Логистика сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Логистическая система оптимизации движения потоков
в строительной отрасли ……………………………………………………………………………. 15
1.1 Понятие, классификация строительных отходов
и законодательная база в области обращения с отходами ………………………………. 15
1.2 Логистизация управления материальными
и информационными потоками при сборе, переработке
и вторичном использовании отходов строительства ……………………………………… 28
1.3 Исследование практики зарубежных стран в отношении
логистического рециклинга строительных отходов ………………………………………. 43
Глава 2. Состояние логистической деятельности предприятий
по переработке отходов строительства ……………………………………………………… 56
2.1 Анализ логистической деятельности предприятий
на территории Ростовской области по сбору, переработке, утилизации
и безопасному обращению с отходами строительства …………………………………… 56
2.2 Оценка эколого-экономического эффекта переработки
строительных отходов с применением принципов логистики ………………………… 85
2.3 Политика региональных властей в области логистики управления
и обращения с отходами производства строительной отрасли ……………………….. 99
Глава 3. Логистика сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов …………………………………………………………………………….. 116
3.1 Концепция логистизации системы обращения с отходами
строительной отрасли ……………………………………………………………………………….. 116
3.2 Перспективы внедрения единой логистической системы
организации сбора отходов с целью дальнейшей переработки
и вторичного использования, оценка ее эффективности ………………………………. 141
3.3 Формирование единого регионального логистического центра
по обращению с отходами …………………………………………………………………………. 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………. 166
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 171
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 198
Во введении представлена актуальность исследования, обоснована
степень научной разработанности избранной тематики, обозначены цели и
задачи работы, ее объект и предмет, охарактеризованы теоретическая и
методологическая базы, положения, выносимые на защиту и научная новизна
диссертации.
В первой главе «Логистическая система оптимизации движения
потоковвстроительнойотрасли»раскрытытеоретическиеи
методологические аспекты логистики сбора, переработки и вторичного
использования строительных отходов. Глава посвящена исследованию
основных понятий, видов и категорий отходов строительного производства, а
также нормативных источников, регулирующих логистику их сбора и
утилизацию. Особый акцент при проведении исследования был сделан на
рассмотрении современных логистических методов переработки и утилизации
строительных отходов. При этом существенное внимание уделено также
существующим способам учета, логистики управления и анализа потоков
строительных отходов.
По уровню злободневности на современном этапе проблема переработки
отходов строительства сопоставима с проблемами загрязнения атмосферы и
гидросферы и вопросами сохранения земельных ресурсов и природно-
ресурсного потенциала страны. Остроту проблеме задает факт того, что в
отрасли строительства многие отходы относятся к категории слабо-
разлагающихся, тем самым делая проблему переработки еще более актуальной.
Безусловно, этот вопрос побуждает выделять все большие территории,
земельные участки для захоронения отходов, и впоследствии проблема
вызывает потребность в рекультивации используемых ранее площадей,
оказавшихся загрязненными. Негативное влияние отходов на окружающую
среду и на человека появляется из-за нескольких факторов, исходя из
количественных характеристик выброшенных на свалки отходов, то есть
объемов образования мусора, и в том числе качественных характеристик, а
именно степени и класса опасности.
Распространениеиспользованияпереработанныхстроительных
материалов внесет весомый положительный вклад в сохранение ресурсов, а
также в смягчение экологического и экономического бремени, создаваемого
отходами с точки зрения устойчивого развития сектора строительной отрасли,
однако для реализации данной задачи важно рассмотреть существующие
способы учета, управления и анализа потоков строительных отходов и
применение в них принципов логистики.
Эффективный учет, управление и анализ потоков отходов является
основополагающим фактором продуктивного и рационального использования
отходов на предприятии. Под логистикой сбора, переработки и вторичного
использования строительных отходов следует понимать совокупность
организационно-управленческих и технологических процессов по обеспечению
движения материальных и иных ресурсов, соответствующих миссии и целям
деятельности компаний, осуществляющих утилизацию отходов строительства.
Стоит акцентировать внимание на методах оптимизации, используемых с
логистическим инструментарием для переработки или утилизации отходов в
целом и отходов строительной отрасли в частности. Методы линейной
оптимизации, применяемые для моделирования логистики обращения с отходами,
используются для улучшения и переработки материалов. С помощью
разработанных методов отходы классифицируются у источника, собираются и
перерабатываются, а оставшееся количество закапывается в почву, поэтому
методы оптимизации играют важную роль в планировании программ
восстановления логистических систем управления строительными отходами. В
этой деятельности участвует ряд логистических процессов: процессы хранения,
сортировки, переработки и утилизации.
Важно отметить, что роль государства в совершенствовании
логистической системы управления отходами неоценима велика, и при
использовании определенных мер и стимулов возможно повысить уровень
развития системы переработки отходов строительной отрасли. К осуществлению
данной задачи необходимо мотивировать предприятия, что требует
определенных усилий и консолидации сил государства, бизнеса и науки.
Требуется создать структурированную логистическую систему, направленную на
обеспечение благоприятных условий для бизнес-среды в лице предприятий
строительной отрасли. Более того, необходимо урегулировать нормативно-
правовую базу, регламентирующую деятельность предприятий в области
обращения с отходами производства строительной отрасли, что позволит
наиболее благоприятным образом реализовать эффективную логистическую
систему обращения с отходами строительства.
Вторая глава «Состояние логистической деятельности предприятий
по переработке отходов строительства» направлена на исследование
состояния логистической деятельности предприятий по переработке отходов
строительства в Ростовской области. При составлении главы был выполнен
анализлогистическойдеятельностистроительныхпредприятий,
осуществляющих сбор, переработку и утилизацию строительных отходов, а
также была дана оценка спроса и ситуации по их вторичному использованию.
Особый акцент при выполнении исследования был сделан на проведении
анализа практических решений в сфере безопасного обращения с возвратными
потоками строительства. Кроме того, была дана оценка эколого-
экономическогоэффектапереработкиотходовфункционирования
строительных предприятий. Отдельное внимание уделено политике
региональных властей в области обращения с отходами производства
строительной отрасли.
Анализ тенденций строительной отрасли в Ростовской области позволил
выявить ряд направлений, позволяющих делать заключение о высокой
целесообразности развития предпринимательской деятельности в сфере
обращения с возвратными потоками.
Основными факторами, определяющими тенденции роста строительства
в Ростовской области, являются:
1) рост численности городского населения, формирующий спрос на жилье
и объекты инфраструктуры;
2) тенденция, связанная с необходимостью пространственного развития
территорий, обусловленного социально-экономическими предпосылками и
значением;
3) повышение качества объектов жилой, административной и
производственной застройки;
4) создание современной инфраструктуры в сельской местности и
пригородах Ростовской области;
5) появление новых и инновационных технологий логистики как в сфере
строительства, так и в смежных областях деятельности, включая дизайн,
телекоммуникации, автоматизацию процессов обслуживания объектов
строительства в ходе эксплуатации.
Совокупность вышеперечисленных факторов создает условия для
развития индустрии строительства, что отражается на росте численности
строительных предприятий и на динамике объемов производства в сфере
строительства объектов различного назначения, что подтверждают данные
статистики.
Динамика количества и площади строящихся и находящихся в
эксплуатации объектов жилья в Ростовской области отражена в таблице 1.
Тенденция ввода в эксплуатацию и распределения вновь построенной
жилой недвижимости по Ростовской области на 2021-2025 гг. рассмотрена в
таблице 2.
Следует отметить, что за основу прогнозируемых данных приняты
показатели, отражающие количество объектов жилого строительства, уже
получивших паспорт и разрешение на производство строительно-монтажных
работ строительными организациями Ростовской области.
Таким образом, количество объектов жилого строительства,
приближающегося к завершению в течение прогнозируемого периода,
составляет 257 ед., что превышает аналогичное количество объектов за весь
период с 2012 по 2020 г., которое составляет 251 объект жилого строительства,
введенный в эксплуатацию. На основании этого следует сделать вывод о
положительной динамике развития строительства в Ростовской области, что
говорит о высокой степени целесообразности развития переработки в регионе.
Таблица 1 – Динамика количества и площади строящихся, подлежащих
распределению и находящихся в эксплуатации объектов строительства
в Ростовской области1
СтроительствоРаспределениеОбщее количество жилых
нового жильяжилых единицобъектов
Удельный вес,
Удельный вес,
эксплуатацию
Удельный вес
жилья, кв. м
вводимого в
Совокупная
строящихся
Количество
Количество
единиц, ед.
Год начала
домов, ед.
жилья, %
площадь
жилых
строительства
%
%
До 2012 года62,337091,28496501,83
2012 год31,173000,54147180,54
2013 год72,7211702,11634202,34
2014 год93,5010471,89620452,29
2015 год228,5629755,361645786,08
2016 год3011,6753869,712506409,26
2017 год3915,18937416,9042243715,61
2018 год10942,412988853,87145020153,57
2019 год114,2816592,99833683,08
2020 год218,1729735,361458375,39
Итого257100554811002706894100
Таблица 2 – Распределение жилищного строительства застройщиков
в Ростовской области по планируемым срокам ввода объектов в эксплуатацию2
Строительство жилья профессиональными застройщиками. Ростовская область. Аналитический разбор. ЕР3
Аналитика 2021. URL: https://erzrf.ru/images/repfle/16252859001REPFLE.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
Строительство жилья профессиональными застройщиками. Ростовская область. Аналитический разбор. ЕР3
СтроительствоРаспределениеОбщее количество жилых
нового жильяжилых единицобъектов
эксплуатацию жилья, %
строящихся домов, ед.
Совокупная площадь
Количество жилых
Удельный вес, %
Удельный вес, %
Удельный вес
жилья, кв. м
вводимого в
Количество
единиц, ед.
Год начала
строительства
2021 год8633,51393525,170039125,9
2022 год10139,32496345119405944,1
2023 год4417,1105601949761018,4
2024 год207,845858,32351598,7
2025 год62,314382,6796752,9
Аналитика 2021. URL: https://erzrf.ru/images/repfle/16252859001REPFLE.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
Основными направлениями, целями и задачами логистики сбора и
транспортировки строительных отходов в Ростовской области являются:
1) осуществление логистической операции по хранению отходов
строительства в местах общих свалок ТКО (большинство вывозимых отходов
строительства в виде лома кирпича, бетона, штукатурки и цемента);
2) осуществление логистической функции по складированию в местах
приема металла (трубы и другие отходы строительства из металла);
3) осуществление логистической функции по складированию на открытой
площадке с твердым покрытием (древесина);
4) осуществление логистической операции по вывозу на специально
оборудованный полигон;
5) осуществление логистической функции по складированию в
специальный контейнер для последующей утилизации (отходы, имеющие
высокий класс опасности, в том числе потенциал к заражению почвы и
грунтовых вод).
Исходя из выявленных мест осуществления складской логистики по сбору
отходов строительства, была выполнена рейтинговая оценка приоритетных
подходов к логистике складирования, результаты которой отражены на рисунке
1.
Складирование в специальный контейнер для
последующей утилизации
Вывоз на специально оборудованный полигон3
Складирование в местах приема металла1
Складирование на открытой площадке с твёрдым
покрытием
Складирование в местах общих свалок ТКО9
012345678910
Приоритет / частота, ед.
Рисунок 1 ‒ Приоритетные подходы к складской логистике по выбору места
складирования строительных отходов в Ростовской области 1
Таким образом, в девяти из десяти случаев логистическая функция по
складированию строительного мусора в Ростовской области осуществляется на
территории общих свалок, предназначенных для складирования ТКО.
На рынке г. Ростова-на-Дону действуют около 12 предприятий,
размещающих рекламу и объявления об утилизации строительных отходов. Но
на практике данные предприятия ограничиваются реализацией транспортной
Составлен автором в процессе исследования.
логистики, а именно вывозом отходов на обычные свалки ТКО. Кроме того,
оказание подобных услуг осуществляют частные автовладельцы, имеющие
автомобили «Газель», которые нередко используют в качестве мест
складирования строительных отходов несанкционированные участки земли в
пригороде или на отдаленном расстоянии от населенных пунктов Ростовской
области1.
Динамика показателей, отражающих логистические услуги по вывозу,
складированию и утилизации строительных отходов в Ростовской области,
отражена на рисунке 2.
150000
Величина, тыс.руб.
100000
50000
2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год2020 год
Вывоз строительных
Вывоз строительные отходов
отходов9157391390249705138675142555
Складирование строительных6114911021440718120772130082
отходов
Утилизация строительных1669721422
отходов
Рисунок 2 ‒ Динамика объемов вывоза, складирования и утилизации
строительных отходов предприятиями Ростовской области за 2015-2020 гг.
Третья глава диссертации «Логистика сбора, переработки и
вторичного использования строительных отходов» посвящена логистизации
и совершенствованию системы переработки строительных отходов на
территории Ростовской области. Предложен комплекс мер, направленных на
законодательное регулирование обращения с возвратными потоками
строительных предприятий, а также разработана модельно-технологическая
платформа внедрения логистических технологий в сфере переработки отходов
строительной отрасли, обеспечивающая реализацию логистической концепции
рационализации системы переработки строительных отходов в Ростовской
области. Особое внимание уделено анализу перспектив внедрения единой
логистической системы организации сбора отходов, направленной на их
дальнейшую переработку и вторичное использование, а также получена
достоверная оценка ее эффективности. Возможность комплексного решения
вопросов обеспечивается за счет формирования единого регионального
Кто в Ростове отвечает за вывоз и утилизацию строительного мусора. Российская газета – экономика юга
России. № 167 (8518) от 27.07.2021. URL: https://rg.ru/2021/07/27/reg-ufo/kto-v-rostove-otvechaet-za-vyvoz-i-
utilizaciiu-stroitelnogo-musora.html (дата обращения: 30.10.2021).
логистического центра по обращению с возвратными потоками на территории
Ростовской области.
Совершенствование мер по законодательному регулированию обращения
с отходами строительных предприятий предполагает два основных
направления в развитии законодательства:
1) стимулирование развития логистики сбора, переработки и вторичного
использования строительных отходов;
2) надзор и контроль, направленные на пресечение незаконной
реализации складской логистики, а именно мест складирования строительных
отходов, с последующим загрязнением окружающей среды.
Вышеназванные направления должны быть использованы в качестве
основы при совершенствовании законодательного регулирования логистики
обращения с отходами строительных предприятий.
Основные направления совершенствования законодательно-нормативной
базы в области логистики сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов отражены на рисунке 3.
Совершенствование нормативно-законодательной базы в области логистики сбора,
переработки и вторичного использования строительных отходов
Создание нормативов реализацииРазработка требований и норм
логистическихоперацийсбора,ценообразования в сфере логистики
складирования,накопленияиобращения строительных отходов
хранения строительных отходов
РазработканормвсфереФормулировкатребованийк
административногонаказаниязасодержанию и последовательности
нарушение правил складирования илогистических процессов обращения
хранения строительных отходовсо строительными отходами
Разработка логистических стандартовРазработка требований к отбору
в сфере строительства объектов порегиональных операторов в области
сбору, переработке и вторичномуреализации логистических операций
использованию строительных отходовпо сбору, транспортировке и т.д.
Формулировка правил коммерческогоРазработка требований к отбору
учетасбора,переработкиирегиональных операторов в области
вторичногоиспользованияреализациитехнологических
строительных отходовпроцессов переработки и утилизации
РазработкаиутверждениеСоздание и утверждение стандартов в
инвестиционных программ и проектовсфереопределенияпоказателей
в сфере строительства объектов иэффективностилогистикисбора,
логистики сбора, переработки ипереработки,вторичного
вторичногоиспользованияиспользования строительных отходов
строительных отходов
Рисунок 3 – Направления совершенствования
нормативно-законодательной базы в области логистики сбора,
переработки и вторичного использования строительных отходов1
Конечной целью законодательного регулирования в сфере обращения с
отходами строительных предприятий Ростовской области является переход
промышленности региона к стандартам зеленой экономики, разработка
логистической программы в области формирования системы управления
сбором, переработкой и вторичным использованием строительных отходов.
Логистическая программа, предлагаемая к реализации, содержит
перечень мероприятий по созданию технологической базы и направления
логистизации сбора, переработки и вторичного использования строительных
отходов в Ростовской области.
Таблица 3 – Программа создания логистической инфраструктуры сбора,
переработки и вторичного использования строительных отходов
в Ростовской области
1. Создание сети предприятий, специализирующихся на переработке строительных
отходов
2. Создание логистической инфраструктуры приема, сортировки и переработки
строительных отходов
Задачи3. Рекультивация существующих полигонов, предназначенных для складирования
програстроительных отходов, не подлежащих переработке, для их дальнейшей утилизации
ммы4. Создание логистической системы предприятий в сфере производства
вторичного сырья на основе переработки строительных отходов
5. Создание системы логистики, обеспечивающей полный цикл транспортировки
строительных отходов по мере их вывоза, складирования и переработки с целью
создания вторичного сырья
Таким образом, реализация логистической программы сбора, переработки
и вторичного использования строительных отходов в Ростовской области на
2023-2050 гг. направлена на создание целой подотрасли предприятий на стыке
взаимодействиястроительных,транспортныхипроизводственно-
перерабатывающих услуг и видов деятельности.
Оптимальное решение данной задачи может быть достигнуто
посредством создания вертикально интегрированного логистического
микрокластера предприятий, обеспечивающих логистику сбора, переработки и
вторичного использования строительных отходов.
Концептуальный подход к реализации технологической системы
переработки строительных отходов предполагает обоснование взаимодействия
субъектов хозяйствования в условиях формирования новых взаимоотношений в
связисформирующимсялогистическимкластеромвертикально
интегрированных предприятий, осуществляющих сбор, переработку и
вторичное использование строительных отходов.
Составлен автором в процессе исследования.
Основу формируемого логистического кластера, или так называемое
ядро, которое должно обеспечивать переработку и вторичное использование
строительных отходов, согласно разрабатываемой модельно-технологической
платформе внедрения логистических технологий в сфере переработки отходов
строительной отрасли, обеспечивающей реализацию логистической концепции
рационализации системы переработки строительных отходов, должно
обеспечивать предприятие ООО «Донская экологическая компания». Выбор
обусловлен следующими факторами:
предприятие имеет и использует производственные мощности для
глубокой переработки широкого спектра поступающих промышленных
отходов, включая вредные отходы;
предприятие обладает достаточной степенью финансовой устойчивости,
необходимой для финансирования проектов в сфере модернизации и открытия
цехов по переработке и вторичному использованию поступающих
строительных отходов.
Логистические операции по сбору и транспортировке строительных отходов
должны осуществляться посредством вновь созданной логистической системы,
которая направлена на взаимодействие строительных предприятий с
предприятиями, осуществляющими транспортные перевозки и доставку отходов
строительства на предусмотренные полигоны. Далее складированные отходы
должны будут проходить отбор и переработку непосредственно на ООО «Донская
экологическая компания», после чего их можно будет использовать для вторичного
производства различного вида строительных материалов и других видов
продукции.
Основу, или ядро, формируемого кластера вертикально интегрированных
предприятий будет обеспечивать ООО «Донская экологическая компания».
Выполнение логистических функций должны осуществлять предприятия,
специализирующиеся на оказании транспортных услуг, включая предприятия,
уже оказывающие услуги по вывозу отходов строительства.
Вывоз и долгосрочное складирование строительных отходов
строительными предприятиями Ростовской области реализуются на основании
заключенных договоров с организациями, а также могут осуществляться с
использованием ряда других полигонов:
ООО «Экоград-Н»;
ООО «Полигон-Аксай»;
ООО «Чистый мир»;
ППФ «Техноэколог» (опасные отходы);
ООО «Донская экологическая компания» (опасные отходы);
ООО «НПО «Крелит».
Строительные отходы, находящиеся на данных полигонах (согласно
предусмотренному плану), должны подлежать следующим процедурам:
1) переработка и вторичное использование сырья в качестве основы для
производства работ или в качестве сырья для производства строительных
материалов;
2) полная утилизация строительных отходов.
В целях обеспечения логистики сбора, переработки и вторичного
использования строительных отходов необходима тщательно отлаженная и гибкая
система логистики. Понимая под логистикой совокупность организационно-
управленческих и технологических процессов по обеспечению движения
материальных и иных ресурсов, следует выделить основные процессы логистики
сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов Ростовской
области.
Совокупность процессов логистики в сфере сбора, переработки и
вторичного производства строительных отходов Ростовской области отражена
на рисунке 4.
Логистика сбора строительных отходов
Принятие заявокОпределениеОпределениеОпределение
на вывоз отходовобъема отходовусловий храненияполигона для
строительствастроительстваотходовсбора отходов
ОсуществлениеСкладирование иПринятие оплатыКонтроль счетов
транспортныххранение отходовза сбор отходов
операцийстроительствастроительства
Логистика п ереработки строит ельн ых от ходов
Определение целевого рынкаПринятие заказовПереработка отходов
для продуктов переработкина поставку и ихстроительства и получение
отходов строительстваобработкаготового продукта
ОформлениеТранспортировкаОтгрузка заказовУчет и анализ
накладных ивторсырьяи оприходованиестатистики
счетов-фактурпотребителямденежных средствпродаж
Логистический процесс взаимодействия
с государственными о рган ами
ПодготовкаСдача отчетностиУрегулированиеУплата налогов и
отчетности попо итогам работыспорныхсоциальных
итогам работыпредприятиявопросовплатежей
Логистика взаимодействия с кредитно -финансовыми
уч р е ж д е н и я м и ( ба н ки в т о р о г о ур о в н я )
Изучение рынкаЗаключениеПолучениеПогашение
кредитованиядоговоров скредитовкредитов
региона (Ростов)банками
Логистика взаимодействия с рекламн ыми агентствами
Заявка наРазработка иОплата услугАнализ
размещениеразмещениерекламныхэффективности
рекламырекламыагентстврекламы
Рисунок 4 – Совокупность процессов логистики в сфере сбора, переработки
и вторичного производства строительных отходов Ростовской области 1
Формирование единого регионального логистического центра в виде
кластера вертикально интегрированных предприятий, осуществляющих сбор,
переработку и вторичное использование строительных отходов, отражено в
виде схемы, представленной на рисунке 5.
Составлен автором в процессе исследования.
Министерство строительстваМинистерство природных ресурсов и
Ростовской областиэкологии Ростовской области
СодействиеООО «ДонскаяЗаконодательное
развитию рынкаэкологическая компания»рег ули рование
сбыта продукции
переработкиФинансирование
Мясниковский МЭОКприобретения
строительных
отходовоборудования
ООО «НПО «Крелит»
ООО «Экоград-Н»ООО «Полигон-Аксай»ООО «Чистый мир»
ООО «ППФ «Техноэколог»
Заключение соглашения о государственно-частном партнерстве
СовершенствованиеПриобретение шредеровЛогистизация процессов
законодательства в сфере сбора,для переработки исбора, переработки и
складирования и утилизацииутилизациивторичного использования
строительных отходовстроительных отходовстроительных отходов
Удовлетворение спроса на строительные материалы
посредством вторичного использования строительных отходов
Рисунок 5 ‒ Логистическая модель взаимодействия предприятий
и государственных учреждений в рамках государственно-частного партнерства1
С целью оценки целесообразности формирования логистического
кластера и анализа влияния сопутствующих изменений на показатели
деятельности предприятий, образующих логистический кластер, предпринят
расчет ряда показателей:
индекс рентабельности (IRi), определяемый по формуле (1):
Ron
IRi ,(1)
Ri
индекс прибыльности (PIi) (2):
Составлен автором в процессе исследования.
Pon
PI i .(2)
Pi
Результатырасчетапоказателейоценкицелесообразности
интеграционных процессов предприятий отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка эффективности интеграционных процессов
ПредприятиеIRPIКнОкКНМАВывод
ООО «Донская
1,21 1,19 1,11 1,061,27
экологическая компания»Интеграция целесообразна
Мясниковский МЭОК1,271,431,271,121,52Интеграция целесообразна
ООО «НПО «Крелит»1,021,811,041,281,10Интеграция целесообразна
ООО «Экоград-Н»1,121,111,040,991,18Интеграция целесообразна
ООО «Полигон-Аксай»1,091,071,030,951,14Интеграция целесообразна
ООО «ППФ «Техноэколог»1,141,291,151,011,37Интеграция целесообразна
ООО «Чистый мир»1,121,981,131,391,20Интеграция целесообразна
Результаты свидетельствуют о том, что полученные значения индексов
рентабельности больше единицы, что возможно рассматривать как
оптимальное значение.
Таким образом, для всех вертикально интегрированных предприятий
вновь созданного логистического кластера интеграция несет положительный
эффект, который проявляется в повышении оборота нематериальных активов и
в стабилизации финансового состояния.
Создание логистического кластера предприятий по сбору, переработке и
вторичному использованию строительных отходов обеспечит существенные
преимущества, в том числе:
повышение выручки от реализации услуг, которое будет достигнуто за
счет высоких объемов потребления тепловой энергии, электроэнергии, топлива
и воды;
повышение капитализации и рыночной стоимости предприятия за счет
повышения стоимости активов;
повышение эффективности использования материальных ресурсов в
виде коэффициентов материалоотдачи и снижения топливоемкости,
энергоемкости и других показателей;
повышение рентабельности деятельности предприятия в целом.
Таким образом, проект вертикальной интеграции и создание
логистического кластера вертикально интегрированных предприятий следует
принять.
В целом осуществление предлагаемых мероприятий позволит
сформировать логистический кластер предприятий, обеспечивающих сбор,
переработку и вторичное использование строительных отходов для
удовлетворения спроса на качественные и экологичные строительные
материалы. Дальнейшее развитие данного направления деятельности будет
способствовать повышению конкурентоспособности и деловой активности
предприятий как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе.
Актуальность темы исследования. Устойчивое развитие экономики
Российской Федерации предполагает обновление объектов жилого фонда, а также
реконструкцию зданий промышленного, складского и административного
назначения. Демонтаж зданий и их отдельных элементов является причиной
загрязнения почвы и воды, а также приводит к образованию существенных
объемов строительных отходов, что в конечном итоге отрицательно сказывается
на состоянии природной окружающей среды. В связи с вышеизложенным особо
важное значение приобретает логистика сбора, переработки, а также вторичного
использования строительных отходов.
В большинстве промышленно развитых стран отходы строительства
проходят стадию дальнейшей переработки с последующим использованием в
качестве строительных материалов вторичного производства, однако в России до
сих пор не созданы условия для законодательного, технологического и
экономического решения данной проблемы. Безусловно, причиной для этого
послужили несколько факторов, начиная с отсутствия необходимых условий в
инфраструктурном и материально-техническом оснащении, используемом для
переработки отходов строительства, заканчивая отсутствием жестко
регламентированной нормативно-правовой базы, серьезно мотивирующей к
использованию в производственной деятельности продуктов переработки.
Стоит также отметить, что современная геополитическая ситуация привела к
массовому оттоку зарубежных производителей и дилерских сетей, реализующих
строительные материалы на рынке Российской Федерации, что формирует вакуум
предложения. В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы не только
импортозамещения и обеспечения потребностей в строительных материалах
самостоятельно, но и планомерного перехода к переработке отходов строительства
и сносов, который позволил бы на государственном уровне быть обособленными и
независимыми в данной отрасли от зарубежных поставщиков. В данном случае с
применением принципов логистики в строительной отрасли возрастает
возможность реализации деятельности с минимальными издержками вне
зависимости от санкций и геополитической обстановки в мире.
В связи с вышеизложенным имеет место необходимость развития логистики
сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов, которая
обусловлена не только потребностью в защите окружающей среды, но и
возможностью получения экономической выгоды от коммерческой реализации и
использования вторичного сырья и материалов. Совокупность изложенных выше
факторов определяет актуальность выбранной темы диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. В изучение
фундаментальных основ формирования и развития современной логистики, а
также теоретико-прикладных характеристик логистических систем наибольший
вклад внесли следующие ученые: Е.С. Акопова, А.У. Альбеков, В.В. Борисова,
Е.В. Горохова, Н.В. Гузенко, Г.А. Демченко, Т.И. Дубинина, Т.Б. Ерохина,
Н.В. Карабанова, А.А. Кизим, А.С. Лакеева, А.С. Лебедев, В.Ф. Лукиных,
Д.А. Новиков, Т.В. Пархоменко, А.А. Полуботко, Н.А. Тод, В.Г. Халын и другие
исследователи.
Вопросам переработки и вторичного производства сырья с использованием
строительных отходов, а также исследованию и поиску решений в сфере
экономического регулирования природопользования с точки зрения
необходимости предотвращения эколого-экономических проблем, поиску путей
устойчивого развития экономических и экологических интересов общества
посвящен ряд научных трудов отечественных ученых, в том числе работы:
К.М. Акишева, К.Ш. Арынгазина, А.А. Бариева, И.Б. Башмаковой,
В.А. Бондаренко, В.А. Будник, М.Б. Видревич, Д.Н. Гудкова, М.П. Добросоцких,
О.Г. Дубровской, М.А. Елесина, В.И. Каблукова, В.И. Карпова, А.С. Кондратьева,
В.А. Кулагина, Е.И. Куцкой, М.С. Марамыгина, К.Н. Махамбетовой,
Е.А. Мельцаевой, Е.В. Мурузиной, А.Н. Ожева, А.А. Орлова, Г.Ю. Пахальчак,
М.М. Полянского, В.Г. Попова, Я.П. Силина, М.Р. Смакова, С.С. Тарасовой,
Р.А. Тороян, Л.Ю. Уразаевой, В.В. Фомина, В.Г. Фомина, Н.Н. Фоминой,
А.В. Хвастунова, В.Л. Хвастунова, Н.А. Хмелевской, А.А. Шейх и других
исследователей.
Не менее важным аспектом в разработке концепций логистики сбора,
переработки и вторичного использования строительных отходов является оценка
общеэкономического эффекта от развития данных производств на территории
Российской Федерации. На фоне широкого спектра исследований, посвященных
переработке твердых коммунальных отходов, вопросам применения в
промышленности вторичного сырья, полученного в результате переработки
строительных отходов, посвящены исследования Ю.А. Бирюкова, А.В. Бычкова,
Г.Н. Вахтерова, К.С. Винничек, Э.И. Ганеевой, Е.А. Дерман, С.Ю. Ефремовой,
О.Б. Зайцева, А.В. Зайцевой, Н.И. Зубрева, В.Д. Клюева, С.А. Мальцевой,
В.В. Панаетовой, М.И. Панфиловой, А.А. Парфеновой, А.П. Пичугина,
А.Н. Пудовкина, М.А. Семеновых, О.Е. Смирновой, И.А. Соломина, Л.Л. Сотник,
В.Ф. Хританкова, Р.А. Чеснокова, Н.Б. Шпигарева, А.А. Юдина, В.М. Юрк,
А.С. Ярцева и других исследователей.
Наличие широкой базы исследований в сфере логистики сбора, переработки
и вторичного использования строительных отходов на сегодняшний день не
устраняет ряда пробелов, связанных с отсутствием практического применения
предложенных авторами концепций. Кроме того, многие работы касаются
отдельных положений и не охватывают эколого-экономический механизм
внедрения систем логистики сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов в целом.
Цель исследования заключается в разработке концептуальных,
технологических, а также организационных и законодательных предложений,
направленных на формирование системы логистики сбора, переработки и
вторичного использования строительных отходов в Ростовской области,
позволяющей оптимизировать движение потоков в логистической цепи,
обеспечить эффективную реализацию процессов сбора, размещения,
производства и распределения возвратных потоков строительной отрасли;
развивать организационно-управленческий потенциал предприятий,
задействованных в процессе обращения с отходами на территории региона;
глобально обеспечивать минимизацию негативного влияния на окружающую
среду и инициировать рост национального благосостояния посредством
сохранения ценности ресурсов и их вторичного использования.
Цель исследования послужила основой формирования и решения задач,
предметно выдвинутых и решенных в работе:
представить логистическую систему оптимизации движения потоков в
строительной отрасли;
охарактеризовать понятие, классификацию строительных отходов и
законодательную базу в области обращения с отходами;
обосновать логистизацию управления материальными и
информационными потоками при сборе, переработке и вторичном использовании
отходов строительства;
проанализировать практику зарубежных стран;
исследовать состояние логистической деятельности предприятий по
переработке отходов строительства;
провести анализ логистической деятельности предприятий на территории
Ростовской области по сбору, переработке, утилизации и безопасному обращению
с отходами строительства;
провести оценку эколого-экономического эффекта переработки
строительных отходов с применением принципов логистики;
охарактеризовать политику региональных властей в области логистики
управления и обращения с отходами производства строительной отрасли;
представить логистику сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов;
разработать концепцию логистизации системы обращения с отходами
строительной отрасли;
сформировать перспективы внедрения единой логистической системы
организации сбора отходов с целью дальнейшей переработки и вторичного
использования, оценить ее эффективность;
обосновать формирование единого регионального логистического центра
по обращению с отходами.
Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках
специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:
логистика, п. 4.1 «Теоретические и концептуальные проблемы логистики и
управления цепями поставок, их народнохозяйственная значимость», п. 4.7
«Теоретические и методологические аспекты исследования функциональных
областей логистики: логистики снабжения, логистик производства, логистики
распределения, возвратной (реверсивной) логистики», п. 4.11 «Анализ и оценка
эффективности инвестиций в развитие логистических систем» Паспорта научных
специальностей ВАК при Минобрнауки России.
Объект исследования. В качестве объекта исследования избраны
возвратные материальные потоки, функционирующие в логистической системе
строительной отрасли, обеспечивающие развитие рециклинга и
совершенствование эколого-экономических аспектов деятельности региона на
основе минимизации негативного влияния на окружающую среду и максимизации
ценности и сохранности ресурсов посредством их повторного внедрения в
коммерческий оборот.
Предметом исследования выступает комплекс концептуальных,
технологических, а также организационных и законодательных предложений,
направленных на формирование системы логистики сбора, переработки и
вторичного использования строительных отходов в Ростовской области.
Степень достоверности результатов исследования. Достоверность
проведенного исследования, его результатов обоснована применением
общенаучных методов познания и специальных методов исследования
логистических систем, анализом трудов известных ученых в области логистики,
специалистов, исследовавших логистику сбора, сортировки и переработки
отходов, а также достаточным объемом статистических данных, что позволило
аргументировать авторскую позицию и сделать обоснованные выводы.
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертационной
работе использованы методики, фундаментальные теории научного познания,
основные инструментарно-теоретические, прикладные разработки ученых в
области теории и методологии современной логистики, экономики. Работа
основана на универсальности применения логистического подхода к развитию
процессов сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов
посредством применения инновационных и технологичных решений в вопросах
обращения с возвратными потоками и развития рециклинга, основанного на
принципах логистики.
Инструментарно-методическая база исследования включает анализ
научно-прикладных исследований, посвященных логистике возвратных потоков,
наблюдение, абстрагирование, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение,
аналогию, методы сравнительного, статистического анализа, методы
интерпретации научных результатов, методы логистического анализа и
прогнозирования развития рециклинга. К эмпирическим методам анализа,
использованным в процессе исследования, можно отнести системный,
стратегический, структурный, экономико-статистический, а также метод
экспертных оценок, статистический и экономико-математический методы.
Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей
достоверность и релевантность научно-исследовательских выводов, выступили
официальные данные государственной статистики, отраслевых информационных
агентств, сетевых виртуальных ресурсов, сведения, характеризующие логистику
возвратных потоков, данные министерств и ведомств Российской Федерации и
Ростовской области, мониторинг монографических и эмпирических исследований
отечественных и зарубежных ученых, а также массив информационных данных,
представленных в интернет-ресурсах, по проблемам развития рециклинга.
Нормативно-правовой базой исследования являются указы Президента
Российской Федерации, нормативно-правовые и законодательные акты
Правительства Российской Федерации, национальные стандарты Российской
Федерации, приказы и иные нормативные акты органов исполнительной власти
Российской Федерации, федеральные и региональные законы в области развития
логистического комплекса в вопросе рециклинга.
Рабочая гипотеза исследования основана на совокупности научно
обоснованных и концептуально выверенных положений, согласно которым
определяющим императивом совершенствования логистической системы
возвратных потоков выступает наличие спроса на строительные материалы,
полученные в результате использования вторичных материальных ресурсов,
совершенствование инфраструктурных возможностей цепей поставок и
логистических технологий производства, применяемых в процессе переработки
отходов строительства, как основа форсированного развития рециклинга в
отрасли федерального значения, способствующая стабильному переходу к
импортозамещению, заполнению вакуума предложений строительных материалов
на рынке и росту товарооборота вторичного сырья в долгосрочной перспективе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рост формирования и накопления строительных отходов в Ростовской
области коррелирует с динамикой объемов строительства объектов жилого и
нежилого фонда, при этом растущие объемы строительных работ в Ростовской
области сопровождаются несанкционированным сбором, вывозом и
складированием строительных отходов в местах, не предназначенных для их
хранения, и имеют отрицательные экологические последствия, не являясь
экономически целесообразным процессом, что подтверждает необходимость
формирования единого регионального логистического центра по обращению с
отходами строительства.
2. Создание условий для развития логистики сбора, переработки и
вторичного использования строительных отходов напрямую связано с
регулированием законодательства различных уровней в сфере обращения с
возвратными потоками строительной отрасли и необходимостью стандартизации
в области логистики сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов, что актуализирует необходимость совершенствования
нормативно-правовой базы в отношении регулирования возвратных потоков
строительной отрасли.
3. На протяжении нескольких десятилетий прослеживается зависимость
между потребностью населения в утилизации строительных отходов и
готовностью делать выбор в пользу материалов, произведенных на основе
переработки строительных отходов, актуализируется заинтересованность
населения в эффективной реализации логистических операций относительно
обращения с возвратными потоками, что будет способствовать удовлетворению
спроса на вторичное сырье и обеспечит утилизацию отходов в Ростовской
области.
4. Отсутствие специализированных предприятий, осуществляющих полный
цикл утилизации строительных отходов в регионе, не является препятствием для
развития деятельности по сбору, переработке и вторичному использованию
отходов строительства, однако существует необходимость наличия единой
миссии, объединяющей предпринимателей в сфере утилизации строительных
отходов и улучшения экологии региона. Для реализации данной задачи
необходима интеграция усилий в отношении ведения логистической деятельности
в соответствии с экологическими нормами и правилами, что подтверждает
актуальность внедрения в соответствующие структуры современных
логистических технологий в сфере переработки отходов строительства.
5. Федеральная и региональная политика органов власти относительно
сферы логистики обращения с отходами производства строительной индустрии
должна быть рассмотрена на разных уровнях реализации: планирование,
организация и регулирование в области логистики градостроительной
деятельности; развитие пространственной политики Ростовской области в сфере
экологии, в основе которого лежит государственная поддержка экспертного
сообщества, и работы волонтерских организаций, что подтверждает
необходимость внедрения программы реализации логистической инфраструктуры
рециклинга строительных отходов.
Научная новизна работы заключается в научном обосновании и
разработке предложений, теоретико-прикладных рекомендаций по
регулированию логистических процессов управления возвратными потоками
строительной отрасли посредством планомерного перехода к циркулярной
экономике в Ростовской области на основе реализации логистической модели
регулирования процедуры сбора отходов с целью дальнейшей переработки и
вторичного использования.
1. Предложено создание единого регионального логистического центра по
обращению с отходами, включающего микрокластер вертикально
интегрированных предприятий, с целью выстраивания эффективного
взаимодействия структур в сфере использования грузового транспорта и
спецтехники, в области оперативной отгрузки и поставки строительных отходов
для последующего производства продукции переработки и дальнейшей
реализации, а также обмена квалифицированными кадрами для своевременного
выполнения заказов на формирование сырья с целью последующей переработки,
что позволит повысить эффективность планирования и организации логистики
сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов в
Ростовской области.
2. Обоснованы предложенные к реализации концептуальные подходы к
совершенствованию законодательно-нормативной базы в области логистики
сбора, переработки и вторичного использования строительных отходов, которые
представлены в виде комплекса предложений по внесению дополнений в
существующее законодательство: создание нормативов для реализации
логистических операций сбора, складирования, накопления и хранения
строительных отходов; формулировка требований к содержанию и
последовательности логистических процессов обращения со строительными
отходами; формирование и утверждение стандартов в сфере определения
показателей эффективности рециклинга строительных отходов, что позволит
стимулировать развитие логистики сбора, переработки и вторичного
использования и осуществлять контроль, направленный на пресечение
незаконной деятельности в данном направлении, посредством законодательного
регулирования вопросов логистики обращения с возвратными потоками.
3. Представлена корреляционно-регрессионная модель зависимости объема
услуг по сбору, переработке и вторичному использованию строительных отходов
в Ростовской области от параметров, отражающих потребительские оценки и
ожидания (время полного цикла вывоза строительных отходов с объекта; уровень
загрязнения окружающей среды; удовлетворенность результатом утилизации
строительных отходов; готовность оплачивать утилизацию строительных отходов
и делать выбор в пользу материалов, произведенных на основе переработки
строительных отходов), что позволит определить перспективы внедрения единой
логистической системы управления возвратными потоками с целью дальнейшей
переработки и вторичного использования отходов строительства.
4. Сформирована модельно-технологическая платформа внедрения
логистических технологий в сфере переработки отходов строительной отрасли,
обеспечивающая реализацию логистической концепции рационализации системы
переработки строительных отходов для субъектов малого и среднего бизнеса,
осуществляющих деятельность в области строительства и ремонта зданий и
сооружений, что определяет возможные перспективы логистизации деятельности
предприятий с минимизацией издержек, а также механизмы использования
логистических технологий.
5. Разработана пошаговая стратегия реализации программы использования
логистической инфраструктуры сбора, переработки и вторичного использования
строительных отходов в Ростовской области, включающая перечень мероприятий
по созданию комплекса логистических услуг сбора, транспортировки,
производства и рынка сбыта вторичного сырья на основе использования
строительных отходов, а также расчет необходимого объема финансирования и
основные меры государственной поддержки для реализации программы, что
способствует формированию замкнутого логистического цикла с эффективным
применением принципов логистики на всех этапах движения материального
потока.
Теоретическая значимость работы состоит в поэтапном
совершенствовании и комплексной диверсификации научно-методического
инструментария развития рециклинга в строительной отрасли и обусловлена
высокой степенью систематизации теоретических источников и научно-
прикладных исследований, посвященных нормам и требованиям к организации
логистики сбора, переработки и вторичного использования строительных
отходов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты оформлены в виде структурно синхронизированных конкретных
рекомендаций и предложений по определению направлений логистизации
механизмов обращения с отходами посредством применения принципов
логистики в процессах сбора, переработки и вторичного использования отходов
строительства с минимизацией издержек. Представленные материалы
исследования могут быть применены как органами государственной власти при
создании проектов и программ по совершенствованию государственной политики
по обращению с производственными отходами, так и бизнес-сообществом,
предпринимательским сектором, занимающимся предоставлением логистических
услуг по сбору, переработке строительных отходов, а также реализующим на
рынке вторичное сырье с целью развития деятельности предприятиями
строительной отрасли для актуализации логистической стратегии и целевых
проектов, программ развития логистической системы в данном направлении.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследования, практические рекомендации, выводы и обобщения автора,
сформулированные в диссертации, были представлены на международных,
общероссийских и региональных научно-практических конференциях и форумах
в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе и Грозном, где получили
одобрение научной общественности.
Публикации. Основные положения диссертации отражены в 14 научных
публикациях общим объемом 5,4 п.л., в том числе в ведущих рецензируемых
журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!