Преодоление монопрофильности моногорода на основе диверсификации его экономики (на материалах МО Ленинск-Кузнецкий городской округ)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДА
1.1. Теории пространственного развития как теоретико- методологическая основа возникновения и развития моногородов
1.2. Сущность, классификация, характеристика современного состояния и подходов к развитию моногородов в Российской Федерации
1.3. Диверсификация экономики как основа развития моногорода, ее механизмы и инструментарий
II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ развития моногородов Российской Федерации и роли градообразующих предприятий в их развитии
2.2 Анализ современного социально-экономического развития Кемеровской области и проблемы развития моногородов в регионе
2.3. Анализ современного состояния и проблемы развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ
Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МО ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПОСРЕДСТВОМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЕГО ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА И РЕСУРСОВ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Анализ участия АО «СУЭК-Кузбасс» в решении социально- экономических задач территорий присутствия
3.2. Муниципально-частное партнерство как инструмент диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия (на примере МО Ленинск- Кузнецкий городской округ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников
Дополнены критерии классификации монопрофильных по- селений. Следует признать, что моногорода неоднородны по своему совре- менному состоянию, уровню развития, структуре экономике и т.д. Офици- альная классификация моногородов, предусмотренная Постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. No709 «О критериях отнесения муниципальных образований к моногородам и о категориях моно- городов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» и далее раскрывающаяся в Распоряжении правительства РФ «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федера- ции (моногородов)» от 29 июля 2014 No 1398-р. группирует их по социально- экономической ситуации и перспективам ее развития не является достаточ- ной для формирования полного и целостного представления о моногородах России и тем более для принятия решений об их перспективном развитии. Проблема типологизации моногородов имеет, на наш взгляд, существенное не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Моногорода,
существующие на территории Российской Федерации, довольно существенно дифференцируются по направлениям экономической деятельности и уровню экономического развития. В этой связи, соглашаясь с целым рядом исследо- ваний, предлагаем для классификации моногородов России использовать классификацию моногородов, включающие критерии, существенно важные не только с позиций текущего состояния экономики моногорода, но и воз- можностей, а также важности его перспективного развития (таблица 1). Це- лый ряд из предложенных критериев уже обоснован в экономической лите- ратуре и дана соответствующая им классификация моногородов. Вместе с тем считаем необходимым внести в систему существующих критериев клас- сификации моногородов с позиций обоснования решений, принимаемых по развитию моногородов РФ два следующих критерия:
– взаимообусловленность городской экономики и деятельности градо- образующего предприятия;
– потенциал развития моногорода и уровень его текущего использова- ния.
Первый критерий позволяет установить насколько деятельность градо- образующего предприятия является доминирующей и насколько критично будет для города ухудшение экономической динамики функционирования градообразующего предприятия, а также определить возможности использо- вания потенциала и ресурсов градообразующего предприятия для диверси- фикации экономики моногорода. Его использование позволяет оценить пер- спективы выживания и развития моногорода в условиях принятия мер по развитию градообразующего предприятия и диверсификации на этой основе экономики моногорода. В условиях высокой и прямо пропорциональной за- висимости экономики моногорода от деятельности градообразующего пред- приятия (при условии эффективного функционирования последнего) разви- тие города должно быть основано на постепенной диверсификации его эко- номики. При тех же условиях, но при стагнирующем градообразующем предприятии целесообразным является принятие решения о расселении мо- ногорода. При обратно пропорциональных тенденциях развития градообра- зующего предприятия и моногорода развитие последнего может строится как на обновлении производственных мощностей и смене профиля деятельности градообразующих, так и принятии мер по диверсификации экономики моно- города. Классификацию моногородов по второму критерию существенно важно принимать во внимание при определении их будущности и формиро- вании программ перспективного развития. Его использование позволяет определить перспективы развития моногорода в целом, а также как в части развития градообразующего предприятия и иных видов деятельности. Для моногородов, имеющих потенциал, но не использующие его для целей разви- тия применимы меры направленные на диверсификацию его экономики. Го- рода, исчерпавшие потенциал развития, могут быть расселены.
2. Предложен методический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ. Наложение предло-
Характер диверсификации функций градообразующего предприятия (предприятий)
женных и иных ранее обоснованных критериев классификации моногородов РФ на известные в мировой практике решения проблем социально- экономического развития моногородов, подходы, высказанные отечествен- ными учеными относительно вариантов преодоления кризиса в российских моногородах, позволяет сформировать матрицу выбора вариантов развития моногородов РФ (таблица 1). В предложенной матрице на основе анализа те- кущего состояния моногородов РФ приведена доля моногородов, соответ- ствующих возможным вариантам развития их перспективного развития по каждому из используемых критериев их классификации.
Таблица 1. Матрица сценариев развития моногородов и их доля по каждому из сценариев
No Критерий классификации моногородов
1.
Характеристика моногорода
Сценарий развития 123
20
моногорода, где единственная функция реализуется ограниченным числом (одним, двумя) градообра- зующих предприятий, выпускающих недиверсифицированную продук- цию, значительная часть которой поступает не на конечное потребле- ние, а на последующую переработку
48
моногорода, где единственная функция реализуется ограниченным числом (одним, двумя) градообра- зующих предприятий, выпускающих диверсифицированную продукцию
Взаимообусловленность город- ской экономики и деятельности градообразующего предприятия
моногорода, где единственная функция реализуется несколькими технологически взаимосвязанными между собой предприятиями
моногорода, где вокруг функции- доминанты формируется сочетание ориентированных на нее отраслей и видов деятельности, т. е. происходит формирование специализированного комплекса
динамика социально-экономических показателей города прямо пропор- ционально показателям градообра- зующего предприятия (траектория: развивающийся город – развиваю- щееся градообразующее предприя- тие)
2.
динамика социально-экономических показателей города прямо пропор- ционально показателям градообра- зующего предприятия (стагнирую- щий город – стагнирующее градооб- разующее предприятие)
12
динамика социально-экономических показателей города обратна пропор- циональна показателям градообра- зующего предприятия (траектория: развивающийся город – стагнирую- щее градообразующее предприятие)
динамика социально-экономических показателей города обратна пропор- циональна показателям градообра- зующего предприятия (стагнирую- щий город – развивающееся градо- образующее предприятие)
14
3. Стратегическая важность моно- города (для государства)
4.
моногорода, не имеющие стратеги- ческого значения
«открытые» стратегически значи- мые моногорода
«Закрытые» стратегически значи- мые моногорода
60
12
21 15
28
Степень влияния внешних эко- номических факторов на соци- ально-экономическое развитие моногородов
моногорода, социально- экономическое развитие которых полностью совпадает с националь- ной социально-экономической ди- намикой
моногорода, имеющие стабильное социально-экономическое развитие, не зависящее от национальной соци- ально-экономической динамики
моногорода, имеющие стабильное социально-экономическое развитие в условиях кризиса и развивающие- ся в условиях экономического подъ- ёма
моногорода, имеющие нестабильное социально-экономическое развитие, не подверженное влиянию нацио- нальной социально-экономической динамики
5. Потенциал развития моногорода и уровень его текущего исполь- зования
моногорода, исчерпавшие потенци- ал развития
моногорода, имеющие нереализо- ванный потенциал развития
моногорода, имеющие и использу- ющие потенциал развития
В предложенной матрице в качестве сценариев развития моногородов РФ использованы:
1. Обновление производственных мощностей и смена профиля дея- тельности градообразующих предприятий. Данный сценарий предполагает приоритетным реализацию мероприятий, направленных на привлечение ин- вестиций в моногород. При этом следует понимать, что реализация данного сценария требует, во-первых, наличия у самого моногорода соответствующе- го потенциала (географического, инфраструктурного, кадрового, инновацио-
13
ного и пр.) и, во-вторых, существенных финансовых вложений, которые ре- гион самостоятельно без поддержки федеральных властей и крупных инве- сторов осуществить не сможет. Результатом реализации данного сценария станет смена вида деятельности градообразующего предприятия, при этом монопрофильность самого города может быть и не преодолена.
2. Диверсификация экономики моногорода с постепенным преодолени- ем его монопрофильности. Данный сценарий предполагает активное разви- тие видов экономической деятельности, отличных от профиля деятельности градообразующего предприятия. Предполагается расширение ассортимента и номенклатуры производимых предприятиями города товаров, развитие производственной и социальной инфраструктуры, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме производства, активное внедрение инновационных технологий в сектор производства и обслужива- ния. При этом следует отметить, что диверсификация экономики моногорода может базироваться и на диверсификации деятельности градообразующего предприятия. Данный сценарий также предполагает наличие у моногорода и/или градообразующего предприятия наличие потенциала для диверсифика- ции деятельности и реализации мер поддержки по развитию новых видов экономической деятельности, в том числе финансовых.
3. Расселение моногорода. Данный сценарий применим в исключи- тельном случае, и лишь тогда, когда уровень социально-экономического раз- вития моногорода низкий, у него отсутствует потенциал для развития новых видов деятельности, а продукция градообразующего предприятия неконку- рентоспособна и отсутствуют ее потенциальные потребители. Кроме того, географическое положение моногорода исключает возможности для органи- зации маятниковой миграции населения и обеспечения его занятости в дру- гих населенных пунктах. Применительно для добывающих отраслей про- мышленности основанием для применения такого сценария развития моно- города является полное исчерпание запасов природных ресурсов.
Как свидетельствуют данные таблицы моногорода характеризуются существенным многообразием и специфичностью условий их современного развития. Но при этом использование предложенной матрицы позволяет вы- брать применительно к конкретному моногороду один из возможных сцена- риев развития и в соответствии с этим разработать инструментарий и систе- му мер по преодолению кризисных тенденций в его развитии.
Вместе с тем обобщенный анализ данных позволяет констатировать следующее. Под первый сценарий развития, предусматривающий только об- новление производственных мощностей и смену профиля деятельности гра- дообразующих предприятий по различным квалификационным признакам попадает от 16 до 51 % моногородов России (среднее значение по совокупно- сти квалификационных признаков составляет 34,6%). Второму сценарию раз- вития моногородов, предусматривающему диверсификацию экономики мо- ногорода с постепенным преодолением его монопрофильности, по различ- ным квалификационным признакам соответствует от 28 до 100% моногоро-
дов РФ (среднее значение по совокупности квалификационных признаков со- ставляет 69,6%). И, наконец, сценарию развития моногородов, предусматри- вающих их расселение (как крайнему варианту, при отсутствии других вари- антов решения социально-экономических проблем города) соответствует наименьшая группа моногородов РФ (по различным квалификационным при- знаком их доля колеблется в пределах от 0 до 60%, при среднем значении по совокупности квалификационных признаков в 31,8%).
3. Дополнены представления о диверсификации экономики мо- ногорода. Как свидетельствует проведенный анализ к подавляющему боль- шинству моногородов России в качестве варианта их развития применимы механизмы диверсификации экономики моногорода с постепенным преодо- лением его монопрофильности. Одним из таких городов является г. Ленинск- Кузнецкий, анализ функционирования которого подтверждает его соответ- ствие сценарию, предполагающему диверсификацию экономики моногорода с постепенным преодолением его монопрофильности (в таблице 1 выделено черным фоном).
Город Ленинск-Кузнецкий, современное состояние которого требует принятие мер, обеспечивающих развитие его экономики и социальной сферы расположен на западе Кемеровской области. Согласно принятой в РФ клас- сификации моногородов, г. Ленинск-Кузнецкий относится к монопрофиль- ным муниципальным образованиям, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Расстояние от г. Ленинск-Кузнецкий до Москвы – 3200 км, до областного центра (город Кемерово) – 90 км, до крупнейших городов Западной Сибири (Новосибирск, Томск, Барнаул) – в пределах 250 – 350 км.
Город Ленинск-Кузнецкий является основой Ленинск-Кузнецкого го- родского округа, включающего помимо самого города еще ряд сельских по- селений и территорий. Ленинск-Кузнецкий городской округ занимает терри- торию 11,3 тыс. га.
В настоящее время в муниципальном образовании Ленинск-Кузнецкий городской округ проживает 97,4 тыс. человек. Из этого числа подавляющая часть проживает в городской черте (97,8%) и чуть более двух тысяч в сель- ской местности.
За последние 5 лет численность населения муниципального образова- ния сократилась на 3,5%. При этом сокращение касается как городского, так и сельского населения муниципального образования. Единственное отличие состоит в темпах сокращения населения. Темпы сокращения сельского насе- ления несколько ниже, чем аналогичный показатель для городского населе- ния, что обусловлено, в том числе и переселением части городского населе- ния в пригородную зону г. Ленинск-Кузнецкий. Сокращение численности населения стало устойчивой тенденцией развития муниципального образова- ния. Ежегодно в среднегодовом исчислении за 2015-2018 гг. численность населения муниципального образования сокращается более чем на 850 чело- век.
Из наличного населения муниципального образования в экономике и соци- альной сфере по данным за 2019 год (без учета субъектов малого предприни- мательства), как свидетельствуют данные таблицы 2.7 занято 26 881 чел., что в процентном соотношении составляет около 27,6%. В последние годы чис- ленность занятого населения остается практически на неизменном уровне. Сокращение численности занятого населения с 2015 года составило только 1,4%, что в среднегодовом исчислении составляет 0,35%. Что касается субъ- ектов малого и среднего предпринимательства, то их численность колеблется в пределах 280-300 единиц на 10 тыс. населения, что в абсолютном выраже- нии составляет около 2850-2950 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Численность занятых на субъектах малого предпринима- тельства на протяжении анализируемого периода существенно не изменилась (таб. 2.8). В общей численности занятого населения на субъекты малого и среднего предпринимательства приходится от 15 до 20%. Уровень офици- альной безработицы за анализируемый период колеблется в пределах 1,0- 2,7%. Наиболее высокий уровень официальной безработицы наблюдался в 2015-2016 гг. (2,3% и 2,7%). К концу анализируемого периода он снизился до отметки в 1,0%.
Нахождение в географическом центре Кузнецкого угольного бассейна определили специализации городской экономики – добыча угля. Числен- ность занятых на угледобывающих предприятиях муниципального образова- ния за анализируемый период практически не изменилась, составляя около 20% от их общего числа. Вместе с тем с развитием производств по перера- ботке угля (создание совместно с «Omega Minerals» предприятия по произ- водству алюмосиликатных микросфер, преобразование отдельных структур- ных подразделений АО «СУЭК-Кузбасс» в самостоятельные производствен- ные единицы (ООО «СИБ-ДАМЕЛЬ») и др.) численность занятых в обраба- тывающих производствах выросла относительно 2015 г. более чем на 23%, достигнув показателя в 3942 человека. Из других тенденций в изменении структуры занятого населения следует отметить:
1) заметный прирост населения занятого в сфере оказания транспорт- ных услуг и услуг связи (прирост с 2015 года составил 14,%), что является вполне закономерным, учитывая значение г. Ленинск-Кузнецкий как желез- нодорожного транспортного узла;
2) сокращение практически на 16% относительно данных 2015 г. чис- ленности занятых в оптовой и розничной торговле; ремонтом автотранспорт- ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользова- ния;
3) практически двукратное снижение численности занятых в сфере фи- нансовой деятельности (до 58% в 2019 г. по отношению к 2015 г.);
4) более чем десятикратное снижение численности занятого населения в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (обусловлено в большей части изменением методоло- гии подсчета).
Таким образом, современное развитие города тесно связано с развити- ем предприятий угольной отрасли, представленной единственной компанией добывающей промышленности ОА «СУЭК-Кузбасс» – дочерней компанией ОА «Сибирская угольная энергетическая компания». Данная компания вы- ступает градообразующей для Ленинско-Кузнецкого городского округа.
На долю предприятий группы АО «СУЭК-Кузбасс» от общей величины показателей моногорода приходиться:
• 74,4% объема отгруженных товаров собственного производства;
• 98 % и более прибыли, полученной предприятиями городского округа;
• 97% и более инвестиционных вложений.
Именно деятельность АО «СУЭК-Кузбасс» определяет текущее состо- яние и перспективы развития Ленинск-Кузнецкого городского округа, что подтверждается данными таблицами 2 и 3. В таблице 2 приведены сведения об производстве товаров и услуг по видам деятельности, вносящих опреде- ляющий вклад в формирование данного показателя. Согласно приведенным данным в структуре производства города угольная отрасль за 2018 г. занима- ет более 74 %. С учетом деятельности предприятий по переработке угля и перевалки угля, результаты которых учитываются по видам деятельности «Обрабатывающие производства» и «Транспорт и связь» показатель вклада предприятий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой угля, будет еще более весомым.
Таблица 2 – Производство товаров предприятиями Ленинск-Кузнецкого городского округа4
2018 г.
Показатели
2015 г., тыс. руб.
2016 г., тыс. руб.
2017 г., тыс. руб.
тыс. руб.
в%к итогу
в% к 2015 г.
Отгружено товаров собственного произ- водства, выполнено работ и услуг соб- ственными силами (без субъектов малого предпринимательства), всего
36755059,6
48444735,7
55187561,9
69532729,1
100,0
189,2
из них: Обрабатывающие производства
3750250,0 4634503,0 5753393,3 7674133,0 11,0 204,6
4 Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования/ Городские округа Кемеровской области/ Ленинск-Кузнецкий городской округ за 2025-2019 гг. // БД ПМО Кемеровской области. – Режим доступа: . https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (свободный, дата обращения 14.04.2020 г.)
Добыча полезных ис- копаемых
… … … 51758537,9 74,4 –
Производство и рас-
пределениеэлектро- 1403513,3 1294029,7 1106282,2 1174665,5 1,7 83,7 энергии, газа и воды
Значимость для городской экономики с угледобывающей промышлен- ностью подтверждается сведениями о финансовых результатах деятельности предприятий Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Таблица 3 – Финансовые результаты предприятий Ленинск-Кузнецкого го- родского округа5
2015 г., Показатели тыс. руб.
2016 г., тыс. руб.
2017 г., тыс. руб.
2018 г., тыс. руб.
тыс. руб.
2019 в % к итогу
в%к 2015 г.
439,8 …
568,2
128,8 630,8
Прибыль (убыток)
доналогообложения 670606 9 8 1 4 100,0 прошлого года
Добычаполезных 512076 1421666 … 3847507 2909432 98,6
1437834 ископаемых 3
2812138
3889680
2949719
Обрабатывающие
производства
Транспорт и связь 47117 -203706
130074 -176215
7 0
302444 143509 0,4 118026 297194 1,0
111413 45612
Как свидетельствуют данные таблицы 3 деятельность основных пред- приятий городской экономики за анализируемый период характеризуется существенным повышением эффективности. Среднегодовые темпы прироста прибыли предприятий города до налогообложения превышают 109%, а транспортных предприятий и организаций связи составляют более 150%. Более низкие темпы прироста прибыли характерны для предприятий обраба- тывающих производств. Однако данный факт не является существенно зна- чимым для социально-экономической системы Ленинск-Кузнецкого город- ского округа, так как львиная доля прибыли приходится на предприятия уг- ледобывающей промышленности (98,6%), а именно предприятия, входящие в группу компаний ОА «Сибирская угольная энергетическая компания».
Результаты деятельности организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа определяют динамику инвестиционной деятельности в нем. За период с 2015 по 2018 год включительно инвестиции в основной капитал выросли практически на 175 %, составив в среднегодовом исчислении прирост на уровне 60%. Это прирост сложился благодаря опережающему росту инвести- ций в основной капитал, осуществляемых организациями, находящимися на территории муниципального образования, за анализируемый период они вы-
5 Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования/ Городские округа Кемеровской области/ Ленинск-Кузнецкий городской округ за 2025-2019 гг. // БД ПМО Кемеровской области. – Режим доступа: . https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (свободный, дата обращения 14.04.2020 г.)
росли более чем в два раза, превысив отметку в 10 млрд. руб. Тогда как за этот же период инвестиции из муниципального бюджета снизились до чет- верти, а инвестиции организаций муниципальной формы собственности до трети от объема инвестиций в 2015 году. В 2018 году на долю организаций, находящихся на территории муниципального образования пришлось более 97% всех инвестиционных вложений.
Однако, несмотря на то, что в Ленинск-Кузнецком городском округе сосредоточен пул эффективно работающих компаний реального сектора эко- номики муниципалитет не обладает ресурсами для обеспечения собственного развития, что подтверждается показателями бюджетной статистики.
В 2019 г. доходы местного бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа 4 264,5 млн. руб. Подавляющая часть из которых (около 72%) была сформирована за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюд- жетной системы Российской Федерации.
Такая структура доходной части является типичной для местных бюджетов и отвечает объему и характеру полномочий, закреплённых законодательством РФ за муниципальными органами власти6 [3]. Структура доходов местного бюджета наряду с анализом инвестиционной деятельности, осуществляемой в муниципальном образовании, еще раз подтверждает факт зависимости раз- вития реального сектора экономики и отчасти социальной сферы от деятель- ности градообразующего предприятия, которым применительно к Ленинск- Кузнецкого городскому округу выступает АО «СУЭК-Кузбасс».
Проведенный анализ развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ показывает, что диверсификацию экономики моногорода невозможно рассматривать в отрыве от функционирования градообразующего предприя- тия, так как создание новых видов деятельности в моногороде может опи- раться на деятельность градообразующего предприятия посредством созда- ния обслуживающих производств или производств в рамках одной техноло- гической цепочки относительно деятельности градообразующего предприя- тия (вертикальная и горизонтальная и концентрическая формы диверсифи- кации). Кроме всего прочего диверсификация экономики моногорода может быть результатом диверсификации деятельности именно градообразующего предприятия осваивающего новые виды деятельности или осуществляющего выпуск новых видов продукции (латеральная и конгломеративная диверси- фикации).
Данное обстоятельство обуславливает необходимость выработки со- гласованной политики развития муниципального образования и градообра- зующего предприятия [5] в рамках механизмов муниципально-частного партнерства, которые представлены в таблице 4.
6 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само- управления в Российской Федерации». – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/ (свободный, дата об- ращения: 29.08.2020)
2.
3. Реализация ме- Реализация меро- Инициатор ре- Инструменты Инстру- роприятий кор- приятий по созда- ализации ме- развития но- менты
Таблица 4 – Направления муниципально-частного партнерства развития моногородов, обеспечивающие диверсификацию их экономики на основе по- тенциала и ресурсов градообразующего предприятия
No
Направление де- ятельности
Содержание деятельности
Роли муниципа- литета и градо- образующего предприятия
Инструменты
диверсифика- ции деятельно- сти градообра- зующего пред- приятия. (Форма дивер- сификации при создании но- вых организа- ций)
Инстру- менты ди- версифи- кация эко- номики моногоро- да (направ- ленность инстру- ментов)
Развитие инве- стиционного потенциала градообразую- щего предприя- тия
Реализация проек- тов по развитию элементов инве- стиционного по- тенциала, исполь- зуемых в производ- ственной деятель- ности градообра- зующего предприя- тия
Инициатор ре- ализации ме- роприятий – муниципальное образование. Финансирова- ние мероприя- тий – муници- пальное обра- зование. Пользователь – градообразую- щее предприя- тие.
Инструменты развития про- изводствен- ной и соци- альной ин- фраструктуры предприятия. Вертикальная диверсифика- ция
Инстру- менты развития простран- ственной интегра- ции
Развитие мало- го предприни- мательства, со- пряженного с деятельностью градообразую- щего предприя- тия
Создание малых предприятий – са- теллитов градооб- разующего пред- приятия. Малые предприятия при- нимают на себя функции отдель- ных служб градо- образующего пред- приятия.
Инициатор ре- ализации ме- роприятий – совместное решение гра- дообразующего предприятия и муниципально- го образования. Финансирова- ние мероприя- тий по под- держке малого предпринима- тельства – му- ниципальное образование. Заказчик услуг и их оплата – градообразую- щее предприя- тие.
Инструменты развития но- вых видов производ- ственной дея- тельности. Вертикальная Диверсифи- кация.
Инстру- менты стимули- рования экономи- ческого роста от- дельных секторов экономи- ки моно- города
1.
поративной от- ветственности градообразую- щего предприя- тия
нию объектов со- циальной инфра- структуры, инициа- тив по улучшению социальной среды и экологической обстановки в му- ниципальном обра- зовании
роприятий – градообразую- щее предприя- тие. Финансирова- ние мероприя- тий – градооб- разующее предприятие. Пользователь созданных объ- ектов – муни- ципальное об- разование.
вых видов производ- ственной дея- тельности Латеральная диверсифика- ция
стимули- рования экономи- ческого роста от- дельных секторов экономи- ки моно- города
4. Разработаны ключевые элементы механизма реализации муни- ципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности экономики моногорода посредством ее диверсификации на основе по- тенциала и ресурсов его градообразующего предприятия. Для развития муниципального образования предлагается использовать механизмы муни- ципально-частного партнерства способствующие развитию, как градообра- зующего предприятия, так и экономики и социальной сферы муниципального образования. Учитывая то обстоятельство, что муниципально-частное парт- нёрство АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск-Кузнецкий городской округ должно носить согласованный и прогнозируемый характер в муниципальном образовании должна быть сформирована система управления муниципально- частным партнёрством, отвечающая за обоюдное соблюдение участниками муниципально-частного партнёрства взятых на себя обязательств.
В качестве основных задач создаваемой системы управления муниципально-частным партнёрством АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск- Кузнецкий городской округ можно выделить:
1) обеспечение эффективного использования ресурсов участников муниципально-частного партнёрства;
2) привлечение дополнительных ресурсов (в том числе государственных) для реализации проектов муниципально-частного партнёрства на территории присутствия АО «СУЭК-Кузбасс»;
3) расширение сферы реализации муниципально-частного партнёрства и вовлечение в реализацию его проектов иных организаций, работающих в МО Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Система управления муниципально-частным партнёрством МОЛенинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразующим предприятием должна быть утверждена на уровне муниципальных органов власти и, в документе ее регламентирующем, должны быть определены:
– уровни управления и функционал каждого их органов, принимающих управленческие решения при реализации муниципально-частного партнёрство;
– участники муниципально-частного партнёрства с проработкой функций каждого из них.
Для управления муниципально-частным партнёрством МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» предлагается создать организационно-ролевую структуру, построенную на принципах проектного управления, определяющую основные процессы управления и разграничивающие зоны ответственности. Проектные роли должностных лиц и организаций, участвующих в управлении муниципально-частным партнёрством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК- Кузбасс», как его градообразующего предприятия, приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Проектные роли должностных лиц (организаций), участвующих в управлении муниципально-частным партнёрством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»
Проектная роль
Должностное лицо (организация)
Руководитель проекта
Заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа по экономике, промышленности и финансам
Координационный орган муниципально-частного партнёрства
Координационный совет по поддержке муниципально-частного партнерства (специально создаваемый и работающий на общественных началах орган из числа представителей МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»)
Офис мониторинга муниципально-частного партнерства
Отдел экономического анализа и прогнозирования МО Ленинск-Кузнецкий городской округ
Основные исполнители муниципально-частного партнёрства
Подразделения администрации МО Ленинск- Кузнецкий городской округ;
Хозяйствующие субъекты и организации, подведомственные МО Ленинск-Кузнецкий городской округ;
АО «СУЭК-Кузбасс»;
Иные организации, вовлеченные в проекты
муниципально-частного партнерства
Экспертная группа
Экспертная группа, создаваемая из представителей сторон муниципально- частного партнерства и общественных организаций и представителей, реализация проектов муниципально-частного партнерства для которых имеет существенное значение (родительский комитет, ТСЖ, общественная палата МО и пр.)
1. 2.
3. 4.
5.
No Направление деятельности
1. Развитие инвестици- онного потенциала
Предлагаемые решения
Институт рабочих кадров СУЭК – повышение квалификации и переподготовка рабочих кад-
Управление муниципально-частным партнёрством МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразую- щим предприятием предусматривает использование программно-целевого метода управления. Учитывая то обстоятельство, что в проекты муниципаль- но-частного партнёрства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» будут вкладываться средства муниципального бюджета МО Ленинск-Кузнецкий городской округ требуется нормативное закрепле- ние всех процедур, устанавливающих порядок и условия участия муници- пального образования в проектах муниципально-частного партнерства.
Взаимодействие между всеми уровнями управлении по реализации конкретных проектов муниципально-частного партнёрства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» осуществляется в рамках специально созданных для оперативного решения всех вопросов рабочих групп, в которые входят представители управлений (на уровне их руководителей) Администрации МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и представители АО «СУЭК-Кузбасс», отвечающих за реализацию конкретных проектов МЧП. Создание отдельных рабочих групп, курирующих конкретные проекты муниципально-частного партнёрства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», позволит вести работу по принципу «одного окна». Рабочая группа сопровождает свой проект на протяжении всего срока реализации проекта, что, в свою очередь, позволит обеспечить быстрое и эффективное взаимодействие всех участников и создать условия для продуктивного взаимодействия участников муниципально-частного партнёрства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс».
5. Предложен перечень решений по преодолению монопрофильно- сти экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ посредством ее диверсификации на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия АО «СУЭК-Кузбасс», оценена их результативность. В со- ответствии с предложенными направлениями муниципально-частного парт- нерства (таблица 4) предлагаются к реализации следующие согласованные между муниципальным образованием и градообразующим предприятием ме- роприятия, которые обеспечивают развитие МО Ленинск-Кузнецкий город- ской округ посредством диверсификации его экономики на основе потенциа- ла и ресурсов градообразующего предприятия с формированием в экономике города новых бизнес-структур и направлений предпринимательской деятель- ности (таблица 5).
Таблица 5 – Перечень решений по преодолению монопрофильности экономи- ки г. Ленинск-Кузнецкий посредством диверсификации его экономики на ос- нове потенциала и ресурсов градообразующего предприятия
градообразующего предприятия
ров, работающих на предприятиях АО «СУ- ЭК»
Управление строительства и содержания дорог
Развитие малого пред- принимательства, со- пряженного с деятель- ностью градообразу- ющего предприятия
Жилищная строительная компания СУЭК – строительство жилья для населения террито- рий присутствия, проживающего на подрабо- танных территориях
Реализация мероприя- тий корпоративной от- ветственности градо- образующего предпри- ятия
Управляющая компания социальных проектов СУЭК (Трудовой отряд СУЭК», конкурс «СУЭК-КУЗБАСС»: НАШ СУЭК, НАШ КУЗ- БАСС», интернет-Олимпиада СУЭК по физике и математике, реабилитационная программа «Лыжи мечты», межрегиональный фестиваль- конкурс детско-юношеского творчества «ТА- ЛАНТЫ НА-ГОРА» и др.)
2.
3.
Создание института рабочих кадров является примером корпоративного учебного заведения. Основным видом деятельности Института рабочих кад- ров СУЭК – повышение квалификации и переподготовка рабочих кадров, ра- ботающих на предприятиях АО «СУЭК», не только в Кемеровской области, но и других субъектах РФ. Кроме этого учитывая то обстоятельство, что в Кемеровской области работает еще несколько крупных угледобывающих компаний Институт рабочих кадров СУЭК может стать базовым учреждени- ем для повышения квалификации кадров и других предприятий региона.
Создание самостоятельной организации «Управление строительства и содержание дорог» преследует цель сделать из структурного подразделения компании работающую в муниципальном образовании фирму, занимающу- юся строительством не только технических дорог компании, но и строитель- ством, ремонтом и благоустройством дорог муниципального образования. Учитывая гораздо больший уровень технической оснащенности подразделе- ния АО «СУЭК-Кузбасс», выполняющего работы по строительству и содер- жанию технических дорог, перед подобными организациями муниципальных образований территории присутствия, созданная компания с большей эффек- тивностью выполняла бы работы по строительству, содержанию и благо- устройству муниципальных автодорог в рамках муниципального заказа.
Жилищная строительная компания СУЭК создается для реализации про- граммы по переселению населения с подработанных территорий. Учитывая существенно более низкую себестоимость возводимого жилья, относительно других застройщиков (стоимость 1 кв. м. жилья, возводимого АО «СУЭК- Кузбасс» составляет 19 тыс. руб.) созданная компания могла бы стать пол- ноценным участником жилищного рынка территории присутствия АО «СУ- ЭК-Кузбасс», в том числе включившись в процесс переселения населения из
ветхого и аварийного жилья, осуществляя жилищную застройку в рамках государственного финансирования.
Управляющая компания социальных проектов СУЭК, выполняя миссию возложенную на нее АО «СУЭК-Кузбасс» и используя наработанный опыт, могла бы стать оператором по работе с детьми региона на условиях социаль- ного предпринимательства, существенно увеличив охват детской аудитории территории присутствия АО «СУЭК-Кузбасс».
В результате реализации предложенных мер предполагается изменение структуры занятости населения МО Ленинск-Кузнецкий городской округ. На основе построения эконометрических моделей спрогнозирована численность населения занятого в отдельных видах деятельности, развитие которых обу- словлено реализацией предложенных мер по преодолению монопрофильно- сти г. Ленинск-Кузнецкий. Затем в полученные уравнения введены констан- ты, показывающие перераспределение занятого населения МО Ленинск- Кузнецкий городской округ в результате реализации предложенных мер по преодолению монопрофильности г. Ленинск-Кузнецкий. Проведенный ана- лиз подтвердил существенное увеличение численности занятых в сфере транспортного обслуживания, сохранение неизменной численности населе- ния занятого в сфере образования в условия сжатия данного вида деятельно- сти. Что касается строительства, то увеличение численностью населения, за- нятого в нем будет спровоцировано отказом от привлечения для строитель- ства жилья для населения г. Ленинск-Кузнецкий, переселяемого из зон от- чуждения, иногородних подрядчиков, работающих вахтовым методом и при- влечением для выполнения этих видов работ населения города. Реализация предложенных мер не позволит преодолеть монопрофильность экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, что не только не представляется возможным, но и не является целью развития города, в условиях эффективно работающего градообразующего предприятия. Однако это является шагом создания сбалансированной структуры занятости населения МО Ленинск- Кузнецкий городской округ, с развитием системы рабочих мест не только в сфере добычи угля и его переработки, но и в сфере развития производствен- ной и социальной инфраструктуры города, его социальной сферы.
III. Заключение
В проведенном исследовании впервые предложена модель преодоления монопрофильности моногорода посредством диверсификации его на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия. Условием применения данной модели являются, во-первых, наличие развивающегося и успешно функционирующего градообразующего предприятия и, во-вторых, зависимость развития реального сектора экономики монопрофильного поселения и отчасти социальной сферы от деятельности данного предприятия. В рамках разработки данной модели дополнены критерии классификации монопрофильных поселений. Предложены да новых критерия: взаимообусловленность городской экономики и деятельности градообразующего предприятия и потенциал развития моногорода и уровень
его текущего использования. Разработан методический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ, базирующайся на наложении возможных сценариев решения проблем монопрофильных поселений и обеспечения их социально-экономического развития на характеристики моногородов в рамках, предложенных автором и обоснованных ранее в теории критериев классификации монопрофильных поселений. Дополнены представления о диверсификации экономики моногорода. Предложены принципиально новые направления диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов его градообразующего предприятия и осуществлено их соотнесение с инструментами и формами диверсификации деятельности градообразующего предприятия и инструментами диверсификации экономики моногорода. Разработаны ключевые элементы механизма реализации муниципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности моногорода посредством диверсификации его экономики на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия. И в рамках практического воплощения разработанной модели преодоления монопрофильности экономики моногорода предложен перечень решений по диверсификации экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ на основе потенциала и ресурсов АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразующего предприятия.
Актуальность темы исследования. Одной из самых сложных соци- ально-экономических проблем современной российской экономики является развитие монопрофильных поселений. В настоящее время в РФ насчитывает- ся более 300 моногородов. В данных городах проживает более 13 млн. чел. [6]. Занятое население в моногородах – 5,8 миллионов человек, при этом 16,7 % заняты на градообразующих предприятиях, которые производят 1/5 общего объема отгруженной продукции промышленности РФ стоимостью 7,1 триллиона рублей в год [16]. Следует признать, что моногорода РФ не- однородны по своему современному состоянию, уровню развития, структуре экономике и т.д. Подавляющее большинство моногородов РФ характеризу- ются кризисным состоянием экономики и находится в ситуации, когда даль- нейшие перспективы развития моногорода остаются неопределенными. Не- многочисленная группа моногородов (базовой отраслью которых в подавля- ющем большинстве случаев является добывающая промышленность) харак- теризуется наличием эффективно работающих градообразующих предприя- тий, но и перед ними стоит сложная задача нивелирования монопрофильно- сти их экономики.
Учитывая остроту социально-экономической проблематики развития моногородов РФ и разноплановость стоящих перед ними задач в 2016 году в рамках государственной поддержки развития моногородов была разработана и утверждена приоритетная программа «Комплексное развитие моногоро- дов», целью которой выступало создание условий, обеспечивающих сниже- ние зависимости монопрофильных муниципальных образований от деятель- ности градообразующих предприятий [51]. В соответствии с программой во всех моногородах были разработаны и до настоящего времени осуществля- ются муниципальные программы развития моногородов, реализуются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию производ- ственной и социальной инфраструктуры моногородов. Однако в 2019 г. реа- лизация программы, по причине её низкой эффективности была приостанов- лена. Одной из причин низкой эффективности предпринятых мер по разви- тию моногородов РФ была, на наш взгляд, недостаточное понимание особен- ностей развития отдельных моногородов и единообразие применяемых под- ходов к решению их проблем. Вместе с тем, невозможно использовать уни- версальные механизмы государственной поддержки к моногородам, карди- нально отличающихся друг от друга по уровню экономического развития, состоянию предприятий, формирующих основу городской экономики, по- тенциалу развития и прочим факторам. Так, применительно к развитию мо- ногородов с эффективно работающим градообразующим предприятием, но имеющим риски ухудшения социально-экономического положения, требует- ся применение особых подходов, предполагающих диверсификацию их эко- номики с использованием потенциала и ресурсов градообразующего пред- приятия.
Степень разработанности проблемы. Теоретические подходы, объяс- няющие появление и развитие моногородов в пространственно-региональном аспекте можно найти в трудах западных ученых, начиная со второй полови- ны 18 в. И не смотря на то, что в трудах А. Смита и Д.Рикардо, Г.Мюрдаля, Х. Ричардсона и Дж. Фридмана, Ф. Перру и Ж. Будвиля, а также Х. Р. Ласу- эна нет прямой отсылки к моногородам, тем не менее процессы их появление и развитие в той или иной степени этими теориями объясняются.
Исследованиями современного состояния моногородов, вопросов тео- рии и практики их развития, включая проблематику функционирования гра- дообразующих предприятий и их влияния на развитие монопрофильных по- селений занимаются как отечественные, так и зарубежные современные уче- ные: И.В. Липшиц, И.В. Манаева, О.Д. Угольникова, В.И.Прусова, Н.В.Коваленко, В.В. Безновская, В.О. Кириллова, О. Диниус, А.Вергара, Д. Литтлвуд, С. Сьяпарман и др.
Проблемы развития моногородов на основе структурной перестройки их экономики, включая вопросы диверсификации экономики моногородов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнер- ства рассмотрены Бегун Т.В., Бухвальд Е.М., Антоновой И.С., Коршуновым И.В., Трусовой К.Е., Коноваловой Т.А., Шабашевым В.А., Ряховской А. Н., Поляковой А. Г., Стаценко И.М., Кочетковой С.А. и др.
Вместе с тем, учитывая время появления проблематики развития моно- профильных поселений (обусловлена рыночными механизмами и проявилась в условиях посткризисного восстановления экономики РФ), существенно различные условия их функционирования теоретико-методологические во- просы и практические подходы к решению проблемы остаются слабо прора- ботанными. Низкая эффективность мер по развитию моногородов РФ требу- ет уточнения существующих и разработки новых теоретико- методологических положений и подходов к развитию монопрофильных по- селений РФ. В частности нет методологических разработок, позволяющих обоснованно подходить к определению мер по развитию моногородов с эф- фективно работающим градообразующим предприятием, не проработаны в полной мере вопросы взаимодействия монопрофильного поселения и градо- образующего предприятия, направленного на развитие и диверсификацию экономики моногородов.
Актуальность темы исследования и недостаточная научная разработан- ность отдельных вопросов развития многопрофильных поселений РФ опре- делили цель, задачи, предмет и объект исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоре- тических и методологических положений развития монопрофильных поселе- ний РФ посредством диверсификации их экономики на основе использования ресурсов и потенциала их градообразующих предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследование и обобщение теорий пространственного развития как теоретико-методологической основы возникновения и развития моногоро- дов; – изучение сущности, классификации монопрофильных поселений, их современного состояния и развитие на этой основе теоретико- методологических положений развития моногородов в Российской Федера- ции;
– изучение современного состояния моногородов Российской Федера- ции и возможностей использования потенциала градообразующих предприя- тий в диверсификации их экономики и развитии;
– проведение анализа социально-экономического развития Кемеров- ской области и выявление проблем развития моногородов в регионе;
– анализ современного состояния и проблем развития МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и оценка возможностей участия АО «СУЭК- Кузбасс» в диверсификации экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ;
– формирование системы муниципально-частного партнерства как ин- струмента диверсификации и развития экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ на основе использования потенциала и ресурсов градообра- зующего предприятия.
Объектом исследования является социально-экономическая система монопрофильных поселений РФ. Исследование конкретных проблем разви- тия моногородов РФ осуществлялось на материалах МО Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Предметом исследования выступает совокупность организационно- экономических отношений, возникающих при диверсификации экономики монопрофильного поселения с использованием потенциала и ресурсов гра- дообразующего предприятия.
Область исследования. Диссертация соответствует пункту 3.17 «Управление экономикой региона. Формы и механизмы взаимодействия фе- деральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и струк- тур гражданского общества… Методическое обоснование и разработка орга- низационных схем и механизмов управления экономикой региона….», а так- же 3.10 «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально- экономических систем» специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблематике развития территориально локализованных социаль- но-экономических систем различного уровня, взаимодействия территорий и субъектов хозяйствования в решении социально-экономических вопросов, организации управления территориальным развитием. В ходе исследования использовались также нормативно-методические материалы и документы по данной проблематике, материалы международных, всероссийских и регио- нальных научно-практических конференций.
При написании диссертационной работы использованы общенаучные методы исследования (системный анализ, синтез, обобщение, аналогия), мето- ды сравнительного анализа, статистические методы обработки информации. Также в работе применялись процессный, факторный, функциональный, кла- стерный, и структурный подходы проведения исследования.
Информационной базой исследования стали официальные материалы и нормативно-правовые акты: Правительства РФ, субъектов РФ, программы со- циально-экономического развития Кемеровской области и МО Ленинск- Кузнецкий городской округ, информация периодической печати. Эмпирическое исследование, содержащееся в диссертации, выполнено с использованием ста- тистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, материалов и сведений МО Ленинск-Кузнецкий город- ской округ и АО «СУЭК-Кузбасс».
Основные положения, содержащие научную новизну и представленные к защите: 1. Дополнены критерии классификации монопрофильных по- селений. В развитие существующих подходов к типологизации монопро- фильных поселений предложены два новых критерия классификации моно- городов, принятие которых является принципиально важным при оценке со- временного состояния моногородов и определения перспектив их развития. В качестве данных критериев выступают: взаимообусловленность городской экономики и деятельности градообразующего предприятия и потенциал раз- вития моногорода и уровень его текущего использования. Использование данных критериев позволяет, во-первых, установить влияние градообразую- щего предприятия на развитие экономики моногорода и важность его пер- спективного сохранения, и, во-вторых, возможности диверсификации и раз- вития экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразу- ющего предприятия.
2. Предложен методологический подход, позволяющий опреде- лить приоритетные варианты развития моногородов РФ. В основу под- хода положена матрица выбора сценариев развития моногородов, базирую- щаяся на наложении возможных сценариев решения проблем монопрофиль- ных поселений и обеспечения их социально-экономического развития на ха- рактеристики моногородов в рамках, предложенных автором и обоснованных ранее в теории критериев классификации монопрофильных поселений. Ил- люстрация методического подхода на моногородах РФ позволила устано- вить, что более чем для 70% моногородов РФ приоритетным сценарием раз- вития является диверсификация экономики моногорода с постепенным пре- одолением ее монопрофильности.
3. Дополнены представления о диверсификации экономики моногорода. Предложены принципиально новые направления диверсифика- ции моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего пред- приятия и осуществлено их соотнесение с инструментами и формами дивер- сификации деятельности градообразующего предприятия и инструментами диверсификации экономики моногорода. В качестве направлений для реали- зации мер по диверсификации экономики моногорода на основе потенциала и ресурсов градообразующего предприятия предложено использовать следу- ющие: развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприя- тия; развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия, реализация мероприятий корпоративной от- ветственности градообразующего предприятия.
4. Разработаны ключевые элементы механизма реализации му- ниципально-частного партнерства по преодолению монопрофильности экономики моногорода посредством ее диверсификации на основе по- тенциала и ресурсов его градообразующего предприятия. Предложенная в работе модель муниципально-частного партнерства на основе создания орга- низационно-ролевой структуры, построенной на принципах проектного управления, позволяет детализировать основные процессы управления и раз- граничить зоны ответственности участников муниципально-частного парт- нерства: МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс». Определены проектные роли каждого из участников муниципально-частного партнерства. Предложенный методический прием, построенный на принци- пах согласованности и взаимовыгодности принимаемых решений для сторон муниципально-частного партнерства, призван обеспечить не только реализа- цию мер по диверсификации экономики моногорода, но и их результатив- ность.
5. Предложен перечень решений по преодолению монопро- фильности экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ посред- ством ее диверсификации на основе потенциала и ресурсов градообра- зующего предприятия АО «СУЭК-Кузбасс», оценена их результатив- ность. К числу предложенных решений относится создание в г. Ленинск- Кузнецком новых бизнес-структур, осуществляющих деятельность в интере- сах АО «СУЭК-Кузбасс»: Институт рабочих кадров СУЭК, Управление строительства и содержания дорог, Жилищная строительная компания СУ- ЭК, Управляющая компания социальных проектов СУЭК. Реализация пред- ложенных решений будет иметь следствием изменение структуры занятости в МО Ленинск-Кузнецкий городской округ с уменьшением численности за- нятых в добывающей промышленности на 1,6% и увеличением доля занятого населения в строительстве, на транспорте и в обрабатывающих производ- ствах.
Практическая значимость определяется следующими обстоятель- ствами. Предложенный методологический подход, позволяющий определить приоритетные варианты развития моногородов РФ, и его применение к усло- виям функционирования МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, стали ос- новой построения модели муниципально-частного партнерства МО Ленинск- Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», целью которого является преодоление монопрофильности экономики моногорода посредством ее ди- версификации на основе потенциала и ресурсов градообразующего предпри- ятия. Основные положения исследования в части разработанной модели му- ниципально-частного партнерства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» и перечень решений по преодолению монопрофиль- ности экономики МО Ленинск-Кузнецкий городской округ предложены к внедрению.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основ- ные результаты исследования обсуждались на научных конференциях и се- минарах: Межрегиональная конференция по устойчивому развитию горнодо- бывающих регионов Евразии (г. Кемерово, 2019 г.), Международный инно- вационный горный симпозиум (г. Кемерово, 2020 г.), Международная науч- но-практическая конференции «Модернизация экономики: предпосылки, со- стояние, пути развития в условиях глобальных вызовов и трендов инду- стрии» (г. Нур-Султан, 2020 г.), Международный экономический форум «Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кад- ров» (г. Барнаул, 2020 г.), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом» (г. Рубцовск, 2020 г.). Основные положения диссертационной ра- боты используются при обучении студентов Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в рамках преподавания курсов экономического профиля. Отдельные элементы исследования в части организации муниципально-частного партнерства нашли применение при разработке программы развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, предложенные направления диверсификации деятельности АО «СУЭК- Кузбасс» приняты менеджментом компании к рассмотрению и внедрению.
Публикации. По теме исследования опубликованы 13 работ общим объемом 3,3 п. л. (авт. – 2,5 п. л.), в том числе 4 публикации в изданиях, вхо- дящих в перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации, 4 статьи в журналах и сборни- ках, индексируемых в международной базе Scopus.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Она выполнена на 195 страницах основного текста, содержит 35 таблиц, 19 рисунков, биб- лиографический список из 100 наименований.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!