Преодоление монопрофильности моногорода на основе диверсификации его экономики (на материалах МО Ленинск-Кузнецкий городской округ)

Якушина Татьяна Анатольевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДА
1.1. Теории пространственного развития как теоретико- методологическая основа возникновения и развития моногородов
1.2. Сущность, классификация, характеристика современного состояния и подходов к развитию моногородов в Российской Федерации
1.3. Диверсификация экономики как основа развития моногорода, ее механизмы и инструментарий
II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ развития моногородов Российской Федерации и роли градообразующих предприятий в их развитии
2.2 Анализ современного социально-экономического развития Кемеровской области и проблемы развития моногородов в регионе
2.3. Анализ современного состояния и проблемы развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ
Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МО ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПОСРЕДСТВОМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЕГО ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА И РЕСУРСОВ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Анализ участия АО «СУЭК-Кузбасс» в решении социально- экономических задач территорий присутствия
3.2. Муниципально-частное партнерство как инструмент диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия (на примере МО Ленинск- Кузнецкий городской округ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников

Дополнены критерии классификации монопрофильных по- селений. Следует признать, что моногорода неоднородны по своему совре- менному состоянию, уровню развития, структуре экономике и т.д. Офици- альная классификация моногородов, предусмотренная Постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. No709 «О критериях отнесения муниципальных образований к моногородам и о категориях моно- городов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» и далее раскрывающаяся в Распоряжении правительства РФ «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федера- ции (моногородов)» от 29 июля 2014 No 1398-р. группирует их по социально- экономической ситуации и перспективам ее развития не является достаточ- ной для формирования полного и целостного представления о моногородах России и тем более для принятия решений об их перспективном развитии. Проблема типологизации моногородов имеет, на наш взгляд, существенное не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Моногорода,
существующие на территории Российской Федерации, довольно существенно дифференцируются по направлениям экономической деятельности и уровню экономического развития. В этой связи, соглашаясь с целым рядом исследо- ваний, предлагаем для классификации моногородов России использовать классификацию моногородов, включающие критерии, существенно важные не только с позиций текущего состояния экономики моногорода, но и воз- можностей, а также важности его перспективного развития (таблица 1). Це- лый ряд из предложенных критериев уже обоснован в экономической лите- ратуре и дана соответствующая им классификация моногородов. Вместе с тем считаем необходимым внести в систему существующих критериев клас- сификации моногородов с позиций обоснования решений, принимаемых по развитию моногородов РФ два следующих критерия:
– взаимообусловленность городской экономики и деятельности градо- образующего предприятия;
– потенциал развития моногорода и уровень его текущего использова- ния.
Первый критерий позволяет установить насколько деятельность градо- образующего предприятия является доминирующей и насколько критично будет для города ухудшение экономической динамики функционирования градообразующего предприятия, а также определить возможности использо- вания потенциала и ресурсов градообразующего предприятия для диверси- фикации экономики моногорода. Его использование позволяет оценить пер- спективы выживания и развития моногорода в условиях принятия мер по развитию градообразующего предприятия и диверсификации на этой основе экономики моногорода. В условиях высокой и прямо пропорциональной за- висимости экономики моногорода от деятельности градообразующего пред- приятия (при условии эффективного функционирования последнего) разви- тие города должно быть основано на постепенной диверсификации его эко- номики. При тех же условиях, но при стагнирующем градообразующем предприятии целесообразным является принятие решения о расселении мо- ногорода. При обратно пропорциональных тенденциях развития градообра- зующего предприятия и моногорода развитие последнего может строится как на обновлении производственных мощностей и смене профиля деятельности градообразующих, так и принятии мер по диверсификации экономики моно- города. Классификацию моногородов по второму критерию существенно важно принимать во внимание при определении их будущности и формиро- вании программ перспективного развития. Его использование позволяет определить перспективы развития моногорода в целом, а также как в части развития градообразующего предприятия и иных видов деятельности. Для моногородов, имеющих потенциал, но не использующие его для целей разви- тия применимы меры направленные на диверсификацию его экономики. Го- рода, исчерпавшие потенциал развития, могут быть расселены.
2. Предложен методический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ. Наложение предло-

Характер диверсификации функций градообразующего предприятия (предприятий)
женных и иных ранее обоснованных критериев классификации моногородов РФ на известные в мировой практике решения проблем социально- экономического развития моногородов, подходы, высказанные отечествен- ными учеными относительно вариантов преодоления кризиса в российских моногородах, позволяет сформировать матрицу выбора вариантов развития моногородов РФ (таблица 1). В предложенной матрице на основе анализа те- кущего состояния моногородов РФ приведена доля моногородов, соответ- ствующих возможным вариантам развития их перспективного развития по каждому из используемых критериев их классификации.
Таблица 1. Матрица сценариев развития моногородов и их доля по каждому из сценариев
No Критерий классификации моногородов
1.
Характеристика моногорода
Сценарий развития 123
20
моногорода, где единственная функция реализуется ограниченным числом (одним, двумя) градообра- зующих предприятий, выпускающих недиверсифицированную продук- цию, значительная часть которой поступает не на конечное потребле- ние, а на последующую переработку
48
моногорода, где единственная функция реализуется ограниченным числом (одним, двумя) градообра- зующих предприятий, выпускающих диверсифицированную продукцию
Взаимообусловленность город- ской экономики и деятельности градообразующего предприятия
моногорода, где единственная функция реализуется несколькими технологически взаимосвязанными между собой предприятиями
моногорода, где вокруг функции- доминанты формируется сочетание ориентированных на нее отраслей и видов деятельности, т. е. происходит формирование специализированного комплекса
динамика социально-экономических показателей города прямо пропор- ционально показателям градообра- зующего предприятия (траектория: развивающийся город – развиваю- щееся градообразующее предприя- тие)
2.
динамика социально-экономических показателей города прямо пропор- ционально показателям градообра- зующего предприятия (стагнирую- щий город – стагнирующее градооб- разующее предприятие)
12
динамика социально-экономических показателей города обратна пропор- циональна показателям градообра- зующего предприятия (траектория: развивающийся город – стагнирую- щее градообразующее предприятие)
динамика социально-экономических показателей города обратна пропор- циональна показателям градообра- зующего предприятия (стагнирую- щий город – развивающееся градо- образующее предприятие)
14
3. Стратегическая важность моно- города (для государства)
4.
моногорода, не имеющие стратеги- ческого значения
«открытые» стратегически значи- мые моногорода
«Закрытые» стратегически значи- мые моногорода
60
12
21 15
28
Степень влияния внешних эко- номических факторов на соци- ально-экономическое развитие моногородов
моногорода, социально- экономическое развитие которых полностью совпадает с националь- ной социально-экономической ди- намикой
моногорода, имеющие стабильное социально-экономическое развитие, не зависящее от национальной соци- ально-экономической динамики
моногорода, имеющие стабильное социально-экономическое развитие в условиях кризиса и развивающие- ся в условиях экономического подъ- ёма
моногорода, имеющие нестабильное социально-экономическое развитие, не подверженное влиянию нацио- нальной социально-экономической динамики
5. Потенциал развития моногорода и уровень его текущего исполь- зования
моногорода, исчерпавшие потенци- ал развития
моногорода, имеющие нереализо- ванный потенциал развития
моногорода, имеющие и использу- ющие потенциал развития
В предложенной матрице в качестве сценариев развития моногородов РФ использованы:
1. Обновление производственных мощностей и смена профиля дея- тельности градообразующих предприятий. Данный сценарий предполагает приоритетным реализацию мероприятий, направленных на привлечение ин- вестиций в моногород. При этом следует понимать, что реализация данного сценария требует, во-первых, наличия у самого моногорода соответствующе- го потенциала (географического, инфраструктурного, кадрового, инновацио-
13
ного и пр.) и, во-вторых, существенных финансовых вложений, которые ре- гион самостоятельно без поддержки федеральных властей и крупных инве- сторов осуществить не сможет. Результатом реализации данного сценария станет смена вида деятельности градообразующего предприятия, при этом монопрофильность самого города может быть и не преодолена.
2. Диверсификация экономики моногорода с постепенным преодолени- ем его монопрофильности. Данный сценарий предполагает активное разви- тие видов экономической деятельности, отличных от профиля деятельности градообразующего предприятия. Предполагается расширение ассортимента и номенклатуры производимых предприятиями города товаров, развитие производственной и социальной инфраструктуры, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме производства, активное внедрение инновационных технологий в сектор производства и обслужива- ния. При этом следует отметить, что диверсификация экономики моногорода может базироваться и на диверсификации деятельности градообразующего предприятия. Данный сценарий также предполагает наличие у моногорода и/или градообразующего предприятия наличие потенциала для диверсифика- ции деятельности и реализации мер поддержки по развитию новых видов экономической деятельности, в том числе финансовых.
3. Расселение моногорода. Данный сценарий применим в исключи- тельном случае, и лишь тогда, когда уровень социально-экономического раз- вития моногорода низкий, у него отсутствует потенциал для развития новых видов деятельности, а продукция градообразующего предприятия неконку- рентоспособна и отсутствуют ее потенциальные потребители. Кроме того, географическое положение моногорода исключает возможности для органи- зации маятниковой миграции населения и обеспечения его занятости в дру- гих населенных пунктах. Применительно для добывающих отраслей про- мышленности основанием для применения такого сценария развития моно- города является полное исчерпание запасов природных ресурсов.
Как свидетельствуют данные таблицы моногорода характеризуются существенным многообразием и специфичностью условий их современного развития. Но при этом использование предложенной матрицы позволяет вы- брать применительно к конкретному моногороду один из возможных сцена- риев развития и в соответствии с этим разработать инструментарий и систе- му мер по преодолению кризисных тенденций в его развитии.
Вместе с тем обобщенный анализ данных позволяет констатировать следующее. Под первый сценарий развития, предусматривающий только об- новление производственных мощностей и смену профиля деятельности гра- дообразующих предприятий по различным квалификационным признакам попадает от 16 до 51 % моногородов России (среднее значение по совокупно- сти квалификационных признаков составляет 34,6%). Второму сценарию раз- вития моногородов, предусматривающему диверсификацию экономики мо- ногорода с постепенным преодолением его монопрофильности, по различ- ным квалификационным признакам соответствует от 28 до 100% моногоро-
дов РФ (среднее значение по совокупности квалификационных признаков со- ставляет 69,6%). И, наконец, сценарию развития моногородов, предусматри- вающих их расселение (как крайнему варианту, при отсутствии других вари- антов решения социально-экономических проблем города) соответствует наименьшая группа моногородов РФ (по различным квалификационным при- знаком их доля колеблется в пределах от 0 до 60%, при среднем значении по совокупности квалификационных признаков в 31,8%).
3. Дополнены представления о диверсификации экономики мо- ногорода. Как свидетельствует проведенный анализ к подавляющему боль- шинству моногородов России в качестве варианта их развития применимы механизмы диверсификации экономики моногорода с постепенным преодо- лением его монопрофильности. Одним из таких городов является г. Ленинск- Кузнецкий, анализ функционирования которого подтверждает его соответ- ствие сценарию, предполагающему диверсификацию экономики моногорода с постепенным преодолением его монопрофильности (в таблице 1 выделено черным фоном).
Город Ленинск-Кузнецкий, современное состояние которого требует принятие мер, обеспечивающих развитие его экономики и социальной сферы расположен на западе Кемеровской области. Согласно принятой в РФ клас- сификации моногородов, г. Ленинск-Кузнецкий относится к монопрофиль- ным муниципальным образованиям, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Расстояние от г. Ленинск-Кузнецкий до Москвы – 3200 км, до областного центра (город Кемерово) – 90 км, до крупнейших городов Западной Сибири (Новосибирск, Томск, Барнаул) – в пределах 250 – 350 км.
Город Ленинск-Кузнецкий является основой Ленинск-Кузнецкого го- родского округа, включающего помимо самого города еще ряд сельских по- селений и территорий. Ленинск-Кузнецкий городской округ занимает терри- торию 11,3 тыс. га.
В настоящее время в муниципальном образовании Ленинск-Кузнецкий городской округ проживает 97,4 тыс. человек. Из этого числа подавляющая часть проживает в городской черте (97,8%) и чуть более двух тысяч в сель- ской местности.
За последние 5 лет численность населения муниципального образова- ния сократилась на 3,5%. При этом сокращение касается как городского, так и сельского населения муниципального образования. Единственное отличие состоит в темпах сокращения населения. Темпы сокращения сельского насе- ления несколько ниже, чем аналогичный показатель для городского населе- ния, что обусловлено, в том числе и переселением части городского населе- ния в пригородную зону г. Ленинск-Кузнецкий. Сокращение численности населения стало устойчивой тенденцией развития муниципального образова- ния. Ежегодно в среднегодовом исчислении за 2015-2018 гг. численность населения муниципального образования сокращается более чем на 850 чело- век.
Из наличного населения муниципального образования в экономике и соци- альной сфере по данным за 2019 год (без учета субъектов малого предприни- мательства), как свидетельствуют данные таблицы 2.7 занято 26 881 чел., что в процентном соотношении составляет около 27,6%. В последние годы чис- ленность занятого населения остается практически на неизменном уровне. Сокращение численности занятого населения с 2015 года составило только 1,4%, что в среднегодовом исчислении составляет 0,35%. Что касается субъ- ектов малого и среднего предпринимательства, то их численность колеблется в пределах 280-300 единиц на 10 тыс. населения, что в абсолютном выраже- нии составляет около 2850-2950 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Численность занятых на субъектах малого предпринима- тельства на протяжении анализируемого периода существенно не изменилась (таб. 2.8). В общей численности занятого населения на субъекты малого и среднего предпринимательства приходится от 15 до 20%. Уровень офици- альной безработицы за анализируемый период колеблется в пределах 1,0- 2,7%. Наиболее высокий уровень официальной безработицы наблюдался в 2015-2016 гг. (2,3% и 2,7%). К концу анализируемого периода он снизился до отметки в 1,0%.
Нахождение в географическом центре Кузнецкого угольного бассейна определили специализации городской экономики – добыча угля. Числен- ность занятых на угледобывающих предприятиях муниципального образова- ния за анализируемый период практически не изменилась, составляя около 20% от их общего числа. Вместе с тем с развитием производств по перера- ботке угля (создание совместно с «Omega Minerals» предприятия по произ- водству алюмосиликатных микросфер, преобразование отдельных структур- ных подразделений АО «СУЭК-Кузбасс» в самостоятельные производствен- ные единицы (ООО «СИБ-ДАМЕЛЬ») и др.) численность занятых в обраба- тывающих производствах выросла относительно 2015 г. более чем на 23%, достигнув показателя в 3942 человека. Из других тенденций в изменении структуры занятого населения следует отметить:
1) заметный прирост населения занятого в сфере оказания транспорт- ных услуг и услуг связи (прирост с 2015 года составил 14,%), что является вполне закономерным, учитывая значение г. Ленинск-Кузнецкий как желез- нодорожного транспортного узла;
2) сокращение практически на 16% относительно данных 2015 г. чис- ленности занятых в оптовой и розничной торговле; ремонтом автотранспорт- ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользова- ния;
3) практически двукратное снижение численности занятых в сфере фи- нансовой деятельности (до 58% в 2019 г. по отношению к 2015 г.);
4) более чем десятикратное снижение численности занятого населения в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (обусловлено в большей части изменением методоло- гии подсчета).
Таким образом, современное развитие города тесно связано с развити- ем предприятий угольной отрасли, представленной единственной компанией добывающей промышленности ОА «СУЭК-Кузбасс» – дочерней компанией ОА «Сибирская угольная энергетическая компания». Данная компания вы- ступает градообразующей для Ленинско-Кузнецкого городского округа.
На долю предприятий группы АО «СУЭК-Кузбасс» от общей величины показателей моногорода приходиться:
• 74,4% объема отгруженных товаров собственного производства;
• 98 % и более прибыли, полученной предприятиями городского округа;
• 97% и более инвестиционных вложений.
Именно деятельность АО «СУЭК-Кузбасс» определяет текущее состо- яние и перспективы развития Ленинск-Кузнецкого городского округа, что подтверждается данными таблицами 2 и 3. В таблице 2 приведены сведения об производстве товаров и услуг по видам деятельности, вносящих опреде- ляющий вклад в формирование данного показателя. Согласно приведенным данным в структуре производства города угольная отрасль за 2018 г. занима- ет более 74 %. С учетом деятельности предприятий по переработке угля и перевалки угля, результаты которых учитываются по видам деятельности «Обрабатывающие производства» и «Транспорт и связь» показатель вклада предприятий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой угля, будет еще более весомым.
Таблица 2 – Производство товаров предприятиями Ленинск-Кузнецкого городского округа4
2018 г.
Показатели
2015 г., тыс. руб.
2016 г., тыс. руб.
2017 г., тыс. руб.
тыс. руб.
в%к итогу
в% к 2015 г.
Отгружено товаров собственного произ- водства, выполнено работ и услуг соб- ственными силами (без субъектов малого предпринимательства), всего
36755059,6
48444735,7
55187561,9
69532729,1
100,0
189,2
из них: Обрабатывающие производства
3750250,0 4634503,0 5753393,3 7674133,0 11,0 204,6
4 Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования/ Городские округа Кемеровской области/ Ленинск-Кузнецкий городской округ за 2025-2019 гг. // БД ПМО Кемеровской области. – Режим доступа: . https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (свободный, дата обращения 14.04.2020 г.)

Добыча полезных ис- копаемых
… … … 51758537,9 74,4 –
Производство и рас-
пределениеэлектро- 1403513,3 1294029,7 1106282,2 1174665,5 1,7 83,7 энергии, газа и воды
Значимость для городской экономики с угледобывающей промышлен- ностью подтверждается сведениями о финансовых результатах деятельности предприятий Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Таблица 3 – Финансовые результаты предприятий Ленинск-Кузнецкого го- родского округа5
2015 г., Показатели тыс. руб.
2016 г., тыс. руб.
2017 г., тыс. руб.
2018 г., тыс. руб.
тыс. руб.
2019 в % к итогу
в%к 2015 г.
439,8 …
568,2
128,8 630,8
Прибыль (убыток)
доналогообложения 670606 9 8 1 4 100,0 прошлого года
Добычаполезных 512076 1421666 … 3847507 2909432 98,6
1437834 ископаемых 3
2812138
3889680
2949719
Обрабатывающие
производства
Транспорт и связь 47117 -203706
130074 -176215
7 0
302444 143509 0,4 118026 297194 1,0
111413 45612
Как свидетельствуют данные таблицы 3 деятельность основных пред- приятий городской экономики за анализируемый период характеризуется существенным повышением эффективности. Среднегодовые темпы прироста прибыли предприятий города до налогообложения превышают 109%, а транспортных предприятий и организаций связи составляют более 150%. Более низкие темпы прироста прибыли характерны для предприятий обраба- тывающих производств. Однако данный факт не является существенно зна- чимым для социально-экономической системы Ленинск-Кузнецкого город- ского округа, так как львиная доля прибыли приходится на предприятия уг- ледобывающей промышленности (98,6%), а именно предприятия, входящие в группу компаний ОА «Сибирская угольная энергетическая компания».
Результаты деятельности организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа определяют динамику инвестиционной деятельности в нем. За период с 2015 по 2018 год включительно инвестиции в основной капитал выросли практически на 175 %, составив в среднегодовом исчислении прирост на уровне 60%. Это прирост сложился благодаря опережающему росту инвести- ций в основной капитал, осуществляемых организациями, находящимися на территории муниципального образования, за анализируемый период они вы-
5 Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования/ Городские округа Кемеровской области/ Ленинск-Кузнецкий городской округ за 2025-2019 гг. // БД ПМО Кемеровской области. – Режим доступа: . https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (свободный, дата обращения 14.04.2020 г.)

росли более чем в два раза, превысив отметку в 10 млрд. руб. Тогда как за этот же период инвестиции из муниципального бюджета снизились до чет- верти, а инвестиции организаций муниципальной формы собственности до трети от объема инвестиций в 2015 году. В 2018 году на долю организаций, находящихся на территории муниципального образования пришлось более 97% всех инвестиционных вложений.
Однако, несмотря на то, что в Ленинск-Кузнецком городском округе сосредоточен пул эффективно работающих компаний реального сектора эко- номики муниципалитет не обладает ресурсами для обеспечения собственного развития, что подтверждается показателями бюджетной статистики.
В 2019 г. доходы местного бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа 4 264,5 млн. руб. Подавляющая часть из которых (около 72%) была сформирована за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюд- жетной системы Российской Федерации.
Такая структура доходной части является типичной для местных бюджетов и отвечает объему и характеру полномочий, закреплённых законодательством РФ за муниципальными органами власти6 [3]. Структура доходов местного бюджета наряду с анализом инвестиционной деятельности, осуществляемой в муниципальном образовании, еще раз подтверждает факт зависимости раз- вития реального сектора экономики и отчасти социальной сферы от деятель- ности градообразующего предприятия, которым применительно к Ленинск- Кузнецкого городскому округу выступает АО «СУЭК-Кузбасс».
Проведенный анализ развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ показывает, что диверсификацию экономики моногорода невозможно рассматривать в отрыве от функционирования градообразующего предприя- тия, так как создание новых видов деятельности в моногороде может опи- раться на деятельность градообразующего предприятия посредством созда- ния обслуживающих производств или производств в рамках одной техноло- гической цепочки относительно деятельности градообразующего предприя- тия (вертикальная и горизонтальная и концентрическая формы диверсифи- кации). Кроме всего прочего диверсификация экономики моногорода может быть результатом диверсификации деятельности именно градообразующего предприятия осваивающего новые виды деятельности или осуществляющего выпуск новых видов продукции (латеральная и конгломеративная диверси- фикации).
Данное обстоятельство обуславливает необходимость выработки со- гласованной политики развития муниципального образования и градообра- зующего предприятия [5] в рамках механизмов муниципально-частного партнерства, которые представлены в таблице 4.
6 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само- управления в Российской Федерации». – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/ (свободный, дата об- ращения: 29.08.2020)

2.
3. Реализация ме- Реализация меро- Инициатор ре- Инструменты Инстру- роприятий кор- приятий по созда- ализации ме- развития но- менты
Таблица 4 – Направления муниципально-частного партнерства развития моногородов, обеспечивающие диверсификацию их экономики на основе по- тенциала и ресурсов градообразующего предприятия
No
Направление де- ятельности
Содержание деятельности
Роли муниципа- литета и градо- образующего предприятия
Инструменты
диверсифика- ции деятельно- сти градообра- зующего пред- приятия. (Форма дивер- сификации при создании но- вых организа- ций)
Инстру- менты ди- версифи- кация эко- номики моногоро- да (направ- ленность инстру- ментов)
Развитие инве- стиционного потенциала градообразую- щего предприя- тия
Реализация проек- тов по развитию элементов инве- стиционного по- тенциала, исполь- зуемых в производ- ственной деятель- ности градообра- зующего предприя- тия
Инициатор ре- ализации ме- роприятий – муниципальное образование. Финансирова- ние мероприя- тий – муници- пальное обра- зование. Пользователь – градообразую- щее предприя- тие.
Инструменты развития про- изводствен- ной и соци- альной ин- фраструктуры предприятия. Вертикальная диверсифика- ция
Инстру- менты развития простран- ственной интегра- ции
Развитие мало- го предприни- мательства, со- пряженного с деятельностью градообразую- щего предприя- тия
Создание малых предприятий – са- теллитов градооб- разующего пред- приятия. Малые предприятия при- нимают на себя функции отдель- ных служб градо- образующего пред- приятия.
Инициатор ре- ализации ме- роприятий – совместное решение гра- дообразующего предприятия и муниципально- го образования. Финансирова- ние мероприя- тий по под- держке малого предпринима- тельства – му- ниципальное образование. Заказчик услуг и их оплата – градообразую- щее предприя- тие.
Инструменты развития но- вых видов производ- ственной дея- тельности. Вертикальная Диверсифи- кация.
Инстру- менты стимули- рования экономи- ческого роста от- дельных секторов экономи- ки моно- города
1.

поративной от- ветственности градообразую- щего предприя- тия
нию объектов со- циальной инфра- структуры, инициа- тив по улучшению социальной среды и экологической обстановки в му- ниципальном обра- зовании
роприятий – градообразую- щее предприя- тие. Финансирова- ние мероприя- тий – градооб- разующее предприятие. Пользователь созданных объ- ектов – муни- ципальное об- разование.
вых видов производ- ственной дея- тельности Латеральная диверсифика- ция
стимули- рования экономи- ческого роста от- дельных секторов экономи- ки моно- города
4. Разработаны ключевые элементы механизма реализации муни- ципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности экономики моногорода посредством ее диверсификации на основе по- тенциала и ресурсов его градообразующего предприятия. Для развития муниципального образования предлагается использовать механизмы муни- ципально-частного партнерства способствующие развитию, как градообра- зующего предприятия, так и экономики и социальной сферы муниципального образования. Учитывая то обстоятельство, что муниципально-частное парт- нёрство АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск-Кузнецкий городской округ должно носить согласованный и прогнозируемый характер в муниципальном образовании должна быть сформирована система управления муниципально- частным партнёрством, отвечающая за обоюдное соблюдение участниками муниципально-частного партнёрства взятых на себя обязательств.
В качестве основных задач создаваемой системы управления муниципально-частным партнёрством АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск- Кузнецкий городской округ можно выделить:
1) обеспечение эффективного использования ресурсов участников муниципально-частного партнёрства;
2) привлечение дополнительных ресурсов (в том числе государственных) для реализации проектов муниципально-частного партнёрства на территории присутствия АО «СУЭК-Кузбасс»;
3) расширение сферы реализации муниципально-частного партнёрства и вовлечение в реализацию его проектов иных организаций, работающих в МО Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Система управления муниципально-частным партнёрством МОЛенинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразующим предприятием должна быть утверждена на уровне муниципальных органов власти и, в документе ее регламентирующем, должны быть определены:
– уровни управления и функционал каждого их органов, принимающих управленческие решения при реализации муниципально-частного партнёрство;
– участники муниципально-частного партнёрства с проработкой функций каждого из них.
Для управления муниципально-частным партнёрством МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» предлагается создать организационно-ролевую структуру, построенную на принципах проектного управления, определяющую основные процессы управления и разграничивающие зоны ответственности. Проектные роли должностных лиц и организаций, участвующих в управлении муниципально-частным партнёрством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК- Кузбасс», как его градообразующего предприятия, приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Проектные роли должностных лиц (организаций), участвующих в управлении муниципально-частным партнёрством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»
Проектная роль
Должностное лицо (организация)
Руководитель проекта
Заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа по экономике, промышленности и финансам
Координационный орган муниципально-частного партнёрства
Координационный совет по поддержке муниципально-частного партнерства (специально создаваемый и работающий на общественных началах орган из числа представителей МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»)
Офис мониторинга муниципально-частного партнерства
Отдел экономического анализа и прогнозирования МО Ленинск-Кузнецкий городской округ
Основные исполнители муниципально-частного партнёрства
Подразделения администрации МО Ленинск- Кузнецкий городской округ;
Хозяйствующие субъекты и организации, подведомственные МО Ленинск-Кузнецкий городской округ;
АО «СУЭК-Кузбасс»;
Иные организации, вовлеченные в проекты
муниципально-частного партнерства
Экспертная группа
Экспертная группа, создаваемая из представителей сторон муниципально- частного партнерства и общественных организаций и представителей, реализация проектов муниципально-частного партнерства для которых имеет существенное значение (родительский комитет, ТСЖ, общественная палата МО и пр.)
1. 2.
3. 4.
5.

No Направление деятельности
1. Развитие инвестици- онного потенциала
Предлагаемые решения
Институт рабочих кадров СУЭК – повышение квалификации и переподготовка рабочих кад-
Управление муниципально-частным партнёрством МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразую- щим предприятием предусматривает использование программно-целевого метода управления. Учитывая то обстоятельство, что в проекты муниципаль- но-частного партнёрства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» будут вкладываться средства муниципального бюджета МО Ленинск-Кузнецкий городской округ требуется нормативное закрепле- ние всех процедур, устанавливающих порядок и условия участия муници- пального образования в проектах муниципально-частного партнерства.
Взаимодействие между всеми уровнями управлении по реализации конкретных проектов муниципально-частного партнёрства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» осуществляется в рамках специально созданных для оперативного решения всех вопросов рабочих групп, в которые входят представители управлений (на уровне их руководителей) Администрации МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и представители АО «СУЭК-Кузбасс», отвечающих за реализацию конкретных проектов МЧП. Создание отдельных рабочих групп, курирующих конкретные проекты муниципально-частного партнёрства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», позволит вести работу по принципу «одного окна». Рабочая группа сопровождает свой проект на протяжении всего срока реализации проекта, что, в свою очередь, позволит обеспечить быстрое и эффективное взаимодействие всех участников и создать условия для продуктивного взаимодействия участников муниципально-частного партнёрства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс».
5. Предложен перечень решений по преодолению монопрофильно- сти экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ посредством ее диверсификации на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия АО «СУЭК-Кузбасс», оценена их результативность. В со- ответствии с предложенными направлениями муниципально-частного парт- нерства (таблица 4) предлагаются к реализации следующие согласованные между муниципальным образованием и градообразующим предприятием ме- роприятия, которые обеспечивают развитие МО Ленинск-Кузнецкий город- ской округ посредством диверсификации его экономики на основе потенциа- ла и ресурсов градообразующего предприятия с формированием в экономике города новых бизнес-структур и направлений предпринимательской деятель- ности (таблица 5).
Таблица 5 – Перечень решений по преодолению монопрофильности экономи- ки г. Ленинск-Кузнецкий посредством диверсификации его экономики на ос- нове потенциала и ресурсов градообразующего предприятия

градообразующего предприятия
ров, работающих на предприятиях АО «СУ- ЭК»
Управление строительства и содержания дорог
Развитие малого пред- принимательства, со- пряженного с деятель- ностью градообразу- ющего предприятия
Жилищная строительная компания СУЭК – строительство жилья для населения террито- рий присутствия, проживающего на подрабо- танных территориях
Реализация мероприя- тий корпоративной от- ветственности градо- образующего предпри- ятия
Управляющая компания социальных проектов СУЭК (Трудовой отряд СУЭК», конкурс «СУЭК-КУЗБАСС»: НАШ СУЭК, НАШ КУЗ- БАСС», интернет-Олимпиада СУЭК по физике и математике, реабилитационная программа «Лыжи мечты», межрегиональный фестиваль- конкурс детско-юношеского творчества «ТА- ЛАНТЫ НА-ГОРА» и др.)
2.
3.
Создание института рабочих кадров является примером корпоративного учебного заведения. Основным видом деятельности Института рабочих кад- ров СУЭК – повышение квалификации и переподготовка рабочих кадров, ра- ботающих на предприятиях АО «СУЭК», не только в Кемеровской области, но и других субъектах РФ. Кроме этого учитывая то обстоятельство, что в Кемеровской области работает еще несколько крупных угледобывающих компаний Институт рабочих кадров СУЭК может стать базовым учреждени- ем для повышения квалификации кадров и других предприятий региона.
Создание самостоятельной организации «Управление строительства и содержание дорог» преследует цель сделать из структурного подразделения компании работающую в муниципальном образовании фирму, занимающу- юся строительством не только технических дорог компании, но и строитель- ством, ремонтом и благоустройством дорог муниципального образования. Учитывая гораздо больший уровень технической оснащенности подразделе- ния АО «СУЭК-Кузбасс», выполняющего работы по строительству и содер- жанию технических дорог, перед подобными организациями муниципальных образований территории присутствия, созданная компания с большей эффек- тивностью выполняла бы работы по строительству, содержанию и благо- устройству муниципальных автодорог в рамках муниципального заказа.
Жилищная строительная компания СУЭК создается для реализации про- граммы по переселению населения с подработанных территорий. Учитывая существенно более низкую себестоимость возводимого жилья, относительно других застройщиков (стоимость 1 кв. м. жилья, возводимого АО «СУЭК- Кузбасс» составляет 19 тыс. руб.) созданная компания могла бы стать пол- ноценным участником жилищного рынка территории присутствия АО «СУ- ЭК-Кузбасс», в том числе включившись в процесс переселения населения из
ветхого и аварийного жилья, осуществляя жилищную застройку в рамках государственного финансирования.
Управляющая компания социальных проектов СУЭК, выполняя миссию возложенную на нее АО «СУЭК-Кузбасс» и используя наработанный опыт, могла бы стать оператором по работе с детьми региона на условиях социаль- ного предпринимательства, существенно увеличив охват детской аудитории территории присутствия АО «СУЭК-Кузбасс».
В результате реализации предложенных мер предполагается изменение структуры занятости населения МО Ленинск-Кузнецкий городской округ. На основе построения эконометрических моделей спрогнозирована численность населения занятого в отдельных видах деятельности, развитие которых обу- словлено реализацией предложенных мер по преодолению монопрофильно- сти г. Ленинск-Кузнецкий. Затем в полученные уравнения введены констан- ты, показывающие перераспределение занятого населения МО Ленинск- Кузнецкий городской округ в результате реализации предложенных мер по преодолению монопрофильности г. Ленинск-Кузнецкий. Проведенный ана- лиз подтвердил существенное увеличение численности занятых в сфере транспортного обслуживания, сохранение неизменной численности населе- ния занятого в сфере образования в условия сжатия данного вида деятельно- сти. Что касается строительства, то увеличение численностью населения, за- нятого в нем будет спровоцировано отказом от привлечения для строитель- ства жилья для населения г. Ленинск-Кузнецкий, переселяемого из зон от- чуждения, иногородних подрядчиков, работающих вахтовым методом и при- влечением для выполнения этих видов работ населения города. Реализация предложенных мер не позволит преодолеть монопрофильность экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, что не только не представляется возможным, но и не является целью развития города, в условиях эффективно работающего градообразующего предприятия. Однако это является шагом создания сбалансированной структуры занятости населения МО Ленинск- Кузнецкий городской округ, с развитием системы рабочих мест не только в сфере добычи угля и его переработки, но и в сфере развития производствен- ной и социальной инфраструктуры города, его социальной сферы.
III. Заключение
В проведенном исследовании впервые предложена модель преодоления монопрофильности моногорода посредством диверсификации его на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия. Условием применения данной модели являются, во-первых, наличие развивающегося и успешно функционирующего градообразующего предприятия и, во-вторых, зависимость развития реального сектора экономики монопрофильного поселения и отчасти социальной сферы от деятельности данного предприятия. В рамках разработки данной модели дополнены критерии классификации монопрофильных поселений. Предложены да новых критерия: взаимообусловленность городской экономики и деятельности градообразующего предприятия и потенциал развития моногорода и уровень
его текущего использования. Разработан методический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ, базирующайся на наложении возможных сценариев решения проблем монопрофильных поселений и обеспечения их социально-экономического развития на характеристики моногородов в рамках, предложенных автором и обоснованных ранее в теории критериев классификации монопрофильных поселений. Дополнены представления о диверсификации экономики моногорода. Предложены принципиально новые направления диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов его градообразующего предприятия и осуществлено их соотнесение с инструментами и формами диверсификации деятельности градообразующего предприятия и инструментами диверсификации экономики моногорода. Разработаны ключевые элементы механизма реализации муниципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности моногорода посредством диверсификации его экономики на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия. И в рамках практического воплощения разработанной модели преодоления монопрофильности экономики моногорода предложен перечень решений по диверсификации экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ на основе потенциала и ресурсов АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразующего предприятия.

Актуальность темы исследования. Одной из самых сложных соци- ально-экономических проблем современной российской экономики является развитие монопрофильных поселений. В настоящее время в РФ насчитывает- ся более 300 моногородов. В данных городах проживает более 13 млн. чел. [6]. Занятое население в моногородах – 5,8 миллионов человек, при этом 16,7 % заняты на градообразующих предприятиях, которые производят 1/5 общего объема отгруженной продукции промышленности РФ стоимостью 7,1 триллиона рублей в год [16]. Следует признать, что моногорода РФ не- однородны по своему современному состоянию, уровню развития, структуре экономике и т.д. Подавляющее большинство моногородов РФ характеризу- ются кризисным состоянием экономики и находится в ситуации, когда даль- нейшие перспективы развития моногорода остаются неопределенными. Не- многочисленная группа моногородов (базовой отраслью которых в подавля- ющем большинстве случаев является добывающая промышленность) харак- теризуется наличием эффективно работающих градообразующих предприя- тий, но и перед ними стоит сложная задача нивелирования монопрофильно- сти их экономики.
Учитывая остроту социально-экономической проблематики развития моногородов РФ и разноплановость стоящих перед ними задач в 2016 году в рамках государственной поддержки развития моногородов была разработана и утверждена приоритетная программа «Комплексное развитие моногоро- дов», целью которой выступало создание условий, обеспечивающих сниже- ние зависимости монопрофильных муниципальных образований от деятель- ности градообразующих предприятий [51]. В соответствии с программой во всех моногородах были разработаны и до настоящего времени осуществля- ются муниципальные программы развития моногородов, реализуются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию производ- ственной и социальной инфраструктуры моногородов. Однако в 2019 г. реа- лизация программы, по причине её низкой эффективности была приостанов- лена. Одной из причин низкой эффективности предпринятых мер по разви- тию моногородов РФ была, на наш взгляд, недостаточное понимание особен- ностей развития отдельных моногородов и единообразие применяемых под- ходов к решению их проблем. Вместе с тем, невозможно использовать уни- версальные механизмы государственной поддержки к моногородам, карди- нально отличающихся друг от друга по уровню экономического развития, состоянию предприятий, формирующих основу городской экономики, по- тенциалу развития и прочим факторам. Так, применительно к развитию мо- ногородов с эффективно работающим градообразующим предприятием, но имеющим риски ухудшения социально-экономического положения, требует- ся применение особых подходов, предполагающих диверсификацию их эко- номики с использованием потенциала и ресурсов градообразующего пред- приятия.
Степень разработанности проблемы. Теоретические подходы, объяс- няющие появление и развитие моногородов в пространственно-региональном аспекте можно найти в трудах западных ученых, начиная со второй полови- ны 18 в. И не смотря на то, что в трудах А. Смита и Д.Рикардо, Г.Мюрдаля, Х. Ричардсона и Дж. Фридмана, Ф. Перру и Ж. Будвиля, а также Х. Р. Ласу- эна нет прямой отсылки к моногородам, тем не менее процессы их появление и развитие в той или иной степени этими теориями объясняются.
Исследованиями современного состояния моногородов, вопросов тео- рии и практики их развития, включая проблематику функционирования гра- дообразующих предприятий и их влияния на развитие монопрофильных по- селений занимаются как отечественные, так и зарубежные современные уче- ные: И.В. Липшиц, И.В. Манаева, О.Д. Угольникова, В.И.Прусова, Н.В.Коваленко, В.В. Безновская, В.О. Кириллова, О. Диниус, А.Вергара, Д. Литтлвуд, С. Сьяпарман и др.
Проблемы развития моногородов на основе структурной перестройки их экономики, включая вопросы диверсификации экономики моногородов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнер- ства рассмотрены Бегун Т.В., Бухвальд Е.М., Антоновой И.С., Коршуновым И.В., Трусовой К.Е., Коноваловой Т.А., Шабашевым В.А., Ряховской А. Н., Поляковой А. Г., Стаценко И.М., Кочетковой С.А. и др.
Вместе с тем, учитывая время появления проблематики развития моно- профильных поселений (обусловлена рыночными механизмами и проявилась в условиях посткризисного восстановления экономики РФ), существенно различные условия их функционирования теоретико-методологические во- просы и практические подходы к решению проблемы остаются слабо прора- ботанными. Низкая эффективность мер по развитию моногородов РФ требу- ет уточнения существующих и разработки новых теоретико- методологических положений и подходов к развитию монопрофильных по- селений РФ. В частности нет методологических разработок, позволяющих обоснованно подходить к определению мер по развитию моногородов с эф- фективно работающим градообразующим предприятием, не проработаны в полной мере вопросы взаимодействия монопрофильного поселения и градо- образующего предприятия, направленного на развитие и диверсификацию экономики моногородов.
Актуальность темы исследования и недостаточная научная разработан- ность отдельных вопросов развития многопрофильных поселений РФ опре- делили цель, задачи, предмет и объект исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоре- тических и методологических положений развития монопрофильных поселе- ний РФ посредством диверсификации их экономики на основе использования ресурсов и потенциала их градообразующих предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследование и обобщение теорий пространственного развития как теоретико-методологической основы возникновения и развития моногоро- дов; – изучение сущности, классификации монопрофильных поселений, их современного состояния и развитие на этой основе теоретико- методологических положений развития моногородов в Российской Федера- ции;
– изучение современного состояния моногородов Российской Федера- ции и возможностей использования потенциала градообразующих предприя- тий в диверсификации их экономики и развитии;
– проведение анализа социально-экономического развития Кемеров- ской области и выявление проблем развития моногородов в регионе;
– анализ современного состояния и проблем развития МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и оценка возможностей участия АО «СУЭК- Кузбасс» в диверсификации экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ;
– формирование системы муниципально-частного партнерства как ин- струмента диверсификации и развития экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ на основе использования потенциала и ресурсов градообра- зующего предприятия.
Объектом исследования является социально-экономическая система монопрофильных поселений РФ. Исследование конкретных проблем разви- тия моногородов РФ осуществлялось на материалах МО Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Предметом исследования выступает совокупность организационно- экономических отношений, возникающих при диверсификации экономики монопрофильного поселения с использованием потенциала и ресурсов гра- дообразующего предприятия.
Область исследования. Диссертация соответствует пункту 3.17 «Управление экономикой региона. Формы и механизмы взаимодействия фе- деральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и струк- тур гражданского общества… Методическое обоснование и разработка орга- низационных схем и механизмов управления экономикой региона….», а так- же 3.10 «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально- экономических систем» специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблематике развития территориально локализованных социаль- но-экономических систем различного уровня, взаимодействия территорий и субъектов хозяйствования в решении социально-экономических вопросов, организации управления территориальным развитием. В ходе исследования использовались также нормативно-методические материалы и документы по данной проблематике, материалы международных, всероссийских и регио- нальных научно-практических конференций.
При написании диссертационной работы использованы общенаучные методы исследования (системный анализ, синтез, обобщение, аналогия), мето- ды сравнительного анализа, статистические методы обработки информации. Также в работе применялись процессный, факторный, функциональный, кла- стерный, и структурный подходы проведения исследования.
Информационной базой исследования стали официальные материалы и нормативно-правовые акты: Правительства РФ, субъектов РФ, программы со- циально-экономического развития Кемеровской области и МО Ленинск- Кузнецкий городской округ, информация периодической печати. Эмпирическое исследование, содержащееся в диссертации, выполнено с использованием ста- тистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, материалов и сведений МО Ленинск-Кузнецкий город- ской округ и АО «СУЭК-Кузбасс».
Основные положения, содержащие научную новизну и представленные к защите: 1. Дополнены критерии классификации монопрофильных по- селений. В развитие существующих подходов к типологизации монопро- фильных поселений предложены два новых критерия классификации моно- городов, принятие которых является принципиально важным при оценке со- временного состояния моногородов и определения перспектив их развития. В качестве данных критериев выступают: взаимообусловленность городской экономики и деятельности градообразующего предприятия и потенциал раз- вития моногорода и уровень его текущего использования. Использование данных критериев позволяет, во-первых, установить влияние градообразую- щего предприятия на развитие экономики моногорода и важность его пер- спективного сохранения, и, во-вторых, возможности диверсификации и раз- вития экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразу- ющего предприятия.
2. Предложен методологический подход, позволяющий опреде- лить приоритетные варианты развития моногородов РФ. В основу под- хода положена матрица выбора сценариев развития моногородов, базирую- щаяся на наложении возможных сценариев решения проблем монопрофиль- ных поселений и обеспечения их социально-экономического развития на ха- рактеристики моногородов в рамках, предложенных автором и обоснованных ранее в теории критериев классификации монопрофильных поселений. Ил- люстрация методического подхода на моногородах РФ позволила устано- вить, что более чем для 70% моногородов РФ приоритетным сценарием раз- вития является диверсификация экономики моногорода с постепенным пре- одолением ее монопрофильности.
3. Дополнены представления о диверсификации экономики моногорода. Предложены принципиально новые направления диверсифика- ции моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего пред- приятия и осуществлено их соотнесение с инструментами и формами дивер- сификации деятельности градообразующего предприятия и инструментами диверсификации экономики моногорода. В качестве направлений для реали- зации мер по диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия предложено использовать следу- ющие: развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприя- тия; развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия, реализация мероприятий корпоративной от- ветственности градообразующего предприятия.
4. Разработаны ключевые элементы механизма реализации му- ниципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности экономики моногорода посредством ее диверсификации на основе по- тенциала и ресурсов его градообразующего предприятия. Предложенная в работе модель муниципально-частного партнерства на основе создания орга- низационно-ролевой структуры, построенной на принципах проектного управления, позволяет детализировать основные процессы управления и раз- граничить зоны ответственности участников муниципально-частного парт- нерства: МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс». Определены проектные роли каждого из участников муниципально-частного партнерства. Предложенный методический прием, построенный на принци- пах согласованности и взаимовыгодности принимаемых решений для сторон муниципально-частного партнерства, призван обеспечить не только реализа- цию мер по диверсификации экономики моногорода, но и их результатив- ность.
5. Предложен перечень решений по преодолению монопро- фильности экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ посред- ством ее диверсификации на основе потенциала и ресурсов градообра- зующего предприятия АО «СУЭК-Кузбасс», оценена их результатив- ность. К числу предложенных решений относится создание в г. Ленинск- Кузнецком новых бизнес-структур, осуществляющих деятельность в интере- сах АО «СУЭК-Кузбасс»: Институт рабочих кадров СУЭК, Управление строительства и содержания дорог, Жилищная строительная компания СУ- ЭК, Управляющая компания социальных проектов СУЭК. Реализация пред- ложенных решений будет иметь следствием изменение структуры занятости в МО Ленинск-Кузнецкий городской округ с уменьшением численности за- нятых в добывающей промышленности на 1,6% и увеличением доля занятого населения в строительстве, на транспорте и в обрабатывающих производ- ствах.
Практическая значимость определяется следующими обстоятель- ствами. Предложенный методологический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ, и его применение к усло- виям функционирования МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, стали ос- новой построения модели муниципально-частного партнерства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», целью которого является преодоление монопрофильности экономики моногорода посредством ее ди- версификации на основе потенциала и ресурсов градообразующего предпри- ятия. Основные положения исследования в части разработанной модели му- ниципально-частного партнерства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» и перечень решений по преодолению монопрофиль- ности экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ предложены к внедрению.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основ- ные результаты исследования обсуждались на научных конференциях и се- минарах: Межрегиональная конференция по устойчивому развитию горнодо- бывающих регионов Евразии (г. Кемерово, 2019 г.), Международный инно- вационный горный симпозиум (г. Кемерово, 2020 г.), Международная науч- но-практическая конференции «Модернизация экономики: предпосылки, со- стояние, пути развития в условиях глобальных вызовов и трендов инду- стрии» (г. Нур-Султан, 2020 г.), Международный экономический форум «Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кад- ров» (г. Барнаул, 2020 г.), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом» (г. Рубцовск, 2020 г.). Основные положения диссертационной ра- боты используются при обучении студентов Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в рамках преподавания курсов экономического профиля. Отдельные элементы исследования в части организации муниципально-частного партнерства нашли применение при разработке программы развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, предложенные направления диверсификации деятельности АО «СУЭК- Кузбасс» приняты менеджментом компании к рассмотрению и внедрению.
Публикации. По теме исследования опубликованы 13 работ общим объемом 3,3 п. л. (авт. – 2,5 п. л.), в том числе 4 публикации в изданиях, вхо- дящих в перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации, 4 статьи в журналах и сборни- ках, индексируемых в международной базе Scopus.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Она выполнена на 195 страницах основного текста, содержит 35 таблиц, 19 рисунков, биб- лиографический список из 100 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Критерии обоснования перспективного развития моногородов
    Сборник трудов международной научно-практической конференции «Модернизация экономики: предпосылки, состо-яние, пути развития в условиях глобальных вызовов и трендов индустрии» /под. общей ред. Шалболовой У.Ж. - Нур-Султан: Евразийский национальныйуниверситет им. Л.Н. Гумилева, 2– С. 8
    Диверсификация экономики моногорода: направления и подходы к реализации
    Экономическое развитие региона:управление, инновации, подготовка кадров : материалы VII Международногоэкономического форума / под ред. канд. экон. наук. В.В. Воробьевой – Бар-наул: Изд-во Алт. ун-та, 2– С. 349
    Проблемы и перспективы развития моногородов (на примере г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области)
    Проблемы и пер-спективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Мате-риалы Двенадцатой международной научно-практической конференции 19-20 ноября 2020г. / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2–С. 145

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации