Компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса
Оглавление
Введение
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретико-методические
3-14
15-157
основы компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением
реализации электронного образовательного ресурса 15-75
1.1. Компетентностный подход к подготовке учителя музыки в контексте сравнительной педагогики 15-36
1.2. Анализ внедрения в профессиональную подготовку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов как цифрового сопровождения учебного процесса: история и современность 36-56
1.3. Формы и методы реализации компетентностного подхода к изучению студентами России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса 56-73 Выводы по главе
74-75 Глава 2. Апробация модели компетентностного подхода к изучению
студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса 76-157
2.1. Содержание и структура электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» 76-111 2.2. Экспериментальная работа по апробации электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» как цифрового сопровождения учебной дисциплины «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования»: параметры исследования, содержание, результаты
111-156 157-157
158-162 163-193
194-261 Приложение 1. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная
Выводы по главе 2
Заключение Список литературы
Приложения
194-216 Приложение 2. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная
культура Китая» (диск 1: базовый уровень)
культура Китая» (диск 2: повышенный уровень)
Приложение 3. Источники дидактических материалов электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» (диск1, диск 2)
217-233
234-261
Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы,
определяется объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, цель и
задачи работы, раскрываются теоретическая и методологическая основы ис-
следования, а также научная новизна, теоретическая и практическая значи-
мость, излагаются основные положения, выносимые на защиту, указываются
этапы и структура работы.
В первой главе «Теоретико-методические основы реализации компе-
тентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов Рос-
сии музыкальной культуры Китая с применением электронного образова-
тельного ресурса» три параграфа. В первом рассмотрен компетентностный
подход к подготовке учителя музыки в контексте сравнительной педагогики. В
параграфе анализируется единство стран в концептуальном понимании его су-
ти с позиции онтологии происхождения феномена «компетенция», содержа-
щейся в глоссарии Болонского соглашения. Одновременно на основе анализа
исследований А. Верц выявляется факт существования многообразия моделей
реализации компетентностного подхода в различных странах мира:
– США и Великобритании (competence-based education: ключевые (key
skills)+ профессиональные (core skills)+основные (base skills);
– Франции (Mouvement des Entreprises de France: знания (compe´tences
the´oriques)+функциональныекомпетенции(compe´tences
pratiques)+поведенческие (compe´tences sociales et comportementales);
– Германии: профессионально-технические компетенции (Handlungskom-
petenz)+ предметные (Fachkompetenz)+ личностные (Personalkompetenz)+ соци-
альные компетенции (Soziaekompetenz: общие когнитивные компетенции (Sach-
kompetenz)+ общеучебные (Lernkompetenz), равные мета-компетенциям).
Далее в параграфе рассматривается модель компетентностного подхода к
профессиональной подготовке учителя музыки в КНР. Анализируя норматив-
ные документы, и в частности, «Профессиональный стандарт педагога», а так-
же научные публикации по данной проблеме Дуань Цзюньчэнь, Кан Цзянь,
Сюй Лили, Сяомэй Цао, Чжан Цзиньбао, Хуан Жунхуай, Юньган Хуан, отме-
чается приоритет поведенческих и социальных компетенций, как ценностных
установок и стереотипов поведения идеальной личности, что логично соотно-
сится с философской мыслью, как Древнего, так и современного Китая.
В России особенности реализации компетентностного подхода рассмот-
рены в опоре на исследования А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.А. Ситарова,
Л.С. Трояновской. В соответствии с принципом от общего к частному в пара-
графе на основе анализа трудов А.Л. Андреева, В.А. Болотова, Д.В. Пузанкова,
И.Б. Федорова, В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, Т.А. Разуваевой, М.В. Рыжако-
ва, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова сопоставлены модели
компетентностного подхода ГОС ВО и ФГОС ВО 3++ по «Педагогическому
образованию»; выявлены трудовые функции Профессионального стандарта
учителя музыки РФ; адаптирована модель реализации компетентностного под-
хода Э.Ф. Зеера в контексте музыкально-педагогической подготовки студентов
педагогических вузов России, как комплекс конструктов:
✓компететности на уровне содержательного обобщения теоретиче-
ских знаний музыкальной культуры Китая, представленных в форме понятий,
смыслообразующих положений музыковедения, философии и эстетики Восто-
ка;
✓компетенций – как способностей к организации процесса ознаком-
ления учащихся с музыкальной культурой Китая в различных видах музыкаль-
нойдеятельности(музыкально-слушательскойимузыкально-
исполнительской);
✓метакачеств – определяющих продуктивность круга учебно-
познавательной и профессиональной деятельности в области постижения уни-
кальности и ценности музыкальной культуры Китая.
Во втором параграфе «Анализ внедрения в профессиональную подго-
товку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов как
цифрового сопровождения учебного процесса: история и современность»
рассмотрено понимание мировым педагогическим сообществом сущности фе-
номена «мультимедиа», сопоставлены определения, данные Европейской ко-
миссией по проблемам внедрения и использования новых технологий 1988 года
и современной практикой, обусловленной появлением «цифровых техноло-
гий», что, по мнению Мао Нео и Кен Т.К. Нео, профессоров факультета муль-
тимедиа Малазийского университета, требует актуальным рассмотрение муль-
тимедиа, как соединение различных типов цифрового контента в интегриро-
ванное мультисенсорное интерактивное приложение.
Далее в тексте параграфа проанализирована история становления мульти-
медийных технических средств КНР (на материале трудов Гун Пейцзэн, Ли
Сянмэй, Ли Шаобин, Мо Юйпин, Цзинь Лэй, Чжан Цзиншэн, Ян Фэнмэй и
др.), а также тенденции цифровизации образования Китая на современном эта-
пе развития.
Материал параграфа позволяет считать, что сегодня цифровые мульти-
медийные контенты в образовании Китая – один из символов модернизации,
играющий важную роль в повышении эффективности преподавания и качества
обучения, что подтверждают:
✓законодательные акты КНР, и в частности, «Концепция общенацио-
нальной реформы высшего образования в Китае», предполагающая примене-
ние в различных сферах жизнедеятельности иностранных языков, творческое
развитие личности на основе национальных качеств и широкое внедрение ин-
формационных технологий; постановление «О плане улучшения качества бака-
лаврского образования и педагогических реформ в период 12-й пятилетки»;
✓государственные проекты КНР, и в том числе, «Проект 211», разра-
ботанный Министерством образования Китая, целью которого является по-
строение системы инновационной информационной инфраструктуры в вузах, а
результатом – создание китайской компьютерной сети учебных научных ис-
следований (CERNET – China Education and Research Network), а также системы
академической информационной библиотеки высшего образования Китая
(CALIS – China Academic Library&Information System), технологических цен-
тров обработки цифровых ресурсов и платформ цифровых библиотек;
✓разработка Министерством образования Китая специализирован-
ных сайтов (http://www.icourses.cn/home/; http://www.jingpinke.com/), электрон-
ные ресурсы которого доступны любому зарегистрированному пользователю;
✓деятельность китайской компании GSV Capital, вложившей сред-
ства в платформу онлайн-обучения Coursera и организовавшей ежегодный
саммит ASU GSV, посвященный образовательным технологиям.
Далее в параграфе на основе анализа трудов А.В. Осина, О.П. Осиповой,
Е.С. Полат, В.А. Трайнева рассматриваются предпосылки возникновения циф-
ровых технологий в РФ; законодательные акты (статьи 13, 16, 18, 98 закона РФ
«О образовании»), обосновывающие необходимость электронного образова-
тельного ресурса, как основного компонента информационной образователь-
ной среды, ориентированной на реализацию учебного процесса с помощью
цифровых технологий.
В материале параграфа рассмотрен имеющийся опыт применения в РФ
цифровых электронных ресурсов в общем образовании (в контексте реализа-
ции проектов МЭШ, РЭШ); музыкально-педагогическом образовании (на при-
мере DVD-приложения к учебнику «Методика музыкального образования»
Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, аналогом которого в Китае является учебник
«Методика музыкального образования» Юй Вэнву, Се Цзясин с DVD-
приложением, что, по мнению авторов, не только расширяет каналы обучения
студентов, но и трансформирует образ мышления учителя музыки).
В тексте параграфа на материале работ В.Г. Маняхиной и С.Д. Каракозо-
ва прогнозируется дальнейшая возможность развития цифровизации образова-
ния в профессиональной подготовке учителя. В заключении параграфа утвер-
ждается, что анализ психолого-педагогической литературы со всей очевидно-
стью выявил востребованность цифровых учебных материалов на всех уровнях
образования, как в КНР, так и в РФ. Это позволило нам предположить, что для
изучения современными студентами педагогических вузов России музыкаль-
ной культуры Китая необходим именно электронный образовательный ресурс:
– «опережающий» полиграфические издания по инструментальности и
технологичности исполнения, при этом сохраняющий модульный принцип в
структурировании учебного материала книжных аналогов (по эпохам правящих
династий китайских императоров, жанрам народной и классической музыки,
как традиционных компонентов музыкальной культуры Китая);
– способствующий в силу интерактивности реализации образовательной
цели в профессиональной подготовке педагога-музыканта на основе компе-
тентностного подхода.
В третьем параграфе «Формы и методы реализации компетентностно-
го подхода к изучению студентами России музыкальной культуры Китая с
применением электронного образовательного ресурса» отмечается вариа-
тивность понимания категории «формы» в российской педагогике и приводятся
определения М.В. Булановой-Топорковой, В.И. Загвязинского, В.В. Егорова,
П.И. Пидкасистого, И.Ф. Харламова, В.Г. Храпченкова, И.М. Чередова в сопо-
ставлении с толкованием этого феномена в философии и филологии. Рассматри-
вая форму применительно к процессу обучения в высшей школе, данная категория
позиционируется в тексте параграфа, как способ, характер взаимодействия педагога и
студентов, студентов между собой, студентов с изучаемым материалом электронного
образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» в условиях лекций,
практических занятий и самостоятельной работы.
Наряду с формами применения электронного образовательного ресурса
«Музыкальная культура Китая» в условиях компетентностного подхода в пара-
графе обоснованы методы, адекватные комплексу решаемых задач: приобрете-
ния знаний истории и теории музыкальной культуры Китая; формирования
умений и навыков исполнения образцов музыкальной культуры Китая; закреп-
ления и проверки сформированных компетенций в области музыкальной культу-
ры Китая. На основе анализа теории обучения российских и зарубежных педа-
гогов Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, В.И. Гинецинского, В.И. Загвязинского,
В. Оконя, И.П. Подласого, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Ван Даоцзюнь, Гуо
Вэньань, Хоу Хуайинь, Ван Чжиянь, Ли Чаохуэй, Ван Шуай в тексте параграфа
констатируется, что электронный образовательный ресурс «Музыкальная
культура Китая» предполагает гибкость и операциональную множественность
методов, между тем, в качестве ведущих предлагаются импрессивные (базиру-
ющиеся на чувственных впечатлениях при восприятии мультимедиаконтента
образовательного типа) и экспрессивные (основанные на возможности выраже-
ния внутреннего мира реципиентом через деятельность преобразовательного
характера).
Глава 2 «Апробация модели компетентностного подхода к изучению
студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с
применением электронного образовательного ресурса» содержит 2 парагра-
фа. В первом параграфе «Содержание и структура электронного образова-
тельного ресурса «Музыкальная культура Китая» дано описание методо-
логических установок, которые были положены в разработку учебного кон-
тента, что реализуется посредством:
✓направленности ресурса на развитие когнитивных процессов: вос-
приятия (аудиального и визуального), внимания (с учетом степени концентра-
ции, возможностей переключаемости, распределения в освоении характерных
особенностей музыкальной культуры Китая), мышления (оперирование поня-
тийными, образными и действенными компонентами в презентации учебного
материала по музыкальной культуре Китая, а также тренажерах по проверке
сформированных знаний, умений, навыков); воображения (воссоздающего в
музыкально-исторической, музыкально-теоретической деятельности и творче-
ского в музыкально-слушательской, музыкально-инструментальной, музыкаль-
но-ориентированной полихудожественной), памяти (наглядно-образной, сло-
весно-логической, двигательной, эмоциональной посредством мобилизации ак-
тов запоминания, сохранения в освоении учебного материала по музыкальной
культуре Китая и воспроизведения, узнавания в применении тренажеров блока
тестовых заданий);
✓актуализации комплекса стилей мышления (алгоритмического в
осознании структуры музыкальной культуры Китая, наглядно-образного в
освоении характерных особенностей китайского народного и профессиональ-
ного творчества; теоретического в освоении жанровой специфики, ладовой
организации, формообразования образцов песенной, инструментальной, песен-
но-инструментальной музыки Китая);
✓взаимосвязи различных видов мышления: практически- дей-
ственного (направленного на решение учебной задачи в профессиональной ра-
боте учителя музыки по организации различных видов музыкальной деятель-
ности учащихся), наглядно-образного (предполагающего осмысление учебной
задачи на образном материале традиционной культуры Китая или профессио-
нального китайских композиторов); словесно-логического (решение задачи ха-
рактеризовать в вербальной (словесной) форме особенности традиционной и
классической музыки Китая в контексте истории китайского государства и эс-
тетики философской мысли, диалога Востока и Запада).
В тексте параграфа рассмотрены позиции музыковедения, как методоло-
гической основы электронного образовательного ресурса «Музыкальная куль-
тура Китая», и в частности, концептуальные установки Н.Г. Шахназаровой и
Т.В. Чередниченко, на основании которых мы стремились:
✓заложить в содержание электронного ресурса учебный матери-
ал, способный пояснить особенности психического склада китайской традици-
онной и классической музыки;
✓учесть существующую объективно универсальную жанровую
дифференцированность в классификации народных песен, народных инстру-
ментов и, тем самым, представить общие и характерные черты национального
феномена музыкальной культуры Китая в органическом единстве.
С позиции педагогики в тексте параграфа обосновано понимание необхо-
димости дифференциации электронного образовательного ресурса «Музыкаль-
ная культура Китая» на контенты базового и повышенного уровней.
Далее в тексте параграфа описано меню диска №1 (базовый уровень),
включающее в себя ряд блоков, что соответствует необходимости обеспечения
учебного процесса системой научных понятий в виде иерархической структу-
ры и опытом восприятия:
–традиционной музыкальнойкультуры Китая (中國傳統音
樂 (zhōngguó chuántǒng yīnyuè чжунго чуаньтун иньюэ);
– классической музыкальной культуры Китая (古典音樂 gǔdiǎn yīnyuè
или 文人音樂wénrén yīnyuè вэньжэнь иньюэ).
В определении структурных компонентов диска №1 электронного образо-
вательного ресурса мы опирались на концептуальные установки китайского
музыковедения. Так, исходя из классификации, сделанной при правлении ди-
настии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), музыка в Китае издревле подразделя-
лась на народную (суюэ) и классическую (яюэ).
Меню диска №2 (повышенный уровень) представлено рядом блоков: изу-
чаем музыкальную культуру Китая в контексте истории государства и эстетики
Востока; осваиваем музыкальную культуру Китая; читаем о музыкальной
культуре Китая; проверяем наши знания о музыкальной культуре Китая (тест).
Из названий видно, что мы преднамеренно усиливаем значение компетент-
ностного подхода, который позиционируется не только с позиции обретения
необходимых знаний, но и возможности применить полученные музыкальные
знания в собственной профессиональной работе учителя музыки в условиях
вокально-хоровой,музыкально-инструментальной,музыкально-
ориентированной полихудожественной деятельности учащихся.
Каждый блок вбирает в себя модули. Так блок «Изучаем музыкальную
культуру Китая в контексте истории государства и эстетики Востока» состоит
из ряда модулей: музыкальная культура Древнего Китая; музыкальная культура
Средневекового Китая; музыкальная культура Нового Китая. В подобном
условном делении истории на этапы мы опирались на теорию Р.И. Грубера и У
Ген-Ира, однако при этом не дублировали классификации данных ученых,
адаптируя их особенностям профессиональной подготовки учителя музыки и
мобильной направленности электронного образовательного ресурса на учебно-
методическое оснащение процесса освоения музыкальной культуры Китая в
условиях не только музыкально-педагогического, но и общего музыкального
образования.
Второй параграф Главы 2 «Экспериментальная работа по апробации
электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая»
как цифрового сопровождения учебной дисциплины «Международное со-
трудничество в сфере музыкальной культуры и образования»: параметры
исследования, содержание, результаты» представляет описание апробации
гипотезы исследования.
Экспериментальная работа проводилась в федеральном государственном
бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский
педагогический государственный университет» со студентами 4 курса образо-
вательной программы 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профи-
лями подготовки) «Музыка и Дополнительное образование» в рамках дисци-
плины по выбору студентов «Международное сотрудничество в сфере музы-
кальной культуры и образования».
Для эксперимента были определены 2 группы – контрольная и экспери-
ментальная численностью по 22 человека. В контрольной группе студенты
осваивали музыкальную культуру Китая без электронного образовательного
ресурса, в экспериментальной – с использованием цифрового сопровождения –
электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» (дис-
ков №1 и 2).
На констатирующем этапе эксперимента выявлялся уровень сформиро-
ванности комплекса компетенций: универсальных, общепрофессиональных и
профессиональных.
Для выявления уровня сформированности УК, ОПК и ПК были примене-
ны в совокупности эмпирические методы наблюдения, беседы, анкетирования,
тестирования и статистической обработки результатов. Параграф содержит
описание критериев выявления высокого, среднего и низкого уровней УК, ОПК
и ПК, а также подробный ход выполнения предлагаемых заданий, в том числе,
с применением электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура
Китая».
Сравнительная диаграмма №1.
Анализируя полученные результаты на констатирующем этапе, пред-
ставленные в сравнительной диаграмме №1, нетрудно заметить незначитель-
ную разницу показателей, как в контрольной, так и экспериментальной груп-
пах. Превалирующими в обоих случаях явились показатели низкого уровня
сформированности компетенций студентов педагогических вузов России в об-
ласти музыкальной культуры Китая.
Целью формирующего этапа эксперимента явилась апробация модели
реализации компетентностного подхода к изучению будущими учителями му-
зыки России музыкальной культуры Китая с применением электронного обра-
зовательного ресурса (рисунок №1). В основе модели заложена идея таксоно-
мии Б. Блума в иерархии образовательных целей: знание – понимание – приме-
нение – анализ – оценка – творчество.
Организационный блок модели представлял собой комплекс системных
элементов: цель, задачи, принципы, формы, технологии.
Цель: формирование компетенций студентов как комплекса способностей
применить полученные знания, умения и навыки работы с электронным обра-
зовательным ресурсом «Музыкальная культура Китая» в собственной деятель-
ности учителя музыки.
Задачи применения модели:
✓развитие когнитивной сферы студентов в области истории музы-
кальной культуры Китая посредством освоения материалов электронного ре-
сурса, раскрывающих основные положения трудов известных китайских ис-
следователей (Инь Фа-лу, Ма Кэ, Хо Лу-тин, Люй Цзи, Ма Сы-цун, Ли Хуань-
чжи и др.) и российских (В.М. Алексеева, Т.Б. Будаевой, Е.В. Виноградовой,
С.П. Волковой, Р.И. Груббера, В.И. Сисаури, У Ген-Ира, В.Н. Холоповой,
В.П. Шестакова, Г.М. Шнеерсона, В.Н. Юнусовой); развитие мотивационно-
ценностной сферы студентов к расширению компетенций в профессиональной
деятельности учителя музыки по воспитанию уважения учащихся к уникально-
сти и ценности культур народов мира, и в частности, Китая;
✓становление ряда универсальных, общепрофессиональных и
профессиональных компетенций учителей музыки России в применении мате-
риалов электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая»
в начальной и основной школе в различных формах и видах музыкальной дея-
тельности учащихся.
Принципы, содействующие реализации поставленных задач: концепту-
альность методологического подхода, основанного на интеграции локальных
знаний студентов из областей истории, философии, эстетики, культурологии,
музыковедения для выявления характерных особенностей феномена «Музы-
кальная культура Китая»; сбалансированность традиции и новаторства, исто-
рии и современности в моделировании представлений пользователей электрон-
ного образовательного ресурса о музыкальной культуре Китая; обеспечение
рационального сочетания учебного материала, предполагающего его примене-
ние в различных видах музыкальной деятельности учащихся на уроке (музы-
кально-слушательской, музыкально-исполнительской) и во внеклассной работе.
Технологии реализации модели компетентностного подхода к изучению
будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с примене-
нием электронного образовательного ресурса: личностно-ориентированные в
развитии системного мышления, цифровые, а также технологии обучения в со-
трудничестве.
Применение дидактических материалов дисков №1 и 2 электронного об-
разовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» на формирующем эта-
пе предполагало обретение обучающимися умений и навыков в различных ви-
дах профессиональной деятельности учителя музыки:
– аналитической (рассматривать элементы музыкальной культуры Китая
как систему взаимосвязанных компонентов; устанавливать причинно-
следственные связи влияния на становление и развитие музыкальной культуры
Китая деятельности правящих династий в истории китайского государства, фи-
лософских воззрений эстетики Востока; делать выводы о предпосылках воз-
никновения национальной китайской школы и т.д.);
– конструктивной (разрабатывать технологические карты уроков музыки
и сценарии занятий в условиях внеурочной деятельности по ознакомлению
учащихся с музыкальной культурой Китая в различных видах музыкального
творчества);
–рефлексивной (осмысление, самоанализ, оценка своей компе-
тентности в о б л а с т и музыкальной культуры Китая»);
–прогностической (умение предвидеть сложности в собственной
профессиональной работе по освоению музыкальной культуры Китая учащи-
мися младшего и подросткового возраста).
Рисунок №1.
Модель реализации компетентностного подхода к изучению
студентами педагогических вузов России музыкальной культуры
Китая с применением электронного образовательного ресурса
Проверочный этап эксперимента был направлен на выявление у педаго-
гов уровня сформированности компетенций в области музыкальной культуры
Китая после обучения с использованием электронного ресурса.
Аналогично констатирующему этапу, на проверочном этапе мы выявляли
гностическую составляющую компетенции системного мышления и операцио-
нальную. Подобно констатирующему этапу, гностическая составляющая рас-
сматривалась, как обладание студентами необходимыми знаниями (музыки и о
музыке) культуры Китая, операциональная, как умение рассматривать музы-
кальную культуру Китая, системой взаимосвязанных компонентов: традицион-
ной музыкальной культуры (вокальной, инструментальной, музыкально-
театральной) и классической музыки Китая.
Подобно констатирующему этапу были применены в совокупности мето-
ды наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования.
Ответы на вопросы беседы свидетельствовали о сформированности зна-
ний студентов, как контрольной, так и экспериментальной группы. Однако от-
веты студентов экспериментальной группы были более содержательны, чему
способствовали дидактические материалы электронного образовательного ре-
сурса «Музыкальная культура Китая».
Для выявления операционального компонента системного мышления
студентам было необходимо выполнить задание анкеты: проанализировать
программу симфонической поэмы «Эхо тулоу» Лю Юань. Следует отметить,
что с заданием справились обе группы. В частности, студенты указали на взаи-
мосвязь:
–классической музыки и традиционной культуры Китая (исполь-
зование в симфонической поэме «Это тулоу» песенного материала народностей
страны, и в частности, провинции Фуцзянь);
–классической музыки китайских композиторов и канонов евро-
пейской композиторской школы (обращение Лю Юань к жанру поэмы, нок-
тюрна);
–обработку народных песен (трудовой хаоцзы, колыбельной Миньси
и мелодии «Танца львов») путём гармонизации по канонам европейской гар-
монии и аранжировки для инструментов симфонического оркестра.
Между тем уровень анализа и аргументации выше был в эксперимен-
тальной группе, поскольку студенты в ответе оперировали материалами элек-
тронного образовательного ресурса, и в частности, тезисами статьи Хо Лу-тин
«Проблемы национальной формы в китайской музыке» (диск 2, модуль Реко-
мендуемая литература) и материалами научного исследования А.В. Новосело-
вой (диск 2, модуль Дополнительная литература). В контрольной группе анализ
не содержал доказательств, основанных на научных источниках.
Выявляя уровень сформированности компетенции межотраслевой ком-
муникации, мы стремились выявить, насколько студенты способны рассматри-
вать особенности теории музыкальной культуры Китая в контексте истории ки-
тайского государства и эстетики философской мысли Востока. Для тестирова-
ния студентов было использовано задание №1 «Теста» электронного образова-
тельного ресурса «Музыкальная культура Китая» (диск 2), разработанного
нами для проведения эксперимента. Тест предполагал задание: восстановить
хронологию развития музыкальной культуры Китая в контексте истории пра-
вящих династий. Студенты экспериментальной группы с большей степенью
легкости справились с заданием. Студентам контрольной группы потребова-
лось больше времени для выполнения теста. Объяснением этому факту мы ви-
дим наглядность электронного образовательного ресурса, фиксирующего в со-
знании студентов опорные знания, в том числе, музыкально- исторического по-
рядка.
С целью выявления уровня сформированности коммуникационных ком-
петенций межкультурного взаимодействия студентам было предложено соста-
вить фрагмент технологической карты урока музыки по ознакомлению в усло-
виях вокально-хоровой работы с учащимися песенного народного творчества
Китая. На данном этапе возможность работать с ресурсом предлагалась исклю-
чительно экспериментальной группе, что позволяло применять для разучива-
ния транскрипции текстов песен диска №2. У студентов контрольной группы
рассматриваемая компетенция осталась несформированной. При этом в экспе-
риментальной группе количественные и качественные показатели значительно
изменились в положительную сторону.
С целью выявления уровня сформированности компетенций самооргани-
зации и саморазвитии в области музыкальной культуры Китая обучающимся
было предложено разработать списки основной и дополнительной литературы,
которые они могли в дальнейшем предложить детям для работы над проекта-
ми. Задание не вызвало такого затруднения, как на констатирующем этапе.
Между тем, содержательнее задание было выполнено студентами эксперимен-
тальной группы.
Для выявления уровня сформированности общепрофессиональной ком-
петенции готовности учителей музыки к воспитанию уважения учащихся к
уникальности и ценности музыкальной культуры Китая студентам контроль-
ной и экспериментальной групп было предложено, объединившись в два твор-
ческих коллектива, разработать фрагмент сценария встречи в клубе юных лю-
бителей музыки на тему «Музыкальная палитра мира: путешествие в Китай»,
целью которого являлось бы формирование представлений о духовных ценно-
стях и многоликости уникальной музыкальной культуры Китая. Необходи-
мым условием выполнения задания являлось использование материалов элек-
тронного образовательного ресурса. Сравнивая результаты, представленные в
таблицах текста диссертации, наглядно видны превалирующие высокие пока-
затели в экспериментальной группе, чему способствовал опыт работы студен-
тов с материалами дисков №1 и №2 на формирующем этапе.
Для выявления профессиональных компетенций, адекватных деятельно-
сти учителя музыки, способного инициировать процесс освоения учащимися
музыкальной культуры Китая в различных видах музыкального творчества,
были предложены практико-ориентированные задания по разучиванию с
младшими школьниками песни на китайском языке, китайского классического
народного танца с подростками. Студенты экспериментальной группы справи-
лись с заданиями, поскольку в основу электронного образовательного ресурса
нами преднамеренно был заложен компетентностный формат. Для студентов
контрольной группы задания имели значительную меру трудности.
Сравнительная диаграмма №2.
Сравнивая полученные результаты, несложно заметить у студентов экс-
периментальной группы возросшие показатели высокого уровня сформирован-
ности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетен-
ций, исчезновение низкого уровня и явное сокращение показателей среднего
уровня. В контрольной группе превалирующими результатами явились показа-
тели среднего уровня, что, на наш взгляд, объяснимо отсутствием цифрового
сопровождения изучения темы «Музыкальная культура Китая» в виде элек-
тронного образовательного ресурса.
В Заключении подводятся результаты исследования и делаются выводы
о подтверждении гипотезы в ходе эксперимента. Этот факт наглядно представ-
лен в диаграммах посредством статистической обработки итогов контрольных
срезов и объясним изначальной направленностью нашей работы на концепцию
компетентностного подхода, разработанную ЮНЕСКО, согласно которой уни-
версальными признаны the four pillars of learning (4 «столпа» обучения и вос-
питания, как базовые установки):
– learning to know (учиться знать), что позволяет рассматривать электрон-
ный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» необходимым
инструментарием познания обучающимися вузов РФ особенностей музыкаль-
ной культуры Китая, которая издревле подразделялась на народную (суюэ) и
классическую (яюэ);
– learning to do (учиться делать), что подразумевает в работе с дидакти-
ческими материалами электронного образовательного ресурса «Музыкальная
культура Китая» формирование компетенций профессиональной деятельности
учителя музыки как готовности к ознакомлению обучающихся с народной и
классической музыкой Китая в контексте «музыкальной палитры» мира;
– learning to be (учиться быть), что направлено на становление личност-
ных качеств системного мышления студентов, способности рассматривать му-
зыкальную культуру Китая в контексте межотраслевой коммуникации музыки
и истории китайского государства, музыки и эстетики философской мысли Во-
стока; коммуникативных компетенций межкультурного взаимодействия в по-
стижении китайского языка как средства общения и формы существования
национальной культуры Китая;
– learning to live together (учиться жить вместе), что понимается нами,
как направленность музыкально-педагогического и музыкального образования
на реализацию воспитательного потенциала – становления уважения студентов
педагогических вузов РФк музыке КНР.
Перспективным направлением исследования проблемы видится даль-
нейшая разработка подходов к созданию электронных пособий как цифрового
оснащения учебного процесса изучения студентами педагогических ву-
зов Китая музыкальной культуры России.
Основное содержание и результаты исследования изложены в следую-
щих публикациях автора, общим объемом 7,26 п. л. (авторский вклад 7,26 п. л),
в том числе 4 – в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий ВАК РФ:
1. Лю, Цюнь. В поисках подходов к разработке электронного образова-
тельного ресурса «Музыкальная культура Китая» для студентов педаго-
гических вузов России/Цюнь Лю, М.С. Осеннева// Музыкальное искусство
и образование / Musical Art and Education. – 2021. – Т.9. – №2. – С.141–157.
1,06 п.л. (авторство не разделено).
2. Лю, Цюнь. Анализ внедрения в профессиональную подготовку педаго-
га-музыканта электронных образовательных ресурсов как мультимедий-
ного сопровождения учебного процесса (на материале сравнительной пе-
дагогики РФ и КНР)/Цюнь Лю//Перспективы науки. – 2019. – №4(115). –
С.124-134. 1,4 п.л.
3. Лю, Цюнь. Компетентностный подход к подготовке будущего учителя
музыки в КНР и РФ (в аспекте кросс-культурного подхода) /Цюнь
Лю//Школа будущего. – 2019. – №2. – С.46-55. 0,6 п.л.
4. Лю, Цюнь. Модель реализации компетентностного подхода к изучению
будущими учителями России музыкальной культуры Китая с применени-
ем электронного образовательного ресурса: теория и практика/Цюнь Лю,
М.С. Осеннева//Глобальный научный потенциал. – 2018. – №12(93). – С.24–
31. 1,0 п.л. (авторство не разделено).
5. Лю, Цюнь. Модель реализации компетентностного подхода к изучению бу-
дущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с применени-
ем электронного образовательного ресурса /Цюнь Лю, М.С. Осен-
нева//Традиции и инновации в современном культурно-образовательном про-
странстве: материалы XI Международной научно-практической конференции.
Москва: МПГУ, 2021. – С.34-39. 0,4 п.л. (авторство не разделено).
6. Лю, Цюнь. Компетентностный подход к разработке электронного образова-
тельного ресурса как цифрового обеспечения процесса освоения будущими
учителями музыки России музыкальной культуры Китая /Цюнь Лю, М.С.
Осеннева//Актуальные вопросы современной науки и образования: монография.
Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – С.82-102. 1,3 п.л. (авторство не
разделено).
7. 刘群, 比较分析在教师和音乐家的专业培训中电子教育资源的引入,以数
字方式支持中俄两国的教育进程/群刘,玛丽娜•斯基班瑙夫娜•奥森涅娃//上合
组织国家的科学研究:协同和一体化, 2020. 第63-69页. [Лю, Цюнь. Compar-
ative analysis of the introduction of electronic educational resources in the profes-
sional training of a teacher-musician as a digital support for the educational process
in China and Russia/Сравнительный анализ внедрения в профессиональную под-
готовку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов как циф-
рового сопровождения учебного процесса в Китае и России /Цюнь Лю, М.С.
Осеннева//Scientific research of the SCO countries: synergy and integration, Пекин,
2020. – С.63-69] 0,4 п.л. (авторство не разделено).
8. Лю, Цюнь Компетентностная модель образования в Китае (в аспекте сравни-
тельной педагогики)/Цюнь Лю// Современная психология и педагогика: про-
блемы и решения. Материалы XVII Международной научно-практической кон-
ференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» 12
(16) (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2018 г.) Новосибирск: СибАК, 2018. –
С.15-20. 0,4 п.л.
9. Лю, Цюнь. Анализ внедрения в профессиональную подготовку педагогов-
музыкантов в КНР мультимедийного сопровождения современного образова-
тельного процесса/Цюнь Лю, М.С. Осеннева//Fundamental and applied sciences
today: материалы XVII международной научно-практической конференции.
Том 2. North Charleston, USA: CreateSpace, 2018. – С.81-83. 0,2 п.л.(авторство не
разделено)
10. 刘群,音乐课堂中融入中国民族音乐文化的教学实践/ 群刘//新校园. 2018. 第
494 期.第 118-119 页. [Лю, Цюнь. Практика освоения китайской музыкальной
культуры в общем музыкальном образовании/Цюнь Лю// Новый университет-
ский двор. – 2018.– N494.– С.118-119] 0,3 п.л.
11. Лю, Цюнь Электронный ресурс как мультимедийное оснащение темы «Му-
зыкальная культура Китая» (для использования в условиях общего музыкаль-
ного образования России»/Qun Liu, M.S.Osenneva //Prospects for development of
education and science: Collection of scientific articles. Plovdiv: Academic Publish-
ing House of the Agricultural University, 2016. – С.349-351. 0,2 п.л. (авторство не
разделено)
Актуальность исследования. Компетентностный подход к высшему
педагогическому образованию в Российской Федерации является основополагающим в настоящее время. Законодательными документами, определяющими его реализацию, официально признаны федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – ФГОС ВО 3++, а также положения Профессионального стандарта педагога, как свода требований к выпускникам педагогических вузов РФ на рынке труда.
Согласно названным документам, современный учитель музыки РФ в рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного общего образования формирует предметные, метапредметные и личностные результаты понимания обучающимися места музыки в общей картине мира. В этой связи учебные планы подготовки педагога-музыканта в России включают дисциплины, способствующие обретению студентами готовности:
учить детей понимать интонационное своеобразие музыкального языка разных народов мира;
воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;
развивать интерес к музыкальному творчеству разных народов в различных видах музыкальной деятельности.
Между тем, в современных условиях обозначился ряд противоречий между:
– устойчивостью тенденции усиления межкультурных контактов РФ со странами Восточной Азии, и в частности, с Китайской Народной Республикой, и прежней ориентацией российских педагогических вузов на изучение зарубежной музыкальной культуры европейских стран;
– признанием педагогическим сообществом актуальности учебных дисциплин, формирующих у обучающихся педагогических вузов РФ компетенции готовности к становлению у детей представлений о «музыкальной палитре» мира, и недостаточной учебно-методической обеспеченностью процесса изучения студентами особенностей музыкальных инокультур дидактическими пособиями современного цифрового формата.
Тенденция цифровизации сегодня универсальна в условиях глобализации образования. Так, в Китае в настоящее время серьезное внимание уделяется созданию цифрового контента образовательной среды. Аналогична позиция российских ученых, убедительно доказывающих значимость в профессиональной подготовке цифровых образовательных технологий и выявляющих в качестве средства их реализации электронный образовательный ресурс, как модульную мультимедиа систему. Между тем, механизм формирования компетенций обучающихся педагогических вузов России в работе с электронными образовательными ресурсами, направленными на освоение студентами характерных особенностей музыкальных инокультур, и вчастности, музыкальной культуры Китая, еще требует научного обоснования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Сущность и механизмы реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов рассмотрены в трудах ученых РФ – Т.А. Ананьевой, А.А. Вербицкого, А. Верц, И.А. Зимней, В.С. Леднева, В.И. Мареева, Н.Д. Никандрова, Д.В. Пузанкова, М.В. Рыжакова, А.И. Сурыгина, С.Л. Троянской, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, а также явились предметом исследования китайских ученых Дуань Цзюньчэнь, Кан Цзянь, Сюй Лили, Цао Сяомэй, Чжан Цзиньбао, Хуан Жунхуай, Хуан Юньган и др.
Проблеме использования цифровых учебных материалов как мультимедийного сопровождения учебного процесса аналогично посвящены исследования как китайских, так и российских авторов. В Китае этим направлением деятельности занимаются Гун Пейцзэн, Ли Сянмэй, Ли Шаобин, Мо Юйпин, Цзинь Лэй, Чжан Цзиншэн, Ян Фэнмэй; в России – Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, С.Д. Каракозов, А.В. Осин, О.П. Осипова, Е.С. Полат, В.А. Трайнев и др. Названные исследователи отмечают, что использование цифровых продуктов позволяет нацелить студентов на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствование умений применения интерактивных методов обучения.
Интерес к данному феномену обусловил возникновение ряда научных трудов Е.С. Песковой «Повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров технических университетов на основе применения электронно-образовательных ресурсов», Н.В. Александровой «Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов» и др. Следует также отметить имеющиеся труды по применению цифровых технологий не только в общей дидактике, но и в педагогике музыкальногообразования, что подтверждают исследования С.П. Полозова.
Учитывая, что в теме исследования заявлен электронный образовательный ресурс контекстного значения, было бы неправомерно не назвать факта существования научных работ, предметом которых явилась музыкальная культура Китая: исследований С.П. Волковой, Р.И. Грубера, А.В. Новоселовой, У Ген-Ир, Г.М. Шнеерсона, В.Н. Юнусовой, Гао Юнхоу, Дун Сяо, Дэн Гуанхуа, Линь Цзин, Лю Линли, Су Хуа, , Лю Цзин, Чан Лиин, Чжан Цзюнь и других.
Между тем, компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов РФ музыкальной культуры КНР с использованием электронного образовательного ресурса не рассмотрен, что и определяет интерес к выбранной теме.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация модели реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Объектом исследования является процесс музыкально-
педагогического образования.
Предмет исследования: формы и методы реализации
компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Гипотеза исследования:
Эффективность реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса зависит от соблюдения ряда педагогических условий:
1. Понимания электронного образовательного ресурса как учебного продукта практико-ориентированной направленности, адекватного комплексу универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, деятельностно-личностных и рефлексивных, обеспечивающих дифференцированное овладение будущими учителями музыки РФ:
универсальными компетенциями системного и критического мышления в осознании синтеза взаимосвязанных структурных компонентов музыкальной культуры Китая (народного творчества суюэ – вокального, инструментального, музыкально-театрального и классической музыки яюэ); способностями рассматривать музыкальную культуру Китая в контексте межотраслевой коммуникации музыки и истории китайского государства, музыки и эстетики философской мысли Востока; межкультурного взаимодействия в постижении китайского языка как средства общения и формы существования национальной культуры Китая; самоорганизации и самообразования в области музыкальной культуры Китая;
общепрофессиональными компетенциями, готовностью учителя музыки осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе уважения к уникальности и ценности культур народов мира, и, в частности, Китая;
профессиональными компетенциями, соответствующими специфике деятельности педагога-музыканта, компетентного инициировать процесс освоения учащимися музыкальной культуры Китая в различных видах творчества.
2. Преломления элементов понятия «компетенция» в электронном образовательном ресурсе «Музыкальная культура Китая», как блоков, формирующих:
знания (теории и истории музыкальной культуры Китая);
умения и навыки (применения в профессиональной деятельности учителя текстовых, видео-, аудио-, нотных материалов в организации различных форм музыкального образования по освоению музыкальной культуры Китая);
способности (организации педагогом-музыкантом различных видов деятельности по освоению китайской музыкальной культуры: музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально- инструментальной, музыкально-ориентированнойполихудожественной);
отношения (становление толерантности как личностной профессиональной позиции учителя музыки в освоении обучающимися характерных особенностей инокультур).
3. Признания необходимости адекватности электронного образовательного ресурса мноуровневости когнитивного процесса, интегрирующего вербально-логический, сенсорно-перцептивный и практические виды деятельности обучающихся в освоении специфики феномена «Музыкальная культура Китая», что инициирует применение в учебном процессе импрессивных и экспрессивных методов.
4. Вариативной мобильности применения электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» базового и повышенного уровней в различных формах организации образовательной деятельности – лекциях, семинарах (практических занятиях), практикумах и самостоятельной работы репродуктивного, реконструктивного и поискового, творческого характера.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки в аспекте сравнительной педагогики России и Китая.
2. Проанализировать исторический аспект внедрения в профессиональную подготовку педагога-музыканта электронных образовательных ресурсов и особенности современного этапа цифрового сопровождения учебного процесса.
3.Выявить формы и методы реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
4. Разработать содержание и структуру электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» как цифрового обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки учителя музыки.
5. Разработать теоретически и апробировать практически модель реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Методологическая база исследования:
– основные концептуальные установки к реализации компетентностногоподхода в образовании: труды педагогов-исследователей России (Т.А. Ананьевой, А.Г. Бермуса, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Т.А. Разуваевой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова), а также Китая (Ван Хунянь, Дуань Цзюньчэнь, Кан Цзянь, Сюй Лили, Чжан Тянью, Чжан Цзиньбао, Хуан Жунхуай и др.);
– труды в области музыкальной культуры Китая известных 8
китайских исследователей (Дай Хунсен, Ли Юехун, Сан Хайбо, Су Хуа, Ся Е, Сяо Яньпин, Сян Ян, Хуан Даган, Цзян Кун, Ши Юе, Чжао Сяонань, Чэнь Шуань, Юань Цзинфан, Ян Чуньлин, Яо Ицзюнь и др.) и российских (С.П. Волковой, Р.И. Грубера, А.В. Новоселовой, У Ген-Ир, Г.М. Шнеерсона, В.Н. Юнусовой и др.);
– теоретические положения по цифровому оснащению образовательного процесса (Г.А. Бордовского, Б.С. Гершунского, С.Д. Каракозова, А.В. Осина, О.П. Осиповой, С.П. Полозова, Е.С. Полат, В.А. Трайнева, Ван Цзыюань, Ван Чжицзе, Ван Хуаянь, Вэнь Шаоюань, Гун Пейцзэн, Ли Сянмэй, Е Чжиминь, И Сяоюнь, Ли Дун, Ли На, Ли Шаобин, Сюн Жуй, Сунь Дафэн, Сунь Циньхун, Шэнь Фэнсянь, Ху Жун, Хуан Жуньхуа, Чжэн Гуан, Юе Юань, Юй Кайюань, Ян Кайлань и др.);
– теоретические положения организации учебно-познавательной деятельности педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллина, Е.А. Бодиной, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, В.И. Петрушина, Л.А. Рапацкой, Г.П. Стуловой, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина; Ван Даоцзюнь, Гуо Вэньань, Ван Чжиянь, Е Лань, Ли Чаохуэй, Ван Шуай, Ван Яохуа, Ма Да, Се Цзясин, Сон Цзин, Суэй Вэньлон, Хэ Гон, Чжу Синьчунь, Чэнь Чжихай, Чэнь Ясянь, Юй Вэньву и др.).
Методы диссертационного исследования:
– анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
– обобщение педагогического опыта;
– эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, методы статистической обработки информации.
База исследования: факультет музыкального искусства Института изящных искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа. 9
На первом этапе (2015-2016 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методологическая база, цель, гипотеза и задачи, разрабатывались ключевые идеи экспериментальной работы, и в частности, модель компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Второй этап (2016-2017 гг.) был связан с разработкой и реализацией в эксперименте педагогических условий, способствующих эффективности компетентностного подхода к изучению будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Третий этап (2017-2020 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов, публикацию основных результатов исследования, оформление текста диссертации и автореферата.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
подтверждается: 1) опорой на фундаментальные положения педагогической науки России и Китая; 2) использованием широкой базы источников, представленной трудами российских и китайских музыковедов, педагогов, психологов; 3) применением комплексного метода исследования, сочетающего в совокупности теоретические и методические подходы реализации компетентностного подхода к освоению студентами музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса; 4) обращением к методам экспериментальной проверки предлагаемой модели реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса в условиях учебной дисциплины «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования».
Научная новизна исследования заключается в том, что: 10
– раскрыты противоречия, характеризующие необходимость компетентностного подхода к цифровому оснащению процесса изучения студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая;
– выявлены педагогические условия реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса, как цифрового контента, объединяющего текст, изображение, звук и видео в интегрированное мультисенсорное интерактивное сопровождение дидактического характера практико-ориентированной направленности;
– разработана и апробирована модель реализации компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель реализации компетентностного подхода к изучению будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса, состоящая из ряда блоков: организационного, содержательного и оценочно-результативного; теоретически обоснованы содержание, структура электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая», а также возможность его применения в условиях принципа дифференцированного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содействует оптимизации процесса музыкально-педагогического образования в формировании компетенций студентов педагогических вузов РФ в области межкультурной коммуникации. Материалы исследования могут найти применение в лекционных курсах, семинарах, практикумах по освоению музыкальной культуры Китая, а также в организации производственной (педагогической) практики студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.
Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись:
–в научных публикациях автора в КНР и РФ, в том числе, журналах,
рецензируемых ВАК РФ;
–в ряде выступлений автора на международных научно-
практических конференциях в Болгарии (Пловдив, 2016 г.); КНР (Пекин, 2020); РФ (Новосибирск, 2018; Москва, 2021); США (North Charleston, 2018);
–в процессе проведения эксперимента на базе факультета музыкального искусства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная культура Китая» – это цифровой учебный продукт практико-ориентированной направленности, адекватный комплексу универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, деятельностно-личностных и рефлексивных, обеспечивающих дифференцированное овладение будущими учителями музыки РФ:
универсальными компетенциями системного и критического мышления в осознании синтеза взаимосвязанных структурных компонентов музыкальной культуры Китая (народного творчества суюэ – вокального, инструментального, музыкально-театрального и классической музыки яюэ); способностями рассматривать музыкальную культуру Китая в контексте межотраслевой коммуникации музыки и истории китайского государства, музыки и эстетики философской мысли Востока; межкультурного взаимодействия в постижении китайского языка как средства общения и формы существования национальной культуры Китая; самоорганизации и самообразования в области музыкальной культуры Китая;
общепрофессиональными компетенциями: готовностью осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе уважения к уникальности и ценности культур народов мира, и, в частности, Китая;
профессиональными компетенциями, соответствующими
трудовым функциям Профессионального стандарта учителя музыки, компетентного инициировать процесс освоения учащимися музыкальной культуры Китая в различных видах музыкальной деятельности.
2. Формами работы по реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса являются:
лекционные занятия (лекции-визуализации, лекции-экскурсии) с использованием видео- и аудиоряда электронного ресурса с целью наглядного освоения специфики музыкальной культуры Китая;
практические занятия семинарского типа, призванные углубить, расширить, детализировать знания обучающихся исторических этапов становлениямузыкальной культуры Китая, особенностей эстетики Востока, интонационных особенностей жанров народного песенного творчества, классификации народных китайских инструментов, видов музыкального театра, классического танца, китайской национальной композиторской школы, полученные на лекциях в обобщенной форме;
лабораторные занятия практико-ориентированного характера по освоению особенностей китайской музыкальной культуры на примере образцов вокальной и инструментальной музыки (народной и композиторской);
самостоятельная работа с электронным образовательным ресурсом (репродуктивного, реконструктивного и творческого характера) с целью разработки учебных материалов для применения в различных видах музыкальной деятельности учащихся при освоении темы «Музыкальная культура Китая» (музыкально-слушательской, музыкально- инструментальной, музыкально-ориентированной полихудожественной).
3. Методами обучения, адекватными дидактической цели организации процесса изучения музыкальной культуры Китая с использованием электронного образовательного ресурса, целесообразно рассматривать:
– импрессивные,
предполагающие активизацию получения аудио-, видео- и текстографической) материала, направленного на развитие
информации (наглядной:
экспонируемого учебного
когнитивных процессов: восприятия (аудиального и визуального), мышления (наглядно-образного и абстрактно-логического); воображения (воссоздающего и творческого), памяти (наглядно-образной, словесно- логической);
–экспрессивные методы практико-ориентированного характера, сопряженные с профессиональной работой учителя музыки по организации музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности учащихся в освоении типологических особенностей инокультур.
4. Педагогическими условиями реализации модели компетентностного подхода к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса является практико-ориентированная направленность цифрового дидактического сопровождения на становление у обучающихся:
знаний (теории и истории музыкальной культуры Китая);
умений и навыков (применения в профессиональной деятельности текстовых, видео-, аудио-, нотных материалов в организации различных форм музыкального образования по освоению музыкальной культуры Китая);
способностей (организации учителем музыки различных видов деятельности изучения китайской музыкальной культуры: музыкально- слушательской, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной, музыкально-ориентированной полихудожественной);
отношения (становление толерантности как личностной профессиональной позиции учителя музыки к освоению инокультур).
Структура исследования: диссертация состоит из введения, основной части – двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!