Организационно-экономические механизмы развития инновационной деятельности на муниципальном уровне
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…………………………………………. 13
1.1 Условия и предпосылки развития инновационной деятельности в
региональных и муниципальных экономических системах …………… 13
1.2 Организационно-экономические механизмы инновационной
деятельности территорий: сущность, определение, классификация…… 25
1.3 Зарубежный опыт и российская практика внедрения инноваций на
муниципальном уровне …………………………………………………… 37
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК И БАРЬЕРОВ
ИННОВАЦИОННОГО РОСТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………………………….. 50
2.1 Систематизация проблем инновационной деятельности на
муниципальном уровне ………………………………………………………………. 50
2.2 Анализ муниципальных образований Московской области по
показателям социально-экономического положения и инновационного
производства…………………………………………………………….….. 64
2.3 Рейтинговая оценка социально-экономического положения и
инновационной деятельности муниципальных образований
Московской области………………………………………………………. 87
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ………………… 100
3.1 Трехфакторная модель формирования муниципальной
инновационной системы………………………………………………….. 100
3.2 Механизмы активизации инновационного развития
предпринимательских структур в рамках контрактной системы …….. 111
3.3 Разработка предложений по совершенствованию механизмов
взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в
инновационной сфере…………………………………………………….. 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….. 176
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………. 181
В рамках первого научного результата раскрыта и дополнена сущность организационно-экономических механизмов и обосновано их применение в инновационной сфере на муниципальном уровне. Исходя из многообразия определений механизмов в экономической сфере, имеющих место в научном обороте, предложено содержательное разграничение теоретических подходов к сущностному содержанию экономических механизмов. В результате контекстного анализа дефиниций выделены три типа подходов:
статический, рассматривающий механизмы как совокупность средств методов, стимулов, рычагов, инструментов, организационных структур, алгоритмов действий;
динамический, определяющий механизмы как последовательность состояний, процессов;
функциональный, основанный на трактовке механизмов через совокупность взаимосвязей и взаимодействий методов, структур, регуляторов и участников экономических отношений.
Для обоснования организационно-экономических механизмов, в основу
исследования положен функциональный подход, как наиболее сообразный с этапностью инновационного цикла, поскольку ориентирован на результат, соответствующий поставленным целям и исходным условиям, при этом не исключающим применение двух других подходов.
Предложен перечень инновационных механизмов, выполняющих
директивные, организационные, стимулирующие, финансовые и информационные функции, способные дать толчок инновационной деятельности на муниципальном уровне.
Вследствие возникновения в инновационном процессе целого комплекса разнообразных задач, организационно-экономические механизмы представлены в работе как относительно самостоятельная система, интегрирующая взаимосвязи между элементами, функциями и участниками инновационной системы, организуя способность воздействовать целенаправленно. Разработана структурно-логическая схема организационно-экономических механизмов инновационной деятельности на муниципальном уровне (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Организационно-экономические механизмы инновационной деятельности на муниципальном уровне
Источник: разработано автором
Сформулировано авторское определение организационно- экономических механизмов инновационной деятельности с учетом муниципальной специфики, под которыми следует понимать совокупность субъектов, правовых норм, организационно-управленческих структур, методов и инструментов регулирования процессов и отношений, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает развитие инновационного потенциала и расширение масштабов инновационного производства с целью решения вопросов местного значения на качественно новом уровне
Принимая во внимание наличие сбоев в действиях разного рода экономических механизмов, определены возможные противодействия, приводящие к торможению инновационного развития на макро-, мезо- и микроуровне, спроектированы результаты данных противодействий (Таблица 1).
Таблица 1 – Действия и противодействия организационно-экономических механизмов
Вид механизма
Механизмы директивного управления
Механизмы стимулирования
Механизмы организационного управления
Уровень
макроуровень, мезоуровень,
макроуровень, мезоуровень
Противодействие
Нарушение «правил игры» в силу недостаточной ответственности за неисполнение Малопривлекательные условия для потенциальных инвесторов и инноваторов
Неэффективная система управления хозяйственными процессами
Результат противодействия
Игнорирование законодательных норм и правил в инновационной сфере Пассивная реакция экономических субъектов на возможность выбора
Развитие организационной патологии и разрушение организационных структур
Финансовые механизмы
макроуровень, мезоуровень, микроуровень
Недостаточность источников
собственных финансирования одновременно условия
инноваций невыгодные кредитования
и
Дефицит финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов и программ
Информационные механизмы
макроуровень, мезоуровень, микроуровень
Недостаточная
информационная прозрачность и неразвитость национальной информационной системы
Недоступность необходимой информации для научно- технической и инновационной деятельности, усиливающая инновационное торможение
мезоуровень, микроуровень
Источник: составлено автором
Выявлена низкая инновационная активность в муниципальных образованиях, обусловленная наличием противодействующих факторов инновационного развития, связанных с отсутствием системности в инновационной политике органов местного самоуправления, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на технологическую модернизацию муниципальной экономики, проецируясь на инновационное торможение в региональных и национальных масштабах.
В рамках второго научного результата разработана типология муниципальных образований Московской области с применением эталонного метода рейтинговой оценки за период 2011-2017 гг. с последующим построением матрицы размерностью 3х3 в двумерной системе координат «социально-экономическое положение – инновационная деятельность». Для рейтингования социально-экономического положения использованы показатели, характеризующие объем собственного
производства, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, эффективность использования и степень износа основных фондов, удельные величины доходов местного бюджета, доходов населения в части заработной платы, оборота розничной торговли, уровень занятости населения, состояние жилищного фонда и уровень его обеспеченности. Интегральный рейтинговый показатель инновационной деятельности муниципальных образований рассчитан исходя из показателей инновационной активности организаций, объема инновационного производства, затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации, количества разработанных и использованных передовых производственных технологий.
В результате сопоставления социально-экономического и инновационного рейтингов на основе введенной процентной шкалы1 определено 9 групп муниципальных образований (Рисунок 2).
К – количество муниципальных образований;
СЭП – социально-экономическое положение;
ИД – инновационная деятельность;
н, с, в – соответственно, низкий, высокий, средний уровни развития
Рисунок 2 – Матрица «Социально-экономическое положение – инновационная деятельность»
Источник: разработано автором
Возможные комбинации уровней социально-экономического положения и инвестиционной деятельности, соединенные с результатами
1 Автором введенная процентная шкала, соответствующая сформированным условиям заданных пределов значений интегральных рейтинговых показателей социально-экономического положения и инновационной деятельности, включающая 0 – 34%; 35% – 65%; 66% – 100% соответственно низкий, средний и высокий уровень развития муниципальных образований Московской области.
13
подсчетов количества муниципальных образований Московской области, соответствующего каждой комбинации, представлены в таблице 2. Исходя из полученных группировок муниципальных образований, выявлен ряд тенденций, которые в течение исследуемого периода приобрели устойчивый характер:
из девяти возможных групп муниципальные образования рассредоточились в 5-ти – 6-ти группах, стабильно – в 4-х группах (вторая, третья, пятая, шестая группы);
максимальное количество муниципальных образований имеют высокий и средний уровни социально-экономического положения в сочетании с низким уровнем инновационной деятельности (вторая и третья группы);
не выявлены комбинации низкого уровня социально- экономического положения в сочетании с высоким и средним уровнем инновационной деятельности (четвертая и седьмая группы);
негативной оценки заслуживает крайне незначительное количество муниципальных образований с высоким уровнем инновационной деятельности (седьмая, восьмая, девятая группы).
Таблица 2 – Группировка муниципальных образований Московской области за период 2011-2017 гг.
No группы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Соотношение уровней социально- экономического положение (СЭП) и инновационной деятельности (ИД)
низкий уровень СЭП – низкий уровень ИД средний уровень СЭП – низкий уровень ИД высокий уровень СЭП – низкий уровень ИД низкий уровень СЭП – средний уровень И средний уровень СЭП – средний уровень ИД высокий уровень СЭП – средний уровень ИД низкий уровень СЭП – высокий уровень ИД средний уровень СЭП – высокий уровень ИД высокий уровень СЭП – высокий уровень ИД
Количество муниципальных образований по годам, ед.
2011 1
2012 2013 0 0
2014 2015 2016 2017
1 2 1 1
35 38 35 36 40 38 42 20 16 17 17 13 13 11
0 0 0 1 2 3 0 2 2 0 0 0 1 0 0 1 1 2
0 0 0 0
2 1 3 2
1 1 2 1
0 0 0 0
1 2 1 2
1 0 1 0
Источник: составлено автором
Приведенные выше результаты обнаружили отсутствие явной взаимозависимости между инновационной деятельностью и социально- экономическим положением в рассматриваемый период. Это объясняется низкой инновационной активностью субъектов рынка и недостаточной развитостью механизмов стимулирования инновационной деятельности на муниципальном уровне, несмотря на то, что Московская область занимает лидирующие позиции в межрегиональных инновационных рейтингах.
В рамках третьего научного результата разработана модель муниципальной инновационной системы, реализуемая по схеме: вход (инновационная среда) – преобразование (инновационное производство) – выход (результаты инновационного производства). Системные объекты инновационного процесса соотнесены с действием трех интегральных факторов: ресурсов, условий и механизмов, которые на муниципальном уровне идентифицированы соответственно с инновационным потенциалом, инновационным климатом и инновационными механизмами.
Сформулирована авторская концепция развития муниципальной инновационной системы, которая сопряжена с действием таких интегральных факторов как инновационный потенциал и инновационный климат, эффективное взаимодействие которых обеспечивается инновационными механизмами, оказывающими существенное влияние на инновационную деятельность. Разработана модель муниципальной инновационной системы (Рисунок 3).
Модель основана на системном подходе: вход преобразование выход:
1 этап: Вход, характеризуемый «инновационной средой», элементами которой являются инновационный потенциал и инновационный климат;
2 этап: Преобразование – непосредственный процесс обеспечения трансформации результатов научных исследований и разработок в практической деятельности;
3 этап: Результаты инновационного производства, включающего получение коммерческого эффекта, развитие инновационной инфраструктуры.
Каждый этап сопровождают инновационные механизмы, включая механизмы стимулирования, организационного управления, финансовый и информационный. При этом муниципальные образования получают новые
конкурентные преимущества, что позволяет, в свою очередь, улучшить инновационный климат, повысить инновационный потенциал и привлечь дополнительное финансирование.
Рисунок 3 – Модель инновационного развития на муниципальном уровне
Источник: разработано автором
Муниципальное образование рассматривается как территория для применения и реализации инноваций, где не только формируется спрос на инновации, но и происходит их активная генерация. Выявлена особенность муниципальной инновационной системы, заключаемая в реализации инновационного цикла не в полном объеме ввиду отсутствия возможности влияния местного самоуправления на все его стадии. В частности, исключением являются фундаментальные и прикладные исследования, финансирование которых осуществляется преимущественно из государственных бюджетных источников. В отношении муниципальных
образований инновационная система состоит из элементов и взаимодействий в процессах диффузии инноваций. На муниципальном уровне наиболее применимой и отчасти реализуемой является модель «двойной спирали» в ее следующих вариантах: «органы МСУ – рынок», «органы МСУ – университеты (наука)», «университеты (наука) – предприятия» (последние без участия органов МСУ).
Предложенный подход позволяет выработать единую направленность действий всех участников инновационного процесса, ориентированных на интеграцию в единую муниципальную инновационную систему.
В рамках четвертого научного результата выявлены и систематизированы ключевые проблемы, препятствующие расширению спроса на инновационные товары, работы, услуги при осуществлении муниципальных закупок, регулируемых Федеральным законом ФЗ-44 «О контрактной системе». В настоящем исследовании муниципальные закупки рассматриваются в качестве инструмента стимулирования инновационной активности, механизма формирования спроса на инновационную, в том числе высокотехнологичную продукцию.
Принимая во внимание принцип стимулирования инноваций, предусмотренный в Федеральном законе о контрактной системе, проведен анализ применения его на практике. Отмечено, что муниципальные заказчики игнорируют возможность приобретения инновационной продукции (товаров, работ, услуг), при существующем широком спектре таковых возможностей, предпочитая закупку традиционной продукции. Данное обстоятельство подтверждено сведениями о закупках товаров, работ, услуг муниципальными образованиями Московской области, согласно которым доля контрактов на поставку высокотехнологичной и инновационной продукции ежегодно составляет не более 0,05% от общего объема закупок2.
В таблице 3 представлены примеры закупок инновационных товаров, работ и услуг в рамках решения вопросов местного значения, совершенных в 2018 году, применение которых возможно в любых муниципальных образованиях.
2 Данные получены при изучении муниципальных закупок, представленных на Портале закупок. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 18.02.2019)
Таблица 3 – Примеры соотношений закупок органов местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения свершенных в 2018 году и возможных
Примеры закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых на муниципальном уровне
Выполнение работ по ремонту здания администрации
Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог
Поставка игрового оборудования для детских и спортивных площадок открытого типа на территории муниципального образования
Приобретение материалов и оборудования для осуществления концертной деятельности
Источник: составлено автором закупок [Электронный ресурс]. обращения 18.02.2019)
Примеры инновационных товаров, работ, услуг, возможных к применению на муниципальном уровне
Выполнение работ по ремонту здания с применением инновационных строительных и отделочных материалов (стекло магниевые листы, натуральные обои, мягкая плитка, фибр цементные плиты и т.п.)
Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог с применением инновационных и высокотехнологичных материалов (например технологии укладки дорожных одежд из сталефибробетона и основания трассы с использованием бетона из кремнезема)
Поставка игрового оборудования из Полимеркомпозита (экологически чистый материал, в состав которого входит 75% сухого песка, 25% полимеров) для детских и спортивных площадок открытого типа на территории муниципального образования
Закупка инновационных материалов и оборудования для осуществления деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры (инновационная акустическая система, активных сабвуферов и цифрового микшерного пульта и т.п.)
на основе данных Единой информационной системы в сфере URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата
Закупка комплектов «Мультифункциональная интерактивная панель» для нужд муниципального бюджетного учреждения
Закупка инновационных комплектов интерактивной панели (жидкокристаллическая сенсорная панель)
Ремонт инженерных сетей
Выполнение работ по ремонту инженерных сетей с применением гибких полимерных теплоизолированных труб для внутриквартальных инженерных сетей горячего водоснабжения (ГВС) и отопления, фитингов (соединительные детали) и гидравлического прессового инструмента для монтажа полимерных труб и т.д.
На основе проведенного анализа действующей контрактной системы в инновационной сфере, выявлены и систематизированы основные проблемы, препятствующие увеличению спроса на инновационные товары, работы, услуги. На основе этого определены способы их преодоления, сформированы следующие предложения:
законодательно вменить в обязанность заказчику руководствоваться приоритетом закупки инновационной высокотехнологичной продукции, определив процентное выражение таковой в общем совокупном годовом объеме закупаемых товаров, работ, услуг;
разработать и внедрить систему мониторинга результатов эффективности исполнения муниципальных контрактов на закупку инновационных, высокотехнологичных товаров, работ, услуг;
закупку инновационной и высокотехнологичной продукции следует выделить в отдельную категорию закупок, к которой должны применяться особые условия;
разработать четкие критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции, при этом особое внимание следует уделять экспертизе конкурсных заявок участников в части определения инновационности закупаемой продукции;
создать эффективную систему методической поддержки в виде информирования и консультирования заказчиков с одновременным распространением лучших практик в данной сфере.
Решения такого рода позволят создать предпосылки и возможности для увеличения объема закупок инновационной продукции, привлечения дополнительного финансирования и более эффективного использования бюджетных средств.
В рамках пятого научного результата разработаны концептуальные положения по взаимодействию государственных и муниципальных органов власти в инновационном процессе. Предложены организационно- экономические механизмы регулирующего воздействия государственных органов власти на органы местного самоуправления, нацеленные на активизацию инновационной деятельности на местном уровне с учетом единства федеральной, региональной и муниципальной инновационной политики.
В настоящее время запуск инновационных механизмов обеспечивается преимущественно федеральными и региональными властными структурами, оставляющими за рамками активного вовлечения муниципальный уровень, который «выпадает» из инновационного процесса, что усиливается сосредоточенностью местной администрации на разрешении накопленных годами социально-экономических проблем.
Обоснована необходимость создания и практической реализации мотивационных механизмов, стимулирующих инновационную активность на муниципальном уровне, а также механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в ходе реализации муниципальной инновационной политики, в связи с чем разработаны соответствующие предложения:
оказание дополнительной государственной финансовой помощи муниципалитетам, активно развивающих инновационный сектор экономики, включая совместную реализацию государственных и муниципальных инновационных проектов и программ;
формирование системы целевых показателей инновационной активности муниципальных образований, разработка методики оценки эффективности инновационной деятельности;
проведение рейтингования муниципальных образований по показателям инновационной активности, эффективности деятельности органов местного самоуправления, что позволит развить конкуренцию между муниципалитетами, мотивирующую усиление положительной динамики развития лидирующих территорий и преодоление стагнации отстающих.
Следует учитывать, что формирование инновационной политики и социально-экономического развития муниципальных образований необходимо осуществлять согласованно, преодолевая при этом проблему нерешенных вопросов местного значения, для чего предлагается:
регулярная разработка и реализация муниципальных программ, стратегий инновационного развития;
формирование спроса на инновационную продукцию через муниципальный заказ в рамках полномочий по решению вопросов местного значения;
формирование благоприятного инвестиционного климата: предоставление инноваторам налоговых и неналоговых льгот, грантов, субсидий на конкурсной основе, муниципального имущества на льготных условиях и т.д.;
поддержка образовательных программ основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала для их последующего вовлечения в инновационную деятельность.
В качестве «обратной связи», с целью перехода от инновационного торможения к инновационному разгону, органам местного самоуправления надлежит направить усилия на формирование муниципальной инициативы и включиться во взаимодействие органов власти всех уровней, обеспечивающее единство федеральной, региональной и муниципальной инновационной политики. На рисунке 4 представлена авторская разработка соответствующей схемы.
Рисунок 4 – Взаимодействие органов власти в целях развития инновационной деятельности на муниципальном уровне
Источник: составлено автором
В современных условиях органы МСУ, повседневно осуществляя деятельность по решению вопросов местного значения, параллельно способны искать дополнительные источники финансирования, создавать условия для привлечения инвесторов, активизировать деятельность инфраструктурных элементов инновационной сферы.
Предложенные меры, позволят создать предпосылки для преодоления инновационных барьеров, стимулирования инновационной активности, формирования единства федеральной, региональной и муниципальной инновационной политики.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа посвящена исследованию вопросов, связанных с развитием инновационной деятельности на муниципальном уровне, организационно- экономическим механизмам ее активизации, анализу факторов, влияющих на инновационную трансформацию муниципальных образований.
1. В современных условиях инновационного развития экономики страны нельзя не учитывать муниципальный уровень, поскольку инновационная деятельность на муниципальном уровне способна создать толчок процессам формирования научно-технических преобразований в региональных и национальных масштабах.
2. Выявлена специфика организации инновационной деятельности на муниципальном уровне, связанная с полномочиями органов местного самоуправления, имеющих двойственный характер, обусловленный ограниченными возможностями участия муниципального образования в инновационном процессе; обозначены основные группы барьеров, препятствующих реализации муниципальной инновационной политики.
3. Анализ динамики статистических показателей социально- экономического положения и инновационной деятельности муниципальных образований Московской области позволил выявить наиболее острые, нерешенные проблемы, преодоление которых возможно за счет внедрения инновационных технологий, обеспечивающих наиболее эффективное решение вопросов местного значения и повышение качества жизни населения.
4. Сформулированы предложения по преодолению организационно-
экономических проблем, сопряженных с процедурами и регламентом муниципальных закупок в отношении инновационной продукции, которые позволят создать предпосылки для увеличения объема закупаемой инновационной продукции и более эффективно использовать бюджетные средства.
5. Применяемая в работе методика эталонного метода рейтинговой оценки и введенная автором процентная шкала предложена к использованию органам власти в качестве инструмента мониторинга инновационного
развития на муниципальном уровне.
Актуальность темы исследования. Инновационная трансформация
экономических процессов является ключевым приоритетом современного этапа
социально-экономического развития России. Инновационная деятельность
способствует продвижению научно-технического прогресса не только на уровне
хозяйствующих субъектов, но и на территориальном уровне, создавая при этом
предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни
населения. Изменение роли муниципальных образований в системе общественных
институтов, которые стали самостоятельными субъектами экономической
деятельности, привело к тому, что местное самоуправление оказалось вовлеченным
в систему межтерриториальной конкуренции за привлечение инвестиций,
имеющих стратегическое значение.
В условиях инновационного развития экономики страны нельзя не учитывать
муниципальный уровень, в котором заключен огромный потенциал, способный
обеспечить активизацию инновационной деятельности в рамках муниципальной
экономики, а также создать предпосылки для технологической модернизации в
региональных и национальных масштабах. Инновационно ориентированные
территории получают новые конкурентные преимущества, связанные с
коммерциализацией научно-технических достижений, что позволяет улучшить
инвестиционный климат и привлечь дополнительное финансирование как из
государственных, так из частных источников.
Существует ряд факторов, негативным образом влияющих на инновационное
развитие муниципальных образований, таких как отсутствие комплексного
подхода к развитию инновационной деятельности, недостаток квалифицированных
кадров, слабые финансовые возможности органов местного самоуправления, их
неготовность использовать достижения науки и техники в практической
деятельности, незаинтересованность представителей предпринимательских
структур в реализации инновационных разработок и др. Как следствие, необходим
импульс в форме организационных и экономических механизмов,
обеспечивающих расширение масштабов инновационной деятельности в рамках
муниципальной экономики.
На сегодняшний день запуск инновационных механизмов обеспечивается
преимущественно федеральными и региональными властными структурами,
оставляющими за рамками активного вовлечения муниципальный уровень.
Следовательно, возникает проблема выстраивания системы взаимодействия всех
уровней власти, направленной на создание условий для интенсификации
инновационного производства.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью
поиска путей совершенствования системы экономических отношений,
направленных на формирование организационно-экономических механизмов
инновационного развития муниципальных образований в условиях становления
национальной инновационной системы.
Степень изученности проблемы. Вопросам инновационного развития
посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов,
научные труды и исследования которых послужили теоретической и методической
основой настоящего исследования.
Изучению проблем формирования и развития инновационной экономики
посвящены труды известных отечественных и зарубежных авторов таких как: Л.И.
Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.Б. Белокрылов, О.В. Долженкова, Т.В. Минеева, А.Г.
Полякова, И.В. Скопина, Й. Шумпетера, Ф. Эмери и др.
Исследование сущности инноваций, управления и регулирования
инновационной деятельности представлены в работах А.И. Гретченко,
Е.П. Митрофанова, С.В. Рыкова, А.Е. Суглобовой, Е.В. Смирновой,
М.А. Эскиндарова, Ю.В. Яковца.
Работы авторов: С.Ю. Глазьева, Г.Ю. Гагариной, Г.М. Зинчук, В.В. Иванова,
Н.В. Седовой, Л.Н. Чайниковой и др. – развивают современные концепции
инновационного развития территорий на основе смены технологических укладов,
организации кластеров.
Весомым вкладом в теоретические, методические и практические аспекты
муниципального управления стали научные труды Р.А. Абрамова,
О.В. Антипиной, С.Р. Байтимирова, А.Г. Ворониной, Б.С. Жихаревича и др.
Современным проблемам формирования и развития инновационной
экономики на муниципальном уровне посвящены работы отечественных авторов:
Н.И. Данилова, А.Ю. Егорова, Е.Ф. Никитской, М.В. Палкиной, М.В. Савиной и др.
Несмотря на активный интерес ученых к инновационной тематике,
непосредственно вопросам инновационной деятельности на муниципальном
уровне в научной литературе уделяется недостаточное внимание, что
обуславливает необходимость проведения теоретико-методических исследований
в данном направлении.
Таким образом, актуальность проблемы, ее научная и практическая
значимость, необходимость формирования механизмов инновационного развития
в сложившихся экономических условиях, наличие широкого круга дискуссионных
вопросов предопределили выбор темы настоящего исследования, его предмет,
цели, задачи и структуру.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-
методических основ и практических рекомендаций, обусловливающих
формирование организационно-экономических механизмов инновационной
деятельности на муниципальном уровне, направленных на активизацию
инновационных процессов во взаимосвязи с социально-экономическим развитием
территорий.
Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить
ряд методических задач:
раскрыть содержание сущности организационно-экономических
механизмов и применения их в инновационной сфере на муниципальном уровне;
проанализировать показатели социально-экономического положения и
инновационной деятельности муниципальных образований Московской области с
последующим определением характера их взаимосвязи;
обосновать методические и практические рекомендации по
использованию региональными и муниципальными органами исполнительной
власти процедур рейтингования в качестве инструментов мониторинга в процессе
управления инновационным развитием муниципальных образований;
исследовать муниципальные закупки инновационной продукции,
выявить и систематизировать проблемы закупок, проводимых в рамках
контрактной системы, используемых для развития инновационного производства
муниципальных образований;
разработать модель, основанную на взаимосвязи интегральных
факторов, имеющих определяющее значение в инновационных преобразованиях на
муниципальном уровне;
обобщить и уточнить систему организации взаимодействия
государственных и муниципальных органов власти в инновационной сфере,
определить порядок их взаимодействия в рамках инновационного развития на
муниципальном уровне.
Объектом исследования является инновационная деятельность
муниципальных образований как социально-экономических подсистем региона.
Предметом исследования являются социально-экономические и
организационно-управленческие отношения, возникающие при формировании
организационно–экономических механизмов развития инновационной
деятельности на муниципальном уровне.
Теоретической и методической базой исследования послужили работы
отечественных и зарубежных авторов, касающиеся проблемам инновационного
развития, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых,
посвященные исследованию проблем муниципальной экономики и управления
местным развитием, стратегического управления, инновационного менеджмента, а
также материалы научных конференций по данному вопросу.
Методология исследования основывается на применении системного и
комплексного подходов. В процессе исследования применялись методы
логического анализа, аналогии, наблюдения, рейтингования, экспертных оценок,
сравнительного анализа, метод бальных оценок.
Информационную базу исследования составили материалы научно-
исследовательской деятельности российских и зарубежных ученых; монографии,
диссертации и авторефераты диссертаций, затрагивающие темы инновационного
развития муниципальных образований; нормативно-правовые акты, относящиеся к
процессам инновационного развития; нормативно-методическая документация;
научные журналы и издания, посвященные вопросам инновационного развития и
внедрению инноваций, собственные результаты исследований автора, а также
ресурсы сети Интернет.
Содержание диссертации соответствует Паспорту научной специальности
Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации по специальности 08.00.05 – Экономика и
управление народным хозяйством (
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!