Методика обучения старшеклассников иноязычной монологической речи на основе видеодебатов

Казакова Виктория Константиновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы обучения говорению на иностранном
языке старшеклассников на основе видеодебатов…………………………14
§ 1.1. Лингводидактический потенциал видеодебатов в учебном процессе по
иностранным языкам…………………………………………………………………………..14
§ 1.2. Обучение иноязычному монологическому высказыванию на основе
видеодебатов…………………………………………………………………….33
§ 1.3. Отбор видеодебатов для обучения старших школьников иноязычному
монологическому высказыванию ……………………………………………………45
Выводы по главе I……………………………………………………………….61
Глава II. Методика развития умений монологического высказывания
старшеклассников на иностранном языке на основе
видеодебатов…………………………………………………………………….63
§ 2.1. Методическая система обучения иноязычной монологической речи
старших школьников на основе видеодебатов…………………………………63
§ 2.2. Технологический компонент методической системы обучения
иноязычной монологической речи старших школьников на основе
видеодебатов …………………………………………………………………….75
§ 2.3. Описание результатов опытного обучения по развитию умений
иноязычной монологической речи старшеклассников на основе
видеодебатов…………………………………………………………………….93
Выводы по главе II……………………………………………………………..116
Заключение…………………………………………………………………….118
Библиография…………………………………………………………………120
Приложения……………………………………………………………………138

Во Введении раскрывается актуальность темы исследования, обозначены
объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза,
указываются теоретико-методологические основы работы, методы исследования,
раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость,
формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические основы обучения говорению на
иностранном языке старшеклассников на основе видеодебатов» –
рассматриваются теоретические основы развития умений иноязычной
монологической речи на основе видеодебатов.
Дебаты представляют собой форму взаимодействия людей и форму устной
коммуникации, реализующуюся в рамках работы международных дискуссионных
площадок. Они соответствуют потребностям сегодняшнего дня, отражают
культурные особенности страны изучаемого языка средствами вербального и
невербальное поведения участников дебатов, поднимают социально-значимые
вопросы. В современном формате и современном межкультурном пространстве
дебаты являются формой иноязычной устной речи, которую мы слушаем,
понимаем и на которую мы реагируем. Сложившаяся ситуация позволяет
использовать видеодебаты как одно из средств обучения иноязычной
монологической речи в старших классах профильного уровня.
Видеодебаты – это лингводидактичсекий цифровой ресурс, который
представляет собой образец речевого поведения и формы взаимодействия.
Представляя образец речевого поведения, видеодебаты демонстрируют
речевое и неречевое поведение участников общения в различных ситуациях.
Видеодебаты обладают лингвистическим потенциалом (широта выбора языковых
средств, обороты речи, свойственные общению в определенном социуме),
социокультурным потенциалом (наличие статусно-ролевых отношений,
тематическое многообразие высказываний, индивидуальные особенности
говорящих, специфическое отражение обсуждаемых проблем, свойственных
конкретной стране, группе стран), демонстрируют личностные качества и
отражают многочисленные варианты вербального и невербального поведения
участников.
Являясь образцом формы взаимодействия, видеодебаты передают
актуальные проблемные вопросы в рамках современного контекста, являются
аутентичным речевым видеоматериалом, отражая культуру страны изучаемого
языка и проблемное межличностное взаимодействие на различных социальных
условиях и в разных сферах деятельности.
Применяя видеодебаты в учебном процессе, мы преследуем цель развивать
различные компетенции, и, в первую очередь, коммуникативную компетенцию. В
результате использования видеодебатов на уроках иностранного языка в старших
классах профильного уровня происходит развитие умений иноязычного
монологического высказывания, необходимых современному выпускнику школ:
– умение анализировать прослушанный речевой материал;
– обсуждение поставленной проблемы;
– умение комментировать аргументы;
– умение конкурировать и вести полемику;
– грамотное публичное изложение собственных идей;
– аргументация и доказательство позиций;
– умение отстаивать свои интересы.
В данном исследовании видеодебаты являются основополагающими при
развитии умений иноязычной монологической речи. При подборе материалов и
заданий мы должны учитывать уровень знаний обучающихся и трудности, с
которыми они могут столкнуться обучающиеся при работе с видеодебатами.
Также, важным аспектом становится отбор видеодебатов для применения
их на уроках иностранного языка в старших классах профильного уровня. При
отборе видеодебатов были выделены следующие критерии:
функциональность
информативность
объем
содержание
аутентичность
смысловая завершенность.
Во второй главе – «Методика развития умений монологического
высказывания старшеклассников на иностранномязыкена основе
видеодебатов» – описывается авторская методическая система обучения
иноязычной монологической речи старших школьников на основе видеодебатов
(осуществляется отбор учебных стратегий, методов, приемов и форм работы);
рассматривается технологический компонент методической системы обучения
иноязычной монологической речи старших школьников на основе видеодебатов:
предлагается система упражнений и коммуникативных заданий, направленная на
развитие умений иноязычной монологической речи; описывается ход и
приводятся результаты опытного обучения по развитию умений иноязычной
монологической речи старшеклассников на основе видеодебатов.
Методическая система обучения иноязычной монологической речи
старших школьников на основе видеодебатов является уникальной и включает в
себя целевой компонент, концептуальные положения, технологический
компонент и результативный компонент.
Целевой компонент включает в себя целеполагание и ряд задач:
задачи для развития умений иноязычной монологической речи на
основе видеодебатов;
задачи для развития умений аудирования посредством видеодебатов.
Концептуальные положения реализуется через сочетание подходов
(компетентностный,коммуникативно-деятельностный,личностно-
ориентированный и социокультурный), принципов (общеметодические,
общедидактические, методические принципы обучения аудированию и
говорению, принцип учета особенностей дебатов), методов (информационно-
продуктивный, интерактивный, коммуникативный, креативный).
Технологический компонент включает в себя приемы и способы работы, а
также систему упражнений и коммуникативных заданий.
Результативный компонент демонстрирует эффективные результаты
опытного обучения по предложенной методике обучения иноязычной
монологической речи старшеклассников на основе видеодебатов.
Технологический компонент методической системы обучения иноязычной
монологической речи старших школьников на основе видеодебатов включает в
себя этапы работы с видеодебатами на уроке иностранного языка, а также
приемы, систему упражнений и коммуникативных заданий.
Работа с видеодебатами на уроке иностранного языка проходит в три
этапа: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный. Для
каждого этапа мы рассмотрели свои приемы, упражнения и коммуникативные
задания. На последемонстрационном этапе используются задания, которые
способствуют развитию умений иноязычной монологической речи на
иностранном языке на основе видеодебатов. Для достижения поставленной цели
требуются специальные виды упражнений, которые способствуют развитию
умений иноязычной монологической речи, анализа, синтеза, сравнения,
сопоставления, критического мышления, а также аудитивных умений. Чтобы
процесс обучения был успешным и продуктивным, он должен быть организован
поэтапно и включать в себя грамотный подбор специально разработанных
приемов, упражнений, и коммуникативных заданий, которые соответствуют
целям и задачам обучения.
3. Достоверность представленной методики развития умений иноязычной
монологической речи на основе видеодебатов определялась в результате
опытного обучения. Была проверена также эффективность предложенной
методики работы с видеодебатами. Статистические данные показывают, что по
результатам опытного обучения старшеклассники показали значительно лучшие
результаты. Это значит, что применение видеодебатов для развития умений
иноязычной монологической речи в обучении иностранному языку в старших
классах может способствовать развитию данных умений.
Основное содержание преддемонстрационного этапа – снятие языковых
трудностей, тренировочные упражнения на основе видеодебатов. На первом этапе
применяются следующие группы упражнений:
Для решения данной цели на первом этапе применяются следующие
группы упражнений:
1. Первая группа упражнений связана с прогнозированием содержания
видеодебатов. Она включает в себя следующие задания:
обобщать ранее полученные знания по заданной теме;
прогнозировать видеодебаты по заголовку;
бегло просматривать части видео без звука;
ознакомиться с новыми лексическими единицами, предъявляемыми в
видеоматериале;
ответитьнавопросы,правильные/ложныеутверждения,
способствующие прогнозированию содержания видеодебатов;
2. Следующая группа упражнений связана с введением новых слов и их
объяснением.
3. Упражнения, направленные на контроль понимания новых слов в
предложениях из видеодебатов.
4. Упражнения на развитие фонетической стороны речи:
фонетическая отработка слов / фраз;
ударение;
интонация;
упражнения на смысловое выделение, членение видеодебатов.
5. Следующая группа упражнений связана с отработкой наиболее
сложных грамматических структур в предложениях из видеоматериала.
6. Упражнения, направленные на тематическую группировку слов из
видеодебатов.
7. Упражнения на постановку различных видов вопросов.
8. Группа упражнений, связанных с избирательным просмотром
фрагментов (предложений) видеодебатов с целью формулирования ответов на
вопросы, воспроизведения контекста употребления слова, определения
правильности утверждения.
9. Упражнения, связанные с кратким изложением учителем основного
содержания видеодебатов.
Упражнения, выполняемые на демонстрационном этапе, предполагают
работу на извлечение отдельно интересующей информации из видеодебатов. На
данном этапе проверяется умение обучающихся ориентироваться в видеодебатах,
понимать, в какой части видеоматериала искать необходимую информацию.
Обучающиеся учатся соотносить печатную информацию и информацию из
видеоматериалов, быстро искать нужный отрывок. Это могут быть такие задания,
как заполнение таблицы, пропусков [146].
Для реализации вышеперечисленных задач мы применяем следующие
задания:
1. Первая группа включает в себя задания, направленные на поиск
языковой информации (лексической, грамматической, фонетической) во время
просмотра видеодебатов. Здесь применимы такие упражнения, как:
просмотреть видеодебаты и подобрать английские эквиваленты к
следующим русским словам и выражениям;
подобрать русские эквиваленты к определенным английским словам и
выражениям;
заполнить пропуски в предложениях необходимыми словами и
выражениями;
выписать все прилагательные, которые употреблялись в видеодебатах
с каким-либо определенным существительным (все глаголы, которые
употреблялись с существительным и т.д.);
выписать глаголы из нижеприведенного списка в той грамматической
форме, в которой они были употреблены в видеодебатах;
отметить те синонимы, которые употреблялись в видеодебатах [90].
Task 2. Watch the extract from the video and fill in the words.

What we have chosen is to 1) ……………… massively, heavily to
2)………………. our greenhouse gas emissions. We are talking about twenty
3)…………….. dollars over ten years invested in 4) …………… transit that will
reduce our 5) ………………. emissions. We are 6) ……………… about twenty
billion dollars over ten years in green sustainable 7) ………………. , so that we
can reduce our greenhouse gas 8) ……………… . We are going to invest
9)………………… of millions of dollars to develop green technology,
10)……………. technology.

2. Следующий вид заданий, выполняемый в процессе просмотра
видеодебатов, это задания, направленные на развитие рецептивных умений:
найти ответы на вопросы, предложенные до предъявления
видеоматериала;
определить верно, либо неверно утверждение;
соотнести разрозненные предложения со смысловыми частями
видеоматериала (заголовки каждой части предлагаются);
расположить части видеодебатов в логической последовательности
[90].
3. На демонстрационном этапе также целесообразно применять задания,
направленные на развитие умений иноязычного монологического высказывания.
Здесь характерны такие задания, как:
упражнения, основывающиеся на отсутствии изображения при
сохранении звука. При аудировании видеодебатов без видеосопровождения перед
обучающимися стоят такие задачи, как описание предполагаемой внешности и
одежды героев, места событий, предметов, которые могли находиться рядом,
характера взаимоотношений между участниками видеодебатов. Такие задания
представляют собой монолог-описание;
упражнения с использованием кнопки «ПАУЗА». При выполнении
этого задания учитель останавливает видеодебаты, обучающимся предлагается
высказать предположения о дальнейшем ходе развития событий. Такой вид
заданий предполагает развитие таких дискурсивных умений как определение и
установление логико-смысловых связей и их развитие;
задания, предполагающие воспроизведение услышанного в форме
рассказа, сообщения и обсуждения [90].
4. Также, необходимо выделить ряд заданий, направленных на развитие
социокультурных умений обучающихся, сопоставление и интерпретирование
культуроведческой информации.
Заключительный этап – последемонстрационный. Его основная цель –
использовать исходный видеоматериал в качестве основы и опоры для развития
умений иноязычного монологического высказывания. Данный этап включает в
себя следующие виды заданий:
ответы на вопросы;
составление плана пересказа;
сжатый, либо развернутый пересказ;
комментариипосодержаниюиязыковомуоформлению
видеоматериала;
расширение и продолжение прослушанного видеоматериала
обучающимися;
составление рассказа по аналогии;
подготовка иноязычных монологических высказываний на основе
прослушанного видеоматериала.
Для данного этапа характерны такие приемы, как «зрители и слушатели»,
«предсказание», «застывший кадр», «один звук», «правда или ложь», «заполнение
пропусков в диалоге», «выбери роль».
Task 1. You are going to describe the picture. You will speak for not more
than 2 minutes. In your talk remember to speak about:
1. What/who is in the photo
2. What is happening
3. What he/she is talking about
4. What he/she feels

Task 2. You are going to give a talk on the problem. In your talk
remember to speak about:
TaskAnswers
1. perform the statement of
one of the participants in the debate,
what problem it addresses
2. compare the point of view
of both parties, identify common
and diverse features
3. compare the arguments
used by debate participants
4. perform the problem
under discussion and express your
opinion on the matter
5. сomment on which party
you adhere
6. express your own opinion
“for” and “against” the discussed
problem

С целью проверки гипотезы исследования было проведено опытное
обучение. Результативный компонент демонстрирует эффективные результаты
опытного обучения по предложенной методике обучения иноязычной
монологической речи старшеклассников на основе видеодебатов.
В ходе опытного обучения для оценки умений иноязычной
монологической речи посредством видеодебатов были предложены следующие
критерии:
решение коммуникативной задачи;
структура высказывания;
логическое изложение фактов;
лексико-грамматическое оформление высказывания;
социокультурный аспект высказывания.
В соответствии с выделенными умениями аудирования и иноязычной
монологическойречипосредствомвидеодебатовуобучающихся
контролировались следующие умения иноязычной монологической речи:
делать сообщения по представленной проблеме;
передавать содержание полученной информации;
анализировать речь участников видеодебатов;
сравнивать высказанные аргументы и высказывать свою точку зрения
на их основе;
рассуждать о проблеме, аргументируя, приводя примеры, делая
выводы;
Для определения уровня сформированности умений иноязычной
монологической речи у обучающихся применялся коэффициент усвоения (КУ) по
следующей формуле: КУ=r/w, где r – количество правильных ответов, w – общее
число предполагаемых ответов.
Результаты тестирования, направленные на определение уровня
сформированности умений иноязычной монологической речи обучающихся,
рассчитывались по формуле:, где ха – среднее значение
варьирующего признака,означает суммирование, т.е. сложение отдельных
признаков, х – отдельные значения варьирующего признака, которые называются
вариантами, n – число единиц совокупности.
На основании диагностического контроля в 10 классе можно сделать
вывод, что умения иноязычной монологической речи у обучающихся
сформированы в среднем на 60-70%.
Данные диагностического контроля
Процент от общего числа учеников80
60минимальный уровень КУ
50средний уровень КУ
40высокий уровень КУ
0

Делая выводы об итоговом контроле в 11 классе, необходимо отметить,
что сформированность умений иноязычной монологическрой речи достигает в
среднем 90%.

Данные итогового контроля
Процент от общего числа учеников
70
60минимальный уровень КУ
средний уровень КУ
30высокий уровень КУ
Статистические данные показывают, что по результатам опытного
обучения обучающиеся показали значительно лучшие результаты. Это значит, что
применение видеодебатов для развития умений иноязычной монологической речи
в обучении иностранному языку в старших классах может способствовать
развитию данных умений.
При сопоставлении результатов диагностического и итогового
контроля было выявлено, что умения иноязычной монологической речи на основе
видеодебатов развиваются продуктивно. Развитие умений иноязычной
монологической речи проходило по определеннойсистеме,которую
обучающиеся отрабатывали в течение учебного года.

Сравнительные данные диагностического и итогового контроля
Процент от общего числа учеников
60минимальный уровень КУ
50средний уровень КУ
40высокий уровень КУ
0
ДиагностическийИтоговый контроль
контроль

В Заключении были подведены итоги, сформулированы основные
выводы и обобщены результаты проделанной работы, обобщен личный вклад
соискателя по ключевым аспектам исследуемой проблемы.
В результате проведенного научного исследования была подтверждена
выдвинутая гипотеза, которая предполагает, что процесс развития умений
иноязычной монологической речи обучающихся старших классов профильного
уровня будет результативным, если:
отобраны по определенным критериям и включены в учебный
процесс по иностранному языку видеодебаты как лингводидактический ресурс
предметного содержания;
разработана методическая система развития умений иноязычной
монологической речи на иностранном языке посредством видеодебатов;
предложена технология обучения иноязычной монологической речи
на основе видеодебатов, включающая упражнения и коммуникативные задания,
направленные на развитие умений иноязычной монологической речи.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие
выводы.
Определенопонятиевидеодебатов.Видеодебаты–это
лингводидактичсекий цифровой ресурс, который представляет собой образец
речевого поведения и формы взаимодействия.
В результате использования видеодебатов на уроках иностранного языка в
старших классах профильного уровня происходит развитие умений иноязычной
монологической речи, необходимых современному выпускнику школ:
– умение анализировать прослушанный речевой материал;
– обсуждение поставленной проблемы;
– умение комментировать аргументы;
– умение конкурировать и вести полемику;
– грамотное публичное изложение собственных идей;
– аргументация и доказательство позиций;
– умение отстаивать свои интересы.
При отборе видеодебатов мы должны учитывать трудности, с которыми
могут столкнуться обучающиеся. Были предложены следующие критерии отбора
видеодебатов: функциональность, информативность, объем, содержание,
аутентичность, смысловая завершенность.
Разработана и внедрена методическая система развития умений
иноязычной монологической речи посредством видеодебатов, которая включает в
себя себя целевой компонент, концептуальные положения, технологический
компонент и результативный компонент.
Технологический компонент включает в себя специальные приемы и
способы работы, а также систему упражнений и коммуникативных заданий.
которые способствуют развитию умений иноязычной монологической речи.
С целью проверки гипотезы исследования было проведено опытное
обучение. Результативный компонент демонстрирует эффективные результаты
опытного обучения по предложенной методике обучения иноязычной
монологической речи старшеклассников на основе видеодебатов.
Статистические данные показывают, что по результатам опытного
обучения обучающиеся показали значительно лучшие результаты. Это значит, что
применение видеодебатов в обучении иностранному языку в старших классах
может способствовать развитию умений иноязычной монологической речи. На
основе полученных данных мы пришли к выводу, что развитие умений
иноязычной монологической речи посредством видеодебатов является реально
достигаемой целью.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся
решения проблемы обучения иноязычной монологической речи обучающихся 10-
11 классов профильного уровня посредством видеодебатов. Перспективы
дальнейшего изучения связаны с разработкой проблемы, поднятой в рамках
исследования; с поиском более рациональных и эффективных приемов обучения
школьниковстаршихклассовпрофильногоуровняиноязычному
монологическому высказыванию на основе видеодебатов; с внедрением основных
положений диссертации в теорию и практику обучения иностранным языкам в
данной области.

Актуальность исследования. Согласно национальному проекту
«Образование», «формирование эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,
основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»
является сегодня основной образовательной задачей [79]. В рамках проекта
«Образование» создаются всероссийские и международные площадки для
межличностного взаимодействия и интеллектуально-творческого развития
обучающихся, где творческая молодежь обменивается знаниями, опытом,
принимает активное участие в решении социально-значимых проблем и
создании социальных проектов. Традиционные формы коммуникации
устаревают. Широкое распространение в рамках площадок получают новые
более сложные межличностные формы взаимодействия, такие как коворкинг,
форум, дискуссия, дебаты, которые требуют от участников умения не только
реагировать на речь собеседника, но и выражать, аргументировать,
доказывать свою точку зрения. Особого внимания заслуживает подготовка
обучающихся старших классов профильного уровня к новым формам
взаимодействия, эффективным межличностным коммуникациям на
иностранном языке.
В последнее время большое распространение в мировом и российском
медиапространстве приобрели дебаты, представляющие собой форму
взаимодействия людей и форму устной коммуникации, реализующуюся в
рамках работы международных дискуссионных площадок. Они
соответствуют потребностям сегодняшнего дня, отражают культурные
особенности страны изучаемого языка, вербальное и невербальное поведение
участников дебатов, затрагивают социально-значимые вопросы. В
современном формате взаимодействия и современном межкультурном
пространстве дебаты являются новой формой иноязычной устной речи.
Средства массовой информации и сеть Интернет изобилуют записями
международных мероприятий, основным форматом проведения которых
являются дебаты.
Сложившаяся ситуация позволяет использовать видеодебаты как одно
из средств обучения иноязычной монологической речи в старших классах
профильного уровня. Видеодебаты – это лингводидактический цифровой
ресурс, представляющий собой образец речевого поведения и формы
взаимодействия. Являясь образцом речевого поведения, видеодебаты
демонстрируют речевое и неречевое поведение участников общения в
различных ситуациях. Видеодебаты обладают лингвистическим потенциалом
(широта выбора языковых средств, обороты речи, свойственные общению в
определенном социуме), социокультурным потенциалом (наличие статусно-
ролевых отношений, тематическое многообразие высказываний,
индивидуальные особенности говорящих, специфическое отражение
обсуждаемых проблем, свойственных конкретной стране, группе стран),
демонстрируют личностные качества и отражают многочисленные варианты
вербального и невербального поведения участников. Представляя образец
формы взаимодействия, видеодебаты поднимают актуальные проблемные
вопросы в рамках современного контекста, являются аутентичным речевым
видеоматериалом, отражающим культуру страны изучаемого языка и
проблемное межличностное взаимодействие в различных социальных
условиях и сферах деятельности. Являясь цифровым ресурсом, видеодебаты
способствуют внедрению современных цифровых технологий в
образовательные программы, тем самым создавая современную цифровую
образовательную среду.
В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает
разработка методики развития умений иноязычной монологической речи
старшеклассников на иностранном языке на основе и посредством
видеодебатов, в частности, умений подготовленного и неподготовленного
монологического высказывания. Важность данного исследования
обусловлена возрастающими требованиями к сформированности умений
иноязычной монологической речи у выпускников школ для успешного
межличностного взаимодействия на разных социальных уровнях и в
различных сферах деятельности на иностранном языке. Видеодебаты
являются подлинным образцом иноязычной звучащей речи, к
воспроизведению которой мы стремимся. Прежде чем обучить иноязычному
монологическому высказыванию, необходимо обучить восприятию и
пониманию устной иноязычной звучащей речи на основе видеодебатов.
Говорение и аудирование как средство обучения говорению и как
самостоятельное коммуникативное умение всегда являлись объектом
пристального внимания в методике преподавания иностранных языков.
Специфика взаимосвязанного обучения говорению и аудированию (школа,
вуз, различные уровни владения языком, обучение родному/неродному
языку) рассмотрена в работах М.З. Биболетовой, Л.В. Вербицкой,
Н.Д. Гальсковой, Н.В. Елухиной, Ю.В. Еремина, Б.А. Крузе, В.В. Лезиной,
Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, В.В. Сафоновой, В.Л. Скалкина, И.И. Халеевой.
Анализ актуальности и степени разработанности проблемы обучения
иноязычной монологической речи и вопросов организации современного
учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» позволил выявить
следующие противоречия:
 между возрастающей потребностью общества в выпускниках школ, в
особенности классов профильного уровня, обладающих высоким
уровнем сформированности коммуникативных умений устной речи,
предполагающих способность отстаивать мнение, позицию,
отношение к проблемам широкого спектра, и зачастую невысокими
результатами, демонстрируемыми выпускниками школ в реальных
ситуациях межкультурного общения;
 между объективно высоким лингводидактическим потенциалом
видеодебатов на уроках иностранного языка в старших классах
профильного уровня и невыявленностью возможностей их применения
в условиях обучения иностранным языкам;
 между социальной потребностью в новых формах межкультурного
взаимодействия (форумы, коворкинги, площадки и т.д.) и отсутствием
средства обучения, способствующего развитию иноязычной
монологической речи в рамках данных форм.
Вышеуказанные противоречия позволили выявить проблему
исследования: что представляет собой методика обучения старшеклассников
иноязычной монологической речи на основе видеодебатов?
Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия обусловили
выбор темы исследования: «Методика обучения старшеклассников
иноязычной монологической речи на основе видеодебатов».
В этой связи объектом исследования является процесс развития
умений иноязычной монологической речи обучающихся старших классов
профильного уровня.
Предметом исследования выступает методика развития умений
иноязычной монологической речи обучающихся старших классов
посредством видеодебатов.
Цель исследования – теоретическая разработка и реализация
методики обучения иноязычной монологической речи обучающихся старших
классов профильного уровня на основе видеодебатов.
Гипотеза исследования – процесс развития умений иноязычной
монологической речи обучающихся старших классов профильного уровня
будет результативным, если:
 отобраны по определенным критериям и включены в учебный процесс
по иностранному языку видеодебаты как лингводидактический ресурс
предметного содержания;
 разработана методическая система развития умений иноязычной
монологической речи на иностранном языке посредством
видеодебатов;
 предложена технология обучения иноязычной монологической речи на
основе видеодебатов, включающая упражнения и коммуникативные
задания, направленные на развитие умений иноязычной
монологической речи.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования
были сформулированы задачи исследования:
1. Обосновать лингводидактический потенциал видеодебатов как ресурса,
способствующего развитию умений иноязычной монологической речи
обучающихся старших классов.
2. Рассмотреть проблему обучения иноязычной монологической речи
обучающихся старших классов посредством видеодебатов.
3. Определить основные критерии отбора видеодебатов для их
применения в учебном процессе по иностранному языку.
4. Создать методическую систему обучения иноязычной монологической
речи старших школьников на основе видеодебатов.
5. Разработать технологический компонент методической системы
обучения иноязычной монологической речи старших школьников на
основе видеодебатов.
6. Проверить эффективность предлагаемой методики обучения
иноязычной монологической речи обучающихся старших классов на
основе видеодебатов в опытном обучении.
Учитывая специфику предмета, объекта, цели, задач и гипотезы работы,
были выбраны методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ философских, дидактических,
лингвистических, педагогических, психологических, методических,
работ по теме исследования; анализ нормативно-правовой
документации, образовательных программ, предметных УМК по
английскому языку; моделирование учебного процесса;
прогнозирование результатов учебного процесса; обобщение и
систематизация данных.
2. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование
обучающихся 10-11 классов, беседы с носителями языка, беседы с
преподавателями иностранного языка, имеющими опыт работы,
обобщение личного практического опыта организации иноязычного
обучения в старшей школе с использованием разработанной методики
обучения.
3. Диагностические методы: анкетирование, проведение
диагностического, промежуточного и итогового контроля, системный
анализ монологических высказываний обучающихся, общий
мониторинг результатов успеваемости.
4. Формирующие методы: опытное обучение старшеклассников с целью
проверки рациональности разработанной методики обучения
иноязычной монологической речи посредством видеодебатов.
Методологической основой исследования послужили:
 положения компетентностного подхода (В.И. Байденко,
К.Э. Безукладников, Н.Д. Гальскова, Г.И. Ибрагимова,
Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской);
 положения коммуникативного-деятельностного подхода в образовании
(Н.А. Голубева, Р.П. Мильруд, С.И. Королев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова,
О.И. Трубицина, Л.В. Яроцкая, Field J., Leung,S., Oltman, P., Rosenfeld,
M.);
 положения социокультурного подхода (О.А. Обдалова, О.Г. Оберемко,
В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова,
И.И. Халеева);
 положения личностно-ориентированного подхода (Н.И. Алмазова, Б.Г.
Ананьев, М.А. Ариян, И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Ю.В. Еремин).
Теоретическую основу исследования составляют:
 основные исследования теории речевой деятельности (П.П. Блонский,
Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, П.И. Зинченко, А.А.
Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Р. Львов, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба);
 основные работы теории восприятия (В.А. Артемов, Л.В. Бондарко,
Л.А. Венгер, А.А. Залевская, А.В. Запорожец, Л.А. Кожевников,
Н.Г. Морозова, А.А. Смирнов, А.Н. Соколов, Л.С. Цветкова);
 исследования в области памяти, мотивации, речевых механизмов
(Б.Г. Ананьев, В.И. Бельтюков, Л.И. Божович, Л.В. Бондарко, В.И.
Галунов, Е.Н. Дмитриева, Е.П. Ильин, В.С. Мерлин, Дж.А. Миллер,
Ж.Пиаже, A.А. Смирнов, Г.В. Сорокоумова, Т.Н. Ушакова, Л.В.
Черемокина, П.М. Якобсон, Miller G.A.);
 исследования в области порождения и восприятия речи на иностранном
языке (Б.А. Жигалев, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р.
Лурия, Р.П. Мильруд, Г.В. Рогова);
 исследования, рассматривающие вопросы развития умений различных
видов речевой деятельности (Н.И. Гез, Е.П. Глумова, Н.В. Елухина,
Ю.В. Еремин, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, З.А. Кочкина, Б.А. Крузе,
Е.И. Пассов, П.В. Сысоев, И.И. Халеева, А.С. Шимичев).
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ СШ
№ 1, МАОУ СШ №2, МОАУ СШ №4, МАОУ СШ № 6, МАОУ СШ №
11 г.о.г. Бор Нижегородской области Российской Федерации.
Участники опытного обучения – учащиеся 10-11 классов с
углубленным изучением иностранного языка (215 человек).
Организация и этапы исследования. Исследование
проводилось в несколько этапов с 2012 по 2020 гг.
 На первом (научно-поисковом) этапе (2012-2014 гг.) определялась
проблема исследования, цель и задачи; изучалась отечественная и
зарубежная литература по проблеме исследования; рассматривались
вопросы обучения школьников иноязычному монологическому
высказыванию на основе видеодебатов.
 На втором (поисково-практическом) этапе (2014-2016 гг.) создавалась
методическая система развития умений иноязычной монологической
речи с использованием видеодебатов; разрабатывался технологический
компонент методической системы обучения иноязычной
монологической речи старших школьников на основе видеодебатов,
включающий систему упражнений и коммуникативных заданий.
 На третьем (обобщающем) этапе (2016-2020 гг.) осуществлялось
внедрение методики в практику; проводился анализ опытного
обучения; формулировались выводы и подводились общие итоги
исследования.
Личный вклад автора заключается в разработке методики развития
умений иноязычной монологической речи обучающихся старших классов
профильного уровня посредством видеодебатов; создании и описании
методики применения видеодебатов при развитии умений иноязычной
монологической речи; разработке критериев отбора видеодебатов для
учебного процесса, критериев оценивания умений иноязычной
монологической речи обучающихся; проведении опытного исследования по
развитию у старшеклассников умений иноязычной монологической речи
посредством видеодебатов; внедрении предложенной методики в учебный
процесс на базе МАОУ СШ №1, МАОУ СШ №2, МАОУ СШ №4, МАОУ СШ
№6, МАОУ СШ № 11 г.о.г. Бор.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
том, что:
 разработана методика обучения иноязычной монологической речи
старшеклассников на основе видеодебатов;
 определен потенциал видеодебатов как лингводидактического ресурса,
обладающего информативностью, языковой аутентичностью,
социокультурным содержанием и способствующего развитию умений
иноязычной монологической речи старшеклассников;
 предложены критерии оценки уровня развития умений иноязычной
монологической речи посредством видеодебатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
 предложено определение видеодебатов как лингводидактического
ресурса в обучении иностранным языкам;
 обосновано использование видеодебатов в обучении старшеклассников
иностранному языку на профильном уровне;
 сформулированы критерии отбора видеодебатов для развития умений
иноязычной монологической речи;
 выделены принципы обучения иноязычной монологической речи
старшеклассников на основе видеодебатов с дополнением авторского
принципа учета особенностей видеодебатов как материала для
развития умений иноязычной монологической речи.
Практическая значимость исследования.
 разработана и внедрена методика, способствующая развитию умений
иноязычной монологической речи школьников старших профильных
классов на основе видеодебатов, включающая специально отобранное
содержание обучения, этапы работы, систему упражнений и
коммуникативных заданий;
 предложены оценочные листы для оценки эффективности применения
методики и критерии оценивания умений иноязычной монологической
речи.
Предложенная методика обучения иноязычной монологической речи
содержит достаточное количество дидактических материалов, которые были
проверены и апробированы в результате опытного обучения; материалы
исследования могут быть использованы в реальной работе учителя
английского языка при обучении старшеклассников на профильном уровне.
Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись в
ходе опытного обучения в МАОУ СШ №1, МАОУ СШ №2, МАОУ СШ №4,
МАОУ СШ №6, МАОУ СШ № 11 г.о.г. Бор Нижегородской области; в форме
выступлений на методических объединениях и теоретических семинарах по
методике преподавания иностранных языков в городском округе г. Бор; в
ходе руководства творческой группой учителей английского языка на
муниципальном уровне; основные результаты диссертационной работы
докладывались и обсуждались в рамках научных конференций
«Межкультурная и межэтническая коммуникация в преподавании
иностранных языков» ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Способы и приемы работы с текстами-дебатами, способствующие развитию умений аудирования и говорения на иностранном языке
    В.К. Кзазкова // Современные наукоемкиетехнологии. – 2
    Критерии отбора текстов-дебатов для аудирования
    В.К. Казакова // Казанская наука. Вып. – 2– С. 86
    ✍️ Журнал
    Обучение аудированию и говорению посредством текстов-дебатов в старших классах с учетом требований ФГОС
    В.К. Казакова // Современные наукоемкие технологии. – 2
    Тексты-дебаты на уроке иностранного языка[Монография]
    В.К. Казакова // LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2– 65c.
    Развитие навыков аудирования как средство формирования коммуникативной компетенции
    В.К. Казакова //Аспирант. Вып. – Н.Новгород: НГЛУ им. А.Н. Добролюбова, 2– С. 185
    Формирование социокультурной компетенции на основе материала для аудирования
    В.К. Казакова // Межкультурная имежэтническая коммуникация в преподавании иностранных языков: материалынаучно-практической конференции. – Н.Новгород: НГЛУ им. А.Н. Добродюбова,2– С. 72
    Обучение аудированию как виду речевой деятельности с использованием ИКТ
    В.К. Казакова // Проблемы образования всовременной России и на постсоветском пространстве: материалы XXIIмеждународной научно-практической конференции (зимняя сессия). – Пенза,ПГТУ, 2– С. 91
    Психологические механизмы как основная составляющая аудирования в преподавании иностранных языков
    В.К.Казакова // Инновации в подготовке учителя иностранного языка: теория ипрактика: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Н.Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2– С. 20
    Система упражнений для аудирования с учетом требований ФГОС
    В.К. Казакова // Разработка новых и адаптациясуществующих методов, механизмов и инструментов развития в экономике,управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании,природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии,психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике,физике, информатике, градостроительстве: материалы международной научно-практической конференции. – СПб, НОУДПО «Санкт-Петербургский институтпроектного менеджмента», 2– С. 57
    Формирование коммуникативной компетенции при обучении аудированию текстов-дебатов
    В.К. Казакова // Путиприменения научных достижений: тенденции, перспективы и технологииразвития в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории,культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии,зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии,социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве:материалы международной научно-практической конференции. – СПб, НОУДПО«Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента», 2– С. 69
    Создание цифровой среды посредством использования видеодебатов в рамках современного урока иностранного языка
    О.Г. Оберемко, В.К. Казакова // Подготовка учителя иностранного языкав контексте национального проекта «Образование». – Н.Новгород, НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2– С. 73

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»