 15,0 12,2 12,5 22,2
Средний уровень успешности
31,7 30,0 60,0 60,0 40,0 52,5 62,5 60,0
35,0 21,7 65,0 38,3 57,5 35,0 42,5 50,0
Низкий уровень успешности
Группа ЭГ1
Группа КГ1
Группа ЭГ2 7,5 5,0
10,0 – 13,3 25,0 10,0 12,5 35,0 25,0
— 10,0 8,3
Группа КГ2
15,0 15,0
где 1 задание – рисунок «Кем я стану», 2 задание – рисунок «Сюрприз для друга», 3 задание – диагностическое задание «Эмоции и настроение», 4 задание – игра «Сложи картинку», 5 задание – панно «Мир природы», 6 задание – проблем- ные ситуации «На прогулке», 7 задание – игра «Пешеходы и автомобили».
После окончания 2016-2017 уч.г. дошкольники из экспериментальной группы ЭГ1 и контрольной группы КГ1 были переведены в школьное отделение нашей образовательной организации и в эксперименте больше не участвовали.
На втором этапе в конце 2017-2018 уч. г. в контрольном эксперименте участво- вали 80 дошкольников: 40 детей из группы ЭГ2 и 40 детей из группы КГ2. На этот момент дети из группы ЭГ2 участвовали в формирующем эксперименте два года. Успешность выполнения этими старшими дошкольниками диагностических зада- ний на втором этапе контрольного эксперимента представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Успешность выполнения детьми диагностических заданий на втором этапе контрольного исследования
Группы детей
Группа ЭГ2 Группа КГ2
Группа ЭГ2 Группа КГ2
ГруппаЭГ2 Группа КГ2
Успешность выполнения детьми диагностических заданий (в %) Задание Задание Задание Задание Задание Задание Задание Все
1234567 Условно высокий уровень успешности
задания
72,5 70,0 67,5 72,5 35,0 32,0 32,5 35,5
Средний уровень успешности 27,5 30,0 32,5 27,5 52,5 58,0 52,5 47,0
60,0 65,0 37,5 37,5
40,0 35,0 42,5 45,0
75,0 68,9 35,0 35,0
25,0 31,1 55,0 50,4
Низкий уровень успешности
– – – – – – – –
12,5 10,0 15,0 17,5 20,0 17,5 10,0 14,6
Успешность формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира, выявленная на первом этапе контрольного исследования, представ- лена на рисунке 3, а выявленная на втором этапе – на рисунке 4.
Рисунок 3.Успешность формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Первый этап контрольного эксперимента
Рисунок 4. Успешность формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Второй этап контрольного эксперимента
Результаты контрольного эксперимента показали следующее:
представленная педагогическая модель является эффективной при использо- вании в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками; предусмотренная ею театрализованная деятельность доступна дошкольникам старше пяти лет, вызывает у них интерес и эмоциональный отклик;
целостная картина мира большинства старших дошкольников из эксперимен- тальных групп уточнена, дополнена и расширена, успешность ее формирования со- ответствует в основном условно высокому и среднему уровням;
более успешно целостная картина мира сформирована у детей, которые уча- ствовали в формирующем исследовании два учебных года;
большинство родителей выразило доверие к сотрудничеству с педагогами в указанном направлении педагогического поиска.
Значительное увеличение количества дошкольников из экспериментальных групп ЭГ1 и ЭГ2, чья успешность формирования компонентов целостной картины мира соответствует среднему и условно высокому уровням, мы объясняем эффек- тивностью предложенных мер, а наличие в экспериментальной группе ЭГ1 детей с низким уровнем успешности формирования эмоционально-ценностного и пове- денческого компонентов целостной картины мира – необходимостью более ранне- го начала систематической работы в этом направлении.
Проведение второго этапа контрольного исследования позволило выявить по- ложительное влияние длительности участия детей в формирующем эксперименте на становление их личностного мировоззрения и успешность моделирования це- лостной картины мира.
Анализ совпадений и различий характеристик экспериментальных и контроль- ных групп, измеренных в порядковой шкале, был выполнен нами при использова-
нии критерия однородности 2. Характеристики экспериментальной группы ЭГ1 и контрольной группы КГ1, а также экспериментальной группы ЭГ2 и контрольной группы КГ2 до проведения эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05. Достоверность различий между ними после эксперимента составляет 95,0 %. Рас- четы представлены в приложении к диссертации.
В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы сле- дующие выводы:
1. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и резуль- татов выполненного нами педагогического эксперимента сформулировано опреде- ление «целостной картины мира старшего дошкольника», что позволило уточнить содержание и структуру осведомленности ребенка об окружающей действительно- сти, определить понятия и категории социального мира, которые могут быть сфор- мированы у него при включении в театрализованную деятельность.
2. Предложенные диагностическая программа и критериальный аппарат иссле- дования способствовали качественной оценке успешности формирования у стар- ших дошкольников познавательного, эмоционально-ценностного, коммуникатив- ного и поведенческого компонентов целостной картины мира, выявлению особен- ностей их содержания, а также количественной обработке результатов эмпириче- ского исследования.
3. Констатирующее исследование показало, что в картине мира старших до- школьников недостаточно представлены ценностные ориентиры, социально значи- мые явления, опыт коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. В общем, картина мира дошкольников характеризу- ется фрагментарностью и недостаточной осознанностью взаимосвязи ее компонен- тов.
4. Педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования у старших дошкольников целостной картины мира, включают
повышение компетентности педагогов в вопросах организации ситуаций иг- рового взаимодействия детей с использованием средств театрализованной деятель- ности для формирования у них целостной картины мира в непосредственно образо- вательной и свободной деятельности;
организацию образовательной театрализованной среды ДОО, включающей средства театрализованной деятельности, для обогащения используемых в работе педагогов с дошкольниками информационно-рецептивного, репродуктивного, про- блемного, эвристического, исследовательского методов и разностороннего разви- тия детей;
использование в педагогическом процессе ДОО модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности.
5. Эффективность разработанной модели формирования у старших дошкольни- ков целостной картины мира средствами театрализованной деятельности доказана в ходе ее экспериментальной апробации и внедрения в педагогический процесс ДОО.
6. Результаты выполненного исследования показали, что интеграция в педаго- гическую практику модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности обуславливает возмож- ность реализации указанных во ФГОС ДО принципов дошкольного образования при систематическом включении театрализованной деятельности в воспитательно- образовательную работу с детьми.
В диссертационной работе решены все поставленные задачи, реализована цель исследования, подтверждены выдвинутая гипотеза и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное нами исследование позволяет обозначить перспективы дальней- шей разработки указанной темы. Это определение условий преемственности фор- мирования у детей целостной картины мира на ступенях дошкольного и начального школьного образования; дальнейшая разработка методов формирования у дошко- льников понятий и категорий социального мира и мира природы средствами теат- рализованной деятельности; разработка приемов взаимодействия с родителями для формирования у старших дошкольников понятийного уровня мышления.
Актуальность исследования. В условиях трансформаций в современном об- ществе духовно-нравственных ориентиров актуальным является поиск средств формирования в структуре картины мира старшего дошкольника представлений о культурных традициях, социальных отношениях, способах взаимодействия и ком- муникации, а также эмоционально-ценностного отношения к явлениям социаль- ной действительности. Направленность системы отечественного дошкольного об- разования на успешную социализацию и индивидуализацию детей в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [156] обусловливает необходимость поиска педагогических средств, способ- ствующих формированию у ребенка общей культуры личности, развитию ини- циативы и творческих способностей в привлекательных и соответствующих воз- расту видах деятельности.
В дошкольной педагогике можно выделить направления научного поиска, ко- торые способствуют обогащению и уточнению представлений старших дошколь- ников о мире. Это ознакомление детей с живой и неживой природой, воспитание у них эстетического и ценностного отношения к ее проявлениям, экологических представлений раскрыто в работах Л.М. Гафаровой [41], В.А. Зебзеевой [67], С.И. Коуровой [87], И.К. Лисеева [109], О.Ю. Поляковой [153]; Н.А. Рыжовой, И.А. Лыковой [164], О.А. Соломенниковой [179] и др. ученых. Формирование у до- школьников представлений о социальном мире, ценностного отношения к его яв- лениям и событиям, обоснованное в трудах М.А. Арсеновой [7], Л.В. Безруковой [15], Р.Х. Гасановой [40], Н.С. Ежковой, Э.А. Добриян [60], Л.В. Коломийченко [79], М.В. Крулехт [98; 181], Н.В. Поповицкой [155]; О.В. Скиф, С.И. Карповой [175], Э.И. Шараповой [195] и др. исследователей.
Развитие у старших дошкольников этнокультурных представлений и приобще- ние к этнографической культуре, раскрытое в трудах Н.С. Александровой [3], Е.С. Бабуновой [10], Л.А. Буровкиной [25], С.Д. Кириенко [73], Р.М. Хаертдиновой [192], Н.Ю. Шлат [197] и др. ученых. Обогащение картины мира ребенка эстети- ческими обобщениями, разработанное Т.С. Комаровой [81], М.Б. Зацепиной [66], И.Н. Куланиной [94], Г.П. Новиковой [133] и др. представителями научной Шко- лы эстетического воспитания, а также К.Х. Гизатуллиной [43], И.А. Лыковой [115], Е.М. Торшиловой [185], Л.А. Труфановой [186] и др. учеными.
Влияние личностного развития ребенка на уточнение им картины мира показа-
но Э.И. Бахтеевой [12], М.В. Корепановой [84], М.В. Крулехт [97], М.И. Лисиной [110], Н.И. Непомнящей [136], С.Л. Рубинштейном [162], Д.Б. Элькониным [201] и др. исследователями.
Отмечая значимость для конструирования целостной картины мира представ- лений дошкольника о социальных связях и отношениях, способах взаимодействия и коммуникации, эмоционально-ценностных ориентирах, мы обратили свое вни- мание на потенциал театрализованной деятельности дошкольников, как выделен- ного в отечественной науке специфического вида художественно-творческой дея- тельности. Положительное влияние участия детей в ролевых и театрализованных играх на осмысление причин поведения людей в разных жизненных ситуациях, понимание проявлений чувств и настроения человека, усвоение правил отноше- ния с социумом и природой, формирование символико-моделирующих видов детской деятельности выделено Л.В. Артёмовой [9], A.B. Запорожцем [64], М.Б. Зацепиной [66], А.А. Леонтьевым [102], Д.Б. Элькониным [200] и др. учеными.
Моделирование в театрализованной деятельности различных ситуаций и явле- ний социального мира при использовании элементов игры С.В. Батуева [11], М.А. Васильева [27], Н.Ф. Губанова, М.В. Губанов [52], И.Е. Киселева [74] и др. авторы рассматривают как условие формирование у детей социокультурного опы- та; И.В. Зотова [69], И.В. Лесняк [108] и др. исследователи – социально- коммуникативной компетентности.
В отечественной педагогике и психологии учеными выделена значимость дет- ской театрализованной деятельности для познавательного, речевого, двигательно- го и эмоционального развития дошкольников, формирования у них коммуника- тивных навыков, опыта взаимодействия со сверстниками в совместной деятельно- сти, для развития творческих способностей. Это позволило нам рассмотреть по- тенциал театрализованной деятельности с точки зрения формирования у старших дошкольников представлений и знаний об окружающем мире в форме понятий, а саму театрализованную деятельность – как инструмент разностороннего развития детей при педагогическом воздействии.
В соответствии с профессиональным стандартом [157] деятельность педагогов
дошкольного образования включает формирование компетенций, которые необ- ходимы для развития детей и организации их взаимодействия в осуществляемых в дошкольном возрасте видах деятельности, в том числе, в ролевых и режиссерских играх. Мы отнесли это положение также к формированию у старших дошкольни- ков представлений о социальном мире и организации театрализованной деятель- ности детей. Однако, научное исследование С.Н. Томчиковой [184] показало, что педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) затрудняются в ис- пользовании театрализованной деятельности старших дошкольников для их раз- вития в связи с недостаточной теоретической и практической подготовкой в этом направлении.
Раскрывая особенности развивающей среды ДОО, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Но- вицкая и др. авторы [47], Н.Ф. Губанова [51], О.В. Дыбина, Л.А. Пенькова, Н.П. Рахманова [58], Ю.Ю. Золотухина [68], В.В. Комлева [83], Н.В. Лексакова [101] и др. исследователи выделяют ее наполнение при комплексно-тематическом по- строении образовательного процесса, при обеспечении образовательной деятель- ности в процессе реализации различных видов детской и детско-взрослой дея- тельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды со- гласно указанным во ФГОС ДО [156] принципам направлена как на создание ус- ловий для реализации разных видов детской деятельности, так и на обеспечение развития ребенка в выделенных образовательных областях. При этом наиболее удовлетворяет потребности дошкольника в самостоятельности, инициативе и творчестве ее содержательное
наполнение на основе интегрированного подхода.
Результаты изучения современного программно-методического обеспечения
реализации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду показа- ли, что инструментарий для формирования у детей целостной картины мира сред- ствами театрализованной деятельности разработан недостаточно.
Все вышеизложенное позволило выявить противоречия:
– между задачами образования, связанными с формированием целостной лич- ности дошкольника, способного к гармоничному и максимально полному взаимо- действию с окружающим миром, и недостаточным использованием для этого имеющихся ресурсов детских образовательных организаций, в том числе театра- лизованной деятельности старших дошкольников;
– между значимостью формирования целостной картины мира у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточно представленным в пе- дагогической литературе опытом использования для этого средств театрализован- ной деятельности;
– между потенциальными возможностями театрализованной деятельности для развития и воспитания дошкольников и недостаточной практикой ее использова- ния при формировании у старших дошкольников целостной картины мира.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследова- ния: каковы теоретико-методологические и методические основы формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста средствами те- атрализованной деятельности?
Актуальность, выявленные противоречия, недостаточная теоретическая разра- ботанность проблемы и ее несомненная практическая значимость определили те- му диссертационного исследования: «Формирование у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности».
Цель исследования – разработать теоретические основы и методическое обес- печение формирования у старших дошкольников целостной картины мира сред- ствами театрализованной деятельности и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования – формирование целостной картины мира у детей стар- шего дошкольного возраста в дошкольном образовании.
Предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие эффек- тивность формирования у старших дошкольников целостной картины мира сред- ствами театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организа- ции.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что формирование у старших дошкольников целостной картины мира будет эффективным при реали- зации в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации
– диагностической программы, ориентированной на выявление успешности формирования у детей целостной картины мира;
– модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности, обеспечивающей интеграцию театра- лизованной деятельности в непосредственно образовательную и свободную дея- тельность детей при взаимодействии педагогов, дошкольников и родителей.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические подходы к проблеме формирования у старших до- школьников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности. 2. Разработать диагностическую программу для выявления успешности фор-
мирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного, эмоцио- нально-ценностного, коммуникативного и поведенческого компонентов целост- ной картины мира в дошкольной образовательной организации и изучения их особенностей.
3. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у до- школьников целостной картины мира.
4. Разработать педагогическую модель формирования у старших дошкольни- ков целостной картины мира средствами театрализованной деятельности.
5. Интегрировать в практику и оценить эффективность педагогической модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами те- атрализованной деятельности при взаимодействии педагогов образовательной ор- ганизации и родителей; выявить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили системный подход к формированию у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, реализующий принцип единства педагогической теории, эксперимента и практи- ки (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Поддьяков, М.Н. Скаткин, В.Н. Садовский и др.); дея- тельностный подход, обеспечивающий становление и развитие личности старше- го дошкольника при познании явлений окружающей действительности и их сис- тематизации в творческой деятельности при освоении способов общения и взаи- модействия, развитии предметных и умственных действий (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичева и др.); культурологический подход, направленный на реализацию идеи воспитания человека, способного к осознанию ценностей культуры, ее сохранению, возрож- дению и развитию (Ф.А.В. Дистерверг, С.И. Гессен, Е.В. Бондаревская, В.С. Биб- лер и др.); аксиологический подход, способствующий гармоничному развитию че- ловека при включении в систему образования опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру и человеку в нем (А.П. Валицкая, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Р.М. Чумичева и др.); синергетический подход, обес- печивающий вариативность и неопределенность развития образовательной среды с учетом внутренних возможностей и внешнего резонансного воздействия (М.В. Богуславский, А.А. Ворожбитова, Л.Я. Зорина, Е.Н. Князева, С.С. Шевелева и др.), а также управление через среду организацией ситуаций неопределенности, выбора и принятия решения, которые способствуют саморазвитию личности пе- дагога, смыслообразованию и определению перспектив (В.Г. Буданов, О.А. Юр- чук и др.).
Теоретической основой исследования явились концепции детства, раскры- вающие самоценность дошкольного детства ребенка для его психического и лич- ностного развития (Ш.А. Амонашвили, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); идеи теории амплификации, подчеркивающие значимость для такого развития иг- ровой и изобразительной деятельности, общения детей со сверстниками и взрос- лыми (А.В. Запорожец); идеи личностно-ориентированного образования, в соот- ветствии с которыми при определении цели педагогического воздействия необхо- димо учитывать мотивы, интересы, уровень знаний и психологические особенно- сти ребенка (К.А. Абульханова, Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, В.В. Се-
риков, И.С. Якиманская и др.); идеи о целостном развитии ребенка при опоре на вариативность направлений и содержания образования, форм взаимодействия взрослых и детей, а также средств педагогического воздействия (Ш.А. Амона- швили, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.); идеи о возможности органи- зации развивающей среды дошкольных образовательных организаций для реше- ния поставленных педагогических задач (Л.А. Венгер, Л.М. Кларина, С.Л. Ново- сёлова, В.А. Петровский и др.).
Решению поставленных задач и обеспечению целостности диссертационного исследования способствовало использование комплекса методов исследования: теоретических, представленных выдвижением и построением научной гипотезы; анализом научной психолого-педагогической и социально-педагогической лите- ратуры по проблеме исследования; сравнением и обобщением диссертационных работ, нормативной документации, методической литературы по теме исследова- ния; интерпретацией теоретических данных; эмпирических, представленных изу- чением педагогического опыта; педагогическим экспериментом; наблюдениями, опросами, беседами, анкетированием, методом экспертной оценки; статистиче- ских, представленных качественным и количественным анализом результатов ис- следования на разных его этапах; методами математической обработки результа- тов педагогического эксперимента.
Организация и этапы исследования. Исследование проведено в 2013 – 2019 г.г. на базе ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Моск- вы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова»). В нем уча- ствовали 200 детей старшего дошкольного возраста и 40 педагогов.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
Первый этап (2013 – 2014 г.г.) – подготовительно-аналитический. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования. Определение ги- потезы исследования, цели, объекта, предмета, задач и методов исследования.
Второй этап (2015 – 2017 г.г.) – поисково-аналитический. Разработка про- граммы констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего исследо- вания, выполнение количественного и качественного анализа полученных в ходе его проведения результатов.
Третий этап (2017 – 2019 г.г.) – экспериментальный. Опытно-
экспериментальная работа с целью проверки гипотезы исследования; разработка модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средст- вами театрализованной деятельности; этапов и содержания педагогической рабо- ты с дошкольниками. Апробация предложенной модели; проверка эффективности предложенных мер.
Четвертый этап (2019-2020 г.г.) – заключительно-обобщающий. Обобщение и систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформле- ние текста диссертационной работы. Внедрение разработанной модели в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в том, что
– разработана модель формирования у старших дошкольников целостной кар- тины мира средствами театрализованной деятельности, включающая следующие компоненты: цель, принципы, задачи, содержание, методы, средства, организаци- онные формы, педагогические условия, результат;
– выявлены педагогические ресурсы театрализованной деятельности, способст- вующие формированию у старших дошкольников целостной картины мира;
– результаты исследования расширяют современные научные представления о позитивном влиянии взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в театрализованной деятельности на формирование у них понятийного мышления как основы индивидуального конструирования целостной картины мира.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– дополнены научные знания об особенностях представлений старших дошко- льников о профессиях взрослых, эмоциональных состояниях человека, правилах поведения в общественных местах, о праздниках и их атрибутах, о взаимодейст- вии со сверстниками в игровой и продуктивной деятельности;
– уточнено понятие «целостная картина мира старшего дошкольника», в со-
держании которого отражен интегрированный образ мира, в котором живет ребе- нок, как упорядоченной совокупности входящих в его структуру предметов, объ-
ектов, явлений, событий, социальных связей и культурных ценностей, а также эмоционально-ценностное и эстетическое отношение к ним;
– разработана модель формирования у старших дошкольников целостной кар- тины мира при целенаправленном включении их в совместную театрализованную деятельность, которая способствует овладению детьми понятиями окружающего мира, ключевыми компетенциями, а также их успешной социализации в совре- менной образовательной среде;
– разработан критериальный аппарат исследования, позволяющий на основе качественной и количественной оценки успешности выполнения детьми диагно- стических заданий выделить разноуровневый характер формирования у них по- знавательного, коммуникативного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов целостной картины мира (условно высокий, средний, низкий уровни успешности).
Практическая значимость исследования:
– сконструирована и апробирована диагностическая программа, позволяющая выявить успешность формирования у детей старшего дошкольного возраста по- знавательного, эмоционально-ценностного, коммуникативного и поведенческого компонентов целостной картины мира; она включает адаптированную методику, специально разработанные задания и коллективные подвижные игры с правила- ми;
– разработанное методическое сопровождение диагностики успешности фор- мирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира может быть использовано как в исследовательской практике, так и в педагогическом процессе ДОО для выявления динамики результатов воспитательно- образовательной работы с детьми;
– в опытно-экспериментальном исследовании подтверждена эффективность предложенной модели формирования у старших дошкольников целостной карти- ны мира средствами театрализации;
– на основе диссертационного исследования разработаны и апробированы ме- тодические рекомендации по организации театрализованной деятельности до- школьников в основном и дополнительном образовании для формирования у них понятий окружающей действительности, а также целостной картины мира.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вос- питательно-образовательном процессе ДОО и центров по планированию и орга- низации детского досуга, при преподавании в системе высшего образования учебных дисциплин, связанных с воспитанием и обучением детей старшего до- школьного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Картина мира старших дошкольников, как уровень представлений о живой и неживой природе, о себе и других людях, рукотворных объектах, социуме, а также их свойствах и связях, выявленных в процессе познания, характеризуется фрагментарностью, недостаточной осознанностью взаимосвязи ее компонентов, затруднениями при установлении причин и последствий различных поступков сверстников и взрослых, их действий, социальных связей. Это проявляется в содержании коммуникативной, продуктивной и игровой деятельностей детей, в их речевых высказываниях и поведении.
2. Совокупность критериев оценки успешности выполнения старшими дошкольниками диагностических заданий констатирующего и контрольного экспериментов (полнота, осознанность и обобщенность содержания представлений о мире, их системность; эмоциональное и ценностное отношение к окружающей действительности и общению со сверстниками, умение взаимодействовать с ними; понимание настроения и эмоционального состояния других людей; проявление инициативы и самостоятельности для получения информации об окружающем мире) позволяет определить успешность формирования у дошкольников познавательного, эмоционально-ценностного, коммуникативного, поведенческого компонентов целостной картины мира на трех уровнях (низком, среднем и условно высоком).
3. На содержание картины мира старших дошкольников влияют педагогические условия воспитания и обучения в ДОО: компетентность педагогов в вопросах формирования у детей целостной картины мира средствами театрализованной деятельности; насыщение развивающей образовательной среды средствами детской театрализованной деятельности; взаимодействие педагогов при систематической работе по формированию у дошкольников целостной картины мира; вовлечение старших дошкольников в совместную со сверстниками театрализованную деятельность; сотрудничество ДОО с семьей.
4. Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности спроектирована в соответствии с принципами системного и синергетического подходов: единства, развития, связности, гомеостатичности, нелинейности, неустойчивости. Она способна к развитию и изменяемости, открыта для воздействий образовательного инфор- мационного пространства среды. Содержание компонентов модели на уровне решения дидактических задач имеет вариативный характер, что обусловлено учетом особенностей развития старших дошкольников, формирования у них личностных качеств, произвольной деятельности, навыков коммуникации.
5. Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности предусматривает интеграцию театрализованной деятельности в непосредственно образовательную и свободную деятельность дошкольников. Ее внедрение в педагогический процесс ДОО способствует расширению, уточнению и систематизации представлений детей о социальном мире, выявлению связей между его явлениями и событиями при сотрудничестве педагогов, дошкольников и родителей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на методологическое, общенаучное и методическое обеспечение исследования, адекватное его предмету и задачам; реализацию системного, деятельностного, культурологического, аксиологического, синергетического подходов; концептуальных положений о закономерностях развития детей старшего дошкольного возраста, развитии личности в творческой деятельности; на количественный и качественный анализ полученных результатов; на личное участие автора в реализации всех этапов диссертационного исследования.
Личный вклад автора заключается в определении критериальных характери- стик успешности формирования у старших дошкольников познавательного, ком- муникативного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов цело- стной картины мира; разработке и экспериментальной апробации модели форми- рования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрали- зованной деятельности; количественной и качественной обработке результатов исследования.
Диссертационная работа соответствует паспорту научной специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование):
п. 2. Цели и ценности предметного образования (разработка теоретических основ и методического обеспечения формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности; формирование поло- жительной мотивации мировоззрения детей старшего дошкольного возраста); п. 3. Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования (моделиро- вание формирования у старших дошкольников целостной картины мира средст- вами театрализованной деятельности); п. 4. Теория и методика внеурочной, вне- классной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам (разра- ботка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования при реализации театрализованной деятельности дошкольников).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики Института «Высшая школа обра- зования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный универси- тет» (2017–2018 гг.); на Международных научно-практических конференциях «Образование и наука в современных условиях» (2016), «Современное образова- ние: актуальные вопросы, достижения и инновации» (2020); на методических объединениях для воспитателей на базе ГБОУ «Лицейско-гимназический ком- плекс на Юго-Востоке» г. Москвы и «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» (2013-2020 г.г.).
Публикации. Результаты исследования представлены в научных статьях и других публикациях. Общий объем – 5,55 п.л.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения; списка литературы, включающего 212 наименований; 8 прило- жений. Основной текст диссертации содержит 7 таблиц, 4 рисунка.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!