Совершенствование методической системы экологического образования старших дошкольников
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы экологического образования старших дошкольников
1.1. Становление экологического образования дошкольников в исторической ретроспективе
1.2. Специфика дошкольного уровня в системе непрерывного экологического образования на современном этапе
1.3. Новая парадигма развития экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.4. Анализ практического опыта организации экологического образования старших дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Методическая система работы со старшими дошкольниками, направленная на их экологическое образование
2.1. Методические модели организации экологического образования старших дошкольников
2.2. Критерии и показатели экологической образованности старших дошкольников
2.3.Анализ методических условий организации экологического образования старших дошкольников
2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке усовершенствованной методической системы экологического образования старших дошкольников
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы диссертации,
определены цель, объект, предмет исследования, сформулированы гипотеза,
проблема, задачи, и методы исследовательской работы, рассмотрены этапы
ее проведения, определена экспериментальная база, раскрыты научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные
положения, выносимые на защиту и др.
Первая глава «Анализ современного состояния проблемы
экологического образования дошкольников» посвящена анализу
состояния проблематики развития дошкольного экологического образования,
представляющее собой актуальное направление развития теории и практики
дошкольного детства XXI века.
Анализ информационных источников показал, что в современной
России предпринимаются продуктивные попытки в области организации
непрерывного экологического образования. Особое место, на наш взгляд, в
данной системе должна занимать дошкольная ступень. На протяжении
развития всей цивилизации вопросы экологического образования были
всегда актуальными. Развитие экологического образования в исторической
ретроспективе основывалось на партнёрских отношениях, однако в
последнее время наблюдается потребительское отношение к природе.
Воспитание гуманного отношения к окружающей действительности
необходимо осуществлять с периода дошкольного детства, т.к. оно выступает
первой ступенью общего образования и сензитивным временем, когда знания
наиболее эффективно усваиваются у детей дошкольного возраста.
Установлено, что для детей дошкольного возраста характерна
целостность восприятия окружающей действительности. В возрасте 3 – 7 лет
ребёнок ощущает себя частью природы и ещё пока не знает, что именно его
(субъектная позиция), а что является объектами мира природы. Подобное
качество с возрастным развитием утрачивается. Старшие дошкольники
получают элементарные представления об окружающем мире на первой
ступени общего образования. Видеть прекрасное в природе и прививать
интерес к ней – это важные элементы экологических знаний, которые
необходимо закладывать посредством методики реализации условий,
способствующих целостному развитию дошкольника.
Экологоориентированное ядро всей системы образования состоит в
формировании экологической образованности каждого члена гражданского
общества на основании определённых методический условий, реализация
которых в детском саду будет способствовать высоким образовательным
результатам экологической направленности ребёнка в начальной и основной
школе.
Определено, что в современной теории и практике дошкольного
образования наблюдается закономерное развитие антропоцентрической
парадигмы, которая наиболее всего проявляется на ранних этапах
экологического образования.
Новый информационный подход требует формирования созидающего
экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы ребёнок был созидателем мира природы, ощущал свою
целостность с природным сообществом и создавал эстетико-этическую
картину собственного внутреннего мира.
В нашем исследовании мы определи следующие компоненты
экологического образования: когнитивно-познавательный, ценностный,
деятельностный, нормативный, креативный.
Среди доминирующих методических принципов реализации
экологического образования в условиях дошкольной организации можно
выделить принципы интеграции, бережного отношения к ресурсам,
наблюдения и мониторинга и др.
Предпосылкаминеобходимостиразработкиинновационных
методических инструментов экологического образования старших
дошкольников являются: требования ФГОС ДО к современному выпускнику
дошкольной организации; историческая обусловленность методики
экологического образования; недостаточный уровень профессиональной
методической компетентности педагогов дошкольного образования;
усвоение образовательных программ, способствующих дальнейшим
результатам обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации и др.
Анализируя практический опыт организации экологического
образования детей старшего дошкольного возраста, экспериментальным
путём раскрыты методы экологического образования, наиболее часто
используемые в педагогическом процессе ДОО Московской области, в
частности: наглядные (наблюдение, наглядный материал); практические
(моделирование, опыты, эксперименты, игры) и словесные (рассказы
педагога, литературные произведения, беседы о природе).
Формамиэкологического образованияявляются: экскурсии,
тематические праздники, знакомство с природой, трудовая деятельность,
выставки, конкурсы экологической направленности.
Выявлены виды деятельности в экологическом образовании
современных детских садов, среди которых: изготовление кормушек,
театрализация по экологическим тематикам, экологические карты, акции,
марафоны, викторины, КВН.
На основе вышеприведённого анализа нами была сформулирована
методическая система экологического образования старших дошкольников (в
модификации модели методической системы формирования экологической
культуры учащихся Е.М. Скурихиной), представленная на рисунке 1.
Методическая система состоит из четырёх взаимосвязанных блоков
(управленческий, содержательный, аналитико-оценочный и результативный),
отличительной особенностью которых является использование современных
цифровых технологий в экологическом образовательно-воспитательном
процессе детского сада и вовлечённости родительской общественности в
экологическую деятельность не только в дошкольной организации, но и вне
её.
Во второй главе «Методическая система работы со старшими
дошкольниками, направленная на их экологическое образование»
представлены результаты теоретического анализа содержания и апробации
методической системы экологического образования, направленной на
изменение уровня экологической образованности детей старшего
дошкольного возраста.
Педагогический анализ образовательно-воспитательной практики в
дошкольных организациях Московской области показал, что в современных
условиях организация инновационной совместной модели экологического
образования весьма затруднительна в связи с низким уровнем понимания
значимости экологизации, которая в будущем может привести к развитию
социально ответственной личности.
Одной из задач нашего исследования является выработка адекватной
организации экологического образования старших дошкольников через
использованиеразличныхметодическихмоделейорганизации
педагогического процесса в дошкольной организации, среди который мы
выделяем учебную, комплексно-тематическую и предметно-средовую.
Рисунок 1. Методическая система экологического образования
детей старшего дошкольного возраста
Данныеметодическиемоделиформированияиразвития
экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста,
которые имеют целевой ориентир на реализацию интеграционного подхода в
экологическом образовании, способствуют гармоничному развитию ребёнка
на всех этапах его развития, в том числе и на второй ступени общего
образования – в начальной школе, осуществляя подобным образом
преемственность дошкольной и общеобразовательной организаций. Однако
существует необходимость и запрос у сообщества на решение проблемы,
связанной с экологической образованностью детей дошкольного возраста.
Одним из решений данной проблемы видится в применение методической
системы, представленной на рисунке 1.
Исследованием установлены критерии экологической образованности
детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-ценностный (гуманное
отношение к миру природы; отношение к труду по уходу за объектами
уголка природы); содержательный (знания детей о характерных признаках
сезона, о представителях животного мира, о представителях растительного
мира); операционно-деятельностный (умения и навыки природоохранной
деятельности).
Показатели экологической образованности старших дошкольников:
– экологические знания, представленные в обобщённых представлениях
об объектах живой и неживой природы, в конкретной и общей форме;
– эмоциональная отзывчивость на восприятие объектов природы,
включающая в себя гуманное отношение, сопереживание и интерес к
окружающим явлениям;
– базовые практические умения и навыки, направленные охрану и
сбережение природы.
Опытно-экспериментальная часть исследования осуществлялась в три
этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента. Цель первого этапа – это
исследование условий образовательной среды ДОО по экологической работе
с детьми 5 – 7 лет. При проведении данного этапа нами использовали такие
исследовательские методы, как: различные виды наблюдений за детьми,
беседы, анкетирование педагогов и родителей, изучение педагогической
документации ДОО по экологической работе и др.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в двух детских садах:
МБДОУ ЦРР-детский сад № 57 «Почемучка» г.о. Мытищи Московской
области и МБДОУ ЦРР-детский сад № 18 «Солнышко» г.о. Лобня
Московской области.
Для предварительного знакомства с данными дошкольными
образовательными организациями нами была изучена документация,
осуществлено знакомство с внешними условиями и результатами:
планированием, годовыми планами, отчётами, докладами на педагогических
советах, конспектами открытых мероприятий и др.
Беседы с заведующими дошкольных образовательных организаций,
методистами, педагогами проводились по заранее подготовленным вопросам.
Знакомство с методическим сопровождением экологического
образования дошкольных образовательных организаций позволило получить
дополнительную информацию об организации педагогических условий для
экологической работы. Для получения мнения родителей провели
анкетирование родителей.
Второй этап констатирующего эксперимента по результатам
выполнения экспериментальных заданий позволил выявить несовершенство
экологической работы с детьми в дошкольных образовательных
организациях, а именно:экологические знания детей ограничены;
отсутствует чёткая система знаний о представителях растительного и
животного мира; большинство детей не могут установить причинно-
следственные связи и зависимости времён года; некоторые дети не
проявляют желания участвовать в труде по уходу за объектами уголка
природы; отношение к миру природы у всех детей неоднозначное и др.
Исследовав состояние экологической работы в двух дошкольных
образовательных организациях, мы познакомились с условиями, в которых
реализуются требования программы по образовательному процессу,
проанализировали содержание образовательно-воспитательной работы,
разработали критерии сформированности экологических знаний, умений и
навыков детей старшего дошкольного возраста на основе разных форм
освоения мира природы.
Полученные данные позволяют сделать заключение, что экологическая
работа может стать важным фактором в эмоциональном, познавательном и
нравственном развитии ребёнка, если её проводить целенаправленно и
систематично, при этом создать соответствующие педагогические условия,
под которыми мы понимаем не только организацию среды, но и
использование инновационных подходов для решения экологических задач.
Результаты исследования можно увидеть на рисунке 2.
Данная диаграмма чётко свидетельствуют о том, что у детей нет
системы знаний о природе, вместе с тем отдельные дети, не справившиеся с
экспериментальным заданием, проявили устойчивый интерес к миру
природы. Данный факт позволяет говорить о том, что при организации
полноценных педагогических условий и целенаправленном обучении
старших дошкольников можно добиться эффективного результата в освоении
мира живой и неживой природы и гуманного к нему отношения.
Экспериментальная работа осуществлялась два года, которая
начиналась со старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Наряду с этим, был
разработан цикл мероприятий «Удивительное рядом» (раздел парциальной
программы «Зелёный мир»).
Целью первого подэтапа формирующего этапа эксперимента
является следующее – показать на конкретных и разнообразных примерах
красоту, выразительность и изменчивость окружающей природы, развить
эмоциональную сферу детей, разбудить их чувства.
Для реализации формирующего этапа эксперимента данного
диссертационного исследования нами были разработаны взаимосвязанные
циклы мероприятий, которые позволили реализовать требования программы.
Каждый цикл имел самостоятельное значение и вместе с тем, был связан с
предыдущим и последующим, в каждом из которых предусматривалось
совместная и самостоятельная деятельности детей.
Организация методических условий в образовательной среде
дошкольной организации для экологической работы со старшими
дошкольниками экспериментальной группы осуществлялась в следующей
системе:
– самостоятельные познавательные занятия по приобщению к миру
живой и неживой природы;
– интегрированные занятия в сочетании с музыкой, поэтическим
словом и устным народным творчеством;
Рисунок 2. Уровни сформированности экологической образованности
детей 5-7 лет на констатирующем этапе эксперимента
– совместная деятельность со взрослыми и сверстниками в режиме дня;
самостоятельная деятельность детей в центрах активности, как важная
составляющая педагогического процесса;
– формы обучения: экологические развлечения, праздники, КВН,
конкурсы, акции и др., как инструмент закрепления знаний, умений и
навыков, экологических компетенций старших дошкольников.
Работа на формирующем этапе эксперимента включала три этапа и
начала проводиться с детьми старшего дошкольного возраста – один год
обучения, с детьми подготовительной к школе группе – два года обучения с
2017 года по 2019 год на базе МБДОУ детский сад-центр развития ребенка
№ 18 «Солнышко» г.о. Лобня в количестве 50 детей (экспериментальная
группа).
Первый этап был направлен на подготовку пятилетних детей к
эмоциональному восприятию мира природы, обогащение их чувственного
опыта, умения образно и выразительно рассказывать об увиденном, выражая
своё личное отношение в речи и деятельности.
Второй этап – это накопление системы экологических знаний,
приобретение умений и навыков по уходу за объектами природы, выражение
своего видения и отношения в общении и разных видах детской
деятельности.
Третий этап заключался в переносе экологических знаний,
приобретённых умений и навыков по уходу за объектами природы в новые
условия, то есть в самостоятельную деятельность, которая проходила в
центрах активности.
Завершающий этап исследования (контрольный этап эксперимента,
в котором принимало участие обе дошкольные образовательные группы –
экспериментальная и контрольная (100 детей)) подтвердил наше
предположение, чтопри правильно организованных педагогических
условиях у детей формируется осознанное отношение к природным явлениям
и объектам, вырабатываются представления о мире, как целостном единстве
земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с
этим миром, гуманное отношение к окружающему природному миру и проч.
Цель контрольного этапа эксперимента: проверка и оценка
эффективности организованных методических условий и проводимой
экологической работы в детском саду. Для определения данных были
проведены специально разработанные задания на основе методик
Т.А. Серебряковой и Н.А. Рыжовой. Критерии экологической работы с
детьми старшего дошкольного возраста взяты прежние, что и на
констатирующем этапе эксперимента, но экспериментальные задания
усложнили, они состояли из нескольких частей. Результаты контрольного
этапа эксперимента отражены на рисунке 3.
Среди критериев эффективности экологической работы с детьми
старшего дошкольного возраста мы выделяем: знания детей об основных
видах растений, умения распознавать отличительные особенности внешнего
вида растений; знания детей о домашних и диких животных, местах их
обитания и питания; знания детей о характерных признаках сезонного года,
умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи; характер
отношения к труду по уходу за растениями уголка природы; умение
устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего
вида; характер отношения к труду по уходу за обитателями уголка природы
(рыбками); отношение к миру природы: интерес к природе, эмоциональный
отклик, активные проявления; правильные формы взаимодействия с
природой.
На основе созданных нами и правильно организованных методических
условий нам удалось сформировать у детей искренний круг интересов к
объектам живой и неживой природы и повысить их экологическую
образованность.
Организация методических условий в образовательной среде детского
сада для экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
осуществлялась согласно гипотезе исследования: организация эффективного
экологического образования старших дошкольников в воспитательно-
образовательном процессе ДОО может быть создана при соблюдении
следующих методических условий:
Рисунок 3. Диаграмма уровней сформированности показателей
экологической образованности детей экспериментальной группы
на контрольном этапе эксперимента
– организации развивающей экологической предметно-пространственной
среды – создание единого экологического пространства для образовательной
деятельности, совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной
деятельности детей; ежедневное поддержание данных условий;
– подготовки детей к восприятию природы: обогащение их эмоциональной
сферы, развитие художественного видения мира природы и образной речи;
– специально отобранного содержания для формирования системы
экологических знаний; разнообразных форм обучения и воспитания
(экспериментирование, исследовательские задания, игровые обучающие
ситуации, культурно-досуговая деятельность и др.);
– вовлечения в экологическое образование всех участников педагогического
процесса;
– методического и программного обеспечения процесса экологического
образования детей.
Вся опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа, в
эксперименте участвовало 100 детей, а именно: 50 детей –
экспериментальная группа и 50 детей – контрольная группа.
Первый этап был направлен на подготовку 5 – 7-летних детей к
эмоциональному восприятию мира природы, обогащению их чувственного
опыта, умения образно и выразительно рассказывать об увиденном, выражая
свое личное отношение в речи и деятельности.
Второй этап – это накопление системы экологических знаний,
приобретение умений и навыков по уходу за объектами природы, выражение
своего видения и отношения в общении и разных видах детской
деятельности.
Третий этап – перенос экологических знаний, приобретённых умений и
навыков по уходу за объектами природы в новые условия, то есть в
самостоятельную деятельность, которая проходила в центрах активности.
Экологическая работа с детьми старшего дошкольного возраста
реализовывалась в следующей системе: самостоятельные познавательные
занятия по приобщению к миру живой и неживой природы; интегрированные
занятия в сочетании с музыкой, поэтическим словом и устным народным
творчеством; совместная деятельность со взрослыми и сверстниками в
режиме дня; самостоятельная деятельность детей в центрах активности как
важная составляющая целостного эколого-педагогического процесса; формы
обучения: экологические развлечения, праздники, конкурсы, акции и др., как
способ закрепления знаний, умений и навыков.
Проведённое исследование повысило качество экологической работы с
детьми старшего дошкольного возраста и позволило разработать научно-
практические рекомендации по организации усовершенствованной
методической системы для проведения данной работы; необходимыми
условиями экологического образования дошкольников являются:
– создание развивающей экологической среды в дошкольной
образовательной организации, в группах (организация уголка живой и
неживой природы) и на участке: озеленение, сезонное оформление участка,
объекты природы;
– создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа,
зона отдыха, птичья столовая и другие природные объекты) на территории
ДОО;
– включение экологической работы во весь целостный образовательно-
воспитательный процесс ДОО, варьируя разные методы и формы общения с
природой;
– введение должности воспитателя-эколога в образовательную
практику деятельности ДОО;
– взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического
образования с семейным воспитанием.
Выявлено, что основное содержание экологического образования
старших дошкольников должно основываться на следующих дефинициях:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное
воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту
природы, восхищаться ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
Важными содержательными элементами правильно организованной
экологической педагогической системы в образовательно-воспитательном
процессе дошкольной образовательной организации являются, на наш взгляд,
следующие:
– раскрытие экологической деятельности в рамках сюжетно-ролевой
игры, где отражаются различные мероприятия и события из мира живой и
неживой природы, ориентируя ребёнка-старшего дошкольника на
природосозидающую деятельность взрослых;
– освещение в практической экологоориентированной деятельности,
направленной на создание и/или поддержание условий для объектов живой
природы в зелёной зоне ДОО (труд в природе), а также деятельность по
восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество, основа которого – впечатления, полученные от
природы или деятельности людей в природных условиях;
– коммуникативная деятельность с природными объектам,
направленной на общение ребёнка-дошкольника с природой, контакт с
объектами растительного и животного мира;
– комплексная деятельность, включающая в себя наблюдение,
оценочные суждения, любование миром живой и неживой природы и др.
В заключении обобщены результаты исследования, которые
позволили
подтвердить выдвинутую нами гипотезу, а также решить поставленные
задачи.
ВЫВОДЫ
В соответствии с поставленными задачами исследования:
1. Изучены информационные источники по проблемам экологического
образования старших дошкольников. Установлено, что на протяжении
развития цивилизации вопросы экологического образования не теряли своей
актуальности. В современных условиях глобализации и экологических угроз
на планете Земля исследуемая проблема получила новый вектор развития. Её
решение требует учёта современных методических условий, применение
которых нами подтверждено экспериментально на дошкольном уровне
системы общего образования.
2. Изучен практический опыт работы со старшими дошкольниками в
целях их экологического образования на базе дошкольных образовательных
организаций
3. Конкретизированы и дополнены критерии и показатели
экологической образованности старших дошкольников.
4. Усовершенствована методическая система работы со старшими
дошкольниками, направленная на их экологическое образование.
5. Изучено влияние усовершенствованной методической системы
работы со старшими дошкольниками, направленной на изменение уровня их
экологической образованности.
Система состоит из четырёх взаимосвязанных блоков (управленческий,
содержательный, аналитико-оценочный и результативный), отличительной
особенностью которых является использование современных цифровых
технологий в экологическом образовательно-воспитательном процессе
детского сада и вовлечённости родительской общественности в
экологическую деятельность как в дошкольной организации, так и вне её.
Таким образом, мы можем констатировать, что все задачи нашего
исследования решены, фактов, противоречащих гипотезе исследования, не
выявлено, цель достигнута.
Актуальность исследования. Развитие и совершенствование экологического образования детей дошкольного возраста – это важнейшая социально значимая задача, направленная на формирование эмоционально- положительного и бережного отношения к природе, окружающему миру, активности познания в сочетании с ответственным осознанием их состояния. Дошкольный возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием действительности, является самым благоприятным сензитивным периодом для формирования познавательного интереса к окружающему миру, приобретения экологических знаний, воспитания гуманно-ценностного отношения к природе. Классические психолого- педагогические исследования свидетельствуют о необходимости начинать экологическое образование с дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, В.Т. Кудрявцев, Т.С. Комарова, Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева и др.), поскольку данному возрасту присущ бескорыстный интерес к объектам природы, особенности эмоциональной сферы, любознательность и наблюдательность детей способствуют формированию бережного отношения ко всему окружающему миру, в том числе и к миру природы.
Существующие методические системы, обеспечивающие педагогическую поддержку экологического образования на разных уровнях, не в полной мере соответствуют современным тенденциям развития таких социальных институтов как детский сад, школа, вуз и т.п. Чем раньше мы начнем работу по экологическому образованию, тем эффективнее будет решаться проблема непрерывного экологического образования.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. В конце XX – начале XXI века проблема экологического развития
детей, как важнейшего направления их целостного, познавательного и нравственного развития, нашла отражение в исследованиях:
– комплексного и методического характера изучения дошкольного детства – А.И. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.В. Груздевой, М.Б.Зацепиной, И.Д.Зверева, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, Л.В. Моисеевой, Г.П. Новиковой, Н.Н. Пономаревой, Н.А. Рыжовой, И.Т. Суравегиной и др.;
– отражающих особенности деятельности детей в природе – Н.И. Ветрова, Н.Н. Кондратьева, А.К. Матвеева, С.Н. Николаева, И.А. Шмелева и др.;
– раскрывающих проблему заботливого отношения к природе, которую поднимали Е.А. Алисов, В.Г. Грецова, М.К. Ибрагимова, Н.С. Гордеева и др.; – изучения возможностей и преимуществ использования поисковой деятельности, детского экспериментирования и наблюдения в работе с дошкольниками, отражённые в ряде трудов Н.Е. Вераксы, З.А. Грачевой, А.Н. Поддьякова, В.В. Щетининой и др.);
– определяющих теоретико-практические векторы развития ребёнка в современном социуме, в том числе и в ракурсе экологического образования и воспитания, среди авторов которых можно выделить отечественных исследователей: Н.К. Андриенко, Ю.Ю. Березина, Э.В. Гирусов, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, Е.Б. Кнорре, М.Л. Курок, С.Н. Николаева, Г.В. Платонов, Н.А. Рыжова, Н.Ф. Тарасенко и др., так и зарубежных: B. Byrne, R. Corley, S. Collado, J.A. Corraliza, W.L. Coventry и мн. др.
Вопросы методического обеспечения ДОО, в том числе и в сфере экологического образования, раскрыты в исследованиях – К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Н.В. Кузьминой, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, Л.И.Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др. Рассматриваются планирование деятельности педагогического коллектива, непосредственная организация и координация работы педагогов по выполнению программ, обеспечение коррекции педагогического процесса в случае его отклонения от технологии и др. Анализ информационных источников и практики работы
образовательных организаций позволили выявить следующие противоречия:
между нацеленностью России на решение экологических проблем нации, общественно-государственной потребностью в экологически образованной личности и недостаточным уровнем экологической образованности людей, которые должны решать эти вопросы;
между многообразием существующих методических систем, технологий и целевых методик экологического образования детей в теории дошкольной педагогики и недостаточным опытом их внедрения в практику деятельности ДОО и выраженными сегментами, требующими усовершенствования;
между потребностью в методико-содержательном экологическом образовании детей в условиях дошкольной организации и недооценкой педагогами значимости работы с детьми в этом направлении, в частности, неготовностью дошкольных педагогов организованно осуществлять на практике экологическое образование;
между неинформированностью учителей-предметников общеобразовательной школы об особенностях формирования элементарных экологических представлений у детей и реальной эколого-педагогической работой на дошкольном уровне.
Выявленные противоречия указывают на проблему исследования, заключающуюся в поиске путей повышения уровня экологической образованности старших дошкольников в условиях непрерывного экологического образования, которая позволила сформулировать тему исследования «Совершенствование методической системы экологического образования старших дошкольников».
Объект исследования – процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста, реализуемый дошкольной образовательной организацией на уровне общего образования. Предмет исследования – совершенствование методической системы
экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – повысить уровень экологической
образованности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень экологической образованности детей
старшего дошкольного возраста повысится, если:
создать экологоориентированную образовательную среду, в
которую будут вовлечены все участники педагогического процесса;
обеспечить процесс экологического образования детей старшей дошкольной образовательной группы с использованием современных
цифровых технологий и конкретизацией методических условий;
применить цифровые образовательные ресурсы экологической
направленности в дошкольных образовательных группах. Задачи исследования:
1. Изучить информационные источники по проблемам экологического образования старших дошкольников.
2. Изучить практический опыт работы со старшими дошкольниками в целях их экологического образования на базе дошкольных образовательных организаций.
3. Конкретизировать и дополнить критерии и показатели экологической образованности старших дошкольников.
4. Усовершенствовать методическую систему работы со старшими дошкольниками, направленную на их экологическое образование посредством уточнения её методических условий.
5. Изучить влияние усовершенствованной методической системы, направленной на изменение уровня экологической образованности старших дошкольников.
Методологическая основа исследования: культурологический подход (Е.В. Бондаревская, С.Н. Глазачев), системно-деятельностный подход (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, В.В. Пасечник), компетентностный подход (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов,
И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург), интегративный подход (С.Г. Воровщиков, А.В. Гагарин, Ю.М. Гришаева, М.Б. Зацепина, И.И.Комарова, Т.С. Комарова, Н.С. Крамаренко, О.В. Крежевских, И.Н. Куланина, Е.А. Плужникова, Г.Г. Швецов), ресурсный подход (Т.Е. Быковская, В.П. Голованов, Н.Г. Пантелеева) и др.
Теоретическая база исследования строится на трудах по: теории и истории образования (М.В. Богуславский, Т.Н. Богуславская, А.Н. Поддьяков, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков); образовательному моделированию (И.В. Гладкая, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Р.В. Опарин, М.М. Поташник, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына); теории и методики обучения экологии (Е.Н.Арбузова, Т.М. Ефимова, В.В. Пасечник, С.С. Суматохин, Г.Г. Швецов); теории, истории и практике экологического образования (Е.А. Алисов, Н.К. Андриенко, Б.А. Артеменко, В.И. Ашиков, Н.В. Белинова, И.В. Вагнер, О.М. Газина, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, В.А. Зебзеева, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Т.В. Потапова, Н.Ф. Реймерс, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, О.А. Соломенникова, И.Т. Суравегина и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в диссертации использовались:
1.Теоретические методы:
– изучение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
– анализ специальных исследований по использованию в экологическом образовании детей дошкольного возраста новых технологий и методик обучения;
– изучение педагогической документации дошкольных образовательных организаций, обобщение педагогического опыта исследуемых организаций;
– моделирование новых форм обучения и воспитания. 2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование педагогов и
родителей, срезовые обследования (диагностика), обработка результатов исследования с помощью методов математической статистки.
Основной метод исследования – педагогический эксперимент, который осуществлялся с 2016 по 2021 гг.
На первом этапе – (2016 г.) – осуществлялось теоретическое осмысление темы исследования, определение проблемы, изучение
соответствующей
исследователя,
теоретического
эксперимента с помощью специально разработанных методик, выявление критериев экологической образованности старших дошкольников, что позволило рассмотреть методические условия экологического образования в дошкольном детстве.
На втором этапе проводился формирующий этап эксперимента (2017- 2019 гг.), заключающийся в проверке ранее полученных выводов, анализ опыта экологического образования детей 5 – 7 лет в дошкольных образовательных организациях, велась апробация фрагментов парциальной программы «Зелёный мир», осуществлялась опытно-экспериментальная работа по проверке усовершенствованной методической системы экологического образования старших дошкольников, проводились контрольные срезы.
На третьем этапе, контрольном (2020-2021 г.) было проведено обобщение и систематизация экспериментальной работы, внедрялись результаты исследования в практику деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– впервые в теории и методике обучения и воспитания на дошкольном уровне системы общего образования конкретизировано содержание понятий
литературы, методологии,
установление исходных позиций понятийного аппарата, обобщение Проведение констатирующего этапа
материала. «экологическое образование старших дошкольников» и «экологическая
образованность старших дошкольников»;
– уточнены критерии и показатели экологической образованности детей старшего дошкольного возраста;
– определены методические условия, способствующие повышению экологической образованности старших дошкольников;
– разработана усовершенствованная методическая модель экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
– внесён значительный вклад в систему непрерывного экологического образования, так как впервые в теории и методике обучения экологии определено, что закладывать элементарные экологические знания необходимо с дошкольного уровня, которые являются отправной точкой непрерывного экологического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит:
– в конкретизации понятий «экологическое образование старших дошкольников» и «экологическая образованность старших дошкольников»;
– в разработке системы экологического образования детей старшего дошкольного возраста и методических условий её реализации;
– в доказательстве концептуальной методической роли дошкольного уровня как доминирующей точке развития системы непрерывного экологического образования;
– определении тенденций развития дошкольного экологического образования в условиях цифровой трансформации современного общества.
Практическая значимость исследования определяется:
– разработкой и внедрением в образовательно-воспитательный процесс дошкольной организации методического инструментария экологического образования старших дошкольников;
– созданием целостной предметно-пространственной экологоориентированной среды, использующей экологический потенциал занятий и иных видов деятельности в организованной и непосредственной
образовательной деятельности;
– разработкой и апробацией сегментов парциальной программы «Зелёный мир» для старшей дошкольной образовательной группы;
– потенциальностью использования содержания курса «Экологическое образование детей дошкольного возраста: теория и технологии» в системе постдипломного образования и подготовки бакалавров педагогического образования, которые профилируются на специфике дошкольного образования;
– разработкой научно-практических рекомендаций, направленных на повышение уровня экологической образованности детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечена теоретической обоснованностью проблемы методического обеспечения экологического образования старших дошкольников; исходными методологическими позициями теории и практики дошкольного экологического образования; использованием комплексного подхода к исследованию, положительными результатами опытно-экспериментальной работы; широкой апробацией результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Усовершенствованная методическая система, включающая взаимосвязанные блоки – управленческий, содержательный, аналитико- оценочный и результативный, которая позволяет повысить экологическую образованность детей старшего дошкольного возраста.
2. Условиями для эффективной реализации усовершенствованной методической системы экологического образования старших дошкольников являются индивидуальный подход в экологическом образовании, участие и вовлечение детей в процессы принятия экологических решений, создание единого экологического пространства для образовательной деятельности и др. 3. Современное экологическое образование детей старшего
дошкольного возраста должно быть организовано с учётом использования участниками образовательно-воспитательных отношений средств медиа- и цифрового педагогического инструментария, элементов медиаконтента. Результативность экологического образования детей старшего дошкольного возраста зависит от подготовки воспитанников к восприятию мира природы через обогащение их эмоциональной сферы, развитие художественного видения мира природы и образной речи.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы в дошкольных образовательных организациях: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад No 18 «Солнышко» г.о. Лобня Московской области и МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад No 57 «Почемучка» г.о. Мытищи Московской области, организовывались консультации, семинары-практикумы для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Результаты экспериментальной работы по внедрению усовершенствованной методической системы экологического образования детей старшего дошкольного возраста апробированы и частично используются в практике дошкольных организаций в форме научно- методических рекомендаций в субъектах Российской Федерации – г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург.
Практический материал по организации развивающей экологической предметно-пространственной среды может успешно использоваться в системе дошкольного, семейного и дополнительного образования детей. Содержание экспериментальной программы также может найти применение в системе начального общего образования.
Кроме того, результаты диссертационного исследования представлялись на следующих научных конференциях, форумах, симпозиумах: международного уровня: «Воспитание и обучение детей младшего
возраста» (Москва, 2018 г., 2019 г.); «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде» (Санкт-Петербург, 2018 г., 2019 г.); «Инновационная деятельность в дошкольном образовании» (Москва, 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г.); «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании» (Санкт-Петербург, 2019 г., 2020 г.); «Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения» (Дербент, 2019 г., 2020 г., 2021 г.); «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (Москва, 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г.); XIII, XIV, XV, XVI Левитовские чтения «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований» (Москва, 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г.) и др.
всероссийского уровня: Журавлёвские чтения «Актуальные проблемы современной педагогики: вызовы XXI века» (Москва, 2019 г., 2020 г., 2021 г.); «Ориентиры детства» (Москва, 2018 г., 2019 г.); «Педагогическая наука и современное образование» (Санкт-Петербург, 2019 г., 2020 г., 2021 г.) и др.
регионального уровня: «Актуальные социально-экономические проблемы развития психологии и педагогики» (Москва, 2020 г., 2021 г.); «Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних – центральная проблема социальной педагогики» (Таганрог, 2020 г., 2021 г.) и др.
Основные положения диссертации и результаты эксперимента обсуждались на протяжении 2016 – 2021 гг. на заседаниях кафедры дошкольного образования и учёного совета факультета психологии Московского государственного областного университета, учёном совете факультета психологии Московского психолого-социального университета, общественных слушаниях в социально ориентированных некоммерческих организациях – Общественное движение «Информация для всех»,
Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения и др. Экспериментальная база исследования: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад No 18 «Солнышко» г.о. Лобня Московской области и МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад No 57 «Почемучка» г.о. Мытищи Московской области. Участниками эксперименты стали 100
детей старшего дошкольного возраста, 50 родителей и 4 воспитателя. Публикации результатов исследования. По материалам диссертационного исследования опубликовано более 45 работ, из них 10 научных статей в журналах из Перечня ВАК Минобрнауки РФ, 1 монография, 2 учебно-методических пособия, 4 научные статьи в журналах
из наукометрических баз данных Scopus и Web of Science.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения,
объединённых в две главы восемь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы (содержащего 225 наименований, из которых 13 на английском языке), приложений. Диссертационное исследование содержит 19 рисунков, 14 таблиц и 8 приложений.
Публикации автора в научных журналах
- 03.00.00 Биологические науки
- 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 19.00.04 Медицинская психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 19.00.07 Педагогическая психология
- 13.00.00 Педагогические науки
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!