Развитие воссоздающего воображения младших школьников на уроках литературного чтения

Страдова Александра Ивановна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
1.1. Развитие воссоздающего воображения у учащихся младших классов: история изучения вопроса
1.2. Воссоздающее воображение как психологический феномен
1.3. Научное описание воссоздающего воображения как читательского умения..
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Возможности современных УМК по литературному чтению для развития воссоздающего воображения у учеников начальной школы
2.2. Анализ степени готовности современных учителей начальной школы к развитию воссоздающего воображения при чтении младшими школьниками художественной литературы
2.3. Анализ уровня развития воссоздающего воображения учеников младших классов при работе с художественным произведением
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
3.1. Концептуальные основы программы развития у младших школьников читательского воссоздающего воображения в процессе чтения художественного текста
3
3.2. Реализация программы развития у младших школьников воссоздающего
воображения как читательского умения
3.3. Результаты опытно-экспериментального обучения по развитию воссоздающего воображения в начальной школе на уроках чтения
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Во введении обосновывается актуальность темы исследования;
определяются цели, задачи, объект, предмет, методы и методологическая база,
этапы исследования, формулируется гипотеза исследования, его научная новизна,
обозначены теоретическая и практическая значимость исследования,
представляются положения об апробации и достоверности результатов,
формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические основы развития воссоздающего
воображения у учеников начальных классов в процессе работы с художественным
текстом» – представлен анализ работ философов, педагогов, психологов,
специалистов в области литературного чтения по теме исследования, определено
значение воссоздающего воображения в обучении чтению в целом и при
обучении литературному чтению младших школьников.
В параграфе 1.1 – «Развитие воссоздающего воображения у учащихся
младших классов: история изучения вопроса» – дается обзор подходов к
изучению проблемы развития воссоздающего воображения у читателей младшего
школьного возраста. Анализ работ С.И. Абакумова, А.А. Абдуллиной,
К.Б. Бархина, К.В. Ельницкого, Н.П. Каноныкина, О.В. Кубасовой,
Н.Н. Светловской, О.В. Соболевой, В.Я. Стоюнина, Н.А. Щербаковой выявил, что
вопрос развития читательского воссоздающего воображения долгое время не
являлся ключевым в процессе обучения младших школьников чтению
художественных произведений. Исследователи уделяли внимание, в основном,
проблемам понимания и переработки содержания текста.
В середине XX века появилась потребность в использовании специальных
творческих приемов в процессе работы с художественным текстом с целью
развития читательской деятельности учеников. Ученые в целом осознали тесную
связь процессов восприятия текста художественного произведения и
воссоздающего воображения. При этом задача целенаправленного воздействия на
воображение детей не ставилась. Сложилось мнение, что детское воображение в
процессе работы с текстом развивается стихийно. Тем самым комплекс
специальных читательских умений, опирающихся на процессы воссоздающего
воображения, в системе современного начального образования в целом и, в
частности, обучения чтению, до сих пор не выявлен.
В параграфе 1.2 – «Воссоздающее воображение как психологический
феномен» – в трудах по философии (Г. Башляр, Г. Гегель, Т. Гоббс, Б. Паскаль,
П. Рикер и др.), психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий,
Е.И. Игнатьев, А.В. Петровский, Б.А. Сосновский и др.) рассматривается понятие
«воображение» и один из его основных видов – воссоздающее воображение.
Анализ работ в области психологии позволил выделить основные функции и
свойства воображения как общего процесса, так и его отдельного вида –
воссоздающего воображения. К этим свойствам относятся сила (максимально
четкие и яркие образы), широта (количество и многогранность создаваемых
индивидом образов) и критичность (в какой мере создаваемый человеком образ
соответствует реальной действительности).
Психологи в своих работах отмечают неразрывную связь воссоздающего
воображения с такими процессами как мышление, память и восприятие, а также в
целом со всеми познавательными процессами. Это делает воссоздающее
воображение значимым в учебной деятельности, в том числе, для обучения
чтению литературных произведений.
В параграфе 1.3 – «Научное описание воссоздающего воображения как
читательского умения» – проанализированы работы психологов (Л.Г. Жабицкая,
Е.И. Игнатьев, Э. Киркпатрик, О.И. Никифорова, А.В. Петровский,
В.А. Скоробогатов, О.В. Соболева и др.) и методистов (А.Г. Ковалев,
Л.С. Сильченкова и др.), посвященные феномену воссоздающего воображения
младших школьников в читательской деятельности.
Ученые занимались изучением отдельных сторон воссоздающего
воображения в учебной деятельности с довольно давних пор. Еще в 1920 г.
американский ученый Э. Киркпатрик4 впервые определил роль воображения при
изучении каждого отдельного учебного предмета. В работе центральным
понятием выступил феномен «читательское воссоздающее воображение», которое
определяется как «представления, возникающие в процессе чтения описательного
текстового фрагмента и помогающие воссоздать авторскую картину
происходящего»5. К читательскому воссоздающему воображению применимы те
же характеристики, что указаны выше (сила, широта, критичность). При
целенаправленной работе с художественным произведением данные
характеристики приобретают методическую интерпретацию. Сила читательского
воссоздающего воображения напрямую зависит от количества выделенных
ребенком-читателем элементов описания. Широта воссоздающего воображения
как читательского умения проявляется в процессе синтетической текстовой
деятельности, построенной на ассоциативном читательском мышлении.
Критичность читательского воссоздающего воображения выражается в том, что
процесс воссоздания образа у читателя младшего школьного возраста должен
происходить постепенно с добавлением элементов описания и коррекцией образа,
и, в целом, должен быть адекватен авторскому.
Вторая глава – «Проблемы развития воссоздающего воображения на
уроках чтения у младших школьников: анализ практики современной начальной
школы» – посвящена исследованию состояния обучения литературному чтению в
современной начальной школе и, наиболее детально, вопросу развития
Kirkpatrick Edwin A. Imagination and its place in education / E.A. Kirkpatrick. – Boston. – 1920. – 233 p.
Соболева О.В. Беседы о чтение, или Как научить детей понимать текст: Методическое пособие для
учителя начальных классов / О.В. Соболева. – Москва: Баласс, 2013. – 144 с.
воссоздающего воображения как читательского умения у учеников возраста 6-11
лет.
В параграфе 2.1 – «Возможности современных УМК по литературному
чтению для развития воссоздающего воображения у учеников начальной
школы» – представлен анализ УМК «Школа России», «Планета знаний»,
«Начальная школа XXI века», систем развивающего обучения Л.В. Занкова,
В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина с целью выявления их потенциала для развития
непосредственно читательского воссоздающего воображения, а также более
частных умений у читателей младшего школьного возраста, входящих в состав
воссоздающего воображения. В таблице 1 представлены результаты анализа
учебно-методическихкомплектов.Продемонстрированоколичественное
соотношение текстов, содержащих элементы описания внешности героя,
интерьера или природы в текстах каждого из вышеперечисленных УМК, а также
общее количество заданий к каждому тексту и конкретно заданий,
способствующих развитию читательского воссоздающего воображения младших
школьников. При отборе текстов и заданий принимались во внимание следующие
критерии: это должен быть прозаический текст, соответствующий возрастным
особенностям читателя, содержащий элементы описания внешнего вида героя
(героев), пейзажа, архитектурного сооружения, интерьера и т.д.
Таблица 1
Анализ потенциала современных УМК по литературному чтению для развития
читательского воссоздающего воображения учеников 1-4 классов
Возможности УМК
Задания,
Количество
способствующие
Название УМКОбщеетекстов,Общее
развитию
количествосодержащихколичество
читательского
текстовэлементызаданий
воссоздающего
описания
воображения
«Школа России»35587143094

«Начальная школа3501081176160
XXI века»
«Планета Знаний»3381171407127

Система РО398108132691
Л.В. Занкова
Система РО38971117677
Д.Б. Эльконина и
В.В. Давыдова
В ходе анализа мы пришли к ряду заключений. Во-первых, ни один из
рассмотренных УМК не имеет в достаточной мере благоприятных условий для
развития читательского воссоздающего воображения у младших школьников
(наличие не менее 50% текстов, содержащих элементы описания внешнего вида
героя, интерьера и т.д.). Во-вторых, наименьшим потенциалом для развития
воссоздающего воображения как читательского умения обладают учебники
системы развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина под редакцией
Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Они содержат минимальное количество текстов,
содержащих элементы описания внешнего вида персонажа, вопросов и заданий,
акцентирующих внимание на прочитанном по сравнению с учебниками
остальных УМК. В-третьих, наибольшими возможностями для достижения цели
развития читательского воссоздающего воображения обладают учебники
традиционной системы обучения УМК «Начальная школа XXI века», авторы-
составители: Л.А. Ефросинина, М.В. Долгих и М.И. Оморокова, и «Планета
знаний» под редакцией Э.Э. Кац. В данных учебниках содержится максимальное
по сравнению с остальными учебными хрестоматиями количество текстового и
дидактического материала, при систематическом использовании которого можно
организовать работу по развитию читательского воссоздающего воображения
учащихся без привлечения дополнительных источников. В-четвертых, в
методическом аппарате учебников не всегда имеются вопросы и задания
аналитического характера, нацеленные на вычленение деталей описания и
дальнейшую работу с ними. В-пятых, современные методические рекомендации,
разработанные к учебникам, лапидарны: они не предлагают заданий,
направленных на развитие читательского воссоздающего воображения.
Параграф 2.2 – «Анализ степени готовности современных учителей
начальной школы к развитию воссоздающего воображения при чтении младшими
школьниками художественной литературы» – посвящен описанию организации,
проведения и результатов констатирующего эксперимента, проведенного в 2014-
2015 учебном году среди учителей младших классов ГБОУ «Школа № 827»,
ГБОУ «Школа № 1191» и ГБОУ «Школа № 2006». Общее число опрошенных
составило 64 педагога.
Для организации и проведения констатирующего эксперимента были
поставлены следующие цели: выявление знаний учителей начальных классов о
читательском воссоздающем воображении; определение умения педагогов
ставить перед собой задачи формирования читательского воссоздающего
воображения младших школьников как специального текстового умения;
определениеуменияпедагоговсоставлятьвыборкупроизведений,
способствующих развитию читательского воссоздающего воображения учащихся
начальных классов на уроках литературного и внеклассного чтения, ориентируясь
на жанровые и родовые принадлежности художественного произведения;
определение умения педагогов использовать виды работ, способствующих
целенаправленному развитию читательского воссоздающего воображения
младших школьников.
Нами использовались такие методы диагностики как анкетирование
учителей начальных классов, беседа с учителями, наблюдение за работой коллег в
ходе посещения уроков. По итогам опроса мы выявили, что 100% учителей
уверены, что развитие воссоздающего воображения на уроках литературного
чтения в начальной школе возможно. Современные учителя начальных классов
считают наиболее пригодными для развития читательского воссоздающего
воображения лирические художественные произведения (75% опрошенных).
Произведения эпоса признали пригодными при работе по развитию
воссоздающего воображения младших школьников на уроках литературного
чтения только 11 учителей (17%). 6 человек (9%) отмечают, что развивать
воссоздающее воображения у младших школьников возможно посредством
работы с драматическими произведениями.
Наиболее трудным для современных учителей начальной школы оказалась
задача на указание нескольких (до пяти) произведений, содержащих материал для
развития читательского воссоздающего воображения. Лишь 17 опрошенных
(27%) смогли назвать конкретные произведения. Четверо учителей (6%) не
смогли назвать ни одного произведения, оставив данную графу анкеты
незаполненной. Остальные 43 педагога (67%) указали 1-2 произведения из круга
чтения учащихся начальной школы.
По итогам проведения констатирующего эксперимента среди учителей
начальных классов мы сделали вывод, что современные педагоги обладают
низким уровнем осведомленности в вопросе целенаправленного развития
читательского воссоздающего воображения среди учеников 1-4 классов.
Несмотря на то, что учителя осознают важность данного процесса в учебной и
читательской деятельности, они не понимают, как направить воображение детей в
нужное русло, чтобы оно имело черты не только психического процесса, но и
читательского умения.
В параграфе 2.3 – «Анализ уровня развития воссоздающего воображения
учеников младших классов при работе с художественным произведением» –
описываются результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами в
2015-2016 учебном году среди учеников младших классов. В эксперименте
приняли участие 358 учащихся начальной школы, из них 159 первоклассников, 86
второклассников, 67 третьеклассников и 46 четвероклассников.
Для проведения эксперимента были поставлены следующие задачи:
выявление и характеристика умения младших школьников выделять в тексте
элементы описания внешности героя произведения посредством слухового и
зрительного восприятия; определение ошибок, допускаемых учащимися 1-4
классов при аналитической работе с произведением; характеристика причин
затруднений обучающихся в ходе аналитической работы с текстом; оценка
способности учеников графически закреплять полученные в рамках
аналитической работы с текстом знания и синтезировать их в собственный образ,
адекватный авторскому; определение умения учащихся 1 класса фиксировать
когнитивную информацию текста посредством графического иллюстрирования;
анализ умения учащихся 2-4 классов фиксировать информацию графически;
диагностирование ошибок, совершаемых школьниками в процессе синтетической
работы; раскрытие причин затруднений обучающихся в ходе синтезирования
образа.
Нами использовались такие методы и приемы работы как чтение
художественного произведения, беседа о прочитанном, анализ работ учащихся по
итогам прочитанного текста. Работы читателей младшего школьного возраста
оценивались по пятибалльной шкале в соответствии с количеством деталей в
произведении. Мы определили четыре уровня развития читательского
воссоздающего воображения:
1. Высокий уровень: ученик выделил все детали описания художественного
образа/допустил 1 ошибку;
2. Средний уровень: обучающийся допустил 2-3 неточности при
выполнении работы (меньше 50% от общего количества);
3. Низкий уровень: при выполнении работы учащийся допустил более 3
неточностей (более 50% от общего количества);
4. Нулевой уровень: учащийся не понял текста и не смог выделить ни
одного элемента описания.
В качестве материала для учащихся первого класса был выбран отрывок из
произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», в котором
содержатся элементы описания внешнего вида Незнайки. В качестве материала
для учащихся вторых-четвертых классов был выбран рассказ К.Г. Паустовского
«Кот-ворюга», в котором имеется описание главного персонажа.
Трудность для учащихся заключалась в том, чтобы представить (воссоздать)
того персонажа, который был подробно описан автором. Плохо справились с
заданием те дети, которые невнимательно читают или опускают подробности
описания внешности персонажа. Выявлен низкий уровень развития
воссоздающего чтения как важного читательского умения.
На гистограмме (Рисунок 1) представлены сравнительные результаты
диагностикиучащихсяначальнойшколы,принявшихучастиев
экспериментальном исследовании.
Высокий
Средний
35Низкий
18Нулевой
1 класс2 класс3 класс4 класс

Рисунок 1. Сравнительная характеристика уровней читательского воссоздающего воображения
учащихся начальной школы

Мы вынуждены констатировать, что по мере обучения младших
школьников чтению от класса к классу уровень воссоздающего воображения
снижается. В целом можно говорить о низком уровне развития умения
воссоздающего воображения у читателей младшего школьного возраста при
работе с художественным произведением.
В третьей главе – «Программа развития у младших школьников
читательского воссоздающего воображения при работе с художественным
текстом» – приводится описание разработанной нами программы развития
читательского воссоздающего воображения учащихся 1-4 классов, изложены
основные аспекты апробации разработанной программы, приведены данные
контрольного эксперимента.
Параграф 3.1 – «Концептуальные основы программы развития у младших
школьников умения воссоздающего воображения в процессе чтения
художественного текста» – содержит в себе концептуальные положения
(пояснительную записку) и программу развития воссоздающего воображения
младших школьников на уроках литературного чтения.
Концептуальные положения программы были созданы с опорой на
характеристику воссоздающего воображения как психического процесса в целом,
а также на его особенности, свойственные младшим школьникам, и на специфику
воссоздающего воображения как читательского умения. Функции воссоздающего
воображения (гностическая, прогностическая, коммуникативная, воспитательная)
содержатся в описании частных читательских умений, изложенных в
нормативных документах ФГОС НОО и Примерной основной образовательной
программе образовательного учреждения для начальной школы6.
На основе изучения научно-методической литературы, анализа учебной
литературы для начальной школы, наблюдения за педагогическим процессом, а
также с учетом данных нашего педагогического эксперимента мы представили
развитие читательского воссоздающего воображения учащихся начальных
классов на уроках литературного чтения как комплексный, двухэтапный процесс.
На первом этапе целесообразно рассматривать воссоздающее воображение
как познавательный процесс, которым ребенок, безусловно, уже в некоторой мере
владеет, в то же время, осваивает его в иной для себя форме – в рецептивной
письменной форме, т.е. в зрительном восприятии письменной речи. Для данного
этапа важно осознавать, что развитие воссоздающего воображения напрямую
связано с формированием навыков правильного, беглого и осознанного чтения.
Именно поэтому отработка качеств навыка чтения, например, правильности
чтения, должна быть связана с работой воссоздающего воображения. Так,
упражнения по технике чтения строятся на материале элементов описания
художественного образа, например, персонажей. В процессе работы со сказкой
«Два Мороза» (2 класс) учащимся предлагаются упражнения по технике чтения:
1. Читай внимательно, вспоминай, кто во что был одет: шуба – шубейка –
полушубок.
2. Составь пары слов. Кто был так одет?
медвежьясапоги
лисьяшуба
волчьишапка
3. Вспомни, как автор описывает полушубок крестьянина. Подбери к слову
«полушубок» нужные характеристики:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под
редакцией Е.С. Савинова. – Москва : Просвещение, 2015. – 339 с.
Полушубок: тёплый, новый, рваный, старый, волчий, лисий, худой.
4. Вспомни, как автор описывает шубу купца. Подбери к слову «шуба»
нужные характеристики:
Шуба: новая, старая, медвежья, волчья, теплая, худая.
На втором – основном – этапе ввиду того, что учащиеся 3-4 классов имеют
качественно другие читательские характеристики, происходит развитие
воссоздающего воображения как собственно читательского умения. Основное
внимание на этом этапе уделяется формированию гибкого навыка чтения, суть
которого состоит в том, что ребенок-читатель приучается ориентироваться в
тексте, использовать навыки выборочного чтения для составления целостного
воссоздания художественного образа. Такая читательская деятельность вполне по
силам младшим школьникам, которые приобретают в достаточной степени
сформированный за первые два года обучения навык чтения, таких, например, его
характеристик, как скорость чтения, данный навык по показателям выше
порогового уровня. Закономерным продуктом данной аналитико-синтетической
читательской деятельности является воссоздание читателем младшего школьного
возраста художественного образа (героя, интерьера, пейзажа), которое является
основой для выявления подтекстовой информации литературного произведения.
На основе описанных концептуальных положений была составлена
программа опытно-экспериментального обучения. В ходе подготовки программы
решались следующие задачи:
1) составление программы развития читательского воссоздающего
воображения младших школьников на уроках литературного чтения;
2) разработка дидактического материала, направленного на развитие
читательского воссоздающего воображения младших школьников на уроках
литературного чтения;
3) подготовка и проведение с учащимися диагностических работ;
4) использование предлагаемой системы обучения в личной практике
преподавания литературного чтения на базе ГБОУ «Школа № 1191» г. Москвы и
наблюдение за ходом эксперимента в других экспериментальных классах ГБОУ
«Школа № 827» и ГБОУ «Школа № 2006» г. Москвы;
5) статистическая обработка и анализ промежуточных и итоговых
результатов.
В качестве материала для реализации программы были взяты
художественные произведения наиболее часто используемого в современной
начальной школе учебно-методического комплекта по литературному чтению
«Школа России» под редакцией Л.Ф. Климановой и В.Г. Горецкого. Всего мы
включили в программу 87 художественных произведений, потенциально
способных обеспечить развитие воссоздающего воображения как читательского
умения.
В параграфе 3.2 – «Реализация программы развития у младших
школьников читательского умения воссоздающего воображения» – приводится
описание апробации программы опытно-экспериментального обучения младших
школьников, включающей в себя прочтение текстов и выполнение заданий,
активизирующих читательское воссоздающее воображение.
В экспериментальной работе использованы:
– упражнения на формирование навыка правильного, беглого и осознанного
чтения, составленные на основе фрагментов художественных текстов
описательного характера,
– упражнения для проведения словарно-лексической работы,
– упражнения на освоение когнитивной информации,
– упражнения на аналитико-синтетические действия при работе с
художественным текстом,
– собственно синтетические упражнения по развитию читательского
воссоздающего воображения.
Данные констатирующего эксперимента показали, что у учащихся
начальной школы на наиболее низком уровне сформировано умение выделять
детали описания художественного образа из текстового фрагмента и объединять
их в собственный продукт – воссозданный образ, который учащиеся могут
использовать в дальнейшей читательской деятельности: перечитывании, анализе,
интерпретации.
Опытно-экспериментальная работа заключалась в проведении уроков,
включающих в себя упражнения на развитие читательского воссоздающего
воображения. Проводя работу по составленной нами программе в течение
нескольких лет, мы можем отметить, что учащиеся экспериментальных классов с
большей охотой стали читать литературные произведения, самостоятельно
находили в них элементы описания и использовали новые лексические единицы в
своей речи. Повысилась активность детей на уроках литературного чтения, дети
стали пробовать себя в литературном творчестве – писать короткие рассказы и
даже стихи, успешно готовить проекты и выступать с ними на конференциях, в
том числе городских.
Параграф 3.3 – «Результаты опытно-экспериментального обучения по
развитию воссоздающего воображения в начальной школе на уроках чтения» –
посвящен анализу промежуточных (в конце второго года обучения, апрель
2017 г.) и итоговых (в конце четвертого года обучения, апрель 2019 г.)
диагностических работ, проведенных в экспериментальных и контрольных
классах.
Целью эксперимента являлась проверка уровня овладения учащимися
навыками правильного и осознанного чтения и умения работать с когнитивной
информацией. Была использована следующая методика: учащимся было
предложено прочитать текст и по содержащимся в нем описаниям определить,
кто был героем произведения и как он выглядел.
Для организации и проведения промежуточного этапа контрольного
эксперимента мы выбрали сказку В. Орлова «Как Малышу нашли маму», в
которой содержалось сразу два завуалированных образа: Малыша и его мамы.
Понять, кем были герои произведения, можно было только с помощью
проведения самостоятельной аналитико-синтетической работы: выделения
элементов описания персонажей и составления из них целостного образа:
«Заблудился в лесу Малыш – на худеньких ножках и весь в ярких крапинках», «У
нее (мамы) рожки на голове». Примечательно, что в конце произведения автор
сам задает вопрос: кем же была мама Малыша, т.е. мы имеем пример текста-
загадки, построенной на основе описания персонажа.
На гистограмме (Рисунок 2) представлены сравнительные результаты
итогов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов:
15
Экспериментальные классыКонтрольные классы

ВысокийСреднийНизкийНулевой

Рисунок 2. Сравнение результатов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов

У учащихся контрольных классов уровень развития читательского
воссоздающего воображения на момент окончания второго года обучения
преимущественно средний, в то время как наша программа развития
читательского воссоздающего воображения показала на этом этапе существенный
прирост учащихся экспериментальных классов с высоким и средним уровнями
данного читательского умения.
Следующий этап контрольного эксперимента был проведен в апреле 2019
года – после окончания второго этапа формирующего эксперимента. Целью этой
части эксперимента было проверить уровень развития у учащихся умения
воссоздания при чтении художественного текста образа-персонажа, адекватного
авторскому. Детям необходимо было прочитать отрывок из литературного
произведения, в котором содержались детали описания внешнего вида героя, и
составить целостный облик персонажа.
В качестве материала нами был выбран отрывок из повести М. Твена
«Приключения Тома Сойера», в котором содержатся описания внешнего вида
героев. Одно из самых ярких – описание Гекльберри Финна. Из 159 учащихся
экспериментальных четвертых классов 68 учеников (43%) продемонстрировали
высокий уровень развития воссоздающего воображения. При этом 3 из них (2%)
смогли выделить все детали описания персонажа.
Мы провели контрольный замер в шести других четвертых классах с целью
выявления уровня читательского воссоздающего воображения учащихся, которые
не проходили программу специального опытного обучения (контрольные классы).
На гистограмме (Рисунок 3) представлены сравнительные результаты обучения
учащихся экспериментальных и контрольных классов:
53
Экспериментальные классыКонтрольные классы
ВысокийСреднийНизкийНулевой

Рисунок 3. Сравнение результатов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов

Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод о том, что без
целенаправленной работы в процессе чтения и анализа текстов художественных
произведений на уроках литературного чтения невозможно развитие
воссоздающего воображения как читательского умения. Это снижает учебные
(исследовательские, когнитивные) возможности воссоздающего воображения
читателей младшего школьного возраста как познавательного процесса в целом.
В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования,
формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы.
Разработанная программа по развитию читательского воссоздающего
воображения младших школьников в процессе чтения литературных
произведений доказала свою эффективность как в области совершенствования
этого познавательного процесса в тесной связи с решением образовательных
задач обучения литературному чтению, так и в сфере целенаправленного развития
собственночитательскоговоссоздающеговоображениянаоснове
совершенствования у учащихся младшего школьного возраста текстовых
аналитико-синтетических операций, навыков понимания текста, создания
синтетических продуктов чтения и др.
К перспективам исследования можно отнести дальнейшее изучение
проблемы развития читательского воссоздающего воображения в процессе
восприятия художественных произведений разных жанров; определить роль и
место воссоздающего воображения в дальнейшем развитии читательской
деятельности учащихся начальных классов.
В приложениях представлены примеры упражнений, направленных на
развитие читательского воссоздающего воображения у младших школьников на
урокахлитературногочтения,полныйтекстпрограммыопытно-
экспериментального обучения, конспекты уроков литературного чтения в
начальных классах, включающие в себя упражнения и задания, способствующие
развитию читательского воссоздающего воображения.

Актуальность исследования. Работа с художественным текстом составляет основу урока литературного чтения в начальной школе, нацеленного на приобретение обучающимися социального и эстетического опыта прошлых поколений, что определено в документах ФГОС НОО [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа 2015]. Для этого школьнику необходимо понять, представить, вообразить, что именно пытался донести автор произведения. Именно воображение позволяет ребенку лучше усвоить необходимую информацию, вникнуть в содержание текста, понять его, а значит, развить свою читательскую деятельность. Данный факт позволяет сделать вывод о непосредственной связи познавательных процессов, воссоздающего воображения и читательских умений.
Воссоздающее воображение понимается как новый качественный продукт уже изученных впечатлений и полученного ранее опыта, результат влияния на человеческий мозг материального мира (позиция К.Д. Ушинского) и как процесс, основанный на синтезирующей деятельности головного мозга (позиция Л.С. Выготского). Применительно к читательской деятельности младшего школьника необходимо вести речь о читательском воссоздающем воображении – процессе возникновения у обучающегося представлений в ходе чтения текстового фрагмента художественного произведения описательного характера, позволяющего представить объективную реальность и мир художественного произведения как вторичную модель действительности. Процесс чтения в данном случае рассматривается как основа для развития воссоздающего воображения, способствующего ускорению речевого развития школьника.
Степень разработанности проблемы. Значительное влияние на методическое исследование в области развития читательского воссоздающего воображения оказали исследования психологов (работы О.В. Боровика, Л.С. Выготского, Г.Г. Граник, А.Я. Дудецкого, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, Э.Киркпатрика, О.И. Никифоровой, О.Е. Озеровой, А.В. Петровского, А.И. Савенкова, В.А. Скоробогатова и др.). В методической науке воссоздающему воображению также уделялось
значительное внимание исследователями в области методики преподавания литературы: Н.А. Борисенко, Л.Я. Гришиной, М.Г. Качуриным, В.Г. Маранцманом, Н.Я. Мещеряковой, Н.Д. Молдавской и др. Специалисты в области методики обучения русскому языку в начальной школе также активно исследовали процесс развития воссоздающего воображения (А.А. Абдуллина, Н.Ф. Виноградова, О.В. Кияйкина, О.В. Кубасова, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Н. Светловская, Л.С. Сильченкова и др.).
Несмотря на проявленный интерес к рассматриваемой предметной области, с позиций теории и методики обучения русскому языку вопрос о развитии у младших школьников воссоздающего воображения как читательского умения изучен явно недостаточно. Этому аспекту была посвящена работа А.А.Абдуллиной, выполненная почти сорок лет назад, когда основной парадигмой начального образования была знаниевая [Абдуллина 1977]. Одно из последних исследований в области развития читательского воссоздающего воображения было проведено О.В. Кияйкиной [Кияйкина 2005]. Оно относилось к исследованию практики развития воссоздающего воображения учеников начальной школы в процессе изучения лирических литературных произведений и не затрагивало вопросов развития читательского воображения как особого умения.
Анализ научных работ показал, что узконаправленных работ по проблеме исследования и развития воссоздающего воображения у учеников начальных классов при работе с художественным текстом пока не появилось, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Изучение теории и практики развития читательского воссоздающего воображения у младших школьников на уроках литературного чтения позволяет выделить ряд вопросов, остающихся недостаточно разработанными, что приводит к образованию следующих противоречий:
– между требованиями, предъявляемыми нормативными документами к процессу обучения литературному чтению в начальной школе, и недостаточным уровнем теоретической и методической разработки конкретных способов
реализации данных требований в теории и практике развития читательских умений обучающихся;
– между информационной насыщенностью современной образовательной среды и низкой сформированностью у учащихся начальной школы читательских умений, в частности читательского воссоздающего воображения, которые обеспечивают эффективность понимания и переработки информации;
– между имеющимся базисом исследования воссоздающего воображения как объекта изучения в психологии, методике обучения литературе, и отсутствием подходов к рассмотрению воссоздающего воображения как читательского умения младших школьников, развитие которого должно протекать на уроках литературного чтения в начальной школе.
Отмеченные противоречия определили актуальность нашего исследования и позволили сформулировать проблему: каким образом следует развивать у младших школьников читательское воссоздающее воображение на уроках литературного чтения.
Цель исследования – обоснование, разработка и опытно- экспериментальная проверка эффективности методических приемов, направленных на развитие у учеников начальных классов воссоздающего воображения как читательского умения при работе с художественным текстом.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников чтению.
Предмет исследования – методические условия и приемы развития у учеников начальных классов воссоздающего воображения как читательского умения при работе с художественным текстом на уроках литературного чтения.
В основу исследования положена гипотеза: развитие воссоздающего воображения младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным, если: – уточнить понятие «читательское воссоздающее воображение» с целью
дифференциации понятия «воображение» в психологической и методической науках;
– определить критерии отбора литературных произведений для развития у учеников младших классов читательского воссоздающего воображения;
– установить ведущие подходы и принципы практической деятельности, направленной на развитие у учеников начальных классов читательского воссоздающего воображения при работе с художественным текстом;
– разработать критерии оценивания уровня развития у учеников начальных классов воссоздающего воображения как читательского умения;
– разработать методические основы работы по развитию читательского воссоздающего воображения у учеников младших классов на уроках литературного чтения.
Задачи диссертационного исследования:
1. Выявить и обосновать философские, психологические и собственно методические основы развития воссоздающего воображения у учеников начальных классов при работе с художественным текстом.
2. Провести анализ современных учебно-методических комплектов по литературному чтению на предмет отбора текстов для развития у младших школьников читательского воссоздающего воображения.
3. Провести диагностику степени готовности учителей начальных классов к организации работы по развитию читательского воссоздающего воображения младших школьников.
4. Дать характеристику уровню развития у учеников начальных классов воссоздающего воображения как читательского умения.
5. Разработать, научно обосновать концепцию развития у учеников начальных классов читательского воссоздающего воображения на уроках литературного чтения. 6. Разработать и апробировать программу опытно-экспериментального
обучения, нацеленного на развитие у младших школьников воссоздающего воображения как читательского умения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– основные философские положения о когнитивных функциях воображения (И.А. Бескова, С.А. Борчиков, А.А. Горелов, А.А. Ивин, С.Л. Катречко, Е.Н. Князева, М.М. Новосёлов, В.А.Скоробогатов, Н.М. Смирнова, Е.Н. Шульга и др.);
– методологические принципы педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.);
– исследования в области психологии детей младшего школьного возраста (И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина и др.);
– основные идеи Л.С. Выготского и его школы о связи воображения и творческой деятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
– данные исследований о восприятии художественного текста разными категориями читателей (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова и др.);
– положения методики литературы по развитию воссоздающего воображения читателей-подростков (Л.Я. Гришина, М.Г. Качурин, Л.И. Коновалова, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, и др.);
– исследования в области методики обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе (С.И. Абакумов, М.П. Воюшина, О.В. Кубасова, Г.М. Первова, М.А. Рыбникова, Т.В. Рыженкова, Т.В. Рыжкова, Л.С. Сильченкова, Т.С. Троицкая и др.);
– работы по вопросам формирования у младших школьников основ читательской самостоятельности (Г.М. Первова, Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская, А.Н. Хлысталова, Е.А. Швайкина и др.).
Для решения поставленных ранее задач разработан комплекс методов исследования:
• теоретических: анализ научной литературы по теме исследования; • социолого-педагогических: анализ нормативных документов для
начальной школы, учебной и методической литературы, разработанной для практикующих учителей младших классов; разработка методов и приемов, направленных на развитие воссоздающего воображения у учеников младших классов при работе с художественным текстом; анализ педагогического опыта, анкетирование, беседы;
• экспериментальных: определение критериев готовности учителя к развитию воссоздающего воображения учеников начальных классов при работе с художественным текстом; подготовка экспериментальных материалов (анкеты) для диагностирования учителей начальных классов; составление критериев уровней развития воссоздающего воображения учеников начальных классов в процессе чтения художественного произведения; разработка конспектов уроков; опытно-экспериментальное обучение;
• статистических методов при обработке результатов опытно- экспериментальной работы.
Теоретико-экспериментальное исследование включает в себя три этапа.
Первый этап (с 2010 по 2014 гг.) посвящен изучению проблемы исследования в теории и практике, анализу литературы по философии, психологии, педагогике и методике. Были поставлены цели исследования, выдвинута гипотеза. Для доказательства гипотезы были сформулированы задачи исследования. Также был проведен анализ учебно-методических комплектов по литературному чтению на предмет наличия условий для развития воссоздающего воображения при работе с художественным текстом учащихся начальных классов. Было проведено анкетирование педагогов младших классов московских школ (ГБОУ «Школа No 827», ГБОУ «Школа No 1191», ГБОУ «Школа No 2006») с целью анализа педагогической компетентности в области развития читательского воссоздающего воображения у учащихся 1-4 классов.
На втором этапе исследования (с 2015 по 2016 гг.) был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся начальной школы. По результатам эксперимента были сформулированы концептуальные положения развития воссоздающего воображения как читательского умения. На основе
вышеуказанных положений, анализа научно-методической литературы и данных констатирующего эксперимента была создана программа опытно- экспериментального обучения.
На третьем этапе исследования (с 2016 по 2019 гг.) было проведено опытно-экспериментальное обучение среди учащихся начальных классов. В заключение исследовательской работы был проведен контрольный эксперимент, обработаны полученные результаты, изложены основные методические положения и приемы, сделаны выводы об эффективности предложенных методов.
Научную новизну исследования мы видим в следующем:
• в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности программы развития у младших школьников на уроках литературного чтения читательского воссоздающего воображения, включающего когнитивные операции, собственно читательские умения, ведущим среди которых является умение работать с единицами описания – вычленять детали и фрагменты описания в тексте художественного произведения;
• в выявлении и характеристике основных особенностей воссоздающего воображения младших школьников как читательского умения;
• в разработке диагностирующего инструментария для выявления уровня развития читательского воссоздающего воображения у учащихся начальной школы;
• в обосновании дидактических условий для развития читательского воссоздающего воображения у учеников младших классов при работе с художественным текстом.
Мы видим теоретическую значимость исследования в следующем:
 уточнено понятие «читательское воссоздающее воображение» как умение ученика создавать в своем воображении адекватное авторскому представление на основе текстового описания;
 теоретически обосновано значение развития воссоздающего воображения у младших школьников в процессе их читательского становления, доказана целесообразность организации работы по развитию читательского воссоздающего
воображения;
 представлен комплексный анализ учебных хрестоматий и методических
пособий по литературному чтению для отбора текстов, обеспечивающих развитие у младших школьников воссоздающего воображения как читательского умения;
 разработаны и теоретически обоснованы критерии выявления уровня развития читательского воссоздающего воображения у учеников начальных классов (нулевой – ребенок не может воспроизвести в своей работе ни одной детали описания, указанной автором произведения; низкий – ребенок использует в своем воспроизведении 10-39% элементов описания; средний – ребенок указывает 40-80% элементов описания; высокий – ребенок использует от 81 до 100% элементов описания, выявленных в тексте).
Работа выполнена в контексте научно-методической школы Н.Н. Светловской и ее учеников (О.В. Кубасова, Г.М. Первова, Т.С. Пиче-оол, Л.С. Сильченкова, О.В. Сосновская и др.).
Практическая значимость исследования заключается в следующих аспектах:
 разработан комплекс заданий, направленных на выявление у учащихся начальных классов уровня развития воссоздающего воображения как читательского умения при работе с художественным текстом;
 осуществлен отбор текстового материала для развития воссоздающего воображения в начальных классах при работе с художественными произведениями;
 разработаны учебные и методические материалы к урокам чтения для организации качественной и целенаправленной работы по формированию у младших школьников читательского воссоздающего воображения;
 подготовлены рекомендации для учителей начальных классов по использованию в своей практике заданий, методов и приемов, направленных на развитие у учащихся воссоздающего воображения как читательского умения при работе с прозаическими литературными произведениями. Разработанные в ходе исследования материалы могут быть использованы
для совершенствования методического аппарата современных УМК по литературному чтению.
Достоверность результатов исследования обеспечивается системным подходом к изучению проблемы исследования, согласованностью выбранных методологических подходов; соразмерностью методов исследования поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных положений работы; организацией поэтапной опытно-экспериментальной проверки гипотезы, подтвердившей результативность ее положений, и возможностью ее воспроизведения в новых условиях. В опытно- экспериментальной работе приняли участие 358 обучающихся и 64 учителя: на этапе констатирующего эксперимента – 358 учеников начальной школы и 64 учителя ГБОУ «Школа No 827» города Москвы (учителя А.Ю. Деревягина, А.Н. Скобелева, Т.А. Щукина и др.), ГБОУ «Школа No 1191» города Москвы (учителя С.И. Новикова, А.И. Страдова, Т.А. Устинова и др.), ГБОУ «Школа No 2006» города Москвы (учителя П.А. Бобряшева, Н.Е. Кайнова, Н.Ю. Карасева и др.); на этапе апробации программы опытно-экспериментального обучения – 159 учеников 1-4 классов и 6 учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Разработанная программа развития воссоздающего воображения у учащихся младших классов в процессе обучения литературному чтению была апробирована в рамках личной практики преподавания чтения на базе ГБОУ «Школа No 1191» г. Москвы и экспериментального наблюдения за ходом эксперимента в опытных классах ГБОУ «Школа No 827», ГБОУ «Школа No 1191» и ГБОУ «Школа No 2006» г. Москвы.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях Департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ (сентябрь, 2014 г.; май 2015 г.; сентябрь 2016 г.), на аспирантских семинарах кафедры (ежегодно, в период с 2014 по 2017 гг.). Различные аспекты данного исследования были представлены в сообщениях
и докладах на научно-практических конференциях:
• на Международной научно-практической конференции
преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя: истоки и современность, традиции и инновации» (февраль 2014 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на Всероссийской научно-практической конференции «Нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях» (апрель 2014 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения» (февраль 2015 г., ГБОУ «Школа No 1191»);
• на Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ВО» (февраль 2015 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики» (февраль 2016 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения» (апрель 2016 г., ГБОУ «Школа No 1191»);
• на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Языковое и литературное образование в современном обществе (Рамзаевские чтения)» (ноябрь 2016 г., РГПУ им. А.И. Герцена);
• на III Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития» (ноябрь 2016 г., ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»); • на Международной научно-практической конференции
преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя: проблемы формирования культурной идентичности» (март 2017 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на IV Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития» (октябрь 2017 г., ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»);
• на Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности» (март 2018 г., ГАОУ ВО МГПУ);
• на Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования у обучающихся навыков и компетенций XXI века» (февраль 2019 г., ГАОУ ВО МГПУ).
Материалы исследования использовались при изучении дисциплины «Методика преподавания русского языка» (в Институте педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ).
Концептуальные положения диссертационного исследования представлены автором в 20 публикациях, в том числе, 5 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В структуре читательской деятельности младших школьников следует выделить читательское воссоздающее воображение как читательское умение, формирование которого происходит в процессе особой текстовой деятельности, предполагающей актуализацию воссоздающего воображения как познавательного процесса, протекающего при восприятии текста.
2. Процесс развития у младших школьников читательского воссоздающего воображения успешно протекает на основе деятельностного и когнитивного подходов в образовании, а также при реализации
общедидактических, частнометодических и специальных принципов обучения детей младшего школьного возраста чтению литературного произведения. К специальным относятся принципы словоцентричности развития у младших школьников читательского воссоздающего воображения, рационального сочетания репродуктивных и продуктивных учебных действий в читательской деятельности учащихся начальных классов.
3. Организация эффективной работы с учащимися начальных классов по развитию читательского воссоздающего воображения базируется на отборе литературных произведений, в основе которого находятся следующие критерии:
а) учет видовых и жанровых характеристик художественных текстов (преимущественно эпические прозаические художественные произведения);
б) включенность в текст произведения единиц описания (детали описания, текстовые описательные фрагменты), которые использует автор для создания художественного образа (портрет, пейзаж, интерьер и др.).
4. В качестве критериев выявления уровня развития воссоздающего воображения как читательского умения у учащихся начальных классов выступают:
а) активность воображения (умение воспринимать, сознавать и использовать при дальнейшем чтении текста единицы описания);
б) произвольность воображения (умение классифицировать единицы описания в соответствии с системой художественных образов произведения);
в) конкретизация художественных образов (умение использовать систему читательских приемов как метапредметного, так и предметного характера).
5. На основе учета возрастных возможностей младших школьников, особенностей формирования у учащихся письменных видов речевой деятельности, их житейского и читательского опыта целесообразно рассматривать методику развития воссоздающего воображения как двухэтапный процесс:
– на первом – подготовительном – этапе (1-2 классы начальной школы) развитие воссоздающего воображения следует рассматривать как когнитивный процесс, тесно связанный с решением других образовательных задач в области
чтения: формирование у учащихся 1-2 классов аналитических умений по выделению из текстов художественного произведения элементов описания, процесс работы над воссоздающим воображением сопрягается с отработкой отдельных качеств навыка чтения (например, правильности), построение словарно-лексической работы на уроке литературного чтения на основе текстовых описательных фрагментов и др.;
– на основном этапе (3-4 классы) происходит развитие читательского воссоздающего воображения: основной упор делается на формирование синтетических текстовых умений (на базе самостоятельно выделенных из текста художественного произведения элементов описания учащийся составляет свой мини-текст описательного характера, демонстрирующий способности его воссоздающего воображения, а также применяет данный текст в самостоятельной учебной и читательской деятельности (пересказ разного рода, трансформация исходного текста и т.д.)).
Структура и объем работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы (248 наименований) и 4 приложений. Общий объем диссертации составляет 249 страниц с учетом приложений. В тексте работы размещены 5 рисунков (из них – 5 гистограмм) и 13 таблиц.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Проблема формирования у читателей младшего школьного возраста воссоздающего воображения
    Л. С. Сильченкова,А. И. Страдова // Начальное образование. – 2– № – С. 13-– DOI:
    Формирование у младших школьников воссоздающего воображения как читательской компетенции
    А. И. Страдова // Журнал«Школа будущего». – 2– № – С. 71-75 (0,31 п.л.)
    Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция
    Л. С. Сильченкова, А. И. Страдова // Журнал«Начальная школа». – 2– № – С. 19-24 (0,38 п.л./ 0,22 п.л.)
    Педагогические особенности формирования воссоздающего воображения у читателей начальной школы
    А. И. Страдова // Журнал«Modern Humanities Success». – 2– № – С. 28-35 (0,5 п.л.)
    Формирование у младших школьников чувства ответственности на уроках литературного чтения
    А.И. Страдова //Нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях. МатериалыМеждународной научно-практической конференции преподавателей, аспирантови студентов (12 декабря 2013 года). – Москва: Экон-информ, 2– С. 501-505(0,31 п.л.)
    Возможности формирования у младших школьников воссоздающего воображения при работе с текстами литературных хрестоматий
    А.И. Страдова // Начальное филологическое образование и подготовкаучителя: истоки и современность, традиции и инновации: МатериалыМеждународной научно-практической конференции преподавателей, аспирантови студентов (20 февраля 2014 года). – Москва: Экон-Информ, 2– С. 331-335(0,3 п.л.)
    Аналитико-синтетические текстовые умения как основа формирования воссоздающего воображения младших школьников
    А.И. Страдова // Начальное филологическое образование и подготовка учителя вконтексте требований ФГОС НОО и ФГОС ВО: Материалы Международнойнаучно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (19февраля 2015 года). – Москва: Экон-Информ, 2– С. 358-364 (0,44 п.л.)
    Формирование у младших школьников воссоздающего воображения в ходе работы с художественным текстом
    А.И. Страдова //Модернизация образования и векторы развития современного поколения:Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции смеждународным участием (26 февраля 2015 года). – Ч.– Москва-Шадринск:Шадринский дом печати, 2– С. 101-108 (0,5 п.л.)
    Анализ уровня сформированности воссоздающего воображения как читательской компетенции младших школьников
    А.И. Страдова //Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контекстепедагогической инноватики: Материалы Международной научно-практическойконференции преподавателей, аспирантов и студентов (18 февраля 2016 года). –Москва: Экон-Информ, 2– С. 387-392 (0,38 п.л.)
    Формирование лидерских качеств учащихся в процессе работы над художественным текстом
    Л.С. Сильченкова, А.И. Страдова //Модернизация образования и векторы развития современного поколения:Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международнымучастием (7 апреля 2016 г.). – Москва-Шадринск: Шадринский дом печати,2– С. 64-67 (0,25 п.л./ 0,22 п.л.)
    Возможности современных УМК по литературному чтению для формирования воссоздающего воображения у младших школьников
    А.И. Страдова // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Языковое илитературное образование в современном обществе» (16-17 ноября 2016 г.). –Санкт-Петербург: ВВМ, 2– С. 233-241 (0,56 п.л.)
    Воссоздающее воображение как читательская компетенция младших школьников
    А.И. Страдова // Дошкольное и начальноеобразование: современные проблемы и перспективы развития: материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2016 г.). – Тамбов:Орион, 2– С. 52-59 (0,5 п.л.)
    Формирование воссоздающего воображения младших школьников на уроках литературного чтения
    А.И. Страдова // Журнал«Успехи современной науки и образования». – 2– Т. – № – с. 86-90 (0,31п.л.)
    Формирование воссоздающего воображения младших школьников в процессе работы над фольклорными произведениями
    А.И. Страдова // Начальное филологическое образование и подготовка учителя:проблемы формирования культурной идентичности: Материалы Международнойнаучно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (2марта 2017 года). – Москва: Экон-Информ, 2– С. 406-410 (0,31 п.л.)
    Проблемы формирования воссоздающего воображения у читателей младшего школьного возраста
    А.И. Страдова // Материалы IVВсероссийской научно-практической конференции «Дошкольное и начальноеобразование: современные проблемы и перспективы развития» (27 октября 2017г.). – Тамбов: Орион, 2– с. 210-214 (0,31 п.л.)
    Воссоздающее воображение как ключевая читательская компетенция
    Л.С. Сильченкова, А.И. Страдова // Формированиекультурной идентичности обучающихся в процессе филологическогообразования: сборник научных трудов – Москва: МГПУ, 2– С. 309-319 (0,69п.л./ 0,38 п.л.)
    Особенности формирования воссоздающего воображения в начальной школе как ключевой читательской компетенции
    А.И. Страдова // Журнал «Успехи современной науки и образования». – 2–№ – С. 48-52 (0,31 п.л.)
    Воссоздающее воображение младших школьников как читательская компетенция
    А.И. Страдова // Начальное филологическоеобразование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования уобучающихся навыков и компетенций XXI века: Материалы Международнойнаучно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (28февраля 2019 года). – Москва: Экон-Информ, 2– С. 387-392 (0,38 п.л.)
    Процесс формирования читательского воображения как фактор социализации личности ребенка
    А.И. Страдова // Начальноефилологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемысоциализации личности: Материалы Международной научно-практическойконференции преподавателей, аспирантов и студентов (1 марта 2018 года). –Москва: Экон-Информ, 2– С. 380-385 (0,38 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»